Навигация по странице:
Самоходная артиллерийская установка СУ-14-Бр-2
Самоходная артиллерийская установка Т-100-Y
Самоходная артиллерийская установка СУ-76М
Самоходная артиллерийская установка СУ-100
Самоходная артиллерийская установка СУ-122
Самоходная артиллерийская установка СУ-152
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М
30-мм корабельная установка АК-230
100-мм противотанковая пушка МТ-12
120-мм батальонное самоходное орудие 2С23 «Нона-СВК»
122-мм буксируемая гаубица Д-30
152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С3 «Акация»
152-мм армейская самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С»
152-мм буксируемая пушка 2А36 «Гиацинт-Б»
152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан»
Месторасположение: Московская область, 55 км трассы М-1 (Минское шоссе)
Официальный сайт: Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Дополнительно::
Парк «Патриот». Выставка «Космические войска: через тернии к звёздам»
Парк «Патриот». Техника стран-участников антигитлеровской коалиции
Парк «Патриот». Бронетехника нацистской Германии
Парк «Патриот». Бронетехника стран нацистского блока и трофеи вермахта
Парк «Патриот». Современная лёгкая отечественная бронетехника
Парк «Патриот». Авиация
Парк «Патриот». Ракетная техника и РСЗО
Парк «Патриот». Техника ПВО
Парк «Патриот». Автотехника, мотоциклы и бронемашины
Парк «Патриот». Отечественные танки
Парк «Патриот». Инженерная и другая специальная техника
Парк «Патриот». Экспозиция, посвящённая локальному конфликту в Сирии
"В апреле 1938 года были подготовлены первые тактико-технические требования на новый тяжелый танк прорыва, который должен был сменить Т-28 и Т-35. Согласно требованиям, машина должна была иметь броню толщиной 50-55 мм и массу 50-55 тонн. На сей раз танки создавались на конкурсной основе. СКБ-2 Кировского завода начало работу по тяжелому танку СМК-1, а КБ завода №185 - Т-100. Часто Т-100 связывают с именем С.А. Гинзбурга, но это не так. Приказом от 20 июня 1940 года старшим инженером машины был назначен И.С. Палей (в разных публикациях его называют Э.Ш.Палей), ходовую часть разрабатывал Максаков, вооружение - Г.Н. Москвин. Гинзбург же на тот момент уже не работал на заводе №185. Машину разрабатывались с разными вариантами вооружения и ходовой части, в окончательном виде танк стал двухбашенным. В итоговом виде толщина брони составила 60 мм, а масса - 58 тонн.
Построили танк к 1 июля 1939 года, машина прошла испытания, но, аналогично СМК, уже осенью 1939 года судьба Т-100 оказалась под большим вопросом. Дело в том, что на базе СМК был разработан тяжелый танк КВ, меньший по размерам и с броней толщиной 75 мм. Завод №185 разработал аналогичный танк 050, но "половинка" Т-100 не успела повоевать с КВ. 19 декабря 1939 года КВ приняли на вооружение Красной Армии. В случае с Т-100 была резолюция была крайне неоднозначной. Мотор ГАМ-34 имел малый срок службы, возникли проблемы с системой охлаждения, подвеска получилась слишком сложной, а опорные катки недостаточно прочными. Всё шло к тому, что проект закроют, но тут вмешался случай."
Источник: Альтернатива с морской пушкой: yuripasholok — ЖЖ
"В начале января 1940 года завод №100 получил задание от военного совета Западного фронта на разработку инженерного танка с использованием второго шасси танка Т-100. В отличие от первой машины, вторая имела торсионную подвеску, такую же, как на СМК, ее разработал Н.Ф. Шашмурин. Но одновременно завод получил задание на создание истребителя ДОТ-ов. Так вот, уже 7 января 1940 года был подготовлен эскизный проект двух вариантов такой боевой машины на базе Т-100. Первый проект носил индекс Т-100X, второй - Т-100Y. В случае с обоими проектами работы возглавил Ф.А. Мостовой, а ведущим инженером истребителя ДОТ-ов на базе Т-100 стал И.В. Гавалов. Для Игоря Валентиновича это было первое задание как ведущего инженера машины. Подсчет показывал, что боевая масса машины достигнет 68 тонн, но в итоге удалось достичь меньше массы - 64 тонн. Из двух проектов выбрали Т-100Y как более оптимальный и простой, а также обеспечивавший больший объем боевого отделения. Задача усложнялась тем, что строить приходилось на неизменном шасси Т-100. Это существенно повлияло на то, что в итоге получилось."
Источник: Альтернатива с морской пушкой: yuripasholok — ЖЖ
"В идеале военный совет Западного фронта хотел 152-мм пушку особой мощности БР-2, как способной пробить 2 метра железобетона. Между тем, орудие было слишком большим для Т-100, да и перспективы у него оказались смутные. Зато имелась 130-мм морская пушка Б-13, чей снаряд был легче (33,5 кг против 49 кг у БР-2), начальная скорость снаряда чуть выше (900 м/с против 880 м/с у БР-2), а само орудие более компактное. Скорострельность БР-2 была 1 выстрел в 2 минуты, а у Б-13 - до 7-8 выстрелов в минуту. Она достигалось за счет того, что у орудия имелся клиновой затвор и гидропневматический досылатель. На дистанции 4400 метров полубронебойный снаряд пробивал броню толщиной 130 мм и железную рубашку толщиной 40 мм. Это было близко к ТТХ БР-2, конечно, не 2 метра железобетона, но близко к тому. Важный момент - орудие находилось в крупной серии, к началу 1941 года их имелось больше 350 штук. В результате для Т-100Y выбрали именно Б-13.
Рецепт изготовления Т-100Y оказался прост: с Т-100 сняли башни и подбашенную коробку, поствили орудие Б-13 и "обшили" ее броней. Расчет боевого отделения составил 4 человека: 2 наводчика (из них 1 командир), заряжающий и замковой. По первоначальному проекту боекомплект должен был составить 50 выстрелов, но размеры боевого отделения позволяли вместить не больше 30 штук. Да и с ними внутри оказалось тесновато.
По первоначальным планам, инженерный танк на базе Т-100 должны были сдать 15 января 1940 года, но поскольку планы поменялись, работы задержались. Ижорский завод сдал корпус Т-100Y только 22 февраля, а закончили монтаж машины 14 марта. Как раз на следующий день после окончания советско-финской войны. С машиной сложилась комичная ситуация: в АБТУ КА были против ее изготовления, считая, что нужен инженерный танк, посему принимать Т-100Y не хотели. При этом в АБТУ КА явно лукавили, поскольку для контроля по созданию именно Т-100Y был направлен П.К. Ворошилов, причем направил его начальник АБТУ Д.Г.Павлов. Больше того, военный совет Западного Фронта еще в январе 1940 года решил, что лучший способ борьбы с надолбами - это разрушение их снарядами крупного калибра, что и делали КВ-2. Да и сам Т-100Y был утвержден военным советом 28 января 1940 года. Причем утверждал проект лично маршал Тимошенко. Тем не менее, бурная переписка шла несколько месяцев. Следует отметить, что позже появился вариант САУ 212 с орудием Б-13. Это орудие предполагалось как средство борьбы с немецкими тяжелыми танками."
Источник: Альтернатива с морской пушкой: yuripasholok — ЖЖ
"В конце концов, Т-100Y, вместе с двумя образцами СУ-14, оказался на НИБТ Полигоне. Там они проходили испытания, в результате чего ходовая часть сильно износилась. Отношение к машине было небрежным. В акте от апреля 1941 года указывалось, что машина имеет ржавчину в боевом отделении, требовался ремонт. Предлагалось отправить машину с полигона, но этого так и не сделали. Осенью 1941 года Т-100Y использовалась для обороны полигона, она же там и осталась. В 1943 году про машину вспомнили, предлагалось поставить на нее 130-мм пушку, на что был недоуменная реплика из ГБТУ в стиле "а там и так 130-мм пушка". В 1945 году машину именовали уже как СУ-100Y, этот индекс так и прижился. Так машина и осталась в музее при полигоне, а ныне находится в парке "Патриот". Что же касается Гавалова, то у него, в отличие от А.П. Масалкина, ведущего инженера истребителя ДОТ-ов на базе СУ-14, то для него всё только начиналось. Позже его судьба забросила в Горький, где он работал под началом Н.А. Астрова, разработал еще несколько опытных САУ, далее поменял несколько КБ, пока не оказался на ВТЗ. Самым известным его детищем стала боевая машина десанта БМД-1."
Источник: Альтернатива с морской пушкой: yuripasholok — ЖЖ
"Принятая 2 декабря 1942 года на вооружение Красной армии самоходная установка СУ-12 была вполне удачной машиной. Правда, у неё имелся врождённый дефект в виде параллельно расположенных двигателей. Такая компоновка силовой установки стала ахиллесовой пятой машины: число дефектов, связанных с моторно-трансмиссионной группой, было очень высоким. Из-за проблем многие СУ-12 долгое время даже не могли добраться до фронта. Чтобы исправить ситуацию, нужно было серьёзно переделывать проблемные узлы. Так появилась СУ-15М, более известная как СУ-76М. Она стала вторым по численности образцом бронетехники Красной армии, уступая только Т-34."
Источник: Юрий Пашолок, «Самый массовый самоход Красной армии» | Warspot.ru
"Вопреки расхожему мнению, послевоенная служба СУ-76М не была короткой и растянулась более чем на полтора десятилетия. Секрет долголетия оказался прост: разработка новых образцов самоходной артиллерии, особенно лёгкого типа, после войны затянулась. Детищу Щукина попросту не нашлось замены. Кроме того, самоходные установки, особенно позднего выпуска, отличались довольно высокой надёжностью. Больше всего претензий имелось к моторам ГАЗ-203. Поэтому в начале 50-х годов появилась новая силовая установка, получившая обозначение СУ-15А. Это была спаренная установка двух грузовых моторов ГАЗ-51, форсированных с 70 до 78 лошадиных сил. Таким образом, суммарная мощность установки составляла 156 л.с. Прирост мощности по сравнению с ГАЗ-203 был незначительный, зато надёжность оказалась существенно выше.
Область применения СУ-76М осталась неизменной: их включали в состав самоходных артиллерийских дивизионов в стрелковых дивизиях. Большую часть СУ-76М в послевоенном СССР составляли машины с модернизированным боевым отделением. Во многом из-за этого на памятниках и в музеях на территории бывшего СССР преобладают именно такие машины."
Источник: Юрий Пашолок, «Финальная версия» | Warspot.ru
См. также:
СУ-76М, Музей отечественной военной истории в Падиково
СУ-76М, Центральный музей Вооруженных Сил
СУ-76М и макет этой САУ, Музей техники Вадима Задорожного
СУ-76М, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
СУ-76М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
СУ-76М, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
СУ-76М, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
"Работы по усилению вооружения танков и самоходных установок пошли по трём направлениям. Первым, наиболее простым направлением, считалось увеличение начальной скорости 85-мм орудия до 1000–1050 м/с. Вторым направлением стало использование орудий с баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. В случае с тяжёлыми танками данное направление стало успешным — так появилось орудие Д-25Т, самое мощное из отечественных танковых систем. Наконец, третьим направлением стало использование калибра 100 мм — для советской полевой и танковой артиллерии этот калибр был новым.
История появления в СССР орудий этого калибра была непростой. Всё началось со 100-мм (10-см) австро-венгерской морской пушки K10 производства фирмы Skoda («круглые» калибры были типичны для Австро-Венгрии). Данные орудия ставились в том числе и на те корабли, которые по итогам Первой мировой отошли Италии. Итальянцам орудие приглянулось, и компания OTO (Odero Terni Orlando) наладила его производство. Через итальянцев 100-мм орудия попали в СССР — используя его как базу, конструкторское бюро завода «Большевик» создало сначала систему Б-24, а позже и более мощную Б-34.
Судьба Б-34 складывалась непросто, это орудие далеко не сразу приняли на вооружение и не раз дорабатывали. Тем не менее его заметили конструкторские бюро, занимавшиеся танковыми системами. Причин оказалось несколько. Во-первых, орудие имело унитарное заряжание, причём унитарный патрон оказался довольно компактным и не очень тяжёлым. Во-вторых, система являлась мощным орудием, однозначно превосходя 85-мм зенитную пушку и находясь примерно в той же категории, что и 107-мм орудие М-60. Правда, существовал один серьёзный минус: на тот момент Б-34 не имела бронебойного снаряда."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
Самоходка выпущена в декабре 1945 года. Находилась в Уссурийске. В середине 2000-ых прошла капремонт на БТРЗ 206 в Уссурийске, после чего попала в Кубинку.
"Во многом самоходная установка, получившая обозначение СУ-100, была результатом компромиссных решений. С одной стороны, было очевидно, что необходимо расширять боевое отделение. С другой стороны, над конструкторами дамокловым мечом висело ограничение по массе. Во многом именно проблемы с перегрузкой ходовой части стали главной причиной, почему та же СУ-122М и аналогичные машины так и не стали серийными. В результате боевое отделение по основным геометрическим параметрам оставалось равнозначным СУ-85. Одинаковым оказался и угол наклона верхнего лобового листа рубки — 52 градуса от вертикали.
Фактически СУ-100 была развитием опытного образца модернизированной СУ-85, созданной в конце 1943 года. По сравнению с серийной СУ-85 было внесено некоторое количество улучшений, главным из которых стало появление командирской башенки. Впрочем, простой заменой орудия при разработке СУ-100 не ограничились. Для начала толщина верхнего лобового листа и люка механика-водителя увеличилась до 75 мм. Это позволило заметно увеличить стойкость брони против наиболее распространённых противотанковых орудий (прежде всего 7,5 cm Pak 40). Двухстворчатый люк для панорамы в крыше корпуса сильно изменился, также в его левой створке появился перископический прибор MK-IV. Смотровые перископические приборы по периметру рубки убрали, зато на крышу вернулся вытяжной вентилятор. От наклона кормового листа рубки отказались, что позволило выиграть немного свободного места в боевом отделении."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
Верхний щиток, защищающий стык бронировки орудия от дождя и снега. За щитком — двустворчатый люк наводчика и артиллерийской панорамы.
"Реалии Великой Отечественной войны были таковы, что средние САУ недолго задерживались в производстве. В случае с СУ-100 ситуация оказалась обратной: забегая вперёд, стоит сказать, что эта самоходка продержалась на конвейере дольше всех советских боевых машин разработки военного периода.
...
Так как производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, а фактические поставки в войска — ближе к ноябрю, эта машина оказалась куда менее заметным явлением на поле боя, чем СУ-85. Фактически боевое применение СУ-100 началось только в начале 1945 года. На дату боевого дебюта СУ-100 повлияли и выявившиеся дефекты, прежде всего, выход из строя передних опорных катков. Также поступали жалобы на различные детали орудийной установки, а также трещины, проявлявшиеся в месте стыка бортов рубки и «косынок»."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
Второй экземпляр СУ-100 (бортовой номер 121)
"К круглой годовщине Победы в 1985 году было принято решение провести по Красной Площади в Москве во время традиционного парада образцы техники времен Великой Отечественной. В число пригодных для этой
роли образцов попали и СУ-100, снятые ради такого дела с консервации и переоборудованные. Причем, среди них оказались машины разных периодов выпуска, довольно сильно отличающиеся друг от друга по конструктивным признакам. Конечно, все они несут следы прошлых модернизаций.
На самоходках парадного расчета убраны габаритные огни ГСТ-64 на крыше рубки, а на их место поставлены так называемые «конвойные фары» ФГ-125 – на строевых танках перед их стеклом с красным светофильтром помещается трафарет с тактическим номером машины, хорошо читаемым на просвет идущими сзади. Но на фарах этих СУ-100 никаких трафаретов не замечено – обычные прозрачные стекла.
Система дорожной сигнализации парадных СУ-100 усовершенствована в соответствии с действующими правилами установкой двух габаритных огней ГСТ-64 на передней бронеплите и еще двух – сзади. Любопытно, что все они со светофильтрами белого цвета, хотя по современным правилам передние должны бы иметь светомаскировочные зеленые светофильтры, а задняя пара – красные. Антенный ввод радиостанции (Р-113 или Р-123) на таких машинах перенесен на крышу боевой рубки, а выход под старый антенный ввод в правом ее борту заварен."
Источник: «М-Хобби» №2/2017
Следы доработки самоходки для участия в парадах на Красной площади: на верхнем лобовом листе видна пара ГСТ-64, антенный ввод на борту заварен.
Верхний щиток, защищающий стык бронировки орудия от дождя и снега. Крышка люка механика-водителя с заслонками смотровых приборов. Отверстие в левой части подвижной бронировки пушки — для телескопического прицела.
Признак ранних производственных серий: в кормовом листе рубки ещё имеется створка люка для погрузки боеприпасов и посадки-высадки экипажа.
Поскольку идущее в комплекте с Р-113 новое ТПУ Р-120 было рассчитано на четырех абонентов, появилась возможность обеспечить связью с экипажем самоходки и перевозимый на броне десант. Розетка для подключения танкошлема командира десанта к ТПУ размещалась на крыше рубки рядом с ГСТ. Источник: «М-Хобби» №2/2017
9 мая 1985 года по Красной площади прошли 16 самоходок. После парада 1990 года несколько САУ передали для установки в качестве памятников, а остальные отправили на базу хранения Козулька (Красноярский край). Одна из машин, модернизированных для участия в парадах, попала в экспозицию парка «Патриот».
В 2010 году на Красную площадь вышло восемь СУ-100 и ещё две находились в резерве. С тех пор в мероприятиях участвует не более восьми машин.
См. также:
СУ-100, Музей отечественной военной истории в Падиково
Два экземпляра СУ-100, Музей техники Вадима Задорожного
СУ-100, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Два экземпляра СУ-100, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Два экземпляра СУ-100, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
СУ-100, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
СУ-100, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
СУ-100 промежуточных серий в Саратовском музее боевой и трудовой славы
СУ-100 ранних серий в Саратовском музее боевой и трудовой славы
СУ-100 в сквере «Белые росы», Пенза
"К весне 1942 года стало ясно, что работы над средней самоходной артиллерийской установкой (САУ) с 85-мм пушкой во вращающейся башне на базе танка Т-34 зашли в тупик. Результатом разработок, начатых еще летом 1940 года, стала самоходка У-20, которая военных не устроила. Проект даже не покинул чертежных досок. Далее развитие советских самоходных установок пошло совсем по другому пути. В значительной степени на дальнейшие работы повлияло изучение трофейной немецкой самоходной установки StuG III Ausf.B. Позже на её базе КБ завода №592 спроектировало советскую версию, известную как СГ-122. Впрочем, было очевидно, что переделками трофейных самоходных установок дело не ограничится.
Конечно, говорить о том, что советские инженеры решили просто скопировать немецкую штурмовую САУ, не приходится. Слишком разными были взгляды советских и немецких военных на задачи средних самоходных артиллерийских установок. StuG III стоит рассматривать, скорее, как бюджетный вариант танка поддержки, созданный, в первую очередь, для стрельбы прямой наводкой. Самоходная версия 75-мм пушки, изначально предназначавшейся для танка B.W. (будущий Pz.Kpfw.IV) имела достаточно ограниченную огневую мощь. Она хорошо подходила для борьбы с пехотой и пулеметными гнездами, но даже легкие укрепления из бетона были ей уже не по зубам.
Советские военные видели функции средней штурмовой САУ гораздо более широкими. Она должна была стрелять не только прямой наводкой, но и с закрытых позиций, а также иметь возможность уверенно поражать лёгкие ДОТы и ДЗОТы. Для этих функций как нельзя лучше подходила 122-мм гаубица М-30 обр.1938 года. "
Источник: Юрий Пашолок, «Тернистый путь к СУ-122»| Warspot.ru
"Декабрь 1942 года стал ключевым месяцем в истории советских самоходных установок — работы по созданию средних и лёгких САУ дошли до стадии подготовки к запуску серийного производства. Местом для выпуска средних САУ был определён Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ). У этого решения были объективные причины: помимо того, что в Свердловске полным ходом завершалась разработка САУ У-35, здесь имелась мощная производственная база. Начатый на предприятии еще в конце сентября 1942 года выпуск танков Т-34 гарантировал наличие шасси для самоходных установок.
С учётом производственных возможностей завода 2 декабря, то есть ещё до начала испытаний У-35, было подписано постановление ГКО №2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38». Согласно этому документу, уже в декабре 1942 года УЗТМ должен был сдать первые 25 самоходных установок СУ-35, которые впоследствии стали известны под названием СУ-122."
Источник: Юрий Пашолок, «Штурмовая гаубица с Урала»| Warspot.ru
"К концу 1942 года работы по советским самоходным артиллерийским установкам, инициированные после пленума Артиллерийского комитета 14–15 апреля, подошли к логическому завершению. Лёгкой САУ, принятой для серийного производства, стала СУ-12 разработки КБ завода №38 и С.А. Гинзбурга (будущая СУ-76). Наиболее перспективной средней САУ была признана У-35, разработка КБ УЗТМ, и уже к концу декабря 1942 года были изготовлены первые машины установочной партии.
Сложнее оказалась ситуация с тяжёлой САУ. Проект, который начинался как «истребитель ДОТ-ов» и получивший индекс «212», несколько раз радикально переделывался. Предполагалось, что в серию пойдет самоходная установка ЗИК-20, но работы по её созданию затянулись. Даже макет рубки в установленные сроки готов не был, не говоря уже о самой САУ. В результате на свет появилась совсем другая машина, КВ-14, разработанная в Челябинске."
Источник: Юрий Пашолок, «Из штурмовых САУ – в истребители танков»| Warspot.ru
"Истребителем танков СУ-152 оказалась вынужденно. Как уже говорилось, бронебойных снарядов в номенклатуре её боеприпасов поначалу просто не было. Хотя проектирование такого снаряда началось еще в апреле 1943 года, а официально его ввели под обозначением БР-540 14 июня, на практике он появился только в августе. Тем не менее, даже осколочно-фугасный снаряд оказался страшным оружием. Его мощь была такова, что средний танк при попадании в него снаряда массой 43 килограмма буквально складывался. Даже в случае непробития тяжёлого танка или САУ снаряд наносил существенные повреждения. В большинстве случаев попадание означало как минимум частичный выход вражеской машины из строя. СУ-152 оказалась единственной советской боевой машиной 1943 года, которая могла эффективно бороться против любого немецкого тяжелого танка и САУ."
Источник: Юрий Пашолок, «Из штурмовых САУ – в истребители танков»| Warspot.ru
"Разумеется, из одних только достоинств СУ-152 не состояла. Масса претензий имелась к обзорности из боевого отделения. Конструкция перископических приборов, имевших большие зоны непросматриваемого пространства, нередко становилась причиной потерь машин. Масса жалоб поступала в адрес относительного малого боекомплекта. В частях практиковалось увеличение боекомплекта до 25 выстрелов путём размещения дополнительных 5 выстрелов под орудием. Эти снаряды и заряды лежали на полу, закрепленные деревянными колодками. Предлагалось рассмотреть вопрос об изготовлении штатных укладок для дополнительного боезапаса, но этого сделано не было. Да и качество изготовления имевшихся укладок вызывало массу претензий.
Наличие большого бака в боевом отделении приводило к тому, что при попадании вражеского снаряда в САУ он нередко детонировал с печальными последствиями для экипажа. Наконец, неудачной оказалась конструкция механизма поворота орудия. До конца выпуска СУ-152 продолжали оснащаться системами МЛ-20С со старой конструкцией механизма поворота, который на определенных углах наводки упирался в правое плечо и спину механику-водителю."
Источник: Юрий Пашолок, «Из штурмовых САУ – в истребители танков»| Warspot.ru
См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань
ИСУ-152 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
ИСУ-152 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
"Из тройки советских самоходных установок, созданных в конце 1942 – начале 1943 года, КВ-14 (с апреля 1943 года СУ-152) оказалась наиболее удачной. Она не имела откровенных проблем с надёжностью, как у СУ-12, была более удобной для работы расчёта. Разумеется, имелись к СУ-152 и претензии. В ходе серийного производства машину дорабатывали, но радикальной модернизации не планировалось. Желание расширить боевое отделение в задней его части привело лишь к созданию эскизных наработок, дальше дело не продвинулось.
Отсутствие радикальных переделок было связано с тем, что машина в целом соответствовала заявленным требованиям. В отличие от танка КВ-1с, послужившего для неё базой, сама СУ-152 не выглядела устаревшей. Её вооружение было способно эффективно бороться против любого образца немецкой бронетехники. Именно благодаря вооружению СУ-152 пережила на конвейере не только КВ-1с, но и КВ-85, а последние такие машины сдавались уже в ходе производства ИС-85.
Тем не менее принятие ИС-85 на вооружение Красной армии указывало на то, что время тяжёлой САУ на базе КВ-1с уходит. В постановлении ГКО №4043 от 4 сентября 1943 года, которым ИС-85 принимался на вооружение, значилась и разработка САУ на его базе. Построить опытный образец намечалось к 15 октября, а к 1 ноября планировалось провести испытания. Первые пять машин, обозначенных как ИС-152, предполагалось сдать в ноябре, ещё 30 — в декабре. Такие сжатые сроки объясняются тем, что машина проектировалась на уже готовом шасси ИС-85, которое не планировалось существенно переделывать."
Источник: Юрий Пашолок, «Самая массовая тяжёлая самоходка в истории»| Warspot.ru
"При разработке новой самоходной установки учитывался опыт проектирования и эксплуатации СУ-152. Боевое отделение ИС-152 удалось сделать чуть более просторным. Для этого пришлось отказаться от наклонного кормового листа рубки и изменить конфигурацию бортовых листов. Их угол наклона уменьшился с 25 до 15 градусов. Задние бортовые листы стали более длинными, что тоже позволило выкроить немного свободного места. Топливный бак перенесли с правого борта в переднюю левую часть боевого отделения, слева от механика-водителя. Решение довольно странное, но места бак стал занимать меньше. Перенос бака сделал удобнее работу командира и замкового."
Источник: Юрий Пашолок, «Самая массовая тяжёлая самоходка в истории»| Warspot.ru
"6 ноября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4504сс «О тяжёлой самоходной артиллерийской установке ИС-152 с гаубицей-пушкой МЛ-20с». Документ предусматривал начало серийного производства машины, сохраняя объёмы, заданные в постановлении ГКО №4043. Первые машины получились очень дорогими: каждая из них обходилась в 400 тысяч рублей, что было заметно выше СУ-152. Впрочем, уже в первом квартале 1944 года стоимость снизилась до 350 тысяч рублей, а с апреля — до 295 тысяч."
Источник: Юрий Пашолок, «Самая массовая тяжёлая самоходка в истории»| Warspot.ru
См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань
ИСУ-152 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
ИСУ-152 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
Самоходная артиллерийская установка с серийным номером 704Б224 выпущена на Ленинградском Кировском заводе в апреле 1947 года. Сборкой пятидесяти машин в 1947 году производство этого типа САУ было завершено. Общий объём выпуска этих тяжёлых самоходок с 1943 по 1947 годы составил 2815 штук. Таким образом, перед нами одна из поздних ИСУ-152. Машина прошла ряд доработок в ходе послевоенных модернизаций. До передачи в экспозицию парка «Патриот» самоходная установка находилась в Кубинке.
См. также:
«Нона-СВК», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
«Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
«Нона-С», Центральный музей Вооружённых Сил
«Нона-С», Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
«Нона-С», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
«Нона-С», Музей отечественной военной истории в Падиково
«Акация» принадлежит к известному "букету" самоходных установок созданных отечественной оборонной промышленностью в начале 1970-ых годов. Необходимый минимум технических подробностей отлично изложен в научно-популярной форме известным публицистом Александром Широкорад. Полагаю, здесь будет уместно процитировать его статью "И в артиллерии есть «Акация»", напечатанную в журнале "Моделист-Конструктор" №2/1998: "Проектирование и изготовление первыx опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им М.И. Калинина, а шасси — на заводе "Уралтрансмаш". Артиллерийская часть САУ 2С3 «Акация» разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК 2К11 "Круг", которое в свою очередь создали на базе опытной САУ СУ-100П, и получило индекс "обьект 303"."
САУ 2С3 «Акация» разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.
Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика."
"152-мм самоходные гаубицы 2С-3 "Акация". Вот уж, поистине, классическая артиллерийская система, созданная для эффективной огневой поддержки общевойсковых подразделений в звене дивизия-полк. Отлично сконструированный ствол 152-мм пушки-гаубицы Д-20, позволял вести стрельбу на дальность 17400 метров, а если применить активно-реактивный боеприпас, то и до 20300 метров. 46-килограммовый снаряд имел основательную разрушительную силу, способную не только разрушать долговременные оборонительные сооружения среднего класса, но и эффективно бороться с бронеобъектами.
Ещё одной положительной чертой данного орудия, установленного на гусеничной базе СУ-100П, было то, что мощный дизельный двигатель и широкие гусеницы позволяли данному самоходному орудию, весившему 27,5 тонны, успешно перемещаться в любых условиях местности. А наличие в каждой самоходке 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленного на командирской башенке, обеспечивало успешное отражение атак "духов" на огневую позицию. Да и, представить трудно, что какой-то банде пришло бы в голову напасть на огневую позицию батареи 152-мм самоходных гаубиц 2С-3 "Акация". Шесть орудий внушительного калибра, способных вести огонь не только осколочно-фугасными снарядами, но и снарядами с готовыми убойными элементами 3Ш-2, способны были смести всё живое перед фронтом батареи, да и вообще, с любой стороны, так как имели круговой сектор обстрела. Шесть пулемётов ПКТ, наводимых из бронированной башни и один крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК, установленный на башне командирской машины управления старшего офицера на батарее, обеспечивали поражение одиночных целей, по которым выпускать артиллерийский снаряд было просто жалко. В общем, артиллерийские батареи данных самоходных орудий в состоянии были самостоятельно выполнять любые задачи на просторах Афганистана.
Конечно, использовать "Акации" в горах было затруднительно из-за их габаритных размеров. Да и не по всякой горной дороге могли пройти эти самоходки. Всё-таки, имелся определённый предел их технических возможностей. Вот и использовали батареи артиллерийского полка для выполнения функций охранения мостов, коммуникаций, наиболее важных объектов. Изредка, кое в каких районах Афгана их использовали также для обеспечения сопровождения колонн. А так, стояли эти классические орудия на одном месте, несли караульную службу расчёты, атрофировались офицеры в вопросах ведения огня различными способами. Что поделать? Издержки боевого применения артиллерии в Афгане."
Источник: С.И.Чеботарёв, "Бог войны на поле брани"
См. также:
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» в сквере «Пионерский», Пенза
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», Технический музей, Тольятти
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
См. также:
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Музей отечественной военной истории в Падиково
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Технический музей, Тольятти
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
См. также:
Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Музей отечественной военной истории в Падиково
Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
Опытная гаубица 2С19 «Мста-С» возле ГДО, Екатеринбург
См. также:
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Музей техники Вадима Задорожного
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Музей отечественной военной истории в Падиково
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Технический музей, Тольятти