Навигация по странице:
Пусковая установка 5П85С из состава ЗРК С-300ПС
Машина обучения механиков-водителей ЗРК 9К37 «Бук» на базе шасси ГМ-577
Специальное шасси БАЗ-5937 — база боевой машины 9А33Б ЗРК «Оса-АКМ»
Быстроходный артиллерийский тягач АТС-59Г
Путепрокладчик БАТ-М
Седельный тягач МАЗ-537
Боевая машина 9П138 полковой реактивной системы залпового огня 9К55 «Град-1»
152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года
152-мм пушка-гаубица Д-20
130-мм пушка М-46 обр. 1953 года
Авторазливочная станция АРС-12У на базе ЗиЛ-157
Аэродромный топливозаправщик ТЗ-200 на базе МАЗ-200
Воздухозаправщик ВЗ-20-350 на базе ЗиЛ-131
Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311М на базе ЗиЛ-131
Грузовой автомобиль КрАЗ-255Б
Грузовой автомобиль ГАЗ-66
Месторасположение: Саратовская область, город Энгельс, 51.446802° 46.075367°
Дополнительно:
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот», Московская область
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Оренбург. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке им. Фрунзе
Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Военная техника у окружного дома офицеров и штаба ЦВО, Екатеринбург
Прочая техника в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Авиационная техника в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Бронетехника в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
"В ходе крупных локальных вооруженных конфликтов выяснилось, что при всех своих достоинствах ЗРК С-75 обладают рядом существенных минусов. В силу невысокой мобильности в условиях господства в воздухе авиации противника выживаемость достаточно громоздкого комплекса была низкой. Использование зенитных ракет с жидким токсичным топливом и едким окислителем также накладывало массу ограничений и требовало наличия специальной технической позиции, где осуществлялись заправка и обслуживание ЗУР. Кроме того, ЗРК С-75 изначально был одноканальным по цели, что существенно снижало возможности одиночного комплекса при отражении массированного налёта вражеской авиации и облегчало его подавление помехами.
В связи с этим командование войсками ПВО СССР во второй половине 1960-х поставило задачу разработки многоканального зенитного комплекса с высокой огневой производительностью и возможностью обстрела цели с любого направления вне зависимости от положения пусковой установки, с размещением всех элементов на самоходном или буксируемом шасси. Одновременно с работами по созданию нового комплекса для подстраховки разрабатывался очередной вариант «семьдесятпятки» — С-75М5.
В 1978 году на вооружение поступила зенитно-ракетная система С-300ПТ с радиокомандной твердотопливной ракетой 5В55К. Благодаря введению в состав новой ЗРС многофункциональной РЛС с фазированной антенной решеткой с цифровым управлением положения луча появилась возможность быстрого просмотра воздушного пространства и одновременного сопровождения нескольких целей.
В ЗРС С-300ПТ пусковые установки с четырьмя зенитными ракетами в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) размешались на буксируемых тягачами прицепах. Зона поражения первого варианта С-300ПТ по дальности составляла 5—47 км, что было даже меньше, чем у ЗРК С-75М3 с ЗУР 5Я23. В составе первой модификации С-300ПТ использовалась ЗУР 5В55К с радиокомандным наведением.
Уже на первой серийной модификации С-300ПТ были реализованы технические решения, на десятилетия предопределившие пути совершенствования ЗРС С-300П/С-400 и ставшие эталоном для создаваемых за рубежом систем ПВО. Пуск зенитной ракеты производился вертикально из ТПК, в котором ЗУР могла храниться без проверок в течение 10 лет. Ракета выбрасывалась из трубы на высоту 20 м пороховой катапультой, после чего раскрывались ее управляющие аэродинамические поверхности. Газовые рули по командам автопилота разворачивали ракету на заданный курс, одновременно осуществлялся запуск маршевого твердотопливного двигателя, и ЗУР устремлялась к цели."
Источник: Основа наземного сегмента ПВО РФ в 1990-е годы. ЗРС С-300ПТ, С-300ПС и С-300ПМ
Пуск ракеты производится пороховой катапультой из транспортно-пускового контейнера. Ракета подбрасывается на высоту 30-50 метров, после чего запускается стартовый двигатель и производится наклон в сторону цели. Такая схема пуска обеспечивает пуск из плотной застройки, одновременно снижая минимальную дальность их применения.
"В 1983 году в войска начала поступать следующая модификация — С-300ПС. Главным отличием от предыдущего варианта стало размещение пусковых установок на самоходном шасси МАЗ-543М. За счёт этого удалось добиться рекордно короткого времени развёртывания – 5 минут. В состав дивизиона С-300ПС входит три батареи, каждая из которых состоит из трех самоходных пусковых установок на шасси МАЗ-543М и одной машины 5Н63С, состоящей из совмещенных кабин РПН Ф1С и боевого управления Ф2К на одном шасси МАЗ-543М.
Центральным элементом дивизиона С-300ПС является мобильный командный пункт 5Н63С. Для поиска целей и наведения на них зенитных ракет предназначен радиолокатор подсвета и наведения 30Н6. В составе командного пункта имеются собственные источники энергоснабжения, что делает его автономным и сокращает время перевода в рабочее состояние. Для связи с вышестоящим командным пунктом и приёма сигналов системы автоматического управления имеется телескопическое антенно-мачтовое устройство.
...
РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на 6 целей различного типа. Для лучшей работы по низколетящим целям РПН 30Н6 может монтироваться на универсальной передвижной вышке типа 40В6. Для более успешного обнаружения маловысотных целей в составе радиолокационных средств дивизиона имеется низковысотный обнаружитель 5Н66М, устанавливаемый на универсальной передвижной вышке. При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается радиолокатор 36Д6 или 19Ж6. В случае удаления дивизиона от полкового командного пункта более чем на 20 км для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной обстановке и по ведению боевых действий в состав дивизиона вводится антенно-мачтовое устройство «Сосна» на шасси ЗИЛ-131Н высотой до 25 м.
...
Производство ЗРС С-300ПС велось ударными темпами до начала 1990-х годов. Во второй половине 1980-х руководство МО СССР планировало, что ЗРС С-300ПС и ещё более совершенные С-300ПМ в соотношении 1:1 заменят комплексы первого поколения С-75 и частично С-200. Это позволило бы выйти и без того самой мощной в мире системе ПВО СССР на качественно новый уровень. К сожалению, данным планам не суждено было воплотиться в жизнь. По состоянию на 1991 год зенитными комплексами С-300ПТ/ПС было оснащено около 150 зенитно-ракетных дивизионов. Наибольшая концентрация самых современных на тот момент зенитных систем наблюдалась вокруг Москвы и Ленинграда.
...
С учётом того, что аппаратная часть этих комплексов построена на устаревшей элементной базе и сильно изношена, а продление сроков эксплуатации ЗУР 5В55Р /5В55РМ завершилось более 10 лет назад, С-300ПС зачастую несут боевое дежурство сокращённым числом пусковых установок и подлежат списанию в ближайшее время."
Источник: Основа наземного сегмента ПВО РФ в 1990-е годы. ЗРС С-300ПТ, С-300ПС и С-300ПМ
Дополнительно:
Антенные посты кабины Ф1 (РПН) и низковысотного обнаружителя 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М ЗРС С-300П. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д ЗРС семейства С-300ПС. Центральный музей Вооружённых Сил. Москва
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300П. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
Пусковая установка 5П851 и антенный пост радиолокатора подсвета и наведения ЗРC С-300ПТ Музей Войск ПВО страны. Балашиха
Пусковая установка 5П85СМ из состава ЗРС С-300ПМ. Военно-патриотический парк «Патриот»
Зенитная управляемая ракета 5В55 в транспортно-пусковом контейнере 5П86 из состава ЗРК С-300П. Военно-патриотический парк «Патриот»
Пусковая установка 5П85С из состава ЗРК С-300ПС. Военно-исторический парк «Патриот», Энгельс
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ «Бирюса», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Петухов С.И., Шестов И.В., «История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России»
Печатников Владимир Кириллович «Исторические очерки капитана 1 ранга Печатникова»
Милованов Владимир Павлович «Повесть о жизни» (Модернизация Московского радиотехнического завода под выпуск С-300)
Чтобы разобраться с этим экспонатом полезно открыть великолепную и обстоятельную статью Алексея Бобкова "Разнообразие «Буков»" в №9/2020 «М-Хобби». В ней описаны все нюансы конструкции самоходной огневой установки ЗРК семейства «Бук» первого поколения.
Однако, посмотрев на лобовой лист, видим штатную планку, где строка "Изделие №" пустая. Был бы тут код, всё было бы понятно с экспонатом - бывшая ПЗУ или СОУ. Довольствуемся номерами шасси №57ЭА1342Б14 и корпуса №Э0810Т5505.
Отсутствия номера изделия объясняется очень просто. Перед нами шасси ГМ-577 пуско-заряжающей установки 9А39 из состава ЗРК 9К37 «Бук», выпущенное предприятием-изготовителем в учебном варианте. Такие машины использовались для обучения механиков-водителей.
Полагаю, перед отправкой в парк, рубку и ветровое стекло инструктора с машины сняли, заменив металлическим ящиком.
Любопытно, что в известном финском музее «Panssarimuseo» можно увидеть оригинальную конструкцию учебной машины. История её появления в сопредельной стране достаточно известна. В 1997 году Российская Федерация передала Финляндии 3 дивизиона ЗРК «Бук-М1» в счет уплаты государственного долга СССР. Стоимость сделки оценивалась в 185 миллионов долларов.
Финны получили 18 самоходных огневых установок 9А310М1 и пускозаряжающих установок 9А39М1, а к ним 288 ЗУР 9М38.
Три машины ГМ-577У финны приобрели для обучения механиков-водителей гусеничных шасси комплекса «Бук-М1».
Мне неизвестно была ли это отдельная закупка учебных машин или новые владельцы переоборудовали шасси ПЗУ под учебную езду с возможностью восстановления основного назначения.
Кустарный металлический ящик закрывает погон лафета пуско-заряжающей установки. Как выглядело место инструктора на учебном машине можно посмотреть в финском «Panssarimuseo».
В конце 1990-х годов были введены опорные катки с гладким диском и унифицированное с катками по заготовке натяжное колесо. Справа от люка "СА" (доступ к щитку управления системы автономного элетропитания) — воздухозаборник кондиционера типа МК-5Т2.
Фара ФГ-127 должна размещаться в центре, но это указание часто не соблюдается. Над фарами — козырёк левого воздухозаборника.
"Разработку ПЗУ 9А39 выполнило Машиностроительное конструкторское бюро «Старт». Серийное производство и окончательная сборка СОУ 9А38 были организованы на Ульяновском механическом заводе, ПЗУ
9А39 – на Свердловском машиностроительном заводе им. М.И. Калинина.
Для размещения боевых средств комплекса в ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода было разработано семейство современных гусеничных шасси с повышенной грузоподъемностью и подвижностью.
Шасси СОУ (ГМ-569), ПЗУ (ГМ-577), КП (ГМ-579), СОЦ (ГМ-567) создавались в рамках работ над новой гусеничной базой промежуточной весовой категории и имели высокую степень унификации."
Источник: Алексей Бобков "Разнообразие «Буков»" (№8/2020 «М-Хобби»)
Круглая горловина на крышке люка доступа к щупу маслобака двигателя над решеткой эжектора лишена крышкой (по её виду можно определить год выпуска). Два прямогольных патрубка в надгусеничной полке — отверстия выхлопа отопителя ОВ-65 (обеспечивает также и обогрев аккумуляторов).
Над четвёртым опорным катком видна единственная крышка штекерного разъема внешнего питания — признак шасси ГМ-577. У шасси ГМ-569 самоходной огневой установки должно быть два разъёма. Над шестым опорным катком — воздуховыход из блока генераторов.
С 1988 года внедрена усиленная ребрами жесткости крыша над трансмиссией. Наварены отдельные рельефные пластины в зонах возможного нахождения расчёта при эксплуатации.
Специальное трёхосное плавающее шасси БАЗ-5937 выпускавшееся Брянским автомобильным заводом в 1969—1990 гг.
Равномерное расположение осей по длине машины повысило геометрическую проходимость и дало оптимальное распределение массы по колесам. Колеса крайних осей – управляемые.
Кустарно зашитый металлом погон вращающейся части ЗРК «Оса-АКМ» напоминает стоящую неподалёку учебную машину ЗРК «Бук». Шасси БАЗ-5937 также могли использовать для обучения водителей.
Машина №045788 ещё советского выпуска, год производства: 1986.