Оренбургская область, г.Бузулук и его окрестности.

12 сентября 2007 года


На въезде в город со стороны Оренбурга - мачта РТПЦ и замечательная красная звезда. Интересно, это некий посыл к чешском ордену "Красной Звезды", которым награжден, сей населенный пункт? Вот только такой страны как ЧССР давно нет, а впрочем, нет больше и СССР с его орденом "Знак Почета". Эта награда настигла Бузулук уже в 1986 - за год до Перестройки.
На выезде в сторону Бугуруслана - аварийный мост с выражением чувств бузулучан к родной милиции. Это ж как надо было стимулировать граждан на столь монументальное выражение эмоций? "Внушаить" (с) Хрюн Моржов.
Что интересно - если ехать на Бугуруслан, то сразу после моста по левую сторону будет съезд и подъём грунтовой дороги на смотровую площадку. Ну, знаете, в американских киноподелках, над городом обязательно есть места для поцелуев, истребления гамбургеров и любования электрическим освещением. Не могу не отметить, что площадка не только плотно эксплуатируется, но и убирается.

Въезд в Бузулук со стороны Оренбурга. Смотровая площадка над городом со стороны выезда на Бугуруслан. Объяснение в любви (?) бузулукской милиции.
Педагогический колледж. Эстрада в парке. Символ города - историческая водокачка.

Центр Бузулука - парк на перекрестке улиц Горького и Ленина. Из наследия прошлого - фонтан и фигура вождя мирового пролетариата на постаменте. Из примет дня нынешнего - аккуратные газоны, чистые дорожки и куча радующих взгляд архитектурных излишеств, вроде копии пятигорского орла и цветочных горок. Рядом практически главная достопримечательность города - водонапорная башня, год постройки 1904 (ул.Горького, д.57).
Поблизости единственный музей - в особняке постройки начала XX века (ул.Ленина, д.56). Неприметный вход теряется среди пестрых вывесок магазинов. Удивительный, единственный в своем роде краеведческий музей - в нем не купить ни карты города, ни путеводителя, ни открыток. Кстати, обход местных книжных магазинов создал у меня стойкое впечатление. Похоже что карты города в продаже нет, по причине её отсутствия, как исторического факта. Местным она даром не нужна, а приезжих мало, за день постигают нехитрую географию Бузулука.
Впрочем, вернемся назад - внутрь цитадели знаний и человеческой памяти. Внутри все вроде бы всё осталось неизменным с советских времен, когда нас привозили сюда на экскурсию с турбазы в Партизанском. Разве что чучела чуть постарели, да появился запрет на бесплатное фотографирование экспонатов. Смотрительницами особо подчеркивается запрет на бесплатное фотографирование мобильными телефонами.
Ближе к окончанию осмотра замечаешь новое - добавился стенд о страшном голоде в 20-ых годах XX века. Как вам фотографии группы осужденных за поедание трупа женщин или умирающих от истощения детей? Жутко. Появились стенды, посвященные репрессиям предвоенных 30-ых годов и раскрытой в послевоенные годы антисталинской молодежной группы. "А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо..."

Неподалеку расположен Мемориал Победы и Воинской Славы. Основан в честь 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Из выставленной техники только артсистемы могли принимать участие в той Войне, бронетехника же более позднего периода. Впрочем, достоинств экспозиции это не умаляет.

Памятный камень БМП БМП

Боевая машина пехоты БМП-2. На вооружении с 1980 года. Основное отличие от предшественницы: более эффективный комплекс вооружения. 30-мм автоматическая пушка 2А42 (со стабилизатором), спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКТ во вращающейся башне, на крыше которой ПУ ПТРК "Конкурс" или "Фагот". Экипаж 3 человека и 7 мотострелков. Кроме СССР и стран Варшавского договора поставлялась по всему миру, а конкретнее: Алжир, Афганистан, Анголу, Индию, Иран, Ирак, Иорданию, Кувейт, Сьерра-Леоне, Судан, Сирию, Финляндию, Шри-Ланку, Йемен. Машина клонировалась в Индии и Чехии.

БТР-60ПБ БТР-60ПБ 122-мм гаубица, образца 1938 года

Бронетранспортер БТР-60ПБ. Выпускался с 1959 по 1963 годы на ГАЗе. Первый советский плавающего бронетранспортер, сменивший в войсках устаревший БТР-152. Забавная особенность - т.к. ярославский дизель ЯАЗ-206Б (205 л.с.) был тяжел и сильно влиял на развесовку машины (особенно на плаву), то конструктор Дедков заменил его на два форсированных двигателя от ГАЗ-51 (90 л.с). Идея дублировать двигатель и трансмисию привела военных в такой восторг, что на следующем БТР-70 было применено это же решение.

Советская 122-мм дивизионная гаубица М-30 образца 1938 года, разработана в КБ Ф.Ф. Петрова. Производилась эта артсистема аж до 1955 года (более 19'000 тысяч штук), пока ее не сменила 122-мм гаубица Д-30 Трудовой путь этой гаубицы в иностранных армиях начался в 1941 году. Немцы захватив в начале войны большое количество М-30 переименовали их в 12,2cm s.F.H.396(r) и наладили производство боеприпасов. Финны не отстали от своих союзников. У них наше орудие стало воевать под названием 122 H/38. Так что до 1945 года гаубица повоевала на обеих сторонах Восточного, а также на Западном фронте (Атлантический вал). После 1945 её поставляли странам-участникам Варшавского договора, в Китай и "борцами за социализм" в Азию и Африку. Затем было участие в арабо-израильских войнах, опять-таки с обеих сторон фронта (Израиль, Сирия, Египет). В настоящий момент на вооружении нашей армии этот удачный образец мобильной полевой гаубицы уже не состоит, заняв своем место в музеях и мемориалах.

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 57-мм пушка ЗИС-2 57-мм пушка ЗИС-2

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3, образца 1941 года.Одна из более чем 48 тысяч штук, произведенных советской промышленностью. Судя по мемуарам генерального конструктора Грабина, это первая советская пушка, при создании которой одновременно проектировалась технологическая оснастка и разрабатывался техпроцесс производства. В общем, бились за единство творческого процесса констуркторов и технологов. Кстати, КБ работало над этим изделием в инициативном порядке, без государственного финансирования. А заказ был сделан в духе довоенных европейских идей - военным хотелось универсального орудия, способного быть как нормальной пушкой, так зенитным орудием. На лафет противотанковой пушки ЗИС-2 наложен 76,2-мм ствола от предшествующей модели 76-мм пушки Грабина (Ф-22 УСВ). Немалую роль в успехе конструкции сыграло применение в конструкции автомобильных колес (ранее были сплошные металлические); раздвижные станины (добавило устойчивости орудию) и другие новшества. Удобство эксплуатации обеспечивала впервые проработанная конструкторами эргономика боевой работы расчета.

Советская 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2. Принятая на вооружение в начала 1941 года, в первый военный год она была снята с производства. Применять ее против немецких Pz.II, Pz.III и чешских 38(t) было чистым overkill, да и калибр был, мягко говоря, не ходовым. Возобновили производство только в 1943 году, когда шкура немецких бронеходов заметно потолстела и в войска пошла "Пантера". ЗИС-3 могла поразить её только в борт или маску пушки. Для эффективной борьбы нужна была специализированная противотанковая пушка, вот тут и вспомнили про ЗИС-2. Впрочем, соревнование снаряда и брони шло своим чередом и после 1945 года калибр 57 мм быстро стал невостребованным. В Советской Армии в послевоенных 50-ых годах его применяли только на лёгкой авиадесантной самоходной установке АСУ-57.

Т-62 Т-62 Т-62

Танк Т-62. Принят на вооружение в 1961 году. Венец эволюции по линии Т-34/Т-44/Т-54/Т-55/Т-62. До 1975 года изготовили 20'000 машин. Эксплуатация в войсках показала его неприспособленность к современной войне. По этой причине серийное производство Т-62 закончилось в СССР даже раньше, чем танков Т-55. На этом танке впервые в мире вместо традиционной нарезной была установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20. Боекомплект состоял из громкоздких унитарных выстрелов, загнать которые в казенник пушки в движении было очень тяжело. Кроме того при заряжании орудие приводилось на определенный угол возвышения, в этот момент вращение башни невозможно. Не легче было и с удалением стреляных гильз. От укладки обратно на стелажи отказались, применив механизм выброса через люк в корме башни, но максимальная скорострельность все равно осталась лишь 4 выстрела в минуту. Тем не менее эти боевые машины что называется "поучаствовали", особенно в боях арабов с израильтянами в 1967 и 1973 годах. Танками Т-62 традиционно вооружались армии стран Варшавского договора, а также Куба и про-советски ориентированные страны Африки и Азии.

Река Боровка в районе села Партизанское Турбаза в районе села Партизанское Дороги внутри Бузулукского бора

См. также:
Средний танк Т-62. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-62М. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева
Средний танк Т-62 образца 1961 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-62, экземпляр №1 (309В019). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62, экземпляр №2 (204В001). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62МВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62М. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62 в Техническом музее, Тольятти
Средний танк Т-62, Бузулук

А теперь несколько фотографий из глубин Бузулукского бора. Турбаза, на которой отдыхал еще подростком, лет 20 назад, еще цела и даже работает в прежнем режиме. Летние домики на 4 хозяина. Речка Боровка, лес, село поблизости - всё в неизменности.

Закат на краю Бузулукского бора Монастырь Памятник 'полуторке'

Под занавес, уже покидая бор, узрел, как природа ослепительно блеснула закатными красками. Никакого фотошопа и кручения кривых. Кадр с закатными лучами и тучами на краю лесного массива. Ну и на выезде из Бузулука (в сторону Оренбурга) еще один памятник - на постаменте застыла "полуторка".




Вернуться к оглавлению раздела

На главную страницу

Создано 19/09/2007
Обновлено 09/07/2009