Навигация по странице:
Жидкостная двухступенчатая МБР шахтного базирования УР-100К
Жидкостная двухступенчатая МБР шахтного базирования УР-100Н УТТХ
Ракета-носитель «Циклон-3» (11К68)
Автономная пусковая установка 15У168 комплекса 15П158 «Тополь»
Машина связи №1 (МС-1) 15В179 дивизиона и ПКП ракетного полка
Машина связи №2 (МС-2) 15В75 станция тропосферной связи и ПКП ракетного полка
Машина обеспечения боевого дежурства 15В148
Машина-общежитие 15Т118
Машина-столовая 15Т117
Машина боевого управления 15В167 комплекса 15П158 «Тополь»
РСЗО «Смерч» боевая машина 9А52-2
РСЗО БМ-13Н на базе Зис-151
РСЗО 15cm Panzerwerfer 42 Auf.Sf (Sd.Kfz.4/1)
Крылатая ракета 3М-25 «Метеорит-М» (П-750 «Гром»)
Крылатая ракета П-15М с головкой самонаведения ДС-М
Пусковая установка СПУ-35Б противокорабельного комплекса «Редут»
Пусковая установка 3С51 противокорабельного комплекса «Рубеж»
Пусковая установка 9П129 тактического комплекса 9К79 «Точка»
Гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат на базе ракеты Х-90
Двигательная установка системы аварийного спасения космического корабля «Союз–ТМА»
Противокорабельная ракета «Яхонт» — экспортная версия 3М55 «Оникс» (П-800)
Противокорабельная ракета 4К34 (П-5)
Противокорабельная ракета 3М-80Е комплекса «Москит-Е» (П-270)
Месторасположение: Московская область, 55 км трассы М-1 (Минское шоссе)
Официальный сайт: Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Дополнительно::
Парк «Патриот». Выставка «Космические войска: через тернии к звёздам»
Парк «Патриот». Техника стран-участников антигитлеровской коалиции
Парк «Патриот». Бронетехника нацистской Германии
Парк «Патриот». Бронетехника стран нацистского блока и трофеи вермахта
Парк «Патриот». Современная лёгкая отечественная бронетехника
Парк «Патриот». Авиация
Парк «Патриот». Артиллерия и САУ
Парк «Патриот». Техника ПВО
Парк «Патриот». Автотехника, мотоциклы и бронемашины
Парк «Патриот». Отечественные танки
Парк «Патриот». Инженерная и другая специальная техника
Парк «Патриот». Экспозиция, посвящённая локальному конфликту в Сирии
Выставка 12-го Главного управления Министерства обороны России — органа военного управления, отвечающего за ядерно-техническое обеспечение и безопасность. По просьбе пресс-службы парка уточняю, что "экспозиция находится не в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха ВС РФ «Патриот», а на стендах выставочного павильона КТРВ (Корпорация «Тактическое ракетное вооружение)."
Макет авиабомбы «244Н» с ядерным зарядом. Бомба находилась на вооружении с 1969 по 1980 гг. Разработчик — РФЯЦ-ВНИИТФ.
Макет специальной боевой части торпеды САЭТ-60. Серийное производство - приборостроительный завод (г. Трёхгорный). На вооружении: 1967-1980 гг.
Носовая часть выполнена из радиопрозрачного материала для обеспечения работы радиовысотомера системы подрыва
Аэродинамическая форма с малым коэффициентом сопротивления обсуловлена применением с внешней подвески сверхзвуковых самолетов
Модифицированная МБР УР-100К разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Владимира Челомея и в филевском Филиале № 1 ЦКБМ под руководством Виктора Бугайского.
Разработка УР-100К начата в 1967 году. Летно-конструкторские испытания на полигоне Байконур завершены в 1971 году. Комплекс принят на вооружение 28 декабря 1972 года. Конструкторам удалось повысить точность стрельбы, мощность ядерного боезаряда, увеличить ресурс работы маршевых двигателей. Баки ракеты вмещали увеличенное количество топлива. Стартовая масса ракеты увеличена до 50,1 тонны. Масса полезной нагрузки – до 1 200 кг. Дальность стрельбы возросла до 12 000 километров. Автономная система управления разработана в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова.
Ракета была оснащена тремя боевыми блоками, не имевшими системы индивидуального наведения на цель. Наряду с МБР Р-36П, ракета УР-100К была одной из первых МБР, оснащенных РГЧ.
После окончания работы второй ступени пироболты освобождали боевые блоки и они по программе расталкивались пиромеханизмом в разные стороны. Удаление блоков от точки прицеливания в момент подлета к земле составляло примерно 1,5-2 километра.
Источник: Первов М., «Ракетные комплексы РВСН» («Техника и вооружение», №05-06/2001 )
УР-100К (15А20 , РС-10) в транспортно-пусковом контейнере 15Я42 – первая советская МБР с кассетной головной частью, предназначенной для поражения площадных целей.
Серийное производство ракет УР-100 различных модификаций на Московском Машиностроительном заводе имени М.В.Хруничева продолжалось с 1964 по 1974 год. Ракеты серийно выпускались также Омским производственным объединением «Полёт» и Оренбургским производственным объединением «Стрела».
Кроме моноблочной головной части на УР-100К могла быть установлена кассетная ГЧ с тремя боевыми блоками, при этом устанавливались различные передние отсеки, в которых размещались средства преодоления ПРО противника. При использовании кассетной БЧ, боевые блоки закрывались аэродинамическим обтекателем, который распадался на две части и сбрасывался в конце активного участка полета.
"Для стыковки второй ступени ракеты с моноблочной и разделяющейся головными частями использовались специально разработанные для каждого типа ГЧ передние отсеки… Во внутренних объемах отсеков располагались средства преодоления противоракетной обороны противника – ложные цели. Выброс ложных целей производился по команде от системы управления ракетой в конце активного участка траектории полета перед отделением головной части".
Источник: Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения (Под. ред. Е.Б.Волкова).
"Постановление правительства о разработке ракетного комплекса УР-100Н с улучшенными тактико-техническими характеристиками вышло 16 августа 1976 года. МБР УР-100Н УТТХ разработана в ЦКБ машиностроения под руководством Владимира Челомея и в филевском Филиале № 1 ЦКБМ, возглавляемом Виктором Бугайским.
В связи с увеличением точности американских межконтинентальных баллистических ракет требовалось повысить степень защищенности шахтных пусковых установок, а также применить новый комплекс средств преодоления противоракетной обороны противника.
Серия испытательных пусков УР-100Н УТТХ проводилась с декабря 1977 по июнь 1979 года на полигоне Байконур. 17 декабря 1980 года комплекс был принят на вооружение. В январе 1981 года первые полки УР-100Н УТТХ заступили на боевое дежурство. Всего было поставлено на боевое дежурство 360 ШПУ МБР УР-100Н УТТХ".
Источник: Первов М., «Ракетные комплексы РВСН» («Техника и вооружение», №05-06/2001 )
Головная часть 15Ф355 – разделяющаяся с 6 термоядерными боевыми блоками индивидуального наведения и комплексом средств преодоления ПРО
УР-100НУ (15А35) – модернизация 15А30 с целью улучшения характеристик в части эффективности применения, точности стрельбы, защищённости
Ракеты УР-100Н УТТХ размещены в ШПУ типа ОС повышенной защищенности. Защитная крыта шахты открывается вверх с помощью специального пневмогидравлического привода. В ракетный полк входит 10 ШПУ и один командный пункт контейнерного типа, размещаемый в специальной защищенной шахте
Торцы ТПК 15Я54 были закрыты гибкими многослойными диафрагмами с вшитой тросовой системой, которая срывала их при пуске ракеты
"До 1999 года проведен 81 пуск УР- 100Н УТТХ. Из них 27 летных пусков, 25 пусков защиты партии и 29 прочих пусков.
В ходе регулярно проводимых учебно-боевых пусков МБР УР-100Н УТТХ проводятся исследования, по результатам которых осуществляется продление гарантийного ресурса. В ноябре 1994 года был проведен учебно-боевой пуск ракеты, простоявшей на боевом дежурстве более 18 лет. 10 июня 1997 года с полигона Байконур стартовала ракета, находившаяся 20 лет на боевом дежурстве в дивизии, дислоцированной под Козельском. Результаты испытаний подтвердили высокую надежность ракетного комплекса и возможность продления срока эксплуатации на несколько лет. Последний по времени испытательный пуск УР-100Н УТТХ на полигоне Байконур проведен 7 октября 1998 года. Ракета находилась на боевом дежурстве 22 года.
О ракете рассказал мне начальник отдела НПО машиностроения Леонид Шелепин: "Конструкция PC-18 очень надежная. В 1999 году планируется довести срок эксплуатации до двадцати пяти лет. В перспективе этот срок
может быть продлен до тридцати лет. Гарантийный надзор за эксплуатацией успешный. Сейчас малые регламентные работы проводятся раз в три месяца, большие регламентные работы – раз в три года".
Источник: Первов М., «Ракетные комплексы РВСН» («Техника и вооружение», №05-06/2001 )
"В начале 60-х годов Отдельное конструкторское бюро (ОКБ-586), возглавлявшееся М. К. Янгелем (ныне – КБ «Южное», г. Днепропетровск), работало над боевыми ракетными комплексами и одновременно приступило к созданию космических транспортных средств на основе этих ракет. Так, на базе одноступенчатых баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14 появились соответственно PH легкого класса «Космос-2» и «Космос-3». Двухступенчатая же МБР Р-36 в орбитальном варианте была способна выводить головные части на околоземную орбиту.
Вот почему в августе 1965 года на основании правительственного постановления в КБ «Южное» развернулись работы по созданию двухступенчатого носителя на базе Р-36 для запуска спутников. Одновременно рассматривались его возможности в случае установки третьей ступени.
...
Еще в 1962 году ЦНИИмаш предложил использовать только что принятые на вооружение ракеты Р-16 для запусков метеорологических ИСЗ «Метеор». Тем не менее было принято решение для этих целей доработать PH «Восток». Но через несколько лет ситуация изменилась. Начиная с 1969 года планировалось снятие с боевого дежурства Р-16 с истекшим сроком гарантийного хранения. В этом случае предложение Янгеля сулило огромный экономический эффект. По его замыслу такие МБР сразу направляются на полигон, где к ним пристыковывается заправленная топливом дополнительная ступень с космическим аппаратом и боевая ракета превращается в ракету-носитель.
Предложение Янгеля приняли, но частично. В июле 1967 года Совет Министров СССР принимает постановление об использовании носителя, разрабатываемого на базе Р-36, для запусков КА серии «Космос» и «Метеор». А в августе 1968 года в тактико-техническом задании было конкретизировано, что на основе ракеты Р-36 создаются два носителя: двухступенчатый – для решения задач, определенных постановлением 1965 года, и трехступенчатый – как универсальный носитель легкого класса. В 1988 году трехступенчатый вариант получил наименование «Циклон». Учитывая историю создания данного носителя, целесообразно его называть «Циклон-3», а двухступенчатый вариант – «Циклон-2». Название «Циклон-1» можно было бы присвоить нереализованному проекту PH на базе ракеты Р-16, поскольку МБР Р-36 является дальнейшим ее развитием."
Источник: С. Сергеев, «Циклон» («Авиация и космонавтика», №3-4/1994)
"PH «Циклон» выполнена по классической схеме «тандем», то есть все ее ступени соединены последовательно. Конструкции корпусов первой и второй ступеней «Циклона-2,-3» практически полностью унифицированы между собой. Для их изготовления одно время использовались корпуса и двигательные установки боевых ракет Р-36.
Третья ступень PH «Циклон-3» представляет собой практическую реализацию проекта универсальной ступени С5М. Она выполнена в ампульном варианте, что обеспечивает ее длительное хранение в заправленном состоянии. Для уменьшения внешних габаритов ступени ее двигательная установка помещена внутри тороидального топливного отсека. На ступени установлена собственная автономная инерциальная система управления, которая связана с системой управления первой и второй ступеней только через систему согласования осей гироприборов. Необходимая увязка работы обеих систем управления обеспечивается путем обмена минимальным количеством команд и сигналов.
...
Все двигатели PH «Циклон» работают на самовоспламеняющихся компонентах ракетного топлива – азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине. Двигательные установки первой и второй ступеней состоят из маршевого (МД) и рулевого (РД) двигателей. Конструкция МД третьей ступени в зависимости от заданной схемы полета обеспечивает однократное или двукратное его включение. Управление полетом третьей ступени осуществляется с помощью восьми неподвижных выхлопных сопел газогенератора турбонасосного агрегата МД. На участке ее полета с выключенным МД управление ориентацией обеспечивается десятью ЖРД малой тяги. Чтобы обеспечить запуск МД в условиях невесомости, в топливном отсеке третьей ступени установлены специальные сетчатые разделители. А перед повторным запуском МД используется жидкостная реактивная система – блок обеспечения запуска, который создает продольное ускорение для перемещения топлива к заборным устройствам. Третья ступень стыкуется со второй с помощью специального переходника, к которому крепится и головной обтекатель.
«Циклон-3» выводит космические аппараты на заданные орбиты по «жестким» траекториям, параметры которых заложены в память системы управления в виде программ изменения скорости и угловой ориентации ракеты в зависимости от времени с момента старта. В полете система управления с помощью своих инерциальных измерителей определяет фактические значения параметров движения, сравнивает их с расчетными значениями и вырабатывает управляющие сигналы, с помощью которых изменяются текущие скорость и углы ориентации ракеты до их совпадения с расчетными. Необходимый набор программ полета по номинальным траекториям рассчитывается заранее и записывается в память бортовой аппаратуры при ее изготовлении. В ходе подготовки PH к пуску баллистиками космодрома составляется полетное задание, в котором указываются требуемая программа движения и настроечные параметры систем управления. Данные полетного задания записываются в память систем управления носителя на последних минутах предстартовой подготовки.
Стартует «Циклон-3» с неповоротной пусковой установки, после чего разворачивается вокруг продольной оси на заданный угол. Разделение первой и второй ступеней происходит по полугорячей схеме: РД второй ступени запускается до отделения первой, а МД – после отделения и ухода от первой ступени на безопасное расстояние. Головной обтекатель сбрасывается на участке работы второй ступени после прохождения плотных слоев атмосферы. Время функционирования первых двух ступеней не зависит от высоты конечной орбиты и выбирается исходя из расположения районов, выделенных для падения отделившихся ступеней и створок головного обтекателя.
Нужной орбиты КА достигает с помощью третьей ступени. В ее конструкции заложены широкие возможности по реализации энергетически оптимальных траекторий выведения КА на начальные орбиты, как круговые, так и эллиптические с любым заданным положением перигея. С этой целью предусмотрено управление временем, продолжительностью и количеством включений ее двигателя."
Источник: С. Сергеев, «Циклон» («Авиация и космонавтика», №3-4/1994)
Первая ступень состоит из переходного отсека, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека.
Первая и вторая ступени РН «Циклон-3» практически идентичны ступеням РН «Циклон-2» (11К69), разработанной на базе МБР Р-36
"Летные испытания «Циклона-3» проходили на космодроме Плесецк с 24 июня 1977 года по 12 февраля 1979 года. Всего было шесть пусков, и выполнить намеченную программу испытаний удалось досрочно. Новый ракетный комплекс был готов заменить два старых – «Космос-3» и «Восток», но только в январе 1980 года было принято постановление СМ СССР о принятии его в эксплуатацию.
Долгое время «Циклон-3» фактически «оставался без работы». Только в 1984 году на него были полностью переведены запуски КА, которые до этого осуществляли с помощью PH «Восток». И в настоящее время он используется меньше чем наполовину своих возможностей. С помощью «Циклона-3» на средневысотные приполярные орбиты выводятся космические аппараты «Метеор», «Океан», «Муссон» и автоматизированные универсальные орбитальные станции для проведения фундаментальных исследований в области гео- и гелиофизики. Кроме того, осуществляются запуски космических аппаратов и в интересах Министерства обороны. В их числе низкоорбитальные спутники связи, на базе которых сейчас разрабатываются КА «Гонец».
...
Благодаря энергетическим возможностям «Циклон-3» при выведении по плоским траекториям позволяет доставлять на солнечно-синхронные орбиты большинство существующих и ряд перспективных аппаратов, но при этом ракета будет пролетать над Канадой и США. Не годится старт и в юго-западном направлении, так как там расположены наши густонаселенные районы. Остается один способ – запускать ракету по существующей трассе, а затем с помощью пространственного маневра во время работы третьей ступени выводить спутник на солнечно-синхронную орбиту. Платой здесь является уменьшение массы полезного груза.
На упомянутом совещании отмечались перспективность третьего направления и возможность его реализации в кратчайшие сроки, так как возможность осуществления пространственного маневра предусмотрели на этапе эскизного проектирования ступени С5М. Однако к началу летных испытаний ее не успели реализовать, да и в тактико-техническом задании 1968 года такой маневр не был указан. Получалось, что необходимо доработать систему управления, а для этого требуется задание на… новый носитель. Беда отечественной космонавтики: отсутствие единой продуманной политики в развитии национальной транспортной космической системы, порой неоправданная спешка в создании ее элементов и невозможность осуществления постепенной модернизации ракет-носителей в ходе их эксплуатации.
В итоге предложения по усовершенствованию «Циклона-3» были похоронены. Но, несмотря на это, PH продолжает оставаться одним из лучших носителей своего класса с хорошими резервами для модернизации."
Источник: С. Сергеев, «Циклон» («Авиация и космонавтика», №3-4/1994)
Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе с моноблочной ядерной боеголовкой велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П. Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее пусковая установка – семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) – на заводе «Баррикады» в Волгограде.
Источник: Russian Arms Forum :: 15П158 «Тополь» – подвижный грунтовый ракетный комплекс с ракетой РТ-2ПМ (15Ж58)
Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 метра и диаметром 2 метра.
ТПК герметичен, в нем поддерживается определенный температурно-влажностный режим. В случае появления дырки в корпусе или обрыва резиновых муфт на воздуховодах системы ТВР, расчет получит соответствующее донесение.
Декларируется, что в отличии от РСД-10 и «Темп-2С» ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. Фактически же даже современные модификации не имеют такой возможности. "При получении приказа на пуск по АСБУ, расчет АПУ обязан занять ближайшую пригодную для пуска точку маршрута и произвести развертывание АПУ". "Ближайшую пригодную" – значит имеющую заранее определенные координаты и предварительно подготовленную в инженерном вопросе. С этой целью периодически в соответствии с планами НШ и ЗБУ проводятся рекогносцировки полевых позиций и маршрутов патрулирования, в ходе которых определяется перечень работ, где что срубить, выровнять, подсыпать или усилить. Вот это и называется "с любой [из заранее выбранных] точек".
Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта – миномётный: после установки "пенала"в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.
При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара во время стоянки для технического обслуживания, через раздвижную крышу. Изначально крыша была отстреливаемая (скреплена пиропатронами, на концах бетонные противовесы). В суровых зимних условиях показали себя отрицательно (определить точно массу противовеса из-за снежных осадков невозможно, усредненное показание приводило либо к заклиниванию, либо к срыву с направляющих, кроме этого – без отстрела не возможно определить состояние пиропатрона). Заменены на старые и более нандежные (по сравнению с Пионером были усовершенствованы) электромеханические приводы.
Источник: Russian Arms Forum :: 15П158 «Тополь» – подвижный грунтовый ракетный комплекс с ракетой РТ-2ПМ (15Ж58)
Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО "Союз". На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались четыре раскладных поворотных решётчатых аэродинамических руля, используемые для управления полётом совместно с газоструйными рулями и четыре решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме "кокон". Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.
В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь" в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.
Источник: Russian Arms Forum :: 15П158 «Тополь» – подвижный грунтовый ракетный комплекс с ракетой РТ-2ПМ (15Ж58)
Машина связи (МС-1) подвижного командного пункта ракетного дивизиона и подвижного командного пункта (ПКП) ракетного полка комплекса 15П158, агрегат 15В179, предназначена для организации и несения боевого дежурства расчетом связи на марше или на полевой позиции. Задача – непрерывный контроль за работоспособностью передающих устройств и оборудования связи. Разработка и производство – Краснодарский приборный завод (КПЗ), РСФСР. МС-1 (агрегат 15В179) разработана для ПГРК 15П158 "Тополь" на базе агрегата 15В82.
Russian Arms Forum :: 15В179 – машина связи №1 (МС-1) ракетного дивизиона и ПКП ракетного полка
На передней стенке кузова смонтирован кондиционер 1К25-1М4-01 и две фильтровентиляционные установки ФВУА-100В-24. На левой стенке в передней части кузова – большой загрузочный люк в отсек СЭС.
Два люка воздухозаборников радиаторов системы охлаждения АДА; выхлопные трубы (над люками воздухозаборников) закрыты кожухом с трёх сторон; две штыревые антенны для Р-138 "Скворец". Отсутствуют: откидная площадка и телескопическое АМУ для УКВ приёмников комплекса 15Э1061 «Брелок».
Электропитание агрегата на марше осуществляет два (агрегата дизельных автоматизированных) АДА-12 каждый мощностью 12 КВт
Хорошо видна крышевая антенна БК-700 для УКВ приёмников комплекса 15Э1061 «Брелок» (обеспечение связи на марше). Под задним свесом кузова, в ящиках, три катушки с кабелями управления, связи и питания.
Экспонат находится на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот»
Станция тропосферной связи, машина связи №2 (МС-2) подвижного командного пункта ракетного полка и машина связи №3 (МС-3) подвижного запасного командного пункта ракетной дивизии.
Агрегат 15В75 «Торф-2» является модификацей для подвижного грунтового ракетного комплекса РВСН станции тропосферной связи Р-412А «Торф». Назначение:
– организации связи с высшими звеньями управления и использовалась для организации связи в звене «ПКП ракетного полка – КП (ПЗКП) рд»;
– обеспечения несения боевого дежурства расчетом связи на полевой позиции.
Задачи расчёта:
– обеспечение линий прямой связи и тропосферной связи в оперативно-тактическом звене управления;
– обеспечение ведения двухсторонней дуплексной связи со стационарным узлом связи по телефонным каналам;
– непрерывный контроль за работоспособностью приёмо-передающих устройств и оборудования связи.
Источник: Russian Arms Forum :: 15В75 – машина связи МС-2 ПКП рп и МС-3 ПЗКП рд, станция тропосферной связи
Конструктивно кузов внутри разделен перегородками на 2 отсека:
– отсек №1 – операторский с местами для несения дежурства расчетом связи. В этом же отсеке размещались элементы СЭС;
– отсек №2 – аппаратный отсек, в которой размещено оборудование связи. Для снижения интенсивности СВЧ колебаний до допустимых санитарных норм перегородка аппаратного отсека выполнена из экранирующих материалов.
За кузовом, на открытой площадке располагается антенно-мачтовое устройство (АМУ) ФЛ-95М «Сосна-20М» с комплектом антенн. АМУ состоит из двух секций. При развертывании сначала поднимается нижняя секция, а затем из неё начинает выдвигаться верхняя секция c установленной на ней симметричной двухзеркальной антенной (из-за формы тарелок антенны машину звали «Чебурашка», а обслуживающий персонал называли «лопушатниками»).
Для обеспечения связи на марше используется радиостанция Р-123М «Магнолия» (Р-173 «Абзац»). Штыревая антенна (АШ) для Р-123, высотой 2/4 м (при совершении марша/нахождении на стоянке), расположена на крыше кабины водителя агрегата. Работа основного оборудования агрегата возможна только на стоянке.
Источник: Russian Arms Forum :: 15В75 – машина связи МС-2 ПКП рп и МС-3 ПЗКП рд, станция тропосферной связи
Экспонат находится на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот»
В агрегате предусмотрены системы электроснабжения, управления, связи, микроклимата, отопления, вентиляции, водоснабжения, оповещения, кухонно-складского и бытового оборудования. Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) предназначена для обеспечения:
• электроэнергиейпотребителей на полевой позиции и при аварийной ситуации на БСП;
• подготовки и приема пищи личным составовом;
• отдыха и быта личного состава, свободного от БД, в полевых условиях;
• организации и несения караульной службы в полевых условиях.
Разработка – ЦКБ «Титан», г. Волгоград, для ПГРК 15П158 «Тополь». Производство – ПО «Баррикады», г. Волгоград, с 1985 по 1989 гг. Размеры и оборудование агрегата рассчитаны на обеспечение жизнедеятельности десяти человек с личными вещами и оружием. В МОБД 15В148 совмещены функции четырёх агрегатов, входивших в состав ПГРК «Пионер»: МДЭС 15Н1061М, машина-столовая 15Т117, машина-общежитие 15Т118, МДСО 15Я55.
Источник: Russian Arms Forum :: 15В148 – машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)
На боевом отсеке рядом с башенно-пулеметной установкой смонтировано устройство подъёма-опускания двухметровой штыревой антенны радиостанции Р-173
Вход в 15В148 расположен по правому борту. С 1989 года для ПГРК «Тополь» выпускается МОБД 15В231 вход в которую расположен по левому борту, в связи с изменением компоновки БЭС. Последняя модификация МОБД – 15В240М (для ПГРК 15П165 «Тополь-М», «Ярс»).
Экспонат находится на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот»
Конструктивно агрегат выполнен из двух, несвязанных жестко между собой, отсеков. Первый отсек – дизельный, в котором размещены два дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах кузова первого отсека имеются люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 метра покрыта асбесто-гипсовым шнуром). Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2398 литра для АД.
Второй отсек – основной. Он разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. Отсек оборудован кондиционером, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.
Три отсека используются для размещения людей – два четырёхместных купе для отдыха личного состава и двухместное купе для отдыха начальника караула и его помощника.
Имеется купе-столовая для приема пищи личным составом – одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудовано одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.
Источник: Russian Arms Forum :: 15В148 – машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)
Специальное колесное шасси МАЗ-547А выпускалось серийно с 1970 по 1985 годы. Помимо «боевых» агрегатов на шасси семейства МАЗ-547 был создан комплекс агрегатов управления и машин обеспечения боевого дежурства (МОБД), предназначенных для обеспечения управления, связи, жизнедеятельности и отдыха личного состава дежурных сил на полевых боевых стартовых позициях стратегических ПГРК. Первым комплексом, где Главный конструктор впервые предусмотрел штатные агрегаты для обеспечения жизнедеятельности личного состава был 15П642 «Темп-2С». В дальнейшем все эти машины и агрегаты вошли в состав разрабатываемого комплекса 15П645 «Пионер» фактически без изменений. Машины обеспечения боевых действий:
• агрегат 15Т117 – автомобиль-столовая АС-543.1 на шасси МАЗ-543В;
• агрегат 15Т118 – автомобиль-общежитие АО-543.1 на шасси МАЗ-543В;
• агрегат 15Н1061М – МДЭС на шасси МАЗ-543А (их было две – для боевой зоны и для бытовой зоны);
• агрегат 15Я55 – Машина дежурной смены охраны (МДСО) на шасси МАЗ-543В.
Агрегат 15Т118 сначала изготавливался заводом им.Урицкого (троллейбусный завод) в г.Энгельсе, а затем на заводе в г. Шумерля.
Агрегат 15Т117, предназначен для обеспечения жизнедеятельности и отдыха личного состава, для хранения запасов продовольствия, приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях. Машина-столовая рассчитана для одновременного питания 16 человек. При разработке автомобиля-столовой, камбузное оборудование (кухня) практически целиком, без изменений, взято с ракетного катера проекта 205. Столовая может быть превращена в зал для просмотра теле- и видеопрограмм и прослушивания радиопередач.
"Хочу напомнить, что машины-столовые (117) и машины-общежития (118) с 1975 года входили и в состав комплекса "Темп-2С" в Плесецке, по 4 агрегата в каждой из 7 воинских частей (ОИИЧ). Тогда еще Пионеры, пожалуй, и не дежурили. Испытатели-военные рассказывали веселый эпизод из своей тогдашней жизни на колесах. В их воинской части переслуживал капитаном Михаил Тихонович Л., крупный и самоуверенный мужчина, добродушный балагур. Впервые увидев внутреннее оснащение новых машин (117 и 118), он выразил сомнение в эффективности вентиляторов, установленных в купе для отдыха. Мол, слабые, пластмассовые. Нашлись, как всегда, люди, готовые разыграть Михаила Тихоновича. На этот раз преуспел Сергей Александрович С., майор, и довел М.Т. до того, что тот на спор взялся остановить включенный вентилятор носом. А нос у М.Т. был ему под стать, крупный. Когда дядя Миша приложился, не все из любопытствующих успели отпрыгнуть ..."
Источник: Russian Arms Forum :: 15Т117 – машина-столовая (МС-543.1)
Машина боевого управления (МБУ) предназначена для организации и несения боевого дежурства расчетом командного пункта, непрерывного контроля параметров АПУ и ракет, подготовки и проведения пусков ракет. В агрегате расположена аппаратура боевого управления, аппаратура связи (приемники КВ, УКВ и ДВ диапазонов, служебный комплект аппаратуры связи для управления машиной связи на марше).
Источник:
В стенах кузова имеется 2 входа – двухстворчатая на заднем торце агрегата и одностворчатая по правому борту агрегата, в первом отсеке. Вход по правому борту считался аварийным и использовался только при свертывании-развертывании агрегата.
См. также:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. ВИМАИВиВС, СПб
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. ВИМАИВиВС, СПб
Реактивная система залпового огня БМ-13. Музей отечественной военной истории в Падиково
РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
БМ-13Н на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, Москва
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск
БМ-13Н образца 1943 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НММ 2Б7Р образца 1966 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМ-13НМ на базе ЗИС-151, Военный музей, Белград, Сербия
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13НММ, музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград
БМ-13НМ обр. 1958 года на шасси ЗиЛ-157 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Боевая машина БМ-13НММ (2Б7Р) образца 1966 года в в сквере «Пионерский», Пенза
Германская самоходная РСЗО создана в 1942 году на базе полугусеничного грузового автомобиля Opel Maultier.
"Вот, что пишет о летных испытаниях крылатой ракеты средней дальности «Метеорит» Ю.Мозжорин - При первом же испытании, в момент отделения стартовых ускорителей, крылатая ракета перевернулась и упала. Все данные об аэродинамике ракеты выдавал ЦАГИ. Причина аварии - пренебрежение влиянием на поведение ракеты струй малых пороховых движков, отводящих от нее отработавшие ускорители. Струи движков искажали характер обтекания крыльев ракеты, вызывая сильный момент ее крена.
Корабельные испытания комплекса первоначально предполагалось проводить с одной из подводных лодок пр.675, но в дальнейшем, по предложению ЛПМБ «Рубин», приняли решение переоборудовать для этой цели один из РПК СН пр.667А, выводимых из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой ПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы. Для переоборудования выделили ПЛ К-420 (зав. №432), на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт. Заводом-строителем назначили Севмашпредприятие.
Технический проект переоборудования АПЛ пр. 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (пр.667М) ЛПМБ «Рубин» разработало в 1 квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М-25, расположенных побортно наклонно (45 град) вне прочного корпуса - в междубортном пространстве под углом 45°. Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования. В новых отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа.
Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия «Андромеда», нового навигационного комплекса «Тобол-АТ», комплекса средств радиосвязи «Молния-ЛМ1» и гидроакустического комплекса «Рубикон». С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор». Пуск мог производиться с глубины до 40 м при скорости ПЛ до 10 узлов.
Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись Севмашпредприятием исключительно быстрыми темпами. Так, 18 июня 1980 г. лодку поставили в эллинг, уже 15 октября 1982 г. полностью сформированную ПЛ спустили на воду, а с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания. Государственные испытания проходили с 16 августа 1983 г. по 1 ноября 1983 г., но без комплекса ракетного оружия из-за его неготовности к летно-конструкторским испытаниям на корабле. По результатам госиспытаний был оформлен акт об окончании переоборудования лодки для проведения совместных испытаний комплекса.
Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон Капустин Яр) и плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с переоборудованием корабля. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет 3М-25. Хотя уже 27 декабря 1983 г. в Баренцевом море были начаты летно-конструкторские испытания комплекса с ПЛ, они продолжались по 1986 г. включительно (1 пуск в 1984 г. и 1 пуск в 1986 г.).
Причин столь длительной отработки комплекса было несколько, но, пожалуй, главным являлось большое количество принципиально новых технических решений, принятых в проекте: «мокрый» подводный старт крылатой ракеты под стартово-разгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи.
В результате совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М» начались только в 1988 г., сначала с наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска). К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до «ума». Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей, привели к тому, что по совместному решению промышленности и ВМФ работы по комплексу «Метеорит-М» в конце 1989 г. прекратили. Испытания на К-420 были завершены 15.12.1989 г. В 1990 г. оборудование комплекса с ПЛ сняли и К-420 в торпедном варианте в декабре того же года включили в состав Северного флота. В июле 1994 г. подводную лодку из боевого состава флота исключили, передали на долговременное хранение и поставили на прикол.
Всего с наземного стенда, ПСК и с подводной лодки было выполнено 50 пусков ракет.
Работы над авиационным вариантом велись достаточно долго. Всего из около 100 изготовленных летных экземпляров «Метеорита» в ЛКИ было использовано 70. Столь большая программа летных испытаний позволила практически довести ракету. Но в 1992 г. работы по «Метеориту» были прекращены."
Источник: СКР «Метеорит» — testpilot.ru
"... К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до ума. Сказалось и низкое качество изготовления как самой ракеты, так и отдельных ее агрегатов. Кроме того, стоимость переоборудования под комплекс «Метеорит-М» РПКСН проекта 667 оказалась слишком высокой. В результате по совместному решению промышленности и ВМФ работы по программе в конце 1989-го были прекращены. Корабельную часть комплекса передали на ответственное хранение личному составу ПЛ, а саму лодку в 1990 году сдали флоту в торпедном варианте."
Источник: Евгений Друзин, "Крылатый «Метеорит» стратегического назначения" («Военно-промышленный курьер», № 7 (475) 20.02.2013)
"Несмотря на очень высокий для крылатых ракет уровень тактико-технических характеристик, комплекс ракетного оружия «Метеорит-М» не мог внести существенный вклад в боевые возможности морских стратегических ядерных сил в ответном ударе. В случае успешного завершения работ в 1990 году и выделения под комплекс «Метеорит-М» 12 подводных лодок проекта 667А число развернутых крылатых ракет составило бы 144 единицы. В этот период на БРПЛ было развернуто 2804 ядерных боезаряда. Таким образом, число ядерных боезарядов, развернутых на ракетах «Метеорит-М», составило бы 5% от численности боезарядов БРПЛ. Ввиду сравнительно небольшой дальности полета КР «Метеорит-М» подводным ракетоносцам для обстрела целей на территории США пришлось бы прорывать рубежи противолодочной обороны системы SOSUS. Крылатые ракеты должны были преодолевать мощную систему ПВО Северо-Американского континента, на вооружении которой уже состояли многоканальные ЗРК «Пэтриот», способные перехватывать высокоскоростные воздушные цели. В отличие от крылатых ракет БРПЛ не могли перехватываться системой ПВО, а системы противоракетной обороны были ограничены действовавшим в то время Договором по ПРО от 1972 года.
В 1990 году подавляющая часть (93%) ядерных боезарядов БРПЛ размещалась на ракетах, имеющих межконтинентальную дальность полета. Подводные лодки с такими ракетами могли применяться по удаленным объектам противника, не выходя из контролируемых ВМФ СССР акваторий, находящихся вблизи своего побережья. В связи с этим боевая устойчивость подводных лодок, оснащенных межконтинентальными БРПЛ, была существенно выше, чем у ракетоносцев, вооруженных КР «Метеорит-М». В результате вклад комплексов «Метеорит-М» в эффективность ответного удара морских стратегических ядерных сил составил бы менее 1%.
Более обоснованным было создание авиационного ракетного комплекса «Метеорит-А». ВВС в отличие от ВМФ баллистических ракет на вооружении не имели. "
Михаил Кардашев, "Полет рукотворного «Метеорита»"
"Разработка дивизионного ракетного комплекса «Точка» была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения ракетной установкой наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.
Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.
Два первых пуска управляемых ракет «Точка» были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.
В апреле 1971 года началась разработка модификации «Точка-Р», с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. При этом конструкция ракеты, за исключением боеголовки, оставалась без изменений. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров. В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79 «Точка-У». Основным отличием его является большая дальность и меткость стрельбы. "
Источник: Russian Arms Forum :: 9К79 "Точка" – тактический ракетный комплекс
Передняя и задняя пары колёс — управляемые, что обеспечивает относительно небольшой радиус поворота — 7 метров.
Время подготовки к пуску: из готовности №1 – 2 мин, с марша – 16-20 мин; ухода с огневой позиции – 1,5 мин.
Экспонат находится на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот»
"Важнейшим направлением работ МКБ «Радуга» стало освоение гиперзвуковых скоростей. Борьба за скорость всегда была одним из ключевых направлений повышения эффективности летательных аппаратов «Радуги».Модель 2 В среднем 10 лет уходило на прирост числа М на одну единицу. В 1960-е годы было достигнуто М=1,0-1,5, в 70-е - 2,5-3, в 80-е - 3-4. Каждая единица М - это новая аэродинамика, согласующаяся с требованиями технологии «Стелс», новые конструкционные решения, методы расчетов, новая металлургия, экспериментальная проверка всего...
В МКБ «Радуга» были разработаны несколько опытных образцов и проектов гиперзвуковых моделей для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей, две из которых (Модель 1 и Модель 2) были испытаны в полетах соответственно в 1973-78 и в 1980-1985 гг. Информацию об этом МКБ совместно с ЦАГИ предоставил на авиасалоне МАКС-97.
Подготовка производства и производство ракет по теме Б-239 МКБ "Радуга" начаты в 1986 г. на Тушинском машиностроительном заводе. Кроме нескольких технологических и конструкторских экземпляров по теме Б-239 было построено и три летных экземпляра ракет."
Источник: Х-90 ГЭЛА | Сайт российской интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники»
Экспонат находится на стендах выставочного павильона корпорации «Тактическое ракетное вооружение (Территория Конгрессно-выставочного центра «Патриот»)
"На базе проекта ракеты Х-90 в конце 1980-х - начале 1990-х годов был создан и испытан экспериментальный гиперзвуковой аппарат - ГЭЛА. Согласно неподтвержденным данным из ТВ-программ первые летные испытания или прототипа Х-90 или ГЭЛА состоялись на авиабазе Энгельс в начале декабря 1987 г. Работы по проекту Х-90 прекращены в 1992 г.
На Западе бытует название крылатая ракета AS-19 Koala (ранее обозначение AS-X-19 использовалось для КР «Метеорит»), поскольку изначально система имела военное назначение. Эта сверхзвуковая крылатая ракета Х-90 с дальностью 3000 км создавалась для замены Х-55. Ракета может нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способных поразить две цели удаленных на 100 км. Носителем Х-90 мог стать удлиненный вариант Ту-160М. Работа над ракетой была приостановлена в 1992."
Источник: Х-90 ГЭЛА | Сайт российской интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники»
"Впервые на публике аппарат ГЭЛА был продемонстрирован на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга» на авиасалоне МАКС-1995. Аппарат длиной около 12 м оснащен сверхзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим керосин. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания CПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М= 4-5. Маршевый СПВРД с каналом догорания РДТТ-ускорителя разработан ТМКБ «Союз», главный конструктор - Д.Д.Гилевич. Стендовые испытания ПВРД для ГЭЛА были успешно завершены в октябре 1988 г."
Источник: Х-90 ГЭЛА | Сайт российской интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники»
Выставочный павильон АО «Корпорация Тактическое ракетное вооружение».
В системе используются твердотопливная двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС) 855М и четыре твердотопливных ракетных двигателя головного обтекателя (РДГ) 860М, разработки АО «МКБ «Искра» им. И.И. Картукова» (входит в «Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), которые обеспечивают увод отделяемого головного блока (ОГБ) с космонавтами в случае аварии ракеты-носителя на начальном участке выведения космического корабля на орбиту.
"Система аварийного спасения экипажа пилотируемого корабля "Союз МС-10" сработала автоматически после аварии ракеты "Союз- ФГ", происшедшей 11 октября. Об этом сообщил в субботу журналистам заместитель главного конструктора по космической технике машиностроительного конструкторского бюро "Искра" Виктор Волчков.
"Если авария произошла на старте, как это было в 1983 году, то есть специальная команда, которая следит с Земли за работой системы спасения и включает ее. А здесь, когда все произошло в полете, сработала автоматика", - сказал он.
По словам Волчкова, в 1983 году использовалась предыдущая версия системы спасения, а в 1986 году была разработана версия шестого поколения, которая применяется до сих пор.
Он пояснил, что старт ракеты-носителя "Союз" от нулевой отметки до момента выведения на орбиту считается наиболее ответственным, рискованным и достаточно опасным. "Вся орбита поделена на несколько участков. Логика работы системы спасения - в той или иной ситуации задействовать разные алгоритмы действия. На участке, когда идет полет штатный, задачу спасения космонавтов исполняет двигательная установка системы аварийного спасения - изделие 855М", - рассказал заместитель главного конструктора.
По его словам, эта установка представляет собой комплекс двигателей.
"Он состоит из центрального двигателя, который в свою очередь двухкамерный и трехрежимный. Может работать как основная камера, так и малая, либо обе вместе. Задачу увода двигательной установки системы аварийного спасения (ДУ САС) при штатном полете выполняет двигатель разделения, верхний многосопельный. При штатном полете ДУ САС сбрасывается на 114-й секунде", - добавил Волчков.
Он уточнил, что система спасения использует четыре двигателя, которые отвечают за выдачу управляющего момента в зависимости от ветровой обстановки по четырем каналам стабилизации. "На участке после сброса ДУ САС (114-я секунда) и до момента отделения головного обтекателя задачу увода корабля с космонавтами от аварийного носителя выполняют ракетные двигатели на головном обтекателе 860М", - пояснил заместитель главного конструктора."
Источник: МКБ "Искра": система аварийного спасения экипажа "Союза МС-10" сработала автоматически - Космос - ТАСС
Экспонат находится на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот»
Экспонат находится на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот»
"По Постановлению СМ СССР (от 4.01.1981 г. № 17-5) комплекс модернизирован с целью увеличения дальности стрельбы за счет улучшения характеристик маршевого двигателя. 10 испытательных пусков ПКР "Москит-М" проведены в период 1987-1989 гг. с катера пр.1241.1. Была достигнута максимальная дальность 153 км, а модифицированная ПКР получила обозначение 3М-80Е."
Источник: "Москит" (SS-N-22, Sunburn, ASM-MSS), противокорабельный ракетный комплекс с крылатой ракетой 3М-80
Экспонат находится на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот»