Навигация по странице:
БМ 2П2 с ракетой 3Р1 комплекса 2К1 «Марс»
БМ 2П3 с ракетой 3Р2 комплекса 2К4 «Филин»
ПТРК 9К11 «Малютка»
БМ 2П26 ПТРК 2К15 «Шмель
БМ 2П27 ПТРК 2К16 «Шмель»
ПТРК 9К111 «Фагот»
ПТРК 2К8 «Фаланга»
БМ 2П32 ПТРК 2К8 «Фаланга»
ПТРК 9К115 «Метис»
Ракета 9М37 ЗРК «Стрела-10»
Баллистическая ракета Р-2
Баллистическая ракета Р-17
Макет ракеты 9М79К тактического комплекса «Точка»
Пусковая установка 2П5 тактического комплекса 2К5 «Коршун»
Боевая машина БМД-20 системы залпового огня МД-20 «Шторм-1»
Макет пускового станка М-30
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48
Месторасположение: г.Санкт-Петербург, Александровский парк, 7
Официальный сайт: ВИМАИВиВС
Музей расположен совсем рядом с Петропавловской крепостью, добираться проще всего от станции метро "Горьковская". Часы работы: с 11.00 до 18.00.Выходные дни – понедельник, вторник, последний четверг месяца. Если вы знаете историю запуска в производство Зис-2, что из себя представляет ракета Р-1, то вперёд, к визуализации знаний и прикосновению к истории! :) Для обычных мальчишек и их родителей скажу главное: выставленная техника находится за ограждениями и лазить по ней охрана не позволяет. Впрочем, эта площадка доступна для бесплатного осмотра.
Если в огромные залы музея идти просто погулять/посмотреть по сторонам - быстро заскучаете. Таблички у экспонатов есть, но их чтение - занятие не слишком бодрящее :)
Т.е. типовые диалоги в стенах музея примерно таковы:
- Пап-пап, а это что?
- Хм... это... пушка.
Поэтому: не поскупитесь на экскурсовода. Те сотрудники музея, которых я мельком слышал, работали увлечённо, с хорошей, доступной, подачей информации.
Прочие бытовые подробности: туалеты на первом этаже, гардероб есть, вещи в нём оставить можно.
Дополнительно:
ВИМАИВиВС. Артиллерия в годы Великой Отечественной войны
ВИМАИВиВС. Средства ПВО
ВИМАИВиВС. Стрелковое оружие и иное лёгкое вооружение
ВИМАИВиВС. Вооружение и средства связи 1930-х гг.
ВИМАИВиВС. Внешняя экспозиция
В 1953 году НИИ-1 получил техзадание на разработку тактической ракеты с дальностью стрельбы до 50 км. Помимо дальности полета в техническом задании оговаривались весовые и габаритные параметры изделия, а также требования относительно применения малогабаритной специальной боевой части.
В 1956 году к работам по ракетному комплексу привлекли СКБ-3 ЦНИИ-56 во главе с Василием Гавриловичем Грабиным. Перед конструкторским бюро поставили задачу разработать самоходную пусковую установку для ракеты, создаваемой НИИ-1. В качестве базы предлагалось использовать гусеничное шасси лёгкого плавающего танка ПТ-76.
"Основой для успешного развития работ по созданию отечественных ПТУР послужил достигнутый к тому времени уровень науки и техники в области систем управления, аэродинамики, газодинамики, физики взрыва (теория кумуляции), а также высокий потенциал отечественной оборонной промышленности. Создание ПТРК позволило резко повысить вероятность попадания, дальность стрельбы и эффективность поражающего действия. В зависимости от типа используемой системы управления ПТУР принято подразделять на три поколения. Заметим, что система управления ракетой представляет собой сложный технический комплекс, состоящий из большого количества взаимосвязанных элементов наземной и бортовой аппаратуры. Сюда входят оптико-электронные блоки определения положения цели и ПТУР, блоки формирования и передачи команд, блоки приёма и раскладки команд, силовые приводы, рули и др.
ПТРК первого поколения имели ручную систему управления, при которой наводчик с помощью прицела должен следить одновременно за ракетой и целью, вручную вырабатывая команды управления, передаваемые ракете по проводам. Главный недостаток этой системы – требование большого опыта и натренированности наводчиков и невозможность увеличения скорости ракеты. К первому поколению отечественных ПТРК относятся «Шмель», «Малютка», «Фаланга» с ручными системами управления. В ракетах «Шмель» и «Малютка» передача команд на борт ракеты осуществлялась по проводам, а в ПТУР «Фаланга» – по радиоканалу.
Основными трудностями при создании первого поколения ПТРК являлось обеспечение устойчивого управляемого полёта ракеты и точности её попадания в цель в боевых условиях, что требовало проведения специальных жёстких отборов операторов и их длительного обучения с помощью тренажёров. Что собой представлял такой тренажёр? Современный читатель часто играет с помощью компьютера, и иногда у него не хватает способностей справиться с условиями трудной игры. Так вот, тренажёр для наводчиков ПТРК первого поколения и представлял собой своеобразный компьютер, на котором удавалось выиграть немногим. «Играющий» должен был с помощью специальной рукоятки совмещать прицельную марку с движущейся целью, передавать команды ракете, уточняя траекторию её полёта. Принимая во внимание динамику этого быстропротекающего процесса, особенно опасно было передать неточную команду ракете, изменяющую её отклонение в сторону поверхности грунта, что незамедлительно приводило к удару её о землю. В реальных условиях (даже после тренировки) немногие и способные могли обеспечить попадание ракеты в цель.
К одной из особенностей первого поколения отечественных ПТРК следует отнести широкое применение полимерных материалов в конструкции ракеты «Малютка», что было отражением проводимого в то время в стране курса на химизацию народного хозяйства. Выполненный из пластмассы корпус этой ракеты сделал её «радиопрозрачной» и из-за отсутствия электронной защиты взрывательных устройств подверженной воздействию электромагнитных сигналов."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)
"Ряд модернизационных мер позволил значительно продлить срок службы ПТУР «Малютка», которая широко использовалась в арабо-израильском конфликте 1973 году. В этом конфликте свыше половины всех танков было выведено из строя с помощью ПТРК, а на долю ракет «Малютка» приходится 800 поражённых израильских танков. Последняя модернизация ракеты «Малютка» завершилась заменой моноблочной боевой части на тандемную. При этом первый кумулятивный заряд (предзаряд) был размещён в специальном штоке в головной части ракеты, в связи с чем увеличилась общая длина ракеты. Одновременно значительно увеличилась бронепробиваемость (800 мм) основного заряда. Незначительная длина штока с предзарядом тандемной боевой части не позволяет преодолевать динамическую защиту при попадании в верхнюю половину контейнера длиной 400…500 мм."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)
"Создание ПТУР за рубежом и их боевое применение не прошли незамеченными в Москве. В1956 г вышло Постановление СМ о "развитии работ по созданию управляемого противотанкового вооружения". Стоит отметить, что после войны в СССР испьпывались немецкие ПТУР "Красная шапочка". Кроме того, в отечественные НИИ чрезвычайно оперативно поступала рабочая документация на "Кобры", SS-10v\SS-11, а также "живые" эти изделия.
В середине 50-х годов в СССР разработали несколько проектов "УПС (управляемый противотанковый снаряц). Отметим, что наши конструкторы проектировали УПС не только с управлением по проводам, но и радиоуправляемые. Причем в УПС-5 оператор визуально наблюдал цель через оптический прицел. А в УПС-7 оператор, находившийся в танке, наводил снаряц по телевизионному изображению, передаваемому с телевизионной головки ракеты. Изготовили и испытали ряд опытных УПС, в том числе и снаряд конструктора Надирадзе. Снаряд управлялся по проводам. Его стартовый вес составлял 37 кг, калибр – 170 мм, а размах стабилизаторов – 640 мм.
Согласно официальной истории первой отечественной ПТУР стала ЗМ6 "Шмель", примененная в комплексе 2К15 на базе автомобиля ГАЗ-69 и 2К16 на базе боевой разведывательной машины БРДМ. Работы над "Шмелем" начались в 1957 году. СКБ машиностроения (г. Коломна) под руководством С.П. Непобедимого разрабатывало собственно комплекс и ракету. ЦНИИ-173 (г. Москва, в настоящее время – ЦНИИАГ) разрабатывал систему управления, НИИ-125 - заряд для твердотопливного двигателя, НИИ-6 – боевую часть, Саратовский агрегатный завод – боевые машины, Ковровский завод им. Дегтярева вел серийное производство ракет.
Как сказано в издании ЦНИИАГ: "В результате обсуждений и анализа СКБ (г. Коломна) совместно с НИИ-173 была выбрана конструктивная схема ПТУР типа SS-10. Разработчики считали, что новое ответственное дело надо начинать, используя уже опробованные конструктивные схемы, показавшие на практике большую надежность, и на этой базе параллельно вести новые перспективные разработки". Есть сведения, что снаряды SS-10 имелись в распоряжении отечественных специалистов (со ссылкой на «Высокоточные системы управления и приводы для вооружения военной техники» под ред. Солунина В., М., 1999, стр. 83.)."
Источник: Александр Широкорад, "ПТУР Первого поколения" («Техника и вооружение» №9/2009).
"Снаряд ЗМ6 наводился с помощью бинокулярного визира перископического типа восьмикратного увеличения. Способ наведения – по методу трех точек. Передача команд от оператора осуществлялась по двухпроводной линии связи. Исполнительными органами управления были интерцепторы. Аэродинамическая схема снаряда – "плосконесущее крыло" с крестообразным расположением четырех крыльев, на которых у задней кромки размещаются интерцепторы. Крылья имели трапециевидную форму с углом передней стреловидности 45°. Стабилизация снаряда по крену осуществлялась автономно по сигналам двухстепенного интеграционного гироскопа. Пиротехнические трассеры размещены по краям горизонтальных крыльев. Стартовый заряд состоял из шести шашек трехлепестковой формы. Время горения заряда – 0,6 сек. Маршевый двигатель представлял собой бесканальную пороховую шашку, горение которой происходило параллельными слоями, за счет чего достигалась постоянная тяга двигателя. Время действия маршевого двигателя – около 20 секунд. Снаряд имел взрыватель В-612.
Ракеты ЗМ6 устанавливались на боевых машинах 2П27 на базе БРДМ (комплекс 2К16) и на 2П26 на базе автомобиля ГАЗ-69 или ГАЗ-69М (комплекс 2К15), Расчет обеих пусковых установок – 2 человека. Темп стрельбы – 2 выстрела в минуту."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)
"На машине 2П26 все четыре ракеты были готовы к пуску. Счетверенная пусковая установка допускала угол вертикального наведения +4° – +19°, а угол горизонтального наведения ±6°. Вес боевой машины 2П26 – 2370 кг.
Заводские испытания "Шмеля" проводились летом 1959 года, а в 1960 году на полигоне Капустин Яр «Шмель» продемонстрировали Хрущеву и высшему партийному руководству.
Комплекс "Шмель" с ракетой ЗМ6 приняли на вооружение Постановлением № 830-344 от 1.08.1960 г. и в том же году запустили в серийное производство. Ракеты ЗМ6 изготавливались на заводах № 2 и № 351, а оборудование для боевых машин 2П26 и 2П27 – на заводе № 614 в г. Саратов. ПТУР "Шмель" серийно производилась до 1966 года."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)
"На направляющих боевой машины 2П27 устанавливались три ракеты и три запасных размещались внутри бронекорпуса. Угол вертикального наведения составлял +2,5°-+17,5°, угол горизонтального наведения – ±12°. Вес 2П27 – 5850 кг."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)
"Накопленный опыт проектирования и эксплуатации первого поколения отечественных ПТРК позволил более рационально использовать имеющиеся технические возможности для создания ПТРК второго поколения. Период проектирования и производства ПТРК второго поколения характеризуется бурным развитием этого вида вооружения в нашей стране, сопровождавшийся:
– отсутствием единой целевой программы создания перспективных образцов;
– недостаточной ориентацией при разработках на достижение опережающего уровня боевых возможностей и тактико-технических характеристик новых образцов по отношению к характеристикам уязвимости зарубежных объектов бронетанковой техники;
– распылением имеющихся сил, средств и наличием в ряде случаев неоправданного параллелизма и дублирования при создании ПТРК.
Например, хотя имелась информация о появлении многослойной брони и динамической защиты (ДЗ), КБ продолжали создавать ракеты с моноблочными БЧ с бронепробиваемостью, уступающей стойкости фронтальных фрагментов защиты зарубежных танков.
ПТРК второго поколения имеют полуавтоматическую систему наведения, с помощью которой наводчик через оптический прицел следит только за целью, а слежение за ракетой и выработка команд управления осуществляется автоматически наземной аппаратурой. Однако скорость разматывания проводов, предназначенных для передачи команд управления на борт ракеты, ограничивает скорость её полёта. Для случая использования в системе управления радиосвязи и лазера (вместо проводов) появляется возможность управлять полётом ракеты при сверхзвуковых скоростях, что позволяет устанавливать ПТУР на вертолёты и самолёты. В этих условиях наводчик следит за целью с помощью оптического прицела, наземная аппаратура определяет отклонение ракеты от линии визирования цели и вырабатывает соответствующие команды управления, передаваемые на борт ПТУР по радио или лазерному лучу. Ко второму поколению отечественных ПТРК относятся «Фагот», «Конкурс» «Метис», «Штурм» и др.. В этот период путём модернизации систем управления (доведены до полуавтоматической) ПТРК «Малютка» и «Фаланга» («Малютка-П» и «Фаланга-П») переведены во второе поколение.
...
Положительной особенностью ПТРК второго поколения является размещение ракет в транспортно-пусковом контейнере (ТПК). ТПК, готовый к боевому применению, хранится, транспортируется и устанавливается на носитель. Техническое состояние ракеты контролируется без извлечения её из контейнера. Использование ТПК упрощает конструктивное оформление размещения ракеты на различных носителях, повышает её сохранность и боеготовность.
Важной особенностью большей части образцов ПТУР второго поколения является наличие одного канала управления, а чтобы использовать функционирование этого канала в двух плоскостях, ракете придавалось вращательное движение. Этим приёмом удавалось несколько сократить массу аппаратуры управления на борту ракеты и занимаемый ею объём."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)
"Проектировщикам пришлось решить ряд сложных задач для обеспечения работоспособности проводной линии связи на максимальных скоростях полета (до 260 м/с). Исследования влияния различных факторов на прочность провода в процессе сматывания позволили полностью исключить обрывы на злополучной 7-8-й секунде полета, когда ракета достигала максимальной скорости. Вопрос был решен, когда удалось найти оптимальные параметры элементов конструкции катушки и разработать технологию производства специального высокопрочного двужильного биметаллического провода (два склеенных вместе провода). Но при выбранной конструкции катушки возникла проблема передачи команд управления. Дело в том, что линия связи, состоящая из двужильных проводов, обладала узкой полосой пропускания, а это приводило к ошибкам в передаче команд. Применяемые в то время методы кодирования сигналов управления оказались непригодными для устранения выявившегося недостатка, что потребовало разработать блок формирования команд, обеспечивающий необходимую точность управления.
В ходе отработки проводной линии связи выявилось также, что на процесс сматывания провода с катушки отрицательно влияет пиротехнический источник света – трассер. Главный конструктор комплекса принял решение перейти от пиротехнического трассера к электрической лампе накаливания. Такое принципиальное решение потребовало значительной перестройки бортовой аппаратуры ракеты и отработки нового бортового электрического источника света, отвечающего условиям боевого применения. Это совершенно исключило возможность обрыва провода из-за воздействия раскаленных шлаков от горящего трассера.
Особенностью конструкции лампы накаливания является применение светофильтра, поглощающего видимую часть спектра излучения, что исключает ослепление оператора и позволяет вести стрельбу ночью. При отработке конструкции излучателя обеспечена защита лампы от действия газов вышибной установки с помощью шторок, раскрывающихся в полете и исключено запотевание отражателя при низких температурах введением подогрева его газами вышибной установки в момент старта.
Для получения требуемой скорости полета ракеты на траектории используется разгонно-маршевая двигательная установка однокамерного типа. Сочетание ее с вышибной установкой решило вопрос по точному выстреливанию ракеты в поле зрения аппаратуры управления.
Из-за отставания работ по системе управления создание ПТУР "Фагот" оказалось на грани закрытия. Однако сотрудники одного НИИ в инициативном порядке создали вариант наземной аппаратуры управления с использованием электромеханических пеленгаторов. Эта аппаратура имела два канала – грубый и точный. Грубый широкополосный канал являлся пеленгатором жесткого типа и служил для управления ракетой на начальном участке траектории и вывода ее на линию визирования. Точный узкополосный канал – пеленгатор следящего типа, т. е. вариант тепловой головки, следящий за трассером управляемой ракеты. Он предназначен для управления снарядом после вывода его на линию визирования.
Заводские испытания комплекса, проведенные в 1967-1968 гг., были неудачны. Последний этап заводских испытаний был начат в январе 1969 г., но из-за низкой надежности проводной линии связи испытания вновь прекратились. После устранения неисправностей их закончили в апреле- мае 1969 г."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)
"Параллельно со "Шмелем" в ОКБ-16 (позже – КБ "Точмаш") под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана разрабатывался комплекс "Фаланга" с ракетой ЗМ11. Принципиальным отличием "Фаланги" от "Шмеля" была передача команд оператора по радио. Способ наведения оставался тот же – ручной по трем точкам. Постановлением № 930-387 от 30.08.1960 г. ПТУР ЗМ11 "Фаланга" вместе с боевой машиной 2П32, созданной на базе БРДМ, была принята на вооружение.
Ракета ЗМ11 в начале серийного изготовления при стрельбе обеспечивала пробитие 220-250-мм брони при угле встречи 60° с вероятностью 90% (220-мм брони) и 65% (250-мм брони). В процессе производства снарядов осуществлялась доработка их боевых частей ЗН18 с целью увеличения "стабильности пробивания брони". На ходовых испытаниях вес боевой машины 2П32 составил 5965 кг.
"Фаланга" оказалась первой ПТУР, принятой на вооружение отечественных вертолетов. Уже в июне 1961 г. ОКБ-329 ГКАТ 3* совместно с ОКБ-16 предъявили на совместные испытания вертолет Ми-1М, оснащенный четырьмя ракетами ЗМ11 и аппаратурой управления стрельбой. Дальность стрельбы по наземным целям составляла 800-2500 м.
Несколько позже комплекс «Фаланга» модернизировали, и он получил обозначение "Фаланга-М", а ракета – 9М17. Была улучшена бронепробиваемость. Так, при стрельбе по броне толщиной 280 мм при угле встречи 30° было 90% пробитий. Система управления по-прежнему оставалась ручной. Ракетами 9М17 оснащались боевые машины 9П32М (9П32) на базе БРДМ и вертолеты Ми-24Д, Ми- 24А, Ми-4АВ, Ми-8ТВ."
Источник: Широкорад Александр, «ПТУРы первого поколения» («Техника и вооружение» №9/2000)
"Существующие противотанковые пушки и гранатомёты не обеспечивают в полной мере поражение современных танков. По этой причине пехотные подразделения усиливаются специальными переносными ПТРК, которые по сравнению с противотанковыми пушками и гранатомётами имеют меньшее рассеивание и более высокое поражающее действие, а также большие маскировочные возможности. Семейство ПТРК «Метис» является типичным в ряду переносных комплексов. Переносной ПТРК ротного звена «Метис-2» (масса пусковой установки – 10 кг; масса контейнера с ракетой – 13,8 кг) предназначен для поражения современных бронированных целей с динамической защитой (ДЗ), а также огневых точек и других малоразмерных целей. На вооружении сухопутных войск имеется переносной ПТРК батальонного звена «Фагот-М», отличающийся от ПТРК «Фагот» наличием тепловизионного прибора наблюдения и прицеливания, который представляет собой оптико-электронный прибор пассивного типа с оптико-механическим сканированием, работающий по собственному тепловому излучению объекта."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)
"Вместе с тем во втором поколении ПТРК не удалось в полной мере избавиться от таких существенных недостатков предыдущего поколения, как слабая помехозащищённость системы управления к воздействию непреднамеренных (пыле-дымовые облака от разрывов артснарядов и др.) и организованных (воздействие световых помех и др.) помех при недостаточном могуществе поражающего действия боевых частей ПТУР (особенно носимых ПТРК) по современным танкам. К техническим достижениям ПТРК второго поколения можно отнести:
– разработку семейства полуавтоматических систем управления, обеспечивающих высокую точность наведения ПТУР;
– реализацию сверхзвуковых скоростей полёта ПТУР, способствующую повышению помехозащищённости и скорострельности комплексов, возможности ведения стрельбы с воздушных носителей;
– разработку семейства ТРК с танковыми управляемыми ракетами (ТУР), унифицированных по основным параметрам со штатными артиллерийскими боеприпасами, с обеспечением стрельбы ТУР через ствол танковой пушки и высокой точности наведения ракет;
– разработку к ПТУР ряда ПТРК боевых частей различного типа (кумулятивные и термоборические боевые части к ПТУР «Корнет» и «Метис-2»; кумулятивно-осколочная боевая часть к ракете «Вихрь»), что повысило универсальность и многофункциональность этих комплексов;
– реализацию в носимых ПТРК «Метис» и «Метис-2» упрощённой бортовой аппаратуры управления ракетой, позволившей значительно уменьшить стоимость ракеты и комплекса;
– унификацию ряда ПТРК и ТРК по основным составным частям наземной и бортовой аппаратуры управления («Фагот» – «Конкурс», «Штурм» – «Атака», «Бастион» – «Шексна» – «Свирь» – «Рефлекс» – «Вихрь») и др.
В качестве негативных моментов в развитии отечественных ПТРК второго поколения можно отметить:
– широкую номенклатуру комплексов, затрудняющую производство и эксплуатацию;
– задержку в разработке и оснащении ПТРК тепловизионными приборами для ведения стрельбы ночью;
– недостаточное внимание при разработке обеспечению высокого модернизационного потенциала комплексов.
...
К третьему поколению по принятой за рубежом и у нас классификации относятся ПТРК, реализующие принцип «выстрелил-забыл». Реализация этого принципа предполагает использование головок самонаведения (ГСН), размещаемых на борту ПТУР. При пуске ПТУР этого поколения оператор прицеливается по цели и, убедившись, что головка самонаведения захватила цель, осуществляет пуск. Дальнейший управляемый полёт ПТУР до цели происходит автономно, без связи с пусковой установкой, по командам, формируемым ГСН. Достоинствами такого принципа является снижение уязвимости комплекса и его расчёта (из-за меньшего времени нахождения под огнём противника) особенно в случае использования вертолёта в качестве носителя оружия, повышение помехозащищённости (наличие только одного канала «ГСН-цель»).
Однако этот принцип имеет ряд существенных недостатков, главным из которых является высокая стоимость головки самонаведения (и комплексов в целом) из-за высокой технической сложности производства (специальная оптика, микроминиатюрные вычислительные устройства и др.). Кроме того, головка самонаведения ограничивает боевые возможности ракет из-за ухудшения компоновочных условий функционирования боевой части или же из-за увеличения минимальной дальности стрельбы (в вариантах, реализующих поражение целей при больших углах пикирования ПТУР) и др.
Вместе с тем использование в ПТУР третьего поколения возможности атаки по более уязвимым частям танка (например, по крыше) позволит снизить массу ракеты (за счёт боевой части) и её габаритные размеры, а способность системы наведения осуществлять автономное наведение ракеты на цель обеспечит повышение вероятности её поражения. Учитывая высокодинамичные условия боя, целесообразно в боезапасе самоходных и вертолётных ПТРК иметь ракеты второго и третьего поколения. При этом вариант ПТУР третьего поколения должен быть модификацией ракеты второго поколения и максимально с ней унифицирован.
К сожалению, приходится отметить, что в результате перестройки, реформ, периода стабилизации, развала ВПК, отсутствия финансирования и других причин в нашем государстве не удалось иметь на вооружении ПТРК третьего поколения.
С учётом современных реалий представляется целесообразным провести проработку концепции дальнейшего развития отечественных ПТРК, обеспечивающих эффективную борьбу с современными и перспективными танками. В этой концепции наряду с обеспечением высоких боевых характеристик новых отечественных ПТРК должны быть обязательно отражены требования обеспечения их высокого модернизационного потенциала,приоритетности разработок таких комплексов, которые могли бы совершенствоваться в процессе своего жизненного цикла с учётом изменяющихся условий и требований.
Известно, что из-за использования в одной разработке различных по уровню технологий некоторые компоненты ПТРК морально и физически устаревают быстрее других. Преодолеть этот недостаток можно используя модульный принцип модернизации конструкции. Наглядным примером успешности такого подхода является ПТУР TOW, которая за 30 лет прошла многократную модульную модернизацию с постоянным повышением боевых характеристик."
Источник: Михаил Растопшин, Александр Солопов, "Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов" («Техника и вооружение» №9/2000)
Собранная ракета помещается в металлический контейнер, который служит для пуска изделия с направляющих пусковой установки, защиты от газопламенной струи двигателей соседних ракет, механических и атмосферных воздействий. В войсках ракеты 9М37 хранятся в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.
В состав ЗУР 9М37 ЗРК "Стрела-10СВ" входила двухцветная ГСН. В дополнение к фотоконтрастному каналу, примененному в комплексе "Стрела-1М", использовался инфракрасный (тепловой) канал, что повышало боевые возможности комплекса при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также при сильных помехах. Фотоканал мог использоваться как резервный, поскольку в отличие от теплового не нуждался в охлаждении, которое могло обеспечиваться лишь при однократной предпусковой подготовке управляемых ракет.
После ознакомления наших специалистов с немецким опытом проектирования и боевого применения ракет А-4, министр вооружения СССР Д.Ф. Устинов поставил следующую задачу: "Нашей промышленности надо будет начинать не с нуля, не с пустого места, научиться вначале тому, что было сделано в Германии. Мы должны точно воспроизвести немецкую технику раньше, чем начнем делать свою. Я знаю, это некоторым не нравится. Вы нашли много недостатков в немецкой ракете и горите желанием сделать посвоему. На первое время мы это запрещаем. Вначале докажите, что можете делать не хуже". Результатом работы над этой задачей стала копия немецкой А-4 - советская ракета Р-1.
Уже в 1947 году в отделе С.П. Королёва, начались работы над ракетой Р-2 с дальность полёта 600 км. Сергей Павлович рассматривал эту ракету как предварительную пробу сил перед качественным скачком к ракетам большой и межконтинентальной дальности. Чтобы уменьшить время проектирования и не скомпрометировать свои идеи дальнейшего развития ракетостроения, Королёв опирался на технологии опробованные на Р-1. При создании новой ракеты он ввёл принципиальные ограничения: не выходить за габариты ракеты по диаметру и использовать отработанный двигатель, хотя и форсированный до 35 тонн.
Однокамерные кислородно-спиртовые ЖРД РД-100 (слева) и РД-101 (справа) с турбонасосной подачей компонентов топлива в камеру сгорания, предназначенные для установки на баллистические ракеты Р-1 и Р-2
Новый двигатель Валентина Глушкова РД-101 по сравнению с РД-100 имел более высокие обороты турбины, повышенное давление в камере и использовал топливо с увеличенной до 92% концентрацией этилового спирта. РД-101 обеспечивал потребную тягу у земли 37 тс при удельном импульсе тяги 210 кгс*с/кг на уровне Земли. Кроме того новый двигатель стал легче в 1.4 раза. Были усовершенствованы пневмогидравлическая и электрическая схемы, применён парогазогенератор с твёрдым катализатором вместо жидкого.
Форсированного двигателя было достаточно, чтобы заряд массой 1000 кг забросить на 600 км. Однако, для увеличения дальности требовалось гораздо большее количество топлива, а значит, баки большего размера и массы. Утяжеление конструкции Р-2 могло обнулить выигрыш, достигнутый за счет форсирования двигателя. Поэтому на Р-2 всё-таки появилось ряд новых конструкторских решений. На этой ракете впервые применили головную часть, отделявшуюся от корпуса ракеты по завершении активного участка полёта. Кроме того была снижена масса Р-2 за счёт использования топливного бака несущей конструкции из лёгких алюминиевых сплавов. Бак с окислителем остался подвесным. Приборный отсек перенесли в нижнюю часть корпуса. На Р-2 появилась радиокоррекция для повышения точности в боковом направлении. Через год после принятия на вооружение ракеты Р-1 закончились летные испытания ракетного комплекса Р-2 и он был принят на вооружение.
"Серийное производство Р2 осуществлялось в Днепропетровске, под конструкторским контролем будущего генерального конструктора М.К. Янгеля.
Высокой надежности, характерной для современных ракетносителей, добиться не удалось: у Р2 она не превышала 86%. Но свою роль ракета сыграла — было доказано, что несущий спиртовой бак исправно выполняет силовые функции, что головная часть успешно отделяется и благополучно достигает цели, что приборы управления способны работать так же хорошо, как они работали, находясь вблизи головной части. Важность этого успеха Устинов определил как экзамен на способность к самостоятельному творчеству.
Больше всего эта ракета известна в истории своим использованием в исследованиях верхних слоев атмосферы и поведения животных организмов
при высотных ракетных пусках."
Источник: Хищенко Ю.М., «Первые шаги отечественного ракетостроения.»
На снимках - жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 (индекс ГРАУ — 8К14) входящая в комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус». Насколько я помню, на корпусе ракеты есть маркировка 9Н33ГВМ 875179. ГВМ означает, что перед нами габаритно-весовой макет, предназначенный для обучения расчётов заправке компонентами ракетного топлива. Фактически это емкость с баками окислителя и горючего, которая имитирует боевую ракету 8К14.
Характерным в компоновке ракеты является наружное расположение воздушных трубопроводов и электрокабелей, что облегчает сборку и эксплуатацию. Со стороны стабилизатора II - обтекатель кабельного ствола (виден на фотографии). Обтекатель воздущных трубопроводов расположен со стороны стабилизатора IV.
Хорошо видны литые алюминиевые опорные кронштейны, которые удерживают ракету после подъёма в стартовое положение. В нижней части, между I и IV стабилизаторами - мембрана выхлопной трубы ТНА (должна быть под заглушкой, которая снимается перед стартом).
Под красным кожухом - площадки на которые устанавливаются магнитные уровни (для выверки вертикальности установки) и угломерный прибор (для прицеливания). В вершине треугольной колодки - заправочный клапан пускового горючего, ниже - воздушные клапаны. Слева - клапан заправки воздушных баллонов, справа - подвода сжатого воздуха к ампульным батареям. Колодка разъёма служит для герметичного соединения бортовых магистралей с магистралями системы предстартового обслуживания и их разъединения при старте ракеты.
Надпись «Заправлять только Меланж 27И» говорит о том, что ракета учебная. Обратите внимание: красным цветом окрашиваются горловины бака окислителя. Заправочные и дренажные горловины бака горючего окрашиваются жёлтым цветом. В тех же цветах нанесена маркировка на защитные костюмы номеров расчета заправки горючим и окислителем. Такая маркировка должна предотвратить аварийные ситуации.
"В процессе испытаний все, что было задумано конструкторами СКБ-385, прошло практическую проверку. Технические требования к изделию по дальности стрельбы были перевыполнены. Мы сумели обеспечить дальность стрельбы 300 км вместо 150 км, которые могла обеспечить ракета Р-11МУ, и уменьшить время предстартовой подготовки до 25 мин вместо заданных 60 мин в основном благодаря: применению двигателя с более высокой удельной тягой и лучшим массовым совершенством; внедрению объемно-температурной заправки основными компонентами топлива; введению улучшений в конструкцию ряда узлов; применению более совершенной системы управления и других систем.
С самого начала мы ориентировались на использование наземного оборудования, разработанного для ракеты Р-11М. В результате нам удалось сэкономить не только средства, но и время, необходимое для создания системы. Ракета Р-17 была разработана всего за 3 года и 5 месяцев. И еще. СКБ-385 получило первый опыт передачи изделия своей разработки другому, незнакомому заводу. Этот опыт пригодится через пять лет, когда возникла необходимость аналогичной передачи другой ракеты.
По данным отдела надежности СКБ-385, собранным за много лет эксплуатации, ракета Р-17 характеризовалась невероятно высоким коэффициентом надежности, близким к единице. Простота конструкции, отработанность технологии и высокая надежность в эксплуатации обусловили ее пребывание на вооружении Советской армии и армий стран Варшавского Договора на протяжении более чем 30 лет".
Источник: Юрий Бобрышев, «Так рождался знаменитый "СКАД"» («Двигатель», №5/2005)
Дополнительно:
Ракета 8К14 (Р-17) комплекса 9К72 «Эльбрус» на грунтовой тележке 2Т3М1 в Техническом музее. г.Тольятти
Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 комплекса 9К72 «Эльбрус». Музей техники Вадима Задорожного
В 1946 году в подмосковных Подлипках был организован НИИ № 88 Министерства вооружения СССР. Институт стал головным предприятием по созданию реактивного вооружения с жидкостными двигателями. Так в СССР появился головной научно-производственный центр по разработке баллистических ракет дальнего действия, зенитных управляемых ракет, крылатых ракет, а также жидкостных ракетных двигателей. В этом качестве роль НИИ-88 трудно переоценить. Достаточно сказать, что спустя десяток лет из его состава выделились такие предприятия, как ОКБ-1 С.П.Королёва (ныне - ПАО РКК «Энергия» им.С.П. Королёва), ОКБ-2 (ныне - «КБхиммаш им. А.М. Исаева»), филиал №1 (ныне - завод «Звезда»), а также филиал №2 (ныне - ФКП «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности»).
В 1952 году НИИ-88 приступил к работе над тактическим ракетным комплексом 2К5 «Коршун», который должен был сменить систему залпового огня МД-20 «Шторм-1». Военные требовали увеличить дальность полёта снаряда (с 20—25 км до 55 километров), а также вес взрывчатого вещества фугасной боевой части (с 30 до 100 кг). Кратный рост массы боевой части и дальности стрельбы потребовал перехода на жидкое топливо с высоким уровнем выделяемой энергии. Ракета 3Р7 заправлялась керосином в качестве топлива и окислителем азотной кислотой.
Неуправляемую ракету научили летать на полсотни километров, но вот кучность при этом оказалась совершенно неудовлетворительной. Не добавляло удобства и необходимость заправки ракет компонентами топлива. Да и заряд взрывчатого вещества для стрельбы куда-то вдаль, по площадям, оказался маловат. Неудивительно, что после изготовления небольшой партии производство тактического ракетного комплекса 2К5 прекратили. Полагаю, именно поэтому пусковые установки комплекса «Коршун» показали публике во время парада 7 ноября 1957 года. В составе парадного расчёта по Красной площади прошло восемь машин.
К счастью, испытатель камеры сгорания двигателя С3.25 ракеты 3Р7 Владимир Семёнович Завьялов оставил мемуары. Приведу фрагмент, относящийся к периоду его работы над комплексом «Коршун»:
"В основном я занимался испытаниями двигателя, а точнее КС С3.25 для оперативно-тактической ракеты «Коршун». Твердотопливные системы залпового огня типа «Катюш» и их модернизаций имели дальность порядка до 20 км. Система «Коршун» имела дальность 50 км. Ракета была неуправляемая. Предполагалось вести огонь с подвижных автомобильных установок одновременно 2-мя, 3-мя дивизионами. На Ижевском механическом заводе велась подготовка серийного производства. У нас проходили стажировку испытатели, которые должны были проводить КВИ непосредственно на заводе. Среди них был В.Александров, который впоследствии работал у нас на испытательной станции в Фаустово. Габариты ракеты /сугубо приблизительно: длина 4,5 м., диаметр 35 см. У меня на 4-м стенде проводились испытания двигателя с различными типами форсуночных головок с целью повышения удельной тяги и увеличения ресурса работы за счет лучшей организации внутреннего охлаждения КС.
На 9-м стенде /ведущий Тавзарашвили/ проводили испытания ДУ. ДУ была с вытеснительной системой подачи топлива пороховым аккумулятором давления /ПАД/. Заряд для ПАДа разрабатывался в НИИ-125 (завод № 512) /Люберцы/. На стенде проводили заправку ДУ и снаряжали ПАД. Штатное время огневой работы ДУ было около 7 секунд. Уже тогда было много противников принятия системы «Коршун» на вооружение. Эксплуатация твердотопливных ракет в боевых условиях была предпочтительней."
Источник: Завьялов Владимир Семёнович «О работе в КБ ХИММАШ им. А.М. Исаева и не только об этом»
Пусковая установка 2П5 с шестью неуправляемыми одноступенчатыми ракетами 3Р7 (керосин и азотная кислота).
Стабилизация ракеты производилась за счет четырех крыльевых стабилизаторов и вращения ракеты (для компенсации эксцентриситета двигателя).
Для придания устойчивости при стрельбе, а также для разгрузки задних мостов, на раме машины установлены четыре домкрата.
Итак, «Коршун» планировали выпускать в Удмуртии, на заводе «Ижмаш». Сохранились воспоминания Владимира Наумовича Гринберга о подготовке к производству комплекса 2К5:
"... в 1956 году в стране начался невероятный ракетный бум. Во времена Хрущева было задумано ликвидировать авиацию, артиллерию и т. д., делать только ракеты. На наш завод дали делать жидкостную ракету под названием «Коршун». Построили новый большой цех, приехало много специалистов, главным образом, из Казани, из КАИ — человек десять, а, может быть, и больше. Приехали ребята из Тулы, Днепропетровска, Ленинграда — собралась кампания человек в пятьдесят, которая должна была заниматься ракетами.
...
Я, скрепя сердце, перешел туда и стал заниматься ракетами. К счастью, на ту ракету, — «Коршун», неуправляемую ракету на 50 км, очень красивую. Только летать она не хотела. И имела обыкновение на минусовых температурах взрываться. Что только мы с ней не делали, и как только не переделывали, — взрывается и все! Был и второй вариант этой ракеты для метеослужбы — она должна была летать на 80 км и поставлять метеоданные, и она тоже не хотела летать эти 80 км. ни за что! Короче говоря, армия отказалась от этой ракеты. Жидкостные ракеты — это достаточно сложно для неуправляемой ракеты, и мы как бы остались не у дел... Тогда возникла идея вместо жидкостной ракеты сделать твердотопливную, которая и проще, и надежней. И мы, по собственной инициативе решили такую сделать.
Начальники нас поддержали и с небольшой кампанией — несколько человек и я, в том числе, стали разрабатывать аналог этой ракеты (она называлась С325 —Б, а наш твердотопливный вариант мы назвали 25-2). И мы ее сделали. На дальность 50 км, как и требовалось, еще были и жесткие требования по кучности для этой ракеты. Тем не менее, что-то у нас получилось, и мы ее испытали. Что называется, новичкам везет — мы мало что понимали в ракетной технике, все были новички. Кстати, всю ракетную технику в Советском Союзе сделали молодые люди, окончившие институт, все кого я знаю, это были ребята 22- 23 лет, только начавшие работать. Такой же была и наша кампания — совершеннейшая молодежь, но нам, видно, везло по нашей глупости и не учености: ракета наша полетела очень хорошо.
Полетела через ту дальность, которая требовалась, полетела на 70 км, а не на 50 и показала очень хорошую кучность. Решено было такую ракету делать. Но пока собиралось это все, шли предложения, армия отказалась от такой неуправляемой ракеты. Посчитали, что она слишком маломощная: боевая часть всего 50 кг, а для этой дальности боевая мощность требовалась побольше. Получилось, мы остались без ракеты.
Но был второй вариант, о котором я говорил, — метеоракеты, которая должна была летать на 80 км, но не летала. Тогда Центральная метеорологическая обсерватория предложила нам сделать метеоракету на базе нашей твердотопливной и, чтобы она летала на 100 км. Надо сказать, опыта у нас было ничтожно мало. Да и во всей стране 57-58 годы — это вообще самое начало ракетной техники, но мы очень старались! Очень хотелось."
Источник: «Механ»: непридуманные истории. О жизни и о ракетах | ФГБОУ ВО ИжГТУ им. М.Т. Калашникова
Пакет для размещения шести реактивных снарядов на спиральных направляющих мог выводиться на угол возвышения до 52 градусов.
При размещении арт.части на ЗиС-151 установка могла нести более двух реактивных снарядов ЗР7. Соответственно, в качестве шасси выбран КрАЗ-214, созданный в 1950-ых годах на Ярославском автомобильном заводе. В основе его конструкции — трёхосный тягач Diamond T 980, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу и воплотившийся в ЯАЗ-210Г.
Двигательная установка С3.25 получила вытеснительную систему подачи топлива пороховым аккумулятором давления (ПАД). Перед пуском расчёт проводил заправку двигательной установки каждого снаряда керосином и азотной кислотой, а также снаряжал ПАДы.
Наработки по 3Р7 не пропали даром — в дальнейшем это изделие использовали в качестве метеорологической ракеты ММР-05. Запуск по-прежнему осуществлялся с пусковой установки со спиральными направляющими — для попадания в верхние слои атмосферы, такой стабилизации оказалось вполне достаточно. Вновь обратимся к тексту книги Владимира Семёновича Завьялова:
"... на 57 год было намечено проведение «Всемирного геофизического года». Ставилась задача снятия параметров атмосферы до высоты в 50 км. одновременно во многих точках Земного шара от Северного полюса, до Южного. Советский Союз заявил о своем участии в этой программе. Для этой цели было решено на основе ракеты «Коршун» создать малую метеорологическую ракету /ММР-0,5/. Для этой цели вместо боевой головной части устанавливался контейнер с унифицированными приборами замера параметров атмосферы, парашютный отсек и пороховой движок для отделения головной части от ракеты. Для отработки этой ракеты время отводилось меньше года. Стендовая отработка закончилась выбором головки, гарантирующей подъем ракеты на 50 км. Все остальное время отводилось на летную отработку на Государственном Центральном Полигоне /ГЦП/ в Капустином Яре Астраханской области."
Выпуск метеоракет ММР-05 и ММР-08, осуществлялся в Ижевске на заводе № 74 Удмуртского совнархоза (ныне «Ижмаш») с 1957 года по 1978 годы. Вот что об этом вспоминает Владимир Наумович Гринберг:
"... на «Ижмаше» появилось ракетное производство. О нем мало кто знает, все это было ужасно секретно, нигде об этом не говорилось, но дело в том, что сама ракета широко " расползлась" повсюду. Ее стали использовать на кораблях, — по мировому океану ходит много наших кораблей со всякими заданиями, а метеослужба объединяет все широты, и оказалась наша ракета близко, например, к Северному полюсу, на острове Хейса.
Это замечательное место: там зимой страшно холодно, а летом температура доходит до +8 и даже трава вырастает. Занятно смотреть, как в зеленой траве ходят белые медведи, замечательное зрелище. На этом островке была маленькая обсерватория под названием " Дружная", отличная обсерватория, человек 50 всяких специалистов, — вот там и опускалась наша ракета.
Потом мы стали осваивать Антарктику с нашими экспедициями, и на станции Молодежная организовали еще одну станцию для пуска ракет. А там — особые условия, как вы понимаете, говорят, там холодно очень! Но эта ракета хорошо себя зарекомендовала на всех широтах, и даже стала попадать за рубеж — в Индию, Германию, стала довольно известной. Пожалуй, это вторая ракета, которую использовала метеослужба."
Источник: «Механ»: непридуманные истории. О жизни и о ракетах | ФГБОУ ВО ИжГТУ им. М.Т. Калашникова
"... 31 декабря 1957 г. на траверзе только что открытой советской антарктической станции «Мирный» впервые в мире с борта корабля (д/э «Обь») был осуществлен успешный запуск метеоракеты ММР-05. Тем самым заметно расширился вклад СССР в выполнение научных программ МГГ и Международного Года спокойного Солнца. В 1959 г. этими комплексами были оснащены научно-исследовательские суда Гидрометслужбы «Воейков» и «Шокальский». В 1962 г. по инициативе академика Е.К.Федорова вышло Постановление Правительства СССР о разработке трех новых ракетных комплексов на базе пороховых двигателей с высотами подъема 60 (ММР-06), 90-100 (М-100) и 150-180 км (МР-12), и об оборудовании этими комплексами новых научно-исследовательских судов, о строительстве новых станций и соответствующей инфраструктуры. Таким образом, в 1970-80 годы в Восточном полушарии практически от Северного до Южного полюса была создана уникальная сеть из 10 станций ракетного зондирования и 10 научно-исследовательских кораблей, оснащенных ракетными комплексами."
Источник: Г.А.Кокин, С.П.Перов, «50 лет ракетному метеорологическому зондированию атмосферы» (Газета «Советский физик» №2(62)/2009)
Боевая машина предназначена для стрельбы 200-мм оперёнными реактивными снарядами МД-20-Ф. Артиллерийская часть смонтирована на шасси автомобиля ЗИС-131. Направляющие в виде сварной конструкции, имеют ведущий и трубчатый стержни, изогнутые по винтовой линиии, при движении по которым снаряд поворачивается относительно своей продольной линии, что увеличивает его устойчивость в момент схода с направляющей. При выстреле, в результате истечения пороховых газов через сопла возникает реактивная сила, которая сообщает снаряду поступательное и вращательное движения. РСЗО МД-20 «Шторм-1» состояла на вооружении артиллерийских частей армейского подчинения и ракетно-артиллерийских дивизионов танковых дивизий (две ПУ 2П2 ТРК «Мар» и 2 БМД-20).
Возле пусковой установки стоит 200-мм реактивный снаряд МД-20-Ф. (Двигатель – РДТТ, вес порохового заряда – 52,1 кг, масса ВВ – 30,08 кг). Слева от снаряда – переносная установка 9П132.
Комплекс МД-20 состоит из боевой машины 8У33 на шасси ЗиС-151 (6х6) и фугасного реактивного снаряда 53-Ф-951. Максимальная дальность стрельбы РСЗО МД-20 «Шторм-1» – 18750 метров
На подрамнике размещена поворотная рама с четырьмя направляющими в виде ферм со спиральными продольными элементами (для увеличения точности снаряду придавалось вращение).
На грузовой платформе установлен подрамник сварного типа, являющийся основой для артиллерийской части боевой машины
Стоят слева направо: 300-мм фугасный снаряд М-30. 300-мм фугасный снаряд М-31. 300-мм реактивный проворачивающийся в полёте снаряд М-31УК (улучшенной кучности). Проворот достигался установкой около центра тяжести 4 штуцеров с Г-образными отверстиями.
См. также:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. ВИМАИВиВС, СПб
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. ВИМАИВиВС, СПб
Реактивная система залпового огня БМ-13. Музей отечественной военной истории в Падиково
РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
БМ-13Н на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, Москва
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск
БМ-13Н образца 1943 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НММ 2Б7Р образца 1966 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМ-13НМ на базе ЗИС-151, Военный музей, Белград, Сербия
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13НММ, музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград
БМ-13НМ обр. 1958 года на шасси ЗиЛ-157 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Боевая машина БМ-13НММ (2Б7Р) образца 1966 года в в сквере «Пионерский», Пенза
"На территории Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург, сосредоточена самая полная коллекция отечественных систем залпового огня. Это и М-13 на оригинальном шасси ЗИС-6, единственная в своём роде, и другие образцы. В их силе и М-8-48, с которой связана забавная история. Дело в том, что в музее машина поставлена типа на шасси ЗИС-6, но на самом деле это мутант, сделанный из 151-го ЗИС-а. Почему так? А всё просто объясняется. Судя по всему, первоначально установка, вместе с "обвесом", стояла на Studebaker US6, на что намекает и годы выпуска - 1945-й. Ну а поскольку типа негоже американскую машину показывать, появился такой кадавр. Жаль, но время было такое. Зато сама установка вполне оригинальная."
Источник: Музейная конверсия: yuripasholok — ЖЖ