Послевоенная техника в танковом музее «Panssarimuseo»


Средний танк Т-55М

"Дисбаланс финского импорта во взаимной торговле с СССР и открытие СССР кредита Финляндии в конце 50- х годов сделали возможными поставки в Финляндию советской военной техники. Эти поставки начались 3 сентября 1959 г. с прибытием первой партии из 12 танков Т-54 и 10 зенитных установок ЗСУ-57-2 5 октября 1960 г.
...
В 1965 г. парламент утвердил многолетнюю программу закупок боевой техники в СССР. В 1965 и 1967 г.г. были закуплены две партии танков Т-55, а в 1966-68 гг. – еще одна партия БТР- 50ПК. Командирские танки Т-55К и командирские модификации БТР-50ПУ поступили в 1967 г.
...
Первый Т-54 был списан в феврале 1966 г., после выработки ресурса. Его стали использовать в качестве учебного пособия для изучения конструкции танка. В 1992 г. этот танк передали в музей.
...
В 1986-88 гг. был разработан комплекс модернизационных работ по танку Т-55. В результате, в 1989-1993 гг. все имеющиеся на вооружении Т-55 и Т 55 К были переделаны с добавлением к индексу буквы М."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть вторая» («Техника и Вооружение», №01/1999)

Средний танк Т-55М, Ps 261-5, Танковый музей в Парола

Ps 261-5

Средний танк Т-55М, Ps.262-57, Танковый музей в Парола

Ps.262-57

Средний танк Т-55М, Ps.262-57, Танковый музей в Парола

Ps.262-57

Первый из списанных финнами Т-54 (регистрационный номер Ps.261-1) превращён в учебное пособие, Танковый музей в Парола

Первый из списанных финнами Т-54 (регистрационный номер Ps.261-1) превращён в учебное пособие

Основной танк Т-72М1

Это один из 815 Т-72М произведеных в Чехословакии по советской лицензии в период с 1977 по 1991 год на заводе ZTS в Мартине. Танк эксплуатировался в Nationale Volksarmee Германской демократической республики в 1987-1989 годах, а после воссоединения Германии помещён на склад. В декабре 1991 года машина оказалась среди бронетехники закупленной Финляндией. До 4 декабря 1996 годв финны проводили модернизацию машины в своём Танковом депо. 12 мая 1986 года Т-72М передали в Танковое училище, где его эксплуатировали до передачи на хранение 20 марта 2000 года. 26 апреля 2006 года его сняли с хранения в Танковом депо и отправили в музей.
Танк оснащён механическим минным тралом КМТ-6М2, который обезвреживает мины в колее и подрывает контактные штыревые мины в пространстве межу колеями. На лобовой броне имеется приставка ЭМТ-7, подрывающая мины с электромагнитными взрывателями в зоне шириной 4 метра перед танком.

См. также:
Опытный основной танк «Объект 172М». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72АВ. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72 «Урал». Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Основной танк Т-72 «Урал» образца 1973 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-72А. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Танк Т-72 с тралом КМТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-72 «Урал». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72АВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72Б-1. Музей заповедник «Сталинградская битва», Волгоград
Основной танк Т-72М-1 в танковом музее «Panssarimuseo»
Основной танк Т-72А. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева

Учебно-действующий стенд танка Т-72 использовался в танковой бригаде как пособие для обучения военнослужащих и изучения конструкции танка. Учебно-тренировочные боеприпасы применялись для формирования навыков работы с системой заряжания на отдельном тренировочном стенде.

Плавающий танк ПТ-76Б

Бронетранспортёр БТР-50ПК

"Дисбаланс финского импорта во взаимной торговле с СССР и открытие СССР кредита Финляндии в конце 50- х годов сделали возможными поставки в Финляндию советской военной техники.
...
В конце октября 1963 г. в Финляндии появились легкие плавающие танки ПТ-76, а в декабре 1963 г. прибыла первая партия из 15 бронетранспортеров БТР-50ПК."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть вторая» («Техника и Вооружение», №01/1999)

Боевая машина пехоты BMP-1PS

"Поставки техники в новом десятилетии начались в июне 1981 г. с прибытием из СССР первой партии боевых машин пехоты БМП-1. Вторая партия БМП 1 и командирских машин на их базе БМП-1 К поступила летом 1982 г. Согласно решению третьей парламентской комиссии но обороне, развитие сухопутных войск и, в частности, танковых, должно было продолжаться в период 1982-1996 гг. В 1985 г. был учрежден Парламентский Оборонный комитет, который принял на себя полномочия комиссии по обороне, выработавшей рекомендации по финансированию военных программ на период 1987-1991 гг. Основываясь на рекомендациях комиссии и Комитета, были размещены новые заказы на КШМ, танки, БМП и БТР, поступление которых на вооружение позволило организовать вторую бронебригаду, разворачиваемую по нормам военного времени. ... В 1990 г. финское правительство денонсировало параграфы Парижского договора, запрещавшие приобретать вооружения в Германии, как не соответствующие духу времени. Это позволило произвести закупки техники, ранее принадлежавшей Национальной Народной армии ГДР, со складов. Первая финская делегация посетила Германию в марте 1991 г., а первый контракт о поставках вооружения был подписан в августе. Согласно этим договорам, большое количество единиц бронетехники из бывшей ГДР поступило в Финляндию."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть вторая» («Техника и Вооружение», №01/1999)

"В 1992-93 гг. 110 БМП-1, из бывших на вооружении в Народной армии ГДР, было закуплено у Германии. Ещё 30 ед. в 1994 году. В период 2005-2006 гг. в частные коллекции и музеи Финляндии Чехией было продано 4 БМП-1. После модернизации БМП-1 и БМП-1К, закупленных как в СССР, так и Германии, получили название BMP-1PS и BMP-1К1 соответственно. В результате модернизации, ориентировочно 1994-1997 гг. компанией "Patria Vammas Oy", машины получили:
- ПТРК 9К113 «Конкурс»,
- шесть немецких дымовых гранатометов фирмы Wegmann справа-впереди на башне,
- один 71-мм гранатомет Bofors Lyran для стрельбы осветительными гранатами слева на башне,
- белые светоотражатели в носовой части машины на НЛД и красные светоотражатели сзади машины, слева и справа от десантных дверей,
- а также было изменено местоположение задних габаритных огней."
Источник: БМП вооружённых сил Финляндии

Боевая машина пехоты BMP-1PS, Танковый музей в Парола

Ps.151-291

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

12 зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 поставлены Финляндии в период с 1960 по 1961 год, использовались под обозначением LyPsv SU-57.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2, Танковый музей в Парола

Регистрационный номер Ps.461-10

"Дисбаланс финского импорта во взаимной торговле с СССР и открытие СССР кредита Финляндии в конце 50- х годов сделали возможными поставки в Финляндию советской военной техники. Эти поставки начались 3 сентября 1959 г. с прибытием первой партии из 12 танков Т-54 и 10 зенитных установок ЗСУ-57-2 5 октября 1960 г.
Поступление новой техники сделало возможным списание все еще состоявших на вооружении танков Т-26, Т 34, Т-34-85 и PzKpfw IV в 1961-62 гг. На вооружении из старой техники остались лишь SluG III и САУ «Ландсверк Анти II», используемые отныне лишь в учебных целях. Последние машины этих типов списали лишь в 1967 г., причем САУ после списания превратили в неподвижные огневые точки (о них будет сказано ниже).
...
В 1984-1988 гг. велись работы по замене устаревших ЗСУ-57-2. В январе-феврале 1988 г. в Финляндии проходила испытания башня «Марксман» для мобильного ЗАК фирмы Маркони. По результатам испытаний 14 декабря 1988 г. было принято решение о подписании контракта на поставку башен «Марксман». Изначально было решено оснастить этими башнями шасси танков Т-54, но в результате окончательное решение оказалось еще дешевле – в 1990 г. в Польше было закуплено 10 модернизированных шасси более современных танков Т-55. В январе – феврале 1991 г. их доработали на заводе Ваммас лтд., где первые три башни и были установлены на корпуса. В начале 1992 г. одна башня без вооружения, специально приобретенная у фирмы Маркони, была установлена на шасси для использования в качестве учебной машины для механиков-водителей. Остальные башни из заказа поступили осенью 1994 и весной 1995 г.
...
Замена зенитных установок ЗСУ- 57-2 была осуществлена лишь частично в начале 90-х гг. на танки с башнями «Марксман». Имелись также планы модернизации ЗСУ-57-2, для чего была осуществлена закупка запчастей для этих машин в Венгрии. Их шасси были модернизированы до стандарта Т-55А. Прототип новой машины прошел испытания в Геделле (Венгрия) в августе 1992 г. и был доставлен в Финляндию 27 октября. Серийная модернизация началась в августе 1993 г."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть вторая» («Техника и Вооружение», №01/1999)

Самоходная артиллерийская установка 122-мм 2С1 «Гвоздика»

Самоходная артиллерийская установка 122-мм 2С1 «Гвоздика», Танковый музей в Парола

2С1 «Гвоздика» с регистрационным номером Ps.521-124 передана в музей в 2019 году

"В 1990 г. финское правительство денонсировало параграфы Парижского договора, запрещавшие приобретать вооружения в Германии, как не соответствующие духу времени. Это позволило произвести закупки техники, ранее принадлежавшей Национальной Народной армии ГДР, со складов. Первая финская делегация посетила Германию в марте 1991 г., а первый контракт о поставках вооружения был подписан в августе. Согласно этим договорам, большое количество единиц бронетехники из бывшей ГДР поступило в Финляндию. В их числе было 397 танков, которые прибыли в Финляндию между январем 1992 г. и сентябрем 1994 г. В поставки входили следующие типы бронетехники: Т-72М1, Т- 72М1К, Т-72М1К1, БМП-1, БМ11 1П, САУ 2С1, командирские машины МТ- ЛБу типа 1В12, БТР-50ПУ, мостоукладчики БЛГ-60М2, инженерные машины ЖВБТ-55А и ВТ-55А (чехословацкого производства)."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть вторая» («Техника и Вооружение», №01/1999)

ГМ-577У – машина обучения водителей ЗРК «Бук»

В 1997 году Российская Федерация передала Финляндии 3 дивизиона ЗРК «Бук-М1» в счет уплаты государственного долга СССР. Стоимость сделки оценивалась в 185 миллионов долларов. Финны получили 18 самоходных огневых установок 9А310М1 и пускозаряжающих установок 9А39М1, а к ним 288 ЗУР 9М38. Три машины ГМ-577У закуплены финнами для обучения механиков-водителей гусеничных шасси комплекса «Бук-М1». Мне неизвестно была ли это отдельная закупка учебных машин или новые владельцы переоборудовани шасси ПЗУ под учебную езду с возможностью восстановления основного назначения.

ГМ-577У – машина обучения водителей ЗРК «Бук», Танковый музей в Парола

Три машины ГМ-569У закуплены финнами для обучения механиков-водителей гусеничных шасси составных частей зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1».

В 2001 году «Бук-М1» планировалось модернизировать до уровня «Бук-М1-2», однако от этих планов впоследствии отказались. В 2008 году Финляндия приняла решение отказаться от эксплуатации зенитных ракетных комплексов «Бук-М1», которые несли боевое дежурство по охране Хельсинки. Решение принято в связи с тем, что системы управления ЗРК подвержены дешифрованию. В качестве замены планировалась закупка норвежско-американских ЗРК NASAMS с ракетой AIM-120 AMRAAM на сумму около 458 млн долларов.

См. также: ГМ-577У – машина обучения водителей ЗРК «Бук» в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс

Charioteer Mk VII model B

"В 1951 г. танковые войска Финляндии потерпели большой урон – мало того, что были списаны танки, уничтоженные пожаром в мастерских 24 сентября, 30 ноября 1951 г. за ними последовали еще шесть Т-28, один Т-26, девять БТ-42, а также один PzKpfw IV. Сокращение продолжилось и в следующем году, когда было списано 36 тягачей «Комсомолец». Легкий танк Т-26, списанный в 1951 г., был приспособлен для использования в качестве учебного пособия. Аналогичным образом переделали еще одно штурмовое орудие StuG 40. Значительное сокращение парка танковых войск прошло с 1955 по 1960 г.. когда вся устаревшая матчасть, за исключением Т-34, Т-34-85, PzKpfw IV, StuG III и ЗСУ «Ландсверк Анти»II, была списана. Возможность заменить устаревшую технику появилась после значительного увеличения военного бюджета во второй половине 50-х годов. Вновь заказанные образцы были в гораздо лучшем состоянии, чем имеющиеся на вооружении, хотя и не полностью отвечали послевоенным требованиям.

В 1957 г. в Англии для проведения испытаний были заказаны танки «Чэриотир». Кроме трех машин для испытаний, были поставлены еще 35 и 15 танков без вооружения. Первые два танка прибыли в Турку 28 января 1958 г., после чего их доставили в Пароланнумми и испытали. Результаты испытаний и особенно – стрельб обнадеживали, и вскоре был подписан контракт на поставки этой техники. На основании поездки военных специалистов в Англию в феврале 1960 г., была достигнута договоренность о поставке дополнительной партии в 35 «Чэриотиров». Танки прибыли в Финляндию в сентябре и ноябре 1960 г. В Финляндию поставлялись танки «Чэриотир» Мк. VII модель В. Mk.VIIW модель В и Mk.VIII модель В."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть первая» («Техника и Вооружение», №10/1998)

Charioteer Mk VII model B, Танковый музей в Парола

Charioteer с регистрационным номером Ps.251-25 в 1976 году поступил в музей с острова Сантахамина (здесь формировался в 1919 году первый финский танковый полк) близ Хельсинки

"... в боевых целях предполагаюсь использовать только находившиеся на консервации «Чэриотиры». Эффективное орудие «Чэриотира», также предложенное на продажу, легло в основу идеи о легком самоходном противотанковом орудии финской разработки. Работы так и не вышли из стадии предварительного исследования, так как выяснилось, что построить относительно легкую и маневренную машину не получится, ее вес будет примерно такой же, как и у «Чэриотира». Финская сторона также запрашивала Англию о поставках 105-мм пушек, но получила отказ, так как в Англии не желали продавать новейшее орудие и боеприпасы.
Основная идея вновь была реанимирована в 1962 г., когда фирма Локомо лтд. в Тампере разработала вариант установки 84-мм орудия «Чэриотира» в башню танка «Комет» и даже подготовила прототип. Танки «Комет» с более мощными орудиями предполагалось использовать в качестве противотанковых САУ. Но результаты испытаний были признаны неудовлетворительными и прототип был конверсирован в изначальный вариант."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть первая» («Техника и Вооружение», №10/1998)

Charioteer Mk VII model B, Танковый музей в Парола

На башне – 12 установок для пуска дымовых гранат калибра 51 мм

Charioteer Mk VII model B, Танковый музей в Парола

Эжекционное устройство продувки канала ствола 83,4-мм танковой пушки Mk I

Leopard 2A4

Patria AMV XA-360

Экспериментальный БТР VK.JuKo

Бронеавтомобиль Daimler Ferret Mk.II

В 1965 году Великобритания предлагала финнам приобрести бронеавтомобили «Ферретт». По результатам испытаний контракт на поставки заключен не был из-за того, что проходимость бронеавтомобиля по пересеченной местности была признана недостаточной.

Бронеавтомобиль Daimler Ferret Mk.II, Танковый музей в Парола

Главное отличие Ferret от его предшественника — размещение экипажа: друг за другом.

Бронеавтомобиль Daimler Ferret Mk.II, Танковый музей в Парола

Механик-водитель Ferret сидел один, с очень хорошим обзором.

Бронеавтомобиль Daimler Ferret Mk.II, Танковый музей в Парола

Начиная с версии Ferret Mk.2 появилась вращающаяся башня.

Бронеавтомобиль Daimler Ferret Mk.II, Танковый музей в Парола

Броневик приводит в движение мотор Rolls Royce B60. У машины удельная мощность выше 35 л.с. на тонну, отсюда хорошая подвижность.

"Финские части ООН принимали участие в нескольких операциях начиная с 1957 г., но лишь после поступления на вооружение БТР ХА-180 они получили бронетехнику финского производства. До того использовалась техника, принадлежавшая другим контингентам. Финский персонал проходил соответствующую подготовку и мог использовать иностранную боевую технику, даже не состоявшую на вооружении войск ООН. Финский батальон на Кипре в 1964- 1977 гг. использовал британские БА Хамбер «Пиг» и Даймлер «Феррет». В начале операций на Кипре машины имели камуфляжную зелено-желтую окраску, а затем, начиная с 1974 г., все машины войск ООН были перекрашены в белый цвет."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть вторая» («Техника и Вооружение», №01/1999)

Бронеавтомобиль FV 1609 Humber Pig

Бронеавтомобиль Humber Pig (финское прозвище «Пики») получен по обмену из британского танкового музея весной 1990 года. Внешний вид машины соответствует периоду её использования в Северной Ирландии до 1970-ых годов.

Средний танк Comet Mk I model B

Средний танк Comet Mk I model B, Танковый музей в Парола

Comet с регистрационным номером Ps.252-38 поступил в музей 23.07.1965

"8 мая 1958 г. из Британии пришло другое предложение – продать в Финляндию танки «Комет» по стоимости 5500 фунт. ст. за танк. Для ознакомления и испытаний англичане предоставили один танк. Эта машина прибыла в Турку 16 мая 1960 г. Условия поставки были столь привлекательны, что в августе 1960 г. группа финских специалистов отправилась в Англию для отбора 40 танков для последующей возможной закупки. Сделка была заключена в ноябре 1960 г. по цене 2500 фунт. ст. за танк. Кроме того, на сумму в 48 000 фунт. ст. были закуплены запчасти и боеприпасы.
Танки были поставлены в Финляндию вначале 1961 г. Они использовались лишь в учебных целях, так как их техническое состояние и низкая бронепробиваемость английских орудий делали невозможным полноценную эксплуатацию танков. В боевых целях предполагаюсь использовать только находившиеся на консервации «Чэриотиры». Эффективное орудие «Чэриотира», также предложенное на продажу, легло в основу идеи о легком самоходном противотанковом орудии финской разработки. Работы так и не вышли из стадии предварительного исследования, так как выяснилось, что построить относительно легкую и маневренную машину не получится, ее вес будет примерно такой же, как и у «Чэриотира». Финская сторона также запрашивала Англию о поставках 105-мм пушек, но получила отказ, так как в Англии не желали продавать новейшее орудие и боеприпасы.
Основная идея вновь была реанимирована в 1962 г., когда фирма Локомо лтд. в Тампере разработала вариант установки 84-мм орудия «Чэриотира» в башню танка «Комет» и даже подготовила прототип. Танки «Комет» с более мощными орудиями предполагалось использовать в качестве противотанковых САУ. Но результаты испытаний были признаны неудовлетворительными и прототип был конверсирован в изначальный вариант."
Источник: Э.Мумку, Ю.Пурхонен, «Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть первая» («Техника и Вооружение», №10/1998)