Легкая бронетехника в музее «Боевая слава Урала»

Месторасположение: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2. Официальный сайт: «Боевая слава Урала».

Навигация по странице:
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» образца 1937 года
БМД-1 образца 1969 года
БМП-1
БМП-2
Разведывательная химическая машина БРДМ-2РХБ
Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 образца 1968 года
Дегазационный комплект войсковой ДКВ-1 на базе ГТТ
Машина 1В13 старшего офицера батареи комплекса САУО самоходной артиллерии 1В12 «Машина-С»
Машина технической помощи МТП-1 образца 1959 года (на базе БТР-50)
Разведывательная химическая машина «Кашалот»
Разведывательная химическая машина РХМ-2С на базе ГТ-МУ
Установка разминирования УР-77 «Метеорит» образца 1978 года
Гусеничный тягач АТС-59Г
Разведывательная машина M3A1 образца 1941 года, США
Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier Mk.I c 13,9-мм ПТР Boys, Великобритания
Зенитная самоходная установка М16 (MGMC — Multiple Gun Motor Carriage), США
Танкетка Т-27
Артиллерийский тягач M5 и 155-мм орудие «Long Tom», США

Дополнительно:
Лёгкие танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средние танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлые танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Основные боевые танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Иностранная бронетехника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Техника ПВО в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
РСЗО и ОТР в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Бронетранспортёры и бронеавтомобили в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Легкая бронетехника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Автомобильная техника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Авиационная техника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Макеты авиационной техники в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Артиллерийские системы в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходные артиллерийские установки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Морская техника в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
Мемориальный Парк Победы, Казань
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург

Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» образца 1937 года

"К концу 30-х годов в Красной Армии сформировалось четыре основных класса артиллерийских тягачей. Это тягачи противотанковой артиллерии, тягачи дивизионной артиллерии, тягачи корпусной артиллерии и тягачи артиллерии особой мощности, которые также могли применяться как танковые эвакуаторы. Реально беда была только с тягачами корпусной артиллерии, а по остальным классам работы продвинулись очень далеко. Касается это и гусеничных тягачей противотанковой артиллерии, тут Красная Армия была впереди планеты всей. С 1937 года на московском заводе №37 выпускались полубронированные тягачи "Комсомолец". Они стали самыми массовыми в классе, да и не будет сильным преувеличением говорить о том, что это была лучшая машина в классе."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

"Всего до конца июля 1941 года было сдано 7780 тракторов всех серий. Из них на 1 января 1941 года числилась 4401 штука. Далее выпуск тракторов прекратился, причем дело не только в форсировании производства танков. Вместо 45-мм пушки началось производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2 массой около тонны, которые "Космомолец" мог таскать с трудом. Сам Астров сетовал на то, что требования использования мотора от "полуторки" было неправильным. Под боком находился Завод им. Сталина, чей грузовой мотор ЗИС-5 больше подходил для подобных целей. Но по непонятным причинам взяли другой агрегат.
...
"Комсомолец" в нашей истории танкостроения занимает не самое видное место. Но это, мягко говоря, слегка несправедливо, потому что по уровню нововведений он был покруче большинства наших предвоенных танков. Для начала, у машины имелось, внимание, сдвоенное управление. В случае чего командир, он же пулеметчик, мог увести машину самостоятельно. Для него имелась отдельная приборная панель. Также у машины имелась стационарная система пожаротушения, которая запускалась из отделения управления. Попробуйте найти танк 30-х годов, где есть такое."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

"Фактически единственным минусом машины стало то, что ее мотор был слишком слабым для перевозки более мощных систем. А так "Комсомолец" вполне устраивал военных. Больше того, уже во время войны появился проект очень похожей машины - АТП-1. Дальнейшее развитие темы привело к тому, что на свет появился АТ-П, полубронированный тягач, который также создавался под руководством Астрова. Правда, уже не на заводе №37, а на заводе №40 в Мытищах. Конечно, АТ-П был во многом другой машиной, но концептуально прародитель угадывался безошибочно. Больше того, и вся предвоенная система гусеничных тягачей Красной Армии осталась на месте. Вместо СТЗ-5 стали выпускать АТ-Л, место тягача С-2 занял АТ-С, а вместо "Ворошиловца" появился АТ-Т."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

История экспоната: "Гусеничный артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" в 1941 году участвовал в оборонительных сражениях на территории Белоруссии. Был потоплен в болоте советскими солдатами, чтобы не пополнил арсенал врага. Обнаружен и извлечен поисковым отрядом, передан на хранение в музей военной техники города Верхняя Пышма."

Дополнительно:
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» образца 1937 года в музее «Боевая слава Урала»
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Выставка «Моторы Войны»
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Музей артиллерийских, инженерных войск и частей связи Финляндии
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Музей отечественной военной истории в Падиково
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Музей техники Вадима Задорожного

БМД-1 образца 1969 года

БМП-1

См. также:
БМП-1П в музее «Боевая слава Урала» в сквере «Белые росы», Пенза
БМП-1К. Музей отечественной военной истории в Падиково
БМП-2Д в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
Командно-штабная машина БМП-1КШ. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-1. Тульский государственный музей оружия
БМП-1. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
БМП-1 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМП-2 обр. 1980 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Советские экспериментальные боевые машины пехоты. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
БМП-3. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года. Мемориальный Парк Победы в Казани
БМП-1 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМП-2 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1). Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Командно-штабная машина на базе БМП-1, БМП-1 образца 1966 года, БМП-2 образца 1980 года в Техническом музее, Тольятти

БМП-2 образца 1980 года

Разведывательная химическая машина БРДМ-2РХБ

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 образца 1968 года

"Гусеничный минный заградитель ГМЗ предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.
Базовой машиной для ГМЗ явилась самоходная 100-мм. пушка послевоенной разработки СУ-100П (объект 105). Эта артсистема была принята на вооружение, но изготовлено было всего 24 изделия, и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию и артиллерию, от нее отказались.. Однако на базе этой артсистемы в 1960 году началось создание минного заградителя ГМЗ.
Базовая машина (объект 105) воплотила в себе новейшие разработки пятидесятых годов. Это резинометаллические шарниры соединения траков гусеницы, что резко снизило шумность гусеничного движителя и увеличило пробег гусеницы более чем в три раза. Это и коробка передач нового типа, позволяющая вращать гусеницы левого и правого борта в разном направлении. Таким образом, машина получила способность разворачиваться на месте вокруг собственной оси. Это и внедрение дымовой термоаппаратуры. В качестве дымосмеси использовалось дизельное топливо из основных баков. Через форсунку топливо впрыскивалось в выхлопную трубу, распылялось выхлопными газами. Это позволяло машине создавать в короткое время дымовую завесу любой плотности и протяженности. Это и нашлемный прибор ночного видения ПНВ-57Т, который позволял механику-водителю управлять машиной в полной темноте при открытом люке. Это обеспечивало хороший обзор. Это и система ПАЗ - противоатомной защиты, которая по вспышке ядерного взрыва автоматически запирала люки, останавливала двигатель и включала фильтро-вентиляционную установку.
...
Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.
Время перезарядки машины составляет от 15 до 40 минут. Для этого требуется привлекать еще саперный взвод, который готовит мины к укладке (открывает ящики, снаряжает мины взрывателями и подает мины расчету наверх). Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

Существенным недостатком ГМЗ было то, что если при минировании была израсходована лишь часть боекомплекта, дозарядка была невозможна. Требовалось выложить весь боекомплект, чтобы получить возможность зарядить машину снова. Этот недостаток был устранен в модифицированной версии машины, получившей обозначение ГМЗ-2 (объект 123). Кроме того, в ГМЗ-2 предусматривалась возможность отключения механизма приведения взрывателей в боевое положение, что позволяло использовать машину для установки мин с другими взрывателями (взрыватели в этом случае приводились в боевое положение вручную). Мощность двигателя в ГМЗ-2 была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять транспортную скорость до 60 км/час.

ГМЗ - 3 машины состояли на вооружении взвода ГМЗ инженерно-саперного батальона мотострелковой или танковой дивизии. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника."
Источник: Гусеничный минный заградитель ГМЗ (Изделие 118) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Заметки Юрия Георгиевича Веремеева:
Воевать на машине, в которой более полутора тонн взрывчатки - занятие не для слабонервных. А ведь задача у экипажа гусарская - не спеша, аккуратно проехать на виду у танков противника, выставляя у них перед носом мины. Одна надежда, что супостат не поймет, что это за машины и что они делают. Шансов остаться в живых, если танки начнут стрелять, никаких. Первый же попавший в машину снаряд вызовет взрыв мин и не то, что от экипажа - от машины ничего не останется.
ГМЗ поступили на вооружение к середине шестидесятых годов. В большинстве источников указывается год принятия на вооружение 1968, однако автор впервые увидел ГМЗ в парке Калининградского высшего военно-инженерного училища осенью 1966 года. В 1967 изучал и водил."
Источник: Гусеничный минный заградитель ГМЗ (Изделие 118) на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Дополнительно:
Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 образца 1968 года в музее «Боевая слава Урала»
Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 в Техническом музее, г.Тольятти
Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 в в ПКиО «Волжский»

Дегазационный комплект войсковой ДКВ-1 на базе ГТТ

Машина 1В13 старшего офицера батареи комплекса САУО самоходной артиллерии 1В12 «Машина-С»

Машина технической помощи МТП-1 образца 1959 года (на базе БТР-50)

Разведывательная химическая машина «Кашалот»

Разведывательная химическая машина РХМ-2С на базе ГТ-МУ

Установка разминирования УР-77 «Метеорит» образца 1978 года

"Самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования УР-77 предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Задача проделывания проходов в противопехотных минных полях не является задачей УР-77, хотя и не исключается, причем надежное подрывание фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.
Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками (часть из этих мин взорвались). Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя.
Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели."
Источник: Установка разминирования УР-77 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Установка разминирования состоит из базовой машины в качестве которой выступает доработанное шасси самоходной 122 мм. гаубицы 2С1 "Гвоздика", башенной установки, в которой размещаются пусковые направляющие для двух ракет, двух отсеков с секциями детонирующего кабеля УЗП-77 или УЗП-67, двух ракет типа ДМ-140. Боекомплект установки состоит из двух удлиненных зарядов разминирования с твердотопливными буксирными ракетами. Один заряд - один проход, т.е. установка одним боекомплектом может проделать два прохода, каждый из которых имеет размеры 93х6м. Установка при пусках может располагаться в укрытии или на открытой местности. Запуск зарядов производится с короткой остановки. Возможен запуск зарядов, когда машина находится на плаву (проделывание проходов в минных полях, расположенных на берегу водной преграды). Использование (запуск) зарядов, снятых с машины не предусмотрено.

От Юрия Георгиевича Веремеева: Ни разу не видел пуска зарядов с воды и верится в такую возможность с трудом. Старт мощной ракеты, тянущей за собой белую колбасу весом более чем в тонну и длиной в сотню метров, зрелище, впечатляющее и на суше. Что-то мнится мне, что бедная установка начнет неуправляемо дергаться и вертеться на воде, норовя улететь вслед за зарядом. Куда полетит тогда заряд? И что из всего этого получится? Отзовитесь, кто служил в морской пехоте и видел пуск УЗП-77 с воды."
Источник: Установка разминирования УР-77 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

"Для проделывания прохода УР-77 выдвигается к минному полю и останавливается на дальности от 200 до 500м. (до 350м. для УЗП-67). Командир-оператор, определив расстояние до границы минного поля, производит подъем башенной установки с направляющими на нужный угол возвышения и с пульта управления выдает команду на пуск заряда. Ракета сходит с направляющей и летит по баллистической траектории, вытягивая за собой гибкий кабель со взрывчатым веществом.
После того, как ракета с зарядом удалятся от установки на длину, определяемой длиной тормозного каната, закрепленного за носовую часть машины, происходит падение заряда на минное поле и отсечка ракетного порохового двигателя. Механик-водитель подает машину назад для того, чтобы выровнять заряд в прямую линию. После этого командир-оператор выдает команду с пульта управления на подрыв заряда и отстрел тормозного каната. Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин. После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.
Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут."
Источник: Установка разминирования УР-77 на сайте Юрия Георгиевича Веремеева

Дополнительно:
Установка разминирования УР-77 «Метеорит» образца 1978 года в музее «Боевая слава Урала»
Установка разминирования УР-77 «Метеорит» в ПКиО «Волжский»

Гусеничный тягач АТС-59Г

Разведывательная машина M3A1 образца 1941 года, США

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier Mk.I c 13,9-мм ПТР Boys, Великобритания

Зенитная самоходная установка М16 (MGMC — Multiple Gun Motor Carriage), США

Танкетка Т-27

Пресс-центр компании со ссылкой на директора Музея Александра Коробкина сообщает, что Т-27 была восстановлена по чертежам на участке реставрации военной техники ОАО "Уралэлектромедь". Оригинальным у танкетки остался корпус, все недостающие детали и траки были созданы заново.

Артиллерийский тягач M5 и 155-мм орудие «Long Tom», США