Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности


БМ-13Н на шасси Зис-151

"Во второй половине 1940-х годов на автомобиль ЗИС-151 были переставлены практически все типы систем залпового огня, выпускавшихся во время Великой Отечественной войны и базировавшихся в основном на американских ленд-лизовских грузовиках. Главными боевыми машинами на новом советском шасси стали легендарные «катюши» БМ-13 военных пор, на смену которым в первой половине 1950-х годов пришли новые еще более мощные системы залпового огня. БМ-13Н (52-У-9416) – серийная боевая машина залпового огня на шасси ЗИС-151 для запуска реактивных снарядов калибра 132 мм. На вооружение принята в 1949 году и выпускалась московским заводом «Компрессор». По общей конструкции не отличалась от нормализованной установки БМ-13Н военного времени, но была приспособлена для монтажа на ЗИС-151 с защитой кабины и двумя задними винтовыми домкратами для разгрузки рессор и обеспечения устойчивости. Артиллерийская часть на поворотной платформе состояла из восьми рельсовых направляющих длиной по 5 м, с которых производился запуск 16 осколочно-фугасных снарядов М-13, М-13УК и М-13УК-1 с дальностью полета 7,9 – 8,5 км. Для предохранения автомобиля от воздействия горячей газовой струи при запуске снарядов служили стальные защитные короба для бензобака и откидные бронещитки с защелками, крепившиеся на крыше кабины на болтах и петлях. В транспортном положении их укладывали на крыше. На металлическом настиле боевой части размещались ящики для запасных частей и аккумуляторных батарей. В комплект машины входили два запасных колеса за кабиной, шанцевый инструмент (пила в кабине, кирка у ее задней стенки, лопата на правом крыле и топор на левом), огнетушители и чехол для боевой части. Снаряженная масса боевой машины без экипажа – 7210 кг, в боевом положении со снарядами – 7890 кг. Габариты в транспортном положении – 7200x2300x2900 мм. Допустимая скорость движения – 50 км/ч".
Кочнев, "Автомобили Советской Армии 1946-1991"

См. также:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. ВИМАИВиВС, СПб
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. ВИМАИВиВС, СПб
Реактивная система залпового огня БМ-13. Музей отечественной военной истории в Падиково
РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
БМ-13Н на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, Москва
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск
БМ-13Н образца 1943 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НММ 2Б7Р образца 1966 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМ-13НМ на базе ЗИС-151, Военный музей, Белград, Сербия
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13НММ, музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград
БМ-13НМ обр. 1958 года на шасси ЗиЛ-157 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Боевая машина БМ-13НММ (2Б7Р) образца 1966 года в в сквере «Пионерский», Пенза

Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово»

Две характерные черты этого танка позволяют определить изделие завода №112 «Красное Сормово». Во-первых, это кормовой откидной лист, который закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него. Во-вторых, на верхней лобой детали типично "горьковские" пробки на механизме натяжения гусениц – внахлёст, у всех других заводов эти пробки установлены впотай.
Примерная дата производства этой машины – 1946 год. О послевоенном производстве говорит отсутствие смотровых щелей в башне. Танки выпуска 1944-1945 годов имели смотровую щель в правом борту башни, у места заряжающего. Штампованные катки – послевоенные, крышки ступичных подшипников с масленками.
Этот танк не имеет никакого отношения к колонне «Димитрий Донской», равно как и "самозванец" из музея в Кубинке. Впрочем, это не удивительно. 8 марта 1944 года 38-й отдельный танковый полк получил 19 "сормовских" танков Т-34-85 с пушкой Д-5Т (характерный вид орудийной маски). К вечеру 25 апреля 1944 года из числа Т-34-85 переданных Русской Православной церковью в составе колонны «Димитрий Донской» в строю осталось только 2 боевые машины. После вывода полка на переформирование следы этих танков затерялись.

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово» (послевоенный выпуск)

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Надпись на башне содержит ошибку Должно быть: «Димитрий Донской»

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Вентиляторы уже разнесены. Утрачен бронеколпак приточного вентилятора, размещённого над орудием

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Ведущее колесо

Состояние танка после перекраски

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Особенность сормовских танков: кормовой откидной лист закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него

Т-34-85, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Штампованные опорные катки с маслёнками (послевоенного образца)

См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Истребитель МиГ-23МЛА

Машина необычная – вроде бы обычный Миг-23МЛ/МЛД, но не видно следов установки теплопеленгатора ТП-23М, который должен находиться перед носовой стойкой шасси. Кроме того, не видно и пилонов для установки вооружения. Судя по обсуждению на http://russianplanes.net/id151859, это пилотажная версия Миг-23МЛ. С самолётов снимали часть оборудования: радиолокационный прицел, систему опознавания, пилоны для подвесного оружия. Такие машины использовались для показа возможностей авиационной техники. Например, в 1970-ых лётчики 234-го Проскуровского ГвИАП на таких, специально подготовленных, Миг-21МФ и Миг-23МЛА, неоднократно посещали с дружественными визитами французские, финские, шведские авиабазы. Как сказано в историческом формуляре: «основная задача полка – показ авиационной техники на земле и летного мастерства в воздухе».
Заводской (формулярный) номер известен: 0390310654 (его фрагмент нанесён краской в нишах – 10654). Но из него можно выжать совсем немного: 039 – код завода, 03 – заводской индекс изделия (МЛ, МЛА, МЛД), 10654 – условный номер самолёта (образован из серийного с помощью процедуры шифрования). Такой формат номера ввели в 1970-ых, после усиления режима секретности. Цель проста: скрыть от вероятного противника объёмы выпуска. Серийный же номер (номер серии и порядковый номер машины в серии) в эксплуатационной документации нигде не фигурирует, хотя он и нанесён на Миг-23 в пяти позициях. Я нашёл шильдики с серийными номерами в нишах шасси, но они оказались разными: 10727 и 10728. Т.е. это 107 серия, порядковый номер в серии из 15 единиц: 12 или 13. С чем связана путаница с использованием нескольких серийных номеров в процессе производства – не знаю.
Самолет был передан областному центру в дар к 70-летию Великой Победы предприятием ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина». Предположительно, борт находился в бывшей уфимской ШМАС, а ныне в 464-ом УТЦ ВВС, в/ч 77210. Силами работников завода самолёт перевезли в Арзамас, где обновили окраску, а затем отправили в Нижний Новгород. Летом 2014 года он занял своё нынешнее место в экпозиции музея.

Миг-23МЛА, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Схема окраски и цвета соответствуют окраске МиГ-23 234-го ИАП в 1978 году

Миг-23МЛА, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Заводской № 0390310654

"МиГ-23 по своей сути был не самолетом, а летающим комплексом. На нем стояли практически все виды вооружения того времени, оптический прицел, теплопеленгатор, радиоприцел “Сапфир”, использующий в работе моноимпульсный метод. Но самое главное, что этот самолет был с изменяемой стреловидностью крыла. Был еще такой самолет - Су-17М3, с изменяемой геометрией крыла, но у него только законцовки изменялись. А у МиГ-23 полностью двигалось все крыло. Но несмотря на все эти новшества нам не хотелось летать на этих недоработанных “махолетах”.
...
Не с первого раза мы освоили свои самолеты. На первых полетах из семи прошедших обучение летчиков шестеро снесли так называемый “подфюзеляжный гребень”, который складывается перед посадкой. Несмотря на все сложности, после такой интенсивной подготовки в полку, я уже к концу года сдал экзамен на третий класс.
Мы привыкли летать на МиГ-21ПФ, у которого при взлете и посадке ноги летчика оказываются выше его головы. Там принцип был такой: если полосу не видишь, значит идешь на полосу. Из-за таких больших углов ориентироваться при взлете-посадке приходилось, лишь глядя по бокам влево-вправо и градусов на пятнадцать вперед. На появившихся впоследствии МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ был сдув пограничного слоя, позволяющий из-за щелевидных закрылков уже немного видеть взлетную полосу. А МиГ-23 с прямым крылом на посадку шел уверенно, со слегка опущенным носом и его пилоту взлетно-посадочную полосу было прекрасно видно. Но прямое крыло очень боится бокового ветра, поэтому в Монголии, где ветра были сильными, к полосе приходилось подходить практически боком и рулями помогать, чтобы самолет при посадке не вынесло с полосы. При таких маневрах велика вероятность опрокидывания машины. В Афганистане у нас подобным образом опрокинулся самолет, управляемый заместителем командира полка, у которого из-за усталости металла подвернулась стойка.
...
В Афганистане, при сбросе четырех ФАБ-500, создавалось ощущение, словно самолет отталкивается от воздуха, становясь легче и уходя в высоту. Причем отталкивается с такой силой, что он вот-вот переломится пополам. Требования к бомбометанию были довольно чрезвычайно критичными, однако мы их в Афганистане полностью игнорировали. Например, согласно требованиям, атака наземной цели должна производиться с углом в двадцать градусов и если на зачете угол составлял уже, допустим, двадцать два градуса, то экзаменуемый получал двойку. Забегая вперед скажу, что в Афганистане мы работали с углами в пятьдесят - шестьдесят градусов, ведь чем больше угол, тем точнее кладется бомба. А у нас задачей было точно поразить цель, и если я буду заходить с углом в двадцать градусов, практически на бреющем, то меня сшибут тут же.
...
- Да, у нас был учебно-тренировочный самолет. Мы даже днем подвешивали на эту “спарку” светящиеся авиабомбы и, зная, что в этом районе слишком сильная ПВО, “спарка” поднималась высоко и сбрасывала оттуда светящуюся бомбу. У нас это называлась “работа под люстрой”. Когда бомба опускалась ближе к земле, мы заходили сверху нее и под ее прикрытием начинали работать по целям. При пуске ракет у нас еще дополнительно срабатывали свои собственные тепловые ловушки."
Источник: Колузаев Владимир Владимирович, 126 иап. Я Помню. Воспоминания участников современных войн и конфликтов

Учебно-тренировочный истребитель-перехватчик Миг-25ПУ

Миг-25ПУ выпускался горьковским авиазаводом №21 «Сокол» с 1969 года. Заводской номер этой машины: 22034855. Борт служил в 786 истребительном авиационном полку (г.Правдинск), а с 2001 года – хранился на предприятии-изготовителе. В июле 2013 года был передан оттуда в экспозицию музея. При покраске бортовой номер сохранён.

Истребитель-бомбардировщик Миг-27М

МиГ-27М выпущен авиазаводом №99, г.Улан-Удэ. Заводской номер 83712501025. Самолёт поступил в музей 6 сентября 2012 года с липецкой базы хранения. При перекраске закрашено изображение орла на левом воздухозаборнике, который, символизировал принадлежность самолёта к бомбардировочному авиаполку.
Детали строевой службы неизвестны. Встречается лишь упоминание о том, что в 2009 году самолёт с таким заводским номером был выставлен на продажу, как лом планера. При этом местонахождение указано: в/ч 14096, г.Тамбов. Скорее всего в период с 1993 года по 2012 борт находился на 4255 базе резерва авиационной техники.Напомню, что в 1993 году происходило массовое списание МиГ-27 с расформированием полков и сдачей машин на базы хранения в Липецке, Тамбове, Степи, Чебеньках, Славгороде и Талды-Кургане. В последующем там же происходила подготовка к утилизации авиатехники.

БМП-1

См. также:
БМП-1П в музее «Боевая слава Урала» в сквере «Белые росы», Пенза
БМП-1К. Музей отечественной военной истории в Падиково
БМП-2Д в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
Командно-штабная машина БМП-1КШ. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-1. Тульский государственный музей оружия
БМП-1. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
БМП-1 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМП-2 обр. 1980 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Советские экспериментальные боевые машины пехоты. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
БМП-3. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года. Мемориальный Парк Победы в Казани
БМП-1 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМП-2 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1). Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Командно-штабная машина на базе БМП-1, БМП-1 образца 1966 года, БМП-2 образца 1980 года в Техническом музее, Тольятти

Тяжелый танк Т-10М

"... рост боевой массы стал для новых тяжёлых танков ловушкой. ИС-4 на мощностях ЧКЗ выпускался с огромным трудом: в 1947 году выпустили всего 55 машин, ещё 155 танков изготовили в 1948 году. ИС-7 ожидала ещё более серьёзная проблема: ему требовался принципиально новый двигатель, производство которого ещё предстояло освоить. Боевая масса в 68 тонн означала, что потребуются новые средства эвакуации, да и тактическая мобильность оказывалась весьма сомнительной. Такую махину выдержит далеко не каждый мост, в том числе и железнодорожный. Кроме того, возникал вопрос и с железнодорожными платформами необходимой грузоподъёмности. Сложности, обойдённые по ряду причин в 1941 году, «догнали» советские тяжёлые танки в конце 40-х. Возникли ровно те же проблемы, что ожидали бы КВ-3, КВ-4 и КВ-5, пойди они в серию.
Взвесив все «за» и «против», советское руководство приняло единственно правильное решение. 18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета Министров СССР, на котором присутствовало командование бронетанковыми и механизированными войсками, а также представители Главного бронетанкового управления Вооружённых сил. Итогом заседания стало постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. ИС-7 ушёл в небытие, закончилось производство и ИС-4 (в 1949 году выпустили последние 19 танков)."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru

"Ещё одним проявлением своеобразного регресса стало вооружение. Устанавливавшаяся на ИС-2, ИС-3 и ИС-4 122-мм пушка Д-25Т не устраивала военных уже в начале 1944 года. На ИС-7 спроектировали 130-мм пушку С-70, но в ИС-5 это орудие установить было невозможно. В итоге новый танк получил в качестве вооружения всё ту же Д-25Т. Таким образом, в плане вооружения и бронирования перспективный тяжёлый танк больше соответствовал не концу 40-х годов, а периоду окончания Второй мировой войны."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru

"Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в 1952 году была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить своего возможного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10. Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. На горизонте появился новый класс, впитавший в себя лучшие стороны средних и тяжёлых машин – основной танк."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru

Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Т-10М

Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Номер на башне: 108Н008

Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Отметка о кап.ремонте в 1972 году: 1РА72 №412А191

Т-10М, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Верхняя лобовая деталь: №407Н007

"Данная машина стала развитием тяжелого танка ИС-5 (объект 730), работы по которому начались еще в начале 1949 года. Тогда казалось, что это шаг назад, особенно по броневой защите. Но уже быстро были запущены работы по 122-мм орудию М-62, которое как раз было главной особенностью Т-10М. Вместе с этой пушкой танк стал самым сбалансированным в своём классе. Броневая защита была вполне современно, как показала практика, 105-мм орудие L7, которое появилось в 50-е, в лоб не пробивала его прямого предшественника - ИС-3. Ну а орудие М-62 вполне пробивала и тяжелые танки. Плюс Т-10 имел очень приличную подвижность, причем не только для тяжелого, но и для среднего танка. Кроме того, ходовая часть с пучковыми торсионами обеспечивала высокую плавность хода."
Источник: Сбалансированный образец : yuripasholok — ЖЖ

См. также:
Тяжёлый танк Т-10 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк Т-10. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Тяжёлый танк Т-10. Музей техники Вадима Задорожного
Экспериментальный ракетный тяжелый танк «Объект 757» (база Т-10М с ПТРК «Рубин»). Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк Т-10М. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Тяжёлый танк Т-10М в районе стадиона «Измайлово», Москва
Тяжёлый танк Т-10М, Музей отечественной военной истории в Падиково

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»

Страница на сайте музея: 2С23 Нона-СВК. Добавлю что 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК» было передано ОАО «ЦНИИ «Буревестник» в дар музею, вместе с 120-миллиметровым минометом 2Б11 (разработка конструкторов «Буревестника») и 122-мм гаубицей Д-30 (разработка Свердловского ОКБ-9)

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК»

Бронетранспортёр БТР-80

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года

45-мм противотанковой орудие, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

45-мм противотанковая пушка 53-К образца 1937 года

85-мм дивизионная пушка Д-44

"Во многих мотострелковых полках артиллерийские дивизионы до конца 1981 года имели на вооружении 85-мм полковые пушки Д-44, образца 1944 года. Что можно сказать о них? Не соответствовали они своему предназначению. Артиллеристы знают, что это было "самое громкое" орудие среди всех имевшихся в Советской Армии. Два-три десятка выстрелов вызывали у наводчика повреждение барабанных перепонок с последующим невозвратимым ухудшением слуха. В общем, "старья" хватало. И это "старьё" поэтапно заменяли самым совершенным на то время оружием".
Чеботарёв Сергей Иванович. "«Бог войны» на «поле брани»"

85-мм дивизионная пушка Д-44, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

85-мм дивизионная пушка Д-44

"85-мм дивизионная пушка Д-44. Орудие предназначалось для огневой поддержки боевых действий общевойсковых подразделений на равнинной местности. Имея настильную траекторию огня, эта система, имея внушительную дальность стрельбы в 18900 метров, в то же время, не позволяла в полную силу использовать свои возможности в горной местности. Угол подъёма ствола не позволял вести стрельбу по высоткам, расположенным за хребтами горных массивов. Вдобавок ко всем этим минусам, можно отметить и незначительные боевые свойства осколочных снарядов системы. Говоря по большому счёту, нахождение 85-мм пушки на вооружении артиллерийских дивизионов мотострелковых полков, было бесполезным. В результате этого, уже к концу 1981 года данные раритетные изделия советского военно-промышленного комплекса были возвращены на территорию СССР, а их место заняли 122-мм гаубица Д-30".
Чеботарёв Сергей Иванович. "«Бог войны» на «поле брани»"

76,2-мм горная пушка 2А2

76-мм горная пушка М-99 была спроектирована под руководством Цырульникова согласно постановлению Совета Министров от 26.10.1951 г. М-99 была принята на вооружение в 1958 году под названием «76-мм горная пушка ГП» и получила индекс 2А2. Конструктивная компоновка пушки выполнена по классической схеме: ствол с затвором наложен на лафет. Ствол пушки разборный. Он состоит из трубы, казенника и кожуха. Казенник и труба, соединяясь между собой нарезными секторами, закрепляют кожух. Внутреннее устройство ствола одинаково с 76-мм горной пушкой образца 1938 г. Затвор горизонтальный клиновой, с полуавтоматикой пружинного типа, не зависящий от скорости наката (открывание производилось открывающей пружиной, а закрывание – закрывающей пружиной). Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором. Накатник гидропневматический. При выстреле противооткатные устройства откатываются вместе со стволом. Подъемный механизм имеет один сектор. Поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. Верхний станок соединен штырем с нижним станком.
Источник: 2А2 76,2 мм горная пушка

76,2-мм горная пушка 2А2, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

76,2-мм горная пушка 2А2

Учебно-тренировочный самолёт Аэро Л-29 «Дельфин»

Л-29 окрашен в цвета «Реакторов»

Экраноплан «Акваглайд-5»

Сверхзвуковой фронтовой истребитель МиГ-21бис

МиГ-21бис, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Самолёт передан в 2015 году с авиазавода «Сокол». Осенью 2021 года его перекрасили в камуфляж.

Пусковая установка 5П73 ЗРК С-125 «Нева»

Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ «Бирюса»

Макет ограждения рубки атомной подводной лодки К-43 проекта 670

К-43 — первая подводная лодка проекта 670 «Скат», разработка горьковского ЦКБ-112 («Красное Сормово»). Относительно первая одновальная однореакторная ПЛ, вооружённая ПКР «Аметист». Спущена на воду 2 августа 1966 года. С 25 августа по 14 сентября 1980 года совершила подлёдный трансарктический межфлотский переход, осуществляя ближнее охранение РПКСН К-223 пр. 667БДР. Лодки перешли с Северного на Тихоокеанский флот подо льдами Центральной Арктики.
C декабря 1984 по март 1989 года К-43 находилась в аренде у Военно-морских сил Индии под названием S-71 «Chakra». 3 июля 1992 года АПЛ выведена из состава флота, находилась на отстое в бухте Крашенинникова. В 2006 году К-43 отправлена на утилизацию.

Макет лёгкого танка Т-18

Тяжёлая самоходная установка ИСУ-152

Тяжёлый танк ИС-2

Тяжёлый танк ИС-2, Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

Единственное читаемое клеймение: 9-27

БМД-1

Многоцелевой самолёт Ан-2