Навигация по странице:
Челябтракторострой и его начальник К.П. Ловин
«Снежный поход» и Памирская спасательная экспедиция
Танкоград
Директор ЧТЗ Исаак Моисеевич Зальцман
ЧТЗ в послевоенный период
Бывшие учебные пособия: разрезные тракторные двигатели
Тяжёлый танк ИС-3М на Комсомольской площади
Месторасположение: Челябинск, ул.Артиллерийская, дом 121
Официальный сайт: Экскурсия в историю ЧТЗ и Танкограда
Дополнительно:
Научно-технический музей истории трактора, Чебоксары
Музей трудовой и боевой славы «ЧТЗ-Уралтрак», Челябинск
Тягачи, трактора, танки, САУ на выставке «Моторы Войны», Москва
Открытие музея ЧТЗ состоялось 27 октября 1967 года. Инициатива создания музея принадлежала ветеранам предприятия, тем, кто строил тракторный гигант в начале 1930-х годов. Так, первым директором стал Василий Степанов, который в 1930 году прибыл на строительство завода по комсомольской путевке, став первым секретарем комитета комсомола. Современную экспозицию открыли в 1983 году, когда предприятие отмечало свой полувековой юбилей. Обратите внимание на оформление стендов: характерные надписи краской сделаны с использованием мега-популярных в 1980-ых годах трафаретам. Позднее появятся принтеры и эта оформительская технология уйдёт в прошлое, вслед за изобилием надписей выполненных чертёжными перьями разнообразных калибров.
Главная особенность музея - все документы в витринах подлинные. Как правило, оригиналы бумаг хранятся в архивах, без доступа света, а на витринах - хорошие копии. Однако, во времена создания основной экспозиции об этом не думали, отсюда обилие несколько выцветших раритетов. Что же касается образцов техники, имеющих историческое значение, они пока недоступны. Тяжёлые машины находятся на хранении, ожидая создания соответствующей площадки. Пока что увидеть можно только трактор С-60 на постаменте у здания заводоуправления.
"29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Для координации и управления стройкой создается Челябтракторостой, как филиал Гипромеза.
В июне 1929 года решено было приступить к разработке генерального плана.
В январе 1930 года начались переговоры с руководством американской корпорации Caterpillar об оказании технической помощи. Американцы выдвинули ряд неприемлемых требований, и в марте 1930 года переговоры зашли в тупик. В ответ на отказ, начальник Челябтракторостроя Ловин организовывает в Детройте специальное проектное бюро «Челябинск тракторплэнт», в котором числится 40 советских специалистов. "Chelyabinsk Tractor Plant" располагалось на 13-м этаже Union Trust Building по адресу 500 Griswold Street.
Под общим руководством Казимира Ловина, кроме 40 советских специалистов, в детройтском офисе трудились также и 12 американцев. Руководил американской группой Варрен Нобль из Noble Engine Company, г. Кливленд, а помогал ему бывший инженер из Caterpillar Эдвард Терри. Советскую группу возглавлял будущий главный инженер ЧТЗ, Элизар Гуревич.
Сотрудники детройтского бюро начали проектирование Челябинского завода с того, что купили трактор «Катерпиллер 60» и разобрали его на детали. Детали занимали все столы в нескольких комнатах офиса. На основе этих деталей составлялись метрические чертежи будущего "Сталинца 60", а также планировались контракты "Амторга" с американскими фирмами на поставку соответствующего оборудования, материалов и оснастки для изготовления деталей "Сталинца" на ЧТЗ.
Выбор советскими инженерами трактора Caterpillar 60 в качестве прототипа был оправдан, т.к. именно эта модель по праву считается вехой, определившей направление дальнейшего развития мирового тракторостроения.
Таким образом, уже к весне 1930 года в Ленинградском Гипромезе появился эскизный проект предприятия и чертежи его будущего продукта - трактора Сталинец-60.
Офис промышленного архитектора Альберта Канна находился в Детройте, так что проектирование корпусов ЧТЗ велось последним в полной координации с советскими представителями.
Именно Канн предложил идею разместить все цеха в одном корпусе, вместо привычной схемы с множеством маленьких построек под каждое подразделение. Ему также принадлежит идея использовать легкие и прочные металлоконструкции вместо железобетонных."
Источник: Челябинский Тракторный Завод (Журнал индустриальной истории "Русский техник")
Удостоверение сотрудника «Автострой» о прохождении производственной практики в электролитейном цеху завода Ford
"10 августа 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение о старте строительства ЧТЗ, и в этот же день в торжественной обстановке закладывается литейный, кузнечный и механосборочный цеха.
Работы проводятся большей частью вручную, пока осенью 1930 года на стройку наконец не прибывает импортная техника: экскаватор «Менк», два траншеекопателя «Остин», прицепной грейдер «Катерпиллер», мотовоз «Орштейн Коппель», катки для уплотнения дорожных покрытий «Кемпа» и четыре подъемных крапа «Норд-Вест».
Сразу же начинаются проблемы. Стройке хронически не хватает стройматериалов, а к концу 1930 года еще и резко сокращается финансирование строительства. Именно поэтому началось строительство полностью без иностранной помощи. Металлоконструкции для возведения корпусов решено было изготавливать в СССР. Наркомтруду предложено обеспечить стройку рабочей силой в пятидневный строк. За 1930 год на Челябтракторострой прибыли 43 тысячи работников, но 38 тысяч к концу года уже уехали. Вынужденное участие в строительстве тысяч принудительно выселенных и униженных властью "кулаков" тоже не добавляет строителям энтузиазма.
...
В газете «За индустриализацию» от 19 марта 1931 публикуется письмо, подписанное 35 работниками Опытного завода ЧТЗ - инженерами и служащими, в котором сообщалось, что работа опытного производства по выпуску тракторов проходит из рук вон плохо. Сборку тракторов планировалось начать с ноября 1930. К марту 1931 года ни одного годного трактора так и не было собрано. Детали, из которых собирались трактора, были отвратительного качества. При проектировании и изготовлении штампов допущены серьезные «ляпы», не позволяющие получить нормальную продукцию. Не было грузоподъемных механизмов в механическом и сборочном цехах. Компрессорная не работала, закупленная котельная немецкого производства даже не была установлена. В целом, ситуация на опытном производстве оценивается работниками как критическая."
Источник: Челябинский Тракторный Завод (Журнал индустриальной истории "Русский техник")
"30 октября 1930 года в связи с возникшими трудностями в организации строительства Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение об отсрочке пуска новых заводов автотракторной промышленности (в т.ч. ЧТЗ).
...
30 апреля 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утверждает проект постановления ЦК ВКП (б) «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», в котором обращается особое внимание на устранение недостатков в организации работ по строительству тракторного гиганта и усиление пропагандистской работы.
11 мая 1931 года руководители Челябтракторостроя были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что Челябинский тракторный завод находится под особым наблюдением Центрального Комитета ВКП (б) и "...ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта".
...
После того, как взор Сталина сфокусировался на ЧТЗ, стройка оживляется. Появились средства, внимание прессы, началась усиленная идеологическая работа, появились ударники. На строительство выезжают писатели и журналисты, чтобы составить впечатление о темпах строительства и ходе работы.
Особое внимание уделяется ударничеству. Естественно, ударник в обмен на значительное улучшение качества жизни, брал на себя и повышенные обязательства. "
Источник: Челябинский Тракторный Завод (Журнал индустриальной истории "Русский техник")
Модель первого челябинского трактора «Сталинец-60» («Caterpillar Sixty» собранный по документации переведённой из дюймовой в метрическую систему)
Наиболее ярким отличием С-60 от «Sixty» было отсутствие массивного металлического тента на стойках, закрывающего всю машину
"8 октября 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает постановление о мероприятиях по улучшению организации строительства Челябинского тракторного завода. После вмешательства Политбюро в ситуацию, с Харьковского Тракторного завода прибывает главный инженер строительства, американец Leon A. Swajian (позже награжденный орденом Ленина за монтаж тракторных заводов), чтобы начать осуществлять надзор за строительством и монтажом ЧТЗ. Бывший инженер Caterpillar Эдвард Терри, приехавший из детройтского офиса, становится главным конструктором ЧТЗ в 1932-33 годах. Кроме него, в Челябинск приезжают еще несколько бывших инженеров Caterpillar налаживать производство.
Как следствие принятых мер, уже в этом же году удается перейти к монтажу производственного оборудования.
25 ноября 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает постановление о сроке ввода в эксплуатацию и дальнейшем расширении Челябинского тракторного завода.
15 мая 1933 года первый сошедший с конвейера ЧТЗ трактор С-60 выезжает из ворот механосборочного корпуса.
1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск завода. "
Источник: Челябинский Тракторный Завод (Журнал индустриальной истории "Русский техник")
Грамота фрезеровщику Ахлюстину к первой годовщине пуска ЧТЗ. Удостоверение об успешной сдаче тов. Борисовым экзамена на фрезеровщика шестого разряда.
Свидетельство участника Всесоюзной сельско-хозяйственной выставки депутата Верховного Совета РСФСР Е.Е. Орешкиной
Аттестаты о присвоении А.М. Ахлюстину и Л.И. Быкову званий знатных мастеров за выполнение фронтовых заказов, 1943 год
Грамота ударника М.П. Пономарёва, отмеченного за рационализаторскую деятельность, 1932 год. Звено гусеницы трактора откованное кузнецом Есиповым
Обратите внимане на аттестат, датированный 27 июля 1943 года: «За образцовое выполнение фронтовых заказов и проявленную при этом доблесть Ахлюстину Афанасию Михайловичу присвоить звание знатного мастера». Документ подписан директором завода Исааком Зальцманом.
"... в декабре 1935 года из-за обильных снегопадов на Мургабском перевале Памира оказалась отрезанной от внешнего мира колонна из 80 грузовиков с продовольствием для высокогорных районов Таджикистана. На помощь была направлена спасательная экспедиция на тракторах С-60 «Сталинец» производства Челябинского тракторного завода во главе с известным военачальником Окой Городовиковым. В 50-градусный мороз на высоте до 5 тысяч метров челябинские трактора, работавшие на лигроине, смогли расчистить почти 730 километров дороги, чтобы доставить продовольствие населению Мургаба."
Источник: 65 лет назад челябинские трактора покорили высоты Памира
Руководитель Памирской экспедиции в Мургаб Ока Иванович Городовиков лично возглавил первую колонну (отряд саперов, шестьдесят автомашин и три трактора со снегоочистителями). Вторая колонна шла за ними по пробитому в снегу пути (десяток тракторов С-60 тащили сани с продуктами).
Участники «Снежного похода с командным составом Якутского территориального управления Главного Управления Севморпути, 1936 год
Руководители «Снежного похода»: механик Ивана Дудко, технический руководитель похода инженера Василия Козлова, начальник экспедиции Евгений Абрамов (работник Севморпути), механик Иван Складчиков
Семь тракторов С-60 прошли в 1936 году маршрутом Большой Невер - Якутск - Турий Взвоз, пробираясь сквозь снега и вьюги, развозя жителям окрестных сел продовольствие.
"Директор ЧТЗ получил телеграмму от руководства Севморпути: "Во льдах реки Лены замерз караван судов с жизненным грузом Якутии. Севморпуть организует экспедицию спасения и вывоз грузов тракторами „Сталинец“. Нуждается технической помощи завода. Путь в очень тяжелых условиях — 2 000 километров. Молнируйте решение."
...
в Сибири была организована расширенная эвакуационная группа из рабочих и комсомольцев. Всем вместе предстояло пройти несколько тысяч километров на тракторах...
...
Чтобы в низовья Лены не ехать порожняком, энтузиасты под руководством Козлова решили захватить с собой оборудование для якутских приисков. Заодно проверили, какой груз они потянут по глубоким сугробам. Нагрузили по 20 тонн, однако эту массу даже жилистые "Сталинцы" не смогли волочить по снегу, буксовали. Тогда Василий Козлов предложил надеть на гусеницы железные шпоры. Благодаря этому удалось пройти 90 километров всего за день.
А вообще, вся экспедиция заняла около месяца, за это время команда развезла продовольствие по таёжным поселкам и проверила на прочность своих "ломовых лошадок" на гусеничной тяге."
Снежный поход: как сотрудники ЧТЗ отправились в сибирскую экспедицию на "Сталинцах", чтобы спасти замерзающие села | Дзен
"По решению Совета Народных Комиссаров СССР, Кировский завод к 1 июля 1940 года должен был передать на ЧТЗ один образец танка КВ и полные комплекты технической документации на КВ-1 и КВ-2, а к 1 августа — всю технологическую документацию. Кроме того, Кировский завод должен был отправить в Челябинск конструкторов и инженеров для помощи в налаживании производства танков на новом месте, а также на первых порах оказывать помощь ЧТЗ заготовками и некоторыми деталями. Специально для выпуска танков на Челябинском тракторном заводе началось строительство специального сборочного цеха, который планировалось сдать в 1941 году.
...
Начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Уже 25 июня 1941 года постановлением ЦК ВКП(б) план выпуска корпусов КВ-1 на заводе № 78 был увеличен. Кроме того, к их выпуску подключался, находившийся в Свердловске, Уралмашзавод. Это было крупное предприятие, запущенное в 1933 году и выпускавшее прокатные станы, блюминги, гидравлические прессы, доменное и сталеплавильное оборудование и многое другое. Завод строился с учетом самого передового европейского и американского опыта в области тяжелого машиностроения, и большинство оборудования на нем было иностранного производства, главным образом немецкого и английского (аналогичного отечественного на тот момент просто не существовало). Так что возможности Уралмашзавода вполне позволяли ему освоить новую продукцию без особых проблем. Бронелисты в Свердловск должен был поставлять Мариупольский завод имени Ильича. Также планировалось, что Ижорский завод будет отгружать Уралмашзаводу термически обработанные броневые детали для сборки корпусов и башен — это позволяло быстрее наладить производство и отработать необходимые техпроцессы.
...
По сообщению военпредов, сентябрьская программа выпуска КВ-1 в Челябинске находилась под угрозой срыва не только по корпусам, башням и артсистемам, но и из-за отсутствия радиаторов, изготовление которых вел Кольчугинский завод, а также катков и амортизаторов — их поставку Ленинградский завод «Красный треугольник» в августе уже прекратил, а Ярославский резинокомбинат еще не освоил их производство. В результате, за сентябрь 1941 года Челябинский завод сдал только 27 танков КВ-1, причем 19 из них не имели пушек."
Источник: Коломиец Максим Викторович «Советский тяжёлый танк КВ-1»
Личные вещи главного конструктора по моторостроению ордена Ленина СКБ № 75 ЧТЗ Ивана Яковлевича Трашутина
Генеральский китель и фуражка конструктора бронетехники и термоядерного оружия Николая Леонидовича Духова.
Быт рабочих ЧТЗ времён Великой Отечественной войны: посуда из столовой, шахматы, самодельная лампа — всё из металла
"В начале октября 1941 года в структуре наркомата танковой промышленности произошли серьезные изменения, оказавшие большое влияние на последующий выпуск тяжелых танков, причем, вплоть до конца войны. 4 октября И.В. Сталин подписал постановление ГКО № 734сс, озаглавленное «О Кировском и Ижорском заводах и заводе № 174». Документ предписывал провести эвакуацию из Ленинграда вглубь страны заводов, занятых в танковом производстве. Кроме того, в постановлении говорилось: «Переименовать Челябинский тракторный завод в Челябинский Кировский завод, а Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмашзавод) — в Ижорский завод.
Образовать в Наркомтанкпроме комбинат по выпуску танков КВ, включив в его состав заводы: Кировский (б. ЧТЗ), Ижорский (Б. Уралмашзавод) и Уралтурбинзавод.
Назначить директора Кировского завода Зальцмана И.М. Заместителем Наркома Танковой промышленности и директором по производству тяжелых танков КВ.
Назначить Котина Ж.Я. Заместителем Наркома Танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам и главным конструкторам комбината по производству тяжелых танков».
В документах наркомата танковой промышленности новое промышленное объединение именовалось «Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ». Однако такое длинное наименование не прижилось. Этот мощный танковый комбинат вскоре получил в народе неофициальное наименование «Танкоград» — под этим именем он и вошел в историю. Вплоть до конца войны «Танкоград» стал единственным предприятием по выпуску тяжелых танков и самоходок на их базе, сумев обеспечить этими машинами Красную Армию в необходимых количествах.
...
Для увеличения выпуска КВ-1 в Челябинске, с октября 1941 года тракторное производство на заводе сокращалось, и большинство цехов переключились на изготовление деталей к танкам. Помимо этого создавались новые цехи и участки, возводились новые производственные корпуса, многие помещения расширялись за счет всевозможных пристроек и надстроек. Скоростными методами было закончено строительство бывшего газогенераторного цеха и возведен большой механосборочный корпус для танкового производства. Их ввод в эксплуатацию дал возможность разместить на заводских площадях эвакуированный из Харькова завод № 75 по производству дизельных двигателей, который включили в состав ЧКЗ. Постепенно на месте тракторосборочных поточных линий возникли танкосборочные, а бывшие тракторостроители переквалифицировались в танкостроителей.
...
Ноябрьское постановление Государственного Комитета Обороны об увеличении в январе 1942 года выпуска КВ-1 до 20 штук в сутки потребовало не только упростить технологию изготовления танка, но и провести коренную перестройку производства Челябинского завода, так как при существующей организации этого сделать не представлялось возможным.
...
в первых числах января 1942 года на ЧКЗ прошло специальное совещание, на котором участвовали руководители завода и представители военной приемки, а также секретарь областного комитета ВКП(б) по промышленности. Все конструкторы и руководители отделов завода получили задачу — в срочном порядке заняться обеспечением производства необходимым количеством чертежей. Кроме того, были приняты меры по налаживанию нормальной работы ОТК — проводились инструктажи и другие мероприятия по повышению качества приемки машин и их узлов.
Принятые меры принесли свои плоды — хотя и не удалось выполнить постановление ГКО о повышении выпуска до 20 машин в сутки, за январь 1942 года удалось сдать военной приемке 216 КВ-1.
...
упрощения конструкции и изменения технологии изготовления ряда агрегатов танка КВ, привели к ухудшению характеристик машины, прежде всего по подвижности и маневренности. Значительное количество нареканий на эти танк полученное из Действующей Армии, не оставалось без внимания в Государственном Комитете Обороны. В январе нового, 1942 года, директор «Танкограда» И. Зальцман и главный конструктор предприятия Ж. Котин получили по телефону личное указание И. Сталина — «повысить тяговые свойства машины КВ». В спешном порядке на ЧКЗ провели совещание, посвященное выполнению задачи, поставленной Сталиным. В результате, конструкторы наметили пути решения проблемы, и 27 января директор Челябинского Кировского завода И.М. Зальцман и главный конструктор Ж.Я. Котин направили на имя И.В. Сталина свои соображения по этому вопросу. Предлагалось два варианта: в первом планировалось увеличить на 50 л.с. мощность двигателя В-2К, изменить передаточное число количество зубьев ведущего колеса.
...
Несмотря на то, что к началу февраля 1942 года удалось более-менее наладить нормальный процесс производства КВ-1 и обеспечить поставку с предприятий-смежников, ситуация оставалась довольно сложной. Постоянно возникали какие-то проблемы, связанные с отсутствием тех или иных материалов или деталей. Требовалось решить их в кратчайшие сроки — в противном случае, план выпуска танков КВ-1 находился под угрозой срыва. Часто для выхода из сложившейся ситуации требовалось вмешательство «сверху» — руководства страны или членов Государственного Комитета Обороны."
Источник: Коломиец Максим Викторович «Советский тяжёлый танк КВ-1»
Тарелка супа которую товарищи подарили на 17-летие работнику цеха №900 Владимиру Никитину, 23.02.1943 г.
"Однажды в музей Челябинского тракторного завода зашел пожилой мужчина со свёртком в руках. Он сказал, что хочет передать музею самое ценное, что у него есть. Настоящее сокровище, которое хранит с 17 лет! С этими словами он развернул бумагу и протянул директору музея простую алюминиевую тарелку…
Когда началась война, Владимир Никитин был 15-летним мальчишкой. Мечтая помогать фронту, он устроился на завод «собирать танки». Работа была очень тяжелой, а еще постоянно хотелось есть. Наесться до отвала стало мечтой подростка.
23 февраля 1943 года Владимиру исполнялось 17 лет. В обед он, как обычно, ел из той самой алюминиевой миски свою крохотную порцию похлебки. Проглотил и собрался было уходить, но тут его товарищи отложили ложки и притихли... Один из рабочих встал и от лица коллектива поздравил парня с 17-летием, а потом отлил часть своей похлебки в миску именинника! Так же поступили все сидящие за столом, и Владимир Никитин впервые за несколько лет наелся! По его собственному признанию, более ценного подарка на день рождения он не получал никогда, а эту миску выпросил на память в качестве талисмана…"
Источник: Владимир Никитин - Карта героев
"Становление легендарной биографии И. М. Зальцмана началось в конце 1930-х гг., когда он возглавил Кировский завод и стал руководить важнейшими проектами оборонного значения, прежде всего, созданием и выпуском тяжелых танков.
...
В военную пору роль И. М. Зальцмана сильно возросла — он превратился в одного из самых успешных организаторов танковой промышленности. Среди его несомненных достижений — ударная работа Кировского завода в первые месяцы войны, эвакуация завода на восток и создание Уральского комбината по производству тяжелых танков КВ, получившего неофициальное название Танкоград. Помимо этого, Зальцман наладил производство Т-34 на заводе им. Коминтерна в Нижнем Тагиле, летом 1942 г. за месяц организовал выпуск той же машины уже на Кировском заводе, а позже отвечал за разработку и серийный выпуск тяжелого танка ИС. И эти заслуги были отмечены не только высокими наградами, но и пафосными сообщениями в центральной и местной печати, которые порой дополняли статьи самого И. М. Зальцмана. Конечно, согласно советским традициям, его не выделяли из плеяды директоров танковых заводов, и обычно представляли как руководителя многочисленного коллектива Танкограда, но даже этого было достаточно, чтобы обеспечить ему ореол героя и известность.
...
Кроме «парадной» биографии, у И. М. Зальцмана имелась другая, известная по рассказам и слухам. Так, среди рабочих не только Кировского завода, но и других предприятий, где в годы войны ему довелось поработать директором, он славился своими «одесскими номерами». Они заключались в том, что Зальцман для острастки подчиненных неожиданно наказывал какого-нибудь начальника цеха, демонстративно снимая его с должности или понижая до чернорабочего, а затем, уже без свидетелей, смягчал наказание или вовсе прощал «виновника» и предоставлял ему недельный отдых. Но большая часть слухов касалась того, как «легендарный директор» оригинально разрешал неожиданные проблемы и радел о рабочих. Так, была известна история о том, как директор использовал личный самолет, чтобы отыскать рации для танков, потерявшиеся на путях под Омском. Или о том, как он «ускорил» строительство пешеходных дорожек к заводу, высадив ответственных за это дело людей посреди огромной лужи и предложив им прогуляться по непролазной грязи до самой проходной. Но особенно популярен был рассказ о том, как И. М. Зальцман, увидев как-то разутого подростка, «вызвал начальника цеха, заставил его снять с себя сапоги и отдать рабочему». Можно упомянуть и другие подобные слухи, но для нас важнее то, что многие из них появились благодаря самому директору. Ведь он прекрасно понимал, что такие эффектные поступки способствовали тому, что для своих рабочих он превратился в «защитника» и «своего человека», не дающего спуска заевшимся начальникам.
Легенда о «хорошем директоре» нужна была И. М. Зальцману не только для укрепления своего авторитета, но и для того, чтобы приглушить недовольство заводчан скудным питанием, низкими зарплатами, нехваткой нормального жилья, задержкой реэвакуации и прочими проблемами. В военные годы это недовольство не выходило за рамки разговоров и частных эксцессов, но после войны оно резко обострилось и несколько раз вылилось в открытые выступления против руководства завода. Оперативное вмешательство обкома партии позволило справиться с волнениями, имевшими место в 1945–1946 гг., однако негативное отношение к директору у многих заводчан осталось. Поэтому на избирательных бюллетенях они писали, что Зальцман — капиталист, шкуродер, зазнавшийся человек, окружил себя «свитой вроде Друтманов и Броунов, Загельманов и Баталиных, Страковских и Злотников», что заботится только о своем благополучии, а другим кандидатам желали «не быть такой свиньей, как Исаак». И по той же причине некоторые заводчане писали о «проделках» Зальцмана в высшие инстанции, что в некоторой степени способствовало его снятию с должности директора.
Таким образом, официальная биография И. М. Зальцмана расходилась с реальным отношением к нему населения, которое варьировалось от одобрения до резкой критики. И даже его опала почти не изменила этот расклад, поскольку среди заводчан были те, кто видел в ней заслуженное наказание, и те, кто счел ее несправедливой."
Источник: Фёдоров А. Н. «Танковый король» и «опальный генерал»: рождение легенды об Исааке Зальцмане
"Чтобы и дальше поддерживать высокую боеспособность бронетанковых войск, от танковой промышленности требовалось выпускать солидное количество бронетехники, причем нового поколения и очень высокого качества. Но решение этой тройной задачи первое время затрудняли серьезные проблемы, начиная от непоследовательной конверсии и передачи самых квалифицированных кадров в атомную отрасль и заканчивая скудным материальным обеспечением рабочих танковых заводов.
У кризиса, который, по мнению специалистов, в 1946–1948 гг. переживала советская танковая промышленность, были и субъективные причины. Одна из них заключалась в том, что после войны И.В.Сталин уделял ей мало внимания.
...
К тому же в феврале 1947 г. И.В.Сталин сложил с себя обязанности министра вооруженных сил (вместо него назначили Н.А.Булганина), и наверняка это тоже сказалось на его осведомленности о положении дел в отрасли. Более всего кризис танковой промышленности проявился в сокращении объемов производства.
...
Дело в том, что сведения о неисправных танках каким-то образом дошли до министра Государственного контроля СССР Л.З.Мехлиса. 11 декабря 1948 г. он отправил И.В.Сталину записку «О некоторых недостатках танков Т-54»25, что не было случайностью. Во-первых, сообщать о разных злоупотреблениях и нестроениях в работе государственных органов входило в служебные обязанности Л.З.Мехлиса, и он знал, какие темы интересуют И.В.Сталина. В начале 1948 г., когда стало известно о низком качестве принятых на вооружение реактивных истребителей МИГ-9, именно Лев Захарович довел эту информацию до первого лица в государстве. Во-вторых, Л.З.Мехлис после скандала, разразившегося в августе 1948 г. вокруг ревизии Совета министров Азербайджанской ССР, изо всех сил пытался восстановить престиж своего ведомства, в том числе с помощью таких сигналов.
...
26 января 1949 г. Совет министров СССР принял Постановление № 313109сс «О производстве танков Т-54». В связи со значительными недостатками (выход из строя коробки передач, поломка торсионов, плохая проходимость и т.д.) серийный выпуск Т-54 на заводах № 183, № 75 и № 174 был приостановлен.
Министерствам вооруженных сил и транспортного машиностроения поручили устранить дефекты, к 15 марта изготовить 13 улучшенных машин и до 1 мая провести их испытания. Заодно был установлен более строгий порядок принятия на вооружение новой бронетехники. Были найдены и виновники. Первым из них оказался главный конструктор завода № 183 А.А.Морозов, отвечавший за конструирование и доработку танка. Ему объявили выговор, а остальным указали на слабое внимание к выполнению правительственных заданий.
Затем правительство «разобралось» с тяжелыми танками. В течение всего трех недель прошли проверки, согласования и даже испытания, и 18 февраля 1949 г. Совет министров принял Постановление № 701-270сс «О производстве тяжелых танков».
Это было весьма жесткое решение: дальнейшее производство ИС-4 было прекращено, Минтрансмаш обязали предъявить к 1 мая 1949 г. 12 улучшенных ИС-4 и до 1 января 1950 г. модернизировать танки, поступившие в войска. Заодно были прекращены все работы по танку ИС-7, а вместо него Кировскому заводу в Челябинске поручили разработать новый тяжелый танк и в августе предъявить для испытаний три экземпляра этой машины. Довольно жесткими были и наказания. Директор Кировского завода в Челябинске И.М.Зальцман и командующий бронетанковыми и механизированными войсками С.И.Богданов получили выговоры (первый — за выпуск танков с дефектами, а второй — за их приемку) и предупреждение, что «при нарушении требований Правительства в дальнейшем они будут привлечены к более строгой ответственности». Главному конструктору Кировского завода в Ленинграде Ж.Я.Котину указали на «неприятие своевременных мер к доведению танка ИС-7», а министру И.И.Носенко и его первому заместителю Ю.Е.Максарёву — на недостаточный контроль за производством и качеством танков.
Было очевидно, что провалы в танковой промышленности связаны с недостаточными усилиями министерств и слабым контролем правительства. Поэтому вскоре последовали меры организационного характера.
...
Кировский завод, несмотря на помощь министерства и правительства, с заданием не справился. За 2,5 месяца челябинцы внесли более 80 конструкторских и технологических улучшений в ИС-4, но отработать важнейшие узлы — планетарную трансмиссию, воздухофильтр, ходовую часть, дизельный мотор — не успели. Сборку опытных образцов даже не начинали. Поэтому 30 апреля руководство завода направило И.В.Сталину письмо с просьбой о переносе срока сдачи машин на 15 июля. Чтобы понять остроту момента, следует учесть, что в прежние годы для разрешения заводских проблем И.М.Зальцман лично обращался к И.В.Сталину. Но в этот раз, видимо, ощущая скептическое отношение вождя, он предпочел коллективное обращение. Просьба дошла до И.В.Сталина, но не напрямую, а через Н.А.Булганина и В.А.Малышева, сообщивших о ней в своей записке от 4 мая. Положительный ответ и вовсе поступил 10 июня, притом в виде официального распоряжения Совета министров СССР49. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что к лету 1949 г. знаменитый танкостроитель «утратил высокое доверие».
...
Постановления о финансово-хозяйственной деятельности Минтрансмаша и о нарушениях финансово-штатной дисциплины на его заводах были приняты как раз тогда (30 июня и 11 июля), когда в ЦК ВКП(б) решался вопрос о И.М.Зальцмане. Поводом для этого разбирательства послужила записка секретаря парторганизации заводоуправления Кировского завода А.М.Зверева, которую он в конце февраля 1949 г. направил на имя И.В.Сталина и в которой говорилось «о крупных преступлениях и непорядках на заводе, покрываемых директором завода т. Зальцманом».
Записка А.М.Зверева была обычным доносом, в котором говорилось о злоупотреблениях (растраты, хищения, фиктивные заказы), бесхозяйственности (штрафы, перерасход материалов, простои), отсутствии «серьезной борьбы» за рентабельность и грубом поведении начальников. Подобные недостатки так или иначе имелись на всех предприятиях, и о них хорошо знали партийные и правоохранительные органы. Но поскольку соображения дела обычно стояли выше законности, то хозяйственников редко наказывали за эти «мелочи».
...
Трудно сказать, по своей ли инициативе А.М.Зверев отправил записку в Кремль или по указанию кого-нибудь из руководителей области или даже страны. Важнее то, что его записка поступила в Особый сектор ЦК ВКП(б) через две недели после того, как Совмин СССР рассмотрел вопрос о тяжелых танках и объявил выговор И.М.Зальцману.
...
Г.М.Маленков знал, что И.М.Зальцман занимался важным заданием — модернизацией ИС-4 и разработкой нового танка, — за срыв которого грозило строгое наказание, поэтому и выжидал до мая. Когда же выяснилось, что Кировский завод задание провалил, было дано указание направить в Челябинск комиссию ЦК ВКП(б).
14 июня комиссия представила доклад, в котором отметила значительные недостатки в работе И.М.Зальцмана (невыполнение планов, грубое отношение к рабочим, злоупотребления и неправильный подбор кадров) и предложила привлечь его к «строгой ответственности». Тогда же в Совет министров СССР поступили сведения о том, что Кировский завод вновь срывает выполнение заданий по тяжелым танкам. Казалось бы, такое сочетание производственных, управленческих и личных «ошибок и недостатков» позволяло без особого труда уличить и наказать И.М.Зальцмана. Но когда 27 июня в Секретариате ЦК ВКП(б) стали разбирать его дело, он решительно отверг ряд предъявленных обвинений, и цековским работникам пришлось в срочном порядке собирать дополнительный компромат. После всех махинаций 1 июля Секретариат ЦК ВКП(б) признал поведение И.М.Зальцмана антипартийным и постановил снять его с поста директора, а материалы о его поступках передать в Комиссию партийного контроля. Так как должность директора Кировского завода входила в номенклатуру Политбюро, то решение Секретариата направили туда на утверждение.
...
Очевидно, что отставка И.М.Зальцмана была связана с провалами в танковом производстве, но ни в Постановлении ЦК ВКП(б), ни на собрании партактива Кировского завода, прошедшем 19–20 июля 1949 г., этот момент по причине секретности не афишировался. Более того, разговоры о неправильном подборе кадров и хамском поведении как раз и понадобились для того, чтобы закамуфлировать танковый след в «деле» И.М.Зальцмана. Впоследствии эта недоговоренность породила множество домыслов о «настоящих» причинах опалы танкостроителя. Однако очевидно и то, что эта демонстративная отставка, как и неожиданные, но весьма «мягкие» постановления о финансовых нарушениях нужны были высшему руководству для того, чтобы быстро мобилизовать министерство и директоров на преодоление кризиса в танковой промышленности. Чтобы доказать возможность новых и весьма суровых наказаний, руководство страны предприняло еще несколько показательных шагов.
...
Вышеизложенный материал позволяет сделать вывод о том, что в 1949 г. высшее руководство страны под давлением внешнеполитических обстоятельств обратило внимание на пребывавшую в кризисе танковую промышленность и, предприняв ряд экстренных мер организационного, кадрового и материального характера, решило наиболее острые проблемы этой отрасли и создало условия для ее дальнейшего развития."
Источник: Федоров А. Н. «Танковое дело» 1949 г.: механизм решения проблем оборонной промышленности в послевоенный период
Образцы заводских знаков «Лучший по профессии», 2004 год. Слева направо: строитель и первый директор завода К.П. Ловин, главный конструктор моторов И.Я. Трашутин, токарь-карусельщик Ю.З. Черезов
Почётная грамота коллективу ЧТЗ за высокие результаты в социалистическом соревновании к 100-летию рождения В.И. Ленина (1970 год)
Памятник был открыт в канун 20-летия Победы, 8 мая 1965 года. Танк въехал на постамент своим ходом, по специально построенной эстакаде. Это первый по счёту ИС-3М сохранившийся в Челябинске.
Второй челябинский ИС-3М (номер 112) установлен в парке Сад Победы. В 2007 году его передали туда вместе с Т-54 и Т-72 после расформирования Челябинского высшего танкового командного училища (последние пару лет существовавшего как танковый институт).
На закрытой территории ЧТЗ вместе с ИСУ-152 и Т-34 находится третий тяжеловес ИС-3М (номер 703 - тонкий намёк на "объект 703").
Место установки памятника выбрано не случайно. Весной 1942 года поблизости формировалась 97-я танковая бригада на тяжёлых танках КВ. Штаб бригады размещался в здании по проспекту Ленина, 13 (справа от Комсомольской площади), в нём сейчас размещается гимназия № 48. Отсюда танкисты отправились на фронт.
Слева от площади - красивое здание, где в годы войны жили знаменитые конструкторы танковой техники: Николай Леонидович Духов и Жозеф Яковлевич Котин. В одном из корпусов этого дома сейчас размещается Музей трудовой и боевой славы «ЧТЗ-Уралтрак».
Интересно, что 63-й Челябинская добровольческая танковая бригада (одна из трёх входивших в Уральский добровольческий танковый корпус) формировалась на дачах в районе озера Смолино.
На фронт она уходила 9 мая 1943 года от почты на улице Кирова, где сейчас стоит памятник Добровольцам-Танкистам.
См. также:
Тяжёлый танк ИС-3 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Тяжёлый танк ИС-3. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Тяжелый танк ИС-3, бортовой №046 в Техническом музее, г.Тольятти
Тяжелый танк ИС-3, бортовой №217 в Техническом музее, г.Тольятти
Тяжелый танк ИС-3. Музей техники Вадима Задорожного
Тяжелый танк ИС-3. Парк «Патриот»
Тяжелый танк ИС-3 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжелый танк ИС-3. Музей отечественной военной истории в Падиково
Тяжелый танк ИС-3. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Тяжелый танк ИС-3 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжелый танк ИС-3М у музея-панорамы «Сталинградская битва»
Тяжелый танк ИС-3М в парке Сад Победы, Челябинск
Тяжелый танк ИС-3М на Комсомольской площади, Челябинск