Месторасположение: Москва, ул. Советская, 80.
Официальный сайт: Центральный музей Вооруженных Сил - филиалы - бункер Сталина
Дополнительно:
Севастополь. Возвращение на 35-ую береговую батарею.
Музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея». Севастополь
Балаклавский подземный музейный комплекс
Подземный Севастополь (Объект С-2)
Брестская крепость
Форт «Великий князь Константин». Кронштадт
Музей современной фортификации в спецхранилище МИД СССР
Фортификационные сооружения «Линии Сталина», Минск, Республика Беларусь
Форт №3 «Король Фридрих Вильгельм I» (Кведнау)
Форт №5 «Фридрих Вильгельм III» (Шарлотенбург)
Форт №8 «Фридрих I» (Кальген)
Форт №11 «Donhoff» (Зелигенфельд). Калининград
Музей оборонительной линии «Салпа»
Всё то, что гиды рассказывают туристам про "бункер Сталина", к реальности отношения не имеет. Достоверно известно лишь, что в 1936-1939 годах в районе стадиона велись строительные работы, в результе которых появилось подвальное помещение под трибунами. Показываемое экскурсоводами сооружение не имеет систем жизнеобеспечения, герметичных дверей и прочих примет защитного сооружения. Для осмотра доступен лишь зал площадью в 80 квадратных метров с высотой потолков примерно метров в пять и пара комнат примыкающих к нему.
Коридор от входа в подвальное помещение ведёт напрямую в "зал заседаний". Никаких сквозников, никаких дверей.
"Огромный стадион, частью которого является «бункер», был сооружен по решению Совета народных комиссаров от 23 сентября 1931 г. Он предназначался для "Всемирной спартакиады народов", намеченной на 1933 г. Тогда высшему физкультурному органу (ВСФК) поручили строительство такого вместительного стадиона, каких мир не видел – аж на 120 тысяч мест (через несколько лет говорили уже о 105 тысячах), который должен был стать частью огромного спортивно-оздоровительного комплекса: «Для обеспечения соответствующего проведения спартакиады, построить в городе Москве центральный стадион Союза ССР. При строительстве стадиона исходить из сооружения зрительных трибун не менее как на 120 000 нумерованных мест и достаточного количества различного рода физкультурных сооружений вспомогательного значения учебного и массового пользования. При проектировке предусмотреть постройку во вторую очередь Дворца физической культуры с научными учреждениями, академией, институтом».
...
... строительство стадиона превратилось в долгострой. В конце 1935 г. Н.А.Френкель, профессиональный строитель, ставший чекистом, которому было поручено проконтролировать ход проведенных работ, констатировал, что из 20,5 миллиона рублей, выделенных на Измайловский спорткомплекс с 32-го по 35-й год, по прямому назначению использовали меньше половины - около 10 миллионов. Причем за четыре года работ на поверхности земли так ничего и не появилось, а под землей выполнили только 35 процентов из запланированного. Причем качество строительства оказалось - хуже некуда: стены тоннеля потрескались, бетон недоброкачественный, из-за чего в перекрытиях подвалов, которые должны выдерживать огромную нагрузку, образовались проемы... Трудовая дисциплина на стройке развалена, из 813 человек, принятых на работу только в 1935 году, уволено 779, из которых 353 (45 процентов) - за прогул. После того как отчет Н.А.Френкеля был отправлен В.М.Молотову ситуация принципиально не изменилась (к началу войны была построена только половина стадиона).
...
9 февраля 1939 г. один из участников строительства некий инженер Мачевский отправил письмо И.В.Сталину о якобы готовящемуся покушении на него лично и членов правительства на этом стадионе: "Месторасположение центрально-распределительного пункта электроснабжения стадиона... было продиктовано злейшими, врагами народа во главе с Антиповым (руководил в прошлом делом строительства стадиона) с таким расчетом, что правительственная ложа, в нужный момент могла быть подвержена взрыву". Письмо Мачевского через пять дней попало в кабинет секретаря И.В.Сталина А.Н.Поскребышева, который отправил ее на рассмотрение к В.М.Молотову. Помощники В.М.Молотова потеряли письмо, оно было обнаружено только 2 марта 1940 г. и никак не отразилось на судьбе Н.Я.Колли, которого Мачевский подозревал в заговоре, что показывает как мало значения ему придавали…"
Источник: Коробко Михаил, "Неизвестное Измайлово: «Бункер Сталина»" (журнал "Восточный округ", №4/2008)
Модификация Т-10М имела следующие отличия: стабилизированная в двух плоскостях новая 122-мм пушка М-62-Т2; досылатель; двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.; приборы ночного видения для всех членов экипажа; 14,5-мм пулемёты КПВТ вместо ДШК.
Бронекорпус танка Т-10 имел сварную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта корпуса танка – составные из верхней наклонной и нижней гнутой частей.
К выпуску модификации Т-10М подключился ЛКЗ. До этого Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Из-за проблем с унификацией на вооружение приняты два танка Т-10М: «объект 272» — ленинградский и «объект 734» — челябинский.
Верхний кормовой лист корпуса выполнялся откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии, как у Т-34.
Танк выпущен в октябре 1958 года. Номер корпуса 5810Н016 говорит о том, что эта броневая деталь произведена на Челябинском Кировском заводе
Башня – литая, с переменными углами наклона стенок. Передняя часть её крыши отливалась заодно с корпусом, а задняя – приваривалась. Толщина брони лобовой части башни – 250 мм, литой части крыши – 40 мм.
Над люком слева размещалась командирская башенка с прибором наблюдения ТПКУ. По окружности её верхнего погона находились семь приборов наблюдения ТНП. Справа в крыше башни — люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемёта. Отсутствует броневое ограждение прицела ТПН-1. Заварены стакан антенного ввода и отверстие для прибора наблюдения ТПБ-51.
См. также:
Тяжёлый танк Т-10 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк Т-10. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Тяжёлый танк Т-10. Музей техники Вадима Задорожного
Экспериментальный ракетный тяжелый танк «Объект 757» (база Т-10М с ПТРК «Рубин»). Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк Т-10М. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Тяжёлый танк Т-10М в районе стадиона «Измайлово», Москва
Тяжёлый танк Т-10М, Музей отечественной военной истории в Падиково