Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Месторасположение: Смоленск, ул.Дзержинского, 4а
Официальный сайт: Смоленск в годы ВОВ - Отделы и филиалы музея-заповедника - ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкий сигнальный пистолет «Вальтер» использовался немецкими агентами для подачи сигналов бомбардировщикам во время налётов на Смоленск

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкий 5-см лёгкий миномёт образца 1936 года (5 cm leGrW 36)

Бронзовый нагрудный знак «10 лет ОГПУ-ВЧК», Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Бронзовый нагрудный знак «10 лет ОГПУ-ВЧК»

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Награды генерал-лейтенанта Михаила Фёдоровича Лукина. Орден Трудового Красного Знамени Украинской ССР (1932 год), пять орденов Красного Знамени (1921, 1925, 1941, 1946, 1947), орден Ленина (1946 год)

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Бинокль генерал-лейтенанта Михаила Фёдоровича Лукина

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Военный оркестр 16-й армии, оборонявшей Смоленск в июле 1941 года. Музыканты оркестра погибли в боях под Вязьмой в октябре 1941 года.

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Нагрудные знаки военнослужащих РККА

Говорят погибшие герои...

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Николай Яковлевич Самородский

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Военный инженер 3 ранга Иван Трофимович Рожков – военный комендант станции Либава Северо-Западного фронта.

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Начальник артиллерии 16-й армии генерал-майор Т.Л. Власов погиб 14 июля 1941 года в бою у смоленской деревни Хохлово. Командир 57-й танковой дивизии полковник В.А. Мишулин 24 июля 1941 года удостоен звания Героя Советского Союза

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Гильза в которой было найдено письмо рядового С.М. Крутова, служившего в 58-м полку 45-й танковой дивизии. В боях под Вязьмой боец попал в плен. Дваждый бежал, сражался в рядах французских партизан

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Записка защитников Смоленска: «Мы держались долго. Я, Курочкин Иван, Грищенко Валера, Иванов». Найдена в гильзе от патрона в районе Витебского шоссе недалеко от Смоленского жд вокзала

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Записка, найденная в развалинах здания в Печерске: «Все атаки отбили. Умираю за Родину»

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Остатки пулемёта ДШК, найденного в 1964 году в Рославльском районе. В канале ствола пулемёта обнаружне гильза с запиской «Артиллерийский расчёт ВГ 221 погиб, но не сдался врагу. Наш девиз - Победа или смерть. Лейтенант Зыбин, рядовые Захаров и Кудрявцев»

Найденный поисковиками под Вязьмой штабной сейф 16-й армии, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Найденный поисковиками под Вязьмой штабной сейф 16-й армии

14,5-мм противотанковое ружьё ПТРС

14,5-мм противотанковое ружьё ПТРС, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

14,5-мм противотанковое ружьё ПТРС

14,5-мм бронебойный патрон БС-41, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

14,5-мм бронебойный патрон БС-41 с металлокерамическим сердечником

Принадлежности к 14,5-мм противотанковому ружью ПТРС, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Принадлежности к 14,5-мм противотанковому ружью ПТРС

Пачка на пять 14,5-мм патронов для заряжания ПТРС, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Пачка на пять 14,5-мм патронов для заряжания ПТРС

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Награды командира 100-й (1-й гвардейской) стрелковой дивизии генерал-майор И.Н. Русиянова- уроженца смоленской деревни Щуплы. Снимок сделан в сентябре 1941 года, после боёв под Ельней

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Военная форма командира 100-й (1-й гвардейской) стрелковой дивизии генерал-майор И.Н. Русиянова

Связка гранат РГД-33, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Связка гранат РГД-33

Советская противотанковая мина ТМ-35, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Советская противотанковая мина ТМ-35

Экспериментальная батарея пусковых установок БМ-13 капитана Ивана Андреевича Флёрова

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Реактивные снаряды, найденные на месте гибели экспериментальной батареи реактивных минометов (7 установок БМ-13) капитана И.А.Флерова, у деревни Богатырь в Смоленской области

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Остатки направляющих пусковых установок БМ-13 батареи капитана Ивана Андреевича Флёрова

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Арт.часть пусковой установки БМ-13

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Шефское знамя вручённое лётчикам 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка

Стрелковые щиты

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Советский стрелковый щиток ЗБ-Ш (З.Б.Ш.), выпуск Ижорского завода, разработка КБ-1, январь 1940

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Стрелковый щит — стальной лист с прорезью для стрельбы и наблюдения, применяющийся пехотой в полевой войне

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

В 1927 году в Ленинграде на заводе «Красный Выборжец» было развёрнуто массовое производство штампованных алюминиевых котелков круглой формы для Красной армии, но в 1936 году они были заменены плоским котелком нового образца

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Личный жетон (erkennungsmarke) военнослужащего из 44531-го моторизованного батальона

Предметы снаряжения военнослужащих вермахта

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкий маршевый ранец образца 1934 года

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Штурмовой пехотный ранец

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Предметы снаряжения военнослужащих вермахта

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Награды и нагрудные знаки нацистской Германии

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

9 -мм пистолет P08 Borchardt-Luger (Parabellum). 7,63-мм пистолет Маузер К96

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

9-мм пистолет Walther P38. 7,65-мм пистолет Walther PP

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Штык немецкой винтовки Mauser 98k

 , Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкий армейский кортик образца 1935 года

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Немецкая лёгкая полевая гаубица 10,5 cm leFH 18

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4М «Шилка»

"...Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что лётчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический приём - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолёт, атакующий в течение 15-30 с, расчёты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьёзных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.
Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно лёгкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.
Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь её осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.
Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесённые артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила её...
В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.
Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.
Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.
При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжёлых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.
Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задаётся локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведётся по самолётам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру."
Сергей Грянкин, "ЗСУ-23-4" («Техника-молодёжи» №12/1990)

ЗСУ-23-4М, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

ЗСУ-23-4М

Ну, а теперь нюансы, которые могут несколько омрачить светлую картину, нарисованную в научно-популярном журнале.
1) Радиолокационная станция 1РЛ33М2 не способна самостоятельно контролировать воздушное пространство. Эффективность кругового поиска ограничена скоростью движения антенны по азимуту – 18-22 градусов в секунду. Таким образом, антенна РПК «Шилки» выполняет полный оборот примерно за 18-20 секунд. Современные средства воздушного нападения за это время уже достигнут позиции установки.
2) В отсутствии внешнего целеуказания у «Шилки» с поиском целей всё очень грустно. Дальность обнаружения Миг-17, летящего на высоте 1500-2000 метров – не более 20 км. На автосопровождение такую цель «Шилка» сможет взять на дальности не более 15 км. При этом надо учитывать, что ЭПР современных боевых самолётов куда меньше, чем у старого советского истребителя. Да и возможности средств воздушного нападения действовать на малых и предельно малых высотах неизмеримо выросли.
3) Отдельно стоит коснуться вопроса боевой устойчивости «Шилки» в условиях применения противником средств радиоэлектронного противодействия. Открываем Приложение 29 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4». Защита от пассивных помех реализована посредством СДЦ. Против импульсных помех используется режим «Вобуляция» (изменением частоты повторения зондирующих импульсов в процессе облучения цели). Для борьбы с активными шумовыми помехами предлагалось уходить на запасную частоту. В начале 1960-ых годов эти меры полагали достаточными. Однако, опыт боевых действий с участием ЗРК «Квадрат» и ЗСУ-23-4, полученный в ходе арабо-израильских конфликтов, привёл к разработке в США контейнерного обнаружительного приёмника, а затем и станции активных помех AN/ALQ-162, предназначенной в том числе для подавления РЛС непрерывного излучения.
4) Прикрытие «Шилками» войск в движении сопровождалось существенными ограничениями. На марше назначались дежурные машины, которые должны были меняться каждые 2 часа. Цитирую: "Установки, совершающие марш в готовности номер один, через два часа движения необходимо переводить в готовность номер два, так как ресурс непрерывной работы гидроприводов рассчитан на 2 часа".
5) Ведение огня в движении также имело свои существенные ограничения. "Движение самохода во время стрельбы или сопровождения цели должно быть равномерным, плавным, без больших ускорений, со скоростью не более 15-20 км/ч." (Источник: Приложение 32 к «Временному наставлению войскам ПВО СВ. Установка ЗСУ-23-4», 1968 год)
6) Предположим, что ламповую 1РЛ33М2 заменили на новую РЛС с современной твердотельной элементной базой. Но даже в этом случае ЗСУ-23-4 не обеспечивает безопасную дальность поражения современных летательных аппаратов. Её 23-мм артиллерийская установка имеет серьёзные ограничения. Наклонная дальность стрельбы – 2500 м. Высотный интервал огня – 100-1500 м. Дальность стрельбы по наземным целям – 2000 м. Вероятность поражения цели типа Миг-17 составляет всего 0,6. Таким образом, даже в самом выгодном режиме поиска - в узком секторе (80, а ещё лучше 30 градусов) до стрельбы врядли дойдёт. Типовая дальность применения оружия с летательных аппаратов сегодня раза в два больше, чем дальняя граница зоны поражения «Шилки» (2000 метров).
Таким образом, даже модернизированная до уровня ЗСУ-23-4М4 или ЗСУ-23-4М5 машина годится только для ближнего прикрытия объектов (например, тяжёлых ЗРК) от воздушного нападения и для борьбы с БПЛА. Собственно, опыт применения «Шилки» в локальных конфликтах говорит о превращении ЗСУ в машину огневой поддержки (пусть даже и с крайне слабым бронированием).

ЗСУ-23-4М, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

ЗСУ-23-4М

Тяжёлый танк ИС-2М

"Весной 1942 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) запустило программу создания тяжёлого танка массой 30 тонн. Работы вели челябинские инженеры. Машина получила заводской индекс КВ-13, но почти в то же время конструкторское бюро стало использовать и название ИС-1. Несмотря на индекс КВ, с серийным тяжёлым танком «Клим Ворошилов» новый танк имел очень мало общего.
Осенью 1942 года первый образец КВ-13 показал на испытаниях отличную скорость 56 км/ч и одновременно — множество дефектов конструкции. Начался процесс доработок, в ходе которого масса танка выросла до 38 тонн, а экипаж увеличился до четырёх человек. К весне следующего года за машиной уже официально закрепили индекс ИС-1. Сокращение расшифровывалось как «Иосиф Сталин».
ИС-1 оснащали 85-мм орудием. Но танков с такой пушкой было построено немного, потому что в это же время конструкторы-артиллеристы под руководством Ф. Ф. Петрова работали над ещё одной темой, которой предстояло стать судьбоносной для тяжёлого танка ИС. Речь идёт о 122-мм танковой пушке. Эскизный проект её установки в ИС был готов летом 1943 года, осенью построили прототип и провели ходовые и огневые испытания. В декабре с конвейеров сошли первые 35 ИС-2 со 122-мм пушкой. Всего же за время войны таких танков, с некоторыми конструкционными доработками, было построено 3385.
Подавляющее большинство ИС-2 поступало на вооружение гвардейских тяжёлых полков прорыва. А в общей сложности новым танком были оснащены 25 частей Красной армии."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru

ИС-2М, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Тяжёлый танк ИС-2М

"По своим задачам новый советский тяжёлый танк в некоторой степени перекликался с немецким «Тигром». Полки ИСов служили для усиления танковых соединений. С «Тиграми», вопреки расхожему мнению, ИС-2 встречались на поле боя довольно часто и, как правило, с печальным итогом для немцев. И хотя прямого приказа, запрещавшего немецким танкистам воевать с ИСами, не было, в советских отчётах начиная со второй половины 1944 года и вплоть до конца Великой Отечественной войны всё чаще говорилось, что противник уклонялся от прямого контакта с советскими тяжёлыми танками.
Характерным примером использования ИС-2 в боях 1944 года можно считать Львовско-Сандомирскую операцию. 29-й тяжёлый полк в период с 16 по 19 июля безвозвратно уничтожил 23 «Тигра» и «Пантеры». Собственные потери полка — три сгоревших танка и восемь подбитых, из которых пять удалось восстановить. Всего за время операции 29-й полк записал на свой счёт 38 уничтоженных немецких танков и САУ — при четырёх сгоревших ИСах и пяти требующих капремонта.
Хорошо сработал в той же операции 71-й гвардейский тяжёлый танковый полк. Поначалу боевые действия сложились для полка неудачно: он попал в засаду, потерял три танка сгоревшими и три подбитыми, а командир полка был смертельно ранен. Ответным огнём гвардейцы уничтожили «Тигр», «Фердинанд» и подбили две «Пантеры». После боя на броне одного из ИСов насчитали 18 непробитий от 75-мм снарядов."
Источник: Юрий Пашолок, «ИС-2: аргумент калибром 122 мм» | Warspot.ru

ИС-2М, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Тяжёлый танк ИС-2М

См. также:
Тяжёлый танк ИС-2 в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлый танк ИС-2. Музей отечественной военной истории в Падиково
Тяжёлый танк ИС-2. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Тяжёлый танк ИС-2. Музей техники Вадима Задорожного
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Тяжёлый танк ИС-2. Музей Ракетных Войск Стратегического Назначения
Тяжёлый танк ИС-2М. Центральный музей Вооружённых Сил
Тяжёлый танк ИС-2М. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Тяжёлый танк ИС-2М. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Тяжёлый танк ИС-2М. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Тяжёлый танк ИС-2М. Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Тяжёлый танк ИС-2М в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Тяжёлый танк ИС-2М у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Средний танк Т-34-85

Средний танк Т-34-85, Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Средний танк Т-34-85

Многоцелевой истребитель Миг-23М