0
 
Официальный сайт: Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области Военно-технический музей
Адрес: Московская область, Ногинский район, городской округ Черноголовка, село Ивановское
Навигация по странице:
Лафет 203-мм гаубицы Б-4М
Орудийная повозка БР-10 и ствол 203-мм гаубицы Б-4М
Реактивная система залпового огня БМ-13Н на базе Studebaker US6
7,5-cm САУ StuG III Ausf.F
76-мм САУ СУ-76М
100-мм САУ СУ-100. Экземпляр №1
100-мм САУ СУ-100. Экземпляр №2
122-мм САУ ИСУ-122
152-мм САУ ИСУ-152
120-мм авиадесантная САУ 2С9 «Нона-С»
122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»
203-мм самоходная пушка 2С7 «Пион»
"Орудийная повозка Бр-10 состояла из корпуса повозки, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Повозка снабжена листовыми рессорами. Скорость возки Бр-10 со стволом до 25 км/час.
...
Триплекс в составе 203 мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр 2 и 280-мм мортиры Бр-5 формально был принят на вооружение. Но фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную "войну" с его ходовой частью. Так, при эксплуатации ствольных повозок Б 29. изготовленных заводом "Большевик", постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б 29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр-10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два "Коминтерна" цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки БР-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.д.
...
В 1939 году заводом "Баррикады" была создана колесная ствольная повозка Бр-15. Заводские испытания Бр-15 прошла с 28 апреля по 7 мая 1940 года. Вес Бр- 15 без ствола составлял 5650 кг (с укладкой 6090 кг). По сравнению с Бр-10 у Бр-15 была увеличена ширина шин задних колес, а у передних колес диаметр увеличен с 900 до 1250 мм, клиренс увеличен с 310 до 410 мм.
На заводских и полигонных испытаниях повозка Бр-15 показала лучшую проходимость, чем Бр 10 и была рекомендована к принятию на вооружение при условии переделки тормозов.
Но на вооружение Бр 15 принята не была. Да и вообще, имея буксируемый триплекс на гусеничном ходу, существенных улучшений в маневренности и скорости возки добиться было нельзя. И что толку, если колесная ствольная повозка сможет двигаться в 2 раза быстрее, чем лафет на гусеничном ходу? Кардинальным решением вопроса мог стать только переход триплекса на новый колесный лафет."
Источник: Широкорад А., «Из истории отечественной артиллерии» («Техника и вооружение» №2/1999)
См. также:
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.G. Военно-патриотический парк «Патриот»
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.F/8. Военно-патриотический парк «Патриот»
Самоходная установка StuG III Ausf.F8. Военный музей (Војни музеј), парк Калемегдан. Белград, Сербия
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG IV. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка tuG 40 Ausf.E. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов
Самоходные артиллерийские установки StuG III Ausf.G , Ps.531-48 в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-45 в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-19 «Marjatta» в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-57 в музее «Panssarimuseo»
Cамоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея», Севастополь
7,5-cm САУ StuG III Ausf.F, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
"Пару лет назад в клубе "Капонир" появился новый образец бронетехники - СУ-76М. Вот о ней и поговорим. По внешнему виду машина походит на самоходки завода ГАЗ начала 45-го года. Сколько в машине оригинальных деталей - не знаю , но элементы ходовой , а также небольшие детали корпуса скорее всего подлинные. Самоходка на ходу и периодически участвует в различных мероприятиях."
СУшка из "Капонира": tankist_31 — ЖЖ
"Как и в случае со многими другими советскими самоходными артиллерийскими установками, путь к созданию СУ-76 оказался совсем не простым. Первоначально в качестве базы для машины, предназначенной для поддержки мотомеханизированных соединений, предполагалось использовать двухбашенный танк Т-26. Позже в планах появился и Т-50. Сразу после начала войны резко изменившаяся ситуация заставила срочно менять саму концепцию такой САУ. Вместо легкой боевой машины поддержки пехоты появился ЗИС-30, истребитель танков на шасси тягача «Комсомолец». К самоходной установке с более широкой специализацией конструкторы вернулись лишь в конце 1941 года. СУ-12, в итоге ставшая первым серийным вариантом СУ-76, получилась далеко не с первой попытки."
Источник: Юрий Пашолок, «"Бумажные" САУ в легком весе» | Warspot.ru
"8 июля 1943 года на вооружение Красной армии была принята лёгкая самоходная установка СУ-76М (СУ-15М). По массовости она стала второй после Т-34/Т-34-85 боевой машиной Красной армии. Благодаря вполне удачной конструкции СУ-76М не претерпевала серьёзных метаморфоз. Но ближе к концу Великой Отечественной войны с учётом отзывов с фронтов машина прошла небольшую модернизацию, направленную, прежде всего, на улучшение защиты боевого отделения. Нового индекса эта машина не получила. Часто её называют «СУ-76М послевоенного выпуска», что неверно: в серию эти САУ пошли с апреля 1945 года, а после окончания Второй мировой войны они выпускались всего два месяца. В ходе советско-японской войны эти «послевоенные» машины успели и повоевать.
...
Вопреки расхожему мнению, послевоенная служба СУ-76М не была короткой и растянулась более чем на полтора десятилетия. Секрет долголетия оказался прост: разработка новых образцов самоходной артиллерии, особенно лёгкого типа, после войны затянулась. Детищу Щукина попросту не нашлось замены. Кроме того, самоходные установки, особенно позднего выпуска, отличались довольно высокой надёжностью. Больше всего претензий имелось к моторам ГАЗ-203. Поэтому в начале 50-х годов появилась новая силовая установка, получившая обозначение СУ-15А. Это была спаренная установка двух грузовых моторов ГАЗ-51, форсированных с 70 до 78 лошадиных сил. Таким образом, суммарная мощность установки составляла 156 л.с. Прирост мощности по сравнению с ГАЗ-203 был незначительный, зато надёжность оказалась существенно выше.
Область применения СУ-76М осталась неизменной: их включали в состав самоходных артиллерийских дивизионов в стрелковых дивизиях. Большую часть СУ-76М в послевоенном СССР составляли машины с модернизированным боевым отделением. Во многом из-за этого на памятниках и в музеях на территории бывшего СССР преобладают именно такие машины."
Источник: Юрий Пашолок, «Финальная версия» | Warspot.ru
См. также:
СУ-76М, Музей отечественной военной истории в Падиково
СУ-76М, Центральный музей Вооруженных Сил
СУ-76М и макет этой САУ, Музей техники Вадима Задорожного
СУ-76М, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
СУ-76М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
СУ-76М, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
СУ-76М, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
"Работы по усилению вооружения танков и самоходных установок пошли по трём направлениям. Первым, наиболее простым направлением, считалось увеличение начальной скорости 85-мм орудия до 1000–1050 м/с. Вторым направлением стало использование орудий с баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. В случае с тяжёлыми танками данное направление стало успешным — так появилось орудие Д-25Т, самое мощное из отечественных танковых систем. Наконец, третьим направлением стало использование калибра 100 мм — для советской полевой и танковой артиллерии этот калибр был новым.
История появления в СССР орудий этого калибра была непростой. Всё началось со 100-мм (10-см) австро-венгерской морской пушки K10 производства фирмы Skoda («круглые» калибры были типичны для Австро-Венгрии). Данные орудия ставились в том числе и на те корабли, которые по итогам Первой мировой отошли Италии. Итальянцам орудие приглянулось, и компания OTO (Odero Terni Orlando) наладила его производство. Через итальянцев 100-мм орудия попали в СССР — используя его как базу, конструкторское бюро завода «Большевик» создало сначала систему Б-24, а позже и более мощную Б-34.
Судьба Б-34 складывалась непросто, это орудие далеко не сразу приняли на вооружение и не раз дорабатывали. Тем не менее его заметили конструкторские бюро, занимавшиеся танковыми системами. Причин оказалось несколько. Во-первых, орудие имело унитарное заряжание, причём унитарный патрон оказался довольно компактным и не очень тяжёлым. Во-вторых, система являлась мощным орудием, однозначно превосходя 85-мм зенитную пушку и находясь примерно в той же категории, что и 107-мм орудие М-60. Правда, существовал один серьёзный минус: на тот момент Б-34 не имела бронебойного снаряда."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
С 1 мая 1945 года на САУ введена безбалочная носовая часть корпуса. На лобовом листе рубки — след модернизации 1960-го года: кронштейн и бронированный ввод проводки дополнительной правой фары.
Признаки самоходки омского производства: широкие петли верхней кормовой бронеплиты СУ-100 завода №174 унифицированы с петлей круглого люка.
Двухстворчатый люк для артиллерийской панорамы в крыше рубки. В левой створке — перископический прибор MK-IV. Между люком панорамы и командирской башенкой — люк стопора орудия по-походному.
"Во многом самоходная установка, получившая обозначение СУ-100, была результатом компромиссных решений. С одной стороны, было очевидно, что необходимо расширять боевое отделение. С другой стороны, над конструкторами дамокловым мечом висело ограничение по массе. Во многом именно проблемы с перегрузкой ходовой части стали главной причиной, почему та же СУ-122М и аналогичные машины так и не стали серийными. В результате боевое отделение по основным геометрическим параметрам оставалось равнозначным СУ-85. Одинаковым оказался и угол наклона верхнего лобового листа рубки — 52 градуса от вертикали.
Фактически СУ-100 была развитием опытного образца модернизированной СУ-85, созданной в конце 1943 года. По сравнению с серийной СУ-85 было внесено некоторое количество улучшений, главным из которых стало появление командирской башенки. Впрочем, простой заменой орудия при разработке СУ-100 не ограничились. Для начала толщина верхнего лобового листа и люка механика-водителя увеличилась до 75 мм. Это позволило заметно увеличить стойкость брони против наиболее распространённых противотанковых орудий (прежде всего 7,5 cm Pak 40). Двухстворчатый люк для панорамы в крыше корпуса сильно изменился, также в его левой створке появился перископический прибор MK-IV. Смотровые перископические приборы по периметру рубки убрали, зато на крышу вернулся вытяжной вентилятор. От наклона кормового листа рубки отказались, что позволило выиграть немного свободного места в боевом отделении."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
"Реалии Великой Отечественной войны были таковы, что средние САУ недолго задерживались в производстве. В случае с СУ-100 ситуация оказалась обратной: забегая вперёд, стоит сказать, что эта самоходка продержалась на конвейере дольше всех советских боевых машин разработки военного периода.
...
Так как производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, а фактические поставки в войска — ближе к ноябрю, эта машина оказалась куда менее заметным явлением на поле боя, чем СУ-85. Фактически боевое применение СУ-100 началось только в начале 1945 года. На дату боевого дебюта СУ-100 повлияли и выявившиеся дефекты, прежде всего, выход из строя передних опорных катков. Также поступали жалобы на различные детали орудийной установки, а также трещины, проявлявшиеся в месте стыка бортов рубки и «косынок»."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
Признак поздних производственных серий: верхний и нижний лобовые листы соединеняются друг с другом встык, а не через носовую балку.
Аналогичный ящик на правой надгусеничной полке есть на одной из СУ-100 выставленной в Саратове на Соколовой горе. На лобовом листе рубки — след модернизации 1960-го года: кронштейн и бронированный ввод проводки дополнительной правой фары.
Колпаки выхлопных труб и узкие петли самоходок выпускавшихся в Свердловске («Уралмашзавод», он же «УЗТМ»)
Бонки — следы модернизации 1960-го года, когда на борту рубки появился ящик малогабаритного заправочного агрегата МЗА-3 (для перекачки топлива из 200-литровых бочек в баки машины).
См. также:
СУ-100, Музей отечественной военной истории в Падиково
Два экземпляра СУ-100, Музей техники Вадима Задорожного
СУ-100, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Два экземпляра СУ-100, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Два экземпляра СУ-100, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
СУ-100, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
СУ-100, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
СУ-100 промежуточных серий в Саратовском музее боевой и трудовой славы
СУ-100 ранних серий в Саратовском музее боевой и трудовой славы
СУ-100 в сквере «Белые росы», Пенза
"Из тройки советских самоходных установок, созданных в конце 1942 – начале 1943 года, КВ-14 (с апреля 1943 года СУ-152) оказалась наиболее удачной. Она не имела откровенных проблем с надёжностью, как у СУ-12, была более удобной для работы расчёта. Разумеется, имелись к СУ-152 и претензии. В ходе серийного производства машину дорабатывали, но радикальной модернизации не планировалось. Желание расширить боевое отделение в задней его части привело лишь к созданию эскизных наработок, дальше дело не продвинулось.
Отсутствие радикальных переделок было связано с тем, что машина в целом соответствовала заявленным требованиям. В отличие от танка КВ-1с, послужившего для неё базой, сама СУ-152 не выглядела устаревшей. Её вооружение было способно эффективно бороться против любого образца немецкой бронетехники. Именно благодаря вооружению СУ-152 пережила на конвейере не только КВ-1с, но и КВ-85, а последние такие машины сдавались уже в ходе производства ИС-85.
Тем не менее принятие ИС-85 на вооружение Красной армии указывало на то, что время тяжёлой САУ на базе КВ-1с уходит. В постановлении ГКО №4043 от 4 сентября 1943 года, которым ИС-85 принимался на вооружение, значилась и разработка САУ на его базе. Построить опытный образец намечалось к 15 октября, а к 1 ноября планировалось провести испытания. Первые пять машин, обозначенных как ИС-152, предполагалось сдать в ноябре, ещё 30 — в декабре. Такие сжатые сроки объясняются тем, что машина проектировалась на уже готовом шасси ИС-85, которое не планировалось существенно переделывать."
Источник: Юрий Пашолок, «Самая массовая тяжёлая самоходка в истории»| Warspot.ru
После списания САУ находилась на одном из полигонов, а около десяти лет назад попала в Черноголовку. Здесь самоходку привели в порядок.
"При разработке новой самоходной установки учитывался опыт проектирования и эксплуатации СУ-152. Боевое отделение ИС-152 удалось сделать чуть более просторным. Для этого пришлось отказаться от наклонного кормового листа рубки и изменить конфигурацию бортовых листов. Их угол наклона уменьшился с 25 до 15 градусов. Задние бортовые листы стали более длинными, что тоже позволило выкроить немного свободного места. Топливный бак перенесли с правого борта в переднюю левую часть боевого отделения, слева от механика-водителя. Решение довольно странное, но места бак стал занимать меньше. Перенос бака сделал удобнее работу командира и замкового.
...
6 ноября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4504сс «О тяжёлой самоходной артиллерийской установке ИС-152 с гаубицей-пушкой МЛ-20с». Документ предусматривал начало серийного производства машины, сохраняя объёмы, заданные в постановлении ГКО №4043. Первые машины получились очень дорогими: каждая из них обходилась в 400 тысяч рублей, что было заметно выше СУ-152. Впрочем, уже в первом квартале 1944 года стоимость снизилась до 350 тысяч рублей, а с апреля — до 295 тысяч."
Источник: Юрий Пашолок, «Самая массовая тяжёлая самоходка в истории»| Warspot.ru
См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань
ИСУ-152 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
ИСУ-152 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
См. также:
«Нона-СВК», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
«Нона-СВК», Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
«Нона-С», Центральный музей Вооружённых Сил
«Нона-С», Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
«Нона-С», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
«Нона-С», Музей отечественной военной истории в Падиково
См. также:
САУ 2С1 «Гвоздика» на центральной набережной Волгограда
САУ 2С1 «Гвоздика» в сквере «Пионерский», Пенза
САУ 2С1 «Гвоздика», музей «Panssarimuseo», Parola
САУ 2С1 «Гвоздика», музей боевой техники в городе Чебоксары
САУ 2С1 «Гвоздика», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
САУ 2С1 «Гвоздика», Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
122-мм полковая самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
1 мая 1957 года на параде в Москве были показаны тяжелые самоходные установки: 406-мм артиллерийское орудие 2АЗ "Конденсатор-2П" (64 тонны) и 420-мм миномет 2Б1 "Ока" (55 тонн). Оба изделия были крайне громоздкими (длина - 20 метров, ширина - примерно 3 метра, высота - около 6 метров) и тяжелыми, но вес и габариты установок фактически задали атомщики, считавшие, что диаметр тактического атомного снаряда должен быть не менее 400 мм. Произвели их всего лишь по 4 экземпляра, но главное, что промышленность получилас опыт создания артсистем, способных стрелять ядерными тактическими боеприпасами на большие расстояния. К 1960 году их доработку прекратили, отдав предпочтение решению задачи доставки ядерного заряда с помощью тактических ракетных комплексов (Например: ОТР "Луна"). Между тем, тактические ракеты ещё не имели систем самонаведения, поэтому их точность на предельной дальности была неудовлетворительной.
Надо сказать, что за несколько лет до этого первомайского парада, 25 мая 1953 года, США уже испытали систему аналогичного назначения на ядерном полигоне в Неваде, состоявшей из буксируемой 280-мм пушки Т131 (после принятия на вооружение М65, прозвище в войсках "Атомная Анни") и 280-мм артиллерийского снаряда Atomic Mk.9 (T124) Shell с атомной боеголовкой W9 мощностью 15-20 кТ. Снаряд был запущен из пушки M65 (массой 77 тонн) на заданные 32 км и успешно детонировал. Как и в случае с советской пушкой 2А3, американское орудие было громоздким и малопригодным для боевых действий. Произвели всего 20 орудий, которые недолго служили в Западной Европе. Но уже в 1963 году в США принимается на вооружение 155-мм снаряд для самоходных гаубиц М114, М109 и т.п. Снаряд оснащался ядерным зарядом W48 мощностью 72 тонны в тротиловом эквиваленте (модификация Mod 1) и имел выдающиеся весогабаритные характеристики: длинна 33,3 дюйма, вес 128 фунтов (51,2 кг). Ещё через год, в 1964, для 203-мм самоходной гаубицы M110 был принят на вооружение снаряд с ядерным зарядом W33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.
В 1964 году с поста Генерального секретаря ЦК КПСС ушёл Н.С.Хрущёв с его маниакальной страстью решать все вопросы с помощью ракетных технологий. В это же время в СССР была достигнута технологическая готовность: учёные добились уменьшения критического размера атомных боеприпасов по диаметру. Откровенно говоря, работы которые были заморожены при Хрущёве, предполагали лишь эволюцию САУ, принятых на вооружение в Великую Отечественную войну (например, ИСУ-152 в ИСУ-152К и т.д.).
К этому времени стало очевидным существенное отставание СССР от США по самоходной артиллерии и по созданию ядерных зарядов малого калибра для обычных орудий, т.е. в обеспечении армейских подразделений тактическим атомным оружием. Для устранения этого отставания в декабре 1967 года начались опытно-конструкторские работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки. Первоначально не был задан ни тип орудия, ни даже его калибр. Определялась лишь дальность стрельбы - 25 км. В результате было принято решение на разработку САУ в открытом исполнении с пушкой повышенной мощности (дальность стрельбы обычным снарядом 32 км, а активно-реактивным снарядом - 45 км). 8 июля 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №427/161 с которого началась разработка самоходной установки, получившей обозначение 2С7 и наименование "Пион". Головным разработчиком и исполнителем был назначен ленинградский Кировский завод, качающуюся часть изготавливал волгоградский завод "Баррикады" по проекту ЦКБ "Титан".
Для большей объективности приведу альтернативную точку зрения на эти же события: "В принципе, требуемую САУ можно было легко и просто получить, используя уже имеющуюся 180-мм пушку и уже имеющееся шасси на базе Т-55, однако условия, которые сложились в советском ВПК, делали невозможным воплощение такого проекта. Дело в том, что к концу шестидесятых годов руководство советских оборонных предприятий основные доходы получало вовсе не в виде зарплаты: значительно превышали ее размер различные премии и вознаграждения за модернизацию. Непродуманная система стимулирования, основы которой были заложены еще при Сталине, привела к печальным последствиям: конструкторы стали гнаться за оригинальными и непроверенными решениями, помогавшими обосновать получение премий. Улучшения, которые можно было сделать еще на этапе проектирования, сознательно не внедрялись, чтобы уже во время производства получать премии за модернизацию. Часто конструкция специально выполнялась излишне сложной - и деньги выплачивались в этом случае и за ее упрощение... Волшебным образом все работы прекращались, когда все возможные выплаты с конструкции уже были получены (хотя модернизационный потенциал часто до конца не использовался). Поэтому за производство самоходного орудия, состоящего из шасси и пушки, уже в значительной степени утративших свой «премиальный» потенциал, никто бы не взялся.
В этих условиях вариант «Баррикад» показался меньшим злом. Требования к орудию были подкорректированы, но, в общем, все шло к тому, что новую САУ будет делать завод «Баррикады». Однако и Кировский завод не хотел сдаваться без боя; начались различные подковерные баталии кланов, поддерживающих ту или иную группировку. Их результатом стало то, что головным разработчиком оказался Кировский завод. Однако и «Баррикады» не проиграли: на новой самоходной пушке устанавливалось их орудие. В общем, все заинтересованные стороны получали свою долю доходов."
Источник: В.Мальгинов "Самоходный «Пион»" (М-Хобби №1/2008)
Вот как описывает создание самоходки А.С. Ефремов в работе «Седьмой "цветок" в артиллерийском "букете" и его унифицированные наследники» («Техника и вооружение», №12/2011).
"САУ 2С7 «Пион» создавалась с 1967 г. как мощное орудие для стрельбы как обычными, так и тактическими специальными боеприпасами. Большой калибр (203,2 мм – исторически сложившийся калибр, соответствующий 8 дюймам был выбран в связи с тем, что ко времени разработки орудия достижения в области конструирования специальных снарядов позволили «уложить» в этот калибр тактический ядерный (атомный) заряд. Это открывало уникальную возможность считать САУ «Пион» самой мощной артустановкой полевого типа.
...
Само 203-мм орудие 2А44 создали в КБ Волгоградского завода «Баррикады», с которым у конструкторов КБ-3 Кировского завода сложились давние творческие связи. Компоновочная схема САУ была выбрана не сразу. Под руководством одного из старейшин КБ-3 Л.И. Горлицкого – создателя знаменитых артсамоходов времён Великой Отечественной войны — был разработан проект с использованием узлов тяжёлого танка Т-10, в котором пушка устанавливалась традиционно — в сильно бронированной рубке в носовой части машины. Такой вариант получил индекс «Объект 216 сп1».
В то же время расчёты показали, что при большой силе отката (а у этого орудия она составляла около 135 т) использовать готовые гусеничные шасси затруднительно. Выход был найден в применении гусеничных шасси, разработанных по специальной схеме, но с готовыми узлами серийных танков. В новом шасси применили семиопорную подвеску, обрезиненные гусеничные ленты, резиновые бандажи на опорных и поддерживающих катках. Конструкция предусматривала возможность опускать перед выстрелом направляющие колеса ходовой части на фунт и тем самым увеличивать опорную поверхность при выстреле, при этом обрезиненные катки и гусеница вкупе с работой четырех пар энергоёмких телескопических амортизаторов существенно снижали вибрационные и ударные нагрузки.
С целью уменьшения массы машины в КБ-3 приняли вариант компоновки с задним открытым расположением пушки и рабочих мест расчёта, который при движении «по-походному» размещался в бронированных отделениях корпуса. Так появился «Объект 216 сп2», разработку которого выполнили под руководством Г.Н. Рыбина и В.В. Кулагина. Кормовое расположение открытого боевого отделения оказалось предпочтительнее ввиду целого ряда преимуществ:
- ствол размещается в пределах длины корпуса (с незначительными выносом вперёд), что исключает утыкание его при движении по пересеченной местности;
- создаётся оптимальная схема восприятия сил при выстреле и максимальное удобство боевой работы экипажа.
Пожалуй, самое главное состоит в том, что благодаря движению откатных частей пушки за пределами корпуса обеспечиваются большая длина отката, позволяющая не использовать дульный тормоз, и хорошая устойчивость при стрельбе. Длина отката достигает 1400 мм."
Традиционно, всё что скрывается за ладными строками, выглядит уже не столь красиво. В реальной жизни бал правили интриги в советском ВПК, личная заинтересованность "красных директоров", конкуренция конструкторских бюро, сознательное придерживание разработок с целью позднее получить финансирование и прочие блага на последующую "модернизацию" изделий, а также уйма иных поражающих воображение факторов. Открываем воспоминания инженера-испытателя ОКБТ ПО «Ленинградский Кировский завод», а затем работника 7 Главного управления Министерства оборонной промышленности СССР,
Ю.М. Мироненко. Цитата:
"Во второй половине 60-ых годов прошлого столетия в Минобороны спохватились, что в СССР, в отличие от США, напрочь отсутствует дальнобойная самоходная артиллерия. Началась возня. Не определившись, что же конкретно нужно, было найдено самое простое решение – поручить промышленности разработать аванпроекты чего-нибудь удобоваримого.
Сказано – сделано, и двум заводам Ленинградскому «Кировскому» и Волгоградскому «Баррикады» было поручено проектирование самоходной пушки с дальностью стрельбы 30 км. Про калибр и «прочее» - ни слова… Пережившие «эпоху Хрущёва» артиллеристы ленинградского и волгоградского КБ с энтузиазмом принялись за работу и «нарисовали» множество вариантов «самоходов» от 152 мм до 203мм. Кировчане вспомнили даже знаменитый «Конденсатор-2П» калибра 406 мм. Прорисовки предлагаемых вариантов были представлены в Министерство обороны, и оно… задумалось.
Прошёл ни один год, и вот в 1970 году более или менее сформировавшаяся мысль была оформлена постановлением Правительства, которое поручило Миноборонпрому создать самоходную пушку «Пион» калибром 203,2 мм с дальностью стрельбы обычными снарядами – 32 км, а активно-реактивными – 42 км. Однако, пока военные раскладывали свой «пасьянс», из Миноборонпрома была выведена большая группа предприятий, объединённая в Министерство машиностроения СССР, а Ж.Я.Котин покинул «Кировский завод» и перешёл на работу в министерство.
Всё это осложнило работу. Ведь уход из Миноборонпрома «снарядчиков» нарушил единоначалие, и оставшимся «пушечникам» пришлось обращаться к ним с протянутой рукой. Тем же было не выгодно класть в неё всё, чем обладали. Поэтому находились тысячи причин, чтобы дать минимум, оставив остальное себе - в «научно-технический задел», т.е. на будущее. Имея постоянно такой «задельчик», эти деятели годами создавали только видимость напряжённой работы, в результате чего эффективность наших артиллерийских снарядов постоянно уступала «НАТО-вским». Как говорится, не от хорошей жизни, даже в танковом институте ВНИИтрансмаш было содано подразделение, занимавшееся разработкой новых снарядов. Минмаш нагло играл в героические догонялки – как только появлялось « у них», - тут же «наши» самоотверженно их догоняли … Так что главному конструктору пушки Г.И. Сергееву и нашей «конторе» пришлось потратить много сил и здоровья, чтобы у созданной в Волгограде уникальной пушки были достойные ей боеприпасы.
На «Кировском заводе» тоже создалась неблагоприятная для «самоходчиков» обстановка. Жозеф Яковлевич, при котором в ОКБТ был накоплен огромный опыт создания самоходных артустановок и ракетных комплексов, ушёл с поста главного конструктора, оставив вместо себя весьма далёкого от артиллерии Н.С.Попова."
См. также:
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Музей техники Вадима Задорожного
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Музей отечественной военной истории в Падиково
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
Самоходная пушка 2С7 «Пион», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Технический музей, Тольятти
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Дополнительно:
Центральный музей Великой Отечественной войны
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Выставочная площадка. Музей отечественной военной истории в Падиково
Великая Отечественная война. Часть 1. Музей отечественной военной истории в Падиково
Великая Отечественная война. Часть 2. Музей отечественной военной истории в Падиково
Легкобронированные машины. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Внешняя экспозиция
Легкая бронетехника в музее «Боевая слава Урала»
Инженерная и другая специальная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Современная отечественная бронетехника. Военно-патриотический парк «Патриот»
Инженерная и другая спец.техника в Техническом музее. г.Тольятти
Легкая бронетехника в Техническом музее. г.Тольятти
Оренбург. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе