Навигация по странице:
Основной танк Т-80БВ
Основной танк Т-72 «Урал» выпуска 1978 года
Основной танк Т-72 «Урал» выпуска 1976 года
Основной танк Т-64Б1
Многоцелевой транспортёр МТ-ЛБ
Боевая машина пехоты БМП-1
Командно-штабная машина БМП-1КШ
Бронетранспортёр БТР-70
Разведывательно-дозорная машина БРДМ-2
Месторасположение: Саратовская область, город Энгельс, 51.446802° 46.075367°
Дополнительно:
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот», Московская область
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Оренбург. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке им. Фрунзе
Мемориальный Парк Победы в городе Казани
Военная техника у окружного дома офицеров и штаба ЦВО, Екатеринбург
Прочая техника в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Авиационная техника в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Бронетехника в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-80БВ отличается от предыдущей модификации Т-80Б пушкой 2А46М-1, системой управления огнём 1А33-1 и динамической защитой «Контакт-1». С 1985 по 1989 годы на Омском танковом заводе выпущено около пяти тысяч таких машин. По мере износа Т-80БВ уходили на хранение. Однако, "восьмидесятки" не сняли с вооружения. Начиная с 2019 года в войска пошли машины модификации Т-80БВМ. Они получили пушку 2А46М-4 с улучшенным механизмом заряжания, многоканальный прицел «Сосна-У», ГТД-1250 мощностью в 1250 л.с. и динамическую защиту «Реликт». Правда объём выпуска этих боевых машин относительн невелик. К началу 2022 года согласно данным "The Military Balance" в строю имелось 310 T-80БВ/У и 170 T-80БВМ.
На базах резерва Урала и Сибири находилось около 3000 T-80Б/БВ/У. Летом 2022 года их начали снимать с хранения, восстанавливать и отправлять в воинские части, участвующие в СВО.
Google Earth показывает всем желающим радикальное сокращение фондов хранения центральных баз резерва танков: 111-й (Комсомольск-на-Амуре), 769-й (Улан-Удэ), 1311-й (Верхняя Пышма), 22-й (г.Буй, Костромская область), 2544-я (Козулька), 1295-я (Арсеньев), 349-я (Топчиха), а также баз хранения и ремонта: 227-й (ст. Дивизионная, Бурятия), 103-я (Шилово). С зарубежными OSINT-данными по динамике численности машин на хранении может ознакомиться любой желающий.
На бортовом экране надпись "42-я Гвардейская Смоленская Краснознамённая армейская тяжёлая танково-самоходная бригада". Почему указана именно эта воинская часть — неизвестно.
Выемка на скуле башни под установку ИК-прожектора Л-4A обеспечивающего работу ночного прицела ТПН3-49. В эпоху массового применения тепловизоров работающий ИК-прожектор демаскирует технику.
Танковый экипаж участвоваший в отражении атаки на Запорожском направлении: командир танка Расим Баксиков, механик-водитель Александр Леваков, наводчик-оператор Алексей Неустроев
ГТН-12 — блок управления ПТУР. Т-80БВ: дымовые гранатомёты перенесены с лобовой части башни на борта.
В медиапространстве появилась соответствующая реакция на эти события. В качестве характерного примера благожелательного отклика на применение восстановленных танков можно привести публикацию Павел Воронов, "Зачем Россия воскресила танк Т-80 как «специальное оружие для СВО». Раньше было лучше?". Цитата:
"Т-80 был более дорогой и сложной машиной — Россия в 1990-е уже не могла позволить себе такой танк, поэтому предпочла развивать платформу Т-72 в лице танка Т-90. Далее было неудачное использование Т-80 в Первой Чеченской войне, где потери дорогих машин окончательно убедили в большей рациональности Т-72.
...
Ход СВО показал, или точнее ярко проявил многие недостатки платформы Т-72. Проблема в том, что это мобилизационный танк — очень простой и дешёвый, что плохо в ряде важных моментов. Выигрывая у Т-80 немного в бронировании, у Т-72 хватало и недостатков в сравнении.
...
Это только некоторая часть, но она хорошо показывает важный нюанс:
Т-72 — это машина в идеологии массового группового применения, где ходовые качества и «дуэльные» характеристики не важны. Важна общая «ударная масса».
Т-80 — это более универсальная боевая машина, которая может хорошо себя зарекомендовать (что уж там, уже зарекомендовала) в более сложных и динамичных конфигурациях боя. В первую очередь речь о противостоянии натовским машинам, поступающим на оснащение ВСУ.
Вдобавок Т-80 может лучше себя проявлять в городских боях, за счёт скорости быстро выходить на огневой рубеж и так же быстро прятаться в застройку (за счёт задней скорости). Эти же характеристики хороши в формате «танк в обороне» — машина может использовать укрытия, наносить удары, уходить на перезарядку, менять позиции. То же справедливо и в условиях использования естественных укрытий.
Короткое время нахождения в поле зрения противника снижает шансы поражения Т-80 противотанковыми вооружениями ..."
В правом нижнем углу заднего листа приварена металлическая заплатка неизвестного назначения. Отсутствует решётка выхлопного устройства ГТД.
Полное отсутствие обвеса (ящики для имущества экипажа и противогазов, короба с патронами, запасные траки), а также воздухопитающей трубы на корме башни
Мелкозвенчатая гусеница с передачей усилия через скобы, которые закреплены на концах пальцев, с резинометаллическим шарниром и резиновой беговой дорожкой
Элементы навесной динамической защиты не установлены, видны бонки для их крепления. Приборы наблюдения механика-водителя сняты.
Обратная связь участников боевых действий по "восьмидесяткам" в зоне СВО действительно положительная. Приведу фрагменты из мини-интервью (июнь 2022 года) опубликованного в Немного о Т-80БВМ — ПТСР Team:
Какие основные недостатки Т-80 БВМ?
— Все зависит от того, какую роль играет танковая группа. Как показала практика, скорость «коробочки» напрямую влияет на ее выживаемость. Если те же экземпляры в виде Т-72Б и Т-72Б3 в ходе боев в городской застройке имели очень внушительные потери, то группа «80-х» за 3 месяца операции потеряла только один танк.
Безусловно, обслуживать смешанные группы — это ад для обеспечения, но в них и нет необходимости. На поздних этапах операции машины использовались для абсолютно разных задач. Никаких нареканий по надежности машин не было, выдерживали больше, чем должны были. Движение на Т-80 БВМ намного тише и плавное, что и давало возможность проводить молниеносные атаки.Основной недостаток машины это устаревший тепловизионный прицел на котором любой террикон фонил, и большой расход топлива.
По личному опыту: какие бы боеприпасы необходимо доработать или создать?
— Больше 10 снарядов в броне не было никогда. Ещё по опыту боев вокруг Донецкого аэропорта мне известно, что происходит с боевой машиной, когда она до отказа забита боекомплектом. Когда с этажа в лючок командира прилетает снаряд от РПГ, и башня улетает на 3 этаж терминала. Наши визави решили проигнорировать эту простую истину и были забиты всегда до отказа, за что и были прозваны среди подразделения «стадом леммингов».
Кроме «Манго» в начале операции ничего не было, боекомплект тратился настолько быстро, что восполнить его не было возможности. Насчёт «длинной руки» отвечу насколько смогу лаконично.
Можно, но запарно. Производить вычисление, чтобы попасть по закрытой стоячей цели (не дай Бог ещё и движущейся), крайне неудобно, и заставляет придумывать велосипед на месте, исходя из особенностей местности.
Крайне необходимы бетонобойные виды вооружения с учетом методичек НАТО по возведению фортификационных сооружений.
Наблюдение. Выполняли ли задачи ночью?
— Выполнение задач глубокой ночью бронетанковыми соединениями эффективно только в случае работы с закрытых позиций. В идеальном раскладе, если танковая группа выдвигается на штурм, лучше это делать в 2-3 часа ночи и дойти до точки начала ведения боя к сумеркам. Прицельное оборудование устаревшее, под замену. Но на этапе борьбы с танками СССР, хоть и модернизированными, это не критично.
Танковые дуэли?
— Танковые дуэли на этом ТВД очень востребованы с нашей стороны, и мы их пытаемся навязывать. Превосходство в скорости заднего хода и возможности заходить к врагу в борта даёт нам возможность не проигрывать эти дуэли вообще никогда. А так как украинские танки поголовно забиты боекомплектом до отказа, больше одного попадания не нужно.
Насчёт стойкости к отечественному — на твёрдую 5-ку. Насчёт западных сложнее, так как возможности отработать по нам мы не давали.
Как себя показали дополнительные тканевые экраны?
— На нашей машине к текущему моменту их уже не осталось. Но, судя по всему, по нам из чего-то зарядили при зачистке посёлка «З.», и они нас спасли. Работает.
На верхнем лобовом листе номер Е06БТ4262. Танк выпущен на Ленинградском Кировском заводе в июне 1988 года.
Под плитой МТО должна находиться газотурбинная силовая установка ГТД-1000ТФ (1100 л.с. и расход топлива 460 литров на 100 км пути по дороге с твердым покрытием)
На верхнем лобовом листе номер Е06БТ4262. Танк выпущен на Ленинградском Кировском заводе в июне 1988 года. Что касается прочих идентификаторов: рядом с люком механика-водителя и на боковине выхлопного устройства ГТД выбит номер корпуса Е35ИТ0547 (Ижорский завод). На башне — Е34ИТ2442.
См. также:
Предсерийный танк Т-80. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Опытный основной танк «Объект 219А». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80У, «Объект 219АС». Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Основной танк Т-80 («Объект 219 сп. 2», №А04БТ2422). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ц06БТ0109). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ (№Ж12ГТ2836). Военно-патриотический парк «Патриот»
Основной танк Т-80БВ. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-80БВ у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-80БВ в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-80Б в «Парке Победы», Новокуйбышевск
Основной танк Т-80Б. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Основной танк Т-80Б на центральной набережной Волгограда
Основной танк Т-80Б. Музей техники Вадима Задорожного
Основной танк Т-80Б. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Основной танк Т-80Б. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
Основной танк Т-80УД «Береза» образца 1985 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
Основной танк Т-80УД в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-80УК в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Под крышей силового отделения многотопливный дизельный двигатель В-46 (V12, 780 л.с. при 2000 об/мин.). Установлен перпендикулярно продольной оси танка на фундаменте, приваренном к днищу
Отличительные признаки Т-72 «Урал». Впереди — узкий защитный кожух оптического прицела-дальномера ТПД2-49, а за ним — бронировка ночного прицела ТПН-1.
Головка базовой трубы стереоскопического прицела-дальномера ТПД2-49 со стабилизированной линией прицеливания в вертикальной плоскости. Прицел позволял наводчику не терять цель во время заряжания пушки, когда она автоматически устанавливалась на угол заряжания.
Воздухопитающая труба оборудования для подводного вождения (ОПВТ) и место её установки — лючок на крышке люка наводчика
Заводской номер Д02ВТ1307 — танк выпущён Уралвагонзаводом в феврале 1976 года. Клеймо 1РИ — кап.ремонт на Харьковском 115 БТРЗ. На кормовой нише, ниже лючка выброса поддонов гильз выбит номер отливки башни: А10НТ6398 (Челябинский завод №200). УВЗ выполнял финальную сборку, получая по кооперации отливки башен и множество комплектующих от других заводов. С годами процент собственных, нижнетагильских, отливок возрастал.
Заводской номер Д02ВТ1307 — танк выпущён Уралвагонзаводом в феврале 1976 года. Клеймо 1РИ — кап.ремонт на Харьковском 115 БТРЗ.
Люк механика-водителя. Бесследно исчезли два наклонных щитка для защиты смотровых приборов механика-водителя от грязи
Опухшее основание командирской башенки. С другой стороны оно вообще сварено из сегментов листа. Такое ощущение, что её наспех пересаживали с другой машины.
Отличительные признаки Т-72 «Урал». Впереди — узкий защитный кожух оптического прицела-дальномера ТПД2-49, а за ним — бронировка ночного прицела ТПН-1.
Причина появления модификации Т-64Б1: слабость советской радиоэлектронной промышленности и дороговизна комплекса управляемого вооружения 9К112 «Кобра». Это промежуточный вариант — танк на 40% дороже Т-64А, однако на 18% дешевле Т-64Б с его «Коброй».
Ради удешевления на Т-64Б1 пришлось отказаться от станция наведения ТУРС и от управляемых ракет. Однако у него сохранилась система управления огнем 1А33 и возможность быстрой доустановки КУВ.
С 1985 года танки Т-64Б и Б1 оснащались навесным комплексом динамической защиты «Контакт». В связи с установкой динамической защиты пусковые установки 902Б «Туча-2» перенесли с лобовой части башни на её левый борт, также изменили расположение ящиков с изолирующими противогазами АТ-1.
Однако конкретный танк не имеет следов такой модернизации — на броне не видно бонок для крепления навесной ДЗ.
Характерные черты Т-64Б1: отсутствуют ГТН-12 станция радионаведения танкового управляемого ракетного снаряда 9К112 «Кобра» и дальномерная труба на правой части башни
Танк с заводским номером К10ЕТ09110 выпущен Харьковским заводом имени Малышева в октябре 1982 года. В передней части башни, сразу за пушкой, выбит номер отливки башни К07ЮТ9281 - июль 1982 года, Мелитопольский металлургический завод. Номер башни в сборе К10ЕТ09148 можно увидеть возле антенны (октябрь 1982 года, Харьковский завод).
С 1973 года все модификации Т-64 оснащались оборудованием для самоокапывания и установки минного трала
Отверстия в траках и промежутки между ними. Ажурная гусеница за счет продавливания грязи не забивается до состояния скользящей лыжи, а сохраняет сцепные свойства с грунтом.
См. также:
Опытный средний танк «Объект 430», прототип Т-64. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Опытная машина — танк Т-64 с газотурбинным двигателем ГТД-3ТЛ, Саратовcкий музей боевой и трудовой славы
Основной танк Т-64А образца 1967 года. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64А. Выставка военной техники в парке Сад Победы, Челябинск
Основной танк Т-64А с тралом КМТ-5М в Техническом музее, г.Тольятти
Основной танк Т-64А в музее «Боевая слава Урала»
Основной танк Т-64А. Музей отечественной военной истории в Падиково
Основной танк Т-64Б у штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
Основной танк Т-64Б1. Военно-патриотический парк «Патриот», Энгельс
Основной танк Т-64Б1. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Основной танк Т-64БВК. Военно-патриотический парк «Патриот»
Командирский танк Т-64АК («Изд. 446»). Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Командирский танк Т-64АК. Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34». Шолохово
Заводской №38410039Б. Буква "Б" указывает на страну-производителя Болгарию с её собственной системой нумерации.
См. также:
Многоцелевой транспортер МТ-ЛБ. Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева. Ростовская область, Аксай
Бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБу в Техническом музее. г.Тольятти
Бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ в Техническом музее. г.Тольятти
Бронетранспортёр МТ-ЛБ в Саратовском музее боевой и трудовой славы
Многоцелевой плавающий бронетранспортёр МТ-ЛБ. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Многоцелевой плавающий бронетранспортёр МТ-ЛБу. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
Многоцелевой транспортёр лёгкий бронированный МТ-ЛБ в парке Сад Победы, Челябинск
Многоцелевой транспортёр МТ-ЛБ в военно-историческом парке «Патриот», Энгельс
П03АТ0342 — номер машины выпущенной Челябинским тракторным заводом в марте 1972 года. Номер корпуса: П02НТ3688
Вместо орудия и пулемёта командно-штабная машина получила телескопическое антенно-мачтовое устройство (у экспоната отсутствует)
В комплекте возимого вооружения имеется 7,62-мм единый пулемёт ПК. Огонь из пулемёта может вестись через амбразуру в кормовой двери
Машину С10ЛТ6349 (номер на правой скуле в носу) выпустили в октябре 1980 года ещё на Горьковском автомобильном заводе. С 1981 года производство перенесли на Арзамасский завод автомобильных запчастей. На корме бронетранспортёра — номер корпуса С10АТ5739. Код АТ принадлежит Выксунскому заводу корпусов, который до сих пор обеспечивает Арзамас бронекопусами.