Навигация по странице:
Трофейный британский тяжёлый танк Mark V
Лёгкий танк «Рено русский»
Лёгкий танк МС-1
Лёгкий танк Т-26 образца 1932 года
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2
Средний танк Т-34 производства ХТЗ, 1941 год
Тяжёлый танк Т-35
Плавающий танк ПТ-76
Плавающий танк ПТ-76Б
Средний танк Т-55АД
Средний танк Т-55А
Средний танк Т-55М
Средний танк Т-55МВ
Средний танк Т-62МВ
Средний танк Т-62М
Основной танк Т-64БВК
Основной танк Т-72 «Урал»
Основной танк Т-72АВ
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2»)
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109)
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836)
Учебно-действующий стенд УДС-166 танка Т-62
Модульный комплексный тренажер экипажа танка Т-72 (вариант ТКНТСАЗ-172)
Месторасположение: Московская область, 55 км трассы М-1 (Минское шоссе)
Официальный сайт: Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот»
Дополнительно::
Парк «Патриот». Выставка «Космические войска: через тернии к звёздам»
Парк «Патриот». Техника стран-участников антигитлеровской коалиции
Парк «Патриот». Бронетехника нацистской Германии
Парк «Патриот». Бронетехника стран нацистского блока и трофеи вермахта
Парк «Патриот». Современная лёгкая отечественная бронетехника
Парк «Патриот». Авиация
Парк «Патриот». Артиллерия и САУ
Парк «Патриот». Ракетная техника и РСЗО
Парк «Патриот». Техника ПВО
Парк «Патриот». Автотехника, мотоциклы и бронемашины
Парк «Патриот». Инженерная и другая специальная техника
Парк «Патриот». Экспозиция, посвящённая локальному конфликту в Сирии
ЦМБТВиТ. Немецкая бронетехника
ЦМБТВиТ. Легкобронированные машины
ЦМБТВиТ. Иностранная бронетехника
ЦМБТВиТ. Советские танки
ЦМБТВиТ. Советские САУ
"Нормальное управление в танке, кажется, «было всегда», но в реальности и руль, и усилители массового выпуска появились только перед Второй мировой — и то во Франции. Танк Первой мировой управлялся сурово и брутально. Водитель дёргал рычаги и на пальцах командовал экипажу смену передач — отдельно для правого и левого борта, а командир «слегка подруливал» ручными тормозами гусениц. Современную работу мехвода делали… четверо!
В силу чудовищного несовершенства техники эпохи, сменой передач и управлением гусеницами занимались два «шестерёночника» — операторы коробок передач левого и правого бортов.
Да, конструкторы эпохи считали, что посадить на рычаги двух живых человек проще, чем сделать нормальную в нашем понимании систему управления!
Чтобы просто свернуть, экипажу приходилось отключать гусеницу одного борта с помощью рычага «шестерёночника» по команде водителя — и дополнительно тормозить эту гусеницу ручным тормозом командира."
Источник: Михаил Лапиков, "Сухопутные линкоры атакуют! Или неблагодарная работа британских танкистов" | WARCATS.RU
"Двигатель занимал всю центральную часть танка. Раскалённые трубы с цилиндров шли от верхней части движка к глушителю, а из него отдельная выхлопная труба вдоль дна за корпус. На температуре в боевом отделении это сказывалось немного предсказуемо. На качестве воздуха — тоже. Когда танкисты после боя вываливались на кислород и вместо рапорта укоризненно тошнились на обувь своего вышестоящего офицера, тот обычно просто отходил в сторону, пока бойца не отпустит. В ранних танках ещё и глушителя не было — так что сажа от выхлопа запросто могла гореть прямо в боевом отделении. Трубы уплотняли сами, обмазкой из подручных материалов. Доходило и до мокрого тряпья, и до глины на соломе.
Кроме выхлопных труб движок имел радиатор — тоже в боевом отделении. Второй набор раскалённых труб занимался подачей в радиатор и обратно теплоносителя. Над радиатором — смерть зазевавшимся — рубил воздух мощный вентилятор. Средняя температура в танке той эпохи на ходу — градусов пятьдесят-шестьдесят. "
Источник: Михаил Лапиков, "Сухопутные линкоры атакуют! Или неблагодарная работа британских танкистов" | WARCATS.RU
"Поскольку танк — машина боевая, то к дыму и чаду от движка прибавлялся несравненный аромат горелого пороха. В спонсонах танка стояла пара шестифунтовых (~57мм) пушек. Дополняли вооружение четыре пулемёта. Если речь шла о «самке» — чисто пулемётной модели британских танков, — то шесть пулемётов. Укладка боеприпасов размещалась между движком и крышей боевого отделения, так что заряжающий вполне мог сильно обжечься на подаче.
Что происходило в случае пожара в подбитом танке? Да тоже ничего хорошего. Две крохотные, сантиметров по шестьдесят, дверцы в спонсонах для бегства из танка годились крайне условно. В них и штатно вылезти — проблема.
Тонкая щель в корме танка возле радиатора для бегства из пылающей машины годилась ещё хуже. В абсолютном большинстве известных случаев она выглядела путём на свободу, но служить таковым физически не могла. "
Источник: Михаил Лапиков, "Сухопутные линкоры атакуют! Или неблагодарная работа британских танкистов" | WARCATS.RU
"Гусеницы обхватывали корпус танка. Передняя часть шла под углом вверх, чтобы лучше одолеть вертикальное препятствие. Но это же означало, что реальная опора танка на ровной земле крайне мала. На ходу адская машина постоянно клевала носом и раскачивалась вперёд-назад.
Баки в передней части боевого отделения подавали топливо в карбюратор самотёком вниз. Если танк сильно клевал носом, подача топлива прекращалась. Заливать горючку приходилось руками, на ходу удерживая жестяное ведёрко над раскалённым движком, в облаке искр буквально из каждой щели. Принудительная топливная подача в танке появилась ой как не сразу!"
Источник: Михаил Лапиков, "Сухопутные линкоры атакуют! Или неблагодарная работа британских танкистов" | WARCATS.RU
"Добавим реальное поле боя? Водитель напряжённо контролирует полоску земли перед танком и своевременно дёргает рычаги смены передач. Командир с картами на коленях подруливает ручными тормозами, следит за водителем, полем боя, перископом наблюдения, ориентирами, силуэтами увешанных гранатами штосструппенов противника в дыму — и за действиями экипажа, периодически отвлекаясь на то, чтобы пострелять из своего «Льюиса». Пушкари корячятся на коленях за шестифунтовками и пытаются высмотреть достойную цель. Заряжающие выкидывают из боевого отделения отчаянно дымящие снарядные гильзы и торопливо перезаряжают орудия.
(Шестерёночники, чтобы не заскучать, временами палят из пулемётов в белый свет как в копеечку — так, запах горелого кордита понюхать, отвлечься. А в остальное время настороженно следят: не стучит ли водитель по двигателю, не показывает ли пальцы — которую передачу настала пора включать?)"
Источник: Михаил Лапиков, "Сухопутные линкоры атакуют! Или неблагодарная работа британских танкистов" | WARCATS.RU
"Утром 19 марта 1919 года состоялся боевой дебют французских танков в составе войск интервентов. Случилось это неподалеку от немецкой колонии Вормс (ныне село Виноградное, Березовский район Одесской области). Интервенты провели артиллерийский обстрел наступающего 15-го полка и частей 2-й бригады Заднепровской дивизии Украинской советской армии, после чего танки пошли в бой.
...
вражескую артиллерийскую батарею атаковали моряки из 15-го полка, обратившие артиллеристов в бегство. Пехота, которая поддерживала французские танки, начала отступать. Наконец, почти вплотную подошедшие к залёгшей пехоте 15-го полка танки тоже были вынуждены отойти.
Видя, что происходит, красноармейцы бросились вдогонку за уходящими танками. Вскочив на броню, пехота 15-го полка смогла захватить 4 Renault FT. Большинство захваченных танков с пушечным вооружением и башнями клёпаной конструкции было построено на заводе Renault. Вместе с танками 15-й полк под командованием Н.И. Урсулова смог захватить массу артиллерии и другого вооружения.
...
После боя состоялся митинг, на котором было решено отправить один из трофейных танков в подарок Ленину. Выбор пал на машину с серийным номером 69009. Эта машина была выпущена на заводе SOMUA, но по неизвестной причине также имела клёпаную башню производства Renault. По прибытии в Москву выяснилось, что танк находится в нерабочем состоянии. Поэтому в апреле 1919 Ленин обратился с просьбой выделить для первомайского парада в Москве ещё один Renault FT. К тому моменту трофейные танки были сведены в броневой дивизион особого назначения, в который также попали бронемашины.
...
Прошедший по брусчатке Красной площади танк позже отправился на фронт. Совсем другая судьба ждала первый из попавших в Москву Renault FT. В начале августа 1919 года Ленин выступил с инициативой организации производства аналогичных этой машине танков. Несмотря на бедственное положение и разруху в стране, возможности для этого имелись"
Источник: Юрий Пашолок, "Советский первенец | Warspot.ru"
"В первой половине октября армия Юденича провела несколько успешных наступательных операций, выйдя к окраинам Петрограда. 16-17 числа Совет обороны принял решение окончательно перенести производство танков на Сормовский завод. По иронии судьбы, как раз осенью 1919 года в районе Гатчины действовали Renault FT, но белогвардейские.
Петроград удалось отстоять, но сложное военное положение убедило Совет военной промышленности в том, что осваивать полный цикл производства танков в прифронтовом городе неразумно.
... на Сормовском заводе не бездействовали. Там отремонтировали и модернизировали прибывший в качестве образца Renault FT. Вместо старого двигателя, не подлежащего ремонту, был установлен мотор FIAT, для чего пришлось переделывать кормовую часть. А под руководством старшего инженера Центрброни И.Х. Гаугеля на Сормовском заводе до конца лета смогли построить первый «Рено-русский». Эта машина получила имя собственное «Борец за свободу товарищ Ленин». От последующих танков эта машина имела некоторые отличия. Он получил снятую с Renault FT пушку SA 18. Танк оказался единственным, имевшим такое вооружение. Кроме того, машина получила «парадную» раскраску."
Источник: Юрий Пашолок, "Советский первенец | Warspot.ru"
"
Запуск серийного производства первых танков Красной армии совпал по времени с постепенным завершением Гражданской войны. В ноябре 1920 года пал Крым, сопротивление белых в европейской части страны практически прекратилось. Крупномасштабные боевые действия, для которых требовались танки, закончились.
Кроме того, сдача танков на заводе затянулась. Часть машин требовала доукомплектования. На танке №7 проверили работу изменённой коробки передач, выяснилось, что до максимальной скорости 12 км/ч, ради которой и затевалась модернизация, танк разогнаться не может. При работе двигателя на пределе максимальная скорость достигла 10 км/ч. Работы по данной теме были остановлены, а машина получила обычную коробку передач. На этом выпуск «Рено-русского» прекратился. Танки типа «М» (малые) не совсем удовлетворяли запросы Красной армии, особенно по скорости передвижения. Да и для разорённой Гражданской войной страны эти машины являлись очень дорогим удовольствием.
Изготовленные в Сормово танки направили в Москву, где из них был сформирован учебный танковый дивизион. Машины по 5 штук распределили по танковым отрядам. Первой задачей для танков стала мирная работа. 6-й танковый отряд весной 1922 года направили в Поволжье, где «Рено-русские» применялись в качестве тракторов.
В дальнейшем танки использовались в качестве учебных машин. Несмотря на тихоходность, в таком качестве их применение выглядело более целесообразным, чем в случае с Mark V или Mk.A Whippet. Небольшая масса и использование автомобильного грузового двигателя выгодно отличало эти машины."
Источник: Юрий Пашолок, "Советский первенец | Warspot.ru"
"Ещё одной типичной задачей первых советских танков стало участие в парадах. Ходили они по Красной площади вместе с Renault FT, которые, к слову, постепенно перевооружались пушками «Гочкис». Последний такой парад состоялся в 1929 году, затем сильно изношенные машины сменили на МС-1. К 30 января 1931 года все «Рено-русские» были сняты с вооружения и распределены по училищам в качестве наглядных пособий.
К 15 апреля 1938 года осталось всего 2 «Рено» обоих типов. Согласно приказу начальника АБТУ КА Д.Г. Павлова оба танка передали на НИАБТ Полигон в подмосковной Кубинке. Так началась история танкового музея при полигоне, который ныне является частью парка «Патриот». По состоянию на 1 апреля 1941 года в парке музейных машин остался только «Рено русский». Судя по документам, машина была сильно некомплектной. Тем не менее она пережила войну, являясь, наряду с Mark V, старейшим экспонатом музея. На машине установлена не родная башня с макетной пушкой и ходовая часть от Renault FT, но характерная кормовая часть, более широкая, чем у французского танка, выдаёт сормовское происхождение."
Источник: Юрий Пашолок, "Советский первенец | Warspot.ru"
"Для мирового танкостроения 20-е годы прошлого века оказались переходным периодом. Окончание Первой мировой войны привело к резкому сокращению военных бюджетов. Конструкторы и военные переосмысливали опыт прошедшей войны, на свет появлялись новые образцы танков, значительная часть которых, впрочем, так и оставалась опытными экземплярами.
В начале 20-х к клубу танкостроительных держав присоединилась Италия с лёгким танком Fiat 3000, собственными танками (на самом деле немецкими) обзавелась Швеция. Продолжались работы по танкам и в Советской России. Вслед за «Рено-русским», копией Renault FT, последовала боевая машина отечественной разработки — танк Т-18, он же МС-1."
Источник: Юрий Пашолок, «От «Теплохода «АН» к МС-1» | Warspot.ru
"6 июля 1927 года на вооружение Красной армии был принят танк сопровождения пехоты Т-18, более известный под обозначением МС-1. Эта машина разрабатывалась советскими специалистами и стала первым по-настоящему массовым танком отечественной разработки. Больше того: Т-18 оказались самыми многочисленными танками 20-х годов. В СССР их построили больше, чем в это десятилетие произвели танков во всех остальных странах мира, вместе взятых.
Успешные испытания опытного образца танка сопровождения открыли ему дорогу в серию. 20 июня 1927 года, ещё до принятия Т-18 на вооружение, состоялось заседание Орудатреста (Орудийно-арсенального треста, ОАТ), на котором обсуждался выпуск этих танков. Рассматривались различные варианты объёма производства, правда, все они были уже не такими оптимистичными, как в марте 1923 года. Принятый по итогам заседания пятилетний план оказался вполне реалистичным."
Источник: Юрий Пашолок, «Т-18: серийный ответ Чемберлену» | Warspot.ru
"Штаб РККА просил ускорить запуск серийного производства Т-18, но сделать это было не просто. Нужны были дополнительные производственные площади. Завод «Большевик» являлся многопрофильным предприятием. Здесь строили и орудийные системы, и трактора, и жертвовать ими в угоду производства танков никто не собирался. 2 августа 1927 года на заседании коллегии Военно-промышленного управления (ВПУ) обсуждалась реорганизация производства на «Большевике». Было решено построить новый корпус для производства танковых и тракторных двигателей. 100 000 рублей выделялось на слом и перенос старого производства газового завода, на месте которого строился новый корпус. Для закупки оборудования для танкового производства выделялось 597 000 рублей. Ещё 330 000 рублей выделялось на изготовление приспособлений и инструмента, необходимого танковому производству.
Закупить необходимое оборудование за рубежом оказалось непросто. Договориться удалось лишь с Германией. Там было закуплено практически всё электрооборудование, на моторах советских танков использовались карбюраторы Pallas. Вот так для ковки советского танкового меча использовалась и немецкая наковальня."
Источник: Юрий Пашолок, «Т-18: серийный ответ Чемберлену» | Warspot.ru
"Осень 1929 года стала и временем боевого дебюта первого массового советского танка. В это время Красная армия участвовала в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). 10 Т-18 оказались в числе подкреплений, присланных для готовившей наступление Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА). 1 танк при разгрузке был сильно повреждён, его разобрали на запчасти. Боевой дебют советских танков состоялся рано утром 17 ноября 1929 года, во время Маньчжуро-Чжалайнорской операции. Танки оказали существенное влияние на ход боевых действий. Спустя считанные дни китайцы запросили перемирия, на этом конфликт на КВЖД был исчерпан. Больше Т-18 в боях не участвовали (по крайней мере как танки).
...
В начале 1930 года появилась идея собирать корпуса и башни Т-18 не заклёпками, а с помощью сварки. Это решение советские танкостроители подсмотрели у немцев, которые с лета 1929 года испытывали свои танки на полигоне ТЕКО под Казанью. Сварное соединение было более прочным, а созданные с его помощью корпуса получались дешевле. Планировался быстрый переход на сварку, но опытные работы по этой тематике сильно затянулись. Первый сварной корпус был готов на Ижорском заводе только 28 июля 1930 года. Хотя встречаются утверждения, что было налажено серийное производство сварных корпусов для МС-1, на самом деле это не так. Затянулась разработка 4-скоростной коробки передач, третья серия выпускалась без неё."
Источник: Юрий Пашолок, «Т-18: серийный ответ Чемберлену» | Warspot.ru
См. также:
Лёгкий танк Т-18. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Лёгкий танк Т-18 (макет с подлинными элементами). Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-18. Музей техники Вадима Задорожного
Полноразмерная копия первого советского танка «Рено-русский». Танковый музей, Кубинка
Лёгкий пехотный танк Т-18. Танковый музей, Кубинка
Renault FT-17. Војни музеј. Белград, Сербия
Лёгкий танк Renault FT-17 в музее «Panssarimuseo»
Лёгкий танк Т-18. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва
Лёгкий танк МС-1. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Лёгкий танк «Рено русский». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Самый простой способ ощутить эпоху, которую представляет это безмолвное железо – открыть книгу М.Н. Свирина «Броня крепка. История советского танка 1919-1937». Конечно, мы и так знаем из школьного курса истории, что для Советского Союза предвоенный период это, прежде всего, напряжённая работа по ликвидации отсталости экономики страны. Вспомним о сложнейшей внешнеполитической обстановке конца 1920-ых годов в которой страна приступила к индустриализации. Один только 1927 год был, казалось бы, тяжелее некуда: серия терактов, убийство советского дипломата Войкова, разрыв дипломатических отношений с Великобританией. Казалось, новая война неизбежна. Дошло даже до проведения пробной мобилизации. Дополняли картину внутренние проблемы: хозяйственный кризис и борьба с внутрипартийной оппозицией. Вот в этой накалённой атмосфере советские люди создавали промышленный потенциал своей страны. Однако сейчас нас интересуют именно работники отечественной танковой промышленности.
Вот тут фундаментальный труд Михаила Николаевича Свирина будет очень кстати. Из него мы узнаём, что в конце 1929 года стало очевидно, что срок разработки всех отечественных танков не выдержан, их ТТХ не соответствуют заданным, а серийный выпуск невозможен. Причины тому очевидны: конструкторы не имеют нужного опыта, острый дефицит кадров в отечественной тяжелой промышленности, крайняя скудность станочного парка и инструментальной оснастки. Комиссия под председательством наркомтяжпром Г.К. Орджоникидзе приняла решение об обращении к зарубежному опыту, который виделся в приглашении в СССР зарубежных конструкторов и командировании за границу лучших представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов танков, артиллерийских тягачей с документацией и получения технической помощи по вышеуказанным объектам.
Каждая тележка состояла из литой коробки (которую за характерную форму танкисты называли «поросенок»), четырех сдвоенных опорных катков, соединенных балансирами, а также двух четвертьэллиптических рессор.
В 1939 году, учитывая опыт Испанской войны, надмоторные жалюзи получили специальную двугорбую крышку (некоторые танкисты называли ее «задница»), предохраняющую мотор от заливания горючей жидкостью.
В Великобритании советская закупочная комиссия столкнулись с отказом фирмы «Виккерс-Армстронг» продавать что-либо в единичном экземпляре, тем более – с документацией. Поэтому у тогдашнего законодателя мирового танкостроения было приобретено несколько образцов бронетанковой техники в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными. Фирма «Виккерс-Армстронг» обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 штуки каждого типа, по итогам которых внести изменения в конструкцию. Итак, у англичан были приобретены:
1) 20 танкеток Carden-Loyd Mk VI (иногда именовавшиеся "гусеничными пулемётовозами Карден-Ллойда"), которые после некоторых доработок превратились в советские Т-27. На их приобретении особо настаивал маршал М.Н. Тухачевский, который считал, что в будущих военных конфликтах танкетки выступят в роли "бронированной саранчи" и заменят кавалерию. Тухачевский лично написал сценарий к учебному фильму «Танкетка» и выбил финансирование киносъёмок.
2) 15 малых шеститонных танков Vickers Mk.E Type A (в наших документах «В-26») стали родоначальниками многочисленного (около 10 000 машин) семейства Т-26. Любопытно, что британская армия оценила Vickers Mk.E, но не приняла на вооружение. Производитель выпустил 153 танка этого типа по заказам от СССР, Греции, Польши, Боливии, Сиама, Финляндии, Португалии, Китая и Болгарии.
3) 16 закупленных двенадцатитонных Vickers Medium Mark II не нашли продолжения в советском танкостроении. В 1941 году их корпуса (которые готовили к установке в укрепрайонах) достались финнам в Карелии и немцам в районе г.Остров.
Пятибашенный танк A1E1 «Independent» и шестнадцатитонный трехбашенный Vickers Mark III англичане продавать отказались. Впрочем, агентурные данные о 16-тонном танке были восприняты в Советском Союзе очень внимательно, и в сентябре 1932 года на испытания вышел самостоятельно спроектированный опытный Т-28. Также комиссией были закуплены в США два танка Джона Кристи «М.1940», ставшие отправной точкой для создания семейства советских танков БТ. Несколько позже, в 1933 году, в Великобритании был приобретён танк-амфибия Vickers A4E11, испытания которого дали старт разработке советских плавающих танков (Т-37 и прочие).
Итак, три британских «шеститонника» прибыли в СССР и вышли на испытания, которые проходили, в том числе, и на склонах Поклонной горы. Понятно, что у испытуемых выявили ряд серьёзных недостатков, как-то: специальный двигатель воздушного охлаждения, который будет плохо работать жарким летом, дюймовые размеры, слабое бронирование, недостаточный обзор, невозможность форсирования двигателя без переделки моторного отсека, трудности зимнего пуска. В тоже время отмечались высокая скорость и маневренность танка, надежность и простота конструкции. Очень интересным выглядит мнение М.Н. Тухачевского, который, в частности, писал: «… касаемо осмотренного мною недавно английского танка Викерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп… Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей…, от которого никак не укрывает бруствер…
В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны…
Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты…».
Думаю, ход мыслей маршала очевиден. Столь же очевидны и истоки многобашенной концепции советских Т-28 и Т-35.
Любопытны обстоятельства, ускорившие принятие Т-26 на вооружение. В январе 1931 года появились агентурные данные о том, что "польское правительство ведет закупки образцов 6-тонного танка типа Виккерс и 10-тонного быстроходного танка типа Кристи и усиленно готовится их массовому производству". В Советском Союзе воспринимали Польшу как серьёзного вероятного противника. Её спецслужбы вели активную разведывательную деятельность против СССР, что впрочем, объяснимо – не так давно завершилась советско-польская война 1920 года. Несколько позже, в 1934 году, была подписана «Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей». Этот договор обезопасил восточные границы Германии и позволил Гитлеру действовать на Западе (Саар, Рурская область). Так что к сообщению разведки отнеслись максимально серьёзно. Отсюда, кстати, и спешный переход к серийному производству новых танков «как есть», хотя они явно уступали тем, что могло «вскоре появиться».
Что касается дальнейшего совершенствования отечественной версии британского «шеститонника», то уже через пару лет двухбашенный «чистильщик окопов» превратился в однобашенный классический пушечный танк. Конструктор опытно-конструкторского машиностроительного отдела ленинградского завода «Большевик» Семён Гинзбург добился финансирования работ над "классической" модификацией, понимая её преимущества с точки зрения массы, стоимости и маневра вооружения. Было опробовано несколько вариантов башен кругового вращения, пока в 1933 году не появился Т-26 с 45-мм полуавтоматической пушкой 20К в башне с развитой кормовой нишей. Интересно, что производство двухбашенных Т-26 продолжалось. Существенную роль тут сыграло мнение маршала М.Н. Тухачевского который был уверен, что именно двухбашенные машины являются наиболее подходящими для целей сопровождения пехоты, и именно они должны составлять костяк танковых сил. По состоянию на 1 июня 1941 года в РККА числился 1261 двухбашенный танк Т-26.
Установка новой, «большой» башни на корпус Т-26 привела к росту массы танка на 850-1200 кг. Для перетяжелённой машины мощности мотора в 85-88 л.с. было явно недостаточно. Тут надо сказать, что фирма «Виккерс» обязалась в течение трёх лет уведомлять советскую сторону о существенных изменениях и доработках в конструкции лицензированных танков. И вот, осенью 1932 года представитель фирмы «Виккерс» сообщил о новом варианте двигателя Vickers Mk.E, развивавшего мощность 100 л.с. Ознакомившись с описанием новинки специалисты двигательного цеха ленинградского завода «Большевик» предложили самостоятельно поднять мощность мотора путём разработки нового карбюратора. К маю 1933 года новый мотор был более-менее отлажен и выдал 92 л.с., но эксплуатационная мощность мотора составляла 75 л.с. Именно эту модификацию получили Т-26 с цилиндрической пушечной башней. Конструкторы планировали в дальнейшем оснащать танк дизельным двигателем мощностью 150 л.с. Под перспективный дизель в 1934 году даже расширили моторно-трансмиссионное отделение танка. Однако надёжный дизельный двигатель советская промышленность осилила очень и очень не скоро (даже путём копирования немецких дизелей).
Стоит отметить, что у пушечных танков на крыше подбашенной коробки с правой стороны добавился вентилятор боевого отделения. Связано это было с тем, что при стрельбе из 45-мм орудия загазованность боевого отделения порой приводила к отравлению экипажа пороховыми газами.
За время серийного производства, с 1931 по 1940 год, было произведено 10 300 танков Т-26 всех модификаций. РККА получила 9686 машин. Т-26 были достаточно надёжны, просты в освоении и эксплуатации.
Однако реальная подвижность Т-26 оказалась не вполне достаточна, а эффективность подвески ввиду перегрузки танка не позволяла вести огонь с хода. Опыт испанской войны и локальных пограничных конфликтов показал слабость бронирования танка. Резервов же по увеличению бронирования и вооружения у этой боевой машины не имелось.
Тем не менее, советские танкисты вступили в Великую Отечественную войну именно на Т-26 и БТ. Наши танки примерно соответствовали уровню немецких PzKpfw.I, PzKpfw.II и чешских Pz.Kpfw.38(t). Да, броня немецких танков начального периода войны пробивалась советской 45-мм танковой пушкой 20К, но совсем не это решало исход боя. Помимо громоздкой организации и нерационального штата советских танковых частей существенное влияение на действие отечественной бронетехники оказывало отсутствие в частях топливозаправщиков, тягачей, ремонтных мастерских. Опять-таки поле боя в начальный период войны чаще всего оставалось за немецкими войсками. Соответственно эвакуировать и восстанавливать подбитые советские машины не представлялось возможным. РККА потеряло большинство танков Т-26 уже в первый военный год. Впрочем, нужно откровенно признать, что катастрофа 1941 года обусловлена вовсе не проблемами с техническим уровнем бронетехники и никак не с связанана с её количеством. Очевидно, что первые военные годы вермахт был сильнее РККА. Для более полного погружения в тему обратитесь к книге А.А. Уланова и Д.В. Шеина «Порядок в танковых войсках».
"В экспозиции парка Патриот находится единственный сохранившийся двухбашенный танк Т-26 , который вооружен пушкой и пулеметом. Танк имеет серийный номер 97. Предположительно , танк был выпущен в 1932-ом году. В конце 1930-ых танк прошел модернизацию , в ходе которой получил детали , которые характерны для машин позднего выпуска: штампованный лобовой щиток водителя с защитой петель , опорные катки с узкими бандажами , гудок спереди , схема укладки инструмента на полках и др. После войны танк попал в Кубинку , где и находился до 2016-го года. В 2016-ом году танк был перевезен в парк Патриот."
Пушечно-пулеметный двухбашенник: tankist_31
См.также:
Лёгкий пулеметный танк Т-26 образца 1931 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий пушечный танк Т-26РТ образца 1933 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк Т-26, двухбашенная модификация с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26 (выпуск 1933-1938 гг.). Центральный музей Великой Отечественной войны
Лёгкий танк Т-26РТ образца 1933 года, город Выборг
Т-26 в музее «Panssarimuseo»
Легкий танк Т-26, обр.1933г. Площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Макет лёгкого танка Т-26. Музей техники Вадима Задорожного
Лёгкий танк Т-26 обр.1931 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1933 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
Лёгкий танк Т-26 обр.1939 года. Музей отечественной военной истории в Падиково
В 1930 году американский конструктор Дж. У. Кристи, специализировавшийся на проектировании быстроходных колёсно-гусеничных танков, за 60 000 долларов продал СССР два танка M1940 с технической документацией и лицензией на производство. Прибывшие в СССР танки оказались без башен, за что с конструктора удержали 25 000 долларов (это послужило для него поводом для отказа от работы в СССР).
Несколько необычный индекс, который получили в СССР эти машины, имеет свою историю. Начальник Управления моторизации и механизации РККА (УММ РККА) Иннокентий Халепский имел следующую точку зрения:
«Поскольку танк американца Кристи не отвечает требованиям Системы Танко-тракторно-автоброне-вооружения и на вооружение не принят, во избежание путаницы армейского обозначения (литер «Т») ему не присваивать.
Более разумным представляется присвоении ему двубуквенного обозначения «СТ» — скороходный танк, или «БТ» — быстроходный танк...»
Опытный экземпляр БТ-5 с подбашенным листом и башней БТ-2. Предположительно, это опытный танк БТ-2М.
На плоских траках – отверстия для шпор. Эти дополнительные грунтозацепы одевали для повышения проходимости и недопускания проскальзывания
Весной 1931 года оба танка Кристи проходили испытания, по результатам которых был выявлен ряда серьёзных недостатков. Кроме того нужно было сконструировать башню и вооружение. Запланированное прямое копирование танка было невозможно. Доводкой танка занялось специальное КБ под руководством Н. Тоскина, который был откомандирован УММ РККА на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ). В М1940 устанавливался авиационный карбюраторный 12-цилиндровый двигатель «Либерти» мощностью 400 л.с. Его аналог, производимый в СССР, авиамотор М-5-400 был снят с производства. На БТ стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации. Кроме того пришлось срочно закупать 2000 двигателей в США, часть поставки составляли бывшие в употреблении «Либерти».
Плохо обстояли дела и с танковым орудием. Наладить серийное производство 37-мм пушки ПС-2 не удалось. Выход нашли в наложении ствола и казённика противотанкового орудия 1К (закупленная в Германии пушка фирмы «Рейнметалл») на ложе с противооткатными устройствами пушки ПС-2. Таким образом получили орудие Б-3. Однако обеспечить достаточный объёмы его поставок не удалось и прямо в войсках вместо пушки стали устанавливать спарку пулемётов ДТ или ДА. Это была временная мера, но многие машины так и остались чисто пулемётными. Так, например, известна фотография пулемётного БТ-2 в бою, датируемая летом 1942 года.
Постепенно производственные проблемы были решены, однако в 1934 году производство БТ-2 было прекращено (в связи с началом запуском в серию БТ-5). Серия БТ для своего времени была вполне удачной и развивалась в соответствии с законами тогдашней танковой моды. Проблема слабого бронирования стала очевидна лишь во время войны в Испании, где доставленные из СССР лёгкие танки БТ-5 и Т-26 несли потери от немецких 3,7 cm Pak 35/36 противотанковых орудий (ПТО). До этого конфликта в танкостроении 1930-ых годов противопульная броня считалась нормой. Появление эффективных ПТО привело к требованию военных обеспечить противоснарядную защиту боевых машин.
Однако не всё так просто. Представьте себя правителем какой-нибудь европейской республики в период между двумя мировыми войнами. У вас, как и у соседей, есть армия оснащённая парой тысяч совсем не дешёвых лёгких танков с мелкокалиберными пушками и противопульным бронированием. Внезапно вы узнаёте, что где-то на краю Европы идёт война, на которой грозные танки жгут как спичечные коробки. Денег на разработку новой техники и обновление танкового парка просто жалко. Промышленники предлагают компромисный варианты – "экранировать" танки, т.е. увеличить толщину брони на существующих машинах дополнительными бронелистами. Однако, если вы согласитесь на вариант "усилить броню" – увеличится масса танка. Выросшая масса означает, что имеющийся двигатель будет работать на пределе, и надо бы под те же габариты МТО создавать более мощный, что тоже не дёшево и не быстро. В общем, начало Второй Мировой войны все участники встретили примерно с одинаковой техникой. Советские КВ и французские В-2 были скорее приятным исключением, чем нормой.
Башня танка цилиндрическая, клёпаная, со скосом спереди сверху. Численность экипажа танка составляла 2 человека.
Тем не менее БТ с их ненадёжными и прожорливыми двигателями имели неплохой потенциал. Мощности мотора М-17 (400 л.с.) вполне достаточно для усиления бронирования и вооружения, однако советских конструкторов сдерживало требование военных обеспечить колёсный и гусеничный ход танка. Впрочем, на поздних сериях БТ-7 уже появились рациональные углы наклона брони, дизельные двигатели, радиостанции и другие приметы прогресса. В целом, отечественная бронетехника вполне соответствовала уровню основных немецких танков начального периода Великой Отечественной войны. Огромные потери наших лёгих танков Т-26 и БТ в 1941 году вызваны совершенно иными причинами.
Вооружение БТ-2 состояло из 37-мм танковой пушки Б-3 (5К) обр. 1930 года и 7,62-мм пулемёта ДТ в шаровой установке справа от пушки.
Этот же экспонат на прежнем месте хранения – Центральный музей бронетанкового вооружения и техники.
См. также:
Лёгкий танк БТ-5 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7М в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Лёгкий танк БТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
БТ-7 обр.1935 года, площадка Центрального музея Вооруженных Сил
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5. Военно-патриотический парк «Патриот»
Ранее эта боевая машина демонстрировалась в Кубинке, стояла практически на входе, рядом с Т-50. Энтузиастам отечественной истории удалось выяснить, что этот танк №0517-4 с пушкой Ф-34 №248 был отправлен с Харьковcкого завода 12 мая 1941 года на станцию Белосток в 6 мк ЗапОВО. Практически наверняка этот Т-34 попал в 4 танковую дивизию.
Немного о том, как эта машина появилась в музее. Историю со слов Михаила Свирина рассказывает участник ">форума tamanec:
"Когда он [Свирин] начале 90-х ездил на Кубинку, то остатки этого танка стояли в отстойнике и представляли из себя пустой как барабан бронекорпус с башней и пушкой, испещеренными трещинами. В корпусе было прорезано несколько отверстий непонятного назначения.
Со слов Василия Чобитка, тогдашнего начальника Кубинского музея, её вывезли в 89-90 годах с одного из немецких полигонов. У машины полностью отсутствовала ходовая часть, вместо этого она была установлена на вагонную тележку выпущенную ещё в фашистской Германии (на тележке был отлита "птичка" – орел со свастикой). В таком виде машина существовала на полигоне, в таком же и пришла на Кубинку. В последствии тележка потерялась, а танк снабдили катками и гусеницами от обычной Т-34-85 и установили в павильоне.
В последствии, когда в музее появился "Московский пионер" (для тех кто не знает – Т-34 "гайка" 42 года № 15-748, выпущенная Нижнем Тагиле) то место в павильоне занял он, а пирожок был "выдворен" на открытую площадку".
Источник: Т-34 №0517-4 из экспозиции ВИМ БТВТ в Кубинке
В январе 1993-го года танк демонтирован с постамента на территории 67-го гв.мсп в городе Гримма ГДР и вывезен в СССР. В Кубинке танк восстановили с использованием гусениц и катков от Т-34-85
См. также:
Средниий танк Т-34-85 у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Танк Т-34-85 с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, выпущенный заводом №183 в 1945 году. Комплекс «Салют, победа!». Оренбург
Танк Т-34-85 в Техническом музее, г.Тольятти
Т-34 образца 1941 года. Открытая площадка Центрального музея Вооруженных Сил, Москва
Т-34-85, №700, завод №174, г.Омск. Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85, №707, завод №112, г.Горький">Музей боевой техники Мемориального комплекса ''Победа'' в городе Чебоксары
Т-34-85. Военный музей (Војни музеј). Белград, Сербия
Средний танк Т-34 «Московский пионер» (выпущен в 1942 году заводом №183, г.Нижний Тагил). ЦМБТВиТ. Кубинка
Средний танк Т-34-85. Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Таранный удар Т-34 капитана В.Г. Богачева по Pz.Kpfw III. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Средний танк Т-34 производства завода №112, выпуска 1942 года. Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
Средний танк Т-34. Музей техники Вадима Задорожного
Средний танк Т-34-85. Музей техники Вадима Задорожного
Т-34-85 производства завода №112 «Красное Сормово». Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Средний танк Т-34-57 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1941 года, производства СТЗ в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-76 образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85М1, производства Bumar Labedy в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Средний танк Т-34-85 в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
См. также:
Плавающий танк ПТ-76, Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Плавающий танк ПТ-76Б, Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Плавающий танк ПТ-76Б в Центральном музее Вооруженных Сил
Плавающий танк ПТ-76Б в танковом музее «Panssarimuseo»
Плавающий танк ПТ-76Б в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Плавающий танк ПТ-76Б. Музей отечественной военной истории в Падиково
Плавающий танк ПТ-76Б в Саратовском музее боевой и трудовой славы
См. также:
Плавающий танк ПТ-76, Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Плавающий танк ПТ-76Б, Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Плавающий танк ПТ-76Б в Центральном музее Вооруженных Сил
Плавающий танк ПТ-76Б в танковом музее «Panssarimuseo»
Плавающий танк ПТ-76Б в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Плавающий танк ПТ-76Б. Музей отечественной военной истории в Падиково
Плавающий танк ПТ-76Б в Саратовском музее боевой и трудовой славы
"Начиная с рубежа 1960-х годов уже сложно было говорить о превосходстве боевых характеристик наших танков первого послевоенного поколения над западными. Существенным фактором, определившим отставание Т-55 от иностранных образцов, стало вооружение последних новым 105-мм нарезным орудием L7, разработанным в Англии, но производившимся также по лицензии в США под индексом М68.
В боекомплект L7 входил бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1475 м/с, который практически гарантированно поражал Т-55 на дистанции прямого выстрела 1800 м. С расстояния 2000 м он пробивал броневой лист толщиной 210 мм.
На Т-55 вооружение практически не менялось с 1945 года — 100-мм пушка Д-10Т имела гораздо меньшую дальность прямого выстрела, чем L7, и более низкую начальную скорость бронебойного снаряда. К тому же в боекомплекте танка не было ни кумулятивного, ни подкалиберного бронебойного снаряда (они находились тогда на стадии разработки). В то же время, уровень броневой защиты американского танка М60 и английского «Центуриона» Мк 9 существенно вырос по сравнению с предыдущими образцами: толщину лобового листа М60 довели до 120 мм, Мк 9 — до 127 мм.
В результате оказалось, что «пятьдесятпятка» своими обычными калиберными бронебойными снарядами могла поражать эти машины на дистанции прямого выстрела только в борта, а их лобовая броня стала ей «не по зубам». В случае огневой дуэли Т-55 с М60 наши шансы на победу составляли лишь 1:3. Именно эта ситуация и послужила причиной спешного принятия на вооружение танка Т-62 с усиленным бронированием, оснащенного новой мощной 115-мм гладкоствольной пушкой У-5ТС.
Источник: С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, «Средний танк Т-55 [объект 155]. Часть 2» («Бронеколлекция», №05/2008)
"Тем не менее, производство Т-55А продолжалось до 1977 года, причем танки поставлялись не только в нашу армию, но и на экспорт, хотя тогда уже появились машины третьего поколения — Т-64 и Т-72. В то время считалось, что такие показатели, как относительно невысокая стоимость производства и эксплуатационных расходов, являются выгодным отличием отечественных Т-54/55. А огромное количество танков вполне сможет возобладать над качеством зарубежных образцов.
Однако к началу 1980-х годов отставание боевых характеристик Т-55 от машин потенциального противника достигло критического уровня. К этому прибавился и опыт боевого применения наших танков в Афганистане, выявивший их крайнюю незащищенность, в частности, от кумулятивных гранат и подрыва на противотанковых минах и фугасах. В связи с этим была разработана широкомасштабная программа модернизации многочисленных Т-55, находящихся в войсках. Ее целью стало доведение боевых характеристик танков Т-55 до уровня основных танков Т-64 и Т-72".
Источник: С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, «Средний танк Т-55 [объект 155]. Часть 2» («Бронеколлекция», №05/2008)
"Модернизированные «пятьдесятпятки» после соответствующих испытаний с апреля 1983 года стали поступать на вооружение, получив обозначение Т-55М/АМ. Основное внимание конструкторы уделили усилению огневой мощи и защищенности танков при сохранении прежнего уровня подвижности.
Источник: С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, «Средний танк Т-55 [объект 155]. Часть 2» («Бронеколлекция», №05/2008)
"Задача повышения дальности и эффективности огня решалась в основном за счет применения управляемых боеприпасов. Работы по их созданию велись в тульском КБ под руководством А.Г. Шипунова на базе спроектированного здесь же комплекса 9К116 «Кастет». Благодаря этому разработка танкового комплекса с близкими к 9К116 характеристиками была завершена в сжатые сроки — к 1983 году. Изменения в основном коснулись гильзы с метательным зарядом, адаптированной под камору пушки Д-10Т.
Комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Бастион» включал выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117, которая была заимствована от комплекса «Кастет» без изменений, и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока.
Для управления ракетой применялась полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность; ее малый объем позволил размещение в боевом отделении машины. К недостаткам системы следует отнести то, что она не обеспечивала применение ракет во время движения танка.
Задача повышения точности огня, в том числе и обычными снарядами, решалась установкой системы управления огнем «Волна». В ее состав входили лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор вооружения «Циклон» М1.
Диапазон измерения дальностей лазерного дальномера КДТ-2 составлял 500 — 4000 м при точности измерения 10 м. Автоматическая выработка углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов обеспечивалась баллистическим вычислителем БВ-55. Прицел ТШСМ-32ПВ имел независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости, которая работала и при блокировке пушки. Стабилизатор пушки «Циклон» М1 обладал улучшенными эксплуатационными характеристиками, благодаря использованию более прогрессивной элементной базы.
Кроме этого, ствол пушки укрыли теплозащитным кожухом, устранившим в большой степени неравномерный нагрев ствола. Это позволило значительно уменьшить разброс углов вылета снаряда; в результате улучшились кучность и точность стрельбы.
Защищенность танка повысили за счет установки элементов дополнительного бронирования корпуса и башни. К верхнему лобовому листу корпуса приварили металлополимерный модуль: коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой размещались 5-мм стальные листы с 30-мм промежутками, заполненными пенистым полиуретаном. Удалось обеспечить «прирост защиты» от бронебойных подкалиберных снарядов на 120 мм, от калиберных — на 200 — 250 мм.
Дополнительная защита лобовой части башни состояла из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки (блоки за характерный внешний вид получили в войсках прозвище «хомуты», или «брови Ильича»), Конструктивно это были литые броневые детали, с внутренней стороны которых приваривалась коробка с 5-мм стальными листами и пенополиуретановым наполнителем.
Борта танка прикрыли противокумулятивными резинотканевыми секционными экранами. Однако ширина танка теперь стала превышать установленные при перевозках по железной дороге предельные габариты — в таких случаях экраны приходилось просто снимать.
Опыт боевых действий в Афганистане, где широкие масштабы получила так называемая «фугасная война», заставил усилить защиту танка и его экипажа от подрыва на минах. Для этого днище танка дополнительно бронировали — в районе расположения сиденья механика-водителя приварили защитный модуль: каркас из стального швеллера толщиной 80 мм, закрытый снизу шестью броневыми листами толщиной 20 мм. Кроме того, между днищем и крышей корпуса справа за сиденьем водителя установили силовой пиллерс — распорку, препятствующую прогибу днища при взрыве мины. На аварийном люке в днище смонтировали 20-мм броневую крышку".
Источник: С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, «Средний танк Т-55 [объект 155]. Часть 2» («Бронеколлекция», №05/2008)
"Кумулятивные снаряды с момента своего появления стали грозным врагом танка, а к началу 1970-х годов в странах НАТО были разработаны кумулятивные боеприпасы, в том числе и ПТУРС, с бронепробиваемостью более 600 мм. Обычное бронирование танков того времени не могло им противостоять. Броня проигрывала свое состязание со снарядом: требовалась новая, более эффективная защита.
В Советском Союзе еще в 1950-е годы во ВНИИ стали велись исследования по созданию противокумулятивной брони,основанной на принципе контрвзрыва, разрушающего кумулятивную струю. В 1975 году здесь организовали специальный отдел по динамической защите, руководителем которого назначили Д. Ротатаева. Благодаря работам, проведенным в этом отделе, система элементов динамической защиты (ЭДЗ) к началу 1980-х была уже практически готова.
Конструктивно каждый ее элемент состоял из коробчатого металлического корпуса, где находился маломощный заряд пластического взрывчатого вещества, размещенный между двух металлических пластин. В момент попадания кумулятивного снаряда заряд детонировал, при этом наружная пластина выбрасывалась навстречу кумулятивному потоку и рассеивала его; внутренняя, ударившись о броню, также отскакивала навстречу потоку, вызывая его дальнейшее ослабление, что, в конечном итоге, снижало глубину пробития основной брони.".
Источник: С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, «Средний танк Т-55 [объект 155]. Часть 2» («Бронеколлекция», №05/2008)
Средний танк Т-55АМВ – с навесной динамической защитой «Контакт-1», но без дополнительной броневой защиты башни
"Однако решение о принятии системы на вооружение затягивалось. Только появление в ходе арабо-израильской войны 1982 года динамической защиты типа «Блейзер» («Blazer») на танках М48 и М60, состоявших на вооружении армии Израиля, окончательно свело на нет возражения противников системы ЭДС. Кстати, сирийцам в результате успешной вертолетной атаки тогда удалось захватить один М48 с динамической броней, и трофейную машину сразу переправили в подмосковную Кубинку для сравнительных испытаний.
Наличие полностью подготовленных технических, конструкторских и технологических решений позволило всего за один год оснастить основной танковый парк комплексом динамической защиты 4С20 «Контакт-1», повысившим противокумулятивную защиту от моноблочных кумулятивных снарядов эквивалентно установке дополнительной стальной брони толщиной 400 мм.
«Контакт-1» получили и танки Т-55М/АМ: элементы динамической защиты устанавливалась в передней части корпуса на верхнем и нижнем лобовых листах (44 и 12 ЭДЗ соответственно), на башне (50 ЭДЗ), а также в передней части бортовых резинотканевых экранов (от 10 до 43 ЭДЗ на борт).
Машины с КДЗ были приняты на вооружение в 1984 году и получили индекс Т-55МВ/АМВ. Система вооружения на них оставалась аналогичной Т-55М".
Источник: С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, «Средний танк Т-55 [объект 155]. Часть 2» («Бронеколлекция», №05/2008)
"В начале 1970-х годов были сформулированы и обоснованы основные тактико-технические требования к комплексам так называемой активной защиты, доказана принципиальная возможность их реализации современными техническими средствами. Исследования, проводившиеся в 1977 — 1982 годы, завершились созданием КАЗ — комплекса активной защиты танка.
КАЗ «Дрозд» предназначался для защиты танков от противотанковых управляемых реактивных снарядов и гранат путем их подрыва, механического повреждения или отклонения от заданной траектории защитным снарядом.
Т-55А, снабженный комплексом ЮЗОМ «Дрозд», был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 12 сентября 1983 года. В декабре того же года головной Т-55АД — таков теперь был индекс танка — покинул территорию одного из бронетанковых ремонтных заводов.".
Источник: С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, «Средний танк Т-55 [объект 155]. Часть 2» («Бронеколлекция», №05/2008)
На Т-55АД установлен «Дрозд» – комплекс активной защиты от противотанковых управляемых ракет и противотанковых гранат
"Танк Т-55АД стал первой в мире боевой машиной, на которой применили активную защиту, позволившую получить высокий уровень защищенности без существенного увеличения боевой массы.
Конструктивно «Дрозд» состоит из радиолокационной станции, систем вооружения и управления. РЛС обнаруживает и сопровождает направленные на танк ПТУРС или гранаты ручных противотанковых гранатометов. Система вооружения обеспечивает отстрел и подрыв на заданной дистанции защитного осколочно-фугасного боеприпаса ЗУОФ14; при этом его боевая часть образует направленное осколочное поле с плотностью 120 осколков на 1 м2 на расстоянии 1,5 м. Скорость осколков достигает 1600 м/с, масса каждого — около 3 г. Время перезаряжания системы — 15 мин.".
Источник: С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, «Средний танк Т-55 [объект 155]. Часть 2» («Бронеколлекция», №05/2008)
По бортам башни – спаренные блоки системы вооружения КАЗ. В качестве защитного заряда используется 107-мм осколочно-фугасный снаряд, подрыв которого происходит по команде от дистанционно-временного взрывателя
"Система вооружения размещается на башне; с обеих сторон ее установлены по два блока с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом, обеспечивающими поражение ПТУРС, подлетающих к танку из определенного сектора. Они обнаруживаются на удалении 130 м от танка одной из двух радиолокационных станций, размещенных в герметичных броневых корпусах на бортах башни за блоками вооружения. С дистанции 60 м начинается сопровождение цели, измерение параметров движения которой производится в аппаратурном модуле, закрепленном снаружи на кормовой части башни. На основании полученной информации вырабатывается команда на производство выстрела защитного снаряда из определенного блока вооружения. Подрыв защитного снаряда вызывает либо взрыв боевого заряда ПТУРС, либо снижение его бронепробиваемости за счет повреждения кумулятивной воронки боевой части, либо отклонение от траектории. Вероятность поражения боевой кумулятивной части ПТУРС в защищаемой зоне — не менее 70%. Оснащение серийных танков комплексом активной защиты «Дрозд» снижало потери боевой техники в различных боевых ситуациях в 2 — 3 раза (по некоторым зарубежным сообщениям — в Афганистане система «Дрозд» с вероятностью около 80% позволяла противодействовать противотанковым средствам типа РПГ).
Основной режим работы комплекса активной защиты — автоматический, однако предусмотрен также и режим ручного управления выстрелом для поражения живой силы противника, находящейся рядом с танком.
Кроме комплекса «Дрозд», танк Т-55АД имел дополнительное бронирование корпуса и днища, на нем устанавливались баллистический вычислитель БВ-55 и лазерный дальномер. Часть танков с активной защитой была изготовлена на базе танков Т-55М/МД и Т-55АМ/АМД".
Источник: С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, «Средний танк Т-55 [объект 155]. Часть 2» («Бронеколлекция», №05/2008)
Т-62МВ получил комплекс динамической защиты «Контакт-1», повысивший противокумулятивную защиту от моноблочных кумулятивных снарядов
См. также:
Средний танк Т-62. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-62М. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева
Средний танк Т-62 образца 1961 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-62, экземпляр №1 (309В019). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62, экземпляр №2 (204В001). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62МВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62М. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62 в Техническом музее, Тольятти
Средний танк Т-62, Бузулук
Дополнительная защита лобовой части башни – две литые броневые детали, с внутренней стороны которых приваривалась коробка с 5-мм стальными листами и пенополиуретановым наполнителем
См. также:
Средний танк Т-62. Музей отечественной военной истории в Падиково
Средний танк Т-62М. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева
Средний танк Т-62 образца 1961 года в музее «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
Опытная машина — танк Т-62 с автоматическим управлением трансмиссией. Саратовский музей боевой и трудовой славы
Средний танк Т-62, экземпляр №1 (309В019). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62, экземпляр №2 (204В001). Мемориальный Парк Победы в Казани
Средний танк Т-62МВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62М. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Средний танк Т-62 в Техническом музее, Тольятти
Средний танк Т-62, Бузулук
Т-64БВ – вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой «Контакт-1». Танк оснащён автоматической СУО 1А33-1, включающий в себя лазерный дальномер, баллистический вычислитель с датчиком входной информации, стабилизатор вооружения 2Э42 и комплекс управляемого вооружения (ПТУР) 9К112-1 «Кобра»
См. также:
Опытный средний танк «Объект 430», прототип Т-64. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ, Саратовcкий музей боевой и трудовой славы
Основной танк Т-64А образца 1967 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64А. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Основной танк Т-64А с тралом КМТ-5М в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-64А в музее «Боевая слава Урала»
Основной танк Т-64А. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-64Б у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-64Б1. Военно-патриотический парк «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-64Б1. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64БВК. Военно-патриотический парк «Патриот»
Командирский танк Т-64АК («Изд. 446»). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Командирский танк Т-64АК. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
ИК-прожектор уже на привычном месте, справа от пушки. Его перенесли в 1975 году, чтобы механик-водитель не вылезал из люка перед стволом пулемета
См. также:
Опытный основной танк «Объект 172М». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72АВ. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-72 «Урал». Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Основной танк Т-72 «Урал» образца 1973 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-72А. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у окружного дома офицеров, Екатеринбург
Основной танк Т-72 «Урал» (объект 172М) у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Танк Т-72 с тралом КМТ-7 в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-72 «Урал». Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72АВ. Военно-патриотический парк «Патриот», Подмосковье
Основной танк Т-72Б-1. Музей заповедник «Сталинградская битва», Волгоград
Основной танк Т-72М-1 в танковом музее «Panssarimuseo»
Т-72АВ (объект 176В) — в 1985 году начался выпуск модификации танка Т-72А с навесной динамической защитой «Контакт»
Ходовая часть каждого борта состоит из 3-х поддерживающих катков и 6 обрезиненных опорных катков. Опорные катки старого образца – с восемью выштамповками
На тыльной стороне башни хорошо виден ящик для перевозки лент к зенитной установке и табельного имущества
В качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс» на открытой турельной установке. Командир танка может вести огонь из ЗПУ только при открытом люке, наводя установку вручную, используя открытый прицел.
Защитный кожух ночного прицела. Наибольшая прицельная дальность стрельбы из пушки с помощью ночного прицела – 800 метров
Новинки появившиеся на Т-72А: лазерный прицел-дальномер ТПД-К1 и ночной прицел наводчика ТПН-3-49 работающий от подсветки прожектором «Луна-4»
Хорошо видна прорезь на стволе демилитаризованной пушки 2А46 (появилась на Т-72А вместо пушки 2А26М2 которой был вооружён Т-72 «Урал»)
«Туча» – унифицированная система запуска дымовых гранат с бронетанковой техники. Дальность пуска – около 300 м. Продолжительность интенсивного дымообразования – до 2,5 мин. Длина непросматриваемой дымовой завесы – 30-45 м, высота завесы – около 8 метров.
Ранний Т-80, смотровой прибор механика-водителя (ТНПО-160) по-прежнему один, как на Т-64А (на Т-80Б будет уже три прибора). ИК-прожектор Л-4Г – слева (по ходу движения) от пушки, как на Т-64
Предсерийный Т-80 (объект 219 сп2) — новая ходовая с обрезиненной беговой дорожкой и РМШ, обрезиненные катки, механическая планетарная трансмиссия.
А04БТ2422 (А - 1975 год, 04 - апрель, БТ - Ленинградский Кировский завод, серийный номер завода: 2422)
См. также:
Предсерийный танк Т-80. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80БВ в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-80Б в «Парке Победы», Новокуйбышевск
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80Б. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Основной танк Т-80Б. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Ц06БТ0109 (БТ - Ленинградский Кировский завод, Ц - 1987 год, 06 - июнь, серийный номер завода-производителя: 0109)
См. также:
Предсерийный танк Т-80. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80БВ в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-80Б в «Парке Победы», Новокуйбышевск
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80Б. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Основной танк Т-80Б. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Ж12ГТ2836 (Ж - 1990 год, 12 месяц - декабрь, ГТ - Омский завод транспортного машиностроения №174, серийный номер завода-производителя: 2836)
См. также:
Предсерийный танк Т-80. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80БВ в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-80Б в «Парке Победы», Новокуйбышевск
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80Б. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Основной танк Т-80Б. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы
"Комплексный тренажер членов экипажа танка Т-72 и его модификаций предназначен для обучения и тренировки экипажа танка Т-72 и его модификаций действиям при вооружении, стрельбе и вождении в различных погодных условиях, времени года и суток, без расхода боеприпасов, моторесурсов и горюче-смазочных материалов в условиях учебного класса. Вариант тренажера ТКНТСАЗ-172 кроме того предназначен для обучения всему циклу заряжения пушки. Тренажер представляет собой учебно-тренировочный комплекс, состоящий из модуля инструктора, модуля боевого отделения и модуля отделения управления. Тренажер характеризуется раздельной имитацией боевого отделения и отделения управления. На рабочем месте инструктора расположен пульт управления огнем для перехвата управления вооружением.
...
Вариант тренажера ТКНТСАЗ-172 сконструирован на базе стенда автомата заряжания с программным управлением конвейером, запоминающим устройством и подъемным механизмом пушки и отличается наличием трубчатого каркаса, полностью имитирующего объем боевого отделения танка. Тренажер характеризуется трехмерной компьютерной визуализацией полей зрения прицелов и приборов наблюдения и отображением поля зрения с внешней подвижной камеры на тактическое поле на рабочем месте инструктора."
Модульный комплексный тренажер экипажа танка Т-72 и его модификаций