Военная техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург


Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М)

Серийный номер на ВЛД подсказывает, что танк №4327 выпущен в мае 1976 года Нижнетагильским вагоностроительным заводом. Танк относится к базовой модификации семейства Т-72. Характерные черты этого типа: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А26М), дневной прицел-дальномер ТПД-2-49, ИК-осветитель Л-2АГ «Луна», двигатель В-46. Такие машины выпускались с 1973 по 1979 годы, затем началось производство модификации Т-72А (объект 176) с лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1, ночным прицелом наводчика ТПН-3-49 с ИК-прожектором Л-4, сплошными бортовыми противокумулятивными экранами, пушкой 2А46 (вместо пушки 2А26М2), системой 902Б запуска дымовых гранат «Туча».

См. также:
Опытный основной танк «Объект 172М». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72АВ. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72 «Урал». Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Основной танк Т-72 «Урал» образца 1973 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-72А. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Танк Т-72 с тралом КМТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-72 «Урал». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72АВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72Б-1. Музей заповедник «Сталинградская битва», Волгоград
Основной танк Т-72М-1 в танковом музее «Panssarimuseo»
Основной танк Т-72А. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Средний танк Т-54 обр. 1949 года

2017 год - танк после перекраски

См. также:
Средний танк Т-54 обр. 1949 года у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Средний танк Т-54 обр. 1949 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-54 обр. 1951 года. Центральный Музей Вооружённых Сил, Москва
Средний танк Т-54 образца 1946 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средний танк Т-54 образца 1951 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Т-54 образца 1949 года, который в ходе модернизации довели до уровня Т-54Б. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Т-54 образца 1951 года. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Пионерский», Пенза
Средний танк Т-54-3, обр.1951 года в сквере «Белые росы», Пенза
Средний танк Т-54-3 (образца 1951 года). Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Средний танк Т-54 образца 1946 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Танк Т-54-2 в Техническом музее, Тольятти
Танк Т-54-2 образца 1949 года, модернизированный до Т-54Б. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург

Средниий танк Т-34-85

См. также:
Танк Т-34-85, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 образца 1941 года. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 год. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34-85. Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

Тяжёлый танк ИС-3

"История разработки модернизированного ИС-2 чем-то похожа на один из эпизодов латиноамериканской мыльной оперы. Поначалу работами по модернизации занималось ОКБ завода №100, но прямо посередине проектирования они эту затею бросили и начали разрабатывать собственный танк — ИС-6. Далее СКБ Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) решило заниматься глубокой модернизацией танка самостоятельно и даже построило опытный образец. Тем не менее, осенью 1944 года работы начались снова. На свет появился проект, который первоначально именовался как «опытный образец 701-А». Позже данную машину переименовали в «Кировец-1».
...
Надо сказать, что СКБ ЧКЗ было не одиноко — осенью 1944 года «проснулись» специалисты завода №100. Параллельно с ИС-6 там разработали проект модернизации ИС-2, который получил обозначение ИС-2У. Как и в случае с ИС-6, ведущим инженером машины был Г.Н. Москвин, а за корпус танка отвечал В.И. Таротько. Именно Таротько и придумал главную изюминку ИС-2У — V-образную верхнюю лобовую часть корпуса, получившую прозвище «щучий нос». Это позволило не только увеличить стойкость броневых листов, но и перенести люк механика-водителя на крышу отделения управления. В переписке это решение называли «двухскатным наклонным носом».
Строить ИС-2У не стали, но в ГБТУ КА и НКТП разработку завода №100 оценили. 27 декабря 1944 года в адрес Сталина ушло письмо за подписями В.А. Малышева и Я.Н. Федоренко. В нём они уведомили Сталина о том, что решили объединить два проекта. От ИС-2У бралась лобовая деталь корпуса и оригинальное решение по управлению огнём танка с места командира. Таким образом, получался глубоко модернизированный ИС, который в лобовую проекцию не пробивался немецкой 88-мм пушкой, при этом боевая масса практически не менялась."
>Юрий Пашолок, «Эволюция с революцией» | Warspot.ru

"Нередко можно слышать о том, что ИС-3 едва ли не успели к боям за Берлин, и даже приводят рассказы неких немецких асов. Этим людям можно посоветовать умерить свою фантазию. Ни о каком боевом применении ИС-3 в Великую Отечественную войну не могло быть и речи. Мало того, что серийные машины стали строить с 20-х чисел апреля 1945 года, даже опытные машины никто бы не пустил в бой, особенно после результатов испытаний. Танк перегревался, а его башня имела слишком хрупкую броню. Одним словом, никакого боевого применения не было, машина разделила судьбу Т-44.
В войска ИС-3 стали поступать с июня 1945 года. При этом на заводе продолжали лихорадочно бороться с перегревом системы охлаждения (преодолеть его удалось только в июле). По этой причине новые танки на первых порах были, скорее, учебными машинами. Ввиду перегрева системы охлаждения максимальную скорость развить не получалось. Лишь ближе к концу лета стали поступать боевые машины, имевшие 100% боеспособность. Такова была плата за столь стремительное развёртывание производства ИС-3. Впрочем, обвинять ГБТУ КА и НКТП не в чем. Никто не знал, сколько ещё продлится война, а к броневой защите ИС-2 уже давно накопилось немало претензий. Примерно в пределах одной боевой операции ИС-3 вполне «жил», а в условиях войны этого было вполне достаточно.
Несмотря на все «болячки», именно этому танку было доверено «нести флаг» советского танкопрома на Параде Победы 7 сентября 1945 года. Для данной задачи в Берлине собрали боеспособные части, оснащённые новыми танками. Честь пройти по Берлину выпала танкистам 2-й Гвардейской танковой армии. ИС-3 замыкали парад, при этом ни одной поломки не случилось — новые советские тяжёлые танки сработали на все сто. Для союзников по антигитлеровской коалиции новые тяжёлые танки стали настоящим шоком. У них и так не было ничего подобного ИС-2, а тут по Берлину прошли машины, выглядевшие как пришельцы из будущего. Можно сказать, что ИС-3 стали танками, открывшими Холодную войну. В течение последующих семи лет ИС-3 являлся для западных стран образцом современного танка. Откуда им было знать про все те драмы, которые происходили с танком в ходе производства и эксплуатации? Не знали они и о том, что уже в июле 1946 года выпуск ИС-3 прекратился, так как на вооружение приняли новый танк — ИС-4."
>Юрий Пашолок, «Эволюция с революцией» | Warspot.ru

2017 год, танк после перекраски

152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»

У окружного Дома офицеров выставлена необычная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С». В интернете встречаются упоминания о том, что это предсерийная самоходка или же машина первых производственных серий. Это не так, перед нами — экспонат, собранный из разных частей. Корпус опытной машины 1983 года. Ствол с сорванной нарезкой взят с полигона. Необычна и башня, скорее всего, она тоже предсерийная.
См. также: 152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» образца 1989 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма

152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», выставка техники у Дома офицеров, Екатеринбург

Установка с орудием на угле возвышения, близком к предельному

БМП-1

См. также:
БМП-1П в музее «Боевая слава Урала» в сквере «Белые росы», Пенза
БМП-1К. Музей отечественной военной истории в Падиково
БМП-2Д в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
Командно-штабная машина БМП-1КШ. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-1. Тульский государственный музей оружия
БМП-1. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
БМП-1 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Советские экспериментальные боевые машины пехоты. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года. Мемориальный Парк Победы в Казани
БМП-1 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМП-2 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1). Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Командно-штабная машина на базе БМП-1, БМП-1 образца 1966 года, БМП-2 образца 1980 года в Техническом музее, Тольятти

БМ-13Н на базе ЗИС-151

См. также:
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13. ВИМАИВиВС, СПб
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13-16 на шасси ЗИС-6. ВИМАИВиВС, СПб
Реактивная система залпового огня БМ-13. Музей отечественной военной истории в Падиково
РСЗО БМ-13Н на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
БМ-13Н на базе ЗИС-151. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМ-13Н на открытой площадке Центрального музея Великой Отечественной войны, Москва
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Минск
БМ-13Н. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Минск
БМ-13Н образца 1943 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13НММ 2Б7Р образца 1966 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМ-13Н на базе ЗИС-151 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМ-13НМ на базе ЗИС-151, Военный музей, Белград, Сербия
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
БМ-13НММ, музей-панорама «Сталинградская битва», Волгоград
БМ-13НМ обр. 1958 года на шасси ЗиЛ-157 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Боевая машина БМ-13НММ (2Б7Р) образца 1966 года в в сквере «Пионерский», Пенза

Пусковая установка СМ-90 ЗРК С-75М «Волхов»

Дополнительно:
Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М ЗРК С-75М «Волхов» в Техническом музее. Тольятти

ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М «Волхов» в Техническом музее. Тольятти

Зенитная управляемая ракета 5Я23 из состава ЗРК С-75М. Военно-патриотический парк «Патриот»
Зенитная управляемая ракета В-750 (5Я23) на пусковой установке СМ-90 из состава ЗРК С-75М. Военно-патриотический парк «Патриот»
Пусковая установка СМ-63 с макетом ракеты 11Д ЗРК СА-75. ВИМАИВиВС, Санкт-Петербург
Пусковая установка СМ-90 ЗРК С-75М «Волхов» у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Пусковая установка СМ-90 ЗРК С-75. Музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Пусковая установка СМ-90 и антенный пост станции наведения ракет РСН-75МВ ЗРК С-75М. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Транспортно-заряжающая машина ПР-11 с зенитной ракетой 13Д ЗРК С-75. Музей техники Вадима Задорожного
Транспортно-заряжающая машина ПР-11 с тягачом ЗИЛ-157 (из состава ЗРК С-75). Музей техники Вадима Задорожного
Транспортно-заряжающая машина ПР-11Д зенитно-ракетного комплекса С-75. Ярославский музей боевой славы
Зенитная ракетная система С-75
История техники ПВО (учебники, наставления и тех.описания на С-75, С-125, С-200)

Основной танк Т-80БВ

См. также:
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы

Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М)

См. также:
Опытный основной танк «Объект 172М». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72АВ. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72 «Урал». Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Основной танк Т-72 «Урал» образца 1973 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-72А. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Танк Т-72 с тралом КМТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-72 «Урал». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72АВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72Б-1. Музей заповедник «Сталинградская битва», Волгоград
Основной танк Т-72М-1 в танковом музее «Panssarimuseo»
Основной танк Т-72А. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Основной танк Т-64Б

БМП-2

См. также:
БМП-1П в музее «Боевая слава Урала» в сквере «Белые росы», Пенза
БМП-1К. Музей отечественной военной истории в Падиково
БМП-2Д в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва
Командно-штабная машина БМП-1КШ. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
БМП-1. Тульский государственный музей оружия
БМП-1. Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
БМП-1 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
БМП-2 обр. 1980 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Советские экспериментальные боевые машины пехоты. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
БМП-3. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Боевая машина пехоты БМП-1 образца 1966 года. Мемориальный Парк Победы в Казани
БМП-1 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
БМП-2 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1). Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе. Оренбург
Командно-штабная машина на базе БМП-1, БМП-1 образца 1966 года, БМП-2 образца 1980 года в Техническом музее, Тольятти

152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С3 «Акация»

«Акация» принадлежит к известному "букету" самоходных установок созданных отечественной оборонной промышленностью в начале 1970-ых годов. Необходимый минимум технических подробностей отлично изложен в научно-популярной форме известным публицистом Александром Широкорад. Полагаю, здесь будет уместно процитировать его статью "И в артиллерии есть «Акация»", напечатанную в журнале "Моделист-Конструктор" №2/1998: "Проектирование и изготовление первыx опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им М.И. Калинина, а шасси — на заводе "Уралтрансмаш". Артиллерийская часть САУ 2С3 «Акация» разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) — 2А33. Шасси было разработано на базе пусковой установки ЗРК 2К11 "Круг", которое в свою очередь создали на базе опытной САУ СУ-100П, и получило индекс "обьект 303"."
САУ 2С3 «Акация» разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.
Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего — справа. Командир располагается сзади наводчика.
"

Самоходная гаубица прошла несколько этапов модернизации:
1970 год - 2С3. Выпущено примерно 200 машин в базовой модификации (стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С3 в 1973 году составляла 30,5 тысяч рублей).
1975 год - 2С3М. Две механизированные боеукладки заменили одной механизированной укладкой барабанного типа и большим стеллажом в корме корпуса (сотовая укладка) на 33 снаряда, под ней 16 гильз. Это позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Кроме того, была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни, на крышу башни перенесена антенна радиосвязи (не сразу, изрядное количество 2С3М наделали со старым расположением антенны), радиостанция Р-123 заменена на радиостанцию Р-123М. Боекомплект был дополнен выстрелами с кассетным снарядом 3-О-23, в результате осколочное действие увеличилось в четыре раза. Кроме того, начиная с этой модификации «Акация» получила активно-реактивный выстрел 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом. Таким образом, дальнобойность самоходки увеличили с 17 до 20 км.
1987 год - 2С3М1. САУ получила новый прицел 1П5, радиостанцию Р-123М заменили на Р-173. Кроме того, 2С3М1 дополнительно оснащалась аппаратурой 1В519 для приёма командной информации с машины старшего офицера батареи. Боекомплект дополнили выстрелом ЗВОФ64 с управляемым по лазерному лучу 50-кг снарядом ЗОФ39 «Краснополь» с дальностью стрельбы до 20 км.

В настоящее время Российская армия располагает около 13 тысяч артиллерийских орудий, из них около 11 тысяч - самоходные установки, в том числе от 2000 до 2200 - гаубицы «Акация», причем самыми распространенными модификациями являются 2С3М и 2С3М1. Всего же было произведено около 4000 самоходных гаубиц «Акация», которые широко разошлись по всему миру.
Надо отметить, что производство модификации 2С3М1 было прекращено в 1993 году, однако в 2004 году на выставке в Нижнем Тагиле была представлена 2С3М2. Обновленная САУ получила автоматизированную систему управления наведением и огнём 1В514-1 «Механизатор-М», спутниковую навигационную систему (её антенна, расположенная на башне - отличительный внешний признак 2С3М2) и электронную карту района боевых действий. Через два года, в 2006 году, 2С3М2 начала поступать в войска, были перевооружены 2 дивизиона (18 САУ в каждом).
Уместно вспомнить, что 17 ноября 2006 начальник ракетных войск и артиллерии вооруженных сил России Владимир Зарицкий сделал интересное заявление: "На сегодняшний день более 60 образцов вооружения наших войск имеют срок службы от 10 лет, а некоторые - 30 лет и более. В ближайшие 10-15 лет наши артиллерийские орудия можно назвать паритетными, их характеристики в целом нас удовлетворяют". Поэтому можно предположить, что сейчас армия получает модернизированные 122-миллиметровые самоходные гаубицы «Гвоздика» и 152-миллиметровые «Акация», а также новые 152-миллиметровые самоходные артсистемы «Мста». Cрок службы новых и модернизированных установок составит 30-40 лет. В перспективе планируется, что 152-миллиметровые самоходки станут основным видом ствольной артиллерии в России. Кроме артсистем Вооруженные Силы получат современные системы целеуказания, связи и управления огнем.
Дополнительно: Модернизированная самоходная гаубица 2С3М«Акация» с автоматизированной системой управления наведением и огнем АСУНО (изделие 2С3М2) на сайте "УралТрансМаш"

В завершении рассказа — неформальный отзыв: "152-мм самоходные гаубицы 2С-3 "Акация". Вот уж, поистине, классическая артиллерийская система, созданная для эффективной огневой поддержки общевойсковых подразделений в звене дивизия-полк. Отлично сконструированный ствол 152-мм пушки-гаубицы Д-20, позволял вести стрельбу на дальность 17400 метров, а если применить активно-реактивный боеприпас, то и до 20300 метров. 46-килограммовый снаряд имел основательную разрушительную силу, способную не только разрушать долговременные оборонительные сооружения среднего класса, но и эффективно бороться с бронеобъектами.
Ещё одной положительной чертой данного орудия, установленного на гусеничной базе СУ-100П, было то, что мощный дизельный двигатель и широкие гусеницы позволяли данному самоходному орудию, весившему 27,5 тонны, успешно перемещаться в любых условиях местности. А наличие в каждой самоходке 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленного на командирской башенке, обеспечивало успешное отражение атак "духов" на огневую позицию. Да и, представить трудно, что какой-то банде пришло бы в голову напасть на огневую позицию батареи 152-мм самоходных гаубиц 2С-3 "Акация". Шесть орудий внушительного калибра, способных вести огонь не только осколочно-фугасными снарядами, но и снарядами с готовыми убойными элементами 3Ш-2, способны были смести всё живое перед фронтом батареи, да и вообще, с любой стороны, так как имели круговой сектор обстрела. Шесть пулемётов ПКТ, наводимых из бронированной башни и один крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК, установленный на башне командирской машины управления старшего офицера на батарее, обеспечивали поражение одиночных целей, по которым выпускать артиллерийский снаряд было просто жалко. В общем, артиллерийские батареи данных самоходных орудий в состоянии были самостоятельно выполнять любые задачи на просторах Афганистана.
Конечно, использовать "Акации" в горах было затруднительно из-за их габаритных размеров. Да и не по всякой горной дороге могли пройти эти самоходки. Всё-таки, имелся определённый предел их технических возможностей. Вот и использовали батареи артиллерийского полка для выполнения функций охранения мостов, коммуникаций, наиболее важных объектов. Изредка, кое в каких районах Афгана их использовали также для обеспечения сопровождения колонн. А так, стояли эти классические орудия на одном месте, несли караульную службу расчёты, атрофировались офицеры в вопросах ведения огня различными способами. Что поделать? Издержки боевого применения артиллерии в Афгане.
"
Источник: С.И.Чеботарёв, "Бог войны на поле брани"

См. также:
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» в сквере «Пионерский», Пенза
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», Технический музей, Тольятти
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург

Боевая машина 9П138 РСЗО «Град-1» на шасси ЗиЛ-131

См. также:
Боевая машина БМ-21 (2Б5) комплекса 9К51 «Град» образца 1963 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Боевая машина 9П138 комплекса 9К55 «Град-1» образца 1974 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Боевая машина 9П125 комплекса 9К54 «Град-В» образца 1967 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Боевая машина БМ-21 (2Б5) комплекса 9К51 «Град» образца 1963 года в парке имени Фрунзе, Оренбург
Боевая машина БМ-21 (2Б5) комплекса 9К51 «Град» образца 1963 года в Техническом музее, Тольятти
Боевая машина 9П138 системы залпового огня 9К55 «Град-1» в сквере «Пионерский», Пенза
Боевая машина БМ-21 (2Б5) системы залпового огня 9К51 «Град» обр.1963 года в сквере «Пионерский», Пенза
Боевая машина 9П138 РСЗО «Град-1» на шасси ЗиЛ-131 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Боевая машина 9П138 РСЗО «Град-1» на шасси ЗиЛ-131 на центральной набережной Волгограда
Транспортная машина 9Т450 РСЗО 9К51 «Град» в Музее истории «Мотовилихинских заводов», Пермь

100-мм противотанковая пушка «Рапира» МТ-12

100-мм противотанковая пушка «Рапира» МТ-12, штаб Центрального военного округа, Екатеринбург

На затворе выбит индекс ГРАУ — 2А29

100-мм полевая пушка БС-3 образца 1944 года

К разработке орудия БС-3 в КБ Грабина приступили весной 1943 года, одновременно с повторным запуском в производство 57-мм противотанковой пушки. Конструкторы остановились на новом для наземной артиллерии калибре 100 мм, а не на уже существующих 85- и 107-мм орудиях. 100-мм орудия давно и успешно применялись на флоте, для них был разработан унитарный патрон, в то время как у 107-мм пушки было раздельное заряжение. Наличие выстрела, освоенного в производстве, сыграло решающую роль, так как отработка его занимает много времени. Конструкция пушки и унитарное заряжание обеспечили скорострельность в 8 - 10 выстрелов в минуту. Необычный индекс пушки образован так: "Б" - завод "Большевик" (бывший Обуховский), "С" - код КБ Грабина.
Тяжело решался вопрос с выбором колеса. КБ обычно применяло для орудий автомобильные колеса грузовых машин ГАЗ-АА и ЗИС-5, но для новой пушки они не подходили. Тогда родилась идея поставить спаренные колеса от ГАЗ-АА, позволившие вписаться в заданный вес и габариты.

Сравните размеры 100-мм БС-3 и предвоенной 45-мм 53-К. Произошедший за пять лет рост калибра и массо-габаритных характеристик пушек свидетельствует о кризисе концепции обороны, построенной на системе огня противотанковых пушек. В отличии от 45-мм и 76-мм орудий, новые системы невозможно было перемещать по полю боя силами расчёта. Отдача мощных орудий буквально вбивала в землю сошники, затрудняя перенос огня. Вынужденное внедрение дульного тормоза демаскировало пушку - выброс пороховых газов поднимал клубы пыли с дымом. Слишком хорошо заметные и тяжёлые артсистемы было трудно маскировать на позициях.
Между тем, опыт войны заставлял ИПТАПовцев делать всё возможное для маскировки: цена первых выстрелов слишком высока. Поэтому они снимали щиты с орудий, расстилали мокрый брезент под стволом, закапывали пушки, иногда даже снимали колёса. Всё ради уменьшения силуэта противотанковой артсистемы.
Выходом из тупика крупнокалиберных пушек, способных бороться с тяжёлыми танками, стало появление и быстрое совершенствование ПТУР.