Навигация по странице:
Радиолокационная станция 19Ж6 (СТ-68У)
Подвижный радиовысотомер ПРВ-9
76-мм опытная зенитная пушка КС-6, обр. 1955 года
Зенитная пушка 10,5 cm FlaK 38/39
Пусковая установка 5П85Д ЗРС семейства С-300ПС
Пусковая установка 5П72 зенитно-ракетного комплекса С-200
Пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М»
Пусковая установка 2П25 ЗРК «Куб»
ЗСУ-23-4В1 «Шилка»
Боевая машина 9А33БМ3 ЗРК «Оса-АКМ»
Месторасположение: г.Москва, ул.Советской Армии, дом 2, строение 1
Официальный сайт: Центральный музей Вооруженных Сил
Дополнительно по музею Вооружённых Сил:
Военные конфликты начала XX века
Период между мировыми войнами
Великая Отечественная война
Немецко-фашистская оккупация территории СССР и остальной Европы в 1939—1945 годах
Армия и флот в период после окончания Великой Отечественной войны и до наших дней
Открытая площадка экспозиции военной техники
Авиационная техника на открытой площадке
Артиллерийские системы на открытой площадке
Ракетная техника на открытой площадке
Техника ПВО на открытой площадке
Бронетехника на открытой площадке
В 1975 году руководство КБ "Искра" вышло с предложением о разработке, в интересах ПВО страны, трехкоординатной радиолокационной станции, обеспечивающей обнаружение низколетящих целей в условиях интенсивного воздействия комбинированных помех (шифр СТ-68У). Пикантность ситуации заключалась в том, что еще в 1965 году согласно постановлению Правительства такая же разработка была поручена головному институту Министерства по радиолокации – ВНИИРТу – шифр СТ-68. Однако по ходу дела все более очевидным становился тот факт, что предлагаемые институтом технические решения не обеспечивают главных требований к РЛС обнаружения низколетящих целей – малой стоимости и мобильности.
Естественно, что министерство заинтересовалось другой, упрощенной станцией – СТ-68У, предлагаемой запорожцами. Поэтому в феврале 1975 года, по инициативе замминистра Г. П. Казанского, принимается решение о рассмотрении проектов станции на конкурсной основе. Двум организациям – ВНИИРТ и КБ "Искра" было предложено представить "Инженерные записки" со всеми выкладками, построенными исходя из единого тактико-технического задания организации-заказчика. Срок – июнь 1975 года. Для проведения конкурса была создана межведомственная комиссия во главе с директором ЦНИИРЭС Р. М. Сусловым. После многократного заслушивания сторон комиссия склонилась в поддержку предложения КБ "Искра".
РЛС 19Ж6 и ее модификации состояли и состоят на вооружении ПВО (ВВС) СССР, России, Украины, Беларуси, Грузии, Индии, Словакии, Китая, возможно Кипра (Греции) и Вьетнама.
Сайт Саида Аминова – РЛС 19Ж6 СТ-68У
Дополнительно:
Радиолокационная станция 19Ж6 (СТ-68У). Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Подвижная трехкоординатная РЛС боевого режима СТ-68УМ (35Д6). Военно-патриотический парк «Патриот»
Дополнительно:
ПРВ-9 (1РЛ19) «Наклон-2» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
ПРВ-13 (1РЛ130) «Надёжность» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
ПРВ-17 (1РЛ141) «Линейка» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
ПРВ-9. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
ПРВ-10. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Согласно музейной легенде, зенитное орудие 10,5 cm FlaK 38/39 приобретено ещё в 1940 году как один из образцов немецкой военной техники.
Дополнительно:
Антенные посты кабины Ф1 (РПН) и низковысотного обнаружителя 5Н66М на универсальной передвижной вышке 40В6М ЗРС С-300П. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д зенитно-ракетной системы С-300ПС. Тольятти.
Пусковая установка 5П85Д ЗРС семейства С-300ПС. Центральный музей Вооружённых Сил. Москва
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300П. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
Пусковая установка 5П851 и антенный пост радиолокатора подсвета и наведения ЗРC С-300ПТ Музей Войск ПВО страны. Балашиха
Пусковая установка 5П85СМ из состава ЗРС С-300ПМ. Военно-патриотический парк «Патриот»
Зенитная управляемая ракета 5В55 в транспортно-пусковом контейнере 5П86 из состава ЗРК С-300П. Военно-патриотический парк «Патриот»
Пусковая установка 5П85С из состава ЗРК С-300ПС. Военно-исторический парк «Патриот», Энгельс
Пусковая установка 5П851 ЗРК С-300ПТ «Бирюса», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Петухов С.И., Шестов И.В., «История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России»
Печатников Владимир Кириллович «Исторические очерки капитана 1 ранга Печатникова»
Милованов Владимир Павлович «Повесть о жизни» (Модернизация Московского радиотехнического завода под выпуск С-300)
Дополнительно:
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти
Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В ЗРС С-200В «Вега» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти
Пусковая установка 5П72 зенитно-ракетного комплекса С-200, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200В «Вега». Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
Пусковая установка 5П72 и антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Зенитная управляемая ракета 5В28 из состава ЗРК С-200В. Военно-патриотический парк «Патриот»
Транспортно-заряжающая машина 5Т82М зенитно-ракетного комплекса С-200. Ярославский музей боевой славы
Пусковая установка 5П72 ЗРК С-200. Музей истории «Мотовилихинских заводов»
Зенитная ракетная система С-200 «Ангара»
История техники ПВО (учебники, наставления и тех.описания на С-75, С-125, С-200)
Дополнительно:
С-125М «Нева-М» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
Двухбалочная пусковая установка СМ-78А и антенный пост станции наведения ракет. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с зенитными управляемыми ракетами В-601ПД (5В27Д). парк «Патриот»
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Двухбалочная пусковая установка 5П71 (СМ-78А-1) и четырёхбалочная пусковая установка СМ-106. Комплекс «Линия Сталина», Минск
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с ракетами В-601ПД (5В27Д). Военный музей, Белград, Сербия
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Дополнительно:
Пусковая установка 2П25 ЗРК 2К12 «Куб». Музей техники Вадима Задорожного
Пусковая установка 2П25 ЗРК «Куб». Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Пусковая установка 2П25 комплекса 2К12 «Куб». Тульский государственный музей оружия
Самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91 ЗРК 2К12 «Куб». Комплекс «Линия Сталина»
"...Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что лётчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический приём - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолёт, атакующий в течение 15-30 с, расчёты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьёзных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.
Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно лёгкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.
Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь её осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.
Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесённые артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила её...
В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.
Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.
Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.
При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжёлых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.
Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задаётся локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведётся по самолётам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру."
Сергей Грянкин, "ЗСУ-23-4" («Техника-молодёжи» №12/1990)
Ну, а теперь нюансы, которые могут несколько омрачить светлую картину, нарисованную в научно-популярном журнале.
1) Радиолокационная станция 1РЛ33М2 не способна самостоятельно контролировать воздушное пространство. Эффективность кругового поиска ограничена скоростью движения антенны по азимуту – 18-22 градусов в секунду.
Таким образом, антенна РПК «Шилки» выполняет полный оборот примерно за 18-20 секунд. Современные средства воздушного нападения за это время уже достигнут позиции установки.
2) В отсутствии внешнего целеуказания у «Шилки» с поиском целей всё очень грустно. Дальность обнаружения Миг-17, летящего на высоте 1500-2000 метров – не более 20 км. На автосопровождение такую цель «Шилка» сможет взять на дальности не более 15 км. При этом надо учитывать, что ЭПР современных боевых самолётов куда меньше, чем у старого советского истребителя. Да и возможности средств воздушного нападения действовать на малых и предельно малых высотах неизмеримо выросли.
3) Отдельно стоит коснуться вопроса боевой устойчивости «Шилки» в условиях применения противником средств радиоэлектронного противодействия. Открываем Приложение 29 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4». Защита от пассивных помех реализована посредством СДЦ. Против импульсных помех используется режим «Вобуляция» (изменением частоты повторения зондирующих импульсов в процессе облучения цели). Для борьбы с активными шумовыми помехами предлагалось уходить на запасную частоту. В начале 1960-ых годов эти меры полагали достаточными. Однако, опыт боевых действий с участием ЗРК «Квадрат» и ЗСУ-23-4, полученный в ходе арабо-израильских конфликтов, привёл к разработке в США контейнерного обнаружительного приёмника, а затем и станции активных помех AN/ALQ-162, предназначенной в том числе для подавления РЛС непрерывного излучения.
4) Прикрытие «Шилками» войск в движении сопровождалось существенными ограничениями. На марше назначались дежурные машины, которые должны были меняться каждые 2 часа. Цитирую: "Установки, совершающие марш в готовности номер один, через два часа движения необходимо переводить в готовность номер два, так как ресурс непрерывной работы гидроприводов рассчитан на 2 часа".
5) Ведение огня в движении также имело свои существенные ограничения. "Движение самохода во время стрельбы или сопровождения цели должно быть равномерным, плавным, без больших ускорений, со скоростью не более 15-20 км/ч." (Источник: Приложение 32 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4», 1968 год)
6) Предположим, что ламповую 1РЛ33М2 заменили на новую РЛС с современной твердотельной элементной базой. Но даже в этом случае ЗСУ-23-4 не обеспечивает безопасную дальность поражения современных летательных аппаратов. Её 23-мм артиллерийская установка имеет серьёзные ограничения. Наклонная дальность стрельбы – 2500 м. Высотный интервал огня – 100-1500 м. Дальность стрельбы по наземным целям – 2000 м. Вероятность поражения цели типа Миг-17 составляет всего 0,6. Таким образом, даже в самом выгодном режиме поиска - в узком секторе (80, а ещё лучше 30 градусов) до стрельбы врядли дойдёт. Типовая дальность применения оружия с летательных аппаратов сегодня раза в два больше, чем дальняя граница зоны поражения «Шилки» (2000 метров).
Таким образом, даже модернизированная до уровня ЗСУ-23-4М4 или ЗСУ-23-4М5 машина годится только для ближнего прикрытия объектов (например, тяжёлых ЗРК) от воздушного нападения и для борьбы с БПЛА.
Собственно, опыт применения «Шилки» в локальных конфликтах говорит о превращении ЗСУ в машину огневой поддержки (пусть даже и с крайне слабым бронированием).
Дополнительно:
Уникальная ЗСУ-23-4В (ранний корпус и башня ЗСУ-23-4В) в Техническом музее, Тольятти
ЗСУ-23-4В «Шилка» в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ЗСУ-23-4В «Шилка». ВИМАИВиВС, Санкт-Петербург
ЗСУ-23-4В1 «Шилка». Музей отечественной военной истории в Падиково
ЗСУ-23-4В1 «Шилка». Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
ЗСУ-23-4М «Шилка». Военно-патриотический парк «Патриот»
ЗСУ-23-4М «Шилка». Тульский государственный музей оружия
ЗСУ-23-4М «Шилка». Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ЗСУ-23-4М1 «Шилка». Музей Войск ПВО страны, Балашиха
ЗСУ-23-4М3 «Шилка» на центральной набережной Волгограда
Отдельно хочу порекомендовать великолепное исследование модификаций ЗСУ-23-4 от Алексея Бобкова. Его статью "Метаморфозы «Шилки»" опубликовал журнал «М-Хобби» в №6 за 2010 год.