Официальный сайт: Музей танка Т-34
Адрес: Московская область, Мытищинский район, п/о Марфино, деревня Шолохово, дом 89А
Навигация по странице:
Средний танк Т-34-76
Средний танк Т-34-85 выпуcка завода №112
Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100
Средний танк Т-54Б
Средний танк Т-55 обр.1958 года
Средний танк Т-55 обр.1972 года
Командирская модификация основного танка Т-64АК
Основной танк Т-72
Основной танк Т-80Б
Войсковой ремонт танка Т-34
Испытания колёсно-гусеничного танка А-20 (БТ-20) и гусеничного А-32. В сентябре 1939 года опытные машин были показаны членам правительства на полигоне в Кубинке
В начале 1939 года танковые КБ (КБ-24, КБ-190 и КБ-35) харьковского завода №183 были объединены в КБ-520. Михаил Кошкин был назначен главным конструктором
Фотография следов обстрела башни опытного танка А-34 снарядами противотанковых пушек калибров 37 и 45-мм
"10 февраля 1940 г. завод № 183 предъявил комиссии под председательством полковника В.Н.Черняева на войсковые испытания два первых танка А-34, которые в период февраля — марта 1940 г. прошли испытательный пробег сначала в районе Харькова, а затем по маршруту Харьков-Москва и обратно. В историческом пробеге Харьков — Москва, начавшемся 5 марта 1940 г., принял непосредственное участие главный конструктор М.И.Кошкин. При прибытии танков в Москву в середине марта на заводе № 37 на обеих машинах было проведено техническое обслуживание, после чего они были доставле-ны в Кремль, где 17 марта состоялся их показ членам правительства.
Дальнейшие испытания обеих машин продолжились на НИБТ полигоне АБТУ РККА. О важности испытаний и серьезном отношении руководства АБТУ к опытным машинам говорит тот факт, что уже 24 марта 1940 г. на испытания прибыл его начальник комкор Д.Г.Павлов. В его присутствии танки были проверены на проходимость и маневренность по глубокому снегу, а также была проверена снарядная стойкость брони.
В ходе испытаний танки преодолевали подъемы крутизной 15— 160 со снежным покровом глубиной до 1.5 м (при погружении машин в снег на глубину до 400 мм). При этом были отмечены низкие сцепные качества гусеницы с грунтом, что потребовало разработки дополнительных шпор. При преодолении лесных массивов танки продолжали движение по мелколесью с диаметром деревьев до 300 мм. Силой удара танки А-34 ломали отдельно стоящие сосны диаметром до 700 мм.
Обстрел бортов корпуса и башни танка А-34 № 2 с дистанции 100 м из английской длинноствольной 37-мм мушки двумя бронебойными снарядами никакого воздействии на танк не произвел — снаряды отскочили от брони, оставив лишь вмятины глубиной до 10 мм. При обстреле башни из отечественной 45-мм пушки двумя бронебойными снарядами с этой же дистанции было обнаружено разрушение стекол и зеркал смотровых приборов башни, отрыв налобника на прицеле, а также нарушение сварного шва по контуру бронировки смотровых приборов и у днища ниши башни. В результате деформации погона произошло заедание башни. Посаженный в танк манекен остался цел, а заведенный в танке перед обстрелом двигатель продолжал устойчиво работать. После обстрела танк преодолел участок с глубоким снегом и незамерзающий болотистый ручей. На основании результатов обстрела было принято решение увеличить толщину днища ниши башни с 15 мм до 20 мм и усилить болты крепления кормового люка башни.
При испытании герметичности корпуса танка от проникновения горищей жидкости были получены лучшие, по сравнению с другими танками, состоявшими в то время на вооружении РККА, результаты, однако еще не полностью отвечавшие предъявляемым требованиям из-за недостаточной герметичности погона башни, люков и смотровых приборов. Заводу № 183 было рекомендовано разработать дополнительную защиту расположенных над радиаторами карманов.
В заключение, по испытаниям было отмечено, что оба танка завода № 183 соответствуют предъявленным требованиям и превосходят существующие и состоящие на вооружении РККА танки. Но без устранения отмеченных недостатков (всего было отмечено 86 пунктов) танк Т-34 (А-34) не мог быть запущен в серийное производство".
Источник: И. Желтов, М. Павлов, И. Павлов, А. Сергеев, А. Солянкин, «Неизвестный T-34»
Фрагменты башни первой производственной серии (37 единиц, 1940 год). Танк воевал в составе 12-й танковой дивизии, подбит в районе Дубно в конце июня 1941 года
Траки и крышка аварийного люка танка Т-34, участвовавшего 27.06.1941 в бою в районе Дубно в составе подвижной группы под командованием бригадного комиссара Н.К. Попеля
Фрагменты гусеницы танка Т-34 из состава 15-го танкового полка 8-й танковой дивизии, участвовавшего в боях за г.Немиров (Львовская обл.) 24-25 июня 1941 года
23-27 июня 1941 года – в районе Дубно, Луцка и Ровно произошло крупнейшие танковое сражение Второй мировой войны. На участке Броды-Ровно-Луцк столкнулись советские 8-й, 9-й, 15-й, 19-й, 22-й и 4-й мехкорпуса и немецкие 11-я, 13-я, 14-я, 16-я и 9-я танковые дивизии.
Постановление Государственного Комитета Обороны №667 от 12 сентября 1941 года об эвакуации завода №183 и Мариупольского завода
Учебно-разрезной телескопический прицел ТОП-1 (ТОС) устанавливался на БТ-7, Т-26 и опытном танке А-20. Прицел снабжался коллиматорным устройством, при колебаниях пушки в вертикальной плоскости автоматически производивший выстрел при совпадении положения орудия с линией прицеливания
"Конструкторское бюро, создавшее танк Т-34, вместе с коллективом Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) осенью 1941 г. было эвакуировано из Харькова в Нижний Тагил на Уралвагонзавод, где в короткие сроки было организовано и развернуто производство этого знаменитого танка. Вскоре Уралвагонзавод стал основным поставщиком танков. Только за военные годы завод выпустил около 26 тыс. «тридцатьчетверок».
Конструкторское бюро, возглавляемое Александром Александровичем Морозовым, проделало огромную работу по упрощению узлов и механизмов танка, повышению технологичности и снижению массы деталей, приспособлению конструкции танка к массовому производству.
В ходе производства Т-34 непрерывно совершенствовался с учетом замечаний, поступающих из войск. Была увеличена толщина брони башни, ускорено ее вращение, установлен более совершенный прицел, четырехскоростная коробка передач заменена на пятискоростную, увеличена эффективность очистки поступающего в двигатель воздуха, внедрен всережимный регулятор подачи топлива и пр. В начале 1944 г. была проведена крупная модернизация танка: вместо 76-мм орудия установили пушку калибра 85 мм. В результате этой модернизации танк получил наименование Т-34-85.
К концу войны КБ приступило к разработке танка Т-44, ставшего прообразом танка Т-54, который был разработан и запущен в серийное производство уже после окончания войны".
Источник: Карцев Л.Н., «Воспоминания Главного конструктора танков»
Записная книжка Александра Александровича Морозова – заместителя Михаила Кошкина. Главный конструктор харьковского завода №183 имени Коминтерна, эвакуированного в октябре 1941 в Нижний Тагил
Публикация от 1942 года о присвоении Кошкину Михаилу, Морозову Александру и Кучеренко Николаю Сталинской премии первой степени «за разработку конструкции нового типа среднего танка» Т-34
Руководители КБ-520: главный конструктор Морозов, заместители главного конструктора Кучеренко и Дорошенко
Разработка Евгением Оскаровичем Патоном технологии автоматической сварки под флюсом броневых сталей. Применение скоростной автоматической сварки для производства танков
"Бои за Мценск стали звездным часом М. Е. Катукова, ставшего позднее во главе 1-й танковой армии. В октябре полковник М. Е. Катуков возглавил 4-ю танковую бригаду, выдвинувшуюся в район Мценска и седлавшую вместе с частями 1-го гвардейского стрелкового корпуса автостраду Орел — Мценск. М. Е. Катуков предпринял силами своей бригады несколько атак на маршевые колонны немецкой 4-й танковой дивизии генерал-майора Виллибальда фон Лангемана унд Эрленкампа. Вследствие пренебрежения Лангемана разведкой и охранением атаки были исключительно удачными. Бои в районе Мценска фактически вывели 4-ю танковую дивизию Лангемана из строя, она имела к 16 октября всего лишь 38 танков".
Источник: Исаев А.В., «Котлы 41-го. История ВОВ, которую мы не знали»
Леонид Николаевич Карцев. Под его руководством на Уралвагонзаводе разработаны и внедрены в производство танки Т-55, Т-62, основные технические решения по танку Т-72. За создание ракетного истребителя танков ИТ-1 удостоен Государственной премии СССР
Опорный каток с внутренней амортизацией — резиновые бандажи расположены между ступицей и стальным ободом. Внешний резиновый бандаж отсутствует. Такие катки получали Т-34 производства Сталинградского тракторного завода в период осень 1941 — лето 1942 года
Командир взвода тяжёлых танков «КВ» Сергей Сергеевич Орлов. Одно из самых известных его стихотворений — «Его зарыли в шар земной», 1944 год
Командир ремонтно-восстановительного полка инженер-полковник Людмила Ивановна Калинина и её муж полковник Борис Калинин
Последний раз Людмила Ивановна Калинина водила танк в 2003 году в возрасте 87 лет на полигоне в Кубинке. Это был отремонтированный танк Т-70, поднятый из болот в районе Великих Лук. Проехала за рычагами танка 5 км
Танк Т-34 с 76,2-мм пушкой Ф-34 и башней-гайкой, предположительно, выпуска Челябинского Кировского завода в 1942-1943 гг. Да, я знаю, что обозначение Т-34-76 не существовало, однако в настоящее время оно получило широкое распространие.
Т-34-85 выпуcка завода №112 (г. Горький) НКТП СССР на ранее мая 1945 года.
Изначально танк выпущен между 1955 и 1957 годами как Т-54А. В 1975 году танк модернизирован до уровня Т-54Б.
Командирская модификация основного танка Т-64АК (выпуск 1979 года)
Танк выпущен в июле 1944-го года , на заводе №174 в Омске. Серийный номер 407321. Принимал участие в боях. После войны некоторое время находился на вооружении. До середины 2000-ых находился на тактическом поле учебного центра СКВИ ВВ МВД. Позже был доставлен в "Музей истории танка Т-34"
Связующим звеном между упругим элементом узла подвески и опорным катком являлся балансир, размещавшийся снаружи корпуса танка. В нижней части борта видны дугообразные вырезы для цапф балансиров второго – пятого узлов подвески.
Верхняя часть борта представляла собой подкрылок с горизонтально расположенным днищем толщиной 13 мм и наклонным листом толщиной 40 мм. Днище подкрылка соединялось с нижней (вертикальной) частью борта.
12-цилиндровый четырёхтактный дизельный танковый двигатель В-2, водяного охлаждения с непосредственным впрыском топлива
Основной элемент подвески Кристи (свечная подвеска) — винтовые цилиндрические пружины. Опорный каток наезжает на препятствие, поднимается вверх, а пружина сжимается и гасит энергию от колебания. Достоинства такой подвески: простота, надёжность и относительная плавность хода танка.
С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм, направляющего колёса (ленивца) спереди и расположенного сзади ведущего колёса. Конструкция опорных катков могла существенно отличаться в зависимости от завода-производителя и года выпуска: использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, а выпущенные СТЗ летом 1942 года — и вовсе без амортизации. Опорные катки крепились на балансирах, соединённых с пружинами подвески, находившимися внутри корпуса танка, в прикреплённых к бортам коробах. Цельнолитое ведущее колесо имеет ступицу, отлитую вместе с дисками и ободами, между которыми расположено шесть роликов. Рабочая поверхность ролика, с которой соприкасаются гребни траков, выполнена в виде желобка — для лучшего зацепления с гребнем трака и уменьшения его износа.
Ведущее колесо танка устанавливалось на шлицы концевой части ведомого вала бортового редуктора и, вращаясь, приводило в движение гусеницу.
Между двумя дисками на осях роликов зажаты втулки, со свободно посаженными на них роликами, входившими в зацепление с гребнями траков гусеницы.
Штампованный каток образца 1940 года с кольцом-усилением на ступице. 42 отверстия в резиновой шине. Выпускался в Харькове и Сталинграде в 1940-1941 гг.
Литой каток с внутренней аммортизацией, Сталинградского типа. Выпускался на СТЗ и в Нижнем Тагиле с ноября 1941 по март 1942 гг.
Слева - усиленный штампованный каток позднего типа, с 1944 года (резина без отверстий и перфорации). Крышка ступицы имеет отверстие для смазки, закрытое болтом. Справа - литой послевоенный каток "по типу Т-55" (устанавливался на Т-34 при кап.ремонтах и модернизации).
Дополнительно:
Советские танки. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке
Современная отечественная бронетехника. Военно-патриотический парк «Патриот»
Танки. Музей техники Вадима Задорожного
Лёгкие танки в музее «Боевая слава Урала». Верхняя Пышма
Основные боевые танки в музее «Боевая слава Урала». Верхняя Пышма