Месторасположение: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2. Официальный сайт: «Боевая слава Урала».
Навигация по странице:
Лёгкий танк Т-18 (макет с подлинными элементами)
Лёгкий танк БТ-5
Лёгкий танк БТ-7
Лёгкий танк БТ-7М
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года
Плавающий танк Т-37А образца 1932 года
Плавающий танк Т-38 образца 1936 года
Лёгкий танк Т-60
Лёгкий танк Т-70
Плавающий танк ПТ-76Б
Дополнительно:
Лёгкие танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Средние танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Тяжёлые танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Основные боевые танки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Иностранная бронетехника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Техника ПВО в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
РСЗО и ОТР в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Бронетранспортёры и бронеавтомобили в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Легкая бронетехника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Автомобильная техника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Авиационная техника в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Макеты авиационной техники в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Артиллерийские системы в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Самоходные артиллерийские установки в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Морская техника в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Вооруженных Сил
Танки в Техническом музее, г.Тольятти
Танки в Мемориальном Парке Победы, г.Казань
Музей техники Вадима Задорожного. Танки
Центральный музей бронетанкового вооружения и техники. Легкобронированные машины
Открытая площадка экспозиции военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», площадка боевой техники
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
На новом сайте музея, в разделе Бронетанковая техника читаем: "Первый танк, разработанный советскими инженерами. При проектировании за основу были взяты танки: французский Renault FT–17 и итальянский Fiat 3000. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. МС–1 составлял основу танкового парка Красной армии. Экспонат представляет собой модификацию 1930 г., которая отличается от предшествующих моделей клепаной башней с прямоугольной кормовой нишей, предназначенной для радиостанции, и улучшенным мотором. В 1941 г. корпус представленного танка применялся в качестве неподвижной огневой точки в ходе боев на территории Карелии."
Чуть больше информации можно найти на старой версии сайта, в разделе История экспоната: "Первый серийный танк «малый сопровождения» МС–1 участвовал в боевых действиях в Ленинградской области. Был восстановлен энтузиастами-любителями военной техники из останков заброшенной машины, установленной в годы войны в качестве неподвижной огневой точки в одном из укрепленных районов на подступах к Ленинграду. В 2009 году был приобретен у частного коллекционера и включен в экспозицию музея военной техники г. Верхняя Пышма."
Малый танк сопровождения (МС-1) он же Т-18, создан на основе итальянского «Фиат 3000» и французского «Рено FT-17»
Броневой корпус и башня – из 8 мм листов броневой стали для горизонтальных поверхностей и 16 мм для вертикальных
Башня устанавливалась на подбашенном листе на шариковой опоре и поворачивалась вручную, при помощи спинного упора
Отдалённое сходство с оригинальной ходовой – схема шасси похожа, но пропорции нарушены. От МС-1 в этом макете только корпус и башня.
"Начало 1938 года было знаменательным тем, что старые танки практически выработали свой ресурс. Поскольку модернизация Т-18, проведенная в 1938 году, ожидаемых результатов не принесла, остро встал вопрос об использовании их в дальнейшем. Из 959 построенных Т-18 к началу 1938 года осталось лишь 862 машины, остальные уже пришли в негодность и были сданы в металлолом (предварительно с них были демонтированы все агрегаты и вооружение – на запчасти). 160 танков Ленинградского округа, выработавших ресурс двигателя, были переданы в 1934-37 гг. в распоряжение укрепрайонов для строительства скрывающихся оголовков ДОТ."
Источник: М. Свирин, А. Бескурников, «Первые советские танки» (Армада №1 за 1995 год)
Трёхстворчатый люк мехвода. Верхняя створка открывалась вверх, а две в среднем лобовом листе откидывались в стороны
Рядом со смотровой щелью – прилив для установки корпуса монокулярного перископического прибора наблюдения
Командирская башенка, по периметру – пять смотровых щелей. Сверху – откидной грибовидный колпак, служивший и крышкой люка командира
"22 июня 1941 года большинство Т-18 встретить так и не смогли, поскольку уже превратились в какие-то иные изделия. Но около 450 танковых корпусов и около 160 танков, сохранивших возможность перемещения, еще как-то могли послужить обороне советской страны. Еще предстоит снять завесу тайны с использования Т-18 в 1941 году. Пока известно только, что Укрепрайон (УР) N 66 – Осовецкий, занимавший по фронту около 35 км (10 армия), в 1941 году имел 36 бронебашенных установок (в том числе от МС-1), вооруженных 45-мм танковой пушкой, а также 2 танковые роты (1-я, состоявшая из 25 танков МС-1 в районе Кольно и 2-я из 18 танков МС-1 в районе Беляшево). 2-я рота танков МС-1 в июне 1941 г. успешно сражалась с немецкими боевыми машинами, значительную часть которых составляли легкие танки, бронеавтомобили и бронетранспортеры."
Источник: М. Свирин, А. Бескурников, «Первые советские танки» (Армада №1 за 1995 год)
К 1930 году Т-18 модернизировали: появилась развитая кормовая ниша, в которую планировали ставить радиостанцию
Доступ к двигателю и трансмиссии осуществлялся через откидные кормовой лист и крышу моторного отделения
Броневой воздухозаборник в крыше моторного отделения, отверстие в корме – для отвода нагретого воздуха
"23 июня 1941 г. танк Т-18, вооруженный 45-мм орудием без двигателя был установлен как БОТ (бронированная огневая точка) для охраны моста через реку Друть (р-н нас. пункта Белыничи). Экипаж танка – артиллеристы сержант Гвоздев и рядовой Лупов, в течение четырех часов держали оборону моста, подбив 3 немецких танка, один бронетранспортер и несколько автомобилей, а также рассеяли до роты пехоты, в результате чего были представлены к награждению орденом Боевого Красного знамени.
Последний из известных фактов о боевой судьбе Т-18 относится к битве за Москву. В составе 150 танковой бригады в ходе боев зимой 1941- 42 гг. принимали участие 9 танков МС-1, которые числились здесь по документам аж до февраля 1942 г."
Источник: М. Свирин, А. Бескурников, «Первые советские танки» (Армада №1 за 1995 год)
См. также:
Лёгкий танк Т-18. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-18 (макет с подлинными элементами). Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-18. Музей техники Вадима Задорожного
Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский». Танковый музей, Кубинка
Лёгкий пехотный танк Т-18. Танковый музей, Кубинка
Renault FT-17. Војни музеј. Белград, Сербия
Лёгкий танк Renault FT-17 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-18. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва
Лёгкий танк МС-1. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Лёгкий танк «Рено русский». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Необходимая ремарка: "Сам танк вывезен из Забайкалья , корпус башня родная , катки т-34, двигатель и прочее не родное"
Источник: Музеи военной техники. Где и что имеется в наличии и новые экспонаты. – Форум антиквариата и военной истории Ww2
"Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 был создан в результате работ по дальнейшему совершенствованию боевых свойств танка БТ-2 (БТ-3). Несмотря на ряд положительных качеств, таких как высокая оперативная и тактическая подвижность и относительная простота производства, уже в процессе испытаний первых опытных образцов быстроходного танка БТ-2 выявился и ряд серьезных как конструктивных, так и производственных недостатков. Дело в том, что приобретенные у Дж. У. Кристи танки «М.1940» были еще «сырыми» и, по сути являлись лишь опытными шасси, собранными небольшой группой высококвалифицированных американских рабочих в единичных экземплярах с использованием высококачественных материалов (сталь, дюралюминий, каучук и т. п.).
При постановке танков «Кристи» М.1940 на серийное производство в СССР под маркой БТ-2 они оказались не совсем технологичны, так как требовали рабочих высокой квалификации, которых, как известно, в начале 30-х гг. в нашей стране еще не хватало. Ведь развернутая в это время широкая индустриализация страны только набирала темпы. В этот период велись интенсивные работы по созданию броневой стали, износостойких материалов (сталь для траков гусениц, резина для бандажей катков, феродо для дисков сцепления и т. п.). И наконец, возникли проблемы с основным оружием для танков. Мало того, что снаряд 37-мм пушки Б-3 обладал недостаточным фугасным действием, так еще и выпуск пушки не обеспечивал в необходимых количествах потребностей танковой промышленности.
Вот почему параллельно с серийным выпуском колесно-гусеничного танка БТ-2 конструкторы, технологи, рабочие, представители военной приемки (ВП) ХПЗ в тесном взаимодействии с представителями НИБТ полигона работали над устранением недостатков и дальнейшим совершенствованием машины.
Результатом данной работы явился улучшенный образец — колесно-гусеничный танк БТ-5, который был запущен в серийное производство в 1933 г. Этот танк кроме выполнения главной своей функции — оперативного танка самостоятельных механизированных соединений стал основной базой для проведения большого объема опытно-конструкторских и исследовательских работ, связанных с установкой ракетного и химического вооружений, решения вопросов преодоления водных преград как на плаву, так и под водой. Кроме того, была проведена значительная работа по повышению проходимости танков БТ-5 и возможности преодоления ими естественных и искусственных препятствий, включая минно-взрывные заграждения."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»
В 1933 году БТ-5 запущен в серию, на смену первой машине семейства БТ, созданной на базе танка «М.1940» американского конструктора Дж.У.Кристи
Основные отличия БТ-5: новая сварная башня на уширенном погоне и карбюраторный авиационный двигатель М-5 отчественного производства
Все приобрётенные в США авиадвигатели «Либерти» были установлены на танках БТ-2. Для БТ-5 пришлось использовать отработавшие лётный ресурс авиамоторы М-5, выпуск которых был прекращен в 193году
"Эксплуатация танков БТ-5 в войсках, особенно в первые месяцы после получения новых машин с завода, показала их более высокие, по сравнению с танком БТ-2, боевые свойства и самое главное — более высокую надежность. Так, во время проведения скоростного, безостановочного пробега танков БТ-5 по маршруту Харьков — Москва в период с 27 по 29 октября 1933 г. все пять боевых машин своим ходом на колесах дошли до столицы. За 57 часов было пройдено 795 км, что явилось своеобразным рекордом и, безусловно, триумфом молодого отечественного танкостроения. Время чистого движения составило 22 часа 53 минуты. На отдельных участках колонна танков развивала скорость до 90 км/ч. Средняя скорость движения без учета остановок составила 35 км/ч, а общая средняя скорость пробега — 13,9 км/ч.
Из одиннадцати остановок, произведенных в пути, лишь две были вызваны поломками танков. В [101] отчете от 31 октября 1933 г. о результатах пробега пяти танков БТ-5 были отмечены следующие основные дефекты: «...повышенный износ резины (опорных катков), лопнул один диск ведущего колеса, скручена одна гитара... поломан кронштейн ленивца (направляющего колеса), поломано 8 рессор». Несмотря на вышеперечисленные дефекты, результаты пробега были признаны вполне удовлетворительными."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»
На колёсном ходу танк управлялся поворотом передних катков, отсюда уложнение конструкции: рулевая рейка, рычаги и т.д.
Направляющее колесо переднего расположения диаметром 550 мм, обеспечивало повороты танка после перехода с гусеничного на колёсный ход
На плоских траках – отверстия для шпор. Эти дополнительные грунтозацепы одевали для повышения проходимости и недопускания проскальзывания
"Боевое крещение танки БТ-5 получили во время гражданской войны 1936–1939 гг. в Испании. Первоначально в республиканскую Испанию поставлялись танки Т-26. Однако опыт их эксплуатации показал, что мощность двигателя недостаточная, элементы гусеничного движителя и подвески работали ненадежно.
...
К концу марта 1938 г., то есть к моменту отзыва советских танкистов-добровольцев на родину, в 1-м оитп из 85 советских добровольцев в строю осталось 22 танкиста, а из 50 танков БТ-5 боеспособными оставались лишь 18. Полк был выведен на переформирование и после укомплектования испанскими экипажами был преобразован в бронетанковую бригаду."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»
Носовая часть танка состояла из стальной отливки толщиной 40 мм к которой приклепывались и приваривались передние бронелисты (13 мм) и днище
В верхнем лобовом листе -люк мехвода со смотровой щелью, за которой – смотровой прибор (заменяемое пуленепробиваемое стекло в специальной обойме)
"Второй раз свои высокие боевые качества танкам БТ-5 пришлось доказывать летом 1938 г. в ходе боевых действий у озера Хасан, когда командующий Дальневосточным фронтом Маршал Советского Союза В. К. Блюхер отдал приказ 39-му ск разгромить вторгшиеся японские войска.
...
На левом фланге 39-го ск действовала тр разведывательного батальона 2-й мбр, которая в 16 часов 50 минут 6 августа 19 танками БТ-5 и БТ-7 атаковала противника. Рота, благодаря высоким маневренным качествам танков БТ начала атаку на большой скорости. Однако, достигнув лощины, расположенной между высотами Пулеметная Горка и Заозерная, рота вынуждена была снизить темп атаки, а затем и вовсе остановиться. Только двум танкам удалось преодолеть заболоченную лощину и прорваться к высоте Заозерная. Остальные танки застряли в болоте.
В 16 часов 55 минут был дан сигнал атаки 2-му тб 2-й мбр. Батальон начал наступление в трехэшелонном построении. Достигнув переднего края обороны противника, батальон начал быстро продвигаться вперед, увлекая за собой пехоту 40-й сд. Однако из-за большой заболоченности местности темп атаки резко снизился. К 17 часам 20 минутам половина участвовавших в атаке танков застряла на подступах к высоте Пулеметная Горка. Многие из них были подбиты противотанковыми орудиями, установленными на высоте. Одними из первых были подбиты танки БТ командира, комиссара и начальника штаба батальона, а также танки двух командиров рот, так как они имели поручневые антенны и этим выделялись из общей массы танков. Управление батальоном нарушилось, уцелевшие танки остановились и стали вести огонь с места по высоте Пулеметная Горка.
Командир батальона капитан Меньшов часть уцелевших танков направил на эту высоту с задачей уничтожить огневые точки, мешавшие продвижению 120-го сп; 12 танков вместе о пехотой 118-го и 119-го сп атаковали высоту Заозерная. Танки, атаковавшие высоту Пулеметная Горка, не смогли преодолеть ее крутых скалистых склонов. Атака высоты Заозерная была более успешной — семь танков достигли ее юго-восточных склонов и к 22 часам 6 августа танки совместно с пехотой 118-го и 119-го сп овладели северо-восточными склонами высоты Заозерная.
Разбитые советскими войсками японцы 11 августа запросили перемирия. В этот же день в 12 часов (по местному времени) боевые действия были прекращены."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»
Гусеница состояла из 23 плоских и 23 с выступами (гребнями) штампованных траков. Наружная поверхность трака гладкая, места соединения звеньев траков выступали и играли роль шпор
"Через год после разгрома японских войск в районе озера Хасан советские бронетанковые войска вынуждены были вновь отстаивать безопасность границ нашей страны и дружественной Монголии. В мае 1939 г. японские милитаристы решили захватить восточную часть территории Монгольской Народной Республики (МНР), которая имела важное оперативно-стратегическое значение и могла быть использована в качестве выгодного плацдарма для нападения на Советское Забайкалье. Советское Правительство, выполняя договор о взаимной помощи, дало указание своим войскам, находившимся в МНР, защищать монгольские границы так же, как и границы СССР.
...
Баин-Цаганское сражение явило примеры отваги и мастерства советских танкистов. Так, утром 5 июля 1939 г. командир тр 11-й олтбр старший лейтенант И. Ф. Васильев во время боя на восточном берегу р. Халхин-Гол возглавил атаку четырех танков БТ против 11 японских танков. Умело маневрируя на поле боя и ведя меткий огонь, советские танкисты подбили четыре машины противника, заставив тем самым остальных отступить. За этот подвиг А. Ф. Васильев был удостоен звания Героя Советского Союза.
...
В ходе боевых действий по разгрому японских захватчиков в районе р. Халхин-Гол танки БТ-5, и в большей степени БТ-7, по сравнению с другими танками того времени, показали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и особенно слабость броневой защиты."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»
45-мм пушка 20К («К» – Калинин) создана в КБ завода №8 (Московского орудийного завода им.М.И.Калинина) на базе 45-мм противотанковой пушки 19К образца 1932 года
Бронебойный снаряд массой 1,4 кг имел начальную скорость 760 м/с и на дистанции стрельбы 1000 м пробивал по нормали танковую броню толщиной 37 мм
"Более тяжелые испытания пришлось преодолеть экипажам танков БТ-5 во время советско-финляндской войны зимой 1939–1940 гг. Количество БТ-5 в танковых подразделениях сильно колебалось. Наибольшее число машин БТ-5 (196) находилось в 34-й лтбр. Эта легкотанковая бригада в середине сентября 1939 г. была сформирована на базе 4-го запасного полка Московского военного округа в г. Наро-Фоминске.
В начале декабря 1939 г. бригада была переброшена в район Петрозаводска, а ее 86-й тб переподчинили командующему 14-й армией, которая в это время действовала за Полярным кругом. 13 декабря 1939 г. бригада была придана 18-й сд и получила задачу ударом на Сортавалу выйти в тыл финским войскам на Карельском перешейке. В строю бригады на момент начала наступления имелось 28 танков БТ-7, 143 танка БТ-5, 3 огнеметных танка ОТ-26, 25 бронеавтомобилей БА-20, 13 тракторов, 41 ремонтная мастерская типа «А» и 7 мастерских типа «Б», 73 автоцистерны и 317 автомобилей.
Уже к исходу 13 декабря танкистам 76-го тб совместно с пехотинцами 179-го мсб удалось отбросить финнов на северную окраину Сюскуярви. Однако в течение последующих двух дней сильно укрепленный опорный пункт нашим войскам взять так и не удалось. 82-й тб в это время вел бой в районе Уома, а 83-й тб патрулировал дороги на участке Лавоярви — Лемети.
Во второй половине декабря 1939 г. постоянно контратакуемая финнами 18-я сд вынуждена была перейти к обороне. А в канун нового, 1940 г. финнам удалось перерезать дорогу Уома — Кяснясоляя и прервать таким образом связь 34-й лтбр с тылом и 82-м тб. Двумя днями позже окончательно стало ясно, что бригада оказалась отрезанной от основных частей 56-го ск. В создавшейся неблагоприятной обстановке была организована круговая оборона штаба бригады расположенного в Южном Лемети. Связь с частями бригады поддерживалась лишь по радио. Попытка двух рот 179-го мсб, сопровождавших колонну из 168 машин с топливом, продовольствием и боеприпасами, пробиться в Южное Лемети не увенчалась успехом. 4 января финнам после неоднократных атак удалось перерезать еще одну дорогу, ведущую на Северное Лемети, и таким образом 34-я лтбр оказалась расчлененной на три части. Всю последующую неделю финны непрерывно атаковали, в результате чего положение наших частей к началу февраля стало критическим. Так, на 4 февраля в строю 76-го тб осталось только 19 человек, которые с большим трудом сумели пробиться в Южное Лемети к штабу бригады."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»
История экспоната: "Легкий танк БТ–7 был подбит в июле 1942 года 88-мм немецким орудием. Найден в районе деревни Мясной Бор Новгородской области, где вела ожесточенные бои с гитлеровскими войсками окруженная крупная группировка Красной армии. Экспонат передан поисковым отрядом на хранение в музей военной техники г. Верхняя Пышма.". Видимо "ахт-ахт" крепко приложил машину, ставшую лишь основой макета собраного с использованием отдельных оригинальных частей разных танков.
"Танк БТ-7 образца 1935 г. – это дальнейшее развитие танков БТ. Имея цилиндрическую башню, он отличался от танка БТ-5 усилением броневой защиты, применением сварных соединений броневых листов, отечественного карбюраторного авиационного двигателя М-17Т увеличенной мощности, коробки передач с тремя передачами и ленточных плавающих тормозов, установкой дополнительных топливных баков на надкрылках гусениц, что обеспечило увеличение запаса хода более чем в полтора раза.
Танки БТ-7 с цилиндрической башней были выпущены в небольшом количестве. Вторая модель танка БТ-7 образца 1936 г., отличающаяся от первой конической башней, была наиболее массовой. В этом танке впервые совершенствуется механизм вертикальной наводки пушки – вводится стабилизация линии прицеливания по вертикали. Один пулемет спаривается с пушкой, а второй устанавливается в нише башни. Боекомплект к пушке-188 выстрелов."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»
См.также:
Легкий танк БТ-7. Музей отечественной военной истории в Падиково
Легкий танк БТ-2. Музей техники Вадима Задорожного
Легкий танк БТ-5. Музей техники Вадима Задорожного
БТ-7 обр.1935 года, площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий танк БТ-5 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7М в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Легкий танк БТ-7. Выставка «Моторы Войны»
"Танк БТ–7 был выпущен в 1937-1938 годах. Принимал участие в боях в районе реки Халхин-Гол. В этих боях танк был подбит и сгорел. В 1986-ом году танк был отреставрирован и установлен на территории одной из воинских частей в Чойболсане. Танк вывезли в 1990-ые на территорию России. Был экспонатом выставки рядом со зданием штаба 36-ой армии. В 2009-ом году штаб армии был передислоцирован в Улан-Удэ , а выставка техники осталась на прежнем месте в Борзе. А в 2010-ом году танк уже находился на территории одного из рембатов. Через некоторое время танк попал в Верхнюю Пышму , где был восстановлен до ходового состояния. Правда , многие агрегаты были заменены на современные."
Источник: БТ с тяжелой судьбой: tankist_31
"Через три года с начала выпуска БТ-7 стал производиться с коническими башнями для увеличения пулестойкости. За два года до начала Великой Отечественной войны на модификации БТ-7М установили специально созданный дизель-мотор В-2 вместо устаревшего М-17Т, использовавшегося ранее в авиации и снятого с производства. Скорость танка возросла до 62-86 км/ч, запас хода – до 600/700 км (в числителе – на гусеницах, в знаменателе – на колесах), а масса – до 14,6 т."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»
"При переходе с гусеничного движителя на колесный каждую гусеницу разъединяли на четыре части, укладывали на надгусеничные полки и закрепляли ремнями в трех местах. В ступицы задней пары опорных катков вставляли блокирующие кольца, соединявшие их с ведущими валами гитар, а в отделении управления на шток рулевой колонки устанавливали рулевое колесо (штурвал). Время перехода с одного типа движителя на другой силами экипажа, как правило, не превышало 30 минут.
При переходе на колёсный ход гусеничные цепи снимались, разбирались на 4 части и укладывались на надгусеничные полки. Привод от КПП в этом случае осуществлялся на заднюю пару опорных катков, управлялся же танк поворотом передних катков. Переход с гусеничного хода на колёсный занимал 30—40 минут."
Источник: М.Павлов, И.Желтов, И.Павлов, «Танки БТ»
См.также:
Легкий танк БТ-7. Музей отечественной военной истории в Падиково
Легкий танк БТ-2. Музей техники Вадима Задорожного
Легкий танк БТ-5. Музей техники Вадима Задорожного
БТ-7 обр.1935 года, площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий танк БТ-5 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7М в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Легкий танк БТ-7. Выставка «Моторы Войны»
Вот что писал об этих боевых машинах М.Н. Свирина в своей книге «Броня крепка. История советского танка 1919-1937». В конце 1929 года стало очевидно, что срок разработки всех отечественных танков не выдержан, их ТТХ не соответствуют заданным, а серийный выпуск невозможен. Причины тому очевидны: конструкторы не имеют нужного опыта, острый дефицит кадров в отечественной тяжелой промышленности, крайняя скудность станочного парка и инструментальной оснастки. Комиссия под председательством наркомтяжпром Г.К. Орджоникидзе приняла решение об обращении к зарубежному опыту, который виделся в приглашении в СССР зарубежных конструкторов и командировании за границу лучших представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов танков, артиллерийских тягачей с документацией и получения технической помощи по вышеуказанным объектам.
В Великобритании советская закупочная комиссия столкнулись с отказом фирмы «Виккерс-Армстронг» продавать что-либо в единичном экземпляре, тем более – с документацией. Поэтому у тогдашнего законодателя мирового танкостроения было приобретено несколько образцов бронетанковой техники в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными. Фирма «Виккерс-Армстронг» обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 штуки каждого типа, по итогам которых внести изменения в конструкцию. Итак, у англичан были приобретены:
1) 20 танкеток Carden-Loyd Mk VI (иногда именовавшиеся "гусеничными пулемётовозами Карден-Ллойда"), которые после некоторых доработок превратились в советские Т-27. На их приобретении особо настаивал маршал М.Н. Тухачевский, который считал, что в будущих военных конфликтах танкетки выступят в роли "бронированной саранчи" и заменят кавалерию. Тухачевский лично написал сценарий к учебному фильму «Танкетка» и выбил финансирование киносъёмок.
2) 15 малых шеститонных танков Vickers Mk.E Type A (в наших документах «В-26») стали родоначальниками многочисленного (около 10 000 машин) семейства Т-26. Любопытно, что британская армия оценила Vickers Mk.E, но не приняла на вооружение. Производитель выпустил 153 танка этого типа по заказам от СССР, Греции, Польши, Боливии, Сиама, Финляндии, Португалии, Китая и Болгарии.
3) 16 закупленных двенадцатитонных Vickers Medium Mark II не нашли продолжения в советском танкостроении. В 1941 году их корпуса (которые готовили к установке в укрепрайонах) достались финнам в Карелии и немцам в районе г.Остров.
Пятибашенный танк A1E1 «Independent» и шестнадцатитонный трехбашенный Vickers Mark III англичане продавать отказались. Впрочем, агентурные данные о 16-тонном танке были восприняты в Советском Союзе очень внимательно, и в сентябре 1932 года на испытания вышел самостоятельно спроектированный опытный Т-28. Также комиссией были закуплены в США два танка Джона Кристи «М.1940», ставшие отправной точкой для создания семейства советских танков БТ. Несколько позже, в 1933 году, в Великобритании был приобретён танк-амфибия Vickers A4E11, испытания которого дали старт разработке советских плавающих танков (Т-37 и прочие).
Итак, три британских «шеститонника» прибыли в СССР и вышли на испытания, которые проходили, в том числе, и на склонах Поклонной горы. Понятно, что у испытуемых выявили ряд серьёзных недостатков, как-то: специальный двигатель воздушного охлаждения, который будет плохо работать жарким летом, дюймовые размеры, слабое бронирование, недостаточный обзор, невозможность форсирования двигателя без переделки моторного отсека, трудности зимнего пуска. В тоже время отмечались высокая скорость и маневренность танка, надежность и простота конструкции. Очень интересным выглядит мнение М.Н. Тухачевского, который, в частности, писал: «… касаемо осмотренного мною недавно английского танка Викерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп… Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей…, от которого никак не укрывает бруствер…
В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны…
Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты…».
Думаю, ход мыслей маршала очевиден. Столь же очевидны и истоки многобашенной концепции советских Т-28 и Т-35.
Любопытны обстоятельства, ускорившие принятие Т-26 на вооружение. В январе 1931 года появились агентурные данные о том, что "польское правительство ведет закупки образцов 6-тонного танка типа Виккерс и 10-тонного быстроходного танка типа Кристи и усиленно готовится их массовому производству". В Советском Союзе воспринимали Польшу как серьёзного вероятного противника. Её спецслужбы вели активную разведывательную деятельность против СССР, что впрочем, объяснимо – не так давно завершилась советско-польская война 1920 года. Несколько позже, в 1934 году, была подписана «Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей». Этот договор обезопасил восточные границы Германии и позволил Гитлеру действовать на Западе (Саар, Рурская область). Так что к сообщению разведки отнеслись максимально серьёзно. Отсюда, кстати, и спешный переход к серийному производству новых танков «как есть», хотя они явно уступали тем, что могло «вскоре появиться».
Что касается дальнейшего совершенствования отечественной версии британского «шеститонника», то уже через пару лет двухбашенный «чистильщик окопов» превратился в однобашенный классический пушечный танк. Конструктор опытно-конструкторского машиностроительного отдела ленинградского завода «Большевик» Семён Гинзбург добился финансирования работ над "классической" модификацией, понимая её преимущества с точки зрения массы, стоимости и маневра вооружения. Было опробовано несколько вариантов башен кругового вращения, пока в 1933 году не появился Т-26 с 45-мм полуавтоматической пушкой 20К в башне с развитой кормовой нишей. Интересно, что производство двухбашенных Т-26 продолжалось. Существенную роль тут сыграло мнение маршала М.Н. Тухачевского который был уверен, что именно двухбашенные машины являются наиболее подходящими для целей сопровождения пехоты, и именно они должны составлять костяк танковых сил. По состоянию на 1 июня 1941 года в РККА числился 1261 двухбашенный танк Т-26.
"Танк собран из остовов нескольких уничтоженных танков Т-26. Восстановление было осуществлено в мастерской АНО ПК "Арьергард". В основе танка лежит новодельный корпус , с небольшим использованием оригинальной брони. Полностью оригинальными являются пулеметные башни и элементы ходовой части."
Источник: Т-26 с Урала: tankist_31
Официальная история экспоната: "Легкий двухбашенный танк Т–26 принимал участие в обороне Ленинграда. Был найден отрядом поисковиков и восстановлен. Передан на хранение в музей военной техники г. Верхняя Пышма.".
См.также:
Лёгкий танк Т-26 обр.1931 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1933 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1939 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг
Т-26 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-26 образца 1932 года с пушечно-пулемётным вооружением. Военно-патриотический парк «Патриот»
Танк телеуправления ТТ-26. Военно-патриотический парк «Патриот»
Лёгкий танк управления ТУ-26. Площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Макет лёгкого танка Т-26. Музей техники Вадима Задорожного
Лёгкий танк Т-26 образца 1933 года. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Лёгкий танк Т-26 (макет с подлинными элементами) у музея-панорамы «Сталинградская битва»
Легкий танк Т-26, обр. 1936 года. Выставка «Моторы Войны»
История экспоната: "Легкий однобашенный танк Т–26 участвовал в боевых действиях в Ленинградской области. Был найден в болотах поисковиками, восстановлен энтузиастами-любителями военной техники. Приобретен у частного коллекционера и включен в экспозицию музея военной техники г. Верхняя Пышма."
Снова идём на сайт музея, в раздел Бронетанковая техника, где и знакомимся с историей этого экспоната: "Первый советский серийный плавающий танк. Прототипом послужила английская танкетка Vickers-Carden-Loyd. Входил в состав разведывательных батальонов моторизованных дивизий, танковых батальонов стрелковых дивизий и воздушно-десантных корпусов. Представленный экспонат произведен на Ижорском заводе в числе ограниченной партии, с измененной сварной башней. Подбит в районе дороги Терийоки-Койвисто на рубеже УР «Инкиля» в ходе Советско-финской войны в феврале 1940 г."
"Т-37 в Пышме собран из большого количества фрагментов нескольких машин, часть из них действительно с Карельского перешейка. Общая масса частей оригинальной машины не более 40-50% ка то именно : траки ,часть башни , часть днища , лобовой лист , люки , небольшие фрагменты бортов."
"Я бы сделал уточнение, так как сам принимал непосредственное участие в постройке машины. Оригинален весь верх, большая часть левого борта, башня из двух собрана, гусли обе, и 40 процентов ходовой подвески. Один ленивец оригинал, второй копия. Останки машин действительно с Карельского перешейка и соответствуют музейной легенде. Информацию мы сами предоставляли."
Источник: Музеи военной техники. Где и что имеется в наличии и новые экспонаты. Форум антиквариата и военной истории Ww2
"Первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк разработала и построила английская фирма Vickers Armstrong. Его прототип был изготовлен в течение апреля 1931 года на экспериментальной станции фирмы в Чертей и проходил испытания на р.Темзе. Плавучесть танка обеспечивалась малой массой, корытообразной формой клепаного корпуса и поплавками из бальзы, укрепленными над гусеницами. Кроме того, прототип имел поплавок из капка, укрепленный поперек кормовой части корпуса. Башня вместе с пулеметом была заимствована у 6-тонного танка Vickers Mod.А. Лобовая 9-мм броня защищала машину от бронебойных пуль на дистанциях свыше 150 м, а 7-мм бортовая— на дистанциях свыше 250 м.
Танк имел блокированную подвеску. На каждом борту располагались по две двухкатковых балансирных тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах. Последние опорные катки задних тележек выполняли роль направляющих колес. Ширина мелкозвенчатых гусениц — 257 мм.
Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Meadows EST мощностью 90 л.с. позволял машине массой 2,75 т развивать скорость на суше до 64 км/ч, а на плаву— 9,7 км/ч. Двигатель, трансмиссия, включавшая в себя четырехскоростную коробку передач 9AU, и радиатор размещались справа, а башня и рубка механика-водителя были смещены влево. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребного винта. Маневрирование — с помощью кольцевого руля, управляемого с места механика-водителя.
По результатам испытаний поплавок из капка сняли, а крышу кормовой части корпуса сильно вытянули назад. Тем не менее, из-за смещенного центра тяжести корма танка на плаву глубоко погружалась в воду.
В июне 1931 года испытания были завершены, и всю документацию передали на завод фирмы Vickers в Эльсвике, где в дальнейшем боевая машина, получившая название Vickers Carden-Loyd и индекс военного министерства А.4, производилась серийно. Впрочем, британская армия в августе того же года заказала только два танка, которые прошли обширную программу войсковых испытаний. Также по две машины были изготовлены для Сиама и Нидерландов. Наиболее крупную партию плавающих танков — 29 единиц — закупил Китай; они вошли в состав 1-го и 2-го танковых батальонов Китайской национальной армии, участвовали в 1937 году в уличных боях с японцами в Шанхае и тогда же почти все были потеряны.
5 февраля 1932 года советская внешнеторговая фирма АРКОС (Arcos Ltd. — All Russian Cooperative Society Limited) заказала фирме Vickers восемь плавающих танков. Первая машина была поставлена 21 июня, а последняя — 22 октября того же года.
После поступления первых закупленных танков, их испытаний и всестороннего изучения началось интенсивное проектирование отечественных образцов. При этом никакой лицензии не приобреталось."
Источник: М.Б. Барятинский, «Амфибии Красной Армии» («Бронеколлекция» №1/2003 (46))
"Учитывая опыт, накопленный при проектировании машин T-41 и Т-37, Управление механизации и моторизации РККА приняло решение о разработке нового плавающего танка для принятия его на вооружение Красной Армии. Предполагалось, что машина «по компоновке будет аналогична Т-41, но с подвеской от танка Т-37».
Постановлением Совета труда и обороны СССР от II августа 1932 года, еще до изготовления опытного образца, на вооружение Красной Армии был принят новый легкий плавающий танк, получивший обозначение Т-37А.
Создание и организацию серийного производства Т-37А поручили 2-му заводу ВАТО в Москве. Сюда передали весь материал по Т-37 разработки ОКМО, а также одну прибывшую из Англии амфибию Vickers-Carden-Loyd. Руководил работами главный конструктор танка Т-41 Н. Козырев.
Несмотря на уже имевшийся на заводе № 37 опыт серийного производства танкеток Т-27, развертывание выпуска танка Т-37А шло с большими трудностями. Дело в том, что новая машина была сложнее, чем Т-27, а возможности завода были достаточно ограничены. Тем не менее, годовой план по плавающим танкам на 1933 год, полученный от руководства Спецмаштреста, составлял 1200 машин. Кроме того, параллельно с освоением танка Т-37А завод № 37 продолжал выпуск Т-27 (при плане на 1933 год в 507 штук завод изготовил 914 Т-27), что, естественно, создавало дополнительные сложности."
Источник: Максим Коломиец, «Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40»
"То, что состоявшие на вооружении Красной армии плавающие танки-разведчики далеко не полностью соответствуют современным требованиям, командование РККА осознавало ещё в середине 30-х годов. Ещё более очевидным это стало по итогам боёв с применением танков в Испании. От ружейно-пулемётного огня броня плавающих танков Т-37 и Т-38 надёжно защищала только с дистанции 400 метров и дальше, а вооружения в виде пулемёта ДТ хватало только для борьбы с пехотой.
В результате советские танки-разведчики выигрывали у лёгких разведывательных бронеавтомобилей только за счёт более высокой проходимости и возможности преодолевать водные преграды. Понимая это, в начале 1938 года ГБТУ КА были оформлены тактико-технические требования на новый разведывательный танк, получивший индекс Т-39. Этот танк отличался усиленным бронированием. Вскоре он превратился в Т-40, который также получил более мощное вооружение в виде 12,7-мм пулемёта ДШК. Этот танк был принят на вооружение уже 19 декабря 1939 года, но по целому ряду причин к 1 июня 1941 года в войсках оказалась всего 121 такая машина.
Между тем, на ту же самую дату в РККА имелось 2314 танков Т-37 и 1143 Т-38. Как и Т-40, они распределялись по разведывательным батальонам. С самого начала Великой Отечественной войны танки-разведчики несли тяжёлое бремя, нередко выполняя несвойственные им задачи танков непосредственной поддержки пехоты. Это может показаться странным и даже нелепым, но из-за огромных потерь любая боевая машина для Красной армии была на вес золота. Присутствие в боевых порядках пехоты даже таких танков оказывало на войска положительное моральное воздействие: какой-никакой, а всё же танк."
Источник: Юрий Пашолок, "Метаморфозы амфибии-разведчика" (Warspot.ru)
См.также:
Три экземпляра восстановленных танков Т-37А в Музее техники Вадима Задорожного
Плавающий танк Т-37А. Военно-патриотический парк «Патриот»
История экспоната: "Найден на Невском пятачке (плацдарм на левом берегу реки Невы, который удерживали советские войска во время Великой Отечественной войны). В ходе боев танк затонул в болоте. Был найден поисковым отрядом и передан в музей военной техники города Верхняя Пышма."
"В начале сентября 1942 года Невская оперативная группа (НОГ) Ленинградского фронта получила задачу «силами 86, 46, 70-й стрелковых дивизий и 11-й стрелковой бригады форсировать реку Нева в районе Невской Дубровки, прорвать оборону противника, установить связь с 8-й армией и во взаимодействии с ней уничтожить Синявинскую группировку противника». Для выполнения этого плана войска НОГ усиливались 48-м, 86-м танковыми батальонами (танки Т-34, КВ, Т-26 и БТ) и отдельным батальоном легких танков (ОЛТБ).
Последний был сформирован 14 августа 1942 года из машин Т-37А и Т-38, отремонтированных на ленинградских заводах и переданных из расформированных разведывательных батальонов армий Ленинградского фронта. Всего в ОЛТБ имелось 29 танков Т-37А и Т-38, однако они были «очень сильно изношены и к плаванию на воде непригодны». Кроме того, со дня формирования и вплоть до 7 сентября батальон находился на исходных позициях в составе 55-й армии, выполняя задачу усиления стрелковых дивизий огнем с места. Поэтому времени на сколачивание подразделений и штаба ОЛТБ совсем не было, личный состав был слабо обучен вождению танков на суше и совсем не имел представления о действиях на воде. А некоторые командиры танков вообще не умели стрелять из танкового пулемета (!).
Поэтому перед началом операции с личным составом ОЛТБ были проведены специальные занятия: плавание экипажа на одиночном танке — 2 раза, в составе взвода -2 раза и в составе роты 1 раз. Кроме того, все экипажи прошли подготовку по стрельбе из пулемета ДТ и вождению танков. Одновременно с этим командирами проводилась рекогносцировка местности для выбора оптимальных маршрутов переправы."
Источник: Максим Коломиец, «Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40»
"Батальон легких танков был придан 70-й стрелковой дивизии. Река Нева в предполагаемом месте переправы достигала ширины 400 метров с крутыми берегами и скоростью течения 1 м/с. Все места на левом берегу, пригодные для выхода танков из воды, немцами были тщательно пристреляны. Поэтому переправу планировалось производить только в темное время суток.
Операция по форсированию Невы началась ночью 26 сентября 1942 года. В первом эшелоне шла рота ОЛТБ — 10 машин. В 4.30 танки спустились к воде, при этом один из них сломался, а у двух при маневрировании слетели гусеницы (позднее их эвакуировали в тыл). Оставшиеся семь машин вошли в Неву и устремились к левому берегу. Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по танкам. Один Т-38, пройдя всего 70 метров, наскочил на какой-то подводный предмет и затонул. Еще три машины, подбитые огнем противника, также пошли ко дну. В результате на левый берег вышло всего три танка. Но из-за того, что пехота 70-й стрелковой дивизии задержалась с переправой, все три машины были быстро подбиты. Их экипажи попытались вплавь переправиться на правый берег, но в воде были расстреляны противником и утонули."
Источник: Максим Коломиец, «Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40»
"В течение последующих четырех ночей советской пехоте удалось переправиться на левый берег Невы и занять там небольшой плацдарм. Вместе с пехотой удалось переправить и 29 танков, из них 16 Т-37А и Т-38 (9 Т-26 и 1 БТ-2 были перевезены через реку на пароме). На плацдарме танки сразу же ставились на позиции для их использования в качестве неподвижных огневых точек и окапывались. Но из-за открытой местности, сильного артиллерийского огня и бомбежек с воздуха к 5 октября 1942 года 25 танков было подбито. Экипажи уничтоженных танков действовали как обычные пехотинцы, проявив при этом мужество и героизм. Так, вечером 5 октября группе немцев удалось просочиться в тыл частям, оборонявшимся на плацдарме. Группа танкистов, взяв два ящика гранат, забросала ими немцев, после чего бой перешел в рукопашную схватку. При этом механик-водитель ОЛТБ Байда «заколол ножом немецкого офицера, а тов. Рожков (тоже механик-водитель ОЛТБ. — Прим. автора ) несколько немцев убил из Нагана».
Ввиду неудачных действий частей НОГ, 6 октября 1942 года был получен приказ — переправить на левый берег уцелевшие танки и танкистов. Но из пяти уцелевших к этому моменту танков удалось вывести только один Т-26. После этих боев батальон легких танков был расформирован. Его потери составили 23 машины из 29, а оставшиеся шесть вышли из строя по техническим причинам.
Дольше всего танки-амфибии Т-37А и Т-38 действовали на Карельском фронте. Здесь в сентябре 1941 года, за счет личного состава и матчасти расформированных отдельных разведывательных батальонов стрелковых дивизий, решением Военного Совета фронта были созданы внештатные бронеотряды. Эти отряды поступили в распоряжение командования оперативных групп фронта — Мурманской, Кандалакшской, Кемьской и Медвежьегорской. Всего в составе этих групп имелось 38 танков Т-37А и Т-38. Это не такая уж и малая сила, если учесть, что к этому моменту на Карельском фронте имелось всего 34 танка (3 Т-28, 17 БТ, 6 Т-26 и 8 XT-133), 20 танкеток Т-27 и 44 броневика."
Источник: Максим Коломиец, «Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40»
См.также:
Плавающий танк Т-38. Центральный музей Вооружённых Сил
Плавающий танк Т-38. Военно-патриотический парк «Патриот»
Плавающий танк Т-38. Музей техники Вадима Задорожного
Плавающий танк Т-38 образца 1936 года в музее «Боевая слава Урала»
Плавающий танк Т-38. Музей отечественной военной истории в Падиково
История экспоната:"Легкий танк Т-60 воевал в составе разведывательного батальона 54-й армии в Тверской области. Был подбит. Найден поисковым отрядом. Восстановлен. Передан на хранение в экспозицию музея военной техники г. Верхняя Пышма."
"История создания танка Т-60 нетипична для советского танкостроения. Мало того, что эту машину приняли на вооружение ещё до того, как был подготовлен первый её чертёж, так ещё с самого начала предполагалось выпускать её тысячами и сразу на трёх заводах. Хотя итоговые показатели оказались значительно скромнее первоначальных планов, более чем 5500 построенных машин – это очень приличная цифра. Продержавшийся на конвейере меньше года, с сентября 1941 по июль 1942 года, Т-60 стал самым массовым малым танком в истории. Эти машины, появившиеся на фронте в разгар битвы за Москву, внесли свою, причём довольно заметную, лепту в борьбу с врагом в самое сложное для страны время. "
Источник: Юрий Пашолок, «Малый танк большой войны» |Warspot.ru
"Именно Т-60 взвалил на себя основную тяжесть боев в конце сорок первого и начале сорок второго. Катастрофические потери летней кампании привели к тому, что средних и тяжелых танков в войсках практически не осталось, а из-за эвакуации промышленности восполнить эту нехватку в обозримые сроки не представлялось возможным. Затыкать собой брешь пришлось именно «шестидесяткам». В отдельных случаях они составляли до трети или даже половины танкового парка Красной Армии на отдельных участках фронта."
Источник: Александр Гребнев, «Самый массовый из легких» | Военно-исторический портал Warspot.ru
"Безусловно, создание и производство Т-60 было во многом вынужденной мерой. Огневой мощи его 20-мм пушки хватало только на борьбу с легкобронированными целями, а бронирование защищало максимум от крупнокалиберных пулемётов. Тем не менее, лучше иметь такой танк, чем вообще никакого. В качестве машины поддержки пехоты Т-60 вполне годился, справлялся он и с ролью танка-разведчика. Маленький, довольно юркий и тихий, этот танк сыграл свою важную роль в боях конца 1941 – начала 1943 годов. А на Ленинградском фронте и в Карелии Т-60 прослужили вплоть до осени 1944 года."
Источник: Юрий Пашолок, «Малый танк большой войны» |Warspot.ru
Дополнительно:
Малый танк большой войны | Военно-исторический портал Warspot.ru
Свердловские Т-60 | Военно-исторический портал Warspot.ru
Дополнительно:
Юрий Пашолок, «Свердловские Т-60» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Юрий Пашолок, «Т-60 тяжёлого периода» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Юрий Пашолок, «Танк со сталинградских окраин» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Юрий Пашолок, «Малый танк большой войны» |Warspot.ru
История экспоната: "Легкий танк Т-70 воевал на Псковском направлении. Был подбит. Найден в болоте поисковым отрядом. Восстановлен. Передан на хранение в музей военной техники г. Верхняя Пышма."
"Боевая карьера Т-70 была яркой, но недолгой. Впервые они пошли в бой на Юго-Западном фронте в июне 1942-го. Сразу же выяснилось, что, невзирая на все старания конструкторов по повышению характеристик машины, боевая ценность легких танков оказалась невелика. За год, прошедший с начала войны, из рядов Панцерваффе практически исчезли легкие танки PzKpfw.I и PzKpfw.II, а средние танки значительно прибавили в толщине брони. В результате, 45-мм пушка 20-К, которой вполне хватало для борьбы с вражеской бронетехникой летом сорок первого, к лету сорок второго стала в значительной мере бесполезной. Также Т-70 оказался слишком уязвимым – хотя лоб танка был неплохо забронирован и бронелисты в нем располагались с большим наклоном, что увеличивало защиту, по бортам броня имела толщину всего 15 мм и располагалась вертикально, поэтому способна была защитить только от пуль. Кроме того, на поле боя все чаще появлялись как новые модификации танков PzKpfw.III и PzKpfw.IV, вооруженные длинноствольными орудиями, так и мощные 75-мм противотанковые пушки PaK.40 – для них не составляло труда пробить броню Т-70 с любого ракурса на всей дистанции прицельной стрельбы. Отмечалось, однако, что в среднем, при прочих равных, выживаемость у Т-70 несколько выше, чем у Т-34 и КВ за счет меньших размеров. Положительных отзывов удостоились хорошая надежность танка, простота в освоении и небольшая масса. Последняя не только облегчала эвакуацию подбитых танков с поля боя, но и позволяла «семидесяткам» проходить там, где не могли пройти другие танки, и заставать врага врасплох ударами с неожиданных направлений. Этому способствовала и малая шумность Т-70 в движении – по воспоминаниям очевидцев, шумел он не больше, чем грузовой автомобиль, что облегчало скрытное выдвижение на позиции и сближение с противником."
Источник: Самый массовый из легких | Военно-исторический портал Warspot.ru
"Наиболее массовым было применение Т-70 в битве на Курской дуге – например, танковые силы Центрального фронта состояли из него почти на четверть (369 машин из 1487 имеющихся на 4 июля 1943 года). По итогам операции был сделан вывод о том, что, в связи со стремительным развитием бронетехники и противотанковых средств, Т-70 окончательно утратил даже ту невеликую боевую ценность, которая у него была на момент создания. Кроме того, ситуация с производством полноценных, не эрзац, танков, была уже не столь острой, как два года назад, поэтому в октябре сорок третьего Т-70 сняли с производства, а освободившиеся ресурсы направили на выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76М, базирующихся на его шасси. Оставшиеся в строю машины отправились в учебные части, либо использовались в качестве командирских в подразделениях, вооруженных СУ-76М. Некоторые вернулись к изначальной роли своих далеких предков, занявшись разведкой. Многие из них дожили до конца войны – на начало 1946 года в советских вооруженных силах числилось 1502 танка Т-70 и Т-70М (из 8231 выпущенных)."
Источник: Самый массовый из легких | Военно-исторический портал Warspot.ru
"Т-70 стал самым массовым легким танком Советского Союза во Второй мировой войне. Невзирая на то, что чаще всего его приходилось применять в роли, совершенно неподобающей для его характеристик, он честно выполнил задачу в меру своих возможностей. Для открытого боя он был малопригоден даже на момент своего появления, не говоря уже о более поздних этапах войны, но при грамотном применении все же мог быть полезным, особенно в условиях отсутствия сильной противотанковой обороны у противника. Известны и случаи успешной борьбы Т-70 с вражеской бронетехникой. Например, в январе 1943 года экипаж старшего лейтенанта Захарченко, израсходовав боеприпасы, пошел на таран и тараном вывел из строя два немецких танка. Тип танков в документах не указывается, но так как в качестве противника выступал 100-й танковый батальон особого назначения, это, со всей очевидностью, были PzKpfw.II – обычные или огнеметные. В результате боя экипажем были взяты в плен командир и начальник штаба немецкого батальона. Известен случай, когда Т-70 3-й Гвардейской танковой армии огнем из засады уничтожил два тяжелых танка «Пантера». История может показаться невероятной, но бортовая броня у «Пантеры» была относительно слабой, причем сразу за ней располагалась боеукладка – с близкого расстояния даже 45-мм пушка имела все шансы справиться. В умелых руках обученного и хладнокровного экипажа Т-70 мог быть крайне грозным – что лишний раз подтверждает справедливость старой истины: «Воюет не оружие – воюет человек".
Источник: Самый массовый из легких | Военно-исторический портал Warspot.ru
Дополнительно:
Самый массовый из легких | Военно-исторический портал Warspot.ru
Т-70: подросший малыш | Военно-исторический портал Warspot.ru
Поверхностная модернизация лёгкого танка | Военно-исторический портал Warspot.ru
Эта машина выпущена в период с июня 1957 по октябрь 1962 г. Точнее сказать можно только по серийному номеру. Кроме того танк прошел капремонт, а это тоже мешает точнее определить время выпуска.
Источник: www.russianarms.ru
См. также:
Плавающий танк ПТ-76, Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Плавающий танк ПТ-76Б, Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Плавающий танк ПТ-76Б в Центральном музее Вооруженных Сил
Плавающий танк ПТ-76Б в танковом музее «Panssarimuseo»
Плавающий танк ПТ-76Б в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Плавающий танк ПТ-76Б. Музей отечественной военной истории в Падиково
Плавающий танк ПТ-76Б в Саратовском музее боевой и трудовой славы