Навигация по странице:
БМ-13Н на шасси Зис-151
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово»
Истребитель МиГ-23МЛА
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик МиГ-25ПУ
Истребитель-бомбардировщик МиГ-27М
БМП-1
Тяжелый танк Т-10М
120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»
Бронетранспортёр БТР-80
45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года
85-мм дивизионная пушка Д-44
76,2-мм горная пушка 2А2
Учебно-тренировочный самолёт Аэро Л-29 «Дельфин»
Экраноплан «Акваглайд-5»
Сверхзвуковой фронтовой истребитель МиГ-21бис
Пусковая установка 5П73 ЗРК С-125 «Нева»
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ «Бирюса»
Макет ограждения рубки атомной подводной лодки К-43 проекта 670
Макет лёгкого танка Т-18
Тяжёлая самоходная установка ИСУ-152
Тяжёлый танк ИС-2
БМД-1
Многоцелевой самолёт Ан-2
Месторасположение: г.Нижний Новгород, набережная Гребного канала
Официальный сайт: http://park-pobeda-nnov.ru/
Дополнительно:
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Оренбург. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке им. Фрунзе
Национальный музей Республики Татарстан
Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Военная техника у окружного дома офицеров и штаба ЦВО, Екатеринбург
"Во второй половине 1940-х годов на автомобиль ЗИС-151 были переставлены практически все типы систем залпового огня, выпускавшихся во время Великой Отечественной войны и базировавшихся в основном на американских ленд-лизовских грузовиках. Главными боевыми машинами на новом советском шасси стали легендарные «катюши» БМ-13 военных пор, на смену которым в первой половине 1950-х годов пришли новые еще более мощные системы залпового огня.
БМ-13Н (52-У-9416) – серийная боевая машина залпового огня на шасси ЗИС-151 для запуска реактивных снарядов калибра 132 мм. На вооружение принята в 1949 году и выпускалась московским заводом «Компрессор». По общей конструкции не отличалась от нормализованной установки БМ-13Н военного времени, но была приспособлена для монтажа на ЗИС-151 с защитой кабины и двумя задними винтовыми домкратами для разгрузки рессор и обеспечения устойчивости. Артиллерийская часть на поворотной платформе состояла из восьми рельсовых направляющих длиной по 5 м, с которых производился запуск 16 осколочно-фугасных снарядов М-13, М-13УК и М-13УК-1 с дальностью полета 7,9 – 8,5 км. Для предохранения автомобиля от воздействия горячей газовой струи при запуске снарядов служили стальные защитные короба для бензобака и откидные бронещитки с защелками, крепившиеся на крыше кабины на болтах и петлях. В транспортном положении их укладывали на крыше. На металлическом настиле боевой части размещались ящики для запасных частей и аккумуляторных батарей. В комплект машины входили два запасных колеса за кабиной, шанцевый инструмент (пила в кабине, кирка у ее задней стенки, лопата на правом крыле и топор на левом), огнетушители и чехол для боевой части. Снаряженная масса боевой машины без экипажа – 7210 кг, в боевом положении со снарядами – 7890 кг. Габариты в транспортном положении – 7200x2300x2900 мм. Допустимая скорость движения – 50 км/ч".
Кочнев, "Автомобили Советской Армии 1946-1991"
См. также:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. ВИМАИВиВС, СПб
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. ВИМАИВиВС, СПб
Реактивная система залпового огня БМ-13. Музей отечественной военной истории в Падиково
РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
БМ-13Н на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, Москва
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск
БМ-13Н образца 1943 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НММ 2Б7Р образца 1966 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМ-13НМ на базе ЗИС-151, Военный музей, Белград, Сербия
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13НММ, музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград
БМ-13НМ обр. 1958 года на шасси ЗиЛ-157 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Боевая машина БМ-13НММ (2Б7Р) образца 1966 года в в сквере «Пионерский», Пенза
Две характерные черты этого танка позволяют определить изделие завода №112 «Красное Сормово». Во-первых, это кормовой откидной лист, который закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него. Во-вторых, на верхней лобой детали типично "горьковские" пробки на механизме натяжения гусениц – внахлёст, у всех других заводов эти пробки установлены впотай.
Примерная дата производства этой машины – 1946 год. О послевоенном производстве говорит отсутствие смотровых щелей в башне.
Танки выпуска 1944-1945 годов имели смотровую щель в правом борту башни, у места заряжающего. Штампованные катки – послевоенные, крышки ступичных подшипников с масленками.
Этот танк не имеет никакого отношения к колонне «Димитрий Донской», равно как и "самозванец" из музея в Кубинке.
Впрочем, это не удивительно. 8 марта 1944 года 38-й отдельный танковый полк получил 19 "сормовских" танков Т-34-85 с пушкой Д-5Т (характерный вид орудийной маски).
К вечеру 25 апреля 1944 года из числа Т-34-85 переданных Русской Православной церковью в составе колонны «Димитрий Донской» в строю осталось только 2 боевые машины.
После вывода полка на переформирование следы этих танков затерялись.
Особенность сормовских танков: кормовой откидной лист закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него
Машина необычная – вроде бы обычный Миг-23МЛ/МЛД, но не видно следов установки теплопеленгатора ТП-23М, который должен находиться перед носовой стойкой шасси. Кроме того, не видно и пилонов для установки вооружения.
Судя по обсуждению на http://russianplanes.net/id151859, это пилотажная версия Миг-23МЛ. С самолётов снимали часть оборудования: радиолокационный прицел, систему опознавания, пилоны для подвесного оружия. Такие машины использовались для показа возможностей авиационной техники. Например, в 1970-ых лётчики 234-го Проскуровского ГвИАП на таких, специально подготовленных, Миг-21МФ и Миг-23МЛА, неоднократно посещали с дружественными визитами французские, финские, шведские авиабазы. Как сказано в историческом формуляре: «основная задача полка – показ авиационной техники на земле и летного мастерства в воздухе».
Заводской (формулярный) номер известен: 0390310654 (его фрагмент нанесён краской в нишах – 10654). Но из него можно выжать совсем немного: 039 – код завода, 03 – заводской индекс изделия (МЛ, МЛА, МЛД), 10654 – условный номер самолёта (образован из серийного с помощью процедуры шифрования). Такой формат номера ввели в 1970-ых, после усиления режима секретности. Цель проста: скрыть от вероятного противника объёмы выпуска. Серийный же номер (номер серии и порядковый номер машины в серии) в эксплуатационной документации нигде не фигурирует, хотя он и нанесён на Миг-23 в пяти позициях. Я нашёл шильдики с серийными номерами в нишах шасси, но они оказались разными: 10727 и 10728. Т.е. это 107 серия, порядковый номер в серии из 15 единиц: 12 или 13. С чем связана путаница с использованием нескольких серийных номеров в процессе производства – не знаю.
Самолет был передан областному центру в дар к 70-летию Великой Победы предприятием ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина». Предположительно, борт находился в бывшей уфимской ШМАС, а ныне в 464-ом УТЦ ВВС, в/ч 77210. Силами работников завода самолёт перевезли в Арзамас, где обновили окраску, а затем отправили в Нижний Новгород. Летом 2014 года он занял своё нынешнее место в экпозиции музея.
"МиГ-23 по своей сути был не самолетом, а летающим комплексом. На нем стояли практически все виды вооружения того времени, оптический прицел, теплопеленгатор, радиоприцел “Сапфир”, использующий в работе моноимпульсный метод. Но самое главное, что этот самолет был с изменяемой стреловидностью крыла. Был еще такой самолет - Су-17М3, с изменяемой геометрией крыла, но у него только законцовки изменялись. А у МиГ-23 полностью двигалось все крыло. Но несмотря на все эти новшества нам не хотелось летать на этих недоработанных “махолетах”.
...
Не с первого раза мы освоили свои самолеты. На первых полетах из семи прошедших обучение летчиков шестеро снесли так называемый “подфюзеляжный гребень”, который складывается перед посадкой. Несмотря на все сложности, после такой интенсивной подготовки в полку, я уже к концу года сдал экзамен на третий класс.
Мы привыкли летать на МиГ-21ПФ, у которого при взлете и посадке ноги летчика оказываются выше его головы. Там принцип был такой: если полосу не видишь, значит идешь на полосу. Из-за таких больших углов ориентироваться при взлете-посадке приходилось, лишь глядя по бокам влево-вправо и градусов на пятнадцать вперед. На появившихся впоследствии МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ был сдув пограничного слоя, позволяющий из-за щелевидных закрылков уже немного видеть взлетную полосу. А МиГ-23 с прямым крылом на посадку шел уверенно, со слегка опущенным носом и его пилоту взлетно-посадочную полосу было прекрасно видно. Но прямое крыло очень боится бокового ветра, поэтому в Монголии, где ветра были сильными, к полосе приходилось подходить практически боком и рулями помогать, чтобы самолет при посадке не вынесло с полосы. При таких маневрах велика вероятность опрокидывания машины. В Афганистане у нас подобным образом опрокинулся самолет, управляемый заместителем командира полка, у которого из-за усталости металла подвернулась стойка.
...
В Афганистане, при сбросе четырех ФАБ-500, создавалось ощущение, словно самолет отталкивается от воздуха, становясь легче и уходя в высоту. Причем отталкивается с такой силой, что он вот-вот переломится пополам. Требования к бомбометанию были довольно чрезвычайно критичными, однако мы их в Афганистане полностью игнорировали. Например, согласно требованиям, атака наземной цели должна производиться с углом в двадцать градусов и если на зачете угол составлял уже, допустим, двадцать два градуса, то экзаменуемый получал двойку. Забегая вперед скажу, что в Афганистане мы работали с углами в пятьдесят - шестьдесят градусов, ведь чем больше угол, тем точнее кладется бомба. А у нас задачей было точно поразить цель, и если я буду заходить с углом в двадцать градусов, практически на бреющем, то меня сшибут тут же.
...
- Да, у нас был учебно-тренировочный самолет. Мы даже днем подвешивали на эту “спарку” светящиеся авиабомбы и, зная, что в этом районе слишком сильная ПВО, “спарка” поднималась высоко и сбрасывала оттуда светящуюся бомбу. У нас это называлась “работа под люстрой”. Когда бомба опускалась ближе к земле, мы заходили сверху нее и под ее прикрытием начинали работать по целям. При пуске ракет у нас еще дополнительно срабатывали свои собственные тепловые ловушки."
Источник: Колузаев Владимир Владимирович, 126 иап. Я Помню. Воспоминания участников современных войн и конфликтов
Миг-25ПУ выпускался горьковским авиазаводом №21 «Сокол» с 1969 года. Заводской номер этой машины: 22034855. Борт служил в 786 истребительном авиационном полку (г.Правдинск), а с 2001 года – хранился на предприятии-изготовителе. В июле 2013 года был передан оттуда в экспозицию музея. При покраске бортовой номер сохранён.
Смотри также:
Самолёт прорыва ПВО МиГ-25БМ, музей авиационной техники, аэродром Боровая
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик МиГ-25ПУ, музей авиационной техники, аэродром Боровая
МиГ-25РУ – учебно-тренировочный вариант разведчика МиГ-25Р в Техническом музее, г.Тольятти
Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик Миг-25ПУ, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Истребитель-перехватчик Миг-25ПДС (заводской №840АА04) в Музее истории гражданской авиации в г.Ульяновск
Самолёт прорыва ПВО МиГ-25БМ на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015
Миг-25РБ, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
МиГ-27М выпущен авиазаводом №99, г.Улан-Удэ. Заводской номер 83712501025. Самолёт поступил в музей 6 сентября 2012 года с липецкой базы хранения. При перекраске закрашено изображение орла на левом воздухозаборнике, который, символизировал принадлежность самолёта к бомбардировочному авиаполку.
Детали строевой службы неизвестны. Встречается лишь упоминание о том, что в 2009 году самолёт с таким заводским номером был выставлен на продажу, как лом планера. При этом местонахождение указано: в/ч 14096, г.Тамбов. Скорее всего в период с 1993 года по 2012 борт находился на 4255 базе резерва авиационной техники.Напомню, что в 1993 году происходило массовое списание МиГ-27 с расформированием полков и сдачей машин на базы хранения в Липецке, Тамбове, Степи, Чебеньках, Славгороде и Талды-Кургане. В последующем там же происходила подготовка к утилизации авиатехники.
См. также:
Один из первых серийных МиГ-27, Центральный музей Военно-воздушных сил России, п.Монино
Миг-27 ("чистый", без доп.индекса), Музей техники Вадима Задорожного
Миг-27К, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», г.Минск
Миг-27К, , Мемориальный Парк Победы, г.Казань
Миг-27М и кабина Миг-27Д в Техническом музее, г.Тольятти
См. также:
БМП-1П в музее «Боевая слава Урала» в сквере «Белые росы», Пенза
БМП-1К. Музей отечественной военной истории в Падиково
БМП-2Д в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
Командно-штабная машина БМП-1КШ. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-1. Тульский государственный музей оружия
БМП-1. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
БМП-1 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМП-2 обр. 1980 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Советские экспериментальные боевые машины пехоты. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
БМП-3. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года. Мемориальный Парк Победы в Казани
БМП-1 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМП-2 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1). Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Командно-штабная машина на базе БМП-1, БМП-1 образца 1966 года, БМП-2 образца 1980 года в Техническом музее, Тольятти
"... рост боевой массы стал для новых тяжёлых танков ловушкой. ИС-4 на мощностях ЧКЗ выпускался с огромным трудом: в 1947 году выпустили всего 55 машин, ещё 155 танков изготовили в 1948 году. ИС-7 ожидала ещё более серьёзная проблема: ему требовался принципиально новый двигатель, производство которого ещё предстояло освоить. Боевая масса в 68 тонн означала, что потребуются новые средства эвакуации, да и тактическая мобильность оказывалась весьма сомнительной. Такую махину выдержит далеко не каждый мост, в том числе и железнодорожный. Кроме того, возникал вопрос и с железнодорожными платформами необходимой грузоподъёмности. Сложности, обойдённые по ряду причин в 1941 году, «догнали» советские тяжёлые танки в конце 40-х. Возникли ровно те же проблемы, что ожидали бы КВ-3, КВ-4 и КВ-5, пойди они в серию.
Взвесив все «за» и «против», советское руководство приняло единственно правильное решение. 18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета Министров СССР, на котором присутствовало командование бронетанковыми и механизированными войсками, а также представители Главного бронетанкового управления Вооружённых сил. Итогом заседания стало постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. ИС-7 ушёл в небытие, закончилось производство и ИС-4 (в 1949 году выпустили последние 19 танков)."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru
"Ещё одним проявлением своеобразного регресса стало вооружение. Устанавливавшаяся на ИС-2, ИС-3 и ИС-4 122-мм пушка Д-25Т не устраивала военных уже в начале 1944 года. На ИС-7 спроектировали 130-мм пушку С-70, но в ИС-5 это орудие установить было невозможно. В итоге новый танк получил в качестве вооружения всё ту же Д-25Т. Таким образом, в плане вооружения и бронирования перспективный тяжёлый танк больше соответствовал не концу 40-х годов, а периоду окончания Второй мировой войны."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru
"Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в 1952 году была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить своего возможного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10. Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. На горизонте появился новый класс, впитавший в себя лучшие стороны средних и тяжёлых машин – основной танк."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru
"Данная машина стала развитием тяжелого танка ИС-5 (объект 730), работы по которому начались еще в начале 1949 года. Тогда казалось, что это шаг назад, особенно по броневой защите. Но уже быстро были запущены работы по 122-мм орудию М-62, которое как раз было главной особенностью Т-10М. Вместе с этой пушкой танк стал самым сбалансированным в своём классе. Броневая защита была вполне современно, как показала практика, 105-мм орудие L7, которое появилось в 50-е, в лоб не пробивала его прямого предшественника - ИС-3. Ну а орудие М-62 вполне пробивала и тяжелые танки. Плюс Т-10 имел очень приличную подвижность, причем не только для тяжелого, но и для среднего танка. Кроме того, ходовая часть с пучковыми торсионами обеспечивала высокую плавность хода."
Источник: Сбалансированный образец : yuripasholok — ЖЖ
См. также:
Тяжёлый танк Т-10 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк Т-10. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Тяжёлый танк Т-10. Музей техники Вадима Задорожного
Экспериментальный ракетный тяжелый танк «Объект 757» (база Т-10М с ПТРК «Рубин»). Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк Т-10М. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Тяжёлый танк Т-10М в районе стадиона «Измайлово», Москва
Тяжёлый танк Т-10М, Музей отечественной военной истории в Падиково
Страница на сайте музея: 2С23 Нона-СВК. Добавлю что 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК» было передано ОАО «ЦНИИ «Буревестник» в дар музею, вместе с 120-миллиметровым минометом 2Б11 (разработка конструкторов «Буревестника») и 122-мм гаубицей Д-30 (разработка Свердловского ОКБ-9)
См. также:
«Нона-СВК», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
«Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
«Нона-С», Центральный музей Вооружённых Сил
«Нона-С», Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
«Нона-С», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
«Нона-С», Музей отечественной военной истории в Падиково
"Во многих мотострелковых полках артиллерийские дивизионы до конца 1981 года имели на вооружении 85-мм полковые пушки Д-44, образца 1944 года. Что можно сказать о них? Не соответствовали они своему предназначению. Артиллеристы знают, что это было "самое громкое" орудие среди всех имевшихся в Советской Армии. Два-три десятка выстрелов вызывали у наводчика повреждение барабанных перепонок с последующим невозвратимым ухудшением слуха. В общем, "старья" хватало. И это "старьё" поэтапно заменяли самым совершенным на то время оружием".
Чеботарёв Сергей Иванович. "«Бог войны» на «поле брани»"
"85-мм дивизионная пушка Д-44. Орудие предназначалось для огневой поддержки боевых действий общевойсковых подразделений на равнинной местности. Имея настильную траекторию огня, эта система, имея внушительную дальность стрельбы в 18900 метров, в то же время, не позволяла в полную силу использовать свои возможности в горной местности. Угол подъёма ствола не позволял вести стрельбу по высоткам, расположенным за хребтами горных массивов. Вдобавок ко всем этим минусам, можно отметить и незначительные боевые свойства осколочных снарядов системы. Говоря по большому счёту, нахождение 85-мм пушки на вооружении артиллерийских дивизионов мотострелковых полков, было бесполезным. В результате этого, уже к концу 1981 года данные раритетные изделия советского военно-промышленного комплекса были возвращены на территорию СССР, а их место заняли 122-мм гаубица Д-30".
Чеботарёв Сергей Иванович. "«Бог войны» на «поле брани»"
76-мм горная пушка М-99 была спроектирована под руководством Цырульникова согласно постановлению Совета Министров от 26.10.1951 г. М-99 была принята на вооружение в 1958 году под названием «76-мм горная пушка ГП» и получила индекс 2А2.
Конструктивная компоновка пушки выполнена по классической схеме: ствол с затвором наложен на лафет.
Ствол пушки разборный. Он состоит из трубы, казенника и кожуха. Казенник и труба, соединяясь между собой нарезными секторами, закрепляют кожух. Внутреннее устройство ствола одинаково с 76-мм горной пушкой образца 1938 г. Затвор горизонтальный клиновой, с полуавтоматикой пружинного типа, не зависящий от скорости наката (открывание производилось открывающей пружиной, а закрывание – закрывающей пружиной). Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором. Накатник гидропневматический. При выстреле противооткатные устройства откатываются вместе со стволом. Подъемный механизм имеет один сектор. Поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. Верхний станок соединен штырем с нижним станком.
Источник: 2А2 76,2 мм горная пушка
Дополнительно:
Антенные посты кабины Ф1 (РПН) и низковысотного обнаружителя 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М ЗРС С-300П. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д ЗРС семейства С-300ПС. Центральный музей Вооружённых Сил. Москва
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300П. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
Пусковая установка 5П851 и антенный пост радиолокатора подсвета и наведения ЗРC С-300ПТ Музей Войск ПВО страны. Балашиха
Пусковая установка 5П85СМ из состава ЗРС С-300ПМ. Военно-патриотический парк «Патриот»
Зенитная управляемая ракета 5В55 в транспортно-пусковом контейнере 5П86 из состава ЗРК С-300П. Военно-патриотический парк «Патриот»
Пусковая установка 5П85С из состава ЗРК С-300ПС. Военно-исторический парк «Патриот», Энгельс
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ «Бирюса», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Петухов С.И., Шестов И.В., «История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России»
Печатников Владимир Кириллович «Исторические очерки капитана 1 ранга Печатникова»
Милованов Владимир Павлович «Повесть о жизни» (Модернизация Московского радиотехнического завода под выпуск С-300)
К-43 — первая подводная лодка проекта 670 «Скат», разработка горьковского ЦКБ-112 («Красное Сормово»). Относительно первая одновальная однореакторная ПЛ, вооружённая ПКР «Аметист». Спущена на воду 2 августа 1966 года. С 25 августа по 14 сентября 1980 года совершила подлёдный трансарктический межфлотский переход, осуществляя ближнее охранение РПКСН К-223 пр. 667БДР. Лодки перешли с Северного на Тихоокеанский флот подо льдами Центральной Арктики.
C декабря 1984 по март 1989 года К-43 находилась в аренде у Военно-морских сил Индии под названием S-71 «Chakra». 3 июля 1992 года АПЛ выведена из состава флота, находилась на отстое в бухте Крашенинникова. В 2006 году К-43 отправлена на утилизацию.