Бронетанковая техника. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области

 

Официальный сайт: Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области Военно-технический музей
Адрес: Московская область, Ногинский район, городской округ Черноголовка, село Ивановское

Средний танк Т-34

Танк собран из трёх машин. Часть деталей от танка образца 1941 года. Ряд элементов, в том числе башня "пирожок" — от сормовских машин (завод №112), выпускавшихся с осени 1942 по весну 1943 года. Вадим Елистратов рассказывая об экспонате, упоминал о том, что лобовой лист и бортовой лист — останки одного танка. Первое попадание пришлось в срез открытого люка механика-водителя. Снаряд рикошетом ушёл вверх, оторвав по сварке люк мехвода. Две пробоины в борту — попадания с небольшого курсового угла, скорее всего из 75-мм пушки. Посмотреть экспонат в движении, можно, например, в ролике Танк для "Прохоровки" Новости проекта. - YouTube.

Огнемётный танк ОТ-34

"Из болот Псковской области поднимали не только танки , потерянные в конце 1942-го - начале 1943-го , но и машины , которые были потеряны значительно позже. Например огнеметный ТО-34. Танк был выпущен в ноябре 1943-го года в Омске. Серийный номер 311177.
ТО-34 воевал в составе 516-го отдельного огнеметно-танкового полка. 1-го февраля 1944-го года в 15.00 трем танкам 1-й роты 516-го оотп была поставлена задача поддержать атаку пехоты в направлении Спастер , Коробово. Одним из танков первой роты был ТО-34 с бортовым номером 111. Экипаж танка состоял из четырех человек: командира - лейтенант Михаил Павлович Гордияш , мехвода - старшины - Павел Иванович Чертов , специалист по огнесмеси - младшем сержанте Николай Яковлевич Ковалев и башенный стрелок - младший сержант Василий Игнатьевич Сергеев.
При появлении советских танков немцы открыли сильный артиллерийский огонь. Танк ТО-34 №111 был подбит прямым попаданием. Снаряд проломил броню с правой стороны бронекорпуса под башней (фотография этого участка на танке , снарядной пробоины не замечено). Танк потерял управление и , раздавив лед , ушел на дно болота. Из числа экипажа остались в живых трое , один из них командир танка. Согласно донесениям , они были ранены.
2-го октября 2006-го года поисковики извлекли ТО-34 из болота. За несколько лет танк был полностью восстановлен до ходового состояния. Сейчас танк участвует в различных мероприятиях , в которых участвует музей.
"
Омский огнеметный танк: tankist_31

Средний танк Т-34-85

Средний танк Т-34-85

Танк выпуска апреля 1944 года.

Тяжёлый танк ИС-2М

"Весной 1942 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) запустило программу создания тяжёлого танка массой 30 тонн. Работы вели челябинские инженеры. Машина получила заводской индекс КВ-13, но почти в то же время конструкторское бюро стало использовать и название ИС-1. Несмотря на индекс КВ, с серийным тяжёлым танком «Клим Ворошилов» новый танк имел очень мало общего.
Осенью 1942 года первый образец КВ-13 показал на испытаниях отличную скорость 56 км/ч и одновременно — множество дефектов конструкции. Начался процесс доработок, в ходе которого масса танка выросла до 38 тонн, а экипаж увеличился до четырёх человек. К весне следующего года за машиной уже официально закрепили индекс ИС-1. Сокращение расшифровывалось как «Иосиф Сталин».
ИС-1 оснащали 85-мм орудием. Но танков с такой пушкой было построено немного, потому что в это же время конструкторы-артиллеристы под руководством Ф. Ф. Петрова работали над ещё одной темой, которой предстояло стать судьбоносной для тяжёлого танка ИС. Речь идёт о 122-мм танковой пушке. Эскизный проект её установки в ИС был готов летом 1943 года, осенью построили прототип и провели ходовые и огневые испытания. В декабре с конвейеров сошли первые 35 ИС-2 со 122-мм пушкой. Всего же за время войны таких танков, с некоторыми конструкционными доработками, было построено 3385.
Подавляющее большинство ИС-2 поступало на вооружение гвардейских тяжёлых полков прорыва. А в общей сложности новым танком были оснащены 25 частей Красной армии."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru

"Тема усиления защиты ИС-2 всерьёз начала рассматриваться в феврале-марте 1944 года. Причиной тому стал не самый успешный дебют предшественника — ИС-85. В ходе первого же боя за Лисянку оказалось, что лобовая броня этих танков пробивается снарядами 75-мм орудий KwK 42 L/70, установленных на немецких Pz.Kpfw.Panther. Причиной недостаточной защиты стал и заводской брак, но было очевидно: против пушки «Пантеры» лоб нового советского тяжёлого танка слабоват. А ИС-2 имел такой же корпус и аналогичную по конструкции башню.
...
Наиболее проблемной оказалась конструкция лобовой части корпуса. Одна её характерная черта была унаследована даже не от КВ-13, а ещё от КВ-1. Речь идёт о своеобразной «ступеньке», в которой размещался смотровой люк механика-водителя. Такое решение улучшало обзорность, но создавало целую массу проблем. «Ступенька» заметно усложняла конструкцию лобовой детали корпуса и часто становилась причиной брака. Кроме того, смотровой люк являлся крайне уязвимым элементом. Часть поражений лобовой детали ИС-85 в ходе дебюта под Лисянкой пришлась именно на люк. Верхняя часть самой «ступеньки» имела небольшой угол наклона, что также не способствовало улучшению ситуации с защитой.
«Ступеньке» конструкторы дали решительный бой. Первым советским тяжёлым танком, на котором от неё решили отказаться, стал Объект 701. Разумным решением был перенос рациональной идеи с одного танка на другой."
Источник: Юрий Пашолок, «Малая модернизация большого танка» | Warspot.ru

"По своим задачам новый советский тяжёлый танк в некоторой степени перекликался с немецким «Тигром». Полки ИСов служили для усиления танковых соединений. С «Тиграми», вопреки расхожему мнению, ИС-2 встречались на поле боя довольно часто и, как правило, с печальным итогом для немцев. И хотя прямого приказа, запрещавшего немецким танкистам воевать с ИСами, не было, в советских отчётах начиная со второй половины 1944 года и вплоть до конца Великой Отечественной войны всё чаще говорилось, что противник уклонялся от прямого контакта с советскими тяжёлыми танками.
Характерным примером использования ИС-2 в боях 1944 года можно считать Львовско-Сандомирскую операцию. 29-й тяжёлый полк в период с 16 по 19 июля безвозвратно уничтожил 23 «Тигра» и «Пантеры». Собственные потери полка — три сгоревших танка и восемь подбитых, из которых пять удалось восстановить. Всего за время операции 29-й полк записал на свой счёт 38 уничтоженных немецких танков и САУ — при четырёх сгоревших ИСах и пяти требующих капремонта.
Хорошо сработал в той же операции 71-й гвардейский тяжёлый танковый полк. Поначалу боевые действия сложились для полка неудачно: он попал в засаду, потерял три танка сгоревшими и три подбитыми, а командир полка был смертельно ранен. Ответным огнём гвардейцы уничтожили «Тигр», «Фердинанд» и подбили две «Пантеры». После боя на броне одного из ИСов насчитали 18 непробитий от 75-мм снарядов."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru

"Одной из новинок стала вот эта машина, довольно долго стоявшая в запасниках музея. Это тяжелый танк ИС-2М, выпущенный в октябре 1944 года. Машина, имеющая серийный номер 240-410101, имеет корпус со спрямленной лобовой деталью корпуса выпуска завода №200, а вот башня изготовлена на УЗТМ. Судя по имеющимся документам, танк попал в 11-й гвардейский тяжелый танковый полк, так что есть шанс участия этого танка в боях за Берлин.
Дальше машина продолжила боевую службу, прошла две волны модернизации, причем, судя по некоторым деталям, последняя моденизация была уже в 70-е годы. Дальше машина была тактическим объектом, спустя некоторое время она оказалась в ГВТМ. В этом году машину привели в ходовое состояние. Немного странная реставрация, но какая есть. Планировалось, что танк дебютирует на Параде Победы в Ногинске, но все знают, почему в мае его не состоялось. Так что "Моторы Войны" стали дебютом машины."
Потенциальный участник боев за Берлин: yuripasholok — ЖЖ

См. также:
Тяжёлый танк ИС-2 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлый танк ИС-2. Музей отечественной военной истории в Падиково
Тяжёлый танк ИС-2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Тяжёлый танк ИС-2. Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Тяжёлый танк ИС-2. Музей Ракетных Войск Стратегического Назначения
Тяжёлый танк ИС-2М. Центральный музей Вооружённых Сил
Тяжёлый танк ИС-2М. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2М. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Тяжёлый танк ИС-2М. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Тяжёлый танк ИС-2М в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк ИС-2М у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Средний танк Т-44М

Средний танк Т-44М, Военно-технический музей в селе Ивановское

Экспонат собран на базе танка Т-44 выпущеного в июле 1945 года.

Средний танк Т-44М, Военно-технический музей в селе Ивановское

В 1960-ые годы танк прошёл модернизацию до уровня Т-44М, а затем его переделали в тягач БТС-4.

Средний танк Т-44М, Военно-технический музей в селе Ивановское

Первоначальный вид танка восстановлен с использованием башни, найденной на одном из ремзаводов.

Средний танк Т-44М, Военно-технический музей в селе Ивановское

9 мая 2018 года восстановленная машина впервые приняла участие публичном мероприятии: параде Победы в Ногинске.

"Хочу представить вам нашу новую машину, на данный момент времени это уже послевоенный танк Т-44. Интересна машина тем, что хотя единственным боевым эпизодом применения этой машины были известные события в Венгрии, создавался танк в прямой конкуренции с Пантерой, и к концу войны был уже выпущен в количестве 190 единиц. Это был передовой танк для своего времени — наши конструкторы сумели сделать машину, которая при уровне бронирования и вооружении аналогичным тяжелым "Тиграм", имела подвижность среднего танка, низкий силуэт, небольшие габариты и массу. Сейчас машин этого типа осталось очень мало, буквально в единичных количествах — по одному ходовому экземпляру можно увидеть на «Линии Сталина» и в Музее военной истори в Падиково. Несколько машин есть на Мосфильме, они до сих пор снимаются в фильмах и участвуют в реконструкциях, будучи загримированными под немецкие танки.
История нашей машины началась совершенно случайно. Два года назад в Белоруссии был куплен на запчасти БТС-4. Тягач предполагалось разобрать и детали его пустить на другие проекты, даже корпус был уже зарезервирован на один из проектов. Когда его доставили на базу, мы осмотрели машину и выяснили, что этот тягач переделан из танка Т-44. На нем остался родной подбашенный лист, спрямленный наваренными листами, и установлено всё БТС-овское оборудование. Решили, ради интереса, пробить номер корпуса, и обратились к Юрию Пашолоку. Он поделился информацией (за что ему огромное спасибо), согласно которой танк был выпущен ещё в период Второй Мировой войны — в июле 1945 года. Было принято решение восстановить машину до первоначального вида в качестве танка Т-44.
Поскольку с внутренностями особых проблем не возникло, всё необходимое из недостающего можно сейчас найти в заводском исполнении, то ограничусь кратким описанием — машина была разобрана до винтика, изнутри вычищена, заново загрунтована, покрашена и собрана с заменой всех неисправных агрегатов и изношенных деталей. БТС-овское оборудование, есс-но, было убрано. А вот с пушкой, башней и подшипником погона башни возникли проблемы, поиски этих деталей заняли длительное время.
Проще всего оказалось с пушкой. Орудие ЗИС-С-53, номер 3140, 1945 года выпуска, в демилитаризованном виде, предоставил один из поисковых отрядов, за что им огромное спасибо. Очень повезло и с подшипником башни. Поскольку они на Т-44 и Т-34-85 идентичные по креплениям, то удалось найти на одном из складов вполне живой подшипник от Т-34 и после очистки\отмывки, новой смазки он был готов к работе.
Хуже всего доло обстояло с поисками башни. Башен нет и найти их практически нереально. Тем не менее, кто ищет, тот всегда найдет, как говорится. Поиски привели на один из ремонтных заводов нашего военного ведомства, и у них на постаменте была башня от Т-44 без пушки, маски и других мелких деталей, к тому же нечищенная и некрашенная много лет. Переговоры с руководством завода закончились подписанием контракта на обмен этой башни на башню с макетом орудия от Т-34-85 в свеже отреставрированном состоянии. Поскольку башню от Т-34-85 найти намного проще, то мы согласились на эти условия. Башня была сделана, руководство завода осталось довольно, заводчане, кстати, тоже. Под башню даже новый постамент бетонный сделали, и теперь это место для проведения торжественных мероприятий местного значения.
Башня от Т-44, после соответствующей очистки, покраски, сборки с орудием и прочих работ, была установлена на свое законное место. После чего по месту были сделаны захваты на башню (которые предотвращают сброс башни в случае опрокидывания машины), сделан фиксатор башни и крепление по вертикали орудия в положении «по походному»."
Источник: Т-44 – ВОЕННАЯ ТЕХНИКА – Форум Военно-Исторических Реконструкторов

Основной танк Т-80Б

Лёгкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.B

Средний танк тип 97 «ШинХоТо Чи-Ха»

Название танка переводится как «Чи-Ха (средний третий) с новой артиллерийской башней».

Средний танк тип 97 «ШинХоТо Чи-Ха», Военно-технический музей в селе Ивановское

Здесь должна быть казённая часть короткоствольной 57-мм пушки



Дополнительно:

Центральный музей Великой Отечественной войны
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Выставочная площадка. Музей отечественной военной истории в Падиково
Великая Отечественная война. Часть 1. Музей отечественной военной истории в Падиково
Великая Отечественная война. Часть 2. Музей отечественной военной истории в Падиково Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Военно-патриотический парк «Патриот»
Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»
Танки. Музей техники Вадима Задорожного
Иностранная бронетехника в музее «Боевая слава Урала»
Тяжёлые танки в музее «Боевая слава Урала»
Лёгкие танки в музее «Боевая слава Урала»
Средние танки в музее «Боевая слава Урала»
Танки в Техническом музее, г.Тольятти
Оренбург. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе