Бронетанковая техника в Саратовском музее боевой и трудовой славы


Навигация по странице:
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами)
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1944 год)
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1945 год)
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1946 год)
Лёгкий танк Т-70
Средний танк Т-44M
Средний танк Т-54 обр. 1949 года
Средний танк Т-54 обр. 1951 года
Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией
Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ
Основной танк Т-80УК
Тяжёлый танк ИС-2М
Тяжёлый танк ИС-3
Тяжёлый танк Т-10
Плавающий танк ПТ-76Б
Боевая машина десанта БМД-1
Боевая машина десанта БМД-2
Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1ПГ
Бронетранспортёр БТР-50ПУ
Бронетранспортёр МТ-ЛБ
152-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-152
100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 промежуточных серий
100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 ранних серий
Самоходная артиллерийская установка StuG 40 Ausf.G

Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами)

См.также:
Лёгкий танк Т-26 обр.1931 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1933 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1939 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг
Т-26 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением. Военно-патриотический парк «Патриот»
Танк телеуправления ТТ-26. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий танк управления ТУ-26. Площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Макет лёгкого танка Т-26. Музей техники Вадима Задорожного
Лёгкий танк Т-26 образца 1933 года. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1944 год)

"... танк , выпущенный во второй половине 1944-го года в Нижнем Тагиле. Этот танк в послевоенные годы был установлен в местечке Сыпнево Польша. В 1990-ые годы танк вывезли в Кубинку, откуда в конце 1990-ых танк отправили в Саратов."
Броня из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1945 год)

"Т-34-85 выпуска 1945-го года. Выпущен на заводе в Нижнем Тагиле. В послевоенные годы его установили недалеко от городка Шверин в Германии. Можно отметить , что во время эксплуатации танк прошел модернизацию , ограждение фары на борту корпуса , также следы от комбинированных кронштейнов для крепления БДШ и дополнительных топливных баков. В 1990-ые танк был вывезен в Кубинку , а оттуда он был передан в Саратов. "
Броня из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1946 год)

"Танк выпущен на заводе в Нижнем Тагиле в январе 1946 года. Серийный номер 601В83. Стоял в качестве памятника , предположительно , в городе Ратенов в Германии. В 1990-ые годы был вывезен в Кубинку, а оттуда передан в Саратов."
Броня из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

Лёгкий танк Т-70

"Он восстановлен с использованием деталей от настоящих танков , но есть и новодел. Гусеницы использованы от разных модификаций: [правая] от обычного Т-70 , [левая] от Т-70Б."
Саратовский Т-70: tankist_31 — ЖЖ

Средний танк Т-44M

"В конце 1990-ых годов в Саратов было отправлено немало бронетехники , которая находилась в Танковом музее в Кубинке. Среди этой бронетехники оказался и танк Т-44М. Танк с серийным номером 36871 был выпущен в сентябре 1945-го года. В 1960-ые годы был модернизирован до уровня Т-44М. Предположительно , в дальнейшем танк оказался в Кубинке, а в 1990-ые годы был отправлен в отстойник музея. Через некоторое время танк передали в Саратов."
Из Кубинки в Саратов: tankist_31 — ЖЖ

Средний танк Т-54 обр. 1949 года

Т-54 образца 1949 года, который в ходе модернизации довели до уровня Т-54Б.

Средний танк Т-54 обр. 1949 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Башня с заманом на корме, которые необходим, чтобы мехвод имел возможность выйти из танка через свой люк при развороте ствола на корму.

См. также:
Средний танк Т-54 обр. 1949 года у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Средний танк Т-54 обр. 1949 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-54 обр. 1951 года. Центральный Музей Вооружённых Сил, Москва
Средний танк Т-54 образца 1946 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средний танк Т-54 образца 1951 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Т-54 образца 1949 года, который в ходе модернизации довели до уровня Т-54Б. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Т-54 образца 1951 года. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Пионерский», Пенза
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Белые росы», Пенза
Средний танк Т-54-3 (образца 1951 года). Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Средний танк Т-54 образца 1946 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-54-2 в Техническом музее, Тольятти
Танк Т-54-2 образца 1949 года, модернизированный до Т-54Б. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург

Средний танк Т-54 обр. 1951 года

Средний танк Т-54 обр. 1951 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Под волноотражательной доской — амбразура курсового пулемёта, от которого откажутся уже на Т-55.

Средний танк Т-54 обр. 1951 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Т-54 обр. 1951 года так же получил новую командирскую башенку, отличавшуюся от предыдущей модели. Сама комбашенка стала выше, крышка увеличилась в размерах, вместив в себя смотровые приборы.

Средний танк Т-54 обр. 1951 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Относительно предыдущей модификации танка — люк механика-водителя смещён вперёд и влево.

Средний танк Т-54 обр. 1951 года, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

На этой модификации устранён кормовой башенный заман.

См. также:
Средний танк Т-54 обр. 1949 года у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Средний танк Т-54 обр. 1949 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-54 обр. 1951 года. Центральный Музей Вооружённых Сил, Москва
Средний танк Т-54 образца 1946 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средний танк Т-54 образца 1951 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Т-54 образца 1949 года, который в ходе модернизации довели до уровня Т-54Б. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Т-54 образца 1951 года. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Пионерский», Пенза
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Белые росы», Пенза
Средний танк Т-54-3 (образца 1951 года). Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Средний танк Т-54 образца 1946 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-54-2 в Техническом музее, Тольятти
Танк Т-54-2 образца 1949 года, модернизированный до Т-54Б. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург

Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией

"Время летит так быстро, что те вещи, которые раньше были частыми, потихоньку становятся большой редкостью. Казалось бы, средний танк Т-62 вроде как до сих пор служит и воюет, но и он редкость, ежели речь идет о ранних машинах. В этом плане Музей боевой и трудовой славы, Саратов (точнее, Парк Победы, в котором находится музей), обладает и вовсе редкой штукой. Дело в том, что там стоит Т-62 с серийным номером 304В030, построенный в апреле 1963 года. Несмотря на то, что машина довольно "пустая", она всё равно является крайней интересной машиной, ибо один из самых ранних Т-62, ныне сохранившийся. Но саратовские машины - это вообще отдельная песня. Вот и этот Т-62 не простой. Это Объект 612, который отличался от серийной машины установкой оборудования автоматического управления трансмиссией. Внешне, собственно, практически тот же серийный Т-62. Машина стояла в отстойнике в Кубинке, а дальше уехала в Саратов. Скорее это благо, ибо тут, по крайней мере, их красят"
Источник: Ныне большая редкость : yuripasholok — ЖЖ

Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией (Объект 612), «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Экспериментальный танк «Объект 612» (переделанный Т-62 выпуска апреля 1963 года)

"Танк «Объект 612» был разработан на базе танка Т-62 в 1962-1963 гг. в ГС ОКБ-174 завода №174 8 Омске под руководством начальника конструкторского бюро А.А. Морова на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №972-416 от 25 октября 1961 г. (приказ ГКОТ СМ СССР №102 от 26 февраля 1962 г.). Непосредственное руководство ОКР осуществлял заместитель начальника конструкторского бюро по опытным работам Г.В. Мазепа. Ведущими по машине в ОКБ-174 являлись М.К. Назаров и Б. Науменко. В работе принимали участие и специалисты ВНИИ-100. В 1963-1964 гг. на заводе №174 изготовили два опытных образца танка, которые прошли заводские, а в период с февраля по август 1965 г. - и полигонные испытания на НИИБТ полигоне. Совершенствование конструкции машины было продолжено во втором послевоенном периоде.

Танк «Объект 612» отличался серийного Т-62 только установкой оборудования автоматического управления трансмиссией, которое включало автоматизированный привод управления коробкой передач и главным фрикционом, а также систему гидроусилителей управления ПМП. Использование этого привода позволило свести все управление трансмиссией к управлению одним органом - педалью подачи топлива. Управление трансмиссией обеспечивалось в трех режимах; автоматическом, полуавтоматическом и ручном (ручной привод ничем не отличался от управления на серийном танке). Переключение с одного режима на другой осуществлялось механиком-водителем с помощью тумблера, располагавшегося на пульте управления. При автоматическом режиме переключение передач производилось автоматически в зависимости от положения педали подачи топлива и частоты вращения коленчатого вала двигателя согласно определенному закону, отвечавшему требованиям обеспечения высоких динамических и топливо-экономических показателей.
...
При полуавтоматическом режиме выбор момента переключения передач производился самим механиком-водителем. Для переключения ему требовалось только отклонить рукоятку пульта от себя или на себя в зависимости от того, на какую передачу следовало перейти – на высшую или низшую. Выбор передачи осуществлялся как и при автоматическом режиме – избирателем скорости, имевшимся в системе автоматики."
Источник: М.В. Павлов, И.В. Павлов, «Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.», («Техника и Вооружение» №08/2012)

"Переключение передач командиром танка осуществлялось с помощью рукоятки пульта при отклонении ее в положение «Передача выше» или «Передача ниже». Полуавтоматический режим у командира отсутствовал.

В процессе отработки оборудования автоматизированного управления трансмиссией в ГС ОКБ-174 пришли к выводу, что использование привода управления движением из башни имело смысл только при движении танка на плаву (с использованием плавсредств). В бою такое управление, по их мнению, вряд ли оказалось бы удобным из-за отвлечения внимания командира на наблюдение за полем боя. На марше управление из башни также было бы неудовлетворительным из-за худшей обзорности с места командира, особенно при закрытом люке. Кроме того, введение такого привода вело к значительному усложнению схемы автоматики и использованию в схеме элементов, необходимых только для системы управления из башни. При этом степень усложнения схемы приводов управления ПМП зависела от предъявляемых к ней требований. В результате от использования данного привода в опытных образцах отказались.

Разработанная система полуавтоматического управления с центральной автоматической синхронизацией обеспечила по сравнению с ручным управлением уменьшение времени переключения на высшие передачи в 1,5-2 раза (время переключения на низшие передачи не изменилось) и существенно снизила нагруженность переключаемых элементов коробки передач и главного фрикциона. Работа буксования главного фрикциона уменьшалась в отдельных случаях в 20-25 раз.
...
Принцип автоматического переключения передач для трансмиссии среднего танка был также проверен на радиоуправляемых танковых мишенях «Объект 601 А» и «Объект 601 Б»."
Источник: М. В. Павлов, И. В. Павлов, «Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг.», («Техника и Вооружение» №08/2012)

См. также:
Средний танк Т-62. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-62 образца 1961 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-62, экземпляр №1 (309В019). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62, экземпляр №2 (204В001). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62МВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62М. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62 в Техническом музее, Тольятти
Средний танк Т-62, Бузулук

Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ

"Эта машина представляла собой серийный танк Т-64 ("Объект-432") с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ. Головным исполнителем по танку "Объект 432" с ГТД-3ТЛ являлся ВНИИ-100. К созданию опытного образца танка были привлечены Омское ОКБ-20 (по двигателю) и Харьковсий завод №75 (по базовой машине). На основании утвержденных 22-го сентября 1964-го года начальником ГБТУ МО СССР тактико-технических требований ВНПИ-100 в 1964-1965 гг. был разработан технический проект , который был рассмотрен на заседании НТК ГБТУ 21-го ноября 1965-го года. Чертежно-конструкторская документация силовой установки танка "Объект 003" была выпушена в июле 1966-го года. 24-го мая 1965-го года ВНИИ-100 получил с завода №75 танк "Объект 432" (серийный номер 503Е905 - март 65-го года) под монтаж в него газотурбинного двигателя. Танку был присвоен шифр "Объект 003". Руководителями работ по танку являлись А.П. Крюков (до января 1967 г.) и В.В. Антонов (с января 1967 г.).
Во втopoй половине 1966-го - начале 1967-го были проведены стендовые испытания танка а с мая 1967-г по ноябрь 1968-го на полигоне ВНИИ-100 и частично на НИНБТ полигоне были проведены его длительные заводские испытания в объеме 3018 км пробега. Анализ и обобщение проведенных исследований и испытаний позволили сделать вывод о том , что на базе принципиальных решений , разработанных при создании танка "Объект 432" с двигателем ГТД-3ТЛ , необходимо продолжить работы по дальнейшему совершенствованию эффективности , габаритно-массовых и энергетических показателей и надежности систем МТО. Кроме того , было решено на серии объектов с ГТД продолжить комплекс исследований по выявлению условий работы ГТД в танке и ТТХ танка с ГТД в различных дорожных , климатических и территориальных условиях.
От серийного танка "Объект 003" отличался только компоновкой МТО , коренная переделка которого была вызвана отличием ГТД-3ТЛ от поршневого двигателя 5ТДФ по характеристикам , эксплуатационным качествам и размерам. В остальном опытный танк (броневые корпус и башня , комплекс вооружения , ходовая часть , специальные системы , электрооборудование , средства связи) практически ничем не отличался от серийного. Основу силовой установки танка составлял газотурбинный двигатель ГТД-3ТЛ , созданный Омским ОКБ-20 (главный конструктор В.А. Глушенков) на базе серийного вертолетного двигателя ГТД-3ТФ. Двигатель из-за значительной длины (1640 мм) был расположен поперек продольной оси танка. Такое расположение двигателя потребовало установки дополнительного редуктора. В основу конструкции двигателя была положена двухвальная схема с симметричным осецентробежным компрессором , двухступенчатой компрессорной турбиной и двухступенчатой силовой турбиной.
После окончания работ танк был передан на хранение в Кубинку , а в 1990-ые годы его переместили в запасник. В конце 1990-ых годов танк передали в Саратов.
Хочу отметить , что машина была переделана из танка "Объект-432". Этих танков сейчас сохранилось не так уж и много , а в России их и вовсе сохранились буквально единицы (даже в основной экспозиции Парка Патриот и в Кубинке таких машин нет)."
Дважды уникальный: tankist_31 — ЖЖ

Основной танк Т-80УК

"Т-80УК (Объект 630А). Выпущен в декабре 1985 года. Серийный номер И12ЕТ41038. Один из первых командирских танков производства Харьковского завода. Прототип Т-80УДК переделанный для отработки МТО с дизелем ТД."
Из Кубинки в Саратов: tankist_31 — ЖЖ

См. также:
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы

Тяжёлый танк ИС-2М

"ИС-2М — К сожалению серийный номер неизвестен , поэтому точную дату выпуска установить невозможно. С уверенностью можно сказать , что танк выпущен на заводе ЧКЗ с использованием корпуса завода № 200 и башни производства УЗТМ. После войны танк был модернизирован до уровня ИС-2М. Позже был установлен на 120 танковом ремонтном заводе в городе Кирхмезер. В 1990-ые вывезен в Кубинку. Через некоторое время танк попал в Саратов."
Тяжелые танки из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

См. также:
Тяжёлый танк ИС-2 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлый танк ИС-2. Музей отечественной военной истории в Падиково
Тяжёлый танк ИС-2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Тяжёлый танк ИС-2. Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Тяжёлый танк ИС-2. Музей Ракетных Войск Стратегического Назначения
Тяжёлый танк ИС-2М. Центральный музей Вооружённых Сил
Тяжёлый танк ИС-2М. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2М. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Тяжёлый танк ИС-2М. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Тяжёлый танк ИС-2М в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк ИС-2М у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Тяжёлый танк ИС-3

"ИС-3М - где находился этот танк мне пока достоверно установить не удалось. Известно , что танк выпущен в мае 1945 года на ЧКЗ. Серийный номер 182602. Находился в Кубинке , позже передан в Саратов."
Тяжелые танки из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

Тяжёлый танк Т-10

"Т-10 - Танк выпущен в сентябре 1954 года. Серийный номер 5409А31. В 1973 году проходил второй капремонт на БТРЗ №7 в Киеве. Номер капремонта 2РА73. Находился в Вюнсдорфе в качестве памятника. В 1990-ые годы вывезен в Кубинку, позже передан в Саратов."
Тяжелые танки из Саратова: tankist_31 — ЖЖ

"... рост боевой массы стал для новых тяжёлых танков ловушкой. ИС-4 на мощностях ЧКЗ выпускался с огромным трудом: в 1947 году выпустили всего 55 машин, ещё 155 танков изготовили в 1948 году. ИС-7 ожидала ещё более серьёзная проблема: ему требовался принципиально новый двигатель, производство которого ещё предстояло освоить. Боевая масса в 68 тонн означала, что потребуются новые средства эвакуации, да и тактическая мобильность оказывалась весьма сомнительной. Такую махину выдержит далеко не каждый мост, в том числе и железнодорожный. Кроме того, возникал вопрос и с железнодорожными платформами необходимой грузоподъёмности. Сложности, обойдённые по ряду причин в 1941 году, «догнали» советские тяжёлые танки в конце 40-х. Возникли ровно те же проблемы, что ожидали бы КВ-3, КВ-4 и КВ-5, пойди они в серию.
Взвесив все «за» и «против», советское руководство приняло единственно правильное решение. 18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета Министров СССР, на котором присутствовало командование бронетанковыми и механизированными войсками, а также представители Главного бронетанкового управления Вооружённых сил. Итогом заседания стало постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. ИС-7 ушёл в небытие, закончилось производство и ИС-4 (в 1949 году выпустили последние 19 танков)."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru

"Ещё одним проявлением своеобразного регресса стало вооружение. Устанавливавшаяся на ИС-2, ИС-3 и ИС-4 122-мм пушка Д-25Т не устраивала военных уже в начале 1944 года. На ИС-7 спроектировали 130-мм пушку С-70, но в ИС-5 это орудие установить было невозможно. В итоге новый танк получил в качестве вооружения всё ту же Д-25Т. Таким образом, в плане вооружения и бронирования перспективный тяжёлый танк больше соответствовал не концу 40-х годов, а периоду окончания Второй мировой войны."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru

"Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в 1952 году была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить своего возможного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10. Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. На горизонте появился новый класс, впитавший в себя лучшие стороны средних и тяжёлых машин – основной танк."
Источник: Юрий Пашолок, «Последний советский тяжеловес» | Warspot.ru

"Данная машина стала развитием тяжелого танка ИС-5 (объект 730), работы по которому начались еще в начале 1949 года. Тогда казалось, что это шаг назад, особенно по броневой защите. Но уже быстро были запущены работы по 122-мм орудию М-62, которое как раз было главной особенностью Т-10М. Вместе с этой пушкой танк стал самым сбалансированным в своём классе. Броневая защита была вполне современно, как показала практика, 105-мм орудие L7, которое появилось в 50-е, в лоб не пробивала его прямого предшественника - ИС-3. Ну а орудие М-62 вполне пробивала и тяжелые танки. Плюс Т-10 имел очень приличную подвижность, причем не только для тяжелого, но и для среднего танка. Кроме того, ходовая часть с пучковыми торсионами обеспечивала высокую плавность хода."
Источник: Сбалансированный образец : yuripasholok — ЖЖ

См. также:
Тяжёлый танк Т-10 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк Т-10. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Тяжёлый танк Т-10. Музей техники Вадима Задорожного
Экспериментальный ракетный тяжелый танк «Объект 757» (база Т-10М с ПТРК «Рубин»). Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк Т-10М. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Тяжёлый танк Т-10М в районе стадиона «Измайлово», Москва

Плавающий танк ПТ-76Б

Боевая машина десанта БМД-1

Боевая машина десанта БМД-2

Боевая машина пехоты БМП-1

Боевая машина пехоты БМП-1ПГ

"БМП-1ПГ выпущена в декабре 1975 года. Серийный номер А12ЖТ9160. От серийной БМП отличается установкой гранатомета АГС-17 на левой стороне крыши башни."
Из Кубинки в Саратов: tankist_31 — ЖЖ

Бронетранспортёр БТР-50ПУ

Бронетранспортёр МТ-ЛБ

152-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-152

"ИСУ-152 выпущена не раньше марта 1945-го года. Прошла модернизацию до уровня ИСУ-152М. Интересно еще и то , что на крыше МТО сохранились трубы , предположительно , для подводного хода. Свое место в Саратове самоходка заняла в конце 1990-ых годов."
Российские ИСУ-152 часть 24: tankist_31 — ЖЖ

См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань
ИСУ-152 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
ИСУ-152 у музея-панорамы «Сталинградская битва»

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 промежуточных серий

"Работы по усилению вооружения танков и самоходных установок пошли по трём направлениям. Первым, наиболее простым направлением, считалось увеличение начальной скорости 85-мм орудия до 1000–1050 м/с. Вторым направлением стало использование орудий с баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. В случае с тяжёлыми танками данное направление стало успешным — так появилось орудие Д-25Т, самое мощное из отечественных танковых систем. Наконец, третьим направлением стало использование калибра 100 мм — для советской полевой и танковой артиллерии этот калибр был новым.
История появления в СССР орудий этого калибра была непростой. Всё началось со 100-мм (10-см) австро-венгерской морской пушки K10 производства фирмы Skoda («круглые» калибры были типичны для Австро-Венгрии). Данные орудия ставились в том числе и на те корабли, которые по итогам Первой мировой отошли Италии. Итальянцам орудие приглянулось, и компания OTO (Odero Terni Orlando) наладила его производство. Через итальянцев 100-мм орудия попали в СССР — используя его как базу, конструкторское бюро завода «Большевик» создало сначала систему Б-24, а позже и более мощную Б-34.
Судьба Б-34 складывалась непросто, это орудие далеко не сразу приняли на вооружение и не раз дорабатывали. Тем не менее его заметили конструкторские бюро, занимавшиеся танковыми системами. Причин оказалось несколько. Во-первых, орудие имело унитарное заряжание, причём унитарный патрон оказался довольно компактным и не очень тяжёлым. Во-вторых, система являлась мощным орудием, однозначно превосходя 85-мм зенитную пушку и находясь примерно в той же категории, что и 107-мм орудие М-60. Правда, существовал один серьёзный минус: на тот момент Б-34 не имела бронебойного снаряда."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 промежуточных серий

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Хорошо видны желобки, облегчавшие завинчивание болтов при установке неподвижной бронировки пушки

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

В ходе модернизации 1960-го года на борту рубки появился ящик малогабаритного заправочного агрегата МЗА-3 (для перекачки топлива из 200-литровых бочек в баки машины)

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Диаметр командирской башенки меньше диаметра спонсона под её установку. Командирская башенка оснащена двустворчатым люком

"Во многом самоходная установка, получившая обозначение СУ-100, была результатом компромиссных решений. С одной стороны, было очевидно, что необходимо расширять боевое отделение. С другой стороны, над конструкторами дамокловым мечом висело ограничение по массе. Во многом именно проблемы с перегрузкой ходовой части стали главной причиной, почему та же СУ-122М и аналогичные машины так и не стали серийными. В результате боевое отделение по основным геометрическим параметрам оставалось равнозначным СУ-85. Одинаковым оказался и угол наклона верхнего лобового листа рубки — 52 градуса от вертикали.
Фактически СУ-100 была развитием опытного образца модернизированной СУ-85, созданной в конце 1943 года. По сравнению с серийной СУ-85 было внесено некоторое количество улучшений, главным из которых стало появление командирской башенки. Впрочем, простой заменой орудия при разработке СУ-100 не ограничились. Для начала толщина верхнего лобового листа и люка механика-водителя увеличилась до 75 мм. Это позволило заметно увеличить стойкость брони против наиболее распространённых противотанковых орудий (прежде всего 7,5 cm Pak 40). Двухстворчатый люк для панорамы в крыше корпуса сильно изменился, также в его левой створке появился перископический прибор MK-IV. Смотровые перископические приборы по периметру рубки убрали, зато на крышу вернулся вытяжной вентилятор. От наклона кормового листа рубки отказались, что позволило выиграть немного свободного места в боевом отделении."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Характерные «колокола» — бронеколпаки вентиляторов МВ-12, более мощных чем на Т-34

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

В 1970-ых годах на заднюю стенку рубки всех СУ-100 привариваются крепления в виде перевернутой П-образной рамки для установки в рабочем положении универсального насоса двойного действия 52-И-021, служащего для зарядки наполнения накатников артиллерийских орудий жидкостью и воздухом. В целях унификации эти приспособления вводятся на всех самоходках и буксируемых орудиях (М-30 и т.д.) – раньше артиллерийские системы комплектовались в ЗИП насосами разных типов. Источник: «М-Хобби» №2/2017

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Петли и колпаки выхлопных труб СУ-100, выпущенных в Свердловске («Уралмашзавод», «УЗТМ», Уралмаш)

"Реалии Великой Отечественной войны были таковы, что средние САУ недолго задерживались в производстве. В случае с СУ-100 ситуация оказалась обратной: забегая вперёд, стоит сказать, что эта самоходка продержалась на конвейере дольше всех советских боевых машин разработки военного периода.
...
Так как производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, а фактические поставки в войска — ближе к ноябрю, эта машина оказалась куда менее заметным явлением на поле боя, чем СУ-85. Фактически боевое применение СУ-100 началось только в начале 1945 года. На дату боевого дебюта СУ-100 повлияли и выявившиеся дефекты, прежде всего, выход из строя передних опорных катков. Также поступали жалобы на различные детали орудийной установки, а также трещины, проявлявшиеся в месте стыка бортов рубки и «косынок»."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Гусеничные траки, закреплённые на лобовом листе брони

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

В феврале 1945 года с кормового листа рубки убрали створку люка для погрузки боеприпасов и посадки-высадки экипажа

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Левая часть подвижной бронировки пушки с отверстием для телескопического прицела

Соединение лобовых листов без соединительной балки. 100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

С 1 мая 1945 года введена безбалочная носовая часть корпуса

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

След модернизации 1960-го года: кронштейн и бронированный ввод проводки дополнительной правой фары

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100 ранних серий

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Признак ранних серий: верхний и нижний лобовые листы соединеняются друг с другом через носовую балку

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Признак ранних серий: диаметр командирской башенки меньше диаметра спонсона под ее установку

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Признак ранних серий: в местах сопряжения бортовых листов рубки и бортовых листов моторного отделения имеются косынки (ликвидированы с 1 мая 1945 года). Выше видна заваренная трещина.

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Признак ранних серий: в кормовом листе рубки имеется створка люка

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Нестандартная борода на подвижной броневой маске 100-мм пушки Д-10С образца 1944 года (с длиной ствола 56 калибров)

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Крышка люка механика-водителя с заслонками смотровых приборов

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Двустворчатый люк наводчика и артиллерийской панорамы

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Верхний щиток, защищающий стык бронировки орудия от дождя и снега

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Характерные «колокола» — бронеколпаки вентиляторов МВ-12, более мощных чем на Т-34

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Крыша моторного отделения

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Установленные по модернизации 1960 года, кронштейны для крепления на корме 200-литровых бочек с топливом

100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

САУ прошла несколько послевоенных модернизаций и имеет опорные катки 4-х различных типов

Самоходная артиллерийская установка StuG 40 Ausf.G

"Самым интересным и наиболее печальным экспонатом Парка Победы в Саратове является немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Это едва ли не самая старая машина данной модификации, причем в редком сочетании - с гусеницами "винтеркеттен". Машина была потеряна под Великими Луками, обнаружило его в 2002 году поисковое объединение "Высота". Машина была полностью комплектной. БЫЛА. У нее был шанс стать ходовой, но ненасытный персонаж по фамилии Аяцков все желал немецкий танчик себе в парк, история со снегиревским "Тигром" известна хорошо. В итоге трал со Штугом совсем недалеко не доехал до Кубинки и поехал в Саратов. Сначала разграбили все, что было в боевом отделении, а потом ушлые ребята из Питера сперли все, что было в моторном отделении. Так что да, теперь в Саратове есть потрошеная тушка Штуга."
Источник: Саратовский пленник_ yuripasholok — ЖЖ

См. также:
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.G. Военно-патриотический парк «Патриот»
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.F/8. Военно-патриотический парк «Патриот»
Самоходная установка StuG III Ausf.F8. Военный музей (Војни музеј), парк Калемегдан. Белград, Сербия
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG IV. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов
Самоходные артиллерийские установки StuG III Ausf.G , Ps.531-48 в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-45 в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-19 «Marjatta» в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-57 в музее «Panssarimuseo»
Cамоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея», Севастополь
7,5-cm САУ StuG III Ausf.F, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области