Официальный сайт: Музей отечественной военной истории
Адрес: Московская область, Истринский район, деревня Падиково, улица Конная, КСК «Дивный»
Навигация по странице:
Средний бронеавтомобиль БА-6
Средний бронеавтомобиль БА-10
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Первый советский серийный дизельный трактор «Сталинец-65»
Боевая машина десанта БМД-1
Боевая разведывательная машина БРМ-1К
Бронетранспортёр БТР-40
Бронетранспортёр БТР-50
Бронетранспортёр БТР-152К1
Бронированные аэросани НКЛ-26
Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Scout Car M3A1
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20М
Дополнительно:
Танки. Музей в Падиково
Легкобронированная техника. Музей в Падиково
Артиллерийские системы. Музей в Падиково
САУ, РСЗО, средства ПВО. Музей в Падиково
Автомобили. Музей в Падиково
Оружие поддержки пехоты. Музей в Падиково
Ручное огнестрельное оружие. Музей в Падиково
Выставочная площадка артсистем. Музей в Падиково
Центральный музей Великой Отечественной войны
Белорусский музей истории Великой Отечественной войны
"Бронеавтомобиль БА-6 был разработан в 1935 году на Ижорском заводе под руководством А. Д. Кузьмина на базе трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Новый бронеавтомобиль был оснащен сблокированными задними ведущими мостами, отечественным четырехцилиндровым двигателем ГАЗ-АА мощностью 40 л. с., а также пулестойкими шинами ГК (гусматик). Конструктивно БА-6 похож на своего предшественника БА-3, с 1933 по 1936 год была изготовлена 221 машина.
Основное вооружение бронеавтомобиля БА-6, состоявшее из 45-мм танковой пушки 20-К и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, было установлено в цилиндрической башне по типу танка Т-26. Вращение башни производилось с помощью механического привода. Возимый боекомплект составлял 60 снарядов и 3402 патрона. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелись телескопический прицел ТОП образца 1930 г. и панорамный прицел ТП-1 образца 1932 г."
Источник: Средний бронеавтомобиль БА-6 | Музей отечественной военной истории | Конноспортивный комплекс Дивный | kskdivniy.ru
"С 1936 по 1938 год на Ижорском заводе было изготовлено 386 бронеавтомобилей БА-6, из них 35 машин было поставлено в Монголию и 80 бронеавтомобилей – в Испанию. 1 ноября 1936 года под Мадридом 6 бронеавтомобилей БА-6 впервые вступили в бой. Точным огнем 45-мм пушек им удалось уничтожить 16 итальянских танкеток СV3/35. В РККА бронеавтомобили БА-6 направлялись в 7-ю, 8-ю и 9-ю отдельные мотобригады Забайкальского военного округа. В составе этих соединений БА-6 приняли активное участие в боях на реке Халхин-Гол. В июле 1939 года, в ожесточенном сражении у горы Баин-Цаган, 172 бронеавтомобиля БА-6 помогли остановить прорыв японских войск. Однако оснащенные легкой противопульной броней БА-6 понесли значительные потери из-за шквального огня японской артиллерии. В советско-финской войне (1939–1940 годы) участвовало 15 БА-6, из них семь машин погибли в боях."
Источник: Средний бронеавтомобиль БА-6 | Музей отечественной военной истории | Конноспортивный комплекс Дивный | kskdivniy.ru
Тактические знаки соответствуют машине воевавшей в 1939 году в 9-й мотоброневой бригаде на Халхин-Голе
"На 1 июня 1941 года в Красной Армии насчитывалось 239 бронеавтомобилей БА-6. В начале Великой Отечественной войны около 130 БА-6 принимали участие в советском танковом контрударе под городом Лепель. Через две недели боев почти все БА-6 погибли. В ходе битвы за Москву в ноябре 1941 года в составе 5-й армии воевали 14 бронеавтомобилей БА-6, еще несколько машин сражалось на Ленинградском фронте. К 1945 году 17 БА-6 числились в составе войск Забайкальского военного округа, однако в войне с Японией они участия не принимали. Опыт боевых действий выявил практическую невозможность использования БА-6 на передовой из-за недостаточной проходимости. К существенным недостаткам БА-6 следует отнести слабое бронирование."
Источник: Средний бронеавтомобиль БА-6 | Музей отечественной военной истории | Конноспортивный комплекс Дивный | kskdivniy.ru
Дополнительно по довоенным советским бронеавтомобилям:
Бронеавтомобиль БА-6 на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил
Средний бронеавтомобиль БА-6. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-6 образца 1936 года (макет)
Бронеавтомобиль БА-10 в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-20М в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-3М. Военно-патриотический парк «Патриот»
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний бронеавтомобиль БА-10. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-10. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-10М. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-20 (макет) в музее «Боевая слава Урала»
Реплика бронеавтомобиля БА-20. Мемориально-исторический музей, Волгоград
Бронеавтомобиль БА-20. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-27 (макет) в музее «Боевая слава Урала»
"В конце 1936 года в конструкторском бюро Ижорского завода (Ленинград) на базе бронеавтомобиля БА-6 был создан опытный средний бронеавтомобиль БА-6М, впоследствии получивший название БА-10. В качестве «автомобильной основы» БА-10 использовалась измененная ходовая часть грузового трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, двигатель был взят от легкового автомобиля ГАЗ М-1. Для повышения проходимости в комплект оборудования БА-10 входили быстросъемные гусеничные цепи типа «Оверолл», надеваемые при необходимости на задние ведущие колеса. Кроме того, преодолевать неровности помогали установленные с каждого борта свободно вращающиеся запасные колеса. Башня БА-10 оснащалась 45-мм танковым орудием, также бронеавтомобиль был вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ДТ. Броневой корпус с толщиной брони до 10-мм обеспечивал противопульную защиту экипажа. Рациями комплектовались около 60% машин."
Источник: Средний бронеавтомобиль БА-10 | Музей отечественной военной истории | Конноспортивный комплекс Дивный | kskdivniy.ru
"В отличие от БА-6, новый броневик БА-10 имел: новую коническую броневую башню, укороченную на 600-мм раму, усиленную переднюю ось с гидравлическими амортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии. Фары и ступицы передних колес прикрывались специальными броневыми колпаками. В процессе производства в конструкцию БА-10 постоянно вносили изменения. Существовали следующие машины: БА-10, БА-10А, БА-10М, БА-10ЖД. Модификация БА-10М имела наружные бензобаки на крыльевых полках, усиленную бронезащиту передней пулеметной установки, а также более мощную радиостанцию 71-ТК-3. Модификация БА-10ЖД могла передвигаться по железнодорожным путям с помощью сменных железнодорожных колес, надеваемых на переднюю и заднюю ось. Всего с января 1938 года по ноябрь 1941 года на Ижорском заводе, заводе Дробильно-размолочного оборудования (Выкса) и заводе № 189 (Ленинград) было выпущено 3’414 бронеавтомобилей БА-10 всех модификаций. БА-10 был самым массовым советским средним бронеавтомобилем."
Источник: Средний бронеавтомобиль БА-10 | Музей отечественной военной истории | Конноспортивный комплекс Дивный | kskdivniy.ru
"Бронеавтомобили БА-10 поступали в подразделения разведки и связи танковых соединений, отдельные автоброневые батальоны и мотоброневые бригады. БА-10 успешно использовались летом 1939 года в боях с японской армией на реке Халхин-Гол. В начальный период Великой Отечественной войны бронеавтомобили БА-10 широко применялись в боях с немецко-фашистскими захватчиками. К концу 1941 года большинство БА-10 погибли в боях. К недостаткам машины относилась их недостаточная проходимость, слабая бронезащита. С декабря 1941 года производство этих машин было прекращено. В 1945 году в составе войск Дальневосточного и Забайкальского фронтов числилось 122 бронеавтомобиля БА-10. Около 30 бронемашин приняли участие в советско-японской войне 1945 года в Маньчжурской наступательной операции."
Источник: Средний бронеавтомобиль БА-10 | Музей отечественной военной истории | Конноспортивный комплекс Дивный | kskdivniy.ru
Дополнительно по довоенным советским бронеавтомобилям:
Бронеавтомобиль БА-6 на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил
Средний бронеавтомобиль БА-6. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-6 образца 1936 года (макет)
Бронеавтомобиль БА-10 в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-20М в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-3М. Военно-патриотический парк «Патриот»
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний бронеавтомобиль БА-10. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-10. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-10М. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-20 (макет) в музее «Боевая слава Урала»
Реплика бронеавтомобиля БА-20. Мемориально-исторический музей, Волгоград
Бронеавтомобиль БА-20. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-27 (макет) в музее «Боевая слава Урала»
Дополнительно по БА-64:
Бронеавтомобиль БА-64. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-64Б на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-64Б. Музей техники Вадима Задорожного
Бронеавтомобиль БА-64Б образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала»
Макет легкого бронеавтомобиля БА-64Б у музея-панорамы «Сталинградская битва»
"К концу 30-х годов в Красной Армии сформировалось четыре основных класса артиллерийских тягачей. Это тягачи противотанковой артиллерии, тягачи дивизионной артиллерии, тягачи корпусной артиллерии и тягачи артиллерии особой мощности, которые также могли применяться как танковые эвакуаторы. Реально беда была только с тягачами корпусной артиллерии, а по остальным классам работы продвинулись очень далеко. Касается это и гусеничных тягачей противотанковой артиллерии, тут Красная Армия была впереди планеты всей. С 1937 года на московском заводе №37 выпускались полубронированные тягачи "Комсомолец". Они стали самыми массовыми в классе, да и не будет сильным преувеличением говорить о том, что это была лучшая машина в классе."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» был захвачен финнами, уже в наши дни приобретён в Финляндии, отреставрирован и выставлен в музее.
"В первой половине 30-х годов едва ли не главными ориентирами для Красной Армии при создании ряда образцов военной техники были английские образцы. Какие-то из них, вроде Vickers Mk.E или Carden-Loyd Mk.VI, пошли в серию с минимальными изменениями. Некоторые, например, плавающий танк-разведчик A4E11, стали идейной основой для создания отечественных аналогов. Но были и случаи, когда английский прародитель становился катализатором создания совершенно иной боевой машины, в которой прототип угадывался с трудом. Так случилось с Vickers Utility Tractor, многоцелевой машиной, созданной в 1932 году. Она разрабатывалась в нескольких вариантах - легкий артиллерийский тягач, пулеметовоз, транспортер пехоты. Крошечная машина могла быть либо 1-местной, либо 7-местной, в последнем случае по бокам ставились раскладные секции для пехоты. Vickers Utility Tractor имел ограниченный успех, хотя послужил и в английской армии, и в других странах.
Советский аналог Vickers Utility Tractor к 1935 году был разработан силами НАТИ (Научный Автотракторный Институт) под руководством А.С. Щеглова. Указывается, что базой послужил трактор Marmon-Herrington, но по факту в машине легко угадывается именно англичанин. Компоновочно трактор, получивший обозначение "Пионер", во многом повторял английского прародителя. Механик-водитель спереди по центру, мотор позади него, по бокам откидные секции для расчета, блокированная подвеска от танка Т-37А со всего одной тележкой. От Т-37А частично брались и другие агрегаты. "Пионер" приняли на вооружение Красной Армии и даже запустили в серию на заводе №37 в Москве. Но век "Пионера" был недолог. Машина оказалась слишком маленькой, обладала такой же продольной раскачкой, как Vickers Utility Tractor, да и отсутствие броневой защиты для тягача противотанковой артиллерии было совсем не плюсом."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Астров точно видел "Пионер А" и "Пионер Б", что не только отражено в его мемуарах, но и хорошо читается в ряде решений по "Комсомольцу". Вместе с тем, слова Николая Александровича "понял, как не надо делать", в полной мере отражают реальную картину. НАТИ, занимавший ведущую роль в разработке гусеничных тягачей, так и не избавился от ряда принципиальных недостатков Vickers Utility Tractor. Требовалась другая машина, более крупная. Так на свет появился проект трактора-транспортера "Комсомолец", на заводе его именовали Т-20. Ключевые роли в разработке машины сыграли А.В. Богачев и Е.П. Орданович. Вышедший на испытания в январе 1937 года трактор стал настоящим прорывом. На нем удалось частично устранить наиболее характерные недостатки Vickers Utility Tractor, а расчет орудия перестал себя чувствовать бедными родственниками. Боевая масса выросла до почти 3 тонн, но как тягач противотанковой артиллерии "Комсомолец" был явно лучше предшественников.
Для Астрова это был первый принципиально новый образец, созданный в ходе работы на заводе №37. Если Т-38 всё же был стал развитием танка-амфибии Т-37А, то "Комсомолец" оказался совершенно новой машиной. Не без недостатков, но в сложившейся ситуации лучшего решения у Красной Армии не имелось. В 1937 году Т-20 приняли на вооружение Красной Армии и тогда же началось его серийное производство. Как указывалось в задании, разрабатывался "Комсомолец" как тягач полевой, либо противотанковой артиллерии. Также он должен был возить "поезд" (прицеп) массой до 3 тонн. По факту же основной задачей тягача стала перевозка 45-мм противотанковых орудий. Также он перевозил и 76-мм полковые пушки обр.1927 года, позже "Комсомольцы" привлекали для таскания 120-мм минометов, но типовой нагрузкой всё равно оставалась 45-ка, а также ее передок."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Всего до конца июля 1941 года было сдано 7780 тракторов всех серий. Из них на 1 января 1941 года числилась 4401 штука. Далее выпуск тракторов прекратился, причем дело не только в форсировании производства танков. Вместо 45-мм пушки началось производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2 массой около тонны, которые "Космомолец" мог таскать с трудом. Сам Астров сетовал на то, что требования использования мотора от "полуторки" было неправильным. Под боком находился Завод им. Сталина, чей грузовой мотор ЗИС-5 больше подходил для подобных целей. Но по непонятным причинам взяли другой агрегат."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Комсомолец" в нашей истории танкостроения занимает не самое видное место. Но это, мягко говоря, слегка несправедливо, потому что по уровню нововведений он был покруче большинства наших предвоенных танков. Для начала, у машины имелось, внимание, сдвоенное управление. В случае чего командир, он же пулеметчик, мог увести машину самостоятельно. Для него имелась отдельная приборная панель. Также у машины имелась стационарная система пожаротушения, которая запускалась из отделения управления. Попробуйте найти танк 30-х годов, где есть такое."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Фактически единственным минусом машины стало то, что ее мотор был слишком слабым для перевозки более мощных систем. А так "Комсомолец" вполне устраивал военных. Больше того, уже во время войны появился проект очень похожей машины - АТП-1. Дальнейшее развитие темы привело к тому, что на свет появился АТ-П, полубронированный тягач, который также создавался под руководством Астрова. Правда, уже не на заводе №37, а на заводе №40 в Мытищах. Конечно, АТ-П был во многом другой машиной, но концептуально прародитель угадывался безошибочно. Больше того, и вся предвоенная система гусеничных тягачей Красной Армии осталась на месте. Вместо СТЗ-5 стали выпускать АТ-Л, место тягача С-2 занял АТ-С, а вместо "Ворошиловца" появился АТ-Т."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
Дополнительно:
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» образца 1937 года в музее «Боевая слава Урала»
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Выставка «Моторы Войны»
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Музей артиллерийских, инженерных войск и частей связи Финляндии
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Музей отечественной военной истории в Падиково
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Музей техники Вадима Задорожного
"К концу 1920-х гг. на основании результатов испытаний было принято правительственное решение об организации в нашей стране производства копии американского трактора «Sixty». Под маркой«Сталинец» трактор предполагалось выпускать на вновь строящемся Челябинском тракторном заводе.
Организации массового выпуска советской версии «Sixty» предшествовали отработка конструкции, совершенствование технологии производства и подготовка кадров. В Челябинске на территории недостроенного мясохолодильника в феврале 1930 г. началось строительство «Опытного завода Тракторстроя» (Челябтракторстрой). Возле холодильника были сооружены два барака: в одном из них разместились строители и хозяйственники, а в другом – инженеры. Позднее была добавлена пристройка. Позже, в годы войны, именно из этих барачных построек вырос завод №100 НКТП, а пока сотрудники, добираясь до предприятия, «ходили группами по пять-шесть человек, потому что в одиночку появляться около бараков Сибирского переезда было небезопасно».
Пуск опытного завода состоялся 7 ноября 1930 г. Предполагалось, что он должен был стать как бы заводом в миниатюре, с полным набором производственных участков, укомплектованных всеми видами оборудования, и с научно-исследовательской базой, но пока имелось лишь самое необходимое оборудование. Для изготовления части деталей и заготовок пришлось прибегнуть к помощи других предприятий."
Александр Кириндас, "Дизельные «Сталинцы»" («Техника и вооружение», №6/2013)
"«Сталинец 60» относился к типу мощных буксирующих тракторов и предназначался, главным образом, для работы в сельском хозяйстве. Он стал, по сути, метризованной копией американского трактора «Sixty», отличаясь от него производственным исполнением и конструктивным оформлением некоторых узлов и агрегатов."
Александр Кириндас, «Стальные кони первых пятилеток» («Техника и вооружение», №5/2012)
"После получения предложений НКТП и других ведомств был подготовлен проект постановления правительства, который рассмотрели на совещании СНК 13 февраля 1935 г. Доклад НКТП об итогах конкурса был принят к сведению, а результаты конкурса одобрены. На следующий день появилось Постановление СНК N“239 «Об итогах проведения конкурсных испытаний дизель-моторов», которым Наркомтяжпрому в декадный срок поручалось представить предложения о постановке на производство дизельмоторов автотракторного типа на заводах СССР.
В качестве прототипа дизельного мотора выбрали двигатель, устанавливаемый на тракторах «Катерпиллер». Он был хорошо доведен и надежен. Двигатели К-50 безотказно и без потерь мощности проработали на испытаниях 500 ч, в связи с чем получили приз по совокупности всех качеств. К-50 снабжался специальным пусковым бензиновым мотором, чем решалась проблема надежного холодного запуска.
Перспективный отечественный дизель назвали М-17. Его проектирование велось в содружестве специалистов НАТИ и ЧТЗ.
...
Поскольку М-17 являлся аналогом, это позволило существенно сократить время его разработки. Как и силовая установка трактора С-60, новый четырехцилиндровый четырехактный бескомпрессорный дизельный двигатель в значительной степени повторял американский прототип, хотя и не являлся его копией. Отличия заключались не только в конструкции отдельных узлов, но и в габаритных размерах.
...
Проектирование М-17 началось в середине февраля, сразу после выхода постановления СНК, и уже в начале мая 1935 г. в производство стали передаваться первые рабочие чертежи, сначала — самых трудоемких в изготовлении крупных и фасонных отливок и поковок. Выпуск всей рабочей документации был завершен к концу мая. Опытному заводу ЧТЗ предлагалось изготовить десять комплектов деталей двигателя. Срок выпуска первых двух двигателей был установлен 1 июля. Третий двигатель следовало собрать к 15 июля.
...
14 августа первый опытный трактор с дизелем, выполненный на базе С-60, прошел испытания пробегом до 15 км на площадке завода. В начале октября в Москву для проведения испытаний отправили первые пять машин. 11 декабря дизельные «Сталинцы», получившие обозначение «С-65», наряду с другой новой техникой были показаны высшему руководству в Кремле.
...
Помимо трактора С-65, двигатель М-17 нашел применение на различных машинах, используемых в строительстве, а также в качестве судовых силовых установок, стационарных двигателей и т. д.
Летом 1935 г. был утвержден план реконструкции ЧТЗ, по которому, кроме реконструкции литейного, кузнечного и механосброчного цехов, предполагалось создание новых цехов — пусковых моторов и топливной аппаратуры. Это должно было поднять культуру производства до уровня ведущих мировых производителей, точнее, ведущего производителя: в те годы около 90 % мировой продукции топливной аппаратуры приходилось на фирму «Бош»."
А. Кириндас, М. Павлов, "Дизельные «Сталинцы»" («Техника и вооружение», №6/2013)
"Новейшие дизели с их высокоточной прецизионной топливной аппаратурой потребовали высочайшей технической и производственной культуры. Именно тогда, в 1935 г., приняв казавшееся поначалу спорным решение, советское руководство заложило основы мобилизационной готовности предприятия, способного изготовить изделие практически любого уровня сложности. Культура изготовления прецизионной топливной аппаратуры дизельных двигателей не шла ни в какое сравнение с кустарным производством не только тракторов русского типа, предложенных ЦОМом, но и еще недавно считавшихся последним словом техники лигроиновых С-60. Дальновидность этого решения стала очевидной при освоении танковых дизелей в годы Великой Отечественной войны, а позднее — и других специальных изделий.
Параллельно реконструкции завода велись испытания и доводка тракторов опытной партии. После успешного завершения испытаний в селе Жердевка Воронежской области правительственная комиссия отметила в акте:
«Дизель-мотор М-17, запроектированный ЧТЗ и НАТИ и осуществленный на опытном заводе ЧТЗ, может быть рекомендован для пуска в массовое производство, как экономичный, современный дизель-мотор, не уступающий лучшим заграничным образцам».
24 декабря 1936 г. на совещании у директора была утверждена общая компоновка серийного трактора С-65. В начале следующего года в цехах приступили к планомерному демонтажу, перестановке и монтажу нового оборудования. На заводе освоили производство чугунов с высоким содержанием никеля и ввели литейный конвейер. Бронзовое литье заменили штамповкой из латуни. Прецизионное отделение с полами, устланными линолеумом, разительно отличалось от мясохолодильника опытного завода. Но главным секретом успеха ЧТЗ стала кадровая политика. Средняя месячная зарплата рабочего в сентябре 1935 г. составляла 241 руб., а инженерно-технического работника (ИТР) — 522 руб. и была самой высокой в системе автотракторной промышленности.
31 марта 1937 г. был прекращен выпуск тракторов С-60, а 20 июня с конвейера сошел первый серийный дизельный С-65.
Использование на новом тракторе более мощного и тяжелого двигателя потребовало внести по сравнению с С-60 изменения в конструкцию подмоторной рамы и системы охлаждения. Главным визуальным отличием С-65 стали капот, закрывавший мотор, и измененный радиатор с надписями «Сталинец» и «Дизель». В жаркую погоду боковины капота зачастую снимались. Позднее, если боковины терялись, их могли изготовить заново из подручных материалов. Первые тракторы не имели кабин, поэтому нередко кустарно дооснащались самодельными конструкциями или подходящими кабинами, заимствованными, например, от грузовых автомобилей."
А. Кириндас, М. Павлов, "Дизельные «Сталинцы»" («Техника и вооружение», №6/2013)
Задний сцепной прибор позднего образца – буксирный крюк со спиральной пружиной – лучше ранней модели подходил для сцепки с артиллерийскими системами
"Тракторы С-65 оказались очень востребованными во всех отраслях народного хозяйства — в строительстве, на селе, при лесоразработках и др. В августе 1940 г. протокольным решением Экономсовета при СНК Челябинский и Сталинградский тракторные заводы были приравнены в части снабжения к предприятиям оборонной промышленности. С начала выпуска в июне 1937 г. до прекращения производства в ноябре 1941 г. было изготовлено 37626 тракторов С-65.
...
Трактор «Сталинец-65» проектировался как сельскохозяйственный, поэтому был рассчитан для эксплуатации на мягких грунтах, имел малые запасы горючего и смазочного, а также являлся весьма тихоходным. Вместе с тем, он отличался высокой надежностью и мог буксировать все типы имевшихся в РККА артиллерийских систем и прицепок. Кроме того, этот трактор обладал исключительной проходимостью (лучшей, чем у любых других имевшихся в РККА тракторов отечественного или иностранного производства) по всем типам дорог и бездорожью, за исключением гололеда и заболоченных участков, превышающих длину артиллерийского поезда. К концу войны С-65 составляли 47,4 % парка армейских пушечных бригад и артиллерийских дивизий РВГК. В 24 из 33 армейских пушечных артиллерийских бригадах эти машины являлись основными. Армейские пушечные артиллерийские бригады, эксплуатировавшие С-65, совершали суточные переходы порядка 35–65 км. Продолжительность непрерывного движения ограничивалась только физическими возможностями личного состава.
С-65 закончили войну на Дальнем Востоке, приняв участие в разгроме милитаристкой Японии. После окончания войны они вернулись в народное хозяйство, где некоторые из них, использовавшиеся как внутризаводские тягачи, списали лишь в 1960-е гг. До наших дней сохранилось несколько тракторов этого типа, находящихся в частных и государственных собраниях."
А. Кириндас, М. Павлов, "Дизельные «Сталинцы»" («Техника и вооружение», №6/2013)
См. также:
Гусеничный трактор «Сталинец-60». Музей отечественной военной истории в Падиково
Гусеничный трактор ЧТЗ «Сталинец-65». Музей отечественной военной истории в Падиково
Первый советский серийный дизельный трактор «Сталинец-65» со 152-мм гаубицей Д-1 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Первый советский серийный дизельный трактор «Сталинец-65». Музей отечественной военной истории в Падиково
Верхняя часть корпуса имеет съемные листы в районе установки МТО. Видны сетки над жалюзи и над заслонками эжектора.
На крышке люка командира виден приёмопередатчик лазерного дальномера ДКРМ-1 (дальность измерений: 300-8000 метров днём и до 400 метров ночью, с ошибкой ±10 м). ДКРМ-1 разработан в ФГУП ЦКБ «Фотон», производился на Казанском Оптико-Механическом Заводе.
В тыльной части башни — большая крышка люка отсека РЛС разведки 1РЛ133-1 (ПСНР-5к). Станция обнаруживает движущегося одиночного человека на дальности 3-4 км. Высота БРМ-1К с поднятым в рабочее положение приемопередатчиком ПСНР-5К составляет 2,6 метра.
"Помимо модернизаций, на базе БМП сделали множество всяких вспомогательных машин. В первую очередь сделали командирские варианты – БМП-1К и ПК. Отличия понятны – дополнительные радиостанции в десантном отсеке, рабочие места для штабистов и прочие подобные мелочи. Дальнейшим развитием стала БМП-1КШ, где вместо пушки сделали телескопическую антенну, заварили люки на крыше бронекорпуса, а внутрь поставили электрогенератор.
...
БМП активно переделывались под нужды разведки. БРМ-1К (Бронированная Разведывательная Машина) несла на себе чуть смещённую назад двухместную башню для командира и наводчика, мехвода, штурмана и двух наблюдателей в десантном отсеке, у которых был и миноискатель, и дальномер, и хорошая рация, и даже РЛС, позволявшая обнаруживать технику на расстоянии до 7 км. Идею БРМки довели до того, что орудие окончательно отобрали, оставив лишь пулемёт и дав задачу корректировки артиллерии. Имя этой машине ПРП-3 Вал (Подвижный разведывательный пункт). Позже поставили более новое оборудование (ПРП-4) и даже тепловизор (ПРП-4М)."
Источник: С.В. Суворов, «БМП-1. Образованный, революционер»
Шесть мортир дымовых 82-мм гранатометов 902В «Туча» расположены пакетами 2 х 3 шт по бортам башни — иначе чем на базовой БМП-1.
Для ориентирования на местности машина оснащена навигационной аппаратурой ТНА-3 «Квадрат-1», гирокомпасом 1Г11Н, визиром ориентирования 1Т25.
"В 1973 году на вооружение была принята бронированная разведывательная машина (БРМ) с двухместной башней. Башня сдвинута к кормовой части корпуса. Экипаж машины составляет шесть человек — командир, наводчик (сидят рядом в башне), механик-водитель, штурман (располагаются в передней части корпуса) и два наблюдателя (размещаются в кормовой части машины). В двухместной башне установлено 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» с боекомплектом 20 выстрелов и спаренный с ним пулемет ПКТ.
Помимо различных оптических приборов наблюдения, на машине имеется РЛС 1РЛ133-1, который смонтирован в задней части башни и может работать в двух режимах: обзора местности и слежения за целью. С его помощью можно обнаруживать боевые машины, находящиеся на удалении до 7 км. Также на машине имеется лазерный дальномер ДКРМ-1, приемник-пеленгатор ЭРРС-1, миноискатель ИМП-1, доплеровский радиолокационный дальномер. Кроме того, на машине установлена навигационная аппаратура ТНА-3 и 1Г11Н.
Полученная разведывательная информация передается своим войскам с помощью радиостанции Р-130М. При использовании стандартной четырехметровой штыревой антенны она обеспечивает связь на расстоянии до 50 км, а при установке 10-метровой мачты, перевозимой сзади на корпусе, дальность действия радиостанции увеличивается до 300 км. Для связи с взаимодействующими средствами разведки и подразделениями имеются радиостанции Р-123М и Р-148."
Источник: С.В. Суворов, «Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3»
См. также:
БМП-1П в музее «Боевая слава Урала» в сквере «Белые росы», Пенза
Боевая разведывательная машина БРМ-1К. Музей отечественной военной истории в Падиково
БМП-2Д в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
Командно-штабная машина Боевая разведывательная машина БРМ-1КШ. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-1. Тульский государственный музей оружия
БМП-1. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
БМП-1 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМП-2 обр. 1980 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Советские экспериментальные боевые машины пехоты. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
БМП-3. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года. Мемориальный Парк Победы в Казани
БМП-1 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМП-2 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1). Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Командно-штабная машина на базе БМП-1, БМП-1 образца 1966 года, БМП-2 образца 1980 года в Техническом музее, Тольятти
"Боевые аэросани внезапно понадобились в конце 1939 года. Конфликт между СССР и Финляндией оказался своеобразным испытательным полигоном. Здесь впервые использовались советские тяжёлые танки, а также различные новые военно-инженерные решения. Достаточно быстро выяснилось, что для выполнения целого ряда задач в зимних условиях необходима машина, которая может быстро и уверенно передвигаться по снегу. Гусеничная техника на театре советско-финской войны для таких целей не особо годилась, поэтому для аэросаней нашлась работа.
Поначалу аэросаней специальной конструкции в Красной армии не было, и для выполнения боевых задач привлекались гражданские модели. В основном использовались АНТ-IV конструкции А. Н. Туполева, а также ОСГА-6 (они же НКЛ-6) и НКЛ-16 конструкции Н. М. Андреева.
Аэросанным подразделениям поручались самые разные задачи: они применялись в разведке, на них эвакуировали раненных. Использовались аэросани и как машины снабжения. Для нужд патрулирования НКЛ-16, переделывались в полевых условиях: на их крышу устанавливалась авиационная турель со спаркой пулемётов ШКАС. Впрочем, наличие вооружения не делало НКЛ-16 полноценной патрульной машиной. На аэросанях отсутствовало бронирование, вследствие чего они были уязвимы даже для огня стрелкового оружия противника."
Источник: Юрий Пашолок, "Снежный танк"
Аэросани НКЛ-26 были рассчитаны на перевозку экипажа из двух человек – командира машины, одновременно выполняющего в боевых операциях функции стрелка, и механика-водителя. Передняя часть защищалась укрепленным под углом в 60° к вертикали броневым щитом.
В отсеке командира аэросаней, в крыше корпуса, находилось круглое отверстие, снабженное усиленной окантовкой. На окантовку крепилось кольцевое основание, на которое устанавливалась турель для пулемета типа ДТ калибра 7,62 мм.
Двигатель М-11Г имел пять расположенных звездообразно в одной плоскости цилиндров воздушного охлаждения. Для запуска двигатель комплектовался электрическими стартером и генератором. Кроме того, для улучшения работы двигателя при низких температурах, был предусмотрен подогреватель воздуха на входе в карбюратор.
"В условиях зимнего времени снежный покров оказывал значительное влияние на характер действий всех родов войск, сковывая их маневр. При глубине снега уже около 30 см конница двигаться не могла, приходилось спешиваться; было затруднено движение автотракторной техники и бронемашин. Скорость перемещения пехоты падала до 2 км/ч, а движение изматывало бойцов. Снежный покров глубиной свыше 40 см снижал подвижность мотомеханизированных частей, и их действия развивались только вдоль дорог. Поэтому актуальным являлось введение на снабжение Красной Армии аэросаней, которые могли бы одинаково уверенно двигаться как по дорогам, так и по снежной целине, совершая большие переходы. В этой связи ГКО летом 1941 г. принял решение об организации массового производства военных аэросаней.
...
Аэросанные батальоны массово применялись на фронте до зимы 1943- 1944 гг. Так, батальоны, принимавшие участие в боях за Новгород, получили почетное наименование Новгородских.
В послевоенный период как ремонтные, так и вновь изготовленные аэросани поступали, помимо военного ведомства, и в гражданские учреждения. Одна из машин, например, использовалась в Горьковской области в качестве передвижного книжного магазина. В мае 1945 г. одни аэросани постройки завода №43 были переданы электросети Ивэнерго. Применялись аэросани и в заведениях уголовно-исполнительной системы: и сегодня сильно разрушенные аэросани НКЛ-16-42 можно увидеть на территории бывшего лагеря «Рыбак».
Но основным эксплуатантом аэросаней в послевоенный период стало Министерство связи, в системе которого была организована доставка почты по регулярным почтовым линиям, проходившим преимущественно по руслам рек. В летнее время аэросани заменялись глиссерами или мотолодками. К примеру, в Хабаровском управлении связи в 1951-1953 гг. действовали четыре аэросанно-глиссерные линии. В межсезонье (период ледохода и ледостава) глиссеры и аэросани простаивали. Тем не менее использование аэросаней позволило обеспечить доставку центральной прессы не позднее чем на следующий день после ее выхода. Аэросани НКЛ-16 применялись для доставки почты до середины 1960-х гг., когда им на смену пришли Ка-30."
Источник: Александр Кириндас, "Снежная кавалерия. Транспорт для российских просторов" («Техника и вооружение» №3/2012)
Дополнительно:
Танки. Музей в Падиково
Легкобронированная техника. Музей в Падиково
Артиллерийские системы. Музей в Падиково
САУ, РСЗО, средства ПВО. Музей в Падиково
Автомобили. Музей в Падиково
Оружие поддержки пехоты. Музей в Падиково
Ручное огнестрельное оружие. Музей в Падиково
Выставочная площадка артсистем. Музей в Падиково
Центральный музей Великой Отечественной войны
Белорусский музей истории Великой Отечественной войны