Навигация по странице:
3,7 cm противотанковая пушка PAK 36, Германия
37-мм противотанковая пушка P.U.V. vz.37, Чехословакия
4,2 cm противотанковая пушка PaK 41, конический ствол 42/28, Beilerer и Kunz, Германия
45-мм противотанковая пушка обр.1937 года (53-К), СССР
45-мм противотанковая пушка обр.1942 года, СССР
47-мм противотанковая пушка P.U.V. vz.36, Чехословакия
47-мм противотанковая пушка Puteaux, Франция
57-мм Ordnance QF 6-pounder 7 cwt Mk.IV, Великобритания
7,5 cm противотанковая пушка PAK 40, Rheinmetall, Германия
7,5 cm лёгкое пехотное орудие le.IG.18, Rheinmetall, Германия
75-мм вьючная гаубица M1, США
75-мм легкая полевая гаубица Obice de 75/18 M35, обр.1935 года, Италия
10,5 cm зенитная пушка Flak 38, Германия
105-мм гаубица М3, США
105-мм гаубица М-56, Югославия
105-мм полевая пушка 105 mle обр.1913 года, Schneider, Франция (Cannone da 105/28 modello 1913, Италия)
122-мм гаубица М-30, СССР
149-мм пушка Cannone da 149/35А, Италия
15 cm тяжелое пехотное орудия sIG 33, Германия
15 cm гаубица М31, Bofors, Швеция
305-мм мортира, обр.1911 года, Skoda, Австро-Венгрия
Лёгкий танк Renault FT-17, Франция
Лёгкий танк Carro Armato M15/42, Италия
Танкетка CV3/35, Италия
Танкетка ТК-3, Польша
Лёгкий танк Pz.35(t), Германия (Skoda LT vz.35, Чехословакия)
Лёгкий танк Stuart M3A1, США
Лёгкий танк Stuart M3A3, США
БТР Sd.Kfz.250/1 с 50-мм орудием PaK 38 L60, Германия
Средний танк Т-34-85, СССР
Средний танк А-1, Югославия
Лёгкий танк PzKpfw I Ausf.F, Германия
Лёгкий танк PzKpfw II Ausf.C, Германия
Самоходная установка StuG III Ausf.F8, Германия
Средний танк PzKpfw IV Ausf.H, Германия
Schienenwolf (рельсовый волк), Германия
Неопознанная зенитная пушка – клон 40-мм Bofors
Неопознанная противотанковая пушка
150-мм пушка образца 1918 года (15 cm Кanone 18), Rheinmetall, Германия
20-миллиметровое корабельное зенитное орудие Breda 20/65 Mod.1939, Италия
Реактивная система залпового огня БМ-13НМ, СССР
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с ракетами В-601ПД (5В27Д), СССР
Месторасположение: парк Калемегдан. Белград
Белградский военный музей основан в августе 1878 года Указом князя Милана Обреновича IV. С момента основания музей расположен в Горнем-граде Белградской крепости. Здание, в котором он ныне размещается, построено в 1924 году.
"Противотанковая артиллерия появилась еще в последний год Первой мировой войны, но по факту ее более-менее серьёзное развитие началось в конце 20-х годов. По вполне понятным причинам в первых рядах были немецкие конструкторы, их 3,7 cm Tak (позже 3,7 cm Pak) стала "классической" противотанковой пушкой. В ряде стран, включая и Советский Союз, за основу взяли концепцию именно этого орудия. Вторым законодателем мод в этом направлении стала Франция, где поставили на пушки калибра 25 мм. Отчасти французскую школу можно наблюдать и в Чехословакии. Несмотря на то, что чехословацкая армия поставила на калибр 37 мм, партнерство Skoda со Schneider-Creusot видно очень хорошо. Вплоть до того, что более поздние 47-мм противотанковые пушки Schneider и Skoda нередко путают. Наконец, ко второй половине 30-х годов активизировались англичане. У них была своя дорога, и свой калибр. Причем англичане использовали старую систему, по которой давался не калибр, а масса снаряда."
Источник: Английская 6-фунтовка под советским надзором | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"К 1940 году завершилась разработка нового английского противотанкового орудия. Традиционно для англичан калибр указывался по массе снаряда (Ordnance QF 6-pounder). По факту был выбран еще один традиционный для англичан калибр - 57 мм. Тот же калибр имела первая в мире танковая пушка, но между этими 2-фунтовками была настоящая пропасть. Поначалу с новым орудием наблюдались проблемы, что привело к созданию OQF 6-pdr Mk.II, с укороченным до 43 калибров стволом. "Полноценная", с длиной ствола 50 калибров, пушка появилась позже. Те же метаморфозы шли и с танковыми версиями орудия. В бой эти пушки пошли с 1942 года."
Источник: Английская 6-фунтовка под советским надзором | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Начался памятный 1937 г. и Родина дала команду бросить возню с «Лубком» и приступить к созданию новой гаубицы, уже без чьей-то помощи. Из-за роста моторизации армии, повышения подвижности линии фронта и появления новых орудий у противников, требовалось также менять лафет на двухбрусный, с широкими углами горизонтальной наводки, с подрессированием и колёсами с шинами, чтобы можно было буксировать гаубицу не только лошадками, но и грузовиком, трактором.
...
За дело взялись три КБ: пермское во главе с Ф.Ф. Петровым, горьковское В.Г. Грабина и свердловское под руководством уже упоминавшегося Сидоренко. Что характерно, официально работы должен был вести только последний, а потом в инициативном порядке стали работать в Мотовилихе и последним подключился завод №92. КБ сразу пошли разными путями. Петров не стал что-то сильно мудрить а, как часто поступал, собрал отработанные ранее узлы в одну конструкцию, из-за чего орудие было самым тяжёлым. Грабин для унификации стал делать 122- и 107-мм (как максимально лёгкий вариант) гаубицы на лафете 95-мм дивизионной пушки Ф-28, что был доработкой лафета Ф-22. А Сидоренко для облегчения поставил дульный тормоз и снизил начальную скорость снаряда.
Собственно, оба эти решения предопределили вылет сидоренковских У-1 (вариант с поршневым затвором) и У-2 (с клиновым затвором) из конкурса.
Грабин на своей Ф-25 тоже использовал дульный тормоз, но, грамотная конструкция орудия и применение высококачественной стали помогли снизить массу аж до 1830-1860 кг! Фактически, дополнительно сняв щит, СССР бы получил в 30-е орудие, превосходившее по массе современные натовские 105-мм системы. А в случае 107-мм гаубицы вес мог дойти до 1,4 т, т.е. как у 76-мм пушек тех времён. Но стоит только отказаться от дульного тормоза (в таком виде Ф-25 засняли на известном фото) и дефицитных сталей, то нужно будет усилять конструкцию, масса резко подпрыгнет и станет сравнимой с петровской конструкцией. Другой болью стал клиновый затвор и оригинальная конструкция ствола — на тот момент в Союзе это не позволило бы запустить Ф-25 сразу в крупносерийное производство."
Источник: Алексей Борзенков "Рождение Д-30. От Круппа до Петрова | Cat_Cat | Дзен"
"М-30 создавалась, в первую очередь, с оглядкой на шнайдеровскую систему и наши проекты 30-х годов. Даже к 76-мм пушек возникают сложности проектирования и изготовления полуавтоматического клинового затвора? В топку его, берём от гаубицы обр. 1910 г. Удачно у «Лубка» расположены противооткатные системы? Берём. Одно из заимствований, а именно сошники, позже перекочевало на другие наши буксируемые орудия, вплоть до 2А65 «Мста-Б». Гаубица получилась не идеальной, но достаточно простой и дешёвой в изготовлении (по некоторым данным стоила почти в 3 раза меньше Ф-25) и чуть мощнее конкурентов (530 м/с начальной скорости снаряда против 515 и 460). Главным минусом тогда была довольно большая масса: 2360 кг в боевом положении у серийной с усилением лафета (на испытаниях он прогибался) и 2450 кг с унифицированным с Д-1 лафетом.
Как показала война, в своём калибре М-30 оказалась очень удачной конструкцией. Производили её аж до 1955 г., поставив армии 19266 орудий, которые служат до сих пор. Повторяя вышесказанное, она долгое время оставалась фактически универсальной гаубицей, тогда как у других были на дивизионном и корпусном уровнях дуэты из 105- и 150-/155-мм гаубиц. Устарела она только в 60-е с появлением новых натовских лёгких 105-мм гаубиц и насыщению войск современными 155-мм САУ. И к этому времени в СССР уже была готова замена — Д-30."
Источник: Алексей Борзенков "Рождение Д-30. От Круппа до Петрова | Cat_Cat | Дзен"
См. также:
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года в сквере «Пионерский», Пенза
122-мм гаубица М-30, СССР. Парк Калемегдан. Белград, Сербия
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года в «Парке Победы», Новокуйбышевск
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года. Государственный музей обороны Москвы
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года. Мемориал Победы и Воинской Славы, Бузулук
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года на центральной набережной Волгограда
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
1943 год. Форсирование Днепра, Иван Елисеевич Самбук и гаубица М-30. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
122-мм гаубица М-30 обр.1938 года. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
122-мм гаубица обр.1938 года (М-30). Мемориальный Парк Победы в городе Казани
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года в Техническом музее, г.Тольятти
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
См. также:
Лёгкий танк Т-18. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-18. Музей отечественной военной истории в Падиково
Легкий танк Renault FT. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-18. Музей техники Вадима Задорожного
Лёгкий танк МС-1. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Лёгкий танк «Рено русский». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский». Танковый музей, Кубинка
Лёгкий пехотный танк Т-18. Танковый музей, Кубинка
Renault FT-17. Војни музеј. Белград, Сербия
Лёгкий танк Renault FT-17 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-18. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва
Лёгкий танк Т-18 (макет с подлинными элементами). Верхняя Пышма
Дополнительно:
Sd.Kfz.250/1 – лёгкий полугусеничный бронетранспортёр, парк «Патриот»
Sd.Kfz.251/9 – самоходная установка с короткоствольной пушкой 7,5 cm K 37 (Sf), парк «Патриот»
Sd.Kfz.250/9 – лёгкая разведывательная бронемашина, парк «Патриот»
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), парк «Патриот»
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), Музей техники Вадима Задорожного
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), Музей техники Вадима Задорожного
Корпус полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.A, Музей техники Вадима Задорожного
БТР Sd.Kfz.250/1 с 50-мм орудием PaK 38 L60, Военный музей, Белград, Сербия
Лёгкий полугусеничный бронетранспортёр Sd.Kfz.250/1 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
"У фон Браухича, генерала артиллерии, были свои взгляды на то, как необходимо использовать танки. Резкого изменения концепции немецких танковых войск не произошло, но 24 ноября 1938 года случилось событие, которое породило целое семейство - тяжелые штурмовые танки. Согласно новой концепции, в каждую танковую бригаду теперь предполагалось включить роту тяжелых танков. Задачей тяжелых танков становилась борьба с вражескими линиями обороны, коих на территории Европы тогда хватало. Это Линия Бенеша в Чехословакии, Линия Мажино во Франции, линия Диль в Бельгии и оборонительные сооружения в Польше. К штурму этих линий фон Браухич готовился основательно. Для борьбы с линиями обороны началась разработка целой серии гусеничных и полугусеничных истребителей ДОТ-ов, более известных под обозначением Bunkerknacker. Тогда же 88-мм зенитные орудия Flak 18 перевели в разряд систем двойного назначения, теперь они работали еще и по земле. Одним словом, фон Браухич готовился к тяжелым боям на оборонительных линиях."
Источник: Танки-штурмовики для генерала фон Браухича | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Согласно новой концепции, которую продвигал генерал фон Браухич, в каждую танковую бригаду предполагалось включить роту тяжелых танков. Задачей тяжелых танков становилась борьба с вражескими линиями обороны, коих на территории Европы тогда хватало. Это Линия Бенеша в Чехословакии, Линия Мажино во Франции, линия Диль в Бельгии и оборонительные сооружения в Польше.
Просуществовала данная концепция недолго. В феврале 1939 года немецкий генеральный штаб от идеи тяжелых танковых рот отказался, но процесс создания штурмовых танков пошел. Итогом всех этих движений стало то, что на свет появилось два танка, которые стали едва ли не самыми бесполезными боевыми машинами военного периода. Речь идет о Pz.Kpfw.I Ausf.F и Pz.Kpfw.II Ausf.J. Их упорно доводили до серийного выпуска, а потом 2 года упорно искали, куда же этих кадавров приткнуть."
Источник: Юрий Пашолок о концепции генерала фон Браухич от 24.11.1938 года
"Правда жизни оказалась в том, что и немцы, и их визави явно переоценили эшелонированные линии обороны, в которые было вбухано столько средств. По большому счету, единственной оборонительной линией, которая действительно "отбила" вложенные в нее средства, стала финская Линия Маннергейма. В случае же с противниками немцев оборонительные линии не оказали существенного влияния. В случае с Линией Бенеша и вовсе лучшими истребителями ДОТ-ов стали французский премьер Эдуар Деладье и британский премьер Невилл Чемберлен. Они попросту сдали Судеты немцам, вместе с Линией Бенеша. Далее, в феврале 1939 года, немецкий генеральный штаб от идеи тяжелых танковых рот отказался, но процесс создания штурмовых танков пошел. Общая концепция была такова, что требовались два типа легких танков, а также аналог D.W. Разница заключалась в том, что эти боевые машины должны были иметь мощную броневую защиту - толщиной 80 мм. Это была защита от создававшейся в то время 50-мм противотанковой пушки Pak38. И если на более поздних боевых машинах 80 мм был в лобовой части корпуса, то тут требовалась защита аналогичного типа и по бортам."
Источник: Танки-штурмовики для генерала фон Браухича | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Французское танкостроение принято, отчасти справедливо, критиковать за танки, созданные непонятно зачем, особенно что касается всевозможных бронированных монстров вроде супер-танков. Но на фоне "штурмовиков фон Браухича" они выглядят куда более разумно. Особенно это касается Pz.Kpfw.I Ausf.F и Pz.Kpfw.II Ausf.J. Периодически любят составлять рейтинги самых бесполезных танков, но эту парочку обычно не вспоминают. И совершенно зря. Особенно Pz.Kpfw.I Ausf.F. Делать танк с вооружением из двух пулеметов и броней толщиной 80 мм - это серьёзная заявка на успех. Попытки применять эти танки на фронте закончились провалом. В первой же атаке 66-го танкового батальона под Тортолово его командир был смертельно ранен, ну а дальше "штурмовые" машины были скорее статистами. Причем толстая броня им не особо помогла. Единственная роль, которая была успешной, заключалась в использовании как противопартизанские танки. В этой роли они использовались до лета 1944 года включительно. Естественно, можно вспомнить Infantry Tank Mk.I, но это всё же пришелец из концепции первой половины 30-х годов, тем более что их выпуск прекратили уже в 1940 году, тогда же состоялось первое и последнее боевое применение. Немцы же откровенно бредовую идею целенаправленно довели до серийного выпуска, а потом 2 года упорно искали, куда же этих кадавров приткнуть. В этом смысле фон Браухич французов превзошел, те, в конце 30-х годов, подобные ужасы ваять не пытались."
Источник: Танки-штурмовики для генерала фон Браухича | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
Дополнительно:
Тяжёлая поступь лёгкого танка | Военно-исторический портал Warspot.ru
Карманный «Тигр» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Sd.Kfz.101 Лёгкий танк PzKpfw.I Ausf.F, Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий танк PzKpfw I Ausf.F, Военный музей, Белград, Сербия
Танки-штурмовики для генерала фон Браухича | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
См. также:
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.G. Военно-патриотический парк «Патриот»
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.F/8. Военно-патриотический парк «Патриот»
Самоходная установка StuG III Ausf.F8. Военный музей (Војни музеј), парк Калемегдан. Белград, Сербия
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG IV. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка tuG 40 Ausf.E. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов
Самоходные артиллерийские установки StuG III Ausf.G , Ps.531-48 в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-45 в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-19 «Marjatta» в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-57 в музее «Panssarimuseo»
Cамоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея», Севастополь
7,5-cm САУ StuG III Ausf.F, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
См. также:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. ВИМАИВиВС, СПб
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. ВИМАИВиВС, СПб
Реактивная система залпового огня БМ-13. Музей отечественной военной истории в Падиково
РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
БМ-13Н на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, Москва
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск
БМ-13Н образца 1943 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НММ 2Б7Р образца 1966 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМ-13НМ на базе ЗИС-151, Военный музей, Белград, Сербия
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13НММ, музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград
БМ-13НМ обр. 1958 года на шасси ЗиЛ-157 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Боевая машина БМ-13НММ (2Б7Р) образца 1966 года в в сквере «Пионерский», Пенза
В 2017 году в музее Калемегдан появилась пусковая установка из 3-й ракетной батареи 250-й зенитной ракетной бригады югославской армии. Именно эта батарея, которой командовал полковник Золтана Дани, двумя ракетами, на дальности 13 км, сбила в марте 1999 года малозаметный F-117A, а 2 мая того же года — истребитель F-16CG.
Честно говоря, я удивлён, тем фактом, что полковник командовал не дивизионом (в сербской бригаде ПВО - батальоны), а батареей, но тут уж как есть... Отмечу, что в майском противовоздушном бою 3-ей батарей командовал майор Бошко Дотлич (по графику это было его дежурство). Полагаю, этот факт подтверждает хорошую подготовку офицеров бригады.
Поразительно, что в условиях господства авиации НАТО и масштабного применения средств РЭП, зенитные ракеты В-601ПД наводились СНР на цели радиокомандным методом, без использования телевизионного оптического визира или иных методов пассивного наблюдения за воздушной обстановкой.
В ходе агрессии стран НАТО против Республики Югославии 3-ья батарея за 78 дней конфликта больше двух десятков раз меняла позицию, при этом не имела потерь в личном составе, не смотря на бомбовые удары и пуски противорадиолокационных ракет HARM.
Рецептом успеха послужили: действия зенитчиков из засад, отказ от радиосвязи и ... полёты авиации противника по одним и тем же маршрутам, без прикрытия группами подавления ПВО.
Впрочем, другие офицеры бригады использовали те же тактические приёмы, что и полковник Дани: они сменили 88 позицией, выполнив 111 перемещений своих полустационарных ЗРК. Однако, в результате более чем ста бомбовых и ракетных ударов, нанесённых средствами воздушного нападения противника, 250-ая зрбр потеряла матчасть семи из десяти батарей и при этом не имела подтверждённых побед, кроме нескольких БПЛА и двух вышеупомянутых самолётов.
Обломки американских самолётов сейчас выставлены в авиационном музее возле Белградского аэропорта.
Выпускник Минского высшего инженерного зенитного ракетного училища войск ПВО страны Золтан Дани до сих пор жив-здоров, проживает в городе Ковин, недалеко от Смедерево. В числе прочих забот он содержит хлебопекарню, в которой ежегодно 27 марта выпекает торт в форме F-117, отмечая события 1999 года.
Дополнительно:
С-125М «Нева-М» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
Двухбалочная пусковая установка СМ-78А и антенный пост станции наведения ракет. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с зенитными управляемыми ракетами В-601ПД (5В27Д). парк «Патриот»
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Двухбалочная пусковая установка 5П71 (СМ-78А-1) и четырёхбалочная пусковая установка СМ-106. Комплекс «Линия Сталина», Минск
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с ракетами В-601ПД (5В27Д). Военный музей, Белград, Сербия
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей