Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа» в городе Чебоксары


Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск

Танки Т-34-85 выпускали на 3 заводах: №112 (г.Горький), №183 (г.Н.Тагил), №174 (Омск). На площади в Чебоксарах установлены два Т-34-85, выпущенных в один и тот же, военный 1944 год, заводами №112 (бортовой 707) и №174 (бортовой 700). Танк с номером 700 выпущен омским заводом №174. Характерные признаки Т-34-85 омского производства:
- козырёк над маской орудия на болтах;
- характерный "омский" литьевой шов на скуле башни;
- петли крепления задней верхней бронеплиты.
Теперь по времени выпуска этого Т-34-85:
- У машин выпуска 1944—1945 годов сохранилась смотровая щель только в правом борту башни, у места заряжающего. У Т-34-85 послевоенного производства смотровых щелей в башне не было.
- Двухстворчатый люк командирской башенки ставили в 1944 году, а с марта 1945 года на командирские башенки Т-34-85 уже пошел одностворчатный (люк-лопата).
- С 1944 до начала 1945 года соединение носовых листов – через балку, позже – соединение встык.

Т-34-85 омского производства – козырёк над маской орудия на болтах , Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Козырёк над маской орудия на болтах

Т-34-85 омского производства –  характерный литьевой шов на скуле башни, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Характерный омский литьевой шов на скуле башни

Т-34-85 омского производства – петли крепления задней  верхней бронеплиты , Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Петли крепления задней верхней бронеплиты

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Козырёк над маской орудия на болтах

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Бронировка пулемета радиста

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Послевоенная модернизация: кронштейн установки ИК-осветителя ФГ-100

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Соединение листов через балку. Бонки крепления запасных траков (6 штук) сохранились не все

Т-34-85 омского производства, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Планка для защиты от пуль и осколков зазора между торцом башни и крышей корпуса

Т-34-85 омского производства – проушины по углам носовой балки , Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Проушины по углам носовой балки – часть приспособления для натяжения гусениц

Т-34-85 омского производства – двухстворчатый люк , Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Двухстворчатый люк командирской башенки

Т-34-85 омского производства – шесть скоб крепления танкового брезента, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Шесть скоб крепления танкового брезента

Т-34-85 омского производства – бронеколпаки вентиляторов еще не разнесены, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Бронеколпаки вентиляторов на башне – еще не разнесены

Т-34-85 омского производства , Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Заводской номер: 381079

Характерный омский литьевой шов на скуле башни Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Характерный омский литьевой шов на скуле башни

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Характерный омский литьевой шов на скуле башни

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Направляющее колесо (ленивец)

Вафельные траки Т-34-85 , Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Траки штатные, с вафельным рисунком

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Ведущее колесо

Средний танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1944 год) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1945 год) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1946 год) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Средний танк Т-34-85 чехословацкого производства. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85 польского производства. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85 со следами болгарской модернизации. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-76. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-76. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-76. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34 (ранний тип, 1941 г.). Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-34 (поздний тип, 1943 г.). Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-34-85. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-34-85. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Огнемётный танк ОТ-34. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Средний танк Т-34-85. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Средний танк Т-34-85. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Танк Т-34-85 выпущенный заводом №183 в 1945 году. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-76 в Центре исторического наследия Южно-Уральской железной дороги, Челябинск
Средний танк Т-34 производства СТЗ у музея-панорамы «Сталинградская битва», Волгоград
Корпус среднего танка Т-34 у музея-панорамы «Сталинградская битва», Волгоград
Средний танк Т-34-76. Комплекс «История танка Т-34» в Шолохово
Средний танк Т-34-85 выпуcка завода №112. Комплекс «История танка Т-34» в Шолохово
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький

Еще один Т-34-85 (номер 707), выставленный в чебоксарском музее, выпущен заводом №112, "Красное Сормово" в 1944 году. Характерные черты Т-34-85 горьковского производства:
- Кормовой откидной лист – такой был только на заводе №112 "Красное Сормово". Он закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него.
- Форма нижнего среза башни (видна плохо заметная ступенька).
- Пробки на механизме натяжения гусениц внахлёст, в то время как у всех других заводов эти пробки впотай
- Еще одним признаком танков производства завода №112 было характерное расположение стягивающих болтов крепления внешних топливных баков, но на выставленных в музее машинах с баками и их креплением – полный фантазм, поэтому внимания не обращаем.

После войны танк прошел модернизацию, следы которой мы видим, как в ходовой части, так и в следах установки ИК-прожектора для приборов ночного видения. В ходовой части мы видим катки разных типов, в военные годы это было массовым явлением. На снимках этого танка виден один штампованный (такие ставили в войну на заводе №112), а остальные опорные катки – литые, послевоенные (об этом говорят крышки с масленками). Ведущее колесо также позднего типа (кольцевые усиления отверстий приплюснутой формы, ролики удерживают полукруглые бонки). Интересно, что у единственного штампованного опорного катка отсуствует перфорация резины, значит время его производства – не раньше второй половины 1944 года.

Т-34-85 производства завода №112 – катки разных типов: новые литые и один штампованный (военных лет), Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Т-34-85 производства завода "Красное Сормово"

Т-34-85 производства завода №112 – верхняя лобовая деталь , Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Катки разных типов: новые литые и один штампованный (военных лет)

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Траки штатные, с вафельным рисунком

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Особенность танков завода №112: пробки на механизме натяжения гусениц внахлёст, а не впотай

Т-34-85 производства завода №112 – рымы, поручни десанта и петли ремней крепления брезента, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Хорошо видны рымы, поручни десанта и петли ремней крепления брезента

Т-34-85 производства завода №112 – нижний срез башни , Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Нижний срез башни. Смотровая щель в левом борту башни отсутствует

Т-34-85 производства завода №112 – планка, предохранявшая погон башни от поражения пулями  и осколками снарядов, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Защитная планка, предохранявшая погон башни от поражения пулями и осколками снарядов

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Порт для стрельбы из личного оружия – заглушки нет

Т-34-85 производства завода №112 – кормовой откидной лист закрывает торец нижнего листа, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Ведущее колесо

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Единственный штампованный опорный каток – без перфорации резины

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Верхняя лобовая деталь с боков резана по нормали

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Кормовой откидной лист закрывает торец нижнего листа, а не опирается на него

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Козырёк над маской орудия

Т-34-85, Мемориальный комплекс «Победа» в городе Чебоксары

Бронеколпаки вентиляторов

Средний танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1944 год) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1945 год) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Средний танк Т-34-85 (завод №183, 1946 год) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Средний танк Т-34-85 чехословацкого производства. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85 польского производства. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85 со следами болгарской модернизации. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-76. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-76. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-76. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34 (ранний тип, 1941 г.). Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-34 (поздний тип, 1943 г.). Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-34-85. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-34-85. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Огнемётный танк ОТ-34. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Средний танк Т-34-85. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Средний танк Т-34-85. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Танк Т-34-85 выпущенный заводом №183 в 1945 году. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-76 в Центре исторического наследия Южно-Уральской железной дороги, Челябинск
Средний танк Т-34 производства СТЗ у музея-панорамы «Сталинградская битва», Волгоград
Корпус среднего танка Т-34 у музея-панорамы «Сталинградская битва», Волгоград
Средний танк Т-34-76. Комплекс «История танка Т-34» в Шолохово
Средний танк Т-34-85 выпуcка завода №112. Комплекс «История танка Т-34» в Шолохово
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр.1942 года

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр.1942 года, Чебоксары

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр.1942 года

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр.1942 года, Чебоксары

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 обр.1942 года

122-мм гаубица М-30 обр.1938 года

122-мм гаубица М-30 обр.1938 года, Чебоксары

122-мм гаубица М-30 обр.1938 года

122-мм гаубица М-30 обр.1938 года, Чебоксары

122-мм гаубица М-30 обр.1938 года

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года, Чебоксары

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года, Чебоксары

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года, Чебоксары

Гаубица №3181 выпуска 1949 года

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года, Чебоксары

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года, Чебоксары

152-мм гаубица Д-1 обр.1943 года

152-мм пушка-гаубица Д-20

152-мм пушка-гаубица Д-20

122-мм пушка-гаубица Д-30

122-мм гаубица Д-30 была разработана в 1960-х годах в свердловском ОКБ-9 артиллерийского завода имени Калинина для замены в войсках гаубицы М-30. Группа конструкторов под руководством Ф.Ф.Петрова, изучив трофейные немецкие разработки, предложила совершенно новую для советской полевой артиллерии схему: вместо ставших уже традиционными двух раздвижных станин лафет имеет три станины, а ходовая часть размещается на верхнем станке. Одна из трех станин является неподвижной, а остальные две разводятся относительно ее на 120 градусов при приведении гаубицы в боевое положение. Перед выполнением этой операции гаубица с помощью винтового домкрата опирается на поддон нижнего станка, а колеса ходовой части вывешиваются над грунтом. Время перевода из походного положения в боевое составляет 1,5-2,5 минуты. Основным достоинством такой схемы является возможность ведения кругового обстрела без отделения хода.

Гаубица Д-30 стала одной из самых распространенных артиллерийских систем в армиях государств-членов Варшавского договора; кроме того, она широко экспортировалась и выпускалась по лицензии в некоторых странах. Возможность Д-30 доставлять осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг на дальности более 15 000 м – это отличные показатели для 122-мм гаубицы массой немногим более 3000 кг. В настоящее время ее производство в странах СНГ прекращено.

На основе орудия в 1970-ых был созданы ряд САУ. Так в СССР появились 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» (на шасси МТ-ЛБ) и 122-мм САУ 2С2 «Фиалка» (на шасси БМД-1). Сирийцы модернизировали свои Т-34-85 чешского производства, устанавливая на место танковой башни 122-мм гаубицу Д-30 с ограждением из бронещитов. Египтяне со своими Т-34-85 занимались такой же кустарщиной.
В 2008 году израильская фирма Soltam systems по заказу Казахстана установила 122-мм гаубицу Д-30 с новыми системами заряжанния и управления огнем на шасси грузовика КАМАЗ-63502. Получившаяся САУ получила название Semser

В завершении приведу цитату из рассказа Чеботарёва Сергея Ивановича, размещённого на сайте ArtOfWar Бог войны на поле брани: "122-мм гаубица Д-30. Можно с полным основанием заявить, что это была основная артиллерийская система Ограниченного контингента советских войске в Афганистане. Большинство дивизионов мотострелковых полков и бригад, да и артиллерийских полков были вооружены Д-30. Отменная точность стрельбы, устойчивость к местным условиям эксплуатации, хорошая ремонтоспособность, круговой сектор обстрела сделали это орудие незаменимым средством огневой поддержки общевойсковых и десантных подразделений. В своё время, когда только проходили первые испытания ствола Д-30, при отстреле партии снарядов был показан исключительный результат кучности и точности стрельбы. Учитывая тот момент, что гаубица предназначалась в первую очередь для поражения площадных целей, конструкторам пришлось применить метод искусственного рассеивания снарядов. Это позволило расширить эллипс рассеивания на дальностях от 5 до 15,3 километров, не снизив точности стрельбы прямой и полупрямой наводкой.
По большому счёту, всё в гаубице было хорошо, однако имелись небольшие недостатки. В первую очередь это касалось порядка перевода орудия в боевое положение и обратно. Натренированный орудийный расчёт был в состоянии выполнить эти действия за полторы-две минуты. Если конечно, всё работало исправно. Однако, как это бывает обычно, проблемы возникали с домкратами. Механические домкраты, которых было незначительное количество, побаивались песка. Гидравлические – температуры окружающей среды – текли сальники. Ещё одним минусом было то, что при нахождении казённой части ствола над станиной, при определённых углах возвышения срабатывал предохранитель, и стрельба становилась невозможной.
Ну и один казус, который имел место в артиллерийском дивизионе нашего полка. Не стану утверждать, что такое могло быть и в других дивизионах. Однако, могло! В 1982 году, когда дивизион перевооружили с пушек Д-44 на гаубицы Д-30, в составе боекомплекта орудий поступили снаряды с готовыми убойными элементами 3Ш1. Многие из артиллеристов с этими снарядами, в то время ещё секретными, сталкивались впервые. Называли их для краткости – "гвоздиками", так как заключённые под стальную оболочку снаряда готовые стреловидные элементы представляли собой обычные гвозди толщиной около полутора миллиметров, только вместо шляпки было обжато оперение. Но, суть не в конструктивных особенностях снарядов. Дело в том, что таблиц стрельбы для использования 3Ш1 в дивизионе не было. Пришлось командиру дивизиона, вместе со своими офицерами производить отстрел этих боеприпасов и практическим методом определять соответствие установки трубки ДТМ-75 дальности стрельбы. В общем – очевидное – невероятное. Вот тебе машина, а техническое описание дадим тогда, когда её полностью освоишь. На этом, пожалуй, можно остановиться в "отыскании" слабых мест гаубицы Д-30. Хотя, найти их можно в любом изделии огромное множество, начиная от того, что лом на станине крепится на 10 сантиметров левее, чем хотелось бы мне.
"

152-мм пушка 2А36 «Гиацинт-Б»

В ноябре 1968 года на Пермском машиностроительном заводе была начата разработка новой 152-мм пушки с повышенной дальностью стрельбы. Она проектировалась с самого начала в двух вариантах — буксируемая под обозначением 2А36 «Гиацинт-Б» и ее вариант 2А37 для самоходной артиллерийской установки 2С5 «Гиацинт-С». Опытные образцы пушек проходили полигонные испытания в 1971-1972 гг., серийное производство их было завершено в 1976 г.

Ещё одна цитата из рассказа Чеботарёва Сергея Ивановича, размещённого на сайте ArtOfWar Бог войны на поле брани: "152-мм пушки 2А-36 "Гиацинт-Б" и 152-мм самоходные пушки 2С-5 "Гиацинт-С". Эти орудия армейского уровня были "рождены" для замены 130-мм пушек М-46. К большому сожалению, буксируемые 152-мм пушки "Гиацинт-Б" при весе 9,8 тонны и длине вместе с тягачом около 18 метров, были довольно неудобные при перемещении. 152-мм самоходные пушки 2С-5 "Гиацинт-С", установленные на гусеничную базу СУ-100П, имели большие возможности при маневре, но и они имели несколько недостатков, которые существенно снижали их эффективность применения в условиях маневренной партизанской войны.
В первую очередь это было связано с том, что при наличии бронированного корпуса ходовой части, орудие относилось к классу небронированных, так как расчёт при ведении огня оставался вне бронированных прикрытий. Вторым недостатком являлся относительно небольшой сектор обстрела. Если же цель выходила за пределы сектора, приходилось осуществлять доворот гусеницами. Естественно, это сбивало ориентирование орудия и при ведении огня на значительные дальности приводило к существенным отклонениям снарядов от цели.
Ещё одним слабым местом орудия была "корзина" и механизм досылания снарядов. Рама механизма была изготовлена из алюминиевого сплава сварным методом. При незначительных деформациях самой рамы или крепления её к люльке, происходило рассогласование работы всего механизма заряжания, что вело за собой очень значительные проблемы. Заряжание вручную было возможно, но, что такое поднять 46-килограммовый снаряд на высоту почти в два метра и дослать его до нарезов ствола "со звоном"? А затем повторить те же действия с массивной латунной гильзой высотой почти полтора метра? Работёнка не из лёгких.
Зато все эти недостатки с лихвой компенсировались боевыми качествами самоходной пушки. Уникальный ствол, снабжённый оптическим и механическим прицелом, в состоянии был с первого выстрела поразить цель прямой и полупрямой наводкой на дальности более двух километров. Обычно орудие называли "снайперской винтовкой большой мощности". Дальность стрельбы 28400 метров обычным снарядом и 32000 метра – активно-реактивным, обеспечивала огневую поддержку рейдовых групп в течение дня без смены огневой позиции. Естественно, пушка остаётся пушкой. Настильная стрельба не позволяла в полной мере использовать систему в горах. Но на более-менее равнинной местности этой самоходке не было цены. Ещё одним положительным качеством было то, что, как и у "Акации" в батарее было подобное же стрелковое вооружение – пулемёты, – что обеспечивало малую зависимость от прикрытия пехотой.
"
См.также: 152-мм пушка 2А36 «Гиацинт-Б» в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»

БТР-60ПБ

Учебно-тренировочный самолет Миг-15УТИ

Очень приблизительный макет БМ-13, Чебоксары

Очень приблизительный макет БМ-13

Многоцелевой вертолёт Ми-8

37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К обр. 1939 года

Автоматическая пушка АЗП-57 из состава зенитно-артиллерийского комплекса С-60