Бронетанковая техника в Саратовском музее боевой и трудовой славы


Навигация по странице:
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами)
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1944 год)
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1945 год)
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1946 год)
Лёгкий танк Т-70
Средний танк Т-44M
Средний танк Т-54 обр. 1949 года
Средний танк Т-54 обр. 1951 года
Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией
Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ
Основной боевой танк Т-80УК
Тяжёлый танк ИС-2М
Тяжёлый танк ИС-3
Тяжёлый танк Т-10
Плавающий танк ПТ-76Б
Боевая машина десанта БМД-1
Боевая машина десанта БМД-2
Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1ПГ
Бронетранспортёр БТР-50ПУ
Бронетранспортёр МТ-ЛБ
152-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-152
100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 промежуточных серий
100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 ранних серий
Самоходная артиллерийская установка StuG 40 Ausf.G

Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами)

См.также:
Лёгкий танк Т-26 обр.1931 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1933 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1939 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг
Т-26 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением. Военно-патриотический парк «Патриот»
Танк телеуправления ТТ-26. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий танк управления ТУ-26. Площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Макет лёгкого танка Т-26. Музей техники Вадима Задорожного
Лёгкий танк Т-26 образца 1933 года. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1944 год)

"... танк , выпущенный во второй половине 1944-го года в Нижнем Тагиле. Этот танк в послевоенные годы был установлен в местечке Сыпнево Польша. В 1990-ые годы танк вывезли в Кубинку, откуда в конце 1990-ых танк отправили в Саратов."
Броня из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1945 год)

"Т-34-85 выпуска 1945-го года. Выпущен на заводе в Нижнем Тагиле. В послевоенные годы его установили недалеко от городка Шверин в Германии. Можно отметить , что во время эксплуатации танк прошел модернизацию , ограждение фары на борту корпуса , также следы от комбинированных кронштейнов для крепления БДШ и дополнительных топливных баков. В 1990-ые танк был вывезен в Кубинку , а оттуда он был передан в Саратов. "
Броня из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1946 год)

"Танк выпущен на заводе в Нижнем Тагиле в январе 1946 года. Серийный номер 601В83. Стоял в качестве памятника , предположительно , в городе Ратенов в Германии. В 1990-ые годы был вывезен в Кубинку, а оттуда передан в Саратов."
Броня из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

Лёгкий танк Т-70

"Он восстановлен с использованием деталей от настоящих танков , но есть и новодел. Гусеницы использованы от разных модификаций: [правая] от обычного Т-70 , [левая] от Т-70Б."
Саратовский Т-70: tankist_31 — ЖЖ

Средний танк Т-44M

"В конце 1990-ых годов в Саратов было отправлено немало бронетехники , которая находилась в Танковом музее в Кубинке. Среди этой бронетехники оказался и танк Т-44М. Танк с серийным номером 36871 был выпущен в сентябре 1945-го года. В 1960-ые годы был модернизирован до уровня Т-44М. Предположительно , в дальнейшем танк оказался в Кубинке, а в 1990-ые годы был отправлен в отстойник музея. Через некоторое время танк передали в Саратов."
Из Кубинки в Саратов: tankist_31 — ЖЖ

Средний танк Т-54 обр. 1949 года

Т-54 образца 1949 года, который в ходе модернизации довели до уровня Т-54Б.

Средний танк Т-54 обр. 1949 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Башня с заманом на корме, которые необходим, чтобы мехвод имел возможность выйти из танка через свой люк при развороте ствола на корму.

См. также:
Средний танк Т-54 обр. 1949 года у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Средний танк Т-54 обр. 1949 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-54 обр. 1951 года. Центральный Музей Вооружённых Сил, Москва
Средний танк Т-54 образца 1946 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средний танк Т-54 образца 1951 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Т-54 образца 1949 года, который в ходе модернизации довели до уровня Т-54Б. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Т-54 образца 1951 года. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Пионерский», Пенза
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Белые росы», Пенза
Средний танк Т-54-3 (образца 1951 года). Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Средний танк Т-54 образца 1946 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-54-2 в Техническом музее, Тольятти
Танк Т-54-2 образца 1949 года, модернизированный до Т-54Б. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург

Средний танк Т-54 обр. 1951 года

Средний танк Т-54 обр. 1951 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Под волноотражательной доской — амбразура курсового пулемёта, от которого откажутся уже на Т-55.

Средний танк Т-54 обр. 1951 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Т-54 обр. 1951 года так же получил новую командирскую башенку, отличавшуюся от предыдущей модели. Сама комбашенка стала выше, крышка увеличилась в размерах, вместив в себя смотровые приборы.

Средний танк Т-54 обр. 1951 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Относительно предыдущей модификации танка — люк механика-водителя смещён вперёд и влево.

Средний танк Т-54 обр. 1951 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

На этой модификации устранён кормовой башенный заман.

См. также:
Средний танк Т-54 обр. 1949 года у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Средний танк Т-54 обр. 1949 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-54 обр. 1951 года. Центральный Музей Вооружённых Сил, Москва
Средний танк Т-54 образца 1946 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средний танк Т-54 образца 1951 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Т-54 образца 1949 года, который в ходе модернизации довели до уровня Т-54Б. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Т-54 образца 1951 года. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Пионерский», Пенза
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Белые росы», Пенза
Средний танк Т-54-3 (образца 1951 года). Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Средний танк Т-54 образца 1946 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-54-2 в Техническом музее, Тольятти
Танк Т-54-2 образца 1949 года, модернизированный до Т-54Б. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург

Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией

"Время летит так быстро, что те вещи, которые раньше были частыми, потихоньку становятся большой редкостью. Казалось бы, средний танк Т-62 вроде как до сих пор служит и воюет, но и он редкость, ежели речь идет о ранних машинах. В этом плане Музей боевой и трудовой славы, Саратов (точнее, Парк Победы, в котором находится музей), обладает и вовсе редкой штукой. Дело в том, что там стоит Т-62 с серийным номером 304В030, построенный в апреле 1963 года. Несмотря на то, что машина довольно "пустая", она всё равно является крайней интересной машиной, ибо один из самых ранних Т-62, ныне сохранившийся. Но саратовские машины - это вообще отдельная песня. Вот и этот Т-62 не простой. Это Объект 612, который отличался от серийной машины установкой оборудования автоматического управления трансмиссией. Внешне, собственно, практически тот же серийный Т-62. Машина стояла в отстойнике в Кубинке, а дальше уехала в Саратов. Скорее это благо, ибо тут, по крайней мере, их красят"
Источник: Ныне большая редкость : yuripasholok — ЖЖ

Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией (Объект 612), «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Экспериментальный танк «Объект 612» (переделанный Т-62 выпуска апреля 1963 года)

"Танк «Объект 612» был разработан на базе танка Т-62 в 1962-1963 гг. в ГС ОКБ-174 завода №174 8 Омске под руководством начальника конструкторского бюро А.А. Морова на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №972-416 от 25 октября 1961 г. (приказ ГКОТ СМ СССР №102 от 26 февраля 1962 г.). Непосредственное руководство ОКР осуществлял заместитель начальника конструкторского бюро по опытным работам Г.В. Мазепа. Ведущими по машине в ОКБ-174 являлись М.К. Назаров и Б. Науменко. В работе принимали участие и специалисты ВНИИ-100. В 1963-1964 гг. на заводе №174 изготовили два опытных образца танка, которые прошли заводские, а в период с февраля по август 1965 г. - и полигонные испытания на НИИБТ полигоне. Совершенствование конструкции машины было продолжено во втором послевоенном периоде.

Танк «Объект 612» отличался серийного Т-62 только установкой оборудования автоматического управления трансмиссией, которое включало автоматизированный привод управления коробкой передач и главным фрикционом, а также систему гидроусилителей управления ПМП. Использование этого привода позволило свести все управление трансмиссией к управлению одним органом - педалью подачи топлива. Управление трансмиссией обеспечивалось в трех режимах; автоматическом, полуавтоматическом и ручном (ручной привод ничем не отличался от управления на серийном танке). Переключение с одного режима на другой осуществлялось механиком-водителем с помощью тумблера, располагавшегося на пульте управления. При автоматическом режиме переключение передач производилось автоматически в зависимости от положения педали подачи топлива и частоты вращения коленчатого вала двигателя согласно определенному закону, отвечавшему требованиям обеспечения высоких динамических и топливо-экономических показателей.
...
При полуавтоматическом режиме выбор момента переключения передач производился самим механиком-водителем. Для переключения ему требовалось только отклонить рукоятку пульта от себя или на себя в зависимости от того, на какую передачу следовало перейти – на высшую или низшую. Выбор передачи осуществлялся как и при автоматическом режиме – избирателем скорости, имевшимся в системе автоматики."
Источник: М.В. Павлов, И.В. Павлов, «Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.», («Техника и Вооружение» №08/2012)

"Переключение передач командиром танка осуществлялось с помощью рукоятки пульта при отклонении ее в положение «Передача выше» или «Передача ниже». Полуавтоматический режим у командира отсутствовал.

В процессе отработки оборудования автоматизированного управления трансмиссией в ГС ОКБ-174 пришли к выводу, что использование привода управления движением из башни имело смысл только при движении танка на плаву (с использованием плавсредств). В бою такое управление, по их мнению, вряд ли оказалось бы удобным из-за отвлечения внимания командира на наблюдение за полем боя. На марше управление из башни также было бы неудовлетворительным из-за худшей обзорности с места командира, особенно при закрытом люке. Кроме того, введение такого привода вело к значительному усложнению схемы автоматики и использованию в схеме элементов, необходимых только для системы управления из башни. При этом степень усложнения схемы приводов управления ПМП зависела от предъявляемых к ней требований. В результате от использования данного привода в опытных образцах отказались.

Разработанная система полуавтоматического управления с центральной автоматической синхронизацией обеспечила по сравнению с ручным управлением уменьшение времени переключения на высшие передачи в 1,5-2 раза (время переключения на низшие передачи не изменилось) и существенно снизила нагруженность переключаемых элементов коробки передач и главного фрикциона. Работа буксования главного фрикциона уменьшалась в отдельных случаях в 20-25 раз.
...
Принцип автоматического переключения передач для трансмиссии среднего танка был также проверен на радиоуправляемых танковых мишенях «Объект 601 А» и «Объект 601 Б»."
Источник: М. В. Павлов, И. В. Павлов, «Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.», («Техника и Вооружение» №08/2012)

См. также:
Средний танк Т-62. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-62 образца 1961 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-62, экземпляр №1 (309В019). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62, экземпляр №2 (204В001). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62МВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62М. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62 в Техническом музее, Тольятти
Средний танк Т-62, Бузулук

Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ

"Эта машина представляла собой серийный танк Т-64 ("Объект-432") с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ. Головным исполнителем по танку "Объект 432" с ГТД-3ТЛ являлся ВНИИ-100. К созданию опытного образца танка были привлечены Омское ОКБ-20 (по двигателю) и Харьковсий завод №75 (по базовой машине). На основании утвержденных 22-го сентября 1964-го года начальником ГБТУ МО СССР тактико-технических требований ВНПИ-100 в 1964-1965 гг. был разработан технический проект , который был рассмотрен на заседании НТК ГБТУ 21-го ноября 1965-го года. Чертежно-конструкторская документация силовой установки танка "Объект 003" была выпушена в июле 1966-го года. 24-го мая 1965-го года ВНИИ-100 получил с завода №75 танк "Объект 432" (серийный номер 503Е905 - март 65-го года) под монтаж в него газотурбинного двигателя. Танку был присвоен шифр "Объект 003". Руководителями работ по танку являлись А.П. Крюков (до января 1967 г.) и В.В. Антонов (с января 1967 г.).
Во втopoй половине 1966-го - начале 1967-го были проведены стендовые испытания танка а с мая 1967-г по ноябрь 1968-го на полигоне ВНИИ-100 и частично на НИНБТ полигоне были проведены его длительные заводские испытания в объеме 3018 км пробега. Анализ и обобщение проведенных исследований и испытаний позволили сделать вывод о том , что на базе принципиальных решений , разработанных при создании танка "Объект 432" с двигателем ГТД-3ТЛ , необходимо продолжить работы по дальнейшему совершенствованию эффективности , габаритно-массовых и энергетических показателей и надежности систем МТО. Кроме того , было решено на серии объектов с ГТД продолжить комплекс исследований по выявлению условий работы ГТД в танке и ТТХ танка с ГТД в различных дорожных , климатических и территориальных условиях.
От серийного танка "Объект 003" отличался только компоновкой МТО , коренная переделка которого была вызвана отличием ГТД-3ТЛ от поршневого двигателя 5ТДФ по характеристикам , эксплуатационным качествам и размерам. В остальном опытный танк (броневые корпус и башня , комплекс вооружения , ходовая часть , специальные системы , электрооборудование , средства связи) практически ничем не отличался от серийного. Основу силовой установки танка составлял газотурбинный двигатель ГТД-3ТЛ , созданный Омским ОКБ-20 (главный конструктор В.А. Глушенков) на базе серийного вертолетного двигателя ГТД-3ТФ. Двигатель из-за значительной длины (1640 мм) был расположен поперек продольной оси танка. Такое расположение двигателя потребовало установки дополнительного редуктора. В основу конструкции двигателя была положена двухвальная схема с симметричным осецентробежным компрессором , двухступенчатой компрессорной турбиной и двухступенчатой силовой турбиной.
После окончания работ танк был передан на хранение в Кубинку , а в 1990-ые годы его переместили в запасник. В конце 1990-ых годов танк передали в Саратов.
Хочу отметить , что машина была переделана из танка "Объект-432". Этих танков сейчас сохранилось не так уж и много , а в России их и вовсе сохранились буквально единицы (даже в основной экспозиции Парка Патриот и в Кубинке таких машин нет)."
Дважды уникальный: tankist_31 — ЖЖ

Основной боевой танк Т-80УК

"Т-80УК (Объект 630А). Выпущен в декабре 1985 года. Серийный номер И12ЕТ41038. Один из первых командирских танков производства Харьковского завода. Прототип Т-80УДК переделанный для отработки МТО с дизелем ТД."
Из Кубинки в Саратов: tankist_31 — ЖЖ

См. также:
Основной боевой танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной боевой танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной боевой танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Опытный основной боевой танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной боевой танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной боевой танк Т-80 («Объект 219 сп. 2»). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной боевой танк Т-80БВ. Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной боевой танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Основной боевой танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной боевой танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Тяжёлый танк ИС-2М

"ИС-2М — К сожалению серийный номер неизвестен , поэтому точную дату выпуска установить невозможно. С уверенностью можно сказать , что танк выпущен на заводе ЧКЗ с использованием корпуса завода № 200 и башни производства УЗТМ. После войны танк был модернизирован до уровня ИС-2М. Позже был установлен на 120 танковом ремонтном заводе в городе Кирхмезер. В 1990-ые вывезен в Кубинку. Через некоторое время танк попал в Саратов."
Тяжелые танки из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

См. также:
Тяжёлый танк ИС-2 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлый танк ИС-2. Музей отечественной военной истории в Падиково
Тяжёлый танк ИС-2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Тяжёлый танк ИС-2. Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Тяжёлый танк ИС-2. Музей Ракетных Войск Стратегического Назначения
Тяжёлый танк ИС-2М. Центральный музей Вооружённых Сил
Тяжёлый танк ИС-2М. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2М. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Тяжёлый танк ИС-2М. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Тяжёлый танк ИС-2М в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк ИС-2М у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Тяжёлый танк ИС-3

"ИС-3М - где находился этот танк мне пока достоверно установить не удалось. Известно , что танк выпущен в мае 1945 года на ЧКЗ. Серийный номер 182602. Находился в Кубинке , позже передан в Саратов."
Тяжелые танки из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

Тяжёлый танк Т-10

"Т-10 - Танк выпущен в сентябре 1954 года. Серийный номер 5409А31. В 1973 году проходил второй капремонт на БТРЗ №7 в Киеве. Номер капремонта 2РА73. Находился в Вюнсдорфе в качестве памятника. В 1990-ые годы вывезен в Кубинку, позже передан в Саратов."
Тяжелые танки из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

"... рост боевой массы стал для новых тяжёлых танков ловушкой. ИС-4 на мощностях ЧКЗ выпускался с огромным трудом: в 1947 году выпустили всего 55 машин, ещё 155 танков изготовили в 1948 году. ИС-7 ожидала ещё более серьёзная проблема: ему требовался принципиально новый двигатель, производство которого ещё предстояло освоить. Боевая масса в 68 тонн означала, что потребуются новые средства эвакуации, да и тактическая мобильность оказывалась весьма сомнительной. Такую махину выдержит далеко не каждый мост, в том числе и железнодорожный. Кроме того, возникал вопрос и с железнодорожными платформами необходимой грузоподъёмности. Сложности, обойдённые по ряду причин в 1941 году, «догнали» советские тяжёлые танки в конце 40-х. Возникли ровно те же проблемы, что ожидали бы КВ-3, КВ-4 и КВ-5, пойди они в серию.
Взвесив все «за» и «против», советское руководство приняло единственно правильное решение. 18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета Министров СССР, на котором присутствовало командование бронетанковыми и механизированными войсками, а также представители Главного бронетанкового управления Вооружённых сил. Итогом заседания стало постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. ИС-7 ушёл в небытие, закончилось производство и ИС-4 (в 1949 году выпустили последние 19 танков)."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru

"Ещё одним проявлением своеобразного регресса стало вооружение. Устанавливавшаяся на ИС-2, ИС-3 и ИС-4 122-мм пушка Д-25Т не устраивала военных уже в начале 1944 года. На ИС-7 спроектировали 130-мм пушку С-70, но в ИС-5 это орудие установить было невозможно. В итоге новый танк получил в качестве вооружения всё ту же Д-25Т. Таким образом, в плане вооружения и бронирования перспективный тяжёлый танк больше соответствовал не концу 40-х годов, а периоду окончания Второй мировой войны."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru

"Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в 1952 году была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить своего возможного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10. Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. На горизонте появился новый класс, впитавший в себя лучшие стороны средних и тяжёлых машин – основной боевой танк."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru

"Данная машина стала развитием тяжелого танка ИС-5 (объект 730), работы по которому начались еще в начале 1949 года. Тогда казалось, что это шаг назад, особенно по броневой защите. Но уже быстро были запущены работы по 122-мм орудию М-62, которое как раз было главной особенностью Т-10М. Вместе с этой пушкой танк стал самым сбалансированным в своём классе. Броневая защита была вполне современно, как показала практика, 105-мм орудие L7, которое появилось в 50-е, в лоб не пробивала его прямого предшественника - ИС-3. Ну а орудие М-62 вполне пробивала и тяжелые танки. Плюс Т-10 имел очень приличную подвижность, причем не только для тяжелого, но и для среднего танка. Кроме того, ходовая часть с пучковыми торсионами обеспечивала высокую плавность хода."
Источник: Сбалансированный образец : yuripasholok — ЖЖ

См. также:
Тяжёлый танк Т-10 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк Т-10М. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Тяжёлый танк Т-10. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Тяжёлый танк Т-10. Музей техники Вадима Задорожного
Экспериментальный ракетный тяжелый танк «Объект 757» (база Т-10М с ПТРК «Рубин»). Музей техники Вадима Задорожного

Плавающий танк ПТ-76Б

Боевая машина десанта БМД-1

Боевая машина десанта БМД-2

Боевая машина пехоты БМП-1

Боевая машина пехоты БМП-1ПГ

"БМП-1ПГ выпущена в декабре 1975 года. Серийный номер А12ЖТ9160. От серийной БМП отличается установкой гранатомета АГС-17 на левой стороне крыши башни."
Из Кубинки в Саратов: tankist_31 — ЖЖ

Бронетранспортёр БТР-50ПУ

Бронетранспортёр МТ-ЛБ

152-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-152

"ИСУ-152 выпущена не раньше марта 1945-го года. Прошла модернизацию до уровня ИСУ-152М. Интересно еще и то , что на крыше МТО сохранились трубы , предположительно , для подводного хода. Свое место в Саратове самоходка заняла в конце 1990-ых годов."
Российские ИСУ-152 часть 24: tankist_31 — ЖЖ

См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань
ИСУ-152 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
ИСУ-152 у музея-панорамы «Сталинградская битва»

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 промежуточных серий

"Работы по усилению вооружения танков и самоходных установок пошли по трём направлениям. Первым, наиболее простым направлением, считалось увеличение начальной скорости 85-мм орудия до 1000–1050 м/с. Вторым направлением стало использование орудий с баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. В случае с тяжёлыми танками данное направление стало успешным — так появилось орудие Д-25Т, самое мощное из отечественных танковых систем. Наконец, третьим направлением стало использование калибра 100 мм — для советской полевой и танковой артиллерии этот калибр был новым.
История появления в СССР орудий этого калибра была непростой. Всё началось со 100-мм (10-см) австро-венгерской морской пушки K10 производства фирмы Skoda («круглые» калибры были типичны для Австро-Венгрии). Данные орудия ставились в том числе и на те корабли, которые по итогам Первой мировой отошли Италии. Итальянцам орудие приглянулось, и компания OTO (Odero Terni Orlando) наладила его производство. Через итальянцев 100-мм орудия попали в СССР — используя его как базу, конструкторское бюро завода «Большевик» создало сначала систему Б-24, а позже и более мощную Б-34.
Судьба Б-34 складывалась непросто, это орудие далеко не сразу приняли на вооружение и не раз дорабатывали. Тем не менее его заметили конструкторские бюро, занимавшиеся танковыми системами. Причин оказалось несколько. Во-первых, орудие имело унитарное заряжание, причём унитарный патрон оказался довольно компактным и не очень тяжёлым. Во-вторых, система являлась мощным орудием, однозначно превосходя 85-мм зенитную пушку и находясь примерно в той же категории, что и 107-мм орудие М-60. Правда, существовал один серьёзный минус: на тот момент Б-34 не имела бронебойного снаряда."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 промежуточных серий

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Хорошо видны желобки, облегчавшие завинчивание болтов при установке неподвижной бронировки пушки

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

В ходе модернизации 1960-го года на борту рубки появился ящик малогабаритного заправочного агрегата МЗА-3 (для перекачки топлива из 200-литровых бочек в баки машины)

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Диаметр командирской башенки меньше диаметра спонсона под её установку. Командирская башенка оснащена двустворчатым люком

"Во многом самоходная установка, получившая обозначение СУ-100, была результатом компромиссных решений. С одной стороны, было очевидно, что необходимо расширять боевое отделение. С другой стороны, над конструкторами дамокловым мечом висело ограничение по массе. Во многом именно проблемы с перегрузкой ходовой части стали главной причиной, почему та же СУ-122М и аналогичные машины так и не стали серийными. В результате боевое отделение по основным геометрическим параметрам оставалось равнозначным СУ-85. Одинаковым оказался и угол наклона верхнего лобового листа рубки — 52 градуса от вертикали.
Фактически СУ-100 была развитием опытного образца модернизированной СУ-85, созданной в конце 1943 года. По сравнению с серийной СУ-85 было внесено некоторое количество улучшений, главным из которых стало появление командирской башенки. Впрочем, простой заменой орудия при разработке СУ-100 не ограничились. Для начала толщина верхнего лобового листа и люка механика-водителя увеличилась до 75 мм. Это позволило заметно увеличить стойкость брони против наиболее распространённых противотанковых орудий (прежде всего 7,5 cm Pak 40). Двухстворчатый люк для панорамы в крыше корпуса сильно изменился, также в его левой створке появился перископический прибор MK-IV. Смотровые перископические приборы по периметру рубки убрали, зато на крышу вернулся вытяжной вентилятор. От наклона кормового листа рубки отказались, что позволило выиграть немного свободного места в боевом отделении."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Характерные «колокола» — бронеколпаки вентиляторов МВ-12, более мощных чем на Т-34

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

В 1970-ых годах на заднюю стенку рубки всех СУ-100 привариваются крепления в виде перевернутой П-образной рамки для установки в рабочем положении универсального насоса двойного действия 52-И-021, служащего для зарядки наполнения накатников артиллерийских орудий жидкостью и воздухом. В целях унификации эти приспособления вводятся на всех самоходках и буксируемых орудиях (М-30 и т.д.) – раньше артиллерийские системы комплектовались в ЗИП насосами разных типов. Источник: «М-Хобби» №2/2017

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Петли и колпаки выхлопных труб СУ-100, выпущенных в Свердловске («Уралмашзавод», «УЗТМ», Уралмаш)

"Реалии Великой Отечественной войны были таковы, что средние САУ недолго задерживались в производстве. В случае с СУ-100 ситуация оказалась обратной: забегая вперёд, стоит сказать, что эта самоходка продержалась на конвейере дольше всех советских боевых машин разработки военного периода.
...
Так как производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, а фактические поставки в войска — ближе к ноябрю, эта машина оказалась куда менее заметным явлением на поле боя, чем СУ-85. Фактически боевое применение СУ-100 началось только в начале 1945 года. На дату боевого дебюта СУ-100 повлияли и выявившиеся дефекты, прежде всего, выход из строя передних опорных катков. Также поступали жалобы на различные детали орудийной установки, а также трещины, проявлявшиеся в месте стыка бортов рубки и «косынок»."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Гусеничные траки, закреплённые на лобовом листе брони

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

В феврале 1945 года с кормового листа рубки убрали створку люка для погрузки боеприпасов и посадки-высадки экипажа

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Левая часть подвижной бронировки пушки с отверстием для телескопического прицела

Соединение лобовых листов без соединительной балки. 100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

С 1 мая 1945 года введена безбалочная носовая часть корпуса

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

След модернизации 1960-го года: кронштейн и бронированный ввод проводки дополнительной правой фары

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 ранних серий

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Признак ранних серий: верхний и нижний лобовые листы соединеняются друг с другом через носовую балку

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Признак ранних серий: диаметр командирской башенки меньше диаметра спонсона под ее установку

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Признак ранних серий: в местах сопряжения бортовых листов рубки и бортовых листов моторного отделения имеются косынки (ликвидированы с 1 мая 1945 года). Выше видна заваренная трещина.

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Признак ранних серий: в кормовом листе рубки имеется створка люка

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Нестандартная борода на подвижной броневой маске 100-мм пушки Д-10С образца 1944 года (с длиной ствола 56 калибров)

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Крышка люка механика-водителя с заслонками смотровых приборов

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Двустворчатый люк наводчика и артиллерийской панорамы

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Верхний щиток, защищающий стык бронировки орудия от дождя и снега

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Характерные «колокола» — бронеколпаки вентиляторов МВ-12, более мощных чем на Т-34

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Крыша моторного отделения

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Установленные по модернизации 1960 года, кронштейны для крепления на корме 200-литровых бочек с топливом

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

САУ прошла несколько послевоенных модернизаций и имеет опорные катки 4-х различных типов

Самоходная артиллерийская установка StuG 40 Ausf.G

"Самым интересным и наиболее печальным экспонатом Парка Победы в Саратове является немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Это едва ли не самая старая машина данной модификации, причем в редком сочетании - с гусеницами "винтеркеттен". Машина была потеряна под Великими Луками, обнаружило его в 2002 году поисковое объединение "Высота". Машина была полностью комплектной. БЫЛА. У нее был шанс стать ходовой, но ненасытный персонаж по фамилии Аяцков все желал немецкий танчик себе в парк, история со снегиревским "Тигром" известна хорошо. В итоге трал со Штугом совсем недалеко не доехал до Кубинки и поехал в Саратов. Сначала разграбили все, что было в боевом отделении, а потом ушлые ребята из Питера сперли все, что было в моторном отделении. Так что да, теперь в Саратове есть потрошеная тушка Штуга."
Источник: Саратовский пленник_ yuripasholok — ЖЖ