Инженерная и другая техника в Саратовском музее боевой и трудовой славы


Первый советский серийный дизельный трактор «Сталинец-65» со 152-мм гаубицей Д-1

Аэродромная прожекторно-маячная станция АПМ-90 в кузове грузовика ЗИС-5

Быстроходная траншейная машина БТМ-3

Быстроходная траншейная машина БТМ-3, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Базовая машина — тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

"Быстроходная траншейная машина БТМ-3 относится к классу землеройных машин. Она предназначена для отрывки траншей основного профиля (глубина 1.1м.) или полного профиля (глубина (1.5м.) в грунтах I-IV категории, т.е. машина способна отрывать траншеи в грунтах от песчаного до мерзлого. В скальных грунтах она не работает.
Траншея может быть прямолинейная или извилистая. Радиус поворота не менее 25 м. Возможна отрывка траншеи ломанного профиля. но для изменения направления необходимо всякий раз выглублять рабочий орган (ротор).
...
Конечно, к началу XXI века БТМ-3 устарела и ей на смену в 1997г. пришла машина БТМ-4М, имеющая несколько большую производительность, но и существенно большие габариты и почти вдвое больший вес. А если принять во внимание, что базовой машиной является танк Т-80, то новая траншейная машина гораздо дороже и сложнее в эксплуатации. Она требует квалифицированного механика-водителя. А где таковых взять сегодня? Срочник за год службы едва ли освоит БТМ-4М, а отыскать контрактника в захолустных городишках или вовсе в лесу, где обычно и стоят саперные батальоны, практически невозможно.
Да и стоит принять во внимание, что изначально БТМ создавался, исходя из масштабов мировой войны с огромной по протяженности линией фронта, с участием огромных масс войск.
Сегодня же большинство военных специалистов полагают, что в обозримом будущем войны будут локальными с участием относительно небольших воинских контингентов и очень маневренными. Т.е. позиционной обороны, требующей траншей большой протяженности, не предполагается. Не окажутся ли невостребованными траншейные машины громоздкие и большой производительности? Быть может вполне достаточно компактной машины типа ПЗМ?
Впрочем, невозможно предугадать характер будущих войн."
Быстроходная траншейная машина БТМ-3 - сайт Еремеева Ю.Г.

Машина для отрывки котлованов МДК-2

"Машина для отрывки котлованов МДК-2м предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.5м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт выбрасывается вправо от котлована в виде бруствера. Довольно большая высота бросания грунта приводит к тому, что разработанный и выброшенный грунт достаточно уплотнен. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход машина снимает слой грунта 30-40 см. Начало и конецmdk-2-03.jpg (14838 bytes) котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Создание аппарелей достигается тем, что с началом работы механик-водитель постепенно опускает рабочий орган, а в конце котлована постепенно поднимает его. Для второго и последующих проходов этого уже делать не требуется, поскольку сама машина меняет свой угол уклона. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.
От автора. Рабочий орган, образно говоря, представляет собой пятилопастный пропеллер, который, вращаясь, режет грунт и отбрасывает его назад подобно тому. как это делает самолетный пропеллер с воздухом. А позади пропеллера находится метатель наподобие беличьего колеса. Его лопасти подхватывают грунт и с силой бросают его вверх вправо. Выброшенный грунт уже настолько уплотнен, что на нем стоишь, как на твердой земле.
Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты.. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром ДП-3Б, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).
Состоит на вооружении в в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 3 шт."
Машина для отрывки котлованов МДК-2м - сайт Еремеева Ю.Г.

Сверхмалая подводная лодка пр.907 «Тритон-1М»