Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг


В городе Выборг, неподалеку от Восточно-Выборгских укреплений, на постаменте стоит Т-26РТ образца 1933 года. Этот однобашенный радиофицированный танк принадлежал 70-й стрелковой дивизии РККА. Боевая машина провалилась под лед 7 марта 1940 года в районе деревни Виланйоки (Подборовье) между островами Пуккисаари (Клест) и Мустасаари (Черновой). В 2005 году Т-26РТ подняли со дна Финского залива и отреставрировали на Выборгском судостроительном заводе. Танк установлен в качестве памятника на улице Победы около дома №1. Гранитный постамент изготовлен работниками ЗАО "Возрождение". Торжественное открытие памятника состоялось 8 мая 2007 года.

Т-26РТ, Выборг

Танк принимал участие в боевых действиях против финнов в составе 1-го батальона 63-го легкотанкового полка.

Т-26РТ, Выборг

Танк выпущен в 1936-ом году. Серийный номер 4480. Погибшего механика-водителя опознать не удалось.

Т-26РТ, Выборг

Ранний Т-26 с цилиндрической башней клёпано-сварной конструкции, с развитой кормовой нишей овальной формы, образованной продолжением бортовых листов

Т-26РТ, Выборг

Подвеска опорных катков — сблокированная во взаимозаменяемых тележках по четыре, на листовых рессорах

Относительно найденных в танке останков Баир Иринчеев пишет: "Двое в башне успели выскочить. В танке погиб механик-водитель. Его так и не сумели опознать, хотя очень сильно старались - по номеру двигателя, корпуса... Обнаружили танк, когда искали тело провалившегося под лед на снегоходе депутата ГД Рагозина (водочный король, владелец (бывший теперь уже, понятное дело) ЛВЗ "Веда".). Он совершил ту же ошибку, что советские танкисты 65 годами ранее - выехал на лед в район, где из-за течения лед тонкий. Ни он, ни советские танкисты об этом знать не могли. Там рядом на дне еще один Т-26 лежит, вроде двухбашенный. Всего при форсировании Выборгского залива по льду в марте 1940 года утонуло 12 машин, или что-то около этого. Причиной был слабый лед или огонь финской артиллерии".

Т-26РТ, Выборг

С осени 1933 года на Т-26 начали устанавливать радиостанции 71-ТК-1, которыми в первую очередь оснащались машины командиров подразделений, а также часть линейных танков

Т-26РТ, Выборг

Радиостанция имела массу 60 кг и работала на поручневую антенну. Такие антенны демаскировали командирские машины, именно на них противник концентрировал огонь. На поздних сериях поручневую антенну заменили малозаметной штырьевой

См.также:
Лёгкий танк Т-26 обр.1931 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1933 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1939 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг
Т-26 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением. Военно-патриотический парк «Патриот»
Танк телеуправления ТТ-26. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий танк управления ТУ-26. Площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Макет лёгкого танка Т-26. Музей техники Вадима Задорожного
Лёгкий танк Т-26 образца 1933 года. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) у музея-панорамы «Сталинградская битва»