Местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1.
С 2015 года многое изменилось, в частности, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники стал одной из площадок парка «Патриот». Многие экспонаты, особенно относящиеся к периоду Великой отечественной войны перевезены в ангары парка. Изменился и официальный сайт: Технический центр парка «Патриот».
Проезд электричкой от Белорусского вокзала до станции Кубинка-1, далее – маршрутами №27 или №75 до остановки «Новый КПП». Возможен и другой вариант: доехать до станций Голицыно или Селятино, чтобы оттуда общественным транспортом добраться до парка «Патриот». По парку в выходные дни регулярно курсируют автобусы между площадкой №1 и тех.центром.
Навигация по странице:
Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский»
Лёгкий пехотный танк Т-18
Танкетка Т-27
Средний танк Т-34 «Московский пионер»
Средний танк Т-44С, «Объект 136»
Опытный лёгкий танк Т-126СП
Средний танк Т-34
Тяжёлый танк ИС-4, «Объект 701»
Опытный тяжёлый танк ИС-7, «Объект 260»
Средний танк Т-54 образца 1946 года
Огнемётный танк ТО-55
Опытный огнемётный танк «Объект 483»
Опытный основной танк «Объект 279»
Опытный средний танк «Объект 430», прототип Т-64
Основной танк Т-64А образца 1967 года, «Объект 434»
Командирский танк Т-64АК («Изд. 446»)
Основной танк Т-64Б1
Опытный средний танк «Объект 435»
Опытный основной танк «Объект 172»
Опытный основной танк «Объект 172М»
Основной танк Т-72АВ
Опытный ракетный танк «Объект 287»
Опытный ракетный танк «Объект 288»
Опытный ракетный танк «Объект 775»
Ракетный танк ИТ-1, «Объект 150»
Опытный основной танк «Объект 219А»
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС»
Опытный основной танк «Объект 292»
Основной танк Т-90А
Дополнительно:
Иностранная бронетехника. ЦМБВиТ
Немецкая бронетехника. ЦМБВиТ
Легкобронированные машины. ЦМБВиТ
Советские САУ. ЦМБВиТ
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
Мемориальный Парк Победы, Казань
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
В 1919 году опыт эксплуатации захваченных под Одессой французских Renault FT-17 подтолкнул советское правительство к решению о начале производства в РСФСР собственных танков. Их выпуск предполагалось наладить на нижегородском заводе «Красное Сормово». За броню отвечал Ижорский завод, за вооружение — Путиловский, двигатели должен был поставлять завод АМО (нынешний ЗИЛ). Для начала потребовалоась изготовить техническую документацию и восстановить недостающие механизмы эталонного танка (например, двигатель и КПП). У московского завода АМО имелась соответствующая оснастка для изготовления двигателя «Фиат». Поэтому пошли по простому пути – подогнали имеющийся мотор под моторно-трансмиссионного отделение эталонного Renault FT-17. В начале 1920 года была утверждена маршрутная технология изготовления танка. В 1920-1921 годах было выпущено 15 боевых машин. Каждый из выпущенных танков типа «Рено-русский» имел имя собственное, дававшееся прямо на заводе. Первый экземпляр после жарких споров получил имя «Борец за свободу товарищ Ленин».
На фотографии – копия первого советского танка «Рено-русский» в натуральную величину. Его собрали в 1970-х годах специалисты НИИБТ, а при организации Центрального музея бронетанкового вооружения и техники, макет «Танка М» перенесли на новый постамент.
"В сентябре 1926 г. состоялось совещание командования РККА, руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ) по вопросу системы оснащения Красной армии новыми боевыми машинами. Это совещание известно как «танковое», ибо главной темой его стала выработка требований к новым танкам для РККА. На совещании рассматривались образцы различных зарубежных боевых машин с целью выбора наилучших прототипов для массового выпуска. Задачам сопровождения более или менее отвечал французский танк «Рено» (относившийся в РККА к типу «М» — «малый»), но он (по мнению большинства присутствовавших на обсуждении) обладал рядом серьезных недостатков, не позволявших использовать его в системе вооружения РККА. Этими недостатками были: большой вес (более 6 т), не позволявший осуществлять его переброску в кузове грузовика; малая скорость движения и плохое вооружение (стоявшая на танке 37-мм пушка Гочкиса или Пюто со штатным прицелом не позволяла вести прицельный огонь на дистанции далее 400 м). Танки же, выпущенные на Сормовском заводе («Русские «Рено»), были «...весьма неудовлетворительны по качеству изготовления, неудобны по владению оружием, а частично и совершенно невооружены», к тому же оказались еще и ужасно дорогими (стоимость танка в ценах 1926 г. составляла около 36 тыс. руб.)"
Источник: М.Н. Свирин, "Броня крепка. История советского танка. 1919–1937"
В 1927 году во исполнении решений "танкового" совещания Обуховский сталелитейный завод выпустил первую боевую машину, получившую наименование «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)». После прохождения испытаний был сформирован заказ на изготовление для РККА 108 танков Т-18.
"Модель образца 1930 года. Эксплуатировался как БОТ. Был доработан сотрудниками музея – на месте пулеметного яблока ошибочно установлена имитация пушки, на месте установки орудия в вариантах огневых точек монтировалась бронемаска с двумя отверстиями для монтажа спаренного пулемета ДА-2 (Дегтярева, авиационный). Элементы ходовой не оригинальные. Колпак броневой башни – оригинал. "Хвост" – новодел. Крепеж крыльев и сами крылья не оригинальные."
Источник: 003 – Танковый музей Кубинка
См. также:
Лёгкий танк Т-18. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-18 (макет с подлинными элементами). Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-18. Музей техники Вадима Задорожного
Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский». Танковый музей, Кубинка
Лёгкий пехотный танк Т-18. Танковый музей, Кубинка
Renault FT-17. Војни музеј. Белград, Сербия
Лёгкий танк Renault FT-17 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-18. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва
Лёгкий танк МС-1. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Лёгкий танк «Рено русский». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
"Танк был выпущен осенью 1942-го года , на заводе №183. Серийный номер 15-748. 9-го ноября танк , в составе колонны "Московский пионер" , был передан 215-ому отдельному танковому полку 43-й мехбригады 2-го мехкорпуса. В декабре танк входил в состав уже 33-й танковой бригады 2-го мехкорпуса. 7-го декабря 1942-го года танк провалился под лед озера у Бор-Лазава. Вместе с "Московским пионером" погиб механик-водитель старший сержант Лукоянов Яков Михайлович. В 2000-ом году танк подняли со дна озера. До этого также предпринимались попытки поднять танк , но закончилось это только тем , что от танка оторвали башню. Во время реставрации танка были использованы некоторые детали , которые не соответствуют танкам 1942-го года: установили бронировку бортовой передачи , а также кормовой бронелист от корпуса танка №112-го завода."
Источник: "Московский пионер": tankist_31
Бор-Лазава - населённый пункт в Псковской области, озеро называлось Лазавское (варианты названий: Лозовское, Лозавское, Школьное). Рельеф местности таков, что дорога резко поворачивает по краю холма. Если ехать прямо попадаешь на лёд озера с берегом, поросшим кустарником. Вот так в декабре 1942 года за несколько дней выскочили на лёд и затонули четыре советских танка. В конце 1990-ых годов поисковики достали со дна танк с частично сохранившимся заводским лозунгом на некрашеном корпусе. Из всей фразы уцелело лишь слово "скоростная". Через пару лет вновь увидел дневной свет «Московский пионер». В 2001 году из того же озера подняли Т-70, а затем машину, которая сейчас стоит на Поклонной горе с надписью «Доватор».
Средний танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург"Судьба у советского среднего танка Т-44 оказалась довольно странной. Машина не успела на войну, с точки зрения вооружения и защиты довольно быстро устарела, тем не менее, ее не постигла участь быстро исчезнувшего из войск танка. Несмотря на массу болячек, с Т-44 сложился удивительный факт. Т-44 со всеми своими «болячками» неожиданно оказался самым надёжным и массовым советским танком нового поколения, который выпускался в первую послевоенную пятилетку. Больше того, Т-54, который так ждали военные, оказался машиной довольно сырой. Освоить выпуск удалось в 1947 году, а уже в начале 1949 года Т-54 почти год дорабатывали, приостановив выпуск. Т-44, между тем, продолжал исправно служить, позже пройдя несколько волн модернизации. Иные машины дожили до 70-х годов. Так что неудачей назвать эту машину точно не получится."
Источник: Долгоиграющий промежуточный танк: yuripasholok — ЖЖ
В 1966 году Т-44 модернизировали: оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С.
"Восстановленный танк до этого более 55 лет находился в фонде хранилища машин. Танк находился в незавидном состоянии: деформированный корпус, отсутствовали двигатель, радиатор, приборы наблюдения.
Всего за полгода реставрационных работ, проведенных совместно разработчиками War Thunder и экспертами парка «Патриот», удалось поставить танк на ход, воссоздать все приборы и внешний вид. Некоторые детали были возвращены буквально чудом: так, на военном складе нашли родной масляный радиатор танка, да еще и неповрежденный, в заводской упаковке!"
Оживший Т-44С в танковом музее (г.Кубинка) – Новости – War Thunder
"Как и все танки/САУ военного периода, а также боевые машины, выпускавшиеся во второй половине 40-х годов, советские средние танки Т-44 проходили модернизацию. В конце 50-х их модернизировали до уровня Т-44М, при этом в конструкцию внесли целый ряд изменений. Такую модернизацию прошли все танки, кроме одного. Той машины, что ныне стоит в Кубинке. Данный танк, изготовленный в ноябре 1945 года (сам номер набит странно - Ж13 613), проходил испытания на полигоне, далее он осел на музейной площадке при полигоне."
Источник: Уникум без модернизации: yuripasholok — ЖЖ
См.также:
Т-44С в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники, г.Кубинка
Средний танк Т-44. Музей отечественной военной истории в Падиково
Т-44М. Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны
Т-44 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-44М. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Средний танк Т-44М. Музей техники Вадима Задорожного
Т-44М в Саратовском музее боевой и трудовой славы
"Одним из опытных образцов бронетехники довоенного периода , который сохранился до наших дней , является второй образец танка Т-126СП. Танк был выпущен в сентябре 1940-го года , на заводе №174 в Ленинграде. 11-го октября 1940-го года его продемонстрировали наркому обороны С.К.Тимошенко на Карельском перешейке , в районе Лемболово. В дальнейшем опытные образцы Т-126СП были переданы на завод №174 , где и находились до начала войны. С началом войны оба образца передали на Ленинградские бронетанковые курсы (ЛБТКУКС) , для обучения экипажей для Т-50. Но ничего хорошего из этой затеи не вышло. В сентябре 1941-го года курсы были эвакуированы в Магнитогорск , а с ними и оба образца Т-126СП. Оттуда второй образец был передан в Челябинск на завод №100. При заводе №100 танк находился до конца 1940-ых годов. Кстати , здесь находились и многие другие опытные машины: Т-100 , Т-29 , КВ-13 и др. Но в отличии от них второй образец танка Т-126СП не был сдан на слом , а отправился в Кубинку. С тех пор танк является экспонатом танкового музея."
Танк сопровождения пехоты : tankist_31
"... тяжелый танк ИС-4М. Он стал самым тяжелым из массовых советских танков, и это отнюдь не достоинство. Разрабатывался Объект 701 (предшественник ИС-4) как средство борьбы с "Фердинандами" (способность пробивать броню толщиной 200 мм и защита от 88-мм пушки Pak 43 L/71 как бы намекают). Внедряли данный танк в серийное производство с трудом, да и то, вместо 54-55 тонн он, по финалу, весил 60. Это сильно повлияло на надежность ИС-4, который приняли на вооружение Советской Армии в мае 1946 года. В 1948 году стало понятно, что дальнейшая модернизация невозможно, поскольку предел массы был уже достигнут. Это и привело к прекращению производства ИС-4, и даже модернизация, проведенная в начале 50-х годов, сильно не помогла. Ныне экземпляр, стоящий в Техническом центре, является единственным комплектным ИС-4М. Принципиально он в ходовом состоянии."
Источник: Кубинка, которую мы не потеряли | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
Опытная машина создавалась в противовес Pz.Kpfw.Maus, при том, что ничего подобного у бывших союзников не имелось
"Отдельно стоит упомянуть бурные фантазии по поводу того, что ИС-7 вполне может считаться основным танком. Персонажи, которые подобное выдают, сравнивают его по вооружению и масса, а также броневой защите, с нынешними основными танками.
Во-первых, по поводу броневой защиты. Я немного расстрою, но вообще-то сравнивать броню современных танков с тем, что создавалось во второй половине 40-х годов, несколько смешно. Реальная жизнь - это вам не World of Tanks и не War Thunder, вернитесь из вашего нарисованного мира. Броня ИС-7 создавалась по требованиям защиты от бронебойного снаряда 128-мм пушки KwK 44 L/55. В случае же с современными танками речь идет о защите от снарядов гладкоствольных орудий калибра 120-125 мм, а также ПТРК. Как правило, речь идет либо о кумулятивных боеприпасах, либо подкалиберных "ломиках". Начальная скорость подкалиберных снарядов той же 125-мм пушки 2А46 почти в 2 раза выше боеприпасов времен Второй мировой войны. Чтобы таким ломикам противостоять, надо иметь слоёную броню. А теперь представим, что будет с ИС-7 с его монолитной броней.
Во-вторых, по поводу вооружения. Даже между 130-мм орудиями С-70 и М-65, у которых разница по времени создания 10 лет, существенная разница по ТТХ. Естественно, орудие С-70 может нанести существенный урон и современному танку, но иллюзий строить не надо.
В-третьих, масса нынешних основных танков, которая приблизилась к ИС-7 - это отнюдь не от хорошей жизни. Например, боевая масса опытного Leopard 2 оставляла 50,5 тонн, а первого серийного - 55 тонн. То, что сейчас его масса достигла 65 тонн и имеет тенденцию к росту - это совсем не достоинство.
Ну и ежели кто-то продолжает верить в бравурные истории про "супер-танк" ИС-7, я вас расстрою. Военные Объект 260 забраковали, поскольку он превысил требуемую массу, а его ТТХ оказались ниже задания. Образец №3, который ныне стоит в Кубинке, даже не стали испытывать. То есть в серии машина была бы немного другой."
Источник: Совмещение двух танков в одном : Юрий Пашолок : Яндекс Дзен
"Наконец, подходим к главному. То есть к серии. Видимо, для кого-то это будет ломающей новостью, но просто так взять, и запустить танк в серию, не получится. То есть взять и заменить Т-54 на ИС-7 не выйдет. Да и никто не собирался это делать. Одна из главных фишек основного танка в том, что он являлся таким же массовым, как средний танк, а его стоимость получалась не сильно выше. Так вот, про массовость тяжелых танков уже немного становится смешно (об этом еще чуть позже поговорим), а ценник... В 1948 году Т-54 стоил 588-635 тысяч рублей, с тенденцией к снижению, ИС-4 обходился в 795 тысяч рублей. ИС-7, даже по самым скромным подсчетам, обходился бы в 3 миллиона рублей, и это явно заниженная планка. В результате получаем танк, красивый на бумаге, но с рядом замечаний по конструкции, безумно дорогой, да еще с массой подводных камней в виде средств доставки и эвакуации. Вот вам и ответ на вопрос, почему ИС-7 "поняли и простили", а в феврале 1949 года запустили разработку 50-тонного Объекта 730. В итоге получился вполне удачный тяжелый танк Т-10."
Источник: Совмещение двух танков в одном : Юрий Пашолок : Яндекс Дзен
"Надо сказать, что Т-54 обр.1946 года оказался довольно редкой машиной. В 1948 году начался, наконец, ее крупномасштабный серийный выпуск. На заводе №183 "машину Морозова", так, из соображений секретности, обозначали данный танк, за 1948 год сдали 285 штук. В Харькове, на заводе №75, сдали 218 танков, еще 90 машин сдал завод №174, г. Омск. Это было, мягко говоря, далековато от планов по выпуску, но главной проблемой стало другое. После того, как машины пошли в войска, начались массовые жалобы. Выяснилось, что ходовая часть слабовата, идея с пулеметами в коробах на надгусеничных полках оказалась неудачной, а сам танк перегружен. Да и к башне имелся целый ряд вопросов. Поэтому 18 февраля 1949 года последовала команда о приостановке производства Т-54. К тому моменту завод №183 успел сдать 13 танков данного типа. Всего же за 1949 год заводы сдали 96 таких танков, которые именовались как "учебные"."
Источник: Первый из семейства Т-54 | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Одной из характерных черт первого серийного Т-54 был трак шириной 500 мм и шагом 137 мм. В отличие от предшествующего Т-44, он не имел к траку Т-34 никакого отношения, поскольку еще в 1945 году появилось требование перевести ведущее колесо от гребневого на более надежное цевочное зацепление. Трак, в общем-то, неплохой, но с одной маленькой проблемой. Он хорошо смотрелся на 30-тонном Т-44, но не на танке, боевая масса которого превышала 36 тонн. Удельное давление на грунт оказалось слишком высоким, а траки деформировались. Поэтому эти самые траки заменили на новую конструкцию, шириной 580 мм.
...
Вторым характерным признаком Т-54 обр.1946 года являлись пулеметы СГ-43, устанавливавшиеся в специальных коробах снаружи танка. С этими самыми коробами ГТУ КА разрушала мозг Морозову еще с начала проектирования танка. И если на первых образцах СГ-43 не имелось, то далее их всё же пришлось ставить, ибо заказчик кушать не мог, но хотел поставить.
...
Не меньше веселья создателям установки курсовых пулеметов доставил процесс создания приводов для управления этих самых пулеметов. На виде сверху хорошо видно, что от коробов идут некие трубки. Это ничто иное, как кожухи для тросиков системы взвода пулеметов. Дерни за тросик, пулемет и взведется. Не менее весело то, что стоят пулеметы несимметрично. Причина в том, что слева на короб наезжает створка люка механика-водителя. По этой причине левый короб пришлось смещать назад. Но самая "радость" вскрылась в 1948. Оказалось, что короба сносит при движении по лесистой местности. В результате короба стали снимать при первой волне модернизации Т-54."
Источник: Первый из семейства Т-54 | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Еще одной характерной особенностью Т-54 обр.1946 года стала башня. При разработке башни первых двух образцов Т-54 в качестве ориентира указывался ИС-6. После того, как контрольные испытания башен ИС-6 на УЗТМ показал низкую стойкость их при обстреле с флангов, ориентир поменяли. Теперь как образец указывался тяжелый танк ИС-3. Но и он оказался не самым удачным образцом, поскольку не имел кормовой ниши и вообще получился не совсем чтобы подходящим эталоном. В результате наиболее близким аналогом стал ИС-4, который, кстати говоря, приняли на вооружение Советской Армии в тот же день, что и Т-54. Как раз у этого танка имелась и кормовая ниша, и характерные заманы по периметру, и широкая орудийная установка с большой подвижной бронировкой. В такую башню легко вписалась 100-мм танковая пушка Д-10Т, а также спаренный пулемет СГ-43.
...
Похожую башню с заманами изначально сделали и для Объекта 260. Обстрел башни Объекта 260 показал, что заманы имеют ряд серьёзных недостатков. Поэтому финальная башня Объекта 260 была куполообразной. К ней же позже пришли и на Т-54, но не сразу. Тем не менее, в 1949 году, когда составлялся список улучшений Т-54, башня без передних заманов стояла в первоочередных целях.
Еще одним неудачным наследием ИС-4 стала орудийная установка. С одной стороны, вроде как получившаяся конструкция получилась удобной. А вот с другой, она получалась уязвимой. Дело в том, что часто попадание в подвижную бронировку приводило к ее заклиниванию. С этим наелись и на КВ, и позже англичане на Centurion. Поэтому в списке исправлений конструкции Т-54 в 1949 году значилась и переделка орудийной установке. Кстати говоря, похожую эволюцию можно видеть и на Centurion. FV4201, FV4202 и Centurion Action X (как и американский средний танк T95) неспроста имели очень узкую бронировку орудийной установки. Причины те же самые, как и решение проблемы."
Источник: Первый из семейства Т-54 | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
См. также:
Средний танк Т-54 обр. 1949 года у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Средний танк Т-54 обр. 1949 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-54 обр. 1951 года. Центральный Музей Вооружённых Сил, Москва
Средний танк Т-54 образца 1946 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средний танк Т-54 образца 1951 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Т-54 образца 1949 года, который в ходе модернизации довели до уровня Т-54Б. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Т-54 образца 1951 года. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Пионерский», Пенза
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Белые росы», Пенза
Средний танк Т-54-3 (образца 1951 года). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-54 образца 1946 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-54-2 в Техническом музее, Тольятти
Танк Т-54-2 образца 1949 года, модернизированный до Т-54Б. Выставочный комплекс в парке имени Фрунзе. Оренбург
В Кубинке демонстрируется единственный экземпляр опытной машины объект 279, проходивший испытания в 1959-1960 годах. Перед нами тяжёлый танк повышенной подвижности на сложных ландшафтах. Читай: для действий на территориях, рельеф которых до полного изумления перепахали сапёры и атомные взрывы.
Лобовая проекция танка держала попадание 122-мм бронебойного снаряда. Толщина бронирования лба танка - от 305 до 217 мм. В общем, на пути снарядов вероятного противника - примерно фут наклонной брони. Если одобрительно шлёпнуть по лобовой броне (чем обычно и занимаются восхищённые посетители музея) — раздастся гулкий звук удара по пустой бочке. Дело в несъёмном тонкостенном противокумулятивном экране, который и придаёт корпусу форму вытянутого эллипсоида. По слухам, такими обводами конструкторы хотели обеспечить более приятное для экипажа обтекание танка фронтом ударной волны атомного взрыва. :)
Однако, хитрости с рациональными углами бронирования, совокупно с желанием конструкторов уместить массу машины в заданные 60 тонн, привели к уменьшению внутреннего объёма. Отсюда проблемы с компоновкой оборудования и его последующей эксплуатацией/модернизацией. По тем же причинам боеукладку пришлось ограничить лишь 24 выстрелами раздельно-гильзового заряжания. Поэтому пристрелку предполагалось вести из спаренного пулемета КПВТ.
Кроме более чем скромного боекомплекта, 130-мм танковая пушка М-65 имела ещё один недостаток: значительный вылет ствола. Дульный срез аж в 3,5 метрах от носа корпуса. Отсюда очевидные прелести транспортировки и риски утыкания стволом в грунт.
Теперь про изюминку: ленточный четырёхгусеничный движитель. Под днищем - две продольные пустотелые балки, выполнявшие заодно и роль топливных баков. На них установили 24 опорных катка на нерегулируемой гидропневматической подвеске.
Интересно, что экзотическая ходовая часть объекта 279, получилась на полтонны легче чем у классического тяжёлого танка Т-10, при этом удельное давление на грунт экспериментальной машины - примерно как у плавающего танка ПТ-76.
В ясную погоду, да при попутном ветре (шутка) 1000-сильный дизель и гидромеханическая трансмиссия могли разогнать это 59-тонное чудовище до 55 км/час .
Ширина всех четырёх гусениц одинакова: 580 мм. В силу их близкого расположения, танк не рисковал сесть на брюхо ни в глубоком снегу, ни пробираясь сквозь надолбы и всякие нехорошие пни. Впрочем, в распутицу и на мягких грунтах танк изрядно буксовал. Ещё одним серьёзным недостатком четырёхгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в двенадцать раз превосходящее величину для классических тяжёлых танков.
В качестве вишенки на этом стальном тортике могу предложить потренировать фантазию на сюжете: танкисты в полевых условиях натягивают внутреннюю гусеницу или меняют опорный каток.
В общем, объект 279 это интересный случай материализации гимнастики ума в исполнении конструкторов Ленинградского Кировского завода. Необычная схема бронирования и четырёхгусеничный движитель более никогда и нигде не использовались. Бронетанковая колесница прогресса выбралась из тупика тяжёлых машин и рванула в направлении строительства основных танков.
См. также:
Опытный средний танк «Объект 430», прототип Т-64. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ, Саратовcкий музей боевой и трудовой славы
Основной танк Т-64А образца 1967 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64А. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Основной танк Т-64А с тралом КМТ-5М в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-64А в музее «Боевая слава Урала»
Основной танк Т-64А. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-64Б у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-64Б1. Военно-патриотический парк «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-64Б1. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64БВК. Военно-патриотический парк «Патриот»
Командирский танк Т-64АК («Изд. 446»). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Командирский танк Т-64АК. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
См. также:
Опытный средний танк «Объект 430», прототип Т-64. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ, Саратовcкий музей боевой и трудовой славы
Основной танк Т-64А образца 1967 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64А. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Основной танк Т-64А с тралом КМТ-5М в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-64А в музее «Боевая слава Урала»
Основной танк Т-64А. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-64Б у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-64Б1. Военно-патриотический парк «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-64Б1. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64БВК. Военно-патриотический парк «Патриот»
Командирский танк Т-64АК («Изд. 446»). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Командирский танк Т-64АК. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
Танк с серийным № С08ЕТ2095 выпущен заводом им. Малышева в августе 1980 года.
См. также:
Опытный средний танк «Объект 430», прототип Т-64. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ, Саратовcкий музей боевой и трудовой славы
Основной танк Т-64А образца 1967 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64А. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Основной танк Т-64А с тралом КМТ-5М в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-64А в музее «Боевая слава Урала»
Основной танк Т-64А. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-64Б у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-64Б1. Военно-патриотический парк «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-64Б1. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64БВК. Военно-патриотический парк «Патриот»
Командирский танк Т-64АК («Изд. 446»). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Командирский танк Т-64АК. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
См. также:
Опытный средний танк «Объект 430», прототип Т-64. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ, Саратовcкий музей боевой и трудовой славы
Основной танк Т-64А образца 1967 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64А. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Основной танк Т-64А с тралом КМТ-5М в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-64А в музее «Боевая слава Урала»
Основной танк Т-64А. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-64Б у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-64Б1. Военно-патриотический парк «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-64Б1. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64БВК. Военно-патриотический парк «Патриот»
Командирский танк Т-64АК («Изд. 446»). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Командирский танк Т-64АК. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
В результате работ по создание мобилизационного варианта основного танка Т-64А появился «Объект 172». Танк получил новый дизельный двигатель В-45К и автомат заряжания новой конструкции. Испытания показали крайнюю ненадёжность используемой ходовой части, поэтому уральские конструкторы переключились на создание «Объект 172М».
В 1968-69 годах были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 с эжекционной системой охлаждения (разработка Харьковского конструкторского бюро машиностроения) и образцов с двигателем В-45 с вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле) и автоматом заряжания пушки на 22 выстрела. В ноябре 1969 года на опытные машины «Объект 172» стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 780 л.с. и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». Результатом работы над «Объектом 172М» станет основной танк Т-72 «Урал», принятый на вооружение Советской Армии в 1973 году.
См. также:
Опытный основной танк «Объект 172М». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72АВ. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72 «Урал». Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Основной танк Т-72 «Урал» образца 1973 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-72А. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Танк Т-72 с тралом КМТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-72 «Урал». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72АВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72Б-1. Музей заповедник «Сталинградская битва», Волгоград
Основной танк Т-72М-1 в танковом музее «Panssarimuseo»
Основной танк Т-72А. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева
Опытный ракетный танк ленинградца Ж.Я. Котина (объект 287) с недоработанным ПТУР «Тайфун». Машина создана на базе Т-64 (объект 432). На конкурсе у неё в чистую выиграл нижнетагильский танк Л.Н. Карцева (объект 150), созданный на базе Т-62 и оснащённый ПТУР 3М7 «Дракон». Уральская машина пошла в серию, как ракетный истребитель танков ИТ-1. Впрочем, их было выпущено сравнительно немного — сказывались конструктивные недостатки ракетных танков: большие габариты и масса, устаревшая элементная база, большая мёртвая зона, отсутствие танковой пушки и так далее.
Надо отметить, что по воспоминаниям инженера-испытателя ОКБТ ПО «Ленинградский Кировский завод» Юрия Мироненко, объекту 287 хронически не везло. О нескольких таких случаях он пишет в воспоминаниях «Инженерно-бронетанковые приключения, или комические моменты драматических ситуаций». Цитата:
"1963 год. Опытно-экспериментальная база, посёлок Горелово. Нашему сектору испытаний передан опытный танк объект «287» с ракетно-пушечным вооружением. Никогда не интересовался, кто придумал такой номер объекту, но для справки поясню – «Московская водка» ёмкостью 0,5л стоила в ту пору 2 руб. 87 коп. Не успели мы принять машину по акту, как звонок Афанасия Семёновича Ермолаева - первого заместителя Ж.Я. Котина.
Приказ - совместно с военной приёмкой прогнать машину по грунтовой трассе на 50 км, составить акт по результатам пробега, затем загрузить полный боекомплект - снаряды и ракеты и ждать дальнейших указаний. Пробег прошел хорошо, был составлен акт, военпреды уехали. Заводим танк, чтобы заехать в бокс - в моторном отделении срабатывает система ППО (противопожарного оборудования), но пожара нет. Убеждаемся и проверяем датчики. Все в порядке. Сработавшие баллоны с израсходованным противопожарным составом «3,5» приходится заменить. Утром следующего дня история повторяется при выезде из бокса - опять меняем баллоны. При попытке переставить машину поближе к месту загрузки в неё снарядов и ракет, опять срабатывает ППО.
...
Иду по направлению к танку и, аж дыхание перехватило, из моторно-трансмиссионного отделения (МТО) танка через жалюзи вырывается густой белый дым. Бегу к Ивану и кричу, что надо разгружать снаряды, иначе машина взлетит на воздух.
...
Почему-то не срабатывает ППО! Там же ещё остались два полных баллона. Дым плотным облаком поднялся метров на 15, и в МТО что-то угрожающе гудит и хлюпает. Я достаю, а Иван укладывает на землю последний снаряд. Смотрю в сторону проходной - ни души. Вспоминаю, что у нас есть парочка огнетушителей, прихваченных на всякий случай. Рождается мысль. Изловчившись, просовываюсь в боевое отделение и дотягиваюсь рукою до внутреннего топливного бака. Рука сама отдергивается от бака – кипяток.
Ничего себе, баки-то могут рвануть. Какая же температура в моторном отделении? Между МТО и боевым отделением перегородка не очень герметичная, может быть «врубить» и бросить в боевое эту пару огнетушителей, всё же образуется какой-то подпор. Бросаю. Надмоторную крышу поднимать нельзя - в МТО хлынет воздух, и будет взрыв. Нагибаюсь и прислоняюсь ухом к крыше, Иван тоже прикладывает ухо. Под крышей свирепое гудение и вдруг через сетку, прикрывающую жалюзи МТО, вырывается противопожарный состав «3,5» - сработали баллоны, будь они прокляты! Этот «вырыв» поймал меня на вдохе, кажется, что глаза вылезают из орбит, лёгкие заткнуло начисто. Смотрю на Ивана. Он стоит на четвереньках, глаза сумасшедшие, изо рта висит,спускаясь до крыши МТО огромный «слюнь».
Подгибая левую руку, делая попытку перевернуться и упасть на землю. Получилось, грохнулся на живот с согнутой левой рукою, прижатой к груди. Больно, но получился искусственный выдох. Тошнота, но лёгкие «зафунциклировали». Слышится человеческий кашель с противоположной стороны танка. Отплёвываясь, ползу на четвереньках вокруг танка к Ивану. Он в такой же позе, но выражение лица несколько смягчилось. Приходим в себя, а танк продолжает свирепо гудеть и испускать густой дым.
...
Дым почти прекратился, и Иван отворачивает болты, чтобы поднять крышу моторного отсека. Крыша поднята, внутри всё, что могло сгореть – сгорело. Скопированный с фашистского «Юнкерса» двухтактный двигатель 5ТДФ, с которым натерпелись всякого не только мы, а тысячи людей в форме и без формы, буквально растёкся. Иван плюнул в МТО и пошёл к брёвнышку со словами: « готовься, Михалыч, тебя будут полоскать, да и мне достанется»."
На крыше корпуса ракетного танка смонтирована вращающаяся платформа, в средней части которой имелся люк для выдвижения пусковой ракетной установки. Установка в походном положении — внутри корпуса танка. Во время боя она выдвигалась для пуска ПТУР.
Работы над ракетным танком велись ОКБТ ЛКЗ в 196-1964 гг. Испытания показали ненадёжность управления ракет, неудовлетворительное действие пушек 2А25, недостаточный обзор с места командира-оператора. Малая высота наблюдения и отсутствие кругового обзора ограничивали поиск целей и применение оружия.
Пусковая установка ПТУР 9М15 «Тайфун» стабилизирована в двух плоскостях, её угол горизонтального наведения составлял 200 градусов. Боекомплект составлял 15 ракет, которые размещались в автоматическом механизме подачи.
Открыт люк механика-водителя. Замки крышек люков иногда защёлкивались. Чтобы открыть люк испытатели примерно полчаса снимали триплекс, а затем вслепую, через отверстие в толстой броне, ковырялсь в механизме самодельной отмычкой.
Юрий Михайлович вспомнил и том, как предстояло научить ракетный танк стрелять с ходу, двигаясь по разбитой полигонной трассе.
Цитата: "... моему наводчику в грохочущем на ухабах танке пришлось:
1. Неотрывно держась двумя руками за полуметровую рукоятку, управлять ею ракетой в полёте.
2. Чтобы не изуродовать лицо об окуляр прицела при ударах на колдобинах и не потерять из вида ПТУРС - изо всех сил прижимать голову к налобнику прицела, держа обе руки в стороне.
3. Поворачивать пульт прицела для компенсации гироскопического увода поля зрения с цели, по которой стрелял (а руки-то заняты вышеупомянутой рукояткой).
4. Заглушать танковый мотор проклятиями в адреса окуляра и его матери, бронетанковой техники и её изобретателей и меня лично.
Какой там Юлик Цезарь с его талантами, окуляр его мать! Надо было спасать наводчика, КБМ и честь «Кировского завода». Мысль пришла на следующее утро, катализатором стал распухший за ночь нос Героя Союза.
Полигон это не завод, к тому же полнейший цейтнот. Пришлось использовать подручный материал. Я нашел два резиновых сапога и бельевую верёвку. Смысл изобретения заключался в следующем – верхний конец куска верёвки привязывался к левой рукоятке пульта прицела, а нижний конец к резиновому сапогу, так же обустраивалась правая рукоятка и правый сапог.
Наводчик должен засунуть ноги в сапоги и опуская левую ногу вниз поворачивать пульт прицела влево, а опуская правую – вправо. И не страшны нам уводы всяческой там гироскопии – у нас работают ноги!
Испытали – действует, но неудобно сидеть в прыгающем на ухабах танке с задранными вверх ногами. Усовершенствовал! Выручила дверь домика, в котором прятались полигонные работники во время непогоды. У неё были две здоровенные дверные петли. Демонтировали дверь. Приварили дверные петли к полу башни. Одной частью петли к полу, а ко второй привинтили кусок доски от двери, получилась педаль, потом вторая. Отрезал галоши от резиновых сапог, прибил их к педалям и прикрепил нижние концы верёвок к свободным концам педалей. Ноги в галоши, упор есть, поворачивай педаль и управляй прицелом.
...
Не успели мы сделать два или три тренировочных заезда, как нас остановили и объявили, что на подъезде Д.Ф. Устинов с высокопоставленными представителями министерств и ведомств, Ж.Я. Котин тоже среди них. Готовность № 1 ! Начальство прибыло. Мы сделали два заезда со стрельбой – удачно! Дмитрий Федорович подзывает нас, задаёт мне вопросы, косо посматривая на наводчика с украшенным пластырями носом. Затем просит показать установку аппаратуры внутри башни. Тут я понял, что моя бронетанковая карьера кончена, и надо проситься обратно на флот. Стремительно влетаю на место заряжающего в правой части башни, а Устинов довольно уверенно спускается в левый люк через сидение командира на сидение наводчика.
О дальнейшем догадываетесь? Правильно – он запутывается ногами в веревках, обнаруживает какие-то деревяшки с галошами, и совершенно спокойно говорит:
- А это что-то новенькое…
Делать нечего, и я, стараясь не выдать волнения, честно докладываю обстановку, создавшуюся перед его приездом. Напоминаю о носе летчика-наводчика и о его заплывающим синевой правом подглазии. Уверяю, что моё изобретение - мера временная, и что в дальнейшем конструкция будет значительно усовершенствована.
...
Устинов прервал меня и объявил, что это гениальное изобретение - впервые в истории танкостроения я применил в конструкции танковой башни бельевые верёвки, дверные петли, доски и галоши.
Единственное, как он сказал, «маленькое замечание» - вместо рычага, которым управляется ПТУРС, следует применить маленький кнюппель с колечком под большой палец и расположить его на рукоятке прицела – тогда вместо двух рук ракетой можно управлять одним большим пальцем. При этом освободятся руки, станут ненужными верёвки, галоши и педали. А соревнование с Юлием Цезарем можно прекратить.".
Источник: Юрий Мироненко, «Инженерно-бронетанковые приключения, или комические моменты драматических ситуаций»
За люками экипажа — панорамный комбинированный бесподсветочный прицел с независимой линией прицеливания и стабилизированным в двух плоскостях полем зрения
Справа и слева от люка скрывающейся пусковой установки ПТУР — зачехлённые броневые колпаки. В каждом из них размещается 73-мм полуавтоматическое гладкоствольное орудие 2А25 «Молния» и спаренный пулемёт ПКТ.
Между двух зачехлённых пушек — люк для выдвижения пусковой ракетной установки ПТУР 9М15 «Тайфун» ручного радиокомандного наведения
Опытный ракетный танк «объект 287» имел такую же конструкцию силовой установки, трансмиссии и ходовой части, как и танк Т-64 («объект 432»)
Работы по объекту 287 закрыли после неудачного показа опытной машины руководителю государства. В ходе демонстрации инженер, сидевший в танке перепутал кнопки подъёма и опускания лопаты самоокапывания, а затем неудачно выпустил ПТУРы. Подробности всё в тех же воспоминаниях Ю.М. Мироненко:
"13 сентября приехал Котин с Поповым. Почти весь день прошёл в тренировках к показу и в устранении различных неисправностей, одну из которых устранить не удалось. Вышел из строя замок крышки люка командира танка, т.е. если его закрыть, то открыть его может только один человек – водитель Виктор Ермаков, умудрившийся изготовить какую-то хитрейшую отмычку. Трагедия заключалась в том, что у водителя и у командира были практически автономные отсеки и если у кого-нибудь из них заклинивалась крышка люка, то освободить его из заточения мог только Виктор или автоген.
...
14 сентября 1964 года. На бетонной полосе, расположенной перпендикулярно к Правительственной трибуне, шеренгой расставлены опытные образцы бронетанковой техники. Отдельно стоит самоходная установка с двумя ракетами, главным конструктором которой, назначили сына Н.С.Хрущёва Сергея ( мы с ним пересекались в Капустином Яру). Сегодня он главный распорядитель - водит за собою Папу с группой очень высоко поставленных лиц. Группа держится кучкой метрах в трёх от Папы.
Наша машина стояла седьмой. В ней сидят два человека – за водителя подполковник с Кубинки, а за командира Коля Шах. Слева от неё деревянный макет харьковского танка, а справа детище Л.Н. Карцева наш соперник ИТ-1. В мою задачу входит, кроме всего прочего, махнуть рукой Шаху, когда надо будет поднять тяжеленную «лопату» (привод гидравлический). Задача Шаха сидеть с повёрнутой вправо головой, постоянно следя за мною в правый триплекс и не закрывать до упора крышку люка.
...
Я кратко «рекламирую» танк, всё вроде катится в нужном направлении. Неожиданно Котин прерывает моё выступление и подводит Никиту к лопате, которая находится в нижнем положении. Глазами даёт мне команду - подъём. Я поднимаю большой палец вверх, и Коля Шах нажимает кнопку… «Вверх»! Лопата изо всей мочи упирается в бетонную площадку и начинает приподнимать кормовую часть танка. Я машу Кольке, корчу рожи – бесполезно, Шах сделал своё дело – Шах может отдохнуть. Гусеница провисает, два последних катка отрываются от земли и… лопается шланг, а танк и лопата с грохотом занимают прежнее место на бетонной площадке. Хрущев и Котин уворачиваются от масляных брызг, но настроение у Генерального Секретаря испорчено. Пытаясь отвлечь Хрущёва от грустных мыслей, Жозеф Яковлевич начинает расхваливать нашу броневую защиту, но шлея уже под хвостом у Генерального!
...
Последовавшие за смотром стрельбы внесли полную ясность - Карцев поразил 3 танковых цели из 3-х возможных, а нас «сняли» со стрельбы накануне показа, т.к. два наших «Тайфуна» ушли в сторону Минского шоссе. Победа Леонида Николаевича чуть было не стоила ему поражения. Дело в том, что трезвый Хрущёв был более непредсказуем, чем пьяный Ельцын. Вернувшись после показа в Москву он заявил, что будучи на показе бронетехники видел, как эффективно поражаются танки управляемыми ракетами, и это его убедило в том, что время танков кончилось. Эту свою очередную бредовую идею он бы воплотил в жизнь, если ровно через месяц его не выгнали бы со всех занимаемых им постов.
Вслед за ним, подобно нашему «Тайфуну» полетел и его сын, но не в сторону Минского шоссе, а в сторону Америки, где и приземлился.
P.S. Николай Гаврилович Шах был обнаружен на следующий день запертым в танке. Танк всю холодную сентябрьскую ночь простоял на позиции. Потеряв много времени на поиски Ермакова и приведение его в «порядок», вызволить Шаха нам удалось только в середине дня. Когда его вынули, он выглядел намного хуже любого из «трёх богатырей», пропивших своих лошадей и доспехи.".
См. также:
Опытный основной танк «Объект 172М». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72АВ. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72 «Урал». Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Основной танк Т-72 «Урал» образца 1973 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-72А. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Танк Т-72 с тралом КМТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-72 «Урал». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72АВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72Б-1. Музей заповедник «Сталинградская битва», Волгоград
Основной танк Т-72М-1 в танковом музее «Panssarimuseo»
Основной танк Т-72А. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева
"Танк «объект 288» был спроектирован в ОКБТ ЛКЗ на базе ракетного танка «объект 287» с установкой газотурбинного двигателя, его предполагалось использовать как ракетный танк. В 1963 году на ЛКЗ был изготовлен опытный образец танка – стенда «объект 288». Комплекс вооружения на танк «объект 288» не устанавливался. Машина фактически использовалась для испытаний газотурбинной танковой установки.
Но в это время стало известно, что в Англии испытывается на танковом шасси ГТД фирмы Парсонс с целью изучения поведения нового двигателя в танковых условиях; в ФРГ фирма Хеншель спроектировала танковый ГТД мощностью 1000 л.с. с двухступенчатым центробежным компрессором на общем валу, с кольцевым теплообменником и двухступенчатыми компрессорной и силовой турбинами; в США начал испытываться на шасси танка М48 судовой ГТД ОТ-4 фирмы Оренда с осевым компрессором, трубчатой камерой сгорания, одноступенчатой турбиной компрессора, одноступенчатой силовой турбиной с РСА, с теплообменником чемоданного типа, состоящим из двух секций, расположенных по бокам ГТД с целью сокращения его длины. Но самое главное, в США приступили к осуществлению программы создания основного танка МВТ-70 с ГТД и адиабатным дизелем с тем, чтобы выбрать из них одного образца для серийного производства и принятия на вооружение.
В связи с этим по инициативе Министерства обороны работы по ГТД-3ТП были прекращены и было выдано техническое задание ЛНПО им. В.Я.Климова на более мощный и экономичный отечественный газотурбинный двигатель ГТД-1000Т.
Опытные танки «объект 003» и «объект 288» с газотурбинными двигателями проходили испытания во второй половине 1960-х годов, и фактически по их результатам было подготовлено выше упомянутое постановление правительства о создании танка, получившего в дальнейшем индекс Т-80 (объект 219). Специалисты ВНИИтрансмаша разработали новые варианты конструкции узлов трансмиссии, воздухоочистители повышенной производительности, системы охлаждения, смазки и другие. Вся документация по двигателям ГТД-3ТЛ и ГТД-3ТП, разработанная ВНИИтрансмашем, и результаты их испытаний были переданы ПО «Кировский завод». В дальнейшем многие конструктивные решения были использованы при создании ЛКЗ танка Т-80".
Источник: А.В. Карпенко, «Совсем немного о знаменитой "восьмидесятке"».
Надпись на табличка у экспоната – Т-80БВ. Однако основной танк Т-80БВ это «Объект 219РВ». В музее же выставлена опытная боевая машина «Объект 219А». Для лучшего понимания значения экспоната для истории отечественного танкостроения, обратимся к событиям середины 1960-ых годов. К этому времени в СССР уже велись работы по созданию газотурбинных танковых двигателей, однако работы получили мощный импульс после сообщений о разработке в США, Великобритании и ФРГ боевых машин с новым типов двигательной установки. Советская военная промышленность готовила свой ответ на разработку в США перспективного танка MBT-70 (так и не принятого на вооружение).
В 1968 году конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) поручили разработку газотурбинного варианта основного боевого танка – харьковского Т-64А («объект 434»). Через год ленинградцы выкатили «объект 219 сп.1» ("сп." – спецификация) с двигателем ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. разработки НПО им. В. Я. Климова. К сожалению, потенциал модернизации Т-64А был существенно ограничен концепцией танка: "меньшая масса и минимальный внутренний объём". Между тем три фактора: более мощный двигатель, изменившиеся динамические характеристики, а тажке увеличение массы танка с 38 до 40 тонн, вынудили конструкторов поступиться требованиями максимальной унификации.
Опытный «объект 219 Сп 2» уже значительно отличался от исходного Т-64. В ходовой – новые ведущие и направляющие колеса, опорные (с внешней амортизацией) и поддерживающие катки, гусеницы с внутренними беговыми дорожками. В подвеске – улучшенные гидроамортизаторы и торсионные валы. У Т-64А были заимствованы комплекс вооружения и автомат заряжания, одинаковые приборы управления огнём и оборудование прицеливания. Именно эта машина была принята на вооружение Советской Армии в 1976 году под индексом Т-80.
Однако запуск танка с ГТД в серийное производство и опыт войсковой эксплуатации потребовали дальнейшей доводки моторно-трансмиссионного отделения. Перед конструкторами и промышленностью стояли задачи: повысить надёжности и топливную экономичность, увеличить ресурс и мощность ГТД. Кроме того, Т-80 не получили вспомогательной силовой установки, поэтому отличались жутким расходом на малом газу и во время стоянки. Возимый запас топлива (1852 литра в баках + две бочки по 200 литров) позволял пройти всего 160 километров.
Над модернизацией "восьмидесятки" параллельно работали два конструкторских бюро: харьковское КБ Завода имени Малышева и ленинградское КБ Завода имени Кирова. Харьковчане в начале 1980-ых годов создали опытный танк «объект 478». Фактически это была комбинация шасси Т-80 с боевым отделением, перспективной башней и МТО ранее отработанными на опытном танке «Объект 476». Перспективность башни заключалась в улучшенной комбинированной бронезащите из разнесенных стальных плит с внутренними броневыми вертикальными пластинами, перемежавшимися слоями пенополиуретана. Внешне башня отличалась более полными формами с развитыми скуловыми частями, в полости которых через верхние колодцы помещался наполнитель. Кроме того, в конструкции была заложена возможность установки перспективных приборов управления огнем и нового комплекса вооружения.
Что касается конструкторов ЛКЗ, то они глубоко увязли в проблемах отработки моторно-трансмиссионного отделения с газотурбинным двигателем. Неудивительно, что они поддержали идею с объёмной харьковской башней. Ленинградский вариант модернизированной «восьмидесятки» с башней танка «объекта 476» получил шифр «объект 219А». Один из представителей этой модификации Т-80 и находиться сейчас в Кубинке. Таким образом, на танке «объект 219А» была существенно улучшена защита, а также применён усовершенствованый гидромеханический автомат заряжания c конвейером на 28 выстрелов.
Первый опытный образец танка «объект 219А» был изготовлен на ПО «Кировский завод» в 1982 году. Была выпущена лишь небольшая производственная серия танка «Объект 219А», но сведения о ней противоречивы. Имеется неподтверждённая информация, что «объект 219А» имел индекс Т-80А и шифр «Ольха». В любом случае, данных о принятии танка «объект 219А» на вооружение не имеется.
На основе «объекта 478» был создан дизельный Т-80УД («объект 478Б»), выпускавшийся на заводе имени Малышева в Харькове. Задел по танку «объект 219А» использовался при создании газотурбинного танка Т-80У («объект 219АС»), который выпускался на омском заводе «Омсктрансмаш». Интересно что Т-80У получил боевое отделение танка Т-80УД («объект 478Б»). Это была последняя попытка создания единого танка для Советской Армии, которая одновременно имела на вооружении средние танки Т-55, Т-62 и три частично унифицированные линии Т-64, Т-72, Т-80.
См. также:
Предсерийный танк Т-80. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80БВ в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-80Б в «Парке Победы», Новокуйбышевск
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80Б. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Основной танк Т-80Б. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы
См. также:
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы