Навигация по странице:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н
Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна» с ракетой 3Р9
Пусковая установка комплекса 2К16 «Луна»
Пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус»
Пусковая установка 9П120 ракетного комплекса «Темп-С»
Пусковая установка 9П71 и ракета 9М714 комплекса ОТР-23 «Ока» (9K714)
Пусковая установка 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45
Противокорабельная крылатая ракета П-5
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А
Месторасположение: г.Москва, ул.Советской Армии, дом 2, строение 1
Официальный сайт: Центральный музей Вооруженных Сил
Дополнительно по музею Вооружённых Сил:
Военные конфликты начала XX века
Период между мировыми войнами
Великая Отечественная война
Немецко-фашистская оккупация территории СССР и остальной Европы в 1939—1945 годах
Армия и флот в период после окончания Великой Отечественной войны и до наших дней
Открытая площадка экспозиции военной техники
Авиационная техника на открытой площадке
Артиллерийские системы на открытой площадке
Ракетная техника на открытой площадке
Техника ПВО на открытой площадке
Бронетехника на открытой площадке
См. также:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. ВИМАИВиВС, СПб
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. ВИМАИВиВС, СПб
Реактивная система залпового огня БМ-13. Музей отечественной военной истории в Падиково
РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
БМ-13Н на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, Москва
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск
БМ-13Н образца 1943 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НММ 2Б7Р образца 1966 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМ-13НМ на базе ЗИС-151, Военный музей, Белград, Сербия
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13НММ, музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград
БМ-13НМ обр. 1958 года на шасси ЗиЛ-157 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Боевая машина БМ-13НММ (2Б7Р) образца 1966 года в в сквере «Пионерский», Пенза
На фотографии – самоходная пусковая установка 2П16 оперативно-тактического ракетного комплекса 2К16 «Луна». Точно такая же пусковая, но без ракеты находится в Техническом музее АвтоВАЗ, г.Тольятти. Ещё один экземпляр – в Санкт-Петербургском Музее Инженерных войск и Артиллерии.
Комплекс поступил на вооружение Советской армии в 1960 году. В его состав входили:
- Пусковая установка 2П16 (на базе плавающего танка ПТ-76),
- Твёрдотопливные неуправляемые ракеты 3Р9 (осколочно-фугасная боевая часть 3Н15) и 3Р10 (ядерная БЧ),
- Машина транспортировки двух запасных ракет,
- Самоходный кран для перегрузки ракет.
Дальность стрельбы — 45 км (ракетой 3Р9), 32 км (ракетой 3Р10). Наведение осуществлялось перемещением корпуса пусковой установки, а круговое вероятное отклонение – до 1 км.
Таким образом, чтобы доставить ядерный заряд, требовалось установить пусковую установку в 30 километрах от цели и учитывать возможность существенного отклонения места падения ракеты. Не удивительно, что в Советской Армии комплекс был быстро заменен на улучшенный вариант: 9К52 «Луна-М» с ракетой 3Р-11 (9М21). Модернизированный комплекс имел КВО 500-700 метров и дальность стрельбы до 65 км. Он широко экспортировался СССР и применялся в ряде вооруженных конфликтов: арабо-израильская война (1973 года), в Афганистане, ирано-иракской войне (1980-1988 годов), войне в Заливе (1991 год).
«Луна-М» в свою очередь была замещена в середине 1970-х годов комплексом 9K79 «Точка». В настоящее время боевые средства комплекса 2К16 «Луна» эксплуатируют только КНДР и Куба (по нескольку десятков пусковых установок).
Пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус» на базе самоходной артиллерийской установки ИСУ-152К. О комплексе 9К72 «Эльбрус» в общих чертах, рассказывал на странице Оперативно-тактические ракеты в Техническом музее АвтоВАЗ, г.Тольятти.
"Комплекс создан в НИИ-1 (Московский Институт Теплотехники с 1967 г.) под руководством А.Д.Надирадзе. Постановлением Совмина СССР №839-379 НИИ-1 поручалось создание оперативно-тактического ракетного комплекса с твердотопливной ракетой "Темп", а ОКБ Волгоградского завода №221 «Баррикады» и СКБ-1 Минского автозавода поручалось создание для комплекса пусковой установки.
После разработки рецептуры смесевого твердого топлива в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже – в НПО "Союз", г.Люберцы) под руководством будущего академика Б.П.Жукова в 1961 г. в НИИ-1 под руководством А.Д.Надирадзе проведены проектные оценки создания новой баллистической ракеты с РДТТ на этом топливе. Полномасштабная разработка комплекса "Темп-С" начата по Постановлению Совмина СССР №934-405 от 5 сентября 1962 г. в НИИ-1 (с 1967 г. МИТ, головной исполнитель по комплексу и ракете), главный конструктор – А.Д.Надирадзе, НИИ-592 (система управления), НИИ-125 (заряд двигателя), КБ завода "Баррикады" (СПУ и другое наземное оборудование). Ракета и комплекс создавались с использованием наработок по теме "Темп". Аванпроект комплекса защищен 13 декабря 1962 г."
Источник: Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 – SS-12 / SS-22 SCALEBOARD | MilitaryRussia.Ru
Ракета размещалась в жестком контейнере 9Я230 с системой термообогрева РДТТ, автоматически открывавшемся перед пуском
Подъем ракеты в стартовое положение осуществлялся в контейнере, затем контейнер раскрывался и опускался обратно на ложемент СПУ
"В 1966 г. за создание ракетного комплекса 9К76 "Темп-С" Ленинской премии СССР удостоены главный конструктор НИИ-1 Александр Давидович Надирадзе, конструкторы-ракетчики Лагутин Борис Николаевич и Гоголев Александр Иванович. Начало серийного производства СПУ комплекса на заводе "Баррикады" – 1966 г. (окончание выпуска – 1970 г.). Серийное производство ракет развернуто на заводе №235 в г.Воткинск с 1966 г. В 1967 г. комплекс развернут в составе нескольких отдельных ракетных дивизионов (полков) в структуре РВСН. В 1968 г. дивизионы комплексов "Темп-С" переданы из РВСН в подчинение командования сухопутных войск.
7 ноября 1967 г. СПУ комплекса "Темп-С" впервые показаны на параде на Красной площади в Москве.
В 1983 г. ракетные бригады, вооруженные ОТР "Темп-С" были размещены в ГСВГ (ГДР) и ЦГВ (ЧССР) ВС СССР в странах социалистического содружества. Передислокация ракетных бригад была проведена в ответ на размещение в Западной Европе американских ракет "Першинг-2" и "Томагавк" (которые в свою очередь, были там размещены в ответ на массовое развертывание в Европе советских БРСД "Пионер")
Снятие с вооружения и уничтожение: Ракеты уничтожены согласно Договору о сокращении РСМД в период с 1 января 1988 г. по 25 июля 1989 г."
Источник: Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 – SS-12 / SS-22 SCALEBOARD | MilitaryRussia.Ru
Ракета укрыта в термообогреваемом контейнере 9Я230, раскрывающемся вдоль продольной оси ПУ после вертикализации ракеты перед пуском
Ракета 9М76Б комплекса 9К76 «Темп-С» состоит из следующих отсеков: головная часть, приборный отсек, вторая ступень, первая ступень
9М76Б в полётной конфигурации: раскрытие аэродинамических стабилизаторов второй ступени происходит после пуска ракеты
"... система управления ракеты автономная инерциальная с использованием гиростабилизированной платформы. На стартовом участке траектории корректировка курса производится поворотными соплами двигателя первой ступени. Решетчатые аэродинамические стабилизаторы служат для стабилизации ракеты на атмосферном отрезке траектории (раскрываются во время старта, неуправляемые). Наведение ракеты осуществляется прицеливанием на стартовом столе, аналогично прицеливанию ракет 8К14 комплекса 9К72 . Система управления ракеты создана в НИИ-592 под руководством Семихатова Н.А. (в последствии – академика). Разработка командных гироскопических приборов (КГП) – НПО Электромеханики (г.Миасс).
Работы по созданию РДТТ и собственно ракеты "Темп-С" начаты после разработки в НИИ-125 (позже переименовано в НИХТИ, а позже – в НПО "Союз", г.Люберцы, ныне – ФЦДТ "Союз", г.Дзержинский) под руководством Б.П.Жукова рецептуры смесевого твердого топлива в 1961 г. Постановлением Совмина СССР от 4 апреля 1961 г. на Павлоградском химическом заводе начато строительство производственной базы для изготовления зарядов из смесевых твердых ракетных топлив (СТРТ) и изготовления снаряжения корпусов и ракетных двигателей массой от 1 кг до 50000 кг (источник). Техническое задание на создание двигателя с зарядом смесевого твердого топлива на полиуретановой основе ПЭУ-7ФГ массой 4000 кг сформулировано в мае 1962 г. Натурные испытания РДТТ прошли впервые в ноябре 1962 г. Корпус двигателя изготовлен из стеклоткани методом намотки".
Источник: Комплекс 9К76 Темп-С, ракета 9М76 – SS-12 / SS-22 SCALEBOARD | MilitaryRussia.Ru
На снимке рядом – подвижная пусковая установка 9П71 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К714 «Ока». Комплекс принят на вооружение в 1983 г., произведено 102 ПУ, ликвидирован по договору о ликвидации РСМД от 1987 года. Предназначался для замены ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» с ракетой Р-17.
Оперативно-тактическая ракета 9М714 могла оснащаться тремя типами головных частей: ядерная 9Н74Б (ракета 9М714Б), мощностью 10-50 кТ, кассетная 9Н74К массой 715 кг, 9Н63 (ракета 9М714Б1) – термоядерная с зарядом АА-75 мощностью 200 кТ. Смена боевой части производится за 15 минут. Система управления – автономная инерциальная (КВО – 350 м). Дальность стрельбы:
максимальная: ОТР 9М714Б с головной частью 9Н74Б – до 400 км, максимальная ОТР 9М714К с головной частью 9Н74К– до 300 км, минимальная – 50 км.
Максимальная высота траектории – 120 км. Время развертывания с марша – 5 минут. Подъем ракеты – за 20 секунд до пуска.
"Серийное производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе начиная с 1976 г., СПУ и машины обеспечения – на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (с 1979 г. по 1987 г.).
В структуре ВС СССР комплекс предполагалось использовать в качестве высокоточного боевого элемента разведывательно-ударных (РУК) и разведывательно-огневых (РОК) комплексов. Комплекс 9К714 "Ока" принят на вооружение в 1980 г. и начал поступать в войска частично заменяя собой комплексы 9К72 SCUD-B. первой ракетной бригадой вооруженной комплксом стала 189-я ракетная бригада (п.Станьково, Белорусский ВО) сформированная на базе окружной РБР. В 1981 г. комплекс был обнаружен западными разведывательными средствами и идентифицирован как SS-23 SPIDER. В декабре 1987 г. комплекс попал под ограничения Договора о сокращении РСМД и был сокращен. Работы над модификацией "Ока-У" были прекращены в 1987 г. на стадии подготовки к серийному производству и принятию на вооружение.
...
Система управления ракеты – 9Б81 – автономная инерциальная (разработка ГосНИИАГ), коррекция траектории осуществляется на активном участке с помощью поворотных сопел двигателя и на протяжении всего полета с помощью решетчатых аэродинамических рулей. В состав управляющего оборудования входят командно-гироскопический прибор (КГП) 9Б86 (разработан НПО Электромеханики, г.Миасс) с гиростабилизированной платформой на которой установлены датчики угловых скоростей и ускорений, а так же датчики НИС (нуль-индикаторы скорости – для определения боковых скоростей); цифровое вычислительное устройство 9Б84, аналоговый вычиситель 9Б83, блок автоматики 9Б85 и блок управления электропитанием 9Б813. НИСы так же используются для горизонтирования платформы т.к. реагируют в т.ч. на земное тяготение.
Рулевые машинки с газодинамическим движителем (от газового генератора, работу которого можно определить по дыму перед стартом). Отделение БЧ происходит за пределами атмосферы на нисходящем участке траектории. Траектория конечного этапа полета БЧ – почти вертикальное падение. Для оснащения БЧ ОТР «Ока» в ГосЦНИРТИ (главный конструктор И.Куприянов) был создан комплекс средств преодоления ПРО (предположительно ложные БЧ, средства постановки пассивных помех). Сектор наведения ракеты при старте 180 град. Система прицеливания на СПУ – оптико-электронная 9Ш133 (аналогична системе прицеливания ОТР «Точка»)."
Комплекс 9К714 Ока, ракета 9М714 – SS-23 SPIDER | MilitaryRussia.Ru
"Боевые части: по данным СМИ при разработке БЧ учитывался фактор радиолокационной заметности. Форма БЧ и расположение центра тяжести обеспечивают аэродинамическую стабилизацию БЧ на конечном участке полета. Для компенсации массы ядерного заряда, который по габаритам находится в широкой части конуса БЧ, в носовой части БЧ располагается компенсирующий груз. БЧ соединялась с ракетным блоком ракеты через переходный отсек, который у БЧ разного типа отличался. В случае с ядерными БЧ в переходном отсеке размещались (по состоянию на середину 1980-х годов) обрезки фольги, пружинные самораскрывающиеся отражатели, малогабаритные источники активных помех и ложная БЧ (имитатор БЧ).
Переходный отсек монтировался с БЧ на заводе-изготовителе и отдельно в войска не поставлялся. Конструкция переходного отсека ядерных БЧ 9Б513 отличается от конструкции переходного отсека других типов БЧ. При создании ракеты и комплекса предусматривалась возможность раскрутки БЧ после отделения от носителя с целью улучшения точности. В переходный отсек ядерной БЧ перпендикулярно оси изделия установлены два двигателя раскрутки, однако к системе управления они не подключены и не использовались в серийных БЧ т.к. в процессе испытаний улучшения точности БЧ не произошло.
...
На вооружении ВС СССР состояли ракеты 9К714К с БЧ 9Н74К оснащаемыми самонаводящимися кумулятивно-фугасными боевыми элементами, которые в полете вращаются вокруг своей оси в поисках массы металла. Если при подлете к земле масса металла была обнаружена, то на низкой высоте срабатывает двигатель, направляющий суббоеприпас к цели, которая поражается кумулятивной струей. Если цель не обнаружена, то происходит подрыв боевого элемента при ударе о землю как обычного осколочно-фугасного боеприпаса. Если взрыватель при ударе о землю не сработал, то по прошествии некоторого времени срабатывает взрыватель самоуничтожения"
Комплекс 9К714 Ока, ракета 9М714 – SS-23 SPIDER | MilitaryRussia.Ru
Слева от входа в здание музея установлен габаритно-весовой макет межконтинентальной баллистической ракеты первого поколения Р-9А. Всего выпущено 70 серийных МБР Р-9 и Р-9А. Все они произведены на Куйбышевском авиационном заводе №1 (в декабре 1961 года переименован в завод «Прогресс»). Вот что пишет Борис Евсеевич Черток об имевшей место конкуренции кислородно-керосиновых ракет Королёва и изделий Янгеля на компонентах диметилгидразин/азотная кислота:
"По числу ШПУ, дежуривших в ожидании возможной ядерной войны, Р-9А сильно-отстала от шахтного варианта Р-16У, которая была принята на вооружение в июле 1963 года, на два года раньше Р-9. Ракета Р-16 имела полностью автономную систему управления. КВО головных частей составляло 2700 метров. Ракета могла оснащаться легкой головной частью мощностью 3 мегатонны и тяжелой — мощностью 6 мегатонн. Когда разгорелись споры о преимуществах и недостатках ракет на высококипящих компонентах по сравнению с кислородными, мы отбивались тем, что у Р-16 время готовности практически ненамного меньше, чем у девятки. Р-16 не могла долго находиться в заправленном состоянии — агрессивные компоненты способны были привести в негодность арматуру. Поэтому ракеты дежурили с пустыми баками. Хотя Р-16 стала базовой ракетой для формирования мощных соединений РВСН, но она к 1965 году, так же как и Р-9А, по многим показателям уступала американским межконтинентальным ракетам. Р-9А и Р-16 следует отнести к первому поколению наших межконтинентальных ракет, находившихся длительное время на боевом дежурстве."
Итак, двухступенчатая Р-9А стала последней кислородно-керосиновой ракетой. Из этой концепции было выжато всё возможное. Следующие поколения отечественных МБР были либо твёрдотопливными, либо использовали высококипящее топливо. Что же касается музейного экспоната, то с 1965 года на этом месте находился габаритно-весовой макет одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности Р-5М – первой советской ракеты, получившией ядерную головную часть. Р-9А установили возле музея уже в 1980-ых годах.
"Красота и строгость форм «девятки» дались не даром. Борьба с лишними килограммами сухой массы велась непримиримо. Мы боролись за километры дальности жесткой весовой политикой и совершенствованием параметров всех систем. Глушко, несмотря на страх перед самовозбуждением колебаний «высокой частоты», увеличил давление в камерах по сравнению с «семеркой» и спроектировал двигатель РД-111 для «девятки» очень компактным, по размерам почти таким же, как РД-107 «семерки». Он развивал тягу у земли 140 тс (двигатель РД-107 — 82 тс), давление в камере достигало 80 атмосфер (у РД-107 — 60 атмосфер). Повышение давление и было одной из возможных причин возникновения «высокой частоты». РД-111 имел четыре камеры сгорания при одном, как и у РД-107, общем турбонасосном агрегате (ТНА). Принципиально новым было то, что камеры устанавливались на двигательной раме в подшипниках, оси которых располагались в плоскостях курса и тангажа. Путем поворота камер гидравлическими рулевыми машинами центрального привода на участке траектории первой ступени достигалось полное управление полетом.
ТНА очень компактно располагался над камерами и был связан с ними гибкими сильфонными шлангами. В отличие от двигателей «семерки» для привода ТНА не требовалась перекись водорода. Газ для привода турбины вырабатывался в газогенераторе за счет сжигания небольшой части топлива. Первичная раскрутка ТНА производилась пороховьм стартером. Для регулирования двигателя по тяге и соотношению компонентов мы разработали специальные электроприводы.
Чтобы использовать все топливо, не оставляя сотни килограммов в виде «гарантийных запасов», мы разработали ДРОБ — дискретную (по современной терминологии — цифровую) систему регулирования опорожнения баков. Константин Маркс, Павел Кулиш и Владимир Вороскалевский имели все основания гордиться емкостными датчиками в баках и транзисторной логикой. Система оказалась надежнее и проще, чем аналогичная у «семерки». Революционное предложение по центральному приводу для качания камер двигателя кроме всех прочих преимуществ дало возможность снизить емкость и существенно уменьшить массу бортовых батарей.
Еще одним революционным предложением был ЖБК — желоб бортовых коммуникаций. В этом желобе, протянувшемся по образующей от второй ступени до стартового стола, были проложены гидравлические и электрические коммуникации, необходимые для связи ракеты с «землей» до самых последних секунд. Обычно для связи с «землей» многочисленные трубки и кабели тянутся к наземному оборудованию по конструкции ракеты и летят затем вместе с ракетой ненужным в полете грузом. «Все, что не требуется в полете, не должно улетать» — под таким лозунгом мы «переселили» с «борта» в ЖБК сотни килограммов всяческих коммуникаций. Сам ЖБК внушительных размеров отстреливался от ракеты и с грохотом стукался о бетон стартовой площадки за секунды до взлета.
Ажурная ферма соединяла вторую ступень с первой. После разделения ступеней сбрасывалась конструкция хвостовой части второй ступени. В полете вторая ступень таким образом сразу облегчалась на 800 кг. Двигателю Косберга тягой 30 тонн второй ступени «девятки» предстояло надолго войти в историю космонавтики. После доработки вторая ступень с этим двигателем заняла место третьей ступени ракеты «Союз», получив наименование блок «И». Косберг создал надежный кислородно-керосиновый двигатель. Отработанный в турбонасосном агрегате двигателя генераторный газ использовался в качестве рабочего тела в рулевых управляющих соплах. После двух недель наземных тренировок и устранения замечаний первый пуск первой ракеты Р-9 был назначен на 9 апреля 1961 года. Это совпадало с самыми напряженными днями подготовки к пуску Гагарина."
Источник: Борис Евсеевич Черток. «Ракеты и люди»