Навигация по странице:
Оперативно-тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна»
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М»
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус»
Пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 комплекса 9К76 «Темп-С»
Пусковая установка 2П129 с ракетой 9М79 комплекса 2К79 «Точка»
Пусковая установка 9П71 с ракетой 9М714 комплекса 9К714 «Ока»
Боевая машина 9А52 РСЗО 9К58 «Смерч»
Боевая машина 9П140 РСЗО 9К57 «Ураган»
152-мм самоходная артиллерийская установка 2С5 «Гиацинт-С»
240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан»
203-мм самоходная пушка 2С7 «Пион»
152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»
107-мм полевая пушка обр.1910-1930 гг.
127-мм полевая пушка системы Армстронга
203-мм гаубица Vickers Mark VI
180-мм пушка С-23 образца 1956 года
152-мм пушка Бр-2 образца 1935 года
203-мм гаубицы Б-4 и Б-4М
280-мм мортира Бр-5
210-мм пушка Бр-17 образца 1939 года
305-мм гаубица Бр-18 образца 1939 года
305-мм гаубица образца 1915 года
420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока»
Основной танк Т-80Б
Средний танк М4А2 «Шерман»
122-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-122
100-мм противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100
76-мм самоходная артиллерийская установка СУ-76М
57-мм противотанковая авиадесантная самоходная установка АСУ-57
195-мм германская пушка, 1857 год
237-мм чугунная английская карронада, 1784 год
273-мм опытная бомбовая береговая пушка, обр.1849 года
Месторасположение: г.Санкт-Петербург, Александровский парк, 7
Официальный сайт: ВИМАИВиВС
История ВИМАИВиВС (именно такая зубодробительная аббревиатура) начинается с Цейхгауза, основанного Петром I в 1703 году. Он же отдал первые распоряжения о поиске, сборе и сохранении «достопамятных» и «курьезных» пушек. С 1869 года «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления» располагается на нынешнем месте - кронверке Петропавловской крепости. С начала XX века это собрание редкостей называется Артиллерийским историческим музеем. В 1963 году сюда передали фонды Центрального военно-инженерного музея, а ещё через два года фонды Военного музея связи. Внешняя экспозиция, во дворе музея, включает свыше 200 экспонатов: пушек, самоходных артиллерийских установок и ракетных комплексов. Представленные экспонаты охватывают период от XV века и до наших дней.
Дополнительно:
ВИМАИВиВС. Артиллерия в годы Великой Отечественной войны
ВИМАИВиВС. Средства ПВО
ВИМАИВиВС. Стрелковое оружие и иное лёгкое вооружение
ВИМАИВиВС. История ракетного вооружения
ВИМАИВиВС. Вооружение и средства связи 1930-х гг.
См. также:
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Музей отечественной военной истории в Падиково
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Технический музей, Тольятти
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
См. также:
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Музей техники Вадима Задорожного
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Музей отечественной военной истории в Падиково
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», Технический музей, Тольятти
Сначала приведу сведения из официальной истории создания этой интересной установки. Вот что пишет об этом А.С. Ефремов в работе «Седьмой "цветок" в артиллерийском "букете" и его унифицированные наследники» («Техника и вооружение», №12/2011).
"САУ 2С7 «Пион» создавалась с 1967 г. как мощное орудие для стрельбы как обычными, так и тактическими специальными боеприпасами. Большой калибр (203,2 мм – исторически сложившийся калибр, соответствующий 8 дюймам был выбран в связи с тем, что ко времени разработки орудия достижения в области конструирования специальных снарядов позволили «уложить» в этот калибр тактический ядерный (атомный) заряд. Это открывало уникальную возможность считать САУ «Пион» самой мощной артустановкой полевого типа.
...
Само 203-мм орудие 2А44 создали в КБ Волгоградского завода «Баррикады», с которым у конструкторов КБ-3 Кировского завода сложились давние творческие связи. Компоновочная схема САУ была выбрана не сразу. Под руководством одного из старейшин КБ-3 Л.И. Горлицкого – создателя знаменитых артсамоходов времён Великой Отечественной войны — был разработан проект с использованием узлов тяжёлого танка Т-10, в котором пушка устанавливалась традиционно — в сильно бронированной рубке в носовой части машины. Такой вариант получил индекс «Объект 216 сп1».
В то же время расчёты показали, что при большой силе отката (а у этого орудия она составляла около 135 т) использовать готовые гусеничные шасси затруднительно. Выход был найден в применении гусеничных шасси, разработанных по специальной схеме, но с готовыми узлами серийных танков. В новом шасси применили семиопорную подвеску, обрезиненные гусеничные ленты, резиновые бандажи на опорных и поддерживающих катках. Конструкция предусматривала возможность опускать перед выстрелом направляющие колеса ходовой части на фунт и тем самым увеличивать опорную поверхность при выстреле, при этом обрезиненные катки и гусеница вкупе с работой четырех пар энергоёмких телескопических амортизаторов существенно снижали вибрационные и ударные нагрузки.
С целью уменьшения массы машины в КБ-3 приняли вариант компоновки с задним открытым расположением пушки и рабочих мест расчёта, который при движении «по-походному» размещался в бронированных отделениях корпуса. Так появился «Объект 216 сп2», разработку которого выполнили под руководством Г.Н. Рыбина и В.В. Кулагина. Кормовое расположение открытого боевого отделения оказалось предпочтительнее ввиду целого ряда преимуществ:
- ствол размещается в пределах длины корпуса (с незначительными выносом вперёд), что исключает утыкание его при движении по пересеченной местности;
- создаётся оптимальная схема восприятия сил при выстреле и максимальное удобство боевой работы экипажа.
Пожалуй, самое главное состоит в том, что благодаря движению откатных частей пушки за пределами корпуса обеспечиваются большая длина отката, позволяющая не использовать дульный тормоз, и хорошая устойчивость при стрельбе. Длина отката достигает 1400 мм."
Традиционно, всё что скрывается за ладными строками, выглядит уже не столь красиво. В реальной жизни бал правили интриги в советском ВПК, личная заинтересованность "красных директоров", конкуренция конструкторских бюро, сознательное придерживание разработок с целью позднее получить финансирование и прочие блага на последующую "модернизацию" изделий, а также уйма иных поражающих воображение факторов. Открываем воспоминания инженера-испытателя ОКБТ ПО «Ленинградский Кировский завод», а затем работника 7 Главного управления Министерства оборонной промышленности СССР,
Ю.М. Мироненко. Цитата:
"Во второй половине 60-ых годов прошлого столетия в Минобороны спохватились, что в СССР, в отличие от США, напрочь отсутствует дальнобойная самоходная артиллерия. Началась возня. Не определившись, что же конкретно нужно, было найдено самое простое решение – поручить промышленности разработать аванпроекты чего-нибудь удобоваримого.
Сказано – сделано, и двум заводам Ленинградскому «Кировскому» и Волгоградскому «Баррикады» было поручено проектирование самоходной пушки с дальностью стрельбы 30 км. Про калибр и «прочее» - ни слова… Пережившие «эпоху Хрущёва» артиллеристы ленинградского и волгоградского КБ с энтузиазмом принялись за работу и «нарисовали» множество вариантов «самоходов» от 152 мм до 203мм. Кировчане вспомнили даже знаменитый «Конденсатор-2П» калибра 406 мм. Прорисовки предлагаемых вариантов были представлены в Министерство обороны, и оно… задумалось.
Прошёл ни один год, и вот в 1970 году более или менее сформировавшаяся мысль была оформлена постановлением Правительства, которое поручило Миноборонпрому создать самоходную пушку «Пион» калибром 203,2 мм с дальностью стрельбы обычными снарядами – 32 км, а активно-реактивными – 42 км. Однако, пока военные раскладывали свой «пасьянс», из Миноборонпрома была выведена большая группа предприятий, объединённая в Министерство машиностроения СССР, а Ж.Я.Котин покинул «Кировский завод» и перешёл на работу в министерство.
Всё это осложнило работу. Ведь уход из Миноборонпрома «снарядчиков» нарушил единоначалие, и оставшимся «пушечникам» пришлось обращаться к ним с протянутой рукой. Тем же было не выгодно класть в неё всё, чем обладали. Поэтому находились тысячи причин, чтобы дать минимум, оставив остальное себе - в «научно-технический задел», т.е. на будущее. Имея постоянно такой «задельчик», эти деятели годами создавали только видимость напряжённой работы, в результате чего эффективность наших артиллерийских снарядов постоянно уступала «НАТО-вским». Как говорится, не от хорошей жизни, даже в танковом институте ВНИИтрансмаш было содано подразделение, занимавшееся разработкой новых снарядов. Минмаш нагло играл в героические догонялки – как только появлялось « у них», - тут же «наши» самоотверженно их догоняли … Так что главному конструктору пушки Г.И. Сергееву и нашей «конторе» пришлось потратить много сил и здоровья, чтобы у созданной в Волгограде уникальной пушки были достойные ей боеприпасы.
На «Кировском заводе» тоже создалась неблагоприятная для «самоходчиков» обстановка. Жозеф Яковлевич, при котором в ОКБТ был накоплен огромный опыт создания самоходных артустановок и ракетных комплексов, ушёл с поста главного конструктора, оставив вместо себя весьма далёкого от артиллерии Н.С.Попова."
См. также:
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Музей техники Вадима Задорожного
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Музей отечественной военной истории в Падиково
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
Самоходная пушка 2С7 «Пион», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Технический музей, Тольятти
Самоходная пушка 2С7 «Пион», Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
См. также:
Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», Музей отечественной военной истории в Падиково
Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, СПб
Опытная гаубица 2С19 «Мста-С» возле ГДО, Екатеринбург
"В конце 20-х годов принимается решение модернизировать 76-мм полевую пушку обр. 1902 г. (в Красной Армин калибр измерялся только в мм). Основной целью, преследуемой при этом, стало увеличение дальности стрельбы. В 1928-1930 гг. испытания прошли 3 опытных образца, созданных Орудийно-арсенальным трестом, заводом №7 и Пермским заводом. Первое орудие имело дульный тормоз, укороченный лафет и усиленный пружинный накатник, что позволило сократить длину отката, а в конечном итоге увеличить угол возвышения с 16 до 27°. Вторая пушка также была с дульным тормозом, в ее конструкцию введены новые противооткатные устройства, что позволило довести угол возвышения до 40°. Пермский вариант предусматривал значительные изменения в лафете, введение уравновешивающего механизма, что обеспечивало увеличение угла возвышения до 37° без применения дульного тормоза. Лафет спроектирован для наложения стволов как нового образца в 40 калибров, так и старого в 30 калибров. Пермская пушка была признана лучшей и в 1931 г. принята на вооружение под названием 76-мм пушка обр. 1902/30 г."
Источник: А. Широкорад, «Знаменитая трехдюймовка» («Техника и вооружение», №3/1993)
Выпуск модернизированных 76-мм пушек образца 1902/30 годов продолжался с 1931 по 1937 годы. Советские инженеры выжали всё возможное из классической конструкции начала XX века с с поршневым затвором, характерным однобрусным лафетом, стволом без дульного тормоза, деревянными колёсами без подрессоривания. Орудие получило новый ствол длиной 40 калибров, уравновешивающий механизм, а также станок с вырезом посередине для прохода ствола на откате при стрельбе на больших углах возвышения. Однако, к середине 1930-х годов стало очевидным, что модернизационный потенциал этой артиллерийской системы исчерпан. Пушка не отвечала современным требованиям, а значит её пора было сменить дивизионным орудиям современной конструкции. Достойной наследницей обновлённой "трёхдюймовки" стала 76-мм дивизионная пушка Ф-22 обр.1936 года.
Имевшиеся у РККА 76-мм пушки образца 1902/30 годов активно применялись в локальных конфликтах. Известно о поставке этих систем в Китай и в республиканскую Испании. После вступления СССР во Вторую Мировую войну захваченные пушки стали использовать немцы, давшие им свои обозначения: 7,62 cm FK 295/1(R) (обычный ствол) и 7,62 cm FK 295/2 (R) (длинный ствол).
См. также:
76 K 02-30-40 (76-мм дивизионная пушка обр.1902/30 гг.) в Музее артиллерийских, инженерных войск и частей связи Финляндии
"Поставка в действующую армию 203-мм гаубиц Mk I—V, полученных посредством переделки старых 155-мм пушек, способствовала лишь временному снижению дефицита тяжелых гаубичных орудий, но не решала проблему в принципе. Поэтому в конце 1915 года фирма Vickers приступила к проектированию новой 203-мм гаубицы Работы велись в достаточно быстром темпе, так что уже в марте 1916 года первые серийные гаубицы образца Mk VI были отправлены на фронт. В этой связи следует отметить, что из-за загрузки предприятий фирмы Vickers другими оборонными заказами часть гаубиц Mk VI была выпущена в США фирмой Midvale Steel Company.
Первое орудие было изготовлено этой фирмой в 1917 году, а к апрелю 1918 года количество выпущенных орудий составило 38 единиц До конца войны фирма успела неплохо заработать и на поставке 100 таких гаубиц американской армии.
Гаубица Mk VI представляла собой дальнейшее развитие гаубиц Мк I—V. однако обладала важным отличием: люльку с противооткатными устройствами установили на верхнем станке, снабженном не только подъемным, но и поворотным механизмами. Это позволило не только наводить гаубицу в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +50°, но и осуществлять горизонтальную наводку в секторе ±4°. При этом в случае использования стальной дугообразной направляющей для перемещения хоботовой части лафета сектор горизонтального обстрела мог быть расширен до ±27°.
Гаубица имела ствол длиной 16 калибров, длина нарезной части ствола равнялась 15 калибрам, в канале ствола было выполнено 48 нарезов постоянной крутизны. Масса ствола составляла 3102 кг, то есть на 2036—2326 кг меньше, чем масса стволов гаубиц модификаций Mk I—V. Здесь в полной мере сказалась разница в подходах к проектированию гаубичных стволов и стволов пушек, которые были использованы при создании гаубиц Mk I—V. Уменьшение массы ствола позволило спроектировать более легкий лафет, что в свою очередь отразилось на уменьшении массы орудия в целом, причем это уменьшение было весьма значительным: 8740 кг по сравнению с 13 383—13 963 кг у предыдущих модификаций."
Источник: В.Н.Шунков, «Энциклопедия артиллерия особой мощности»
Противооткатные устройства располагались в массивной люльке под стволом. Тормоз отката гидравлический, накатник – гидропневматический
Однобрусный стальной лафет с сошником обеспечивал откат по оси канала ствола. Лафет ограничивал наводку ствола на 4° влево и вправо, а угол максимального подъема ствола в 50°
"Для стрельбы из гаубицы использовались стандартные фугасные снаряды массой 90,7 кг, начальная скорость которых составляла 396 м/сек, дальность стрельбы не превышала 9800 м. Такая дальность стрельбы считалась достаточной в 1915 году, когда фирма Vickers начала проектировать гаубицу Mk VI, однако ко времени ее поставки в войска уже требовались орудия с гораздо большей дальностью стрельбы. Поэтому вскоре появилась модификация Mk VII с увеличенной до 18,5 калибров длиной ствола. Последовавшие за этим изменения конструкции ствола и лафета привели к созданию вариантов Mk II и Mk VII, а также новой модификации Mk VIII, лафет которой был снабжен большими колесами с пневматическими шинами. Начальная скорость 90,7-килограммовых фугасных снарядов, выстреливавшихся из этих орудий составляла 457 сек, что позволило поражать цели на дальности до 11 300 м.
В отличие от предыдущих модификаций, гаубицы Mk VI, Mk VII и Mk VIII перевозились без разборки на отдельные части. В качестве средств тяги использовались гусеничные или колесные тракторы.
Точные данные о количестве гаубиц Mk VI—VII, изготовленных фирмой Vickers, отсутствуют. Однако известно, что американские фирмы поставили английской армии 678 гаубиц этих образцов. В отличие от гаубиц Mk I—V, эти гаубицы сохранились на вооружении до начала Второй мировой воины и достаточно активно применялись в сражениях этой войны. Некоторые из них были переведены на калибр 182,9 мм (7,2 дюйма) путем замены лейнера."
Источник: В.Н.Шунков, «Энциклопедия артиллерия особой мощности»
В годы Первой мировой войны гаубицы Vickers Mk VI поставлялись в Россию, где они поступали в Тяжелую артиллерию особого назначения (ТАОН). В отличии от более ранних модификаций средний ресурс ствола 203-мм гаубицы Mk VI, исходя из практического опыта, составлял аж 7800 выстрелов. На 1 января 1941 года в РККА имелось 36 таких гаубиц. Откуда взялось такое количество — непонятно, ведь англичане до 1917 года поставили только 31 штуку. Некоторое количество Mk VI красноармейцы могли захватить в ходе Гражданской войны, но я не нашёл каких-либо данных о таких трофеях.
Поршневой затвор весил 174 кг. Скорострельность около 1 выстрела в минуту, в основном из-за того что перед каждым выстрелом с помощью специального механизма расчёт приводил ствол на угол заряжания.
В Советском Союзе гаубица получила наименование «Мидвэйл-VI» (от название американской фирмы Midvale Steel Company). Она считалась очень ценным орудием и её несколько раз пытались модернизировать, чтобы увеличить начальную скорость снаряда и дальность стрельбы. Эти попытки оказались неудачными вследствие ограничений по прочности ствола и лафета. Широкорад упоминает об опытах 1929 года, когда при стрельбе дальнобойным снарядом на заряде 14,5 кг произошёл разрыв снаряда в канале ствола. Неудачно завершилсь и работы по изготовлению гусеничного хода и колёсных повозок для раздельной транспортировки гаубицы. Увеличить скорость перевозки гаубицы не удалось. В СССР эти орудия состояли на вооружении до 1943 года. Одна из «Мидвэйл-VI» выставлена во внешней экспозиции Музея артиллерии в Санкт-Петербурге, ещё одна находится в Музей артиллерийских, инженерных войск и частей связи Финляндии
"Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Skoda, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон).
На поставки опытных образцов орудий и технической документации не повлиял захват Чехословакии немцами. Фирма Skoda исправно выполняла все пункты договора с СССР.
Фирма Skoda предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня (как было запланировано) в октябре 1939 г. Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.
Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем проходили с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке на территории, оккупированной немцами.
В отчете фирмы Skoda сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0 до +50 градусов, а полным зарядом – от +16 до +50 градусов. Стоит отметить, что неустойчивость пушки при малых углах возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, Бр-17 можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы забетонировать основание орудия.
По окончании испытаний в соответствии с условиями договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний."
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»
"Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом №221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 г. После заводских испытаний этот образец 9 сентября прибыл на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (АНИОП) для проведения полигонных испытаний. Стрельбы проводились с 21 сентября по 11 декабря 1940 г. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником» из разборных штанг банника, а головка «досыльника» была изготовлена в мастерских АНИОПа. «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.
Первая 305-мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе №221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода №221, другой – Skoda) и один с углубленной нарезкой.
Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр-17 были не полигонными, а полигонно-войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал.
Как известно, на базе чешских орудий на заводе «Баррикады» в Сталинграде в 1940-1941 гг. было изготовлено девять 210-мм пушек Бр-17 и три 305-мм гаубицы Бр-18.
Всего в РККА имелось девять 210-мм пушек Бр-17. В боеготовность их привели лишь в 1944 г. Тогда впервые были изданы для них Таблицы стрельбы и произведено 4,2 тысячи снарядов.
В декабре 1944 г. на базе четырех отдельных дивизионов 152-мм пушек Бр-2 и четырех отдельных батарей 210-мм пушек Бр-17 были сформированы три отдельных полка особой мощности (18-й гвардейский, 1-й и 2-й). В их составе имелись три двухорудийные батареи Бр-2 и одна двухорудийная батарея 210-мм пушек. К концу 1944 г. эти три полка убыли на фронт, а формирование четвертого (№20) началось лишь в 1945 г., и на фронт он не попал.
В 1945 г. 1-й пушечный полк особой мощности входил в 8-ю гвардейскую армию 1-го Белорусского фронта. В ходе сражения за Зееловские высоты и в битве за Берлин было израсходовано 930 210-мм снарядов, изготовленных в 1944 г.
305-мм гаубиц обр. 1939 г. (Бр-18) было изготовлено всего три штуки. Они пошли на формирование 233-го отдельного артдивизиона особой мощности, находившегося в конце войны в Московском военном округе. Судя по всему, гаубицы были небоеспособными.
Ну а фирма Skoda в течение войны исправно поставляла сверхмощные пушки калибром 210-мм Вермахту: 21 cm K.52, 21 cm K.39/40. Любопытно, что на второй модернизации 21 cm K.39/41 был удлинен ствол и поставлен дульный тормоз."
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»
Сохранившиеся экземпляры Бр-17:
1. Бр-17 № 1 в музее военной техники, г. Верхняя Пышма. До 2012 года орудие находилось в Перми на территории 39-го арсенала ГРАУ (в/ч 74085). В 2012 году артиллерийскую установку по распоряжению командующего Центральным военным округом демилитаризовали и передали в музей «Боевая слава Урала».
2. Бр-17 № 4 в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург.
3. Бр-17 № 2 (?) в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил, г. Москва.
См. также:
Предсерийный танк Т-80. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80БВ в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-80Б в «Парке Победы», Новокуйбышевск
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80Б. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Основной танк Т-80Б. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы
В марте 1945 года в Баренцевом море затонуло американское судно «Томас Дональдсон», доставлявшее технику в Мурманск. В 2014 году с него подняли два танка М4А2. По завершении реставрации, 2 сентября 2016 года, один из «Шерманов» установили на открытой площадке музея.
См. также:
Средний танк М4А2 «Шерман». Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Средний танк М4А4 «Sherman». Музей «Боевая слава Урала», г.Верхняя Пышма
Американский средний танк M4A2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк M4A2(76)W «Sherman». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Средний танк М4А2 «Sherman». Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Средний танк М4А3(76)W «Sherman». Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Средний танк М4А4 «Sherman». Военно-патриотический парк «Патриот»
Средний танк M4A4 «Sherman» (США). Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк М-50/М4А3 «Шерман». Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк M4A3 «Шерман» в музее «Panssarimuseo», Парола, Финляндия
САУ №242-412277 выпущена в феврале 1945 года, успела принять участие в боевых действиях. После войны она прошла частичную модернизацию – заменены гусеницы, но опорные катки остались родные. В 1960 году самоходка передана в Артиллерийский музей.
"Работы по усилению вооружения танков и самоходных установок пошли по трём направлениям. Первым, наиболее простым направлением, считалось увеличение начальной скорости 85-мм орудия до 1000–1050 м/с. Вторым направлением стало использование орудий с баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. В случае с тяжёлыми танками данное направление стало успешным — так появилось орудие Д-25Т, самое мощное из отечественных танковых систем. Наконец, третьим направлением стало использование калибра 100 мм — для советской полевой и танковой артиллерии этот калибр был новым.
История появления в СССР орудий этого калибра была непростой. Всё началось со 100-мм (10-см) австро-венгерской морской пушки K10 производства фирмы Skoda («круглые» калибры были типичны для Австро-Венгрии). Данные орудия ставились в том числе и на те корабли, которые по итогам Первой мировой отошли Италии. Итальянцам орудие приглянулось, и компания OTO (Odero Terni Orlando) наладила его производство. Через итальянцев 100-мм орудия попали в СССР — используя его как базу, конструкторское бюро завода «Большевик» создало сначала систему Б-24, а позже и более мощную Б-34.
Судьба Б-34 складывалась непросто, это орудие далеко не сразу приняли на вооружение и не раз дорабатывали. Тем не менее его заметили конструкторские бюро, занимавшиеся танковыми системами. Причин оказалось несколько. Во-первых, орудие имело унитарное заряжание, причём унитарный патрон оказался довольно компактным и не очень тяжёлым. Во-вторых, система являлась мощным орудием, однозначно превосходя 85-мм зенитную пушку и находясь примерно в той же категории, что и 107-мм орудие М-60. Правда, существовал один серьёзный минус: на тот момент Б-34 не имела бронебойного снаряда."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
"Во многом самоходная установка, получившая обозначение СУ-100, была результатом компромиссных решений. С одной стороны, было очевидно, что необходимо расширять боевое отделение. С другой стороны, над конструкторами дамокловым мечом висело ограничение по массе. Во многом именно проблемы с перегрузкой ходовой части стали главной причиной, почему та же СУ-122М и аналогичные машины так и не стали серийными. В результате боевое отделение по основным геометрическим параметрам оставалось равнозначным СУ-85. Одинаковым оказался и угол наклона верхнего лобового листа рубки — 52 градуса от вертикали.
Фактически СУ-100 была развитием опытного образца модернизированной СУ-85, созданной в конце 1943 года. По сравнению с серийной СУ-85 было внесено некоторое количество улучшений, главным из которых стало появление командирской башенки. Впрочем, простой заменой орудия при разработке СУ-100 не ограничились. Для начала толщина верхнего лобового листа и люка механика-водителя увеличилась до 75 мм. Это позволило заметно увеличить стойкость брони против наиболее распространённых противотанковых орудий (прежде всего 7,5 cm Pak 40). Двухстворчатый люк для панорамы в крыше корпуса сильно изменился, также в его левой створке появился перископический прибор MK-IV. Смотровые перископические приборы по периметру рубки убрали, зато на крышу вернулся вытяжной вентилятор. От наклона кормового листа рубки отказались, что позволило выиграть немного свободного места в боевом отделении."
Источник: Юрий Пашолок, «Оптимальная модернизация»| Warspot.ru
См. также:
СУ-100, Музей отечественной военной истории в Падиково
Два экземпляра СУ-100, Музей техники Вадима Задорожного
СУ-100, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Два экземпляра СУ-100, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
Два экземпляра СУ-100, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
СУ-100, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
СУ-100, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
СУ-100 промежуточных серий в Саратовском музее боевой и трудовой славы
СУ-100 ранних серий в Саратовском музее боевой и трудовой славы
СУ-100 в сквере «Белые росы», Пенза
"Принятая 2 декабря 1942 года на вооружение Красной армии самоходная установка СУ-12 была вполне удачной машиной. Правда, у неё имелся врождённый дефект в виде параллельно расположенных двигателей. Такая компоновка силовой установки стала ахиллесовой пятой машины: число дефектов, связанных с моторно-трансмиссионной группой, было очень высоким. Из-за проблем многие СУ-12 долгое время даже не могли добраться до фронта. Чтобы исправить ситуацию, нужно было серьёзно переделывать проблемные узлы. Так появилась СУ-15М, более известная как СУ-76М. Она стала вторым по численности образцом бронетехники Красной армии, уступая только Т-34.
...
Первое время С.А. Гинзбург, главный конструктор СУ-12, считал причиной многочисленных поломок коробок передач их низкое качество. Но конструкторское бюро (КБ) завода №38 было иного мнения. К 11 марта 1943 года директор завода №38 К.К. Яковлев, главный инженер Л.Л Терентьев и главный конструктор М.Н. Щукин подготовили письмо, в котором изложили свой взгляд на причины поломок. По их мнению, проблема была не столько в качестве КПП, сколько в компоновочной схеме. В письме предлагались определённые решения, способные улучшить ситуацию, но для полноценного решения проблемы требовалась радикальная мера — установка на САУ двигателя и коробки передач от Т-70.
Это предложение поддержали военный представитель на заводе и Главное артиллерийское управление (ГАУ).
...
Самоходная установка с моторно-трансмиссионной группой Т-70Б получила заводское обозначение СУ-15. Хотя от заводского КБ требовалось просто перекомпоновать машину под новые агрегаты, переделке подверглось и её боевое отделение. Причиной тому стали недостаточно просторные рабочие места командира и заряжающего. Из-за переделки моторного отделения внутри боевого отделения появился достаточно большой выступ, под которым скрывались радиатор и воздуховод системы охлаждения. Поскольку двигатель располагался теперь только справа, воздухозаборник и воздуховод системы охлаждения также остались только справа. Лючок для системы запуска двигателя расположился в правой части центрального лобового листа корпуса, люк доступа к главной передаче — в правой части верхнего лобового листа. Слева от механика-водителя находился отсек с топливными баками общим объёмом 412 литров.
Для увеличения объёма боевого отделения конструкторы немного расширили рубку влево, здесь появился небольшой выступ. Влево сместилась и орудийная установка, которая претерпела некоторые изменения и стала похожей на орудийную установку ЗИС-8, разработанную КБ завода №92. Появилась специальная балка с литым основанием под штырь верхнего станка. В средней части балка крепилась к лобовому листу рубки. С помощью этой конструкции удалось избавиться от старого варианта орудия с укороченными станинами, которые занимали немало места в боевом отделении. Боевое отделение сохранило крышу по типу СУ-12. Боевая масса машины составила 11,2 тонны.
...
К середине мая 1943 года СУ-15 с номером 15-601 прошла 960 километров, остальные три машины по 50–100 километров. В целом машина получилась удачной, но у комиссии возник целый ряд претензий. Среди них, помимо производственных дефектов, указывался и высокий износ ходовой части.
...
В Главном бронетанковом управлении Красной армии (ГБТУ КА), которое с конца апреля 1943 года контролировало работы над самоходными установками, одной из причин быстрого износа посчитали чрезмерный вес машины. Кроме того, весной 1943 года были изучены трофейные немецкие аналоги СУ-15 — самоходные установки Marder II и Marder III. С учётом полученной информации было принято решение облегчить конструкцию СУ-15 путём уменьшения толщины лобовой брони до 25 мм, а бортов и кормы до 13–15 мм. Этого вполне хватало, чтобы защитить экипаж от огня стрелкового вооружения. Наконец, ГБТУ КА распорядилось снять крышу боевого отделения и убрать броню с части бортов и кормы рубки. Эти меры позволили снизить боевую массу до 10,5 тонн. Для защиты от непогоды САУ получила тент. Переделки и снижение максимальной скорости СУ-15 до 30 км/ч были утверждены постановлением ГКО №3760сс от 17 июля 1943 года. Переделанная подобным образом самоходная установка получила обозначение СУ-15М."
Источник: Юрий Пашолок, «Самый массовый самоход Красной армии» | Warspot.ru
"Лето 1943 года оказалось для советского танкостроения временем серьёзных перемен. Сражение на Курской дуге дало ГБТУ КА много пищи для размышлений. Появились сомнения в эффективности советских лёгких танков. Выпускавшийся на ГАЗ им. Молотова лёгкий танк Т-70Б имел на поле боя мало шансов не только при встрече с тяжёлыми, но даже средними танками противника. Эффективность нового лёгкого танка Т-80, производство которого с трудом налаживалось на заводе №40, тоже была под вопросом. Даже в случае установки на него длинноствольной 45-мм танковой пушки ВТ-43 перспективы Т-80 при встрече с немецкими танками были сомнительными.
21 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3964сс «О производстве самоходных артиллерийских установок с 76-мм пушками на Горьковском автозаводе и заводе № 40 Наркомата среднего машиностроения». В соответствии с этим документом первым делом под нож попал Т-80, производство которого на заводе №40 и так не было массовым. В сентябре в Мытищах планировалось сдать первые 15 СУ-76М, в октябре — 50, в ноябре — 100 и в декабре — 150. Что же касается ГАЗ им. Молотова, то там первые 15 СУ-76М ожидалось получить в октябре. Затем темпы производства резко увеличивались: в ноябре 1943 года здесь планировалось построить 200 машин, в декабре — 300. Производственные возможности завода в Горьком вполне позволяли выполнять эти планы. СУ-76М становилась по-настоящему массовой машиной."
Источник: Юрий Пашолок, «Самый массовый самоход Красной армии» | Warspot.ru
"8 июля 1943 года на вооружение Красной армии была принята лёгкая самоходная установка СУ-76М (СУ-15М). По массовости она стала второй после Т-34/Т-34-85 боевой машиной Красной армии. Благодаря вполне удачной конструкции СУ-76М не претерпевала серьёзных метаморфоз. Но ближе к концу Великой Отечественной войны с учётом отзывов с фронтов машина прошла небольшую модернизацию, направленную, прежде всего, на улучшение защиты боевого отделения. Нового индекса эта машина не получила. Часто её называют «СУ-76М послевоенного выпуска», что неверно: в серию эти САУ пошли с апреля 1945 года, а после окончания Второй мировой войны они выпускались всего два месяца. В ходе советско-японской войны эти «послевоенные» машины успели и повоевать.
...
Вопреки расхожему мнению, послевоенная служба СУ-76М не была короткой и растянулась более чем на полтора десятилетия. Секрет долголетия оказался прост: разработка новых образцов самоходной артиллерии, особенно лёгкого типа, после войны затянулась. Детищу Щукина попросту не нашлось замены. Кроме того, самоходные установки, особенно позднего выпуска, отличались довольно высокой надёжностью. Больше всего претензий имелось к моторам ГАЗ-203. Поэтому в начале 50-х годов появилась новая силовая установка, получившая обозначение СУ-15А. Это была спаренная установка двух грузовых моторов ГАЗ-51, форсированных с 70 до 78 лошадиных сил. Таким образом, суммарная мощность установки составляла 156 л.с. Прирост мощности по сравнению с ГАЗ-203 был незначительный, зато надёжность оказалась существенно выше.
Область применения СУ-76М осталась неизменной: их включали в состав самоходных артиллерийских дивизионов в стрелковых дивизиях. Большую часть СУ-76М в послевоенном СССР составляли машины с модернизированным боевым отделением. Во многом из-за этого на памятниках и в музеях на территории бывшего СССР преобладают именно такие машины."
Источник: Юрий Пашолок, «Финальная версия» | Warspot.ru
См. также:
СУ-76М, Музей отечественной военной истории в Падиково
СУ-76М, Центральный музей Вооруженных Сил
СУ-76М и макет этой САУ, Музей техники Вадима Задорожного
СУ-76М, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
СУ-76М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
СУ-76М, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
СУ-76М, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма