Навигация по странице:
Лёгкий танк Т-18
Лёгкий танк Т-26 образца 1933 года
Средний танк Т-34-85 (завод №183)
Средний танк Т-34-85 (завод №183, май 1945 года)
100-мм самоходная артиллерийская установка СУ-100
152-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-152
Тяжёлый танк ИС-2М
Тяжёлый танк ИС-3М
Средний танк M4A2E8 «Sherman»
Средний танк М4А2 «Sherman»
Тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.E «Tiger»
Лёгкий танк Pz.Kpfw.II Ausf.B
152-мм пушка Бр-2 образца 1935 года
203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года
Орудийная повозка БР-10 и ствол 203-мм гаубицы Б-4
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года
122-мм гаубица образца 1910/30 годов
Орудийный передок
76-мм полковая пушка 52-П-353 образца 1927 года
100-мм зенитная пушка КС-19 образца 1947 года
85-мм зенитная пушка 52-К образца 1939 года
85-мм зенитная пушка 52-К образца 1939 года
85-мм зенитная пушка 52-К образца 1939 года
Лёгкий артиллерийский тягач АТ-ЛА (ХТЗ-27А)
Многоцелевой плавающий бронетранспортёр МТ-ЛБ
Многоцелевой плавающий бронетранспортёр МТ-ЛБу
ЗУР комплекса С-75 на транспортно-заряжающей машине ПР-11
Четырехбалочная пусковая установка 5П73 комплекса С-125
Месторасположение: Московская область, Истринский район, пгт Снегири
Официальный сайт: Ленино-Снегиревский-музей.рф
Дополнительно:
Танки в Музее техники Вадима Задорожного
Танки в Музее отечественной военной истории в Падиково
Бронетанковая техника в Военно-техническом музее
В 1919 году опыт эксплуатации захваченных под Одессой французских Renault FT-17 подтолкнул советское правительство к решению о начале производства в РСФСР собственных танков. Их выпуск предполагалось наладить на нижегородском заводе «Красное Сормово». За броню отвечал Ижорский завод, за вооружение — Путиловский, двигатели должен был поставлять завод АМО (нынешний ЗИЛ). Для начала потребовалоась изготовить техническую документацию и восстановить недостающие механизмы эталонного танка (например, двигатель и КПП). У московского завода АМО имелась соответствующая оснастка для изготовления двигателя «Фиат». Поэтому пошли по простому пути – подогнали имеющийся мотор под моторно-трансмиссионного отделение эталонного Renault FT-17. В начале 1920 года была утверждена маршрутная технология изготовления танка. В 1920-1921 годах было выпущено 15 боевых машин. Каждый из выпущенных танков типа «Рено-русский» имел имя собственное, дававшееся прямо на заводе. Первый экземпляр после жарких споров получил имя «Борец за свободу товарищ Ленин». Впрочем, копирование трофейных образцов бронетанковой техники не устраивало военных. Для манёвренной Гражданской войны лучше подходили бронеавтомобили. Худшая проходимость окупалась лучшей подвижностью и большим запасом хода.
Сотрудниками музея танк восстановлен из огневой точки (установлена имитация пушки, катки и корпуса амортизаторов выполнены в произвольной форме).
"Для мирового танкостроения 20-е годы прошлого века оказались переходным периодом. Окончание Первой мировой войны привело к резкому сокращению военных бюджетов. Конструкторы и военные переосмысливали опыт прошедшей войны, на свет появлялись новые образцы танков, значительная часть которых, впрочем, так и оставалась опытными экземплярами.
В начале 20-х к клубу танкостроительных держав присоединилась Италия с лёгким танком Fiat 3000, собственными танками (на самом деле немецкими) обзавелась Швеция. Продолжались работы по танкам и в Советской России. Вслед за «Рено-русским», копией Renault FT, последовала боевая машина отечественной разработки — танк Т-18, он же МС-1.
...
Новая советская машина имела мало общего со своим французским «прототипом» Renault FT. Схожими остались общая концепция лёгкого танка сопровождения пехоты да некоторые элементы (всё равно переделанные). Особенно сильно отличался корпус. Длина предварительного варианта составляла всего 3060 мм, что на метр меньше, чем Renault FT — и это практически с той же шириной и высотой.
Самое большое сходство наблюдалось в носовой части корпуса, где располагалось отделение управления, но даже здесь имелись существенные отличия. Ещё больше их было в районе боевого и моторно-трансмиссионного отделений. Под башней появились широкие боковые выступы, в которых разместились топливные баки. Уменьшить длину танка удалось главным образом за счёт очень компактного моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Для того, чтобы свободно преодолевать траншеи и рвы, танк получил «хвост». По конструкции он был похож на «хвост» Renault FT, но получился более длинным.
Секрет компактного МТО раскрывается довольно просто. Для нового танка сопровождения на заводе «Большевик» был создан специальный двигатель. Двигатель воздушного охлаждения объёмом 2,18 литра и мощностью 35 лошадиных сил конструкторы одними из первых в мире установили поперёк моторного отделения. Ещё более необычным было то, что двигатель был соединён в одном блоке с коробкой передач. Командир имел доступ к двигателю через люк в моторной перегородке.
...
Оригинальной получилась и ходовая часть танка. С ходовой Renault FT её роднило лишь использование ленивцев большого диаметра. С каждого борта имелось по 3 поддерживающих и по 6 опорных катков. С целью уменьшения массы опорные катки были сделаны из алюминия с резиновыми бандажами. Они попарно блокировались в тележки со свечной подвеской. Передняя пара поддерживающих катков имела рессорную подвеску. Оригинальные штампованные траки были достаточно широкими (300 мм), поэтому танк имел рекордно низкую нагрузку на опорную поверхность.
Для своего времени конструкция ходовой части оказалась, без преувеличения, революционной. У большинства танков тех лет ходовая часть была куда более громоздкой.
Вполне удачным для своего времени получилось и боевое отделение. Оно было шире, чем у Renault FT, на 100 мм. По бортам размещались укладки для пулемётных магазинов и патронов для пушки. Орудийная башня шестигранной формы получилась на 50 мм шире, чем башня Renault FT, и при этом на 100 мм ниже. Более широкой и низкой оказалась башенка. На Renault FT подобная башенка использовалась как воздухоприток, также командир мог высунуть из неё голову. На советском танке сопровождения это уже был полноценный люк. Ещё один, аварийный люк, располагался в борту башни.
37-мм пушка «Гочкис» и пулемёт Фёдорова располагались в установках, находившихся в носовых листах башни. Использовать можно было либо пушку, либо пулемёт. Предполагалось, что в основном стрельба будет вестись из пушки, в таком случае пулемёт вынимался из гнезда и подвешивался на креплении в стенке боевого отделения."
Источник: Юрий Пашолок, «От «Теплохода «АН» к МС-1» | Warspot.ru
"6 июля 1927 года на вооружение Красной армии был принят танк сопровождения пехоты Т-18, более известный под обозначением МС-1. Эта машина разрабатывалась советскими специалистами и стала первым по-настоящему массовым танком отечественной разработки. Больше того: Т-18 оказались самыми многочисленными танками 20-х годов. В СССР их построили больше, чем в это десятилетие произвели танков во всех остальных странах мира, вместе взятых.
Успешные испытания опытного образца танка сопровождения открыли ему дорогу в серию. 20 июня 1927 года, ещё до принятия Т-18 на вооружение, состоялось заседание Орудатреста (Орудийно-арсенального треста, ОАТ), на котором обсуждался выпуск этих танков. Рассматривались различные варианты объёма производства, правда, все они были уже не такими оптимистичными, как в марте 1923 года. Принятый по итогам заседания пятилетний план оказался вполне реалистичным.
...
Штаб РККА просил ускорить запуск серийного производства Т-18, но сделать это было не просто. Нужны были дополнительные производственные площади. Завод «Большевик» являлся многопрофильным предприятием. Здесь строили и орудийные системы, и трактора, и жертвовать ими в угоду производства танков никто не собирался. 2 августа 1927 года на заседании коллегии Военно-промышленного управления (ВПУ) обсуждалась реорганизация производства на «Большевике». Было решено построить новый корпус для производства танковых и тракторных двигателей. 100 000 рублей выделялось на слом и перенос старого производства газового завода, на месте которого строился новый корпус. Для закупки оборудования для танкового производства выделялось 597 000 рублей. Ещё 330 000 рублей выделялось на изготовление приспособлений и инструмента, необходимого танковому производству.
Закупить необходимое оборудование за рубежом оказалось непросто. Договориться удалось лишь с Германией. Там было закуплено практически всё электрооборудование, на моторах советских танков использовались карбюраторы Pallas. Вот так для ковки советского танкового меча использовалась и немецкая наковальня."
Источник: Юрий Пашолок, «Т-18: серийный ответ Чемберлену» | Warspot.ru
"Осень 1929 года стала и временем боевого дебюта первого массового советского танка. В это время Красная армия участвовала в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). 10 Т-18 оказались в числе подкреплений, присланных для готовившей наступление Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА). 1 танк при разгрузке был сильно повреждён, его разобрали на запчасти. Боевой дебют советских танков состоялся рано утром 17 ноября 1929 года, во время Маньчжуро-Чжалайнорской операции. Танки оказали существенное влияние на ход боевых действий. Спустя считанные дни китайцы запросили перемирия, на этом конфликт на КВЖД был исчерпан. Больше Т-18 в боях не участвовали (по крайней мере как танки).
...
В начале 1930 года появилась идея собирать корпуса и башни Т-18 не заклёпками, а с помощью сварки. Это решение советские танкостроители подсмотрели у немцев, которые с лета 1929 года испытывали свои танки на полигоне ТЕКО под Казанью. Сварное соединение было более прочным, а созданные с его помощью корпуса получались дешевле. Планировался быстрый переход на сварку, но опытные работы по этой тематике сильно затянулись. Первый сварной корпус был готов на Ижорском заводе только 28 июля 1930 года. Хотя встречаются утверждения, что было налажено серийное производство сварных корпусов для МС-1, на самом деле это не так. Затянулась разработка 4-скоростной коробки передач, третья серия выпускалась без неё."
Источник: Юрий Пашолок, «Т-18: серийный ответ Чемберлену» | Warspot.ru
"Предполагалось, что в 1931 году будет построено 720 танков, но уже 18 ноября 1930 года это число сократилось до 550 штук. Позже количество Т-18 сократилось ещё в несколько раз (до 144 штук), зато появились грандиозные планы на постройку 555 Т-20 и 25 Т-19. Правда, они так и остались на бумаге. Дело в том, что у Т-18 появился опасный конкурент — английский танк Vickers Mk.E, принятый на вооружение Красной армии как Т-26. Шукалов старался отстоять свои машины, но командование Красной армии понимало, что английская машина лучше. Она существенно превосходила по подвижности не только Т-18, но и все похожие разработки КБ ОАТ. Также английский танк был проще по конструкции, и даже его двухбашенный вариант (Vickers Mk.E Type A) теоретически можно было вооружить 37-мм пушкой. К февралю 1931 года было принято решение о начале производства Т-26 на «Большевике».
...
На «Большевике» ещё во второй половине 1931 года начался выпуск Т-26, который явно превосходил Т-18. Уже весной 1932 года примерно треть этих танков находилась в учебных частях. Летом 1933 года в боевых частях числилось 485 Т-18, то есть половина от выпущенных. 16 мая 1934 года 59 Т-18 было передано военным кафедрам, а 250 танков перешло в распоряжение ОСОАВИАХИМ. Машины отслужили своё и постепенно уступали место в боевых частях более совершенным танкам.
К началу 1938 года осталось 862 Т-18, изношенных и окончательно устаревших. Из них 160 использовалось в Ленинградском военном округе в качестве неподвижных огневых точек. 1 августа 1938 года было принято постановление Комитета обороны при Совете народных комиссаров Союза ССР № 180сс «Об использовании имеющихся в РККА не серийных старых типов танков». Согласно ему, 2 Т-18 отправлялись в музей при НИБТ Полигоне, остальные предназначались для использования в качестве огневых точек. 70 таких танков были перевооружены и получили 45-мм танковые пушки."
Источник: Юрий Пашолок, «Т-18: серийный ответ Чемберлену» | Warspot.ru
См. также:
Лёгкий танк Т-18. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-18 (макет с подлинными элементами). Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-18. Музей техники Вадима Задорожного
Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский». Танковый музей, Кубинка
Лёгкий пехотный танк Т-18. Танковый музей, Кубинка
Renault FT-17. Војни музеј. Белград, Сербия
Лёгкий танк Renault FT-17 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-18. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва
Лёгкий танк МС-1. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Лёгкий танк «Рено русский». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Представленный в музее экспонат появился в ходе дальнейшего совершенствования отечественной версии лицензионного британского «шеститонника». Уже через пару лет производства в СССР, двухбашенный «чистильщик окопов» превратился в однобашенный классический пушечный танк. Конструктор опытно-конструкторского машиностроительного отдела ленинградского завода «Большевик» Семён Гинзбург добился финансирования работ над "классической" модификацией, понимая её преимущества с точки зрения массы, стоимости и маневра вооружения. Было опробовано несколько вариантов башен кругового вращения, пока в 1933 году не появился Т-26 с 45-мм полуавтоматической пушкой 20К в башне с развитой кормовой нишей. Интересно, что производство двухбашенных Т-26 продолжалось. Существенную роль тут сыграло мнение маршала М.Н. Тухачевского который был уверен, что именно двухбашенные машины являются наиболее подходящими для целей сопровождения пехоты, и именно они должны составлять костяк танковых сил.
Опорные катки сблокированы попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на листовых четвертьэлиптических рессорах.
Откидной бронеколпак фары выполнен из 8-мм штампованной брони. Он предназначен для защиты фары от поражения брызгами свинца, пулями, камнями и пр.
Установка новой, «большой» башни на корпус Т-26 привела к росту массы танка на 850-1200 кг. Для перетяжелённой машины мощности мотора в 85-88 л.с. было явно недостаточно. Тут надо сказать, что фирма «Виккерс» обязалась в течение трёх лет уведомлять советскую сторону о существенных изменениях и доработках в конструкции лицензированных танков. И вот, осенью 1932 года представитель фирмы «Виккерс» сообщил о новом варианте двигателя Vickers Mk.E, развивавшего мощность 100 л.с. Ознакомившись с описанием новинки специалисты двигательного цеха ленинградского завода «Большевик» предложили самостоятельно поднять мощность мотора путём разработки нового карбюратора. К маю 1933 года новый мотор был более-менее отлажен и выдал 92 л.с., но эксплуатационная мощность мотора составляла 75 л.с. Именно эту модификацию получили Т-26 с цилиндрической пушечной башней. Конструкторы планировали в дальнейшем оснащать танк дизельным двигателем мощностью 150 л.с. Под перспективный дизель в 1934 году даже расширили моторно-трансмиссионное отделение танка. Однако надёжный дизельный двигатель советская промышленность осилила очень и очень не скоро (не помогло даже хождение путём копирования немецких дизелей). С учётом низкой квалификации рабочих и слабых возможностей производства, выпуск надёжных ТНВД являлся для СССР недостижимой технологической мечтой.
Стоит отметить, что у пушечных танков на крыше подбашенной коробки с правой стороны добавился вентилятор боевого отделения. Связано это было с тем, что при стрельбе из 45-мм орудия загазованность боевого отделения порой приводила к отравлению экипажа пороховыми газами.
45-мм пушка 20К, спаренная с пулемётом ДТ, установлена в сварной цилиндрической башне производства Ижорского завода.
Следы британского происхождения танка – водитель размещён справа. Смотровая щель крышки люка должна быть оснащена стеклоблоком триплекс.
За время серийного производства, с 1931 по 1940 год, было произведено 10 300 танков Т-26 всех модификаций. РККА получила 9686 машин. Т-26 были достаточно надёжны, просты в освоении и эксплуатации.
Однако реальная подвижность Т-26 оказалась не вполне достаточна, а эффективность подвески ввиду перегрузки танка не позволяла вести огонь с хода. Опыт испанской войны и локальных пограничных конфликтов показал слабость бронирования танка. Резервов же по увеличению бронирования и вооружения у этой боевой машины не имелось.
Тем не менее, советские танкисты вступили в Великую Отечественную войну именно на Т-26 и БТ. Наши танки примерно соответствовали уровню немецких PzKpfw.I, PzKpfw.II и чешских Pz.Kpfw.38(t). Да, броня немецких танков начального периода войны пробивалась советской 45-мм танковой пушкой 20К, но совсем не это решало исход боя. Помимо громоздкой организации и нерационального штата советских танковых частей существенное влияение на действие отечественной бронетехники оказывало отсутствие в частях топливозаправщиков, тягачей, ремонтных мастерских. Опять-таки поле боя в начальный период войны чаще всего оставалось за немецкими войсками. Соответственно эвакуировать и восстанавливать подбитые советские машины не представлялось возможным. РККА потеряло большинство танков Т-26 уже в первый военный год. Впрочем, нужно откровенно признать, что катастрофа 1941 года обусловлена вовсе не проблемами с техническим уровнем бронетехники и никак не с связанана с её количеством. Очевидно, что первые военные годы вермахт был сильнее РККА.
Для более полного погружения в тему обратитесь к книге А.А. Уланова и Д.В. Шеина «Порядок в танковых войсках».
В заднем кормовом листе с левой стороны имеется отверстие для вывода патрубка выхлопной трубы к глушителю. В центре кормового листа располагалось отверстие для привода ручной заводки двигателя.
В корпусе башни, под большой нишей, видна амбразура для стрельбы из личного оружия. В кормовом листе ниши находится люк с дверцей для демонтажа пушки.
Большая ниша служила противовесом пушки и одновременно местом для укладки боеприпасов или размещения радиостанции.
См.также:
Лёгкий танк Т-26 обр.1931 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1933 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1939 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг
Т-26 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением. Военно-патриотический парк «Патриот»
Танк телеуправления ТТ-26. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий танк управления ТУ-26. Площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Макет лёгкого танка Т-26. Музей техники Вадима Задорожного
Лёгкий танк Т-26 образца 1933 года. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) у музея-панорамы «Сталинградская битва»
Легкий танк Т-26, обр. 1936 года. Выставка «Моторы Войны»
Признак поздних производственных серий: верхний и нижний лобовые листы соединеняются друг с другом встык, а не через носовую балку.
Признаки самоходки омского производства: широкие петли верхней кормовой бронеплиты СУ-100 завода №174 унифицированы с петлей круглого люка.
Признаки самоходки омского производства: колпаки выхлопных труб на омских машинах более короткие, чем у свердловских машин (выпуск УЗТМ).
"Работы по усилению вооружения танков и самоходных установок пошли по трём направлениям. Первым, наиболее простым направлением, считалось увеличение начальной скорости 85-мм орудия до 1000–1050 м/с. Вторым направлением стало использование орудий с баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. В случае с тяжёлыми танками данное направление стало успешным — так появилось орудие Д-25Т, самое мощное из отечественных танковых систем. Наконец, третьим направлением стало использование калибра 100 мм — для советской полевой и танковой артиллерии этот калибр был новым.
История появления в СССР орудий этого калибра была непростой. Всё началось со 100-мм (10-см) австро-венгерской морской пушки K10 производства фирмы Skoda («круглые» калибры были типичны для Австро-Венгрии). Данные орудия ставились в том числе и на те корабли, которые по итогам Первой мировой отошли Италии. Итальянцам орудие приглянулось, и компания OTO (Odero Terni Orlando) наладила его производство. Через итальянцев 100-мм орудия попали в СССР — используя его как базу, конструкторское бюро завода «Большевик» создало сначала систему Б-24, а позже и более мощную Б-34.
Судьба Б-34 складывалась непросто, это орудие далеко не сразу приняли на вооружение и не раз дорабатывали. Тем не менее его заметили конструкторские бюро, занимавшиеся танковыми системами. Причин оказалось несколько. Во-первых, орудие имело унитарное заряжание, причём унитарный патрон оказался довольно компактным и не очень тяжёлым. Во-вторых, система являлась мощным орудием, однозначно превосходя 85-мм зенитную пушку и находясь примерно в той же категории, что и 107-мм орудие М-60. Правда, существовал один серьёзный минус: на тот момент Б-34 не имела бронебойного снаряда."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
В ходе модернизации 1960-го года на борту рубки появился ящик малогабаритного заправочного агрегата МЗА-3 (для перекачки топлива из 200-литровых бочек в баки машины)
Модернизированная рубка: в местах сопряжения бортовых листов рубки и бортовых листов моторного отделения отсутствуют косынки (ликвидированы с 1 мая 1945 года).
"Во многом самоходная установка, получившая обозначение СУ-100, была результатом компромиссных решений. С одной стороны, было очевидно, что необходимо расширять боевое отделение. С другой стороны, над конструкторами дамокловым мечом висело ограничение по массе. Во многом именно проблемы с перегрузкой ходовой части стали главной причиной, почему та же СУ-122М и аналогичные машины так и не стали серийными. В результате боевое отделение по основным геометрическим параметрам оставалось равнозначным СУ-85. Одинаковым оказался и угол наклона верхнего лобового листа рубки — 52 градуса от вертикали.
Фактически СУ-100 была развитием опытного образца модернизированной СУ-85, созданной в конце 1943 года. По сравнению с серийной СУ-85 было внесено некоторое количество улучшений, главным из которых стало появление командирской башенки. Впрочем, простой заменой орудия при разработке СУ-100 не ограничились. Для начала толщина верхнего лобового листа и люка механика-водителя увеличилась до 75 мм. Это позволило заметно увеличить стойкость брони против наиболее распространённых противотанковых орудий (прежде всего 7,5 cm Pak 40). Двухстворчатый люк для панорамы в крыше корпуса сильно изменился, также в его левой створке появился перископический прибор MK-IV. Смотровые перископические приборы по периметру рубки убрали, зато на крышу вернулся вытяжной вентилятор. От наклона кормового листа рубки отказались, что позволило выиграть немного свободного места в боевом отделении."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
Характерные «колокола» — бронеколпаки вентиляторов МВ-12. На Т-34-85 стояли менее мощные вентиляторы, поэтому бронеколпаки вытяжных вентиляторов на башне танка более плоские.
Двухстворчатый люк для артиллерийской панорамы в крыше корпуса. В левой створке — перископический прибор MK-IV.
В 1970-ых годах на заднюю стенку рубки всех СУ-100 привариваются крепления в виде перевернутой П-образной рамки для установки в рабочем положении универсального насоса двойного действия 52-И-021, служащего для зарядки наполнения накатников артиллерийских орудий жидкостью и воздухом. В целях унификации эти приспособления вводятся на всех самоходках и буксируемых орудиях (М-30 и т.д.) – раньше артиллерийские системы комплектовались в ЗИП насосами разных типов. Источник: «М-Хобби» №2/2017
"Реалии Великой Отечественной войны были таковы, что средние САУ недолго задерживались в производстве. В случае с СУ-100 ситуация оказалась обратной: забегая вперёд, стоит сказать, что эта самоходка продержалась на конвейере дольше всех советских боевых машин разработки военного периода.
...
Так как производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, а фактические поставки в войска — ближе к ноябрю, эта машина оказалась куда менее заметным явлением на поле боя, чем СУ-85. Фактически боевое применение СУ-100 началось только в начале 1945 года. На дату боевого дебюта СУ-100 повлияли и выявившиеся дефекты, прежде всего, выход из строя передних опорных катков. Также поступали жалобы на различные детали орудийной установки, а также трещины, проявлявшиеся в месте стыка бортов рубки и «косынок»."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
В левой створке двустворчатого люка наводчика и артиллерийской панорамы — перископический прибор MK-IV.
Признак поздних производственных серий: одностворчатый люк загрузки боеприпасов и посадки-высадки экипажа.
Крыша моторного отделения — вентиляционное отверстие забрано сеткой, через которую вентилятор охлаждения выбрасывал из МТО нагревшийся воздух.
Проушина в верхней части неподвижной бронировки пушки использовалась для крепления орудия при монтажных работах.
Командирская башенка с одностворчатым люком, снабжённая по периметру пятью смотровыми щелями. Смотровой перископический прибор MK-IV утрачен.
В отличие от самоходок УЗТМ, колпак бронировки стопора орудия в походном положении у всех СУ-100 завода №174 имел отлитые цифры номера бронедетали. На поздних омских машинах буква «Л» сместилась в первую позицию номера.
На лобовом листе рубки — след модернизации 1960-го года: кронштейн и бронированный ввод проводки дополнительной правой фары.
См. также:
СУ-100, Музей отечественной военной истории в Падиково
Два экземпляра СУ-100, Музей техники Вадима Задорожного
СУ-100, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Два экземпляра СУ-100, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Два экземпляра СУ-100, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
СУ-100, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
СУ-100, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
СУ-100 промежуточных серий в Саратовском музее боевой и трудовой славы
СУ-100 ранних серий в Саратовском музее боевой и трудовой славы
СУ-100 в сквере «Белые росы», Пенза
"Из тройки советских самоходных установок, созданных в конце 1942 – начале 1943 года, КВ-14 (с апреля 1943 года СУ-152) оказалась наиболее удачной. Она не имела откровенных проблем с надёжностью, как у СУ-12, была более удобной для работы расчёта. Разумеется, имелись к СУ-152 и претензии. В ходе серийного производства машину дорабатывали, но радикальной модернизации не планировалось. Желание расширить боевое отделение в задней его части привело лишь к созданию эскизных наработок, дальше дело не продвинулось.
Отсутствие радикальных переделок было связано с тем, что машина в целом соответствовала заявленным требованиям. В отличие от танка КВ-1с, послужившего для неё базой, сама СУ-152 не выглядела устаревшей. Её вооружение было способно эффективно бороться против любого образца немецкой бронетехники. Именно благодаря вооружению СУ-152 пережила на конвейере не только КВ-1с, но и КВ-85, а последние такие машины сдавались уже в ходе производства ИС-85.
Тем не менее принятие ИС-85 на вооружение Красной армии указывало на то, что время тяжёлой САУ на базе КВ-1с уходит. В постановлении ГКО №4043 от 4 сентября 1943 года, которым ИС-85 принимался на вооружение, значилась и разработка САУ на его базе. Построить опытный образец намечалось к 15 октября, а к 1 ноября планировалось провести испытания. Первые пять машин, обозначенных как ИС-152, предполагалось сдать в ноябре, ещё 30 — в декабре. Такие сжатые сроки объясняются тем, что машина проектировалась на уже готовом шасси ИС-85, которое не планировалось существенно переделывать."
Источник: Юрий Пашолок, «Самая массовая тяжёлая самоходка в истории»| Warspot.ru
"При разработке новой самоходной установки учитывался опыт проектирования и эксплуатации СУ-152. Боевое отделение ИС-152 удалось сделать чуть более просторным. Для этого пришлось отказаться от наклонного кормового листа рубки и изменить конфигурацию бортовых листов. Их угол наклона уменьшился с 25 до 15 градусов. Задние бортовые листы стали более длинными, что тоже позволило выкроить немного свободного места. Топливный бак перенесли с правого борта в переднюю левую часть боевого отделения, слева от механика-водителя. Решение довольно странное, но места бак стал занимать меньше. Перенос бака сделал удобнее работу командира и замкового."
Источник: Юрий Пашолок, «Самая массовая тяжёлая самоходка в истории»| Warspot.ru
"6 ноября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4504сс «О тяжёлой самоходной артиллерийской установке ИС-152 с гаубицей-пушкой МЛ-20с». Документ предусматривал начало серийного производства машины, сохраняя объёмы, заданные в постановлении ГКО №4043. Первые машины получились очень дорогими: каждая из них обходилась в 400 тысяч рублей, что было заметно выше СУ-152. Впрочем, уже в первом квартале 1944 года стоимость снизилась до 350 тысяч рублей, а с апреля — до 295 тысяч."
Источник: Юрий Пашолок, «Самая массовая тяжёлая самоходка в истории»| Warspot.ru
См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань
ИСУ-152 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
ИСУ-152 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
"Весной 1942 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) запустило программу создания тяжёлого танка массой 30 тонн. Работы вели челябинские инженеры. Машина получила заводской индекс КВ-13, но почти в то же время конструкторское бюро стало использовать и название ИС-1. Несмотря на индекс КВ, с серийным тяжёлым танком «Клим Ворошилов» новый танк имел очень мало общего.
Осенью 1942 года первый образец КВ-13 показал на испытаниях отличную скорость 56 км/ч и одновременно — множество дефектов конструкции. Начался процесс доработок, в ходе которого масса танка выросла до 38 тонн, а экипаж увеличился до четырёх человек. К весне следующего года за машиной уже официально закрепили индекс ИС-1. Сокращение расшифровывалось как «Иосиф Сталин».
ИС-1 оснащали 85-мм орудием. Но танков с такой пушкой было построено немного, потому что в это же время конструкторы-артиллеристы под руководством Ф. Ф. Петрова работали над ещё одной темой, которой предстояло стать судьбоносной для тяжёлого танка ИС. Речь идёт о 122-мм танковой пушке. Эскизный проект её установки в ИС был готов летом 1943 года, осенью построили прототип и провели ходовые и огневые испытания. В декабре с конвейеров сошли первые 35 ИС-2 со 122-мм пушкой. Всего же за время войны таких танков, с некоторыми конструкционными доработками, было построено 3385.
Подавляющее большинство ИС-2 поступало на вооружение гвардейских тяжёлых полков прорыва. А в общей сложности новым танком были оснащены 25 частей Красной армии."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru
"Тема усиления защиты ИС-2 всерьёз начала рассматриваться в феврале-марте 1944 года. Причиной тому стал не самый успешный дебют предшественника — ИС-85. В ходе первого же боя за Лисянку оказалось, что лобовая броня этих танков пробивается снарядами 75-мм орудий KwK 42 L/70, установленных на немецких Pz.Kpfw.Panther. Причиной недостаточной защиты стал и заводской брак, но было очевидно: против пушки «Пантеры» лоб нового советского тяжёлого танка слабоват. А ИС-2 имел такой же корпус и аналогичную по конструкции башню.
...
Наиболее проблемной оказалась конструкция лобовой части корпуса. Одна её характерная черта была унаследована даже не от КВ-13, а ещё от КВ-1. Речь идёт о своеобразной «ступеньке», в которой размещался смотровой люк механика-водителя. Такое решение улучшало обзорность, но создавало целую массу проблем. «Ступенька» заметно усложняла конструкцию лобовой детали корпуса и часто становилась причиной брака. Кроме того, смотровой люк являлся крайне уязвимым элементом. Часть поражений лобовой детали ИС-85 в ходе дебюта под Лисянкой пришлась именно на люк. Верхняя часть самой «ступеньки» имела небольшой угол наклона, что также не способствовало улучшению ситуации с защитой.
«Ступеньке» конструкторы дали решительный бой. Первым советским тяжёлым танком, на котором от неё решили отказаться, стал Объект 701. Разумным решением был перенос рациональной идеи с одного танка на другой."
Источник: Юрий Пашолок, «Малая модернизация большого танка» | Warspot.ru
"10 мая 1944 года в адрес УЗТМ и завода №200 поступило распоряжение от наркома танковой промышленности Малышева о передаче первых корпусов со спрямлённым носом на НИБТ Полигон. Впрочем, в мае работы по этой теме не начались. Фактически производство стартовало в июле, а испытания обстрелом прошли только в сентябре 1944 года. К тому времени модернизированные ИС-2 уже два месяца как производились на ЧКЗ, первые танки с изменённым корпусом попали на фронт. В ходе обстрела выяснилось, что верхняя носовая деталь из катаной брони выдерживает попадания 75-мм бронебойных и подкалиберных снарядов пушки KwK 42 L/70 с любых дистанций. Нижний лист пробивался этой же пушкой с дистанции 1,5 километра. Хуже дела обстояли с 88-мм орудием Pak 43, установленным на САУ Ferdinand. Верхнюю часть лобового листа бронебойный снаряд данного орудия пробивал с дистанции 450 метров, а нижнюю — почти с четырёх километров. Критике подверглась конструкция сварных швов, которые при попадании растрескивались.
Иная картина наблюдалась с литым носом производства завода №200. Стоит отметить, что завод получал указания перейти на сварную конструкцию, чего так и не сделал. Потому что и не хотел и, что важнее, не мог. Испытания показали, что этого и не следовало делать. Верхняя часть лба в большинстве случаев не пробивалась 8.8 cm Pak 43 L/71 даже в упор (впрочем, при некоторых условиях она всё же пробивалась, но на небольшой дистанции до 255 метров). Нижнюю часть лобовой детали 75-мм пушка «Пантеры» пробила, но на куда меньшей дистанции — 785 метров. Отмечалась лучшая стойкость сварных швов, правда, и к ним тоже были претензии. Уязвимым местом был смотровой прибор в верхней части лобовой детали, но он получился меньшим, чем смотровой лючок, да и отбойник вполне справлялся со своей задачей.
Таким образом, для немецких танков всех типов ИС-2 становился примерно тем же, чем для советских средних танков была «Пантера»: в лобовой проекции пробить его теперь можно было либо в нижний лобовой лист корпуса, либо в лоб башни.
Существенным минусом новой лобовой детали стало ухудшение обзорности с места механика водителя.
...
В середине октября разработали два варианта решения проблемы. По первому варианту смотровую щель немного увеличивали, а триплекс на 50 мм сдвинули вперёд. Также смещались приборы МК-IV. Такое изменение уменьшало длину мёртвой зоны до шести метров и увеличивало обзорность вбок. Второй вариант предполагал введение в конструкцию открывающейся пробки, но его рассматривать не стали. Судя по переписке, первый вариант был утверждён, но в серию не пошёл. На практике лишь немного вперёд сместились смотровые приборы MK-IV. Ситуация с обзорностью немного улучшилась, хотя до конца проблему не устранили: на ИС-2М пришлось устанавливать дополнительный смотровой прибор."
Источник: Юрий Пашолок, «Малая модернизация большого танка» | Warspot.ru
"По своим задачам новый советский тяжёлый танк в некоторой степени перекликался с немецким «Тигром». Полки ИСов служили для усиления танковых соединений. С «Тиграми», вопреки расхожему мнению, ИС-2 встречались на поле боя довольно часто и, как правило, с печальным итогом для немцев. И хотя прямого приказа, запрещавшего немецким танкистам воевать с ИСами, не было, в советских отчётах начиная со второй половины 1944 года и вплоть до конца Великой Отечественной войны всё чаще говорилось, что противник уклонялся от прямого контакта с советскими тяжёлыми танками.
Характерным примером использования ИС-2 в боях 1944 года можно считать Львовско-Сандомирскую операцию. 29-й тяжёлый полк в период с 16 по 19 июля безвозвратно уничтожил 23 «Тигра» и «Пантеры». Собственные потери полка — три сгоревших танка и восемь подбитых, из которых пять удалось восстановить. Всего за время операции 29-й полк записал на свой счёт 38 уничтоженных немецких танков и САУ — при четырёх сгоревших ИСах и пяти требующих капремонта.
Хорошо сработал в той же операции 71-й гвардейский тяжёлый танковый полк. Поначалу боевые действия сложились для полка неудачно: он попал в засаду, потерял три танка сгоревшими и три подбитыми, а командир полка был смертельно ранен. Ответным огнём гвардейцы уничтожили «Тигр», «Фердинанд» и подбили две «Пантеры». После боя на броне одного из ИСов насчитали 18 непробитий от 75-мм снарядов."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru
См. также:
Тяжёлый танк ИС-2 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлый танк ИС-2. Музей отечественной военной истории в Падиково
Тяжёлый танк ИС-2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Тяжёлый танк ИС-2. Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Тяжёлый танк ИС-2. Музей Ракетных Войск Стратегического Назначения
Тяжёлый танк ИС-2М. Центральный музей Вооружённых Сил
Тяжёлый танк ИС-2М. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2М. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Тяжёлый танк ИС-2М. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Тяжёлый танк ИС-2М в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк ИС-2М у музея-панорамы «Сталинградская битва»
"История разработки модернизированного ИС-2 чем-то похожа на один из эпизодов латиноамериканской мыльной оперы. Поначалу работами по модернизации занималось ОКБ завода №100, но прямо посередине проектирования они эту затею бросили и начали разрабатывать собственный танк — ИС-6. Далее СКБ Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) решило заниматься глубокой модернизацией танка самостоятельно и даже построило опытный образец. Тем не менее, осенью 1944 года работы начались снова. На свет появился проект, который первоначально именовался как «опытный образец 701-А». Позже данную машину переименовали в «Кировец-1».
...
Надо сказать, что СКБ ЧКЗ было не одиноко — осенью 1944 года «проснулись» специалисты завода №100. Параллельно с ИС-6 там разработали проект модернизации ИС-2, который получил обозначение ИС-2У. Как и в случае с ИС-6, ведущим инженером машины был Г.Н. Москвин, а за корпус танка отвечал В.И. Таротько. Именно Таротько и придумал главную изюминку ИС-2У — V-образную верхнюю лобовую часть корпуса, получившую прозвище «щучий нос». Это позволило не только увеличить стойкость броневых листов, но и перенести люк механика-водителя на крышу отделения управления. В переписке это решение называли «двухскатным наклонным носом».
Строить ИС-2У не стали, но в ГБТУ КА и НКТП разработку завода №100 оценили. 27 декабря 1944 года в адрес Сталина ушло письмо за подписями В.А. Малышева и Я.Н. Федоренко. В нём они уведомили Сталина о том, что решили объединить два проекта. От ИС-2У бралась лобовая деталь корпуса и оригинальное решение по управлению огнём танка с места командира. Таким образом, получался глубоко модернизированный ИС, который в лобовую проекцию не пробивался немецкой 88-мм пушкой, при этом боевая масса практически не менялась."
Источник: Юрий Пашолок, «Эволюция с революцией» | Warspot.ru
"Нередко можно слышать о том, что ИС-3 едва ли не успели к боям за Берлин, и даже приводят рассказы неких немецких асов. Этим людям можно посоветовать умерить свою фантазию. Ни о каком боевом применении ИС-3 в Великую Отечественную войну не могло быть и речи. Мало того, что серийные машины стали строить с 20-х чисел апреля 1945 года, даже опытные машины никто бы не пустил в бой, особенно после результатов испытаний. Танк перегревался, а его башня имела слишком хрупкую броню. Одним словом, никакого боевого применения не было, машина разделила судьбу Т-44.
В войска ИС-3 стали поступать с июня 1945 года. При этом на заводе продолжали лихорадочно бороться с перегревом системы охлаждения (преодолеть его удалось только в июле). По этой причине новые танки на первых порах были, скорее, учебными машинами. Ввиду перегрева системы охлаждения максимальную скорость развить не получалось. Лишь ближе к концу лета стали поступать боевые машины, имевшие 100% боеспособность. Такова была плата за столь стремительное развёртывание производства ИС-3. Впрочем, обвинять ГБТУ КА и НКТП не в чем. Никто не знал, сколько ещё продлится война, а к броневой защите ИС-2 уже давно накопилось немало претензий. Примерно в пределах одной боевой операции ИС-3 вполне «жил», а в условиях войны этого было вполне достаточно.
Несмотря на все «болячки», именно этому танку было доверено «нести флаг» советского танкопрома на Параде Победы 7 сентября 1945 года. Для данной задачи в Берлине собрали боеспособные части, оснащённые новыми танками. Честь пройти по Берлину выпала танкистам 2-й Гвардейской танковой армии. ИС-3 замыкали парад, при этом ни одной поломки не случилось — новые советские тяжёлые танки сработали на все сто. Для союзников по антигитлеровской коалиции новые тяжёлые танки стали настоящим шоком. У них и так не было ничего подобного ИС-2, а тут по Берлину прошли машины, выглядевшие как пришельцы из будущего. Можно сказать, что ИС-3 стали танками, открывшими Холодную войну. В течение последующих семи лет ИС-3 являлся для западных стран образцом современного танка. Откуда им было знать про все те драмы, которые происходили с танком в ходе производства и эксплуатации? Не знали они и о том, что уже в июле 1946 года выпуск ИС-3 прекратился, так как на вооружение приняли новый танк — ИС-4."
Источник: Юрий Пашолок, «Эволюция с революцией» | Warspot.ru
"Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). Всего было выпущено 2311 танков.
...
Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструктивных просчетов и ошибок, допущенных при его проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. В 1948—1952 годах все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков). Были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление КП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка при этом возросла до 48,8 т.
Несмотря на значительный объем переделок и высокую стоимость работ, программа УКН для одного танка стоила 260 000 рублей —танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.
В конце 50-х годов танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-ЗМ. Целью модернизации было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимально возможная унификация узлов и агрегатов с более современными танками."
Источник: М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев, «Советские тяжелые послевоенные танки» («Бронеколлекция» №3/1996)
"На экспорт ИС-3 почти не поставлялись. В 1946 году два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. По-видимому, предполагалось принятие его на вооружение Войска Польского. В 50-х годах обе машины несколько раз участвовали в военных парадах. Впоследствии до начала 70-х годов одна машина находилась в Военно-технической академии в Варшаве, а затем использовалась в качестве мишени на одном из полигонов. Второму ИС-3 повезло больше — его передали в Высшую офицерскую школу танковых войск имени С.Чарнецкого, в музее которой он хранится до сих пор.
В 1950 году один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии.
Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР (по-видимому, уже после окончания корейской войны). В 60-е годы в двух северокорейских танковых дивизиях имелось по одному полку тяжелых танков.
Египетская армия получила первые танки ИС-3 в конце 50-х годов. 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь «Дня независимости» в Каире. Большинство же из 100 ИС-3 и ИС-ЗМ, поставленных Египту, прибыли в эту страну в 1962—1967 годах.
5 июня 1967 года израильские войска перешли в наступление на Синайском полуострове — началась война, получившая название «шестидневной». Решающую роль в операциях на сухопутном фронте играли танковые и механизированные соединения, основу парка которых с израильской стороны составляли американские танки М48А2 с 90-мм пушками, английские «Центурион» Мк5 и Мк7, модернизированные в Израиле путем установки 105-мм пушки, а также модернизированные танки М4 «Шерман» с французскими 105-мм пушками.
С египетской стороны им противостояли танки советского производства Т-34-85, Т-54, Т-55 и ИС-3. Последние, в частности, имелись в составе 7-й пехотной дивизии, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис — Рафах. Еще 60 ИС-3 имела 125-я танковая бригада, позиции которой находились близ Эль- Кунтиллы. Тяжелые танки советского производства (как, впрочем, и все остальные) могли стать серьезным противником для израильтян. Однако этого не произошло, хотя несколько М48 было ими подбито. В условиях высокоманевренного боя ИС-3 проигрывали более современным танкам израильтян. Сказывались малый темп огня, ограниченный боекомплект и безнадежно устаревшая система управления огнем (для сравнения — на М48А2 стоял оптический прицел-дальномер и двухплоскостной стабилизатор наведения). Плохо приспособленными для работы в жарком климате были и двигатели ИС-3.
Но самое главное — боевая подготовка египетских танкистов была несравненно ниже, чем израильских. Сказывался низкий общеобразовательный уровень основной массы личного состава, затруднявший освоение боевой техники. Невысоким был и морально-боевой дух солдат, не проявивших необходимой стойкости и упорства.
Последнее обстоятельство хорошо иллюстрирует уникальный с точки зрения танкового боя, но типичный для «шестидневной» войны эпизод. Один ИС-ЗМ был подбит в районе Рафаха ручной гранатой, случайно влетевшей в... открытый башенный люк.
...
Солдаты 125-й танковой бригады, отступая, просто бросили свои танки, в том числе и ИС-ЗМ, которые достались израильтянам в совершенно исправном состоянии. В итоге египетская армия потеряла 73 танка ИС-3 и ИС-ЗМ. К 1973 году она располагала лишь одним танковым полком на этих боевых машинах. Данных о его участии в боевых действиях нет.
Армия обороны Израиля использовала захваченные ИС-ЗМ до начала 70-х годов. При этом изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 от трофейных танков Т-54А. Одновременно от последних заимствовали и крышу моторнотрансмиссионного отделения. К арабо- израильской войне 1973 года большинство ИС-ЗМ было установлено в качестве неподвижных огневых точек, вкопанных в землю вдоль Суэцкого канала на так называемой «Линии Бар Лева». В ходе боевых действий никакой существенной роли они не сыграли и вновь попали в руки египтян. Этим исчерпывается единственный полноценный эпизод боевого применения в судьбе тяжелого танка ИС-3."
Источник: М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев, «Советские тяжелые послевоенные танки» («Бронеколлекция» №3/1996)
См. также:
Тяжёлый танк ИС-3 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Тяжёлый танк ИС-3. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Тяжелый танк ИС-3, бортовой №046 в Техническом музее, г.Тольятти
Тяжелый танк ИС-3, бортовой №217 в Техническом музее, г.Тольятти
Тяжелый танк ИС-3. Музей техники Вадима Задорожного
Тяжелый танк ИС-3. Парк «Патриот»
Тяжелый танк ИС-3 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжелый танк ИС-3. Музей отечественной военной истории в Падиково
Тяжелый танк ИС-3. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Тяжелый танк ИС-3 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжелый танк ИС-3М у музея-панорамы «Сталинградская битва»
"M4A2(76)W HVSS (так же известный как M4A2E8) - версия M4 с теми же двумя двигателями General Motors, новой башней Т23, 76-мм пушкой М1 и подвеской HVSS.
По информации Surviving Panzers website его серийный номер 64643, а регистрационный 30122622.
Выпущен танк на заводе Fisher Tank Arsenal в феврале 1945 года. Вероятнее всего, эта машина была в числе 250-ти танков данного типа, которые попали в СССР в мае-июне 1945 года.
То есть, они не успели принять участие в боях с немцами. Зато успели на Советско-Японскую войну, а точнее её сухопутную часть - Манчжурскую операцию."
Источник: Танк М4А2(76)W HVSS (Ленино): myauu — ЖЖ
Танк M4 получил название «Шерман» в британской армии (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана), после чего оно закрепилось за танком и в других армиях.
Выхлопные патрубки двух дизельных двигателей General Motors 6046 (спарка — американское решение проблемы отсутствия мощных компактных моторов для танка).
В правом верхнем углу снимка виден заглушенный ствол 51-мм дымовой мортиркой M3, смонтированной в крыше башне, таким образом, что её казённая часть находится внутри танка. Боезапас 12 дымовых снарядов. Использовались также обычные мины от 50-мм миномёта.
Башня Т23 с обрезанным стволом орудия была найдена на полигоне в Нахабино отдельно от танка и установлена на шасси уже в музее. В левом борту — лючок для стрельбы из личного оружия, закрываемый откидной крышкой.
О послевоенной судьбе ленд-лизовской машины, лишившейся башни и ставшей тягачом, рассказал northfox51:
"1. Этот танк после войны трудился тягачом восстановительного поезда железнодорожной станции Морозовская. После списания, в 90-х годах был доставлен в музей на Поклонной горе. Там стоял какое-то время, пока его не "поменяли" на один из М4А2, вывезенных из Нахабинского полигона и стоявших в Снегирях.
2. Башню, как и ствол пушки, танк получил уже после доставки в Снегири.
3. Танк имеет две особенности. Во-первых, это грунтозацепы, наваренные на траки уже в СССР. Во-вторых, неродные бандажи на некоторых катках - те, которые с протектором."
Источник: northfox51 — ЖЖ
С верхнего лобового бронелиста уже исчезли рубки механика-водителя и его помощника. "Сердечко" правее бронировки курсового пулемёта — след кронштейна крепления орудия по-походному.
Литая подвижная маска пушки (толщина 89 мм) почти полностью закрывает переднюю часть башни. Открыты люки механика-водителя и его помощника (стрелка-радиста).
«Горизонтальная» подвеска отличается от «вертикальной» меньшим удельным давлением на грунт. Кроме того, эта подвеска более надёжна и менее требовательна к обслуживанию.
Подвеска HVSS («horizontal volute spring suspension») конструкции Гарри Нокса - горизонтальное расположение буферных пружин.
Машины, поступавшие в СССР получили трак T66 (литые стальные траки, последовательный металлический открытый шарнир). Для повышения ресурса гусеницы танка М4 траки покрыты слоем резины.
"Вопрос о необходимости модернизации ходовой части Medium Tank M4 поднимался ещё в 1942 году. С момента испытаний Medium Tank T5 вес американских средних танков вырос в 2 с лишним раза, первые версии Medium Tank M4 имели боевую массу 30,3 тонны. Разумеется, ходовую часть конструкторы усиливали, но принципиально с 1937 года она не менялась. Росла нагрузка, одновременно падала надёжность.
Подвеска конструкции Гарри Нокса оказалась феноменально живучей. Без серьёзных изменений она смогла выдержать рост массы с 17,3 тонн (Medium Tank M2) до 33,3 тонн (Medium Tank M4A2(76)W). Но результаты испытаний и опыт эксплуатации M4A2(76)W в Красной армии однозначно говорили о том, что надёжность ходовой части снижается. Прежде всего это касается опорных катков, резиновые бандажи которых начинали выходить из строя после 1300 километров пробега.
Рассматривались различные варианты модернизации ходовой части. Предлагалась свечная подвеска по типу Medium Tank T4, в 1944 году испытывалась торсионная подвеска. Но самой перспективной оказалась подвеска с горизонтальным расположением буферных пружин (HVSS, «horizontal volute spring suspension»). С 1942 года её продвигал всё тот же Нокс."
Источник: Пашолок Юрий, "Новые ноги для «Эмчи»" | Warspot.ru
В кормовой части танка хорошо виден открытый лючок доступа к отсеку хранения съёмных шпор улучшавших сцепные свойства гусениц.
Массивная литая деталь, являющейся одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота.
M4A2E8 имел башню с новым люком заряжающего (меньшего размера и овальной формы). Ранее турель с зенитным пулемётом Browning M2HB ставилась на люке заряжающего, теперь появился менее удобный вертлюг на корме башни.
"Больше всего замена подвески была нужна танкам, получившим башни Medium Tank T23 и 76-мм орудия. Их боевая масса превысила 33 тонны, что не лучшим образом отразилось на надёжности и проходимости. Вместе с новой подвеской танк получал трак T66 шириной 584 мм, что заметно уменьшило удельное давление на грунт. Модификация танка, в которой корпус с «мокрой» укладкой боеприпасов сочетался с башней T23, 76-мм пушкой и новой ходовой частью, получила дополнительную добавку в обозначении — E8. В американской армии её расшифровывали как Easy Eight. Первым в серию пошёл M4A3E8, который стал появляться на фронте в начале 1945 года. Позже, весной 1945 года, на фронт попал M4A1E8, который застал самый конец войны в Европе. Тогда же, весной 1945 года, появились траки T80, унифицированные с траками для Heavy Tank T26E3 (M26). С этой машиной M4A3E8 имел одинаковые двигатели.
Машины семейства M4A3 дольше всех оставались на вооружении американской армии, от остальных версий американцы постарались быстро избавиться. А вот M4A2E8 с самого начала не рассматривались как танки для американской армии. Не были интересны эти машины и англичанам, имевшим на вооружении M4A4. Выпущенные с мая 1944 по май 1945 года 2915 M4A2(76)W и M4A2E8 (из них 2894 были построены на Fisher Tank Arsenal, а 21 — силами Pressed Steel Car Company) предназначались для СССР."
Источник: Пашолок Юрий, "Новые ноги для «Эмчи»" | Warspot.ru
Ближе к погону башни — лючок для доступа к заливной горловине топливного бачка бензиновой одноцилиндровой вспомогательной силовой установкой, служащей для подзарядки аккумуляторов без запуска основного двигателя, а также для прогрева двигателя в условиях низких температур.
"Первые M4A2E8 поступили в Советский Союз в марте 1945 года. Эти машины прибыли с конвоем JW-65 — в нём, к слову, шёл транспорт SS Thomas Donaldson, с которого не так давно подняли несколько M4A2(76)W. Всего с конвоем JW-65 пришло 34 M4A2E8, почти все из них направили в Горьковский АБТ Центр. Танк с регистрационным номером U.S.A. 30122430, прибывший в Мурманск 21 марта вместе с семью M4A2E8 на борту транспорта SS Eleazar Lord (типа Liberty), 25 марта был отправлен на НИБТ Полигон в Кубинку. 3 апреля была утверждена программа испытаний «М4А2-76 мм с модернизированной ходовой частью». Машина должна была пройти 1000 километров, из них 350 по булыжному и щебёночному шоссе, 400 по грунтовым и просёлочным дорогам, 200 по целине. 50 километров оставалось на специспытания.
Прибывшая на НИБТ Полигон машина представляла собой типичный образец M4A2E8. Как и поздние M4A2(76)W, этот танк имел башню с новым люком заряжающего (меньшего размера и овальной формы). Ранее турель с зенитным пулемётом Browning M2HB ставилась на люке заряжающего, теперь появился вертлюг на корме башни, который, правда, не отличался особым удобством. Танк был вооружён орудием M1A2, которое отличалось от более раннего M1A1C наличием двухкамерного дульного тормоза. Из-за его установки пришлось увеличить массу противовеса, установленного на ограждении казённой части орудия. Изменилась система управления командира механизмом поворота башни.
Наибольший интерес у испытателей вызвала новая ходовая часть. Её описание заняло пятую часть отчёта. За счёт того, что теперь использовалось по 6 сдвоенных опорных катков на борт, площадь контакта выросла, соответственно, снизилась нагрузка на опорные катки. Оценили советские испытатели и горизонтальное положение буферных пружин. Такое решение позволило уменьшить габариты тележки и помогло сделать подвеску более мягкой. Большим плюсом стало появление телескопических амортизаторов."
Источник: Пашолок Юрий, "Новые ноги для «Эмчи»" | Warspot.ru
Крутящий момент от двигателя передаётся на трансмиссию карданным валом, проходящим в коробе по полу боевого отделения.
Карданный вал проходит в коробе по полу боевого отделения. Хорошо видна перегородка между моторным и боевым отделениями.
См. также:
Средний танк М4А2 «Шерман». Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Средний танк М4А4 «Sherman». Музей «Боевая слава Урала», г.Верхняя Пышма
Американский средний танк M4A2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк M4A2(76)W «Sherman». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Средний танк М4А2 «Sherman». Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Средний танк M4A2E8 «Sherman». Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Средний танк М4А4 «Sherman». Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк M4A4 «Sherman» (США). Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк М-50/М4А3 «Шерман». Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк M4A3 «Шерман» в музее «Panssarimuseo», Парола, Финляндия
Второй американский танк в музее это модификация M4A2. Машина вооружена 75-мм пушкой M3 L/37,5 (длина ствола в калибрах), приводится в движение двумя шестицилиндровыми дизелями GM 6046, оснащена старой версией подвески (с вертикально расположенными буферными пружинами).
Кормовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего бронелистов. Верхний смещен по отношению к нижнему так, что между ними образовывался карман для выхода воздуха, идущего от вентиляторов.
О судьбе ленд-лизовской машины, уже в послевоенное время лишившейся башни, рассказал northfox51:
"По первому танку, который М4А2 с 75-мм пушкой:
1. Этот танк точно не Fisher, т.к. нет характерных для фишера заводских номеров на бронировке трансмиссии и кормовых буксирных проушинах. Создатели сайта "шерман в деталях" Джо и Пьер-Оливер склоняются во мнении, что это именно Pullman. Хотя я смог найти для них только номер корпуса снаружи танка. Заводской номер изнутри на борту у места мехвода я считать не смог.
2. Нет данных, что этот Шерман участвовал в боях. Он поступил в музей с Нахабинского инженерного полигона (так же, как и Шерман, который сейчас на Поклонной горе) и вмятины на бортах могут быть следствием его полигонной жизни.
3. Регистрационный номер - USA 3038978 , был нанесен на танк уже в снегиревском музее, поскольку на фотографиях, сделанных после вывоза танка и полигона, этот номер не просматривается. Поэтому, не исключена возможность, что номер нанесли либо "от балды", либо просто по какой-то фотографии. Особенно, если знать, что в музее искренне думают, что это танк - М4А4 :), один из двух, попавших в СССР для испытаний :)"
Источник: northfox51 — ЖЖ
Выступающие над верхним лобовым бронелистом рубки механика-водителя и стрелка-радиста. На более поздних модификациях конструкторы откажутся от такого решения.
Приборы наблюдения помощника водителя, в чьи обязанности также входила стрельба из из «слепого» пулемёта, исключительно с помощью природного чутья и командирского целеуказания.
Детали межмузейного обмена дополнил psina_zloj:
"На само деле история была более забавная. Музей получил этот танк с Института как М4А4. Официально, с бумагами с печатями. Да, было кому удивиться и почесать репу. Да, даже с рулеткой сверялись - не оно. НО - бумага! А, учитывая музейную общую засахаренность, когда опечатку на этикетке в витрине не могут исправить годами, тут просто махнули рукой и решили не влезать. Кто там разберёт, а для детишек и так сойдёт.©
А в Институте просто посмотрели в книгу собственного издания 1994 года и решили, что куча железа, привезённая на реставрацию больше похожа на М4А4, нежели на М4А2..."
...
"Обе машины во время обмена проходили условно реставрацию в мастерских Института. Там была схема, по которой оба музея получили машины, приведённые в экспозиционный вид, а НИИИ смог заработать на их реставрации.
Хи-хи... Один из этих Шерманов успел и на Ходынке с годик постоять."
Источник: psina_zloj — ЖЖ
Выхлопные патрубки двух дизельных двигателей General Motors 6046 (спарка — американское решение проблемы отсутствия мощных компактных моторов для танка).
Массивная литая деталь, являющейся одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота
См. также:
Средний танк М4А2 «Шерман». Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Средний танк М4А4 «Sherman». Музей «Боевая слава Урала», г.Верхняя Пышма
Американский средний танк M4A2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк M4A2(76)W «Sherman». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Средний танк М4А2 «Sherman». Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Средний танк М4А3(76)W «Sherman». Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Средний танк М4А4 «Sherman». Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк M4A4 «Sherman» (США). Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк М-50/М4А3 «Шерман». Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк M4A3 «Шерман» в музее «Panssarimuseo», Парола, Финляндия
"Группу из нескольких уникальных танков в 1973 году обнаружил в подмосковном болоте на окраине заброшенного полигона в Нахабино поисковик Юрий Никитин.
Всего было найдено три танка Тигр и два танка Шерман.
Когда перед военными был поднят вопрос о передаче этих танков в музей по неясным причинам один из Тигров был полностью уничтожен.
Остальные четыре танка удалось вывезти.
Три из них попали в Ленино-Снегирёвский музей (два Шермана и этот Тигр).
Танку восстановили отрезанную пушку, закрыли металлическими листами отверстия от утраченных люков и панелей моторного отсека.
В таком виде он ржавел на площадке музея до апреля 2001 года, когда его по просьбе саратовского губернатора Аяцкова "на пару месяцев" увезли в Саратов на выставку военной техники.
Вернуть танк в Ленино-Снегирёвский музей удалось только через три года, причём за него пришлось судиться, поскольку саратовский губернатор очень хотел оставить танк в своём городе.
Второй найденный на Нахабинском полигоне Тигр был в очень печальном состоянии и состоял из отдельных кусков.
Его вывезли в Северную столицу, потом он попал в частную коллекцию в Европе, где его внешний вид был восстановлен, в 2013-2016 годах выставлялся в музее Deutsches Panzermuseum (Munster, DE), а затем был перепродан в США где и находится сейчас (предположительно в частной коллекции)."
Источник: Panzerkampfwagen VI Ausf.E "Tiger" (Ленино): myauu — ЖЖ
Вместо утраченного на полигоне орудия 8,8 cm KwK 36 L/56, в музее приварили железную трубу с имитацией двухкамерного дульного тормоза.
"На Тигре мне удалось найти два серийных номера.
Номер на башне: 251106 amp. Номер на корпусе: 251288 amp.
В справочниках этот номер относят к поздним производственным сериям.
Черновая сборка башни из листов проката сваркой была сделана на заводе Dortmund-Hoerder Huttenverein.
Чистовая - Wegmann & Co.
Полностью танк был собран на заводе Henschel und Sohn в первой половине 1944 года.
Поздние серийные номера говорят нам о том, что все те легенды, которыми окружена эта машина, не имеют под собой абсолютно никакого основания.
Этот Тигр не мог быть тем самым, который захватили первым под Мгой в сентябре 1942, о чём с восторгом пишет большая часть авторов.
Так же он не был участником Курской битвы, как хотелось бы некоторым "историкам".
Не противостоял он Красной Армии на Украине и в Белоруссии.
Его история гораздо прозаичнее."
Источник: Panzerkampfwagen VI Ausf.E "Tiger" (Ленино): myauu — ЖЖ
Размещение трансмиссии в передней части танка давало возможность установить башню в центре корпуса, равномерно распределив нагрузку на ходовую часть и увеличив стабильность артиллерийской платформы.
"После изготовления этот Тигр был передан в 510 Тяжелый Танковый Батальон (510 schwere Panzer Abteilung), формирование которого началось 6 июня 1944 года.
26 июля 1944 года, в числе 45 Тигров 510 ТТБ, эта машина прибыла в Каунас.
Дальнейший её путь достоверно неизвестен.
Возможно, её подбили в боях при попытках Красной Армии ликвидировать Курляндский котёл, а возможно она оказалась среди 13 последних Тигров батальона, которые были брошены в Латвии при эвакуации остатков личного состава 510 ТТБ в марте 1945 года.
В любом случае, после войны танк отправили в качестве мишени на Нахабинский полигон.
Где его расстреливали из новых видов вооружений, а затем, когда уровень защиты танков Тигр окончательно перестал интересовать военных, оттащили на край полигона на импровизированную свалку.
Там его и нашли поисковики в 1973 году.
Сейчас на этот Тигр снова нанесен логотип того самого s PzAbt 510 в составе которого он воевал с Красной Армией.
То есть, первоначальное происхождение машины не является загадкой для сотрудников музея."
Источник: Panzerkampfwagen VI Ausf.E "Tiger" (Ленино): myauu — ЖЖ
Ходовая часть конструкции Генриха Книпкампа. Восемь групп опорных катков. На каждом балансире в транспортном положении было два катка, а в боевом - три.
Хорошо видно шахматное расположение опорных катков. Опорные катки соседних групп перекрывали друг друга.
Танк в четырёхрядной конфигурации опорных катков. Чтобы Tiger вписывался в железнодорожный габарит снимали пятый и шестой ряды опорных катков и ставили более узкие гусеницы.
Вертикальная лобовая деталь башни имеет толщину 100 мм. Бронирование переменной толщины от 90 мм по краям и до 200 мм в районе пушки.
Отверстие для Nahverteidigungwaffe (мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности).
Вентиляционная решётка правого радиатора двигателя. В кормовой части танка большая часть верхних листов, крышек и решёток утрачена.
Передняя лобовая деталь с проёмами для пулемёта и прибора наблюдения водителя имеет толщину 100 мм. Такую же толщину имеет нижняя лобовая деталь.
"Этот танк был поднят со дна Истринского водохранилища. Его нашли в 1995 году при поисках, организованных директором музея И. В. Усаневичем.
У машины отсутствовала вся верхняя часть, включая башню и подбашенную коробку, а ванна корпуса была повреждена взрывом.
Самый большой фрагмент танка - нижняя часть корпуса с двигателем, трансмиссией и ходовой частью был вывезен в Ленино-Снегирёвский музей.
Обломки башни уехали в Воронежский краеведческий музей, где их можно увидеть в отделе, посвящённом истории Великой Отечественной (спасибо камраду nikarios за наводку).
Около десяти лет машина простояла в таком виде, открытая непогоде и недобросовестным посетителям, которые отламывали и откручивали всё что могли.
К счастью, в 2009 году появилась возможность приведения танка в нормальный вид.
Помогли музею руководство и сотрудники мастерской "Лейбштандарт" (полная история на их сайте).
Была реконструирована отсутствующая подбашенная коробка.
Заново изготовлены башня, макеты вооружения, смотровых приборов, крышки и решёток моторного отделения.
Восстановлены недостающие элементы ходовой части.
Танк получил исторически достоверное состояние "на июнь 1941 года".
К 65-летию Победы в начале мая 2010 года экспонат вернулся в музей, где и был установлен на нынешнем месте."
Panzerkampfwagen II Ausf.B (Ленино): myauu — ЖЖ
Судя по серийному номеру шасси 25015, это один из 58 единиц Pz.Kpfw.II Ausf.B, выпущенных на заводе Alkett в 1938 году.
Имитация стволов штатного вооружения танка: автоматической пушки 2 cm Kampfwagenkanone 30 L/55 и 7.92-мм пулемёта MG34.
Судя по креплению дополнительного генератора, экспонат когда-то относился к семейству унифицированных командно-штабных машин комплекса "Машина-М".
Дополнительно:
Антенный пост станции наведения ракет СНР-75М ЗРК С-75М «Волхов» в Техническом музее. Тольятти
ЗУР 5Я23 (В-759) на пусковой установке СМ-90 ЗРК С-75М «Волхов» в Техническом музее. Тольятти
Зенитная управляемая ракета 5Я23 из состава ЗРК С-75М. Военно-патриотический парк «Патриот»
Зенитная управляемая ракета В-750 (5Я23) на пусковой установке СМ-90 из состава ЗРК С-75М. Военно-патриотический парк «Патриот»
Пусковая установка СМ-63 с макетом ракеты 11Д ЗРК СА-75. ВИМАИВиВС, Санкт-Петербург
Пусковая установка СМ-90 ЗРК С-75М «Волхов» у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Пусковая установка СМ-90 ЗРК С-75. Музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Пусковая установка СМ-90 и антенный пост станции наведения ракет РСН-75МВ ЗРК С-75М. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Транспортно-заряжающая машина ПР-11 с зенитной ракетой 13Д ЗРК С-75. Музей техники Вадима Задорожного
Транспортно-заряжающая машина ПР-11 с тягачом ЗИЛ-157 (из состава ЗРК С-75). Музей техники Вадима Задорожного
Транспортно-заряжающая машина ПР-11Д зенитно-ракетного комплекса С-75. Ярославский музей боевой славы
Транспортно-заряжающая машина ПР-11Д зенитно-ракетного комплекса С-75. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Зенитная ракетная система С-75
История техники ПВО (учебники, наставления и тех.описания на С-75, С-125, С-200)
Дополнительно:
С-125М «Нева-М» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
Двухбалочная пусковая установка СМ-78А и антенный пост станции наведения ракет. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» с ракетами В-601ПД. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с зенитными управляемыми ракетами В-601ПД (5В27Д). парк «Патриот»
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Музей истории «Мотовилихинских заводов». Пермь
Двухбалочная пусковая установка 5П71 (СМ-78А-1) и четырёхбалочная пусковая установка СМ-106. Комплекс «Линия Сталина», Минск
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73 с ракетами В-601ПД (5В27Д). Военный музей, Белград, Сербия
Четырёхбалочная пусковая установка 5П73. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей