Навигация по странице:
Зенитно-ракетный комплекс С-75М «Волхов»
Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М ЗРК С-75М «Волхов»
ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М «Волхов»
Зенитно-ракетный комплекс С-125М «Нева-М»
Зенитно-ракетная система С-200В «Вега»
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега»
Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В ЗРС С-200В «Вега»
Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС
Антенные посты кабины Ф1 (РПН) и низковысотного обнаружителя 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М ЗРС С-300П
Пусковая установка 2П24 зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных Войск 2К11 «Круг»
Боевая машина 9А34 зенитно-ракетного комплекса «Стрела-10» на шасси МТ-ЛБ
Боевая машина 9П31М ЗРК «Стрела-1М» на шасси БРДМ-2
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4В «Шилка»
В качестве предисловия - краткая памятка с поколениями отечественных ЗРК:
Войска ПВО Страны:
1 поколение - ЗРК С-25
2 поколение - ЗРК С-75, С-125, С-200
3 поколение - ЗРК С-300П
4 поколение - ЗРК С-400
ПВО Сухопутных войск:
1 поколение - ЗРК "Круг", "Куб", "Стрела-1", ПЗРК "Стрела-2" и "Стрела-3"
2 поколение - ЗРК "Бук", "Оса", С-300В, Стрела-10, "Тор", ПЗРК "Игла-1", "Игла", ЗРПК "Тунгуска"
3 поколение - ЗРК "Антей-2500", "Бук-М2", "Тор-М1", ПЗРК "Игла-С", ЗРПК "Панцирь"
В 1956 году американские высотные самолеты Lockheed U-2 начали безнаказанно совершать разведывательные полеты над территорией СССР на высоте 20 километов, где были в полной безопасности: зенитные пушки доставали до 14 км, истребители могли подняться на высоту 17 км. Правительством СССР были приняты экстренные меры по усилению ПВО страны, одной из которых стало ускорение разработки и принятия на вооружение перевозимого ЗРК С-75.
Результаты боевой работы С-75 по высотным американским разведчикам U-2 получили широкую огласку. 4 самолета-нарушителя ВВС Тайваня были cбиты над Китаем и по одному над Кубой и над СССР. Стоит сказать, что международный скандал, которым завершился 24-ый разведывательный полёт U-2, сбитого под Свердловском, стал концом программы полётов над территорий СССР. Обломки этого U-2 выставлены в московском Центральном музее Вооруженных Сил и в Музее Войск ПВО страны. С-75 также хорошо известен публике по боевым действиям во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Такой известности немало способствовали поставки различных модификаций ЗРК в 40 стран, общим объёмом около 800 дивизионов.
Традиционное соревнование средств нападения и защиты, развивавшееся на фоне ближневосточных и юго-восточных войн привело к появлению в 1960-ых модернизированного С-75М "Волхов" (расширена зоны поражения, повышена помехозащищенность и точность наведения). Комплекс обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 2300 км/час в диапазоне высот от 3 до 30 км на дальности от 12 до 40 км.
Принятый на вооружение в 1972 году ЗРК С-75М2 "Волхов" получил новую ракету В-759 (5Я23) и увеличенную до 56 километров (в беспомеховой обстановке) максимальную дальность стрельбы по одиночной цели, летящей со скоростью до 500 м/с. В музее представлена часть оборудования одного из таких ЗРК: станция наведения ракет РСН-75МВ и ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90.
Отдельно стоит отметить присутствующий в ТТХ параметр: дальность стрельбы по дрейфующим аэростатам. Сейчас эта фраза кажется странной, но во времена когда у США не было спутников космической разведки, в 1954 году была запущена разведывательная программа - беспилотные аэростаты дрейфующие над СССР. За 20 лет было зафиксировано более 4 тысячи полетов, сбить удалось только 473. Обломки нескольких шпионских аэростатов различного назначения можно видеть в Музее Войск ПВО страны.
На фотографии: приемо-передающая кабина, т.е. контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры с размещенной на крыше контейнера антенной системой. Кабина была частью станции наведения ракет РСН-75. Стоит отметить, что по мере модернизации СНР были реализованы система селекции движущихся целей, что позволило вести поиск маловысотных целей и продолжать боевую работу в условиях постановки противником пассивных помех. С постановкой активных помех помогала бороться автоматизированная перестройка частоты радиолокатора наведения.
Выставленную в музее станцию наведения ракет РСН-75МВ отличают две дополнительные тарельчатые антенны зондирующего цель "узкого луча", которые обеспечивали улучшение помехозащищенности СНР и увеличения дальности обнаружения целей (без увеличения мощности передатчика).
Выбор основных технических решений по ракете, во многом определялся принятым обликом радиоэлектронной части комплекса. В частности, применение узконаправленной антенны передачи команд на ракету, жестко связанной с блоком ориентируемых на цель основных антенн станции наведения, практически однозначно определяло применение наклонного старта ракеты с разворачиваемых в сторону цели пусковых установок.
Для осуществления такого старта, без опасного сближения с поверхностью земли, требовалась высокая начальная тяговооруженность - отношение тяги к стартовой массе ракеты. Такую высокую тягу мог обеспечить только твердотопливный двигатель. Напротив, при относительно длительном последующем полете к цели требовалось в десятки раз меньшее значение тяги и высокая экономичность двигателя по расходу топлива. Этим условиям в те годы отвечал только жидкостный ракетный двигатель. Таким образом, определилась двухступенчатая схема ракеты с твердотопливным двигателем на стартовом ускорителе и жидкостным - на маршевой ступени.
Таким образом, ракеты ЗРК С-75 были выполнены по двухступенчатой схеме с твердотопливным стартовым двигателем, что позволило при ограниченной стартовой массе достигнуть высокой средней скорости на траектории и обеспечить наклонный старт ракеты, соответствующий скорейшему выведению ракеты в направлении на цель.
Однобалочная пусковая установка СМ-90 с переменным углом старта ракеты оснащена синхронно-следящим приводом. При старте ракеты используется газоотражатель, предотвращающий эрозию грунта при пусках. Кроме того, газоотбойное устройство, прижимавшееся к грунту газовой струёй стартового двигателя, повышало устойчивость ПУ при сходе ракеты с направляющей.
При развертывании на стартовой позиции после разведения боковых балок-опор ПУ устанавливалась на грунте, отделялись передний и задний подкатные хода, производилось горизонтирование с помощью винтовых домкратов и взаимное ориентирование с антенным постом, устанавливались подъездные мостики для ТЗМ. Вокруг пусковой установки оборудовалась предохраняющая от осколков обваловка, устанавливалась маскировка.
Пусковые установки, поставленные на отделяемые колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 по шоссе со скоростью до 40 км/ч, а по грунтовым дорогам - до 10 км/ч.
Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое - 2 часа 20 минут. Из приведенных ТТХ становится очевидно, что комплекс не мог считаться мобильным (ни о быстром перемещении ЗРК, ни о прикрытии войск на марше и речи быть не могло).
Дополнительно:
Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М ЗРК С-75М «Волхов» в Техническом музее. Тольятти
Первые отечественные ЗРК (С-25 и С-75) создавались для поражение высокоскоростных высотных целей. По сути, с их помощью решалась задача: как защитить наземные объекты от бомбардировщика с ядерной бомбой, который поднялся выше зоны поражения крупнокалиберных зенитных орудий и выше практического потолка истребителей-перехватчиков?
Боевое применение С-75 во Вьетнаме показало, что задача борьбы со стратегическим бомбардировщиками В-52 решается достаточно успешно. Но как быть с ударной фронтовой авиацией, которая ушла на малые высоты, под нижнюю границу зон поражения ЗРК?
Ответом на этот вопрос стал принятый на вооружение в 1961 году ЗРК С-125, предназначавшийся для перехвата скоростных целей на высотах от 100 до 5000 метров. К сожалению, дальняя граница зоны поражения С-125 была мала - всего 12 километров. Соответственно, при создании новой модификации ЗРК, решалась задача увеличения максимальной высоты и дальности действия комплекса. Кроме того, было принято решение увеличить число ракет на пусковой установке до 4 штук. Так в 1970 году на вооружении ВС СССР появился С-125М.
Боевое крещение С-125 получил в ходе трехлетней "войны на истощение", когда после уничтожения израильской авиацией нового металлургического завода в Абу-Забале президент Египта Насер обратился к СССР с просьбой о об оказании помощи его стране регулярными советскими частями ПВО и авиации. Весной 1970 года в Египет прибыла 18-я особая зенитно-ракетная дивизия. Размещение дивизионов ПВО для защиты египетских объектов было закончено в кратчайшие сроки. Были прикрыты аэродромы, порты, группировки войск, левый берег Суэцкого канала, Асуанский гидроузел и другие объекты. Три бригады были сосредоточены в районе Каира, одна группа из двух дивизионов на юге прикрывала Асуан, а другая, на севере, – порт Мерса-Матрух. Была создана и четвертая бригада пятидивизионного состава для прикрытия Александрии. Однако впоследствии она была расформирована. Каждая бригада состояла из 8 дивизионов ЗРК С-125 "Печора" по 4 пусковые установки в каждой.
1 февраля 1970 года заступила на боевое дежурство в АРЕ советская авиационная группа, включавшая в себя 35-ю отдельную разведывательную истребительную эскадрилью (30 МиГ-21МФ, 42 летчика) и 135-й истребительный авиационный полк (40 МиГ-21МФ, 60 летчиков). Вскоре в Египет были переброшены отдельные эскадрильи морской авиации ВМФ СССР, в том числе отряд РЭБ на самолетах Ту-16 из состава Балтийского флота и отдельный авиационный отряд МиГ-25РБ. Всего в рамках операции "Кавказ" в Египет было направлено 32 тысячи советских солдат и офицеров.
Дивизионы комплексов С-125 должны были усилить египетскую ПВО, оснащенную ЗРК С-75. Дело в том, что израильские летчики использовали равнинный характер местности и, как правило, действовали на предельно малых высотах, недоступных для эффективного применения С-75. Атакуя эти комплексы, они выполняли горку и пикировали в "воронку" непростреливаемой зоны над позицией ЗРК.
Позиции каждого дивизиона С-125 прикрывали вспомогательные средства ПВО. Взвод прикрытия в составе 4 единиц ЗСУ-23-4 "Шилка" располагался на расстоянии 300-500 метров от дивизиона по кругу, а посты с ПЗРК "Стрела-2" вывозились с рассвета и дежурили до заката солнца на расстоянии 5-7 км на вероятных маршрутах полета израильских самолетов на малых высотах. От наземного противника дивизион охраняла рота египетских военнослужащих. Для каждого дивизиона было предназначено несколько таких позиций, которые менялись примерно через одну – две недели. На оставляемых точках организовывались ложные позиции – ставились деревянные макеты.
Стационарные позиции ЗРК были заранее оборудованы защитными сооружениями для размещения кабин и агрегатов комплекса. Железобетонные сооружения, присыпанные слоем песка толщиной 4-5 метров, обеспечивали надежную защиту от бомб калибра до 500 кг. Пусковые установки ракет прикрывались обваловкой.
Убедившись в том, что израильские летчики обходят зоны поражения размещенных стационарно ЗРК, советские военные изменили свою тактику. Комплексы выводили из районов постоянной дислокации на позиции "засады", пуск ракет производился по целям на дальностях до 12-15 км. В итоге, к моменту окончания боевых действий (т.е. к августу 1970 года) по данным командира 18-ой особой зенитно-ракетной дивизии генерал-лейтенанта А.Г.Смирнова, дивизионы ЗРК С-125 сбили 9 и повредили 3 самолета противника. В результате всех вышеописанных действий летом 1970 года ВВС Израиля утратили превосходство в воздухе над западным берегом Суэцкого канала.
Интересный факт: в условиях реальной угрозы со стороны противника, время свертывания С-125 сократилось до 1 часа 20 минут, т.е. норматив был перекрыт почти в 2 раза.
На снимках - четырехбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М "Нева-М" с зенитными управляемыми ракетами В-601ПД (5В27Д). Эта модификация ЗУР была создана чтобы обеспечить С-125 возможность ведения стрельбы "вдогон" цели. Для этого нужно было увеличить скорость полета, что в свою очередь потребовало увеличить длину и массу ракеты. В связи с этим можно было выполнять заряжание только трех ракет на пусковой установке 5П73. Тем не менее, на снимках из музея мы видим, что 5В27Д размещены на всех четырех балках. Это возможно только потому, что вес выставленных ракет гораздо меньше веса в боевом снаряжении.
На снимке маршевой ступени 5В27Д (внутри вкладная моноблочная шашка порохового заряда массой 125) хорошо виден коробчатый блок, расположенный над переходным отсеком.
Это устройство запуска двигателя маршевой ступени. Момент запуск маршевого двигателя определялся по спаду перегрузки в конце работы стартового двигателя.
На ракете видна таблица из которой становится ясно, что работы на этой ракете последний раз проводились 10 февраля 1979 года. Учитывая, что ЗРК С-125М1 с ракетой 5В27Д был принят на вооружение 3 мая 1978 года, можно предположить что перед нами одна из ракет первых серий.
Цифро-буквенные коды, используемые в таблице на ЗУР, расшифровываются следующим образом:
5Б43 (воспламенитель маршевого РДТТ),
5Б29 (маршевый заряд пороха марки ПЭКА-18Д),
5В87 (передохранительно-исполнительный механизм),
5Б18 (осколочно-фугасная боевая часть).
Кроме пусковой установки, традиционно мелькающей на фотографиях и в хронике, других средств комплекса в музее не представлено. Поэтому за кадром и в этот раз остались многочисленные машины и кабины: станция обнаружения и целеуказания П-15, станция наведения ракет СНР-125 (антенный пост УНВ и аппаратная кабина УНК), транспортно-заряжающие машины и т.д. Некоторые компоненты комплекса C-125 представлены в Музее Войск ПВО страны, Балашиха.
Интересный факт: по данным югославских военных, именно С-125 сбил 27/03/1999 американский F-117А. Будучи в Белграде я эти обломки видел, будет время - напишу о сербском Музее воздухоплавания и его экспонатах.
Дополнительно:
Зенитная ракетная система С-125 «Нева»
Зенитная ракетная система С-125 (SA-3 GOA)
История техники ПВО (учебники, наставления и тех.описания на С-75, С-125, С-200)
Дополнительно:
С-125М «Нева-М» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
Двухбалочная пусковая установка СМ-78А и антенный пост станции наведения ракет. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с зенитными управляемыми ракетами В-601ПД (5В27Д). парк «Патриот»
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Двухбалочная пусковая установка 5П71 (СМ-78А-1) и четырёхбалочная пусковая установка СМ-106. Комплекс «Линия Сталина», Минск
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с ракетами В-601ПД (5В27Д). Военный музей, Белград, Сербия
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Принятая на вооружение в 1967 году зенитная ракетная система большой дальности С-200 создавалась для борьбы с воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 метров до 40 километров, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Из реальных специфических целей (недостижимых для прочих ЗРК) для С-200 оставались американские разведывательные самолеты SR-71 "Черный дрозд", а также самолеты ДРЛО и постановщики активных помех, действующие с большего удаления, но в пределах радиолокационной видимости.
Особенно явно преимущества С-200 могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет. В случае постановки помех, ракета наводится на источник излучения, при этом станция может не подсвечивать цель (работать в пассивном режиме), дальность выставляется в ручную. В случаях когда мощности отраженного сигнала не хватает для захвата цели ракетой на позиции, предусмотрен пуск с захватом цели головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты.
В своём базовом варианте С-200 обладал недостаточной помехозащищенностью, поэтому практически сразу началась доработка ЗРК. Модернизированные стрельбовой канал, командный пункт и ракета составили модернизированную систему С-200, получившую обозначение С-200В. В результате последующих модификаций зенитно-ракетной системы были достигнуты следующие ТТХ:
Высота зоны поражения: от 300 м до 27 км для ранних, и до 40 км для более поздних моделей С-200.
Глубина зоны поражения: от 7 км до 200 км для ранних, и до 400 км для поздних модификаций.
На фотографии - пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В "Вега". Внешне она напоминает пусковую установку СМ-63 комплекса С-75. Основные внешние отличия: два мощных гидравлических цилиндра, примененные вместо использовавшегося в С-75 секторного механизма подъема стрелы с направляющими, отсутствие газоотражателя (стартовые ускорители с развернутыми наружу соплами делали его излишним), а также подводимая к нижней поверхности передней части ракеты откидная рама с электровоздухоразъемами.
На пусковой - зенитная управляемая ракета 5В21В (В-860ПВ) применяемая в составе комплексов С-200В. Отличается помехозащищенными ГСН и радиовзрывателем. На корпусе маршевой ступени установлено четыре твердотопливных ускорителя с помощью которых осуществляется пуск ракеты. Нижний ускоритель оснащен бугелями и роликами на хвостовой части для опоры ракеты при ее перегрузке и движении по направляющим пусковой установки.
В процессе разгона ракеты ускорителями запускается маршевый жидкостный реактивный двигатель. Ракета имеет длину 11 метров и стартовую массу около 7 тонн, из них 3 тонны приходится на ускорители. В зависимости от дальности до цели ракета выбирает режим работы двигателя с тем, чтобы ко времени подлёта к цели остаток топлива был минимально достаточным, для повышения маневренности. Максимальная дальность полёта — от 180 до 240 км (в зависимости от модели ракет: 5В21, 5В21B, 5В28). Скорость полёта ракеты: 700—1200 м/с (в зависимости от дальности).
Ракета наводится на цель, используя отраженный от цели луч радиолокатора подсвета цели. Полуактивная головка самонаведения расположена в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем и включает в себя параболическую антенну диаметром около 600 мм и ламповый аналоговый вычислительный блок.
Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) системы 5Н62В С-200В имеет дальность зоны обнаружения около 400 км. Состоит из двух кабин, одну из которых составляет антенный пост К-1В с радиолокатором (на фотографии), а во второй находится пункт управления и ЦВМ «Пламя-КВ». Используется для сопровождения и подсвета целей. Является основным слабым местом комплекса: имея параболическую конструкцию, способен сопровождать только одну цель. Имеет высокую непрерывную мощность в 3 кВт, с чем связаны частые случаи неверного перехвата более крупных целей.
4 октября 2001 года во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились на мысе Опук в Крыму, самолет Ty-154 бортовой номер 85693, авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель (Ту-143 «Рейс»). Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвел определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250-300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с дальности 60 км). Таким образом, поражение Ту-154 зенитной ракетой явилось, скорее всего, следствием не промаха ракеты мимо учебной цели, а явного наведения ракеты оператором С-200 на ошибочно идентифицированную цель. Расчёт комплекса не предполагал возможности такого исхода стрельбы и не принял мер по его предотвращению. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению воздушного пространства организаторами стрельб предприняты не были.
Подробнее о трагедии: Прерванный полет
Дополнительно по С-200:
Зенитная ракетная система С-200 «Ангара»
Зенитная ракетная система С-200 (SA-5 Gammon)
История техники ПВО (учебники, наставления и тех.описания на С-75, С-125, С-200)
В 1982 году на вооружение был принят самоходный комплекс ПВО страны С-300ПС (разработчик - НПО “Алмаз”). Новая система С-300ПС предназначалась для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от боевых ударов различных видов средств воздушного нападения во всем диапазоне дальностей и высот, а также для стрельбы по наземным целям. Она входила в состав ЗРК 90Ж6 и обеспечивала поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1300 м/с на дальностях 5 – 90 км и на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения – 27 км. Комплекс мог эксплуатироваться в различных климатических зонах и имел рекордно короткое время развертывания – пять минут. Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения зенитных ракет во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара “перед самым носом” противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Темп стрельбы: 3-5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.
В состав дивизиона ЗРС С-300ПС (С-300ПМУ) входили четыре пусковых комплекса 5П85СД, каждый из которых состоял из одной основной СПУ 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и двух дополнительных установок 5П85Д с питанием от внешней сети и управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю. Каждая установка снабжалась гидравлическими опорами и четырьмя цилиндрическими герметизированными ТПК с управляемыми твердотопливными одноступенчатыми ракетами 5В55Р со стартовой массой 1665 кг, длиной 7,25 м и осколочно-фугасной боевой частью массой 133 кг. Таким образом, в дивизионе С-300ПС в общей сложности находилось 48 ракет. Их запуск осуществлялся из ТПК с помощью катапульты, а затем на высоте 20 м включались двигатели ракет и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа. Ее темп составлял 3 – 5 с. Машины дивизиона С-300ПС одновременно могли обстреливать шесть целей, оснащались приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.
Дополнительно:
Антенные посты кабины Ф1 (РПН) и низковысотного обнаружителя 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М ЗРС С-300П. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д ЗРС семейства С-300ПС. Центральный музей Вооружённых Сил. Москва
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300П. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
Пусковая установка 5П851 и антенный пост радиолокатора подсвета и наведения ЗРC С-300ПТ Музей Войск ПВО страны. Балашиха
Пусковая установка 5П85СМ из состава ЗРС С-300ПМ. Военно-патриотический парк «Патриот»
Зенитная управляемая ракета 5В55 в транспортно-пусковом контейнере 5П86 из состава ЗРК С-300П. Военно-патриотический парк «Патриот»
Пусковая установка 5П85С из состава ЗРК С-300ПС. Военно-исторический парк «Патриот», Энгельс
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ «Бирюса», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Петухов С.И., Шестов И.В., «История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России»
Печатников Владимир Кириллович «Исторические очерки капитана 1 ранга Печатникова»
Милованов Владимир Павлович «Повесть о жизни» (Модернизация Московского радиотехнического завода под выпуск С-300)
Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С-300П различных модификаций для размещения РПН была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 1970-ых годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительно подъемного крана.
Для расширения возможностей по обнаружению маловысотных целей дивизиону C-300П придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М. Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20 угловых минут, скорость - 2,4 м/с. Потребляемая мощность - 55 кВт. НВО производится Лианозовским электромеханическим заводом и может использоваться не только в системе ПВО, но и пограничниками, полицейскими для обнаружения на малых и предельно малых высотах малоразмерных самолетов, вертолетов, осуществляющих контрабандные перевозки.
Дополнительно:
Антенные посты кабины Ф1 (РПН) и низковысотного обнаружителя 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М ЗРС С-300П. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д ЗРС семейства С-300ПС. Центральный музей Вооружённых Сил. Москва
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300П. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
Пусковая установка 5П851 и антенный пост радиолокатора подсвета и наведения ЗРC С-300ПТ Музей Войск ПВО страны. Балашиха
Пусковая установка 5П85СМ из состава ЗРС С-300ПМ. Военно-патриотический парк «Патриот»
Зенитная управляемая ракета 5В55 в транспортно-пусковом контейнере 5П86 из состава ЗРК С-300П. Военно-патриотический парк «Патриот»
Пусковая установка 5П85С из состава ЗРК С-300ПС. Военно-исторический парк «Патриот», Энгельс
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ «Бирюса», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Петухов С.И., Шестов И.В., «История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России»
Печатников Владимир Кириллович «Исторические очерки капитана 1 ранга Печатникова»
Милованов Владимир Павлович «Повесть о жизни» (Модернизация Московского радиотехнического завода под выпуск С-300)
О компонентах ЗРК «Круг», в том числе о пусковой установке 2П24, я уже писал в заметке об Оренбургском парке «Салют, победа!». См. по ссылке: Станция наведения ракет 1С32 ЗРК и пусковая установка 2П24 зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных Войск 2К11 «Круг». Добавлять особенно нечего.
На левой фотографии - транспортные контейнеры зенитных управляемых ракет 3М8 комплекса «Круг». Правее - сама пусковая установка с двумя ракетами 3М8. Обратите внимание, что головные части ракет - разные.
"...Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские ко нструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьезных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.
Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно легкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.
Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь ее осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.
Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесенные артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила ее...
В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.
Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.
Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.
При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.
Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задается локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведется по самолетам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру."
Сергей Грянкин, "ЗСУ-23-4" («Техника-молодёжи» №12/1990)
По правому борту башни имеются три люка: один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателя системы ПАЗ.
У этой машины необычное сочетание раннего корпуса (1965 - первый год серийного выпуска) и башни от модификации ЗСУ-23-4В (1969 год). Башня установлена на погоне танка Т-54, который опирается на коробчатую раму, размещенную в корпусе танка ПТ-76.
Заводской №66337 (Ульяновский механический завод). Ниже - номер шасси ГМ-575 (Мытищинский машиностроительный завод) и номер бронекорпуса (Подольский машиностроительный завод).
Большой козырёк уже был на предсерийных машинах, а вот приборы наблюдения механика-водителя незначительно изменились: привод стеклоочистителя бронестекла перенесён вниз. Позднее, с 1967 года, уменьшится размер люка, появится бронекрышка лобового стекла и стеклоочиститель с внутренним приводом. Вместо козырька установят призменный смотровой прибор.
Ну, а теперь нюансы, которые могут несколько омрачить светлую картину, нарисованную в научно-популярном журнале.
1) Радиолокационная станция 1РЛ33М2 не способна самостоятельно контролировать воздушное пространство. Эффективность кругового поиска ограничена скоростью движения антенны по азимуту – 18-22 градусов в секунду.
Таким образом, антенна РПК «Шилки» выполняет полный оборот примерно за 18-20 секунд. Современные средства воздушного нападения за это время уже достигнут позиции установки.
2) В отсутствии внешнего целеуказания у «Шилки» с поиском целей всё очень грустно. Дальность обнаружения Миг-17, летящего на высоте 1500-2000 метров – не более 20 км. На автосопровождение такую цель «Шилка» сможет взять на дальности не более 15 км. При этом надо учитывать, что ЭПР современных боевых самолётов куда меньше, чем у старого советского истребителя. Да и возможности средств воздушного нападения действовать на малых и предельно малых высотах неизмеримо выросли.
3) Отдельно стоит коснуться вопроса боевой устойчивости «Шилки» в условиях применения противником средств радиоэлектронного противодействия. Открываем Приложение 29 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4». Защита от пассивных помех реализована посредством СДЦ. Против импульсных помех используется режим «Вобуляция» (изменением частоты повторения зондирующих импульсов в процессе облучения цели). Для борьбы с активными шумовыми помехами предлагалось уходить на запасную частоту. В начале 1960-ых годов эти меры полагали достаточными. Однако, опыт боевых действий с участием ЗРК «Квадрат» и ЗСУ-23-4, полученный в ходе арабо-израильских конфликтов, привёл к разработке в США контейнерного обнаружительного приёмника, а затем и станции активных помех AN/ALQ-162, предназначенной в том числе для подавления РЛС непрерывного излучения.
4) Прикрытие «Шилками» войск в движении сопровождалось существенными ограничениями. На марше назначались дежурные машины, которые должны были меняться каждые 2 часа. Цитирую: "Установки, совершающие марш в готовности номер один, через два часа движения необходимо переводить в готовность номер два, так как ресурс непрерывной работы гидроприводов рассчитан на 2 часа".
5) Ведение огня в движении также имело свои существенные ограничения. "Движение самохода во время стрельбы или сопровождения цели должно быть равномерным, плавным, без больших ускорений, со скоростью не более 15-20 км/ч." (Источник: Приложение 32 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4», 1968 год)
6) Предположим, что ламповую 1РЛ33М2 заменили на новую РЛС с современной твердотельной элементной базой. Но даже в этом случае ЗСУ-23-4 не обеспечивает безопасную дальность поражения современных летательных аппаратов. Её 23-мм артиллерийская установка имеет серьёзные ограничения. Наклонная дальность стрельбы – 2500 м. Высотный интервал огня – 100-1500 м. Дальность стрельбы по наземным целям – 2000 м. Вероятность поражения цели типа Миг-17 составляет всего 0,6. Таким образом, даже в самом выгодном режиме поиска - в узком секторе (80, а ещё лучше 30 градусов) до стрельбы врядли дойдёт. Типовая дальность применения оружия с летательных аппаратов сегодня раза в два больше, чем дальняя граница зоны поражения «Шилки» (2000 метров).
Таким образом, даже модернизированная до уровня ЗСУ-23-4М4 или ЗСУ-23-4М5 машина годится только для ближнего прикрытия объектов (например, тяжёлых ЗРК) от воздушного нападения и для борьбы с БПЛА.
Собственно, опыт применения «Шилки» в локальных конфликтах говорит о превращении ЗСУ в машину огневой поддержки (пусть даже и с крайне слабым бронированием).
Радиолокационно-приборный комплекс РПК-2 «Тобол», состоящий из РЛС сопровождения цели, счетно-решающего прибора и оптических средств. Антенная колонка стабилизирована, поэтому ЗСУ может вести огонь в движении.
По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки.
"ЗСУ-23-4 «Шилка» стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион «шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой - четыре самоходных ЗРК «Стрела-1» (затем ЗРК «Стрела-10»).
Эксплуатация «Шилки» показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех «Шилке» на наших учениях практически не ставили, так как не было средств радиопротиводействия на ее рабочих частотах, по крайней мере в 70-х годах. Выявились и существенные недостатки РПК, часто нуждавшегося в перенастройке. Отмечалась нестабильность электрических параметров схем. РПК мог взять цель на автосопровождение не ближе, чем за 7 - 8 км от ЗСУ. На меньших дистанциях сделать это было сложно из- за большой угловой скорости перемещения цели. При переходе с режима обнаружения на режим автосопровождения цель иногда терялась.
Газотурбинные двигатели ДГ4М-1 постоянно барахлили, и генератор бортовой сети работал преимущественно от основного двигателя. В свою очередь, систематическая эксплуатация дизеля на стоянке на малых оборотах приводила к его осмолению.
Во второй половине 60-х годов ЗСУ-23-4 прошла две небольшие модернизации, основной целью которых было повышение надежности различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Машины первой модернизации получили индекс ЗСУ- 23-4В, а второй - ЗСУ-2Э-4В1. Основные тактико-технические характеристики самоходок при этом остались без изменений.
...
«Шилки» широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.
Существуют различные точки зрения по поводу эффективности действия «Шилки» в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на «шилки» пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что «шилки» создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции «Буря в пустыне» летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня «шилок».
...
Принимая на вооружение «Шилку», и военные, и представители ВПК понимали, что 23-мм пушка «Амур» слишком слаба. Это относилось и к малой наклонной дальности стрельбы, и к потолку, и к слабости фугасного действия снаряда. Масла в огонь подлили американцы, рекламируя новый штурмовик А-10, который якобы был неуязвим для 23-мм снарядов «Шилки». В результате чуть ли не на следующий день после принятия на вооружение ЗСУ-23-4 во всех высоких инстанциях начались разговоры о её модернизации в плане увеличения огневой мощи и в первую очередь - увеличения эффективного потолка стрельбы и разрушающего действия снаряда."
Широкорад А.Б., "«Шилка» и другие отечественные зенитные самоходные установки" («Бронеколлекция», №2/1998)
В походном положении бронеколпаки закрывают головки визирного устройства. Основной визир служит для наблюдения за воздушной обстановкой при стрельбе с РПК. Головка основного визира кинематически связана с антенной РЛС и постоянно находится в согласованном положении с ней. Прицел-дублер служит для наведения пушки на цель при стрельбе без РПК. Его головка имеет кинематическую связь с АЗП-23 и всегда с ней согласована.
Кожух из радиопрозрачного материала, защищающий параболическое зеркало антенны РПК от повреждений и атмосферных осадков.
"Скорость современных самолетов настолько высока, что без надежной и быстродействующей аппаратуры прицеливания даже самым современным зенитным орудиям не обойтись. Именно такую имеет ЗСУ-23-4. Точные приборы непрерывно решают ту самую прогностическую задачу встречи, о которой шла речь в примере о стрельбе из пневматической винтовки по движущейся мишени. У самоходной зенитной установки стволы также направляются не в ту точку, где в момент выстрела находится воздушная цель, а в другую, называемую упрежденной. Она лежит впереди — на пути движения цели. И в эту точку снаряд должен попасть одновременно с нею. Характерно, что ЗСУ стреляет без пристрелки — каждая очередь рассчитывается и ведется, как если бы это каждый раз была новая цель. Причем сразу на поражение.
Но прежде, чем поражать цель, ее надо обнаружить. Эта задача возложена на РЛС — радиолокационную станцию. Она ведет поиск цели, обнаруживает ее и затем автоматически сопровождает воздушного противника. РЛС к тому же помогает определять координаты цели и дальность до нее.
Антенна радиолокационной станции хорошо видна на рисунках самоходной зенитки — она установлена на специальной колонке над башней. Это параболическое "зеркало", но наблюдатель видит на башне лишь плоский цилиндр ("шайбу") — кожух антенны из радиопрозрачного материала, защищающий ее от повреждений и атмосферных осадков.
Саму же задачу прицеливания решает СРП — счетно-решающий прибор, своего рода мозг зенитной установки. В сущности, это малогабаритная бортовая электронно-вычислительная машина, которая и решает прогностическую задачу. Или, как говорят военные инженеры, СРП вырабатывает углы упреждения при наведении пушки на движущуюся цель. Вот так образуется линия выстрела.
Несколько слов о группе приборов, образующих систему стабилизации линии визирования линии выстрела. Эффективность их действия такова, что, как бы ни бросало ЗСУ из стороны в сторону при движении, например, на проселочной дороге, как бы ни трясла, антенна РЛС продолжает отслеживать цель, и стволы пушки точно направлены по линии выстрела. Дело в том, что автоматика запоминает первоначальную наводку антенны РЛС и пушки" и одновременно стабилизирует их в двух плоскостях наведения — горизонтальной и вертикальной. Следовательно, "самоходка" способна вести точную прицельную стрельбу во время движения с той же эффективностью, как и с места.
Кстати, на точность ведения огня не влияют ни атмосферные условия (туман, плохая видимость), ни время суток. Благодаря радиолокационной станции зенитная установка работоспособна при любых метеорологических условиях. И передвигаться она может даже в полной темноте — инфракрасный прибор обеспечивает видимость на расстоянии 200 — 250 м."
Н. Алешин, В. Сергеев, "Атакует... зенитка" («Моделист-Конструктор» №12/1986)
Частично разобранные сварные трубопроводы охлаждения пушки Амур. Включение системы охлаждения производится до открытия огня. Жидкость по трубопроводам циркулирует по кожухам охлаждения стволов и сливается в бак, где она охлаждается.
Между стволами - узлы крепления тросиков заглушек пламягасителей (защита от пыли и осадков). Имеется два механизма сброса заглушек – для верхних и нижних автоматов. Сбрасываются со стволов автоматически с началом движения качающейся части, закрываются вручную после ее стопорения.
"Радиолокационно-приборный комплекс РПК-2 «Тобол», состоящий из РЛС сопровождения цели, счетно-решающего прибора и оптических средств, разрабатывался под руководством Главного конструктора В.Э.Пиккеля в ОКБ-357, ОКБ-669 ГКРЭ, Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) ГКОТ.
В состав радиолокационно-приборного комплекса с РЛС орудийного наведения 1РЛ33 входили следующие системы: передающая система с передатчиком Т-3, высоковольтный выпрямитель Т-29, механизм перестройки Т-4М, приемная система, система поиска (азимут и угол места), система определения дальности, система управления положением антенны, система селекции движущихся целей (СДЦ), аппаратура отображения радиолокационной информации, система управления и контроля РЛС и др.
РПК обеспечивал прицельную стрельбу по воздушным целям, летящим со скоростью до 415 м/с. Эффективность огня с хода достигалась за счет системы стабилизации линии выстрела и визирования. Система стабилизации линии визирования включала следующие элементы: гироазимутгоризонт для определения углов потаптывания, галопирования, рыскания; орудийный преобразователь координат для преобразования упрежденных координат цели в координатные углы горизонтального и вертикального наведения орудий; визирное устройство. Визирное устройство использовалось как основной визир для введения в РПК текущий координат цели, как прицел – дублер и как прицел для стрельбы по наземным целям.
Для электропитания РПК и приводов наведения на ЗСУ был установлен газотурбинный агрегат питания 3ПЭ7 (газовая турбина ДТ-4 мощностью 80 л.с.), разработанный НАМИ. При марше по хорошей дороге электропитание вырабатывалось за счет отбора мощности на генератор от основного двигателя шасси – В-6Р, при переходе на движение по тяжелым грунтам и при работе со стационарной позиции включалась газотурбинная установка.
Опытный образец ЗСУ был изготовлен к декабрю 1960 года. Заводские испытания проводились с конца 1960 по август 1961 года, Государственные испытания – с 26 августа по 24 октября 1961 года. По результатам испытаний за счет использования при стрельбе по воздушным целям РПК «Тобол» боевая эффективность установки «Шилка» была оценена выше чем эффективность шестиорудийной батареи 37-мм автоматических пушек или батареи из четырех ЗПУ-4, что послужило основанием рекомендовать ЗСУ к принятию на вооружение и запуску в серийное производство после устранения отмеченных недостатков. Установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была принята на вооружение Постановлением СМ от 5 сентября 1962 года №925-401 и Приказом Министра обороны от 16 октября.
...
С 1963 года на Ульяновском механическом заводе велись доводка конструкции установки, отработка технологических процессов и организация сборки отдельных узлов и серийного производства установки. Первые серийные машины ЗСУ-23-4 были выпущены заводом в 1964 году, к концу 1960-х годов темп выпуска ЗСУ составлял около 300 машин в год. Серийное производство бронекорпусов велось на Подольском машиностроительном заводе, шасси производилось Мытищинским машиностроительным заводом. Выпуск автоматов 2А7, пушек АЗП-23-4 и их модифицированных вариантов был налажен на заводе №535. Привода наведения выпускались Подольским электромеханическим заводом.
В ходе серийного производства ЗСУ-23-4 двигатель 8Д6 совершенствовался КБ Барнаульского завода транспортного машиностроения и заменялся новыми моделями: В-6Р (8Д-6-280М), В-6Р-1, в производстве которых принимал участие ВГТЗ. Для обеспечения электропитания РПК и приводов наведения на серийных ЗСУ применялась газотурбинная установка ДТ-4М1, производившийся Калужским турбинным заводом."
Источник: С.М.Ганин, А.В.Карпенко «Современные зенитные самоходные установки»
По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки.
Итак, мы видим в музее необычное сочетание: шасси ГМ-575, выпущенное в первом году серийного выпуска (1965 г.) и башня ЗСУ-23-4В (не ранее 1969 года). Что же это за необычный гибрид? В контексте этого риторического вопроса хочу порекомендовать великолепное исследование модификаций ЗСУ-23-4 от Алексея Бобкова. Его статью "Метаморфозы «Шилки»" опубликовал журнал «М-Хобби» в №6 за 2010 год. Процитирую несколько строк из этой печатной работы: "Первая модернизация «Шилки» была проведена не в 1968-69 гг., как принято считать, а несколько раньше: 8 машин ЗСУ-23-4В были впервые показаны на параде в честь 50-летия Октябрьской революции в ноябре 1967 года. При их создании была повышена надёжность эксплуатации установки, улучшены условия обитания для расчёта, увеличен ресурс газотурбинного агрегата с 300 до 450 часов. Первые башни новой модификации ставились на прежние шасси. Одна ЗСУ-23-4В в такой переходной конфигурации сохранилась до наших дней и демонстрируется в Техническом музее АвтоВАЗа, что в городе Тольятти. В ходе серийного производства было также продолжено совершенствования конструкции шасси. ЗСУ-23-4В на таком усовершенствованном шасси можно увидеть в экспозиции Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге."
Дополнительно:
Уникальная ЗСУ-23-4В (ранний корпус и башня ЗСУ-23-4В) в Техническом музее, Тольятти
ЗСУ-23-4В «Шилка» в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ЗСУ-23-4В «Шилка». ВИМАИВиВС, Санкт-Петербург
ЗСУ-23-4В1 «Шилка». Музей отечественной военной истории в Падиково
ЗСУ-23-4В1 «Шилка». Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
ЗСУ-23-4М «Шилка». Военно-патриотический парк «Патриот»
ЗСУ-23-4М «Шилка». Тульский государственный музей оружия
ЗСУ-23-4М «Шилка». Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ЗСУ-23-4М1 «Шилка». Музей Войск ПВО страны, Балашиха
ЗСУ-23-4М3 «Шилка» на центральной набережной Волгограда
Отдельно хочу порекомендовать великолепное исследование модификаций ЗСУ-23-4 от Алексея Бобкова. Его статью "Метаморфозы «Шилки»" опубликовал журнал «М-Хобби» в №6 за 2010 год.