Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда


Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка»

Модификация ЗСУ-23-4М3 выпускалась с 1977-1978 годов. Она отличалась установкой наземного радиозапросчика 1РЛ251 «Лук» системы опознавания «свой — чужой». Как пишет Алексей Бобков в статье "Метаморфозы «Шилки»" (журнал «М-Хобби» №6/2010): "Кроме того, большая часть ранее выпущенных ЗСУ-23-4М и часть ЗСУ-23-4В1 были оборудованы радиозапросчиком в ходе капитального ремонта. Для упрощения работ по доработке в условиях ремонтных заводово, антенны запросчика разместили внутри непосредственно на контррефлекторе, для этого радиопрозрачный кожух отодвинули от основания установкой дистанционной цилиндрической проставки.".

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Модификация ЗСУ-23-4М3 «Шилка»

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Отличительная особенность РЛС 3СУ-23-4М3 с запросчиком 1РЛ251 «Лук»: на радиопрозрачном стеклопластиковом кожухе — два вертикальных наружных ребра антенны системы опознавания и дополнительный кабельный ввод.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Короб вентиляции на правой стороне крыши башни – характерная черта ЗСУ-23-4М1 и последующих модификаций самоходки.

"...Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что лётчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический приём - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолёт, атакующий в течение 15-30 с, расчёты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьёзных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.
Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно лёгкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.
Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь её осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации."
Сергей Грянкин, "ЗСУ-23-4" («Техника-молодёжи» №12/1990)

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Башня кругового вращения установлена на погоне танка Т-54, который опирался на коробчатую раму, размещенную в корпусе танка ПТ-76. Шасси ГМ-575М выпускал Мытищинский машиностроительный завод.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Люк механика-водителя

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Счетверенная система нарезных малокалиберных автоматических пушек 2А7 (АЗП–23 «Амур»). Отсутствуют шланги системы охлаждения стволов артиллерийской установки.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Козырёк на крышке люка отсека преобразователя

"Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесённые артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила её...
В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.
Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах."
Сергей Грянкин, "ЗСУ-23-4" («Техника-молодёжи» №12/1990)

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Перед командирской башенкой — бронеколпак головки визирного устройства.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

В походном положении бронеколпаки закрывают головки визирного устройства. Основной визир служит для наблюдения за воздушной обстановкой при стрельбе с РПК. Головка основного визира кинематически связана с антенной РЛС и постоянно находится в согласованном положении с ней. Прицел-дублер служит для наведения пушки на цель при стрельбе без РПК. Его головка имеет кинематическую связь с АЗП-23 и всегда с ней согласована.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

По бокам от основания антенной колонки расположены овальные колпаки воздуховыводов системы вентиляции.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Начиная с модификации ЗСУ-23-4М1 на крыше башни появился внушительный кожух с фильтром — признак доработки системы вентиляции

"Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.
При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжёлых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.
Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задаётся локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведётся по самолётам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру."
Сергей Грянкин, "ЗСУ-23-4" («Техника-молодёжи» №12/1990)

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Подвижный щиток прикрывавший казённую часть автоматов утрачен.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Заглушки пламягасителей (защита от пыли и осадков), которые сбрасываются со стволов автоматически с началом движения качающейся части, а закрываются вручную после ее стопорения.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М3 «Шилка», Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Крышка люка одного из передних отсеков башни снимается во время заряжания боеприпасов

Ну, а теперь нюансы, которые могут несколько омрачить светлую картину, нарисованную в научно-популярном журнале.
1) Радиолокационная станция 1РЛ33М2 не способна самостоятельно контролировать воздушное пространство. Эффективность кругового поиска ограничена скоростью движения антенны по азимуту – 18-22 градусов в секунду. Таким образом, антенна РПК «Шилки» выполняет полный оборот примерно за 18-20 секунд. Современные средства воздушного нападения за это время уже достигнут позиции установки.
2) В отсутствии внешнего целеуказания у «Шилки» с поиском целей всё очень грустно. Дальность обнаружения Миг-17, летящего на высоте 1500-2000 метров – не более 20 км. На автосопровождение такую цель «Шилка» сможет взять на дальности не более 15 км. При этом надо учитывать, что ЭПР современных боевых самолётов куда меньше, чем у старого советского истребителя. Да и возможности средств воздушного нападения действовать на малых и предельно малых высотах неизмеримо выросли.
3) Отдельно стоит коснуться вопроса боевой устойчивости «Шилки» в условиях применения противником средств радиоэлектронного противодействия. Открываем Приложение 29 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4». Защита от пассивных помех реализована посредством СДЦ. Против импульсных помех используется режим «Вобуляция» (изменением частоты повторения зондирующих импульсов в процессе облучения цели). Для борьбы с активными шумовыми помехами предлагалось уходить на запасную частоту. В начале 1960-ых годов эти меры полагали достаточными. Однако, опыт боевых действий с участием ЗРК «Квадрат» и ЗСУ-23-4, полученный в ходе арабо-израильских конфликтов, привёл к разработке в США контейнерного обнаружительного приёмника, а затем и станции активных помех AN/ALQ-162, предназначенной в том числе для подавления РЛС непрерывного излучения.
4) Прикрытие «Шилками» войск в движении сопровождалось существенными ограничениями. На марше назначались дежурные машины, которые должны были меняться каждые 2 часа. Цитирую: "Установки, совершающие марш в готовности номер один, через два часа движения необходимо переводить в готовность номер два, так как ресурс непрерывной работы гидроприводов рассчитан на 2 часа".
5) Ведение огня в движении также имело свои существенные ограничения. "Движение самохода во время стрельбы или сопровождения цели должно быть равномерным, плавным, без больших ускорений, со скоростью не более 15-20 км/ч." (Источник: Приложение 32 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4», 1968 год)
6) Предположим, что ламповую 1РЛ33М2 заменили на новую РЛС с современной твердотельной элементной базой. Но даже в этом случае ЗСУ-23-4 не обеспечивает безопасную дальность поражения современных летательных аппаратов. Её 23-мм артиллерийская установка имеет серьёзные ограничения. Наклонная дальность стрельбы – 2500 м. Высотный интервал огня – 100-1500 м. Дальность стрельбы по наземным целям – 2000 м. Вероятность поражения цели типа Миг-17 составляет всего 0,6. Таким образом, даже в самом выгодном режиме поиска - в узком секторе (80, а ещё лучше 30 градусов) до стрельбы врядли дойдёт. Типовая дальность применения оружия с летательных аппаратов сегодня раза в два больше, чем дальняя граница зоны поражения «Шилки» (2000 метров).
Таким образом, даже модернизированная до уровня ЗСУ-23-4М4 или ЗСУ-23-4М5 машина годится только для ближнего прикрытия объектов (например, тяжёлых ЗРК) от воздушного нападения и для борьбы с БПЛА. Собственно, опыт применения «Шилки» в локальных конфликтах говорит о превращении ЗСУ в машину огневой поддержки (пусть даже и с крайне слабым бронированием).

Дополнительно:
Уникальная ЗСУ-23-4В (ранний корпус и башня ЗСУ-23-4В) в Техническом музее, Тольятти
ЗСУ-23-4В «Шилка» в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ЗСУ-23-4В «Шилка». ВИМАИВиВС, Санкт-Петербург
ЗСУ-23-4В1 «Шилка». Музей отечественной военной истории в Падиково
ЗСУ-23-4В1 «Шилка». Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
ЗСУ-23-4М «Шилка». Военно-патриотический парк «Патриот»
ЗСУ-23-4М «Шилка». Тульский государственный музей оружия
ЗСУ-23-4М «Шилка». Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
ЗСУ-23-4М1 «Шилка», Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ЗСУ-23-4М1 «Шилка». Музей Войск ПВО страны, Балашиха
ЗСУ-23-4М3 «Шилка» на центральной набережной Волгограда
Отдельно хочу порекомендовать великолепное исследование модификаций ЗСУ-23-4 от Алексея Бобкова. Его статью "Метаморфозы «Шилки»" опубликовал журнал «М-Хобби» в №6 за 2010 год.

122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»

Боевая машина 9П138 реактивной системы залпового огня «Град-1»

Шасси ЗиЛ-131.

См. также:
Боевая машина БМ-21 (2Б5) комплекса 9К51 «Град» образца 1963 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Боевая машина 9П138 комплекса 9К55 «Град-1» образца 1974 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Боевая машина 9П125 комплекса 9К54 «Град-В» образца 1967 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Боевая машина БМ-21 (2Б5) комплекса 9К51 «Град» образца 1963 года в парке имени Фрунзе, Оренбург
Боевая машина БМ-21 (2Б5) комплекса 9К51 «Град» образца 1963 года в Техническом музее, Тольятти
Боевая машина 9П138 системы залпового огня 9К55 «Град-1» в сквере «Пионерский», Пенза
Боевая машина БМ-21 (2Б5) системы залпового огня 9К51 «Град» обр.1963 года в сквере «Пионерский», Пенза
Боевая машина 9П138 РСЗО «Град-1» на шасси ЗиЛ-131 у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Боевая машина 9П138 РСЗО «Град-1» на шасси ЗиЛ-131 на центральной набережной Волгограда
Транспортная машина 9Т450 РСЗО 9К51 «Град» в Музее истории «Мотовилихинских заводов», Пермь

Бронетранспортёр БТР-70

Командно-штабная машина БТР-50ПУМ1

Боевая разведывательная машина БРМ-1К

"Помимо модернизаций, на базе БМП сделали множество всяких вспомогательных машин. В первую очередь сделали командирские варианты – БМП-1К и ПК. Отличия понятны – дополнительные радиостанции в десантном отсеке, рабочие места для штабистов и прочие подобные мелочи. Дальнейшим развитием стала БМП-1КШ, где вместо пушки сделали телескопическую антенну, заварили люки на крыше бронекорпуса, а внутрь поставили электрогенератор.
...
БМП активно переделывались под нужды разведки. БРМ-1К (Бронированная Разведывательная Машина) несла на себе чуть смещённую назад двухместную башню для командира и наводчика, мехвода, штурмана и двух наблюдателей в десантном отсеке, у которых был и миноискатель, и дальномер, и хорошая рация, и даже РЛС, позволявшая обнаруживать технику на расстоянии до 7 км. Идею БРМки довели до того, что орудие окончательно отобрали, оставив лишь пулемёт и дав задачу корректировки артиллерии. Имя этой машине ПРП-3 Вал (Подвижный разведывательный пункт). Позже поставили более новое оборудование (ПРП-4) и даже тепловизор (ПРП-4М)."
Источник: С.В. Суворов, «БМП-1. Образованный, революционер»

Боевая разведывательная машина БРМ-1К, Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

На правом борту — антенна доплеровского датчика танковой навигационной аппаратуры ТНА-3. Высокочастотное устройство излучает сигналы, направленные узким пучком к поверхности земли, и принимает сигналы, отраженные от ее поверхности. Если машина неподвижна, частота принятого сигнала равна частоте излученного сигнала. В станцию усиления кроме импульсов отраженных от земной поверхности, поступают импульсы от датчика крена машины, то есть данные о рельефе местности.

Номер корпуса: СО8ЖТ4821. Боевая разведывательная машина БРМ-1К, Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Номер корпуса: СО8ЖТ4821. Курганский машиностроительный завод выпустил корпус №4821 в августе 1980 года.

Боевая разведывательная машина БРМ-1К, Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Номер машины в сборе: С23РТ4937

"В 1973 году на вооружение была принята бронированная разведывательная машина (БРМ) с двухместной башней. Башня сдвинута к кормовой части корпуса. Экипаж машины составляет шесть человек — командир, наводчик (сидят рядом в башне), механик-водитель, штурман (располагаются в передней части корпуса) и два наблюдателя (размещаются в кормовой части машины). В двухместной башне установлено 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» с боекомплектом 20 выстрелов и спаренный с ним пулемет ПКТ.
Помимо различных оптических приборов наблюдения, на машине имеется РЛС 1РЛ133-1, который смонтирован в задней части башни и может работать в двух режимах: обзора местности и слежения за целью. С его помощью можно обнаруживать боевые машины, находящиеся на удалении до 7 км. Также на машине имеется лазерный дальномер ДКРМ-1, приемник-пеленгатор ЭРРС-1, миноискатель ИМП-1, доплеровский радиолокационный дальномер. Кроме того, на машине установлена навигационная аппаратура ТНА-3 и 1Г11Н.
Полученная разведывательная информация передается своим войскам с помощью радиостанции Р-130М. При использовании стандартной четырехметровой штыревой антенны она обеспечивает связь на расстоянии до 50 км, а при установке 10-метровой мачты, перевозимой сзади на корпусе, дальность действия радиостанции увеличивается до 300 км. Для связи с взаимодействующими средствами разведки и подразделениями имеются радиостанции Р-123М и Р-148."
Источник: С.В. Суворов, «Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3»

Боевая разведывательная машина БРМ-1К, Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Двухместная башня кругового вращения расположена ближе к корме машины, чем у базовой БМП-1. Пушка осталась прежней — 73-мм гладкоствольная 2А28 «Гром», но пусковая установка ПТУР 9М14М «Малютка» демонтирована.

Боевая разведывательная машина БРМ-1К, Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

В тыльной части башни — большая крышка люка отсека РЛС разведки 1РЛ133-1 (ПСНР-5к). Станция обнаруживает движущегося одиночного человека на дальности 3-4 км. Высота БРМ-1К с поднятым в рабочее положение приемопередатчиком ПСНР-5К составляет 2,6 метра.

Боевая разведывательная машина БРМ-1К, Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

На крышке люка командира виден кожух приёмопередатчика лазерного дальномера ДКРМ-1 (дальность измерений: 300-8000 метров днём и до 400 метров ночью, с ошибкой ±10 м). ДКРМ-1 разработан в ФГУП ЦКБ "Фотон", производился на Казанском Оптико-Механическом Заводе

Боевая разведывательная машина БРМ-1К, Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Верхняя часть корпуса имеет съемные листы в районе установки МТО. Видны сетки над жалюзи и над заслонками эжектора.

Боевая разведывательная машина БРМ-1К, Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда

Штанга антенны на заднем борту БРМ-1К, располагавшаяся над большими кормовыми люками, ныне утрачена.

57-мм зенитная автоматическая пушка АЗП-57 (комплекс С-60)

85-мм дивизионная пушка Д-44

100-мм противотанковая пушка МТ-12 «Рапира»

122-мм гаубица образца 1938 года М-30

122-мм гаубица Д-30

152-мм гаубица образца 1943 года Д-1

Основной танк Т-80Б

См. также:
Предсерийный танк Т-80. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80БВ в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-80Б в «Парке Победы», Новокуйбышевск
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80Б. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Основной танк Т-80Б. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы

Средний танк Т-62