Бронетехника на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил


Лёгкий танк управления ТУ-26

Лёгкий танк управления ТУ-26, ЦМВС

Внешний вид на 2011 год

Лёгкий танк управления ТУ-26, ЦМВС

Внешний вид на 2018 год

"В числе обновленных машин попал и танк управления ТУ-26, один из местных уникумов. От обычного Т-26 он отличается тремя портами под антенну, правда, сейчас у него вместо двух из них заглушки. Сохранившаяся в экспозиции ЦМВС машина находилась в составе 217 ОТБ, принимала участие в Зимней Войне. Позже батальон переформировали в 57 ОТБ, осенью 1941 года машины батальона воевали как обычные линейные и огнементные танки. Далее их перебазировали вод Рязань, а в 1943 году часть машин оказалось в Кубинке, из них сохранили одну группу. Всего сохранился один танк управления, а телетанк ТТ-26 сейчас находится в парке "Патриот". Правда, его все огнеметным называют..."
Источник: Обнова для танка управления: yuripasholok

См.также:
Лёгкий танк Т-26 обр.1931 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1933 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1939 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг
Т-26 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением. Военно-патриотический парк «Патриот»
Танк телеуправления ТТ-26. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий танк управления ТУ-26. Площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Макет лёгкого танка Т-26. Музей техники Вадима Задорожного
Лёгкий танк Т-26 образца 1933 года. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Колёсно-гусеничный танк БТ-7

"Танк БТ-7 был выпущен в период с 1935-го - по 1937-й год. Серийный номер 213-48. Участвовал в боевых действиях на Карельском перешейке в составе 13-й ЛТБР. В декабре 1939-го танк был отправлен на Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава для ремонта. Дальнейшая судьба танка пока неизвестна. После войны танк попал в Кубинку. Снялся в небольшом эпизоде в сериале "Живые и мертвые". В начале 1960-ых передан в Центральный музей Советской армии."
Участник Советско-финской войны: tankist_31

Колесно-гусеничный танк БТ-7 обр.1935г., ЦМВС

Повреждения на лобовом листе – следы заводского приёмочного отстрела бронедеталей пулей 7,62-мм.

Плавающий танк Т-38

"То, что состоявшие на вооружении Красной армии плавающие танки-разведчики далеко не полностью соответствуют современным требованиям, командование РККА осознавало ещё в середине 30-х годов. Ещё более очевидным это стало по итогам боёв с применением танков в Испании. От ружейно-пулемётного огня броня плавающих танков Т-37 и Т-38 надёжно защищала только с дистанции 400 метров и дальше, а вооружения в виде пулемёта ДТ хватало только для борьбы с пехотой.
В результате советские танки-разведчики выигрывали у лёгких разведывательных бронеавтомобилей только за счёт более высокой проходимости и возможности преодолевать водные преграды. Понимая это, в начале 1938 года ГБТУ КА были оформлены тактико-технические требования на новый разведывательный танк, получивший индекс Т-39. Этот танк отличался усиленным бронированием. Вскоре он превратился в Т-40, который также получил более мощное вооружение в виде 12,7-мм пулемёта ДШК. Этот танк был принят на вооружение уже 19 декабря 1939 года, но по целому ряду причин к 1 июня 1941 года в войсках оказалась всего 121 такая машина.
Между тем, на ту же самую дату в РККА имелось 2314 танков Т-37 и 1143 Т-38. Как и Т-40, они распределялись по разведывательным батальонам. С самого начала Великой Отечественной войны танки-разведчики несли тяжёлое бремя, нередко выполняя несвойственные им задачи танков непосредственной поддержки пехоты. Это может показаться странным и даже нелепым, но из-за огромных потерь любая боевая машина для Красной армии была на вес золота. Присутствие в боевых порядках пехоты даже таких танков оказывало на войска положительное моральное воздействие: какой-никакой, а всё же танк.
...
Идея поднять огневую мощь танков-разведчиков была материально подкреплена тем, что после прекращения производства Т-60 остался задел по пушкам ТНШ. В качестве исполнителя задания по перевооружению был назначен ремзавод №105, до 1941 года носивший название «Государственный авторемонтный завод № 105 имени Л. М. Кагановича» в Хабаровске. Это предприятие, после войны занимавшееся машиностроением, кстати, существует до сих пор и носит имя ПАО «Дальэнергомаш».
15 января 1943 года в адрес директора ОКБ-15 Б. Г. Шпитального пришло письмо из ГБТУ КА (Главного бронетанкового управления Красной армии, созданного в 1942 году в результате реорганизации ГАБТУ). Согласно ему, ремзавод №105 получал заказ на перевооружение четырёхсот танков Т-37 и Т-38. Поскольку существовал риск того, что в башню Т-38 не поместится штатная коробка с лентой для ТНШ, предусматривалась возможность использования магазинного питания. Представители ГБТУ просили Шпитального выделить специалистов из ОКБ-15 и направить их в Хабаровск.
О том, насколько серьёзно рассматривался вопрос перевооружения, свидетельствует письмо, направленное из ГБТУ в Главное артиллерийское управление (ГАУ) чуть позже. В нём Алымов просил выделить для танков, которые планировалось перевооружать, полтора миллиона 20-мм выстрелов."
Источник: Юрий Пашолок, "Метаморфозы амфибии-разведчика" (Warspot.ru)

Плавающий танк Т-38, обр.1936г., ЦМВС

Плавающий танк Т-38, обр.1936г

Плавающий танк Т-38, обр.1936г., ЦМВС

Т-38 в опытном порядке вооружен 20-мм пушкой ТНШ (ШВАК)

"Опасения насчёт того, что при перевооружении Т-37 и Т-38 на ТНШ придётся переделывать систему питания пушки боеприпасами, оказались напрасными. Судя по танку, который сохранился в экспозиции ЦМВС, проблем с этим не возникло. Не было и особых проблем и с установкой вооружения, поскольку по ширине лобовой детали башни Т-38 и Т-37 практически совпадали с башней танка Т-60. Орудийная маска во многом напоминала ту, что ставилась на Т-60. Это же было справедливо и в отношении расположения самой пушки ТНШ, пулемёта ДТ, а также прицела ТМФП-1. Что же касается бронировки маски, то она напоминала ту, которая использовалась на Т-30.
...
В истории Т-38 с 20-мм пушкой осталась ещё одна загадка, с которой и начиналась эта статья – происхождение танка, ныне находящегося на открытой площадке Центрального музея Вооружённых Сил РФ. Но решается она достаточно просто.
23 июля 1945 в адрес начальника ГБТУ КА генерал-лейтенанта Вершинина было направлено письмо от начальника НИИБТ Полигона генерал-майора Романова. В своём письме начальник полигона просил Вершинина отдать распоряжение бронетанковым и механизированным войскам (БТ и МВ) Дальневосточного фронта о передаче в музей 9 танков, включая и «Т-38 с пушкой «ШВАК». Как можно заметить, никаких индексов вроде Т-38Ш в отношении этой машины не использовалось. Так этот танк оказался в фондах музея при НИИБТ Полигоне, а позже (в 1965 году) его передали в Музей Советской Армии, ныне Центральный музей Вооружённых Сил РФ."
Источник: Юрий Пашолок, "Метаморфозы амфибии-разведчика" (Warspot.ru)

См.также:
Плавающий танк Т-38. Центральный музей Вооружённых Сил
Плавающий танк Т-38. Военно-патриотический парк «Патриот»
Плавающий танк Т-38. Музей техники Вадима Задорожного
Плавающий танк Т-38 образца 1936 года в музее «Боевая слава Урала»
Плавающий танк Т-38. Музей отечественной военной истории в Падиково

Тяжёлый танк ИС-2М

"Весной 1942 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) запустило программу создания тяжёлого танка массой 30 тонн. Работы вели челябинские инженеры. Машина получила заводской индекс КВ-13, но почти в то же время конструкторское бюро стало использовать и название ИС-1. Несмотря на индекс КВ, с серийным тяжёлым танком «Клим Ворошилов» новый танк имел очень мало общего.
Осенью 1942 года первый образец КВ-13 показал на испытаниях отличную скорость 56 км/ч и одновременно — множество дефектов конструкции. Начался процесс доработок, в ходе которого масса танка выросла до 38 тонн, а экипаж увеличился до четырёх человек. К весне следующего года за машиной уже официально закрепили индекс ИС-1. Сокращение расшифровывалось как «Иосиф Сталин».
ИС-1 оснащали 85-мм орудием. Но танков с такой пушкой было построено немного, потому что в это же время конструкторы-артиллеристы под руководством Ф. Ф. Петрова работали над ещё одной темой, которой предстояло стать судьбоносной для тяжёлого танка ИС. Речь идёт о 122-мм танковой пушке. Эскизный проект её установки в ИС был готов летом 1943 года, осенью построили прототип и провели ходовые и огневые испытания. В декабре с конвейеров сошли первые 35 ИС-2 со 122-мм пушкой. Всего же за время войны таких танков, с некоторыми конструкционными доработками, было построено 3385.
Подавляющее большинство ИС-2 поступало на вооружение гвардейских тяжёлых полков прорыва. А в общей сложности новым танком были оснащены 25 частей Красной армии."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

ИС-2М выпущен в январе 1945 года на ЧКЗ с использованием корпуса завода №200 и башни завода "Серп и Молот". Серийный номер 412451.

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС, г.Москва

В конце 1950-ых годов машина прошла модернизацию по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Облегчённые траки и ведущее колесо заимствовали от Т-10

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС, г.Москва

Кормовой башенный пулемет при модернизации изъят

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Танк принимал участие в боевых действиях. После войны модернизирован до уровня ИС-2М. В начале 1960-ых установлен рядом с Центральным музеем Советской армии.

"По своим задачам новый советский тяжёлый танк в некоторой степени перекликался с немецким «Тигром». Полки ИСов служили для усиления танковых соединений. С «Тиграми», вопреки расхожему мнению, ИС-2 встречались на поле боя довольно часто и, как правило, с печальным итогом для немцев. И хотя прямого приказа, запрещавшего немецким танкистам воевать с ИСами, не было, в советских отчётах начиная со второй половины 1944 года и вплоть до конца Великой Отечественной войны всё чаще говорилось, что противник уклонялся от прямого контакта с советскими тяжёлыми танками.
Характерным примером использования ИС-2 в боях 1944 года можно считать Львовско-Сандомирскую операцию. 29-й тяжёлый полк в период с 16 по 19 июля безвозвратно уничтожил 23 «Тигра» и «Пантеры». Собственные потери полка — три сгоревших танка и восемь подбитых, из которых пять удалось восстановить. Всего за время операции 29-й полк записал на свой счёт 38 уничтоженных немецких танков и САУ — при четырёх сгоревших ИСах и пяти требующих капремонта.
Хорошо сработал в той же операции 71-й гвардейский тяжёлый танковый полк. Поначалу боевые действия сложились для полка неудачно: он попал в засаду, потерял три танка сгоревшими и три подбитыми, а командир полка был смертельно ранен. Ответным огнём гвардейцы уничтожили «Тигр», «Фердинанд» и подбили две «Пантеры». После боя на броне одного из ИСов насчитали 18 непробитий от 75-мм снарядов."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Новые гусеничные полки, сделанные по образцу Т-10

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Смотровая щель и смотровой прибор со стеклоблоком защищены плоским броневым колпаком, приваренным к корпусу танка. При модернизации триплекс механика-водителя заменили призменным перископом

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Запасные траки на нижнем лобовом листе

Тяжелый танк ИС-2М, ЦМВС

Внутри должен стоять двигатель от Т-54, который ставили в рамках УКН на ИС, Т-34-85 и СУ. В ходе модернизации также установлены распорки внутри моторного отделения – корпус перестал гулять

См. также:
Тяжёлый танк ИС-2 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлый танк ИС-2. Музей отечественной военной истории в Падиково
Тяжёлый танк ИС-2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Тяжёлый танк ИС-2. Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Тяжёлый танк ИС-2. Музей Ракетных Войск Стратегического Назначения
Тяжёлый танк ИС-2М. Центральный музей Вооружённых Сил
Тяжёлый танк ИС-2М. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2М. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Тяжёлый танк ИС-2М. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Тяжёлый танк ИС-2М в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк ИС-2М у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Тяжёлый танк КВ-1

Тяжелый танк КВ-1, ЦМВС

Тяжёлый танк КВ-1 №43666 по состоянию на 2011 год

Приборы наблюдения механика-водителя тяжелого танка КВ-1, ЦМВС

Приборы наблюдения механика-водителя тяжёлого танка КВ-1 (состояние на 2011 год)

"Танк с заводским номером 43666 был выпущен на ЧКЗ в декабре 1941 года, однако его отправили в войска только 1 апреля 1942 года.
По мнению ув. Максима Коломийца, который и поделился этой информацией из извещений об отгрузках танков с ЧКЗ, такой лаг связан с тем, что танк могли использовать для каких-то опытных работ на заводе либо возникли затруднения с военной приемкой танка, т.к. в извещениях об отгрузках были учтены только танки нового производства.
Ранее проходила информация о том, что танк попал в 6-ю танковую бригаду и воевал под Ростовом-на-Дону (ссылка), однако она не совсем подтвердилась. Танк действительно отправили с завода командиру 6-й танковой бригады, которая формировалась в Сталинградском АБТЦ на ст. Зимовники Ростовской области.
Но планы поменялись и, 15 апреля 1942 года танки из этой отправки получил командир 90-й танковой бригады, которая уже была сформирована в Сталинградском АБТЦ и убывала на фронт.
Как уже известно, в ходе боев под Харьковом в мае – июне 1942 года в составе 204-го танкового батальона 90-й ТБР танк получил повреждения и был отправлен на заводской ремонт".
Источник: И снова о танке КВ-1 из ЦМВС – Книга про КВ

Тяжёлый танк КВ-1, ЦМВС

Внешний вид танка после реставрации в июле 2017 года. Кроме качественной покраски КВ получил новые фары

Тяжёлый танк КВ-1, ЦМВС

Хорошо видны результаты доработок в ходе эксплуатации машины — не предусмотренные конструкцией крюки для снятия башни без использования подъемных талей.

Тяжёлый танк КВ-1, ЦМВС

При снятии слоёв краски в 2014 году нашли следы десятков попаданий в башню, больше десятка попаданий в корпус

Тяжёлый танк КВ-2

"26 июня 1941 года этот танк был отправлен в 21-й мехкорпус. В боях получил повреждения и был вывезен в Ленинград на ремонт.
24 июля танк вышел из ремонта, однако простоял до 30 июля на заводе, т.к. военпред завода не имел указаний о его отправке. Здесь надо добавить, что указания об отправках новых и отремонтированных танков КВ на Северный и Северо-Западный фронты давал только командующий СЗН маршал Ворошилов. Распределял лично и поштучно.
31 июля танк был передан Ленинградским Краснознаменным бронетанковым курсам усовершенствования командного состава (ЛКБТКУКС).
В августе 1941 года КВ-2 с зав. № Б-4744 был эвакуирован вместе с другой матчастью курсов в Магнитогорск. Кроме КВ-2, было еще, как минимум, два танка КВ. И еще такая деталь – ЛКБТКУКС были переданы два легких танка Т-126, которые также были вывезены в Магнитогорск.
Видимо, в дальнейшем, некоторые редкие экземпляры из танкового парка ЛКБТКУКС были отправлены в Кубинку. А уже оттуда, как известно, КВ-2 перевезли в ЦМВС".
Источник: Вопрос и некоторая информация по танку КВ-2 из ЦМВС – Книга про КВ

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

Тяжелый танк КВ-2, заводской № Б-4744

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

Верхняя лобовая деталь и приборы наблюдения механика-водителя

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

Поздняя «пониженная» башня меньшей массы — вертикальные скуловые 75-мм бронеплиты с установленной в ней 152-мм гаубицей

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

Посадка и выход экипажа КВ-2 — через кормовую дверцу башни и два круглых люка (в башне на месте командира и в корпусе — на месте стрелка-радиста)

Юрий Пашолок: "... после войны КВ-2 перевезли в Кубинку. В начале 60-х танк ставили на ход, причем делали это весьма коряво. В результате из машины исчезли почти все укладки, приборы поменяли на послевоенные, крылья заменили на новодельные, а траки на послевоенные от ИС."

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС

Внешний вид танка после реставрации в 2014 году силами "Бригады имени 4БО". Состояние на 2018 год.

Тяжелый танк КВ-2, ЦМВС, г.Москва

У этой машины присутствуют не предусмотренные конструкцией крюки для снятия башни без использования подъемных талей

Средний танк Т-28

"Появившийся в 1932 году Т-28 стал настоящим достижением советской конструкторской школы. Да, без зарубежных узлов и агрегатов не обошлось, но вместе получился вполне самобытный танк, лучший в своём классе. Аналогичные зарубежные танки того же класса откровенно не получились, а Т-28 изготовили тиражом более чем 500 экземпляров.
...
Работы по нему начались летом 1931 года в КБ-3 ВОАО, руководил ими С.А. Гинзбург, одну из ведущих ролей в создании занимал О.М. Иванов. В дальнейшем работы переместились на завод "Большевик" (с 16 февраля 1932 года танковое производство выделили в завод №174). Руководить ими стал Н.В. Барыков, до того курировавший работы по ТГ-1. Гинзбург занял пост начальника ОКМО (опытно-конструкторский машиностроительный отдел), а Иванов стал ведущим инженером Т-28. Сам танк часто ассоциируют с "Виккерсом 16-тонным", он же Medium Tank Mk.III. По факту от него взяли только концепцию с тремя башнями. С тем же успехом можно называть копией Medium Tank Mk.III и немецкий Nb.Fz., тоже типичный "маневренный" танк нового поколения. Кстати, именно с немцами у Т-28 было куда больше общего. Ходовая часть бралась с Gro?traktor, мотор серийного танка немецкого происхождения, размещение экипажа по немецкой концепции.
...
Если вы внимательно будете читать материалы по Т-28, то увидите, что средним его считают только по массе. В этом моменте есть подвох, поскольку существовало две классификации - по массе и по тактическому назначению. В случае с Т-28 машина именовалась как "танк качественного усиления". Такая классификация появилась к 1935 году, когда машина стала поступать в войска. В 1934 году стали формировать отдельные тяжелые танковые полки РГК, куда и шли Т-28, а также Т-35. 12 декабря 1935 года отдельные тяжелые танковые полки РГК переформировали в отдельные тяжелые танковые бригады. Уже само название "тяжелые" должно кое о чем говорить. Это не означало, что в таких полках и бригадах имелись одни только Т-28. По штату в отдельную тяжелую танковую бригаду шло 54 Т-28, также 16 БТ, 18 Т-26, плюс 3 ХТ-26. Тем не менее, общая структура явно показывает, что про "маневренный" танк уже речь не шла."
Источник: Переоцененный советский трехбашенный танк | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Средний танк Т-28, обр.1933г, ЦМВС

В 2018 году в ходе реставрационных работы волонтёры выяснили номер танка: 1619. Находка позволила уточнить период выпуска: 1937-38 гг., а также место службы: Саратовское танковое училище

Средний танк Т-28, обр.1933г, ЦМВС

Ходовая часть

Средний танк Т-28, обр.1933г, ЦМВС

Танк с 1944-1945 годов находился в Кубинке, затем в конце 1960-ых передан в ЦМВС

Средний танк Т-28, обр.1933г, ЦМВС

76,2-мм танковая пушка КТ-28 обр. 1927/32 годов. Орудие №1819

"Первая проблема, с которой столкнулись создатели Т-28, стала ходовая часть. У нас, прямо цитируя УММ КА, постоянно твердили про английское происхождение танка. А на самом деле сварной корпус с башней, а также ходовая часть - это Gro?traktor Krupp. Причем подвеску взяли почти один в один, даже чуть ее ухудшив. У крупповского "большого трактора" впереди были катки, которые принимали на себя удары при преодолении вертикальных препятствий. На Т-28 от них отказались, потому подвеска, при наезде на препятствия, "пробивалась". Но это еще полбеды. Gro?traktor и Т-28 проектировались под боевую массу 16-17 тонн, а серийный танк быстро дошел до массы 25 тонн. Итог такого роста был очевиден. Неспроста часть опорных катков у Т-28 цельнометаллическая, ибо кое-где даже на ровной поверхности наблюдалось разрушение бандажей опорных катков. Подвеске Т-28 становилось плохо при езде по бездорожью даже на скорости 15-18 км/ч. На контрольных испытаниях Т-28 выпуска 1937 года, при средней технической скорости 21,8 км/ч, разрушилась резина на 20 опорных катках после 102 километров пробега.
...
Изначально на Т-28 предполагалась спаренная установка вооружения, но даже на опытном образце пулемет и пушка стояли раздельно. Кто-то умный (возможно, Тухачевский) посчитал, что надо пулемет наводить отдельно. Уже потом выяснилось, что это ерунда, но БТ-2 и Т-28 так и остались с раздельной наводкой. А наводил носовой башенный пулемет... правильно, командир. Прямым развитием башни Т-28 стала башня КВ, там уже была спаренная установка вооружения, но командир остался на своём месте. То есть имел обзор вперед и немного по сторонам. Заряжающего сместили вправо. При этом башня КВ, даже обретя перископические приборы наблюдения, оставалась "слепой". Чего тут говорить про Т-28. Так что раздельное место командира, конечно, дало некоторые преимущества, но не более того."
Источник: Переоцененный советский трехбашенный танк | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

"Чтобы получить "лучший средний танк", нужно выкинуть пулеметные башни, заменить ходовую часть, сделать корпус менее громоздким и перекомпоновать башню. Заодно и усилив броневую защиту. В итоге получится... КВ. Он получился не столь уж и случайно. Больше того, даже некоторые характерные элементы Т-28 вполне можно увидеть и на КВ. Это и форма "ванны", и общая компоновка башни. Занял сменщик ровно ту же нишу, что и Т-28. То есть случилось именно то, что и должно было случиться."
Источник: Переоцененный советский трехбашенный танк | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Средний танк Т-34

Т-34-76 образца 1941 года построен эвакуированным на Урал заводом №183 летом 1942 года. Брат-близнец этого танка был отправлен для изучения союзникам в США и в настоящее время находится в Абердине. Эти экспонаты являются одними из последних тагильских машин, оборудованных башней-«пирожком». Форма литья башни соответствует мариупольским эталонам.
Источник: http://legion-afv.narod.ru/T-34-76_MoscowCMMF.html

Средний танк Т-34, обр.1941 г., ЦМВС

Заводской номер 916-45 выбит на носовой балке и на бронировке орудия

Ходовая часть среднего танка Т-34 с обрезиненными катками, ЦМВС

Ходовая часть среднего танка Т-34 с обрезиненными катками

Средний танк Т-34, обр.1941 г., ЦМВС

Стакан антенны радиостанции

Средний танк Т-34, обр.1941 г., ЦМВС

Т-34 был выпущен на заводе №183 в мае 1942-го года. Серийный номер 4205119.

Средний танк Т-34-85

Т-34-85 серийный номер Т-4888, эталонная машина августа 1944 года, завод №183. Удивительно, но танк не проходил послевоенную модернизацию.

Бронеавтомобиль БА-6

Бронеавтомобиль БА-6, обр.1935г., ЦМВС

Внешний вид БА-6 по состоянию на 2011 год

Бронеавтомобиль БА-6, обр.1935 г., ЦМВС

БА-6 в ходе реставрационных работ летом 2018 года

Дополнительно по довоенным советским бронеавтомобилям:
Бронеавтомобиль БА-6 на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил
Средний бронеавтомобиль БА-6. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-6 образца 1936 года (макет)
Бронеавтомобиль БА-10 в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-20М в музее «Panssarimuseo»
Бронеавтомобиль БА-3М. Военно-патриотический парк «Патриот»
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний бронеавтомобиль БА-10. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-10. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-10М. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-20 (макет) в музее «Боевая слава Урала»
Реплика бронеавтомобиля БА-20. Мемориально-исторический музей, Волгоград
Бронеавтомобиль БА-20. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-27 (макет) в музее «Боевая слава Урала»

Бронеавтомобиль БА-64Б

Надпись скопирована с бронеавтомобиля, сфотографированного в освобождённом Минске в 1944 году.

Средний танк Т-54 обр. 1951 года

См. также:
Средний танк Т-54 обр. 1949 года у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Средний танк Т-54 обр. 1949 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-54 обр. 1951 года. Центральный Музей Вооружённых Сил, Москва
Средний танк Т-54 образца 1946 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средний танк Т-54 образца 1951 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Т-54 образца 1949 года, который в ходе модернизации довели до уровня Т-54Б. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Т-54 образца 1951 года. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Пионерский», Пенза
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Белые росы», Пенза
Средний танк Т-54-3 (образца 1951 года). Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Средний танк Т-54 образца 1946 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-54-2 в Техническом музее, Тольятти
Танк Т-54-2 образца 1949 года, модернизированный до Т-54Б. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург

Лёгкий плавающий танк ПТ-76Б

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2

БРДМ-2, ЦМВС, г.Москва

БРДМ-2

Боевая машина пехоты БМП-2Д

БМП-2Д, ЦМВС, г.Москва

Боевая машина пехоты БМП-2Д

См. также:
БМП-1П в музее «Боевая слава Урала» в сквере «Белые росы», Пенза
БМП-1К. Музей отечественной военной истории в Падиково
БМП-2Д в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
Командно-штабная машина БМП-1КШ. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-1. Тульский государственный музей оружия
БМП-1. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
БМП-1 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМП-2 обр. 1980 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Советские экспериментальные боевые машины пехоты. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
БМП-3. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года. Мемориальный Парк Победы в Казани
БМП-1 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМП-2 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1). Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Командно-штабная машина на базе БМП-1, БМП-1 образца 1966 года, БМП-2 образца 1980 года в Техническом музее, Тольятти

Пункт разведки и управления огнём артиллерии 1В119 «Реостат»

Бронетранспортёр БТР-Д

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-С»

САО 2С9 «Нона-С», ЦМВС, г.Москва

Высота линии огня САО за счет изменения клиренса может меняться от 1450 до 1800 мм. Наводка орудия осуществляется с помощью перископического прицела 1П8 с панорамой, прицела прямой наводки 1П30, что позволяет вести огонь прямой наводкой или с закрытых позиций.

САО 2С9 «Нона-С», ЦМВС, г.Москва

Для удобства работы наводчика с прицелом 1П8 конструкторам пришлось сделать уширение на левом борту башни в виде выступа — «блистера». Защитный колпак головки панорамы имеет откидную крышку.

САО 2С9 «Нона-С», ЦМВС, г.Москва

Самоходное орудие сохранило схему компоновки базового БТР-Д. Люк для загрузки выстрелов выполнен в корпусе на месте кормового десантного люка БТР-Д. На крыше МТО смонтировано откидное приспособление для подачи выстрелов с грунта.

76-мм самоходная артиллерийская установка СУ-76М

"Принятая 2 декабря 1942 года на вооружение Красной армии самоходная установка СУ-12 была вполне удачной машиной. Правда, у неё имелся врождённый дефект в виде параллельно расположенных двигателей. Такая компоновка силовой установки стала ахиллесовой пятой машины: число дефектов, связанных с моторно-трансмиссионной группой, было очень высоким. Из-за проблем многие СУ-12 долгое время даже не могли добраться до фронта. Чтобы исправить ситуацию, нужно было серьёзно переделывать проблемные узлы. Так появилась СУ-15М, более известная как СУ-76М. Она стала вторым по численности образцом бронетехники Красной армии, уступая только Т-34.
...
Первое время С.А. Гинзбург, главный конструктор СУ-12, считал причиной многочисленных поломок коробок передач их низкое качество. Но конструкторское бюро (КБ) завода №38 было иного мнения. К 11 марта 1943 года директор завода №38 К.К. Яковлев, главный инженер Л.Л Терентьев и главный конструктор М.Н. Щукин подготовили письмо, в котором изложили свой взгляд на причины поломок. По их мнению, проблема была не столько в качестве КПП, сколько в компоновочной схеме. В письме предлагались определённые решения, способные улучшить ситуацию, но для полноценного решения проблемы требовалась радикальная мера — установка на САУ двигателя и коробки передач от Т-70. Это предложение поддержали военный представитель на заводе и Главное артиллерийское управление (ГАУ).
...
Самоходная установка с моторно-трансмиссионной группой Т-70Б получила заводское обозначение СУ-15. Хотя от заводского КБ требовалось просто перекомпоновать машину под новые агрегаты, переделке подверглось и её боевое отделение. Причиной тому стали недостаточно просторные рабочие места командира и заряжающего. Из-за переделки моторного отделения внутри боевого отделения появился достаточно большой выступ, под которым скрывались радиатор и воздуховод системы охлаждения. Поскольку двигатель располагался теперь только справа, воздухозаборник и воздуховод системы охлаждения также остались только справа. Лючок для системы запуска двигателя расположился в правой части центрального лобового листа корпуса, люк доступа к главной передаче — в правой части верхнего лобового листа. Слева от механика-водителя находился отсек с топливными баками общим объёмом 412 литров.
Для увеличения объёма боевого отделения конструкторы немного расширили рубку влево, здесь появился небольшой выступ. Влево сместилась и орудийная установка, которая претерпела некоторые изменения и стала похожей на орудийную установку ЗИС-8, разработанную КБ завода №92. Появилась специальная балка с литым основанием под штырь верхнего станка. В средней части балка крепилась к лобовому листу рубки. С помощью этой конструкции удалось избавиться от старого варианта орудия с укороченными станинами, которые занимали немало места в боевом отделении. Боевое отделение сохранило крышу по типу СУ-12. Боевая масса машины составила 11,2 тонны.
...
К середине мая 1943 года СУ-15 с номером 15-601 прошла 960 километров, остальные три машины по 50–100 километров. В целом машина получилась удачной, но у комиссии возник целый ряд претензий. Среди них, помимо производственных дефектов, указывался и высокий износ ходовой части.
...
В Главном бронетанковом управлении Красной армии (ГБТУ КА), которое с конца апреля 1943 года контролировало работы над самоходными установками, одной из причин быстрого износа посчитали чрезмерный вес машины. Кроме того, весной 1943 года были изучены трофейные немецкие аналоги СУ-15 — самоходные установки Marder II и Marder III. С учётом полученной информации было принято решение облегчить конструкцию СУ-15 путём уменьшения толщины лобовой брони до 25 мм, а бортов и кормы до 13–15 мм. Этого вполне хватало, чтобы защитить экипаж от огня стрелкового вооружения. Наконец, ГБТУ КА распорядилось снять крышу боевого отделения и убрать броню с части бортов и кормы рубки. Эти меры позволили снизить боевую массу до 10,5 тонн. Для защиты от непогоды САУ получила тент. Переделки и снижение максимальной скорости СУ-15 до 30 км/ч были утверждены постановлением ГКО №3760сс от 17 июля 1943 года. Переделанная подобным образом самоходная установка получила обозначение СУ-15М."
Источник: Юрий Пашолок, «Самый массовый самоход Красной армии» | Warspot.ru

76-мм самоходная артиллерийская установка СУ-76М, ЦМВС, г.Москва

СУ-76М

"8 июля 1943 года на вооружение Красной армии была принята лёгкая самоходная установка СУ-76М (СУ-15М). По массовости она стала второй после Т-34/Т-34-85 боевой машиной Красной армии. Благодаря вполне удачной конструкции СУ-76М не претерпевала серьёзных метаморфоз. Но ближе к концу Великой Отечественной войны с учётом отзывов с фронтов машина прошла небольшую модернизацию, направленную, прежде всего, на улучшение защиты боевого отделения. Нового индекса эта машина не получила. Часто её называют «СУ-76М послевоенного выпуска», что неверно: в серию эти САУ пошли с апреля 1945 года, а после окончания Второй мировой войны они выпускались всего два месяца. В ходе советско-японской войны эти «послевоенные» машины успели и повоевать.
...
Вопреки расхожему мнению, послевоенная служба СУ-76М не была короткой и растянулась более чем на полтора десятилетия. Секрет долголетия оказался прост: разработка новых образцов самоходной артиллерии, особенно лёгкого типа, после войны затянулась. Детищу Щукина попросту не нашлось замены. Кроме того, самоходные установки, особенно позднего выпуска, отличались довольно высокой надёжностью. Больше всего претензий имелось к моторам ГАЗ-203. Поэтому в начале 50-х годов появилась новая силовая установка, получившая обозначение СУ-15А. Это была спаренная установка двух грузовых моторов ГАЗ-51, форсированных с 70 до 78 лошадиных сил. Таким образом, суммарная мощность установки составляла 156 л.с. Прирост мощности по сравнению с ГАЗ-203 был незначительный, зато надёжность оказалась существенно выше.
Область применения СУ-76М осталась неизменной: их включали в состав самоходных артиллерийских дивизионов в стрелковых дивизиях. Большую часть СУ-76М в послевоенном СССР составляли машины с модернизированным боевым отделением. Во многом из-за этого на памятниках и в музеях на территории бывшего СССР преобладают именно такие машины."
Источник: Юрий Пашолок, «Финальная версия» | Warspot.ru

См. также:
СУ-76М, Музей отечественной военной истории в Падиково
СУ-76М, Центральный музей Вооруженных Сил
СУ-76М и макет этой САУ, Музей техники Вадима Задорожного
СУ-76М, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
СУ-76М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
СУ-76М, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
СУ-76М, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма