Навигация по странице:
Вход в артблок батареи
Бетонный колодец башни №2
Бетонный колодец башни №1
Рубка левого (запасного) КДП 35-ой ББ
Корабельная 75-мм/50 пушка Канэ в орудийном дворике
Артефакты, найденные при раскопках на территории береговой батареи
Фрагмент рубки сторожевого катера МО-4
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G
Автомобильная техника периода Второй мировой войны
Месторасположение: Севастополь, бухта Казачья, Аллея защитников 35-й батареи, № 7
Официальный сайт: 35–я береговая батарея
Дополнительно:
Севастополь. Возвращение на 35-ую береговую батарею.
Музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея». Севастополь
Балаклавский подземный музейный комплекс
Подземный Севастополь (Объект С-2)
Брестская крепость
Форт «Великий князь Константин». Кронштадт
Музей современной фортификации в спецхранилище МИД СССР
Фортификационные сооружения «Линии Сталина», Минск, Республика Беларусь
Форт №3 «Король Фридрих Вильгельм I» (Кведнау)
Форт №5 «Фридрих Вильгельм III» (Шарлотенбург)
Форт №8 «Фридрих I» (Кальген)
Форт №11 «Donhoff» (Зелигенфельд). Калининград
Музей оборонительной линии «Салпа»
В 2004-2007 годах мне довелось несколько раз основательно пройти по казематам 35-й батареи и её окрестностям. Миновало 15 лет. Фотоснимки и описание, как периода строительства, так и боевых действий по-прежнему хранятся вот здесь: Возвращение на 35-ую береговую батарею. Добавить к ранее сказанному нечего. На новой же странице — только изменения, отмеченные по состоянию на апрель 2022 года.
Батарея состояла из двух бетонных блоков, соединенных бетонированной потерной, в каждом блоке была установлена 305-мм двухорудийная башенная установка. Вход в блок второй башни, являвшийся главным входом в батарею, был выполнен в виде коленчатого сквозника и оборудован двустворчатыми броневыми воротами.
Амбразуры, предусмотренные первоначальными проектом, при достройке переоборудованы в воздухозаборники приточной вентиляции блока 2-й башни и заделаны бронеколосниками.
Вход в артблок батареи осуществлялся через сквозник и газовый шлюз с санпропускником. Блок первой башни отдельного входа не имел и соединялся с блоком второй башни бетонированной потерной. После войны левый вход в сквозник был заложен кирпичной кладкой. При музеефикации батареи кладка убрана.
Башенный колодец башни №2 в верхней части был облицован броневой кирасой толщиной 305 мм (не сохранилась). Каждая башня состояла по высоте из трех отделений – боевого, рабочего и перегрузочного. Уступ бетонный стены — место расположения опорного кольца башни.
Два пороховых полузаряда, фугасные 305-мм снаряды обр.1911 года производства России (1)и США (2) к 305мм/52 пушкам МА. Меньшего размера — практическое ядро обр.1911 года (3). Выход труб системы подачи полузарядов из левого погреба. Восстановлены крепления створок системы подачи.
При расчистке грунта на поверхности бетонного массива обнажились железнодорожные рельсы, использовавшиеся в том числе, в 1941 году для транспортировки запасных стволов орудий из Казачьей бухты.
Фугасный 305-мм снаряд обр.1911 года (производство России) уложен напротив выхода системы подачи из правого снарядного погреба артиллерийской башни №1. На ББ-35 снаряды и заряды выталкивались из погребов в перегрузочное отделение по специальным трубам.
В ночь на 02 июля 1942 два последовательных взрыва глубинных бомб и взрывчатки разрушили башенные установки и почти на метр приподняли массив перекрытия блока.
КП береговой батареи №723 (4 орудия Б-13, калибра 130 мм) установленной после войны на мысе Херсонес и разоруженной в 1960г.
Рубка левого (запасного) КДП 35-ой ББ подорвана личным составом в ночь на 2 июля 1942 года. После войны не восстанавливалась. С артиллерийскими блоками КДП был связаны патерной, проложенной с помощью горно-проходческих механизмов и взрывов на глубине 20 метров через скальный массив. Потерна имела ответвление, которое вело к обрывистому берегу и служило одновременно для прокладки труб канализации и дренажа, а также, как запасной выход.
Достоверно известно? что в 1974 году металл был еще цел, а на внутренней поверхности еще в начале 1980-ых годов были хорошо видны следы толстого слоя белой масляной краски. Слухи описывают процесс разрушения примерно одинаково: какой-то прапорщик из стоящей поблизости бригады морской пехоты ЧФ в 1975-1976 годах резал броню рубки автогеном для сдачи на металлолом.
Заваренное отверстие в тыльной части броневого стакана, подтверждает "корабельное" происхождение этой рубки. Для береговой батареи никто не стал бы резать такой проём, а вот у рубки линкора типа "Измаил" там должны быть броневая дверь. Кроме того совпадают размеры с проектом боевой рубки ЛК типа "Измаил" (диаметр: 360 см, толщина брони: 40 см).
Левый (запасной) командно-дальномерный пост. Гладкие листы — новодел, призванный скрыть следы резки бронерубки в начале 1980-ых годах.
В 1930-ых годах, на батарее установили стереоскопические цейссовские дальномеры 10- и 6-метровой базы. На левом и на правом КДП они стояли в открытых двориках. Планируемая модернизация батареи предусматривала строительство дальномерных рубок.
Первоначально гравий и бетон были скрыты землей, но в 1988-1989 годах, когда левый КДП пытались переоборудовать под сейсмолабораторию, то бетонный массив вокруг рубки отрыли бульдозером.
Сооружение непонятного назначения — это, скорее всего, выход вентиляции из потерны, ведущий с батареи к левому КДП
Один из двух стволов 100-мм артиллерийской установки Б-24-БМ, найденных на территории батареи при реконструкции
История экспоната берёт начало в далёком 1943 году. Именно тогда немецкий транспорт ушёл на дно Чёрного моря, унося с собой и несколько немецких самоходных установок StuG 40 Ausf.G. Обстоятельства потопления, а также возможные причины гибели судна изложили Мирослав Морозов и Александр Скробач в своей работе "Загадки гибели охотника Uj-102 и транспорта «Санта Фе»". Цитата:
"В октябре 1943 г. в результате успешного наступления на Левобережной Украине, советские войска вышли к Перекопу, отрезав в Крыму 17-ю немецкую армию. Снабжение почти 200-тысячной вражеской группировки почти целиком легло на немецко-румынский военно-морской флот, испытывавший большую нехватку кораблей и судов. Ввиду этого проводка любого крупного транспорта из портов западной части Черного моря в Севастополь выливалась в целую конвойную операцию, а любая потеря переживалась крайне болезненно.
Ранним утром 23 ноября к крымскому берегу в районе мыса Евпаторийский подошли корабли конвоя «Вотан»: транспорта «Санта Фе» (4627 брт) и «Лола» (1193 брт), в охранении румынских эсминца «Марасешти», минного заградителя «Адмирал Мурджеску» и немецких моторных тральщиков R-165, R-197, R-209. Согласно документам на борту «Санта Фе» находилось 1278 тонн разнообразных военных грузов, среди них, штурмовые орудия StuG III (скорее всего одна из батарей 279-й бригады ШО), боеприпасы для ВВС, бензин и ракеты, снаряженные веществом «Нейтралин».
Согласно отчету старшего лейтенанта Росбунда, немецкого офицера связи на румынском эсминце, в 05.47 в точке 450 05,9‘ с.ш./330 17,6 в.д. на „Санта Фе“, шедшем в 200 м позади «Марасешти», произошел взрыв. «След торпеды – отмечал немецкий офицер в своем рапорте, — не был замечен ни с левого, ни с правого борта. По моему наблюдению, вода подброшена взрывом с обеих сторон парохода почти на одну высоту, так что мне показалось, что речь идет о взрыве под кораблем или внутри него. Судя по этому взрыву, мне кажется, что обычное поражение торпедой исключено, так что мне представляется возможным поражение миной. Не исключена возможность торпеды с магнитным взрывателем, которая могла взорваться под кораблем». Последующие события начали развиваться с нарастающей быстротой: спустя две минуты внутри судна послышался новый взрыв, из 1-го люка происходит выброс пламени, которое сразу же охватывает носовую часть. Горящий пароход разворачивает носом на ветер, в результате чего пожар распространяется на все судно. Из-за этого, а также того обстоятельства, что экипаж начал самостоятельно покидать «Санта Фе», планировавшаяся было буксировка, становится невозможной. Наконец, в 06.36 внутри транспорта происходит внутренний взрыв, расколовший его на части. Они мгновенно погружаются в море. По окончательным данным при катастрофе погибло 28 человек, спасено – 78, в том числе, 11 тяжелораненых."
Останки судна и его груза покоились на дне моря до начала XXI века, когда у крымских берегов началась мутная история. Некая организация вознамерилась поднять груз «Санта Фе», привести его в товарный вид и продать за желанную валюту каким-нибудь заграничным покупателям.
"Более 50 лет пролежал транспорт на дне Черного моря, пока во второй половине 90-х гг. им не заинтересовались коммерсанты. «Санта Фе» затонул на небольшой глубине в районе Евпатории, причем некоторая часть груза уцелела и находилась в довольно хорошем состоянии. Были изысканы средства для проведения работ – все расходы на себя взяло севастопольское ООО «Готик», которое и организовало подъем техники. Для работ на дне привлекли водолазов, для подъема техники арендовали плавкран и несколько небольших судов.
Работы начались летом 2000 г., «трофеи» доставляли в Стрелецкую бухту Севастополя, где их реставрировали и готовили к продаже. Весь «товар» предназначался для западных музеев и частных коллекционеров. Первую партию собирали из наиболее хорошо сохранившихся образцов. В нее вошли две САУ и две зенитки, причем одну из самоходок перевезли к Северному доку для восстановления, где её и застал запрет властей на проведение работ. В результате САУ попросту утопили там же. Дальнейшая судьба «невезучей» машины автору неизвестна. Однако запрет действовал недолго, и вскоре на поверхность извлекли вторую и третью партии, которые состояли исключительно из зениток. Лишь в четвертой партии смогли поднять еще одну САУ и несколько пушек. Эта партия стала последней, больше работы на «Санта Фе» не проводились.
Всего удалось поднять три самоходки и более десятка зенитных орудий, а продать – две САУ и семь пушек. Остальные до сих пор ржавеют на берегу Стрелецкой бухты и их дальнейшая судьба неопределенна. По имеющейся информации, государственные структуры Украины не проявили ни малейшего интереса к находкам на «Санта Фе» и сохранению для потомков образцов боевой техники минувшей войны."
Источник: Алексей Царьков, "Трофеи с «Санта Фе»" («Флотомастер» №5/2004)
Интерес к подъёму теоретически оставшихся на дне StuG угас ещё в начале 2000-ых годов. Во-первых, выяснилось, что со стороны частных коллекционеров и западных музеев невелик спрос на эти распространённые машины.
Во-вторых, потенциальных спасателей груза погибшего транспорта отпугивала сложность мероприятия. Она обусловлена проведением на «Santa Fe» в послевоенное время взрывных работы по ликвидации взрывоопасных веществ. Место гибели корабля представляет собой груды покорёженного металла разбросанные на площади примерно 250х300 метров. Корпус судна основательно разрушен, повсюду торчат фрагменты шпангоутов, куски обшивки. Хорошо сохранились только нос корабля. Оторванная корма находится чуть поодаль.
В-третьих, штурмовые орудия существуют лишь в виде отдельных фрагментов. Даже у наиболее целых экземпляров, поднятых со дна Чёрного моря в 2000 году, состояние далёкое от удовлетворительного. На крайне редких фотографиях с подъёма заметна нехватка у САУ не только обвеса и противокумулятивных экранов (schurzen), но и куда более прочных деталей, например, крыши рубки.
В-четвёртых, сложности с реализацией добытого, в том числе с вывозом за границу, отбили бы у любого предпринимателя охоту вкладывать деньги в работу с непредсказуемым результатом.
Перед посетителями музея одна из самоходок с «Santa Fe», удачно застрявшая в Севастополе. Обратите внимание что для ее мало-мальской комплектации использовали ствол 120-мм миномёта. Про комплектность располовиненной машины и речи быть не может.
Если вам любопытно посмотреть на StuG с «Santa Fe», уехавший в Великобритании, то пройдите по ссылке:
Sturmgeschutz III – Sd.Kfz.142 Ausf. G.
Это вторая из поднятых с «Santa Fe» самоходок, которую вывезли из Крыма сначала в Польшу, затем в Великобританию, где её восстановили в The Weald Foundation, Yalding, Kent. Штурмовое орудие в отличном состоянии, на ходу, покрыта циммеритом, оснащена бортовыми экранами и штатным обвесом. При желании на youtube можно отыскать видеозапись пуска двигателя с помощью заводной рукоятки и движения этой машины.
Весной 2018 года ещё один, третий, отреставрированный StuG с «Santa Fe» появился в экспозции Технического музея Вадима Задорожного.
См. также:
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.G. Военно-патриотический парк «Патриот»
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.F/8. Военно-патриотический парк «Патриот»
Самоходная установка StuG III Ausf.F8. Военный музей (Војни музеј), парк Калемегдан. Белград, Сербия
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG IV. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка tuG 40 Ausf.E. Музей техники Вадима Задорожного
Немецкая самоходная установка StuG 40 Ausf.G. «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов
Самоходные артиллерийские установки StuG III Ausf.G , Ps.531-48 в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-45 в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-19 «Marjatta» в музее «Panssarimuseo»
Самоходная артиллерийская установка StuG III Ausf.G, Ps.531-57 в музее «Panssarimuseo»
Cамоходная установка StuG 40 Ausf.G. Музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея», Севастополь
7,5-cm САУ StuG III Ausf.F, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области