Советские самоходные артиллерийские установки. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1. Официальный сайт Танковый музей Кубинка. Проезд пригородным поездом от Белорусского вокзала до станции Кубинка, далее – на маршрутном такси №59 до остановки «Танковый музей».

Штурмовое орудие СУ-152 (код ГАБТУ – объект 236)

"Дебютировала СУ-152 в июле 1943 года на Курской дуге. На северном фасе в резерве находился 1541-й САП под командованием гвардии майора А.Ф. Санковского. Стоит отметить, что в номенклатуре боеприпасов для СУ-152 бронебойные снаряды отсутствовали, но от этого немецким танкистам было не легче. За период с 8 по 18 июля 1541-й САП отчитался о 7 уничтоженных «Тиграх», 39 средних танках и 11 самоходных установках противника. В некоторых публикациях 10 САУ из этого числа превращаются в 10 «Фердинандов», но авторам таких сенсаций все же стоит урезать осетра. Тем не менее, результаты более чем впечатляющие, особенно для дебюта. Именно за такие бои СУ-152 и получила прозвище «Зверобой». Прозвище это вполне официальное, и применялось оно именно к СУ-152.
...
Тяжелые самоходные артиллерийские полки, оснащенные СУ-152, сыграли важную роль в операциях лета 1943 – весны 1944 года. Многие из полков стали гвардейскими. К лету 1944 года большинство полков получило на вооружение более совершенные ИСУ-152. Тем не менее, в отдельных частях СУ-152 прослужили до начала 1945 года. Одной из них был 268-й гв. САП. К началу Львовско-Сандомирской операции эта часть имела смешанный состав. В полку одновременно находились и СУ-152, и ИСУ-152. Одной из СУ-152 командовал гвардии лейтенант С.А. Стычинский, к тому моменту имевший богатый боевой опыт. 15 июля 1944 года его экипаж в одиночку сразился с группой немецких танков, уничтожив 5 из них. По словам Сергея Александровича, успеху сопутствовало грамотное использование холмистой местности. Машина выкатывалась на вершину холма, делала выстрел и тут же уходила назад. Позже вехами боевого пути Стычинского были взятие Львова, сражения в Польше, и, наконец, победный май 1945 года.
До сегодняшнего дня сохранились всего три СУ-152. Две машины находятся в Польше, еще одна представлена в экспозиции парка «Патриот». Долгий срок разработки тяжелой САУ не оказался напрасной тратой времени. Хотя «истребителем ДОТ-ов» эта машина так толком и не стала, из неё получился крайне опасный противник для любого немецкого танка. В этом отношении СУ-152 стала лучшей из советских боевых машин, выпускавшихся крупной серией в 1943 году."
Источник: Из штурмовых САУ – в истребители танков | Военно-исторический портал Warspot.ru

Штурмовое орудие СУ-152 (код ГАБТУ – объект 236), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Штурмовое орудие СУ-152 (152-мм гаубица-пушка МЛ-20С на базе КВ-1С)

 , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Защита щели, образовывавшейся при большом угле возвышения орудия, между щитом и рамкой

 , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ходовая часть – наглядно видно сходство с КВ. Опорные катки такие же как на поздних КВ

Штурмовое орудие СУ-152 (код ГАБТУ – объект 236), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Рубка САУ – левый борт

"К настоящему времени на территории России сохранилась всего одна самоходная установка СУ-152. Находится она в Кубинке, машина выпущена в июле 1943 года. Выпускавшиеся с этого момента СУ-152 претерпели некоторые изменения. Поручень на кормовом листе рубки стал крепится не на двух, а на трех опорах. Еще одно конструктивное изменение самоходные установки получили одновременно с КВ-1с. Были изменены выхлопные патрубки, которые получили более короткую и лучше защищающую бронировку. В таком виде СУ-152 выпускалась до конца сентября 1943 года."
Источник: СУ-152 из Кубинки: yuripasholok

Тяжёлая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152 «Объект 241»

См. также: эта же САУ одной из последних производственных серий в экспозиции подмосковного парка «Патриот».

Тяжёлая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152 «Объект 241», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

САУ выпущена на Ленинградском Кировском заводе в 1947 году в числе последних пятидесяти машин этого типа.

Тяжёлая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152 «Объект 241», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Серийный номер 704Б224

Тяжёлая самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152 «Объект 241», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Машина прошла ряд доработок в ходе послевоенных модернизаций. Самый явный признак ИСУ-152М - новая ходовая часть. Гусеницы могли разные поставить, но крышки на опорных катках и направляющем колесе - на десяти болтах, а не на пяти, как было на машинах не прошедших модернизацию.

См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань
ИСУ-152 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
ИСУ-152 у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2», код ГАБТУ – объект 704)

"В истории танкостроения нередки случаи, когда вполне удачный образец бронетанковой техники появлялся слишком поздно, чтобы стать серийным. Особенно часто такое происходило на заключительном этапе Второй мировой войны, когда часть военных программ урезали ввиду окончания боевых действий. Таким «неудачником» стала и советская самоходная установка Объект 704, которая разрабатывалась под заводским индексом «Кировец-2». Эта машина была существенным шагом вперёд по сравнению с ИСУ-152, но окончание войны и пересмотр военными требований к тяжёлым САУ не оставил Объекту 704 шансов на попадание в серию."
Источник: Юрий Пашолок, "Опоздавший сменщик"

"Это самоходная артиллерийская установка была разработана на базе ИС-3, пойди она в серию, могла оказаться самой лучшей среди тяжелых САУ своего времени. В отличие от ИС-3, который первое время имел проблемы с перегревом системы охлаждения, конструкция Объекта 704 была улучшена, и на испытаниях температура была на уровне ИС-2. Да и сама по себе машина была очень неплоха. Вот только пока самоход испытывали, военные снова навернули универсальный губозататыватель, и самоходка стала "устаревшей"."
Источник: Не попавшая в амплитуду: yuripasholok — ЖЖ

Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2», код ГАБТУ – объект 704), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Штурмовое орудие ИСУ-152 обр.1945г (152-мм гаубица-пушка МЛ-20СМ на базе ИС-2)

"Оценка боевого отделения «Кировца-2» оказалась такой же, как у испытателей НИБТ Полигона. Удобство работы механика-водителя признали более высоким, чем на СУ-152 и ИСУ-152, причём это касалось не только вождения, но и доступа. Ещё более высокой оценки удостоилось место командира. В отличие от СУ-152 и ИСУ-152, он сидел по ходу движения машины, а не боком. Существенно выше оказалась обзорность, похвалили и люк, вращавшийся вокруг своей оси. Наводчик также получил более удобное рабочее место.
Хуже была ситуация с заряжающими. Комиссия признала, что из 20 снарядов удобно заряжать 12, находящихся на левом борту. До остальных было добираться сложнее, впрочем, аналогичные проблемы имелись и у ИСУ-152. С точки зрения заряжающего наклонные борта рубки признали плохой идеей, поскольку уменьшался боекомплект. Комиссия предлагала от рациональных углов наклона отказаться. Наименее удобными оказались условия работы замкового (впрочем, стоит отметить, что у ИСУ-152 наблюдались похожие трудности).

Самоходную установку «Кировец-2» и орудие МЛ-20см признали выдержавшими испытания. В планах НИБТ Полигона появился пункт о проведении ходовых испытаний, но драгоценное время было потеряно. К концу 1945 года в ГБТУ КА и ГАУ изменились требования как к тяжёлым САУ, так и к орудиям, которые требовалось на них ставить: военные, что называется, спали и видели тяжёлую самоходку на базе Объекта 701. На ИС-3 в ГБТУ КА смотрели косо ещё весной 1945 года, считая этот танк вчерашним днём. Лишь проблемы с доводкой Объекта 701 привели к благоразумному решению запустить ИС-3 в серию. Весной-летом 1945 года, на фоне военной ситуации, «Кировец-2» ещё имел шансы пойти в серию, но к концу года ситуация изменилась.
Выпуск тяжёлых САУ сворачивался, советские танкостроители начали думать на перспективу. Этой перспективой являлось шасси Объекта 701, который в апреле 1946 года приняли на вооружение как ИС-4. В таких условиях «Кировец-2» потерял какие-либо шансы на запуск в серию. Позже стало понятно, что ИС-4 не получился, а мечты о САУ на его базе не пошли дальше проектов и масштабных макетов. В результате следующей тяжёлой САУ стал Объект 268, который отчасти повторил судьбу «Кировца-2»: проволочки привели к тому, что и у этой машины не оказалось ни единого шанса на серийный выпуск.
"
Источник: Юрий Пашолок, "Опоздавший сменщик"

См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань
ИСУ-152 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
ИСУ-152 у музея-панорамы «Сталинградская битва»

Опытная противотанковая 85-мм самоходная пушка 2С14 «Жало-С»

Опытная противотанковая 85-мм самоходная пушка 2С14 «Жало-С», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Опытная противотанковая 85-мм самоходная пушка 2С14 «Жало-С»

Опытная противотанковая 85-мм самоходная пушка 2С14 «Жало-С», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Опытная противотанковая 85-мм самоходная пушка 2С14 «Жало-С»Опытная противотанковая 85-мм самоходная пушка 2С14 «Жало-С»

57-мм лёгкая противотанковая авиадесантируемая самоходная артиллерийская установка АСУ-57

57-мм самоходная плавающая установка САУ К-73 (АСУ-57П)

Штурмовое орудие СУ-122-54 (код ГАБТУ – объект 600)

"В 1955 году было развернуто серийное производство новой самоходки. Малыми партиями СУ-122-54 поступал в войска, пока в 1956 году их выпуск не прекратили. К тому моменту завод №221 успел выпустить более 90 орудий Д-49. По данным завода №174, из них было создано лишь 77 машин.
...
Самоходка СУ-122-54 стала последней советской САУ на танковом шасси и последним представителем семейства самоходных истребителей танков. Сконструированная по канонам Второй Мировой войны, СУ-122-54 оказалась лишним образцом бронетехники. Не имея решительных преимуществ в защищенности или огневой мощи перед тяжелыми танками, эта САУ могла рассматриваться больше как штурмовое орудие. Более того, огневая мощь и скорострельность заслуженного, но устаревшего 122-мм орудия, уже не была аргументом против современных и перспективных танков противника. Все это смещало акценты на внедрение ПТРК."
СУ-122-54: советская САУ, построенная по канонам ВОВ | Издательство "Шестерёнка" | Яндекс Дзен

 , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Штурмовое орудие СУ-122-54 (122-мм пушка Д-49 на базе танка Т-54, код ГАБТУ – объект 600)

"Уже к концу 1960-х, большинство СУ-122-54 были разоружены и переоборудованы в инженерные машины, судьба которых была более разнообразной.
Так, во время Афганской войны советские войска столкнулись с недостатком специальных минных тральщиков. И в 1980 году на основе СУ-122-54 была создана БМР-1 (Боевая машина разминирования). Машину отличало отсутствие 122-мм орудия и пулеметов КПВТ, которые заменяла орудийная башня от БТР-60. Бронирование машины усилили в днище, а перед БМР-1 установили два минных трала КМТ-5М. Использование машины траления позволило существенно сократить потери от подрыва на минах, и повысить скорость передвижения колонн.
В 1986 году как минимум одна БМР-1 использовалась при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Машина, дополнительно экранированная свинцовыми листами, использовалась в качестве защищенного транспорта. Помимо ИМР, база СУ-122-54 использовалась для создания целого ряда специализированных машин. В 1955 году был создан опытный АПБНП «Буйвол» - машина передовых артиллерийских наблюдателей. В ней отсутствовало основное орудие, а освободившееся место использовалось для аппаратуры наблюдения. Но производство «Буйвола» не пошло дальше двух опытных образцов. Чего не скажешь об МТП-3 (Машина технической помощи), в которой орудие уступило место буксировочному оборудованию и подъемному крану.
Но самая необычная машина семейства СУ-122-54 – это бесспорно ТОП-1. Тягач обеспечения парадов, единственная задача которого исходила из названия. Семь изготовленных образцов представляли собой САУ с демонтированным вооружением и двумя сидениями на крыше МТО – для техников. ТОП-1 распределялись по маршруту движения парадного строя, будучи готовыми принять заглохшую боевую единицу. Машины применялись до середины 1990-х, пока на смену им не пришли линейные БРЭМ."
СУ-122-54: советская САУ, построенная по канонам ВОВ | Издательство "Шестерёнка" | Яндекс Дзен

Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-37

"Работы по теме лёгких САУ официально были начаты КБ завода №37 в середине апреля 1942 года. К двадцатым числам мая удалось подготовить расчёты и эскизные наработки. Одновременно разрабатывались и штурмовые САУ, и ЗСУ, причём в двух вариантах: с 37-мм пушкой 61-К и 25-мм зенитной пушкой 72-К. По понятным причинам приоритет был отдан варианту на базе Т-60. Он получил обозначение «шасси 31», или «объект 31». Старшим инженером проекта был инженер-конструктор отдела 030 К. Е. Истомин.
«Объект 31» во многом соответствовал тактико-техническим требованиям на универсальное шасси, разработанным в январе 1942 года. В качестве силовой установки применялись расположенные параллельно двигатели ГАЗ-202, система охлаждения, коробки передач и главные передачи брались с Т-60. Система управления позволяла машине в случае необходимости двигаться на одном работающем двигателе. Коробки передач для переключения соединялись общим удлинённым рычагом. Ходовая часть бралась с Т-60, при этом длина торсионных валов увеличивалась с 1718 до 2225 мм, а число опорных катков — с 4 до 6 на каждый борт.
...
... схему с параллельным расположением двигателей Гинзбург считал более правильной. Как показали испытания, грелись эти двигатели меньше. То, что при этом у машины было две коробки передач, которые приходилось переключать при помощи здоровенного рычага, конструктора не смущало. В итоге именно такую схему было решено использовать на перспективной САУ завода №38.
Кроме того, 28–29 сентября 1942 года на НИИБТ Полигоне были проведены сравнительные испытания на проходимость СУ-31 и Т-70. В качестве места для их проведения выбрали заболоченную местность. Испытания показали, что проходимость у машин примерно одинаковая. Концепцию СУ-31 окончательно утвердили как основную. Вряд ли тогда Семён Александрович Гинзбург мог подозревать, что это станет самой большой ошибкой в его жизни."
Юрий Пашолок, "На пути к СУ-76" | Warspot.ru

Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-37, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Опытная зенитная модификация первого, неудачного, варианта лёгкой самоходки СУ-76

Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-37, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

37-мм пушка 61-К

Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-37, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ходовая часть Т-60 с увеличенным с четырёх до шести количеством опорных катков

Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-37, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Два лючка доступа к элементам трансмиссии

"... уцелела СУ-11, которая «осела» на НИБТ Полигоне в Кубинке, позже оказавшись в музее. Там её до сих пор называют ЗСУ-37, хотя от машины с таким названием она отличается, и весьма существенно. Два лючка доступа к элементам трансмиссии и два отверстия под заводные рукоятки прямо намекают на параллельное расположение двигателей, схему, которая погубила одного из ведущих советских инженеров-конструкторов."
Юрий Пашолок, "Роковая самоходка" | Warspot.ru

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

Колёсная самоходная пушка КСП-76

 , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

76-мм самоходная пушка КСП-76

85-мм самоходная пушка 2С14 «Жало-С», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

85-мм самоходная пушка 2С14 «Жало-С»

57-мм авиадесантируемая АСУ-57 (модификация с пушкой Ч-51М), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

57-мм авиадесантируемая АСУ-57 (модификация с пушкой Ч-51М)

Штурмовое орудие СУ-122 (122-мм гаубица M-30С на базе Т-34), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Штурмовое орудие СУ-122 (122-мм гаубица M-30С на базе Т-34)

Опыты с истребителями ДОТ-ов

"Базой для СУ-14 был выбран Т-28, но при этом с самого начала ходовая часть машины весьма существенно отличалась от прародителя. Ведущим инженером машины был П.Н. Сячинтов, большую работу по ней провёл и Л.С. Троянов, в будущем — один из наиболее известных создателей советских тяжёлых САУ.
...
Иногда можно слышать о том, что СУ-14 не приняли в серию то по причине расстрела Сячинтова, то по причине загрузки ХПЗ. Определённую роль эти моменты сыграли, тем не менее, архивные документы говорят о других причинах. Научно-технический отдел Артиллерийского управления Красной армии в конце 1936 года чётко писал о том, что СУ-14-1 не может быть допущена ни до войсковых испытаний, ни тем более до серийного выпуска. Скорострельность составляла 1 выстрел в 5-7 минут, имелись недоработки и по артиллерийской части.
...
До начала 1940 года СУ-14 находились на НИА АУ Полигоне. Вторая жизнь для них началась 17 января 1940 года, когда было подписано постановление Комитета обороны «О спецзаданиях для нужд Действующей Армии». Согласно постановлению, заводу №185 требовалось к 25 февраля 1940 года забронировать два образца СУ-14 и установить 152-мм орудие БР-2. Правда, позже задание несколько изменилось. Дело в том, что на СУ-14 стояла система Б-30 с серийным номером 2, которая по характеристикам повторяла БР-2. К тому же осмотр показал, что орудие находится в хорошем состоянии, поэтому смысла заменять его не было никакого.
...
К тому моменту над проектом истребителя дотов на базе СУ-14 вовсю кипела работа. Общее руководство вёл Барыков, также руководство осуществлял Ф.А. Мостовой, а по сути ведущим инженером стал А.П. Масалкин. С учётом того, что Анатолий Павлович и так хорошо знал данную машину, такое решение было логичным. В связи с тем, что конструктивно шасси СУ-14 и СУ-14-1 несколько отличались, имелись определённые отличия и по конструкции забронированных вариантов машин. Вместе с тем, общая концепция задания для обоих шасси выглядела одинаково. При проектировании броневой защиты учитывалось то, что огонь вёлся прямой наводкой на дистанции 1,5-2 км, поэтому броневую защиту лобовой части корпуса и рубки довели до 50 мм. Где-то это было сделано путём установки монолитных листов толщиной 50 мм, а частично произвели экранировку. Толщина бортов составила 30 мм (в передней части — 60 мм), а кормы — 20 мм. В связи с установкой столь существенного объёма броневых листов боевая масса выросла до 64 т, а удельное давление на грунт — до 0,946 кг/см2. На обеих машинах установили моторы М-17Л мощностью 500 л.с. При этом максимальная скорость по шоссе поначалу оценивалась в 22-25 км/ч, а по местности — в 6-10 км/ч."
Вторая жизнь устаревших шасси | Warspot.ru

203-мм Су-14-2 на базе Т-35 (выпущено 2 экземпляра, эта установка стреляла по наступающим немцам прямо с полигона в Кубинке), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

203-мм Су-14-2 на базе Т-35 (выпущено 2 экземпляра, эта установка стреляла по наступающим немцам прямо с полигона в Кубинке)

Экспериментальная 130-мм СУ-100-Y (130-мм корабельная пушка Б-13-IIс на базе Т-100), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Экспериментальная 130-мм СУ-100-Y (130-мм корабельная пушка Б-13-IIс на базе Т-100)

Экспериментальная 130-мм ИСУ-130 (переделка морской 130-мм пушки Б-13 в самоходную), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Экспериментальная ИСУ-130. 130-мм орудие С-26 оказалось наиболее удачным среди конкурентов, но слишком большим. От замкового пришлось отказаться (не влез в рубку), а скорострельность снизилась до 1,8-2 выстрелов в минуту. Летом 1945 года потребности в таких САУ армия не испытывала.

ИСУ-152 (152-мм гаубица-пушка<br> МЛ-20С на базе танка ИС-1), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

ИСУ-152 (152-мм гаубица-пушка
МЛ-20С на базе танка ИС-1)

"Последний шанс Т-100Y стать серийной машиной был упущен в июне 1940 года. Тогда предлагалось запустить её как временную меру, но при этом в ГАБТУ КА склонялись, скорее, к базе СМК. Она была унифицирована с КВ-1, что упрощало задачу. Идея состояла в создании на базе СМК самоходки с двумя типами орудий — БР-2 и 180-мм морской пушки Б-1. Но эти идеи не были реализованы. 17 июля 1940 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №1288-495сс, которое стало отправной точкой для создания «истребителя дотов», более известного как 212. Фактически данная машина представляла идейное продолжение СУ-14, но уже на базе агрегатов КВ. Ну, а базы Т-100 и СМК канули в лету. Оставшиеся на НИБТ Полигоне самоходки за год стояния сильно поизносились, а завод №174 выкатил на их ремонт ценник в 125 000 рублей. Сам же полигон от свалившегося «счастья» хотел избавиться. В апреле 1941 года предлагалось провести ремонт и отправить машины «артиллеристам», но этого не произошло — все три САУ так и остались на полигоне. В таком виде машины встретили начало Великой Отечественной войны.
...
Согласно распространённой теории, осенью 1941 года оставшиеся на полигоне машины приняли участие в обороне Кубинки. Данная информация на подтверждается, причём осенью 1941 года, как показывают архивные документы, машины отправились в Казань, где поступили в распоряжение военно-технических курсов. Обратно в Кубинку машины вернулись в 1943 году вместе с танкеткой TK-S, танком-амфибией VCL M1931, Renault FT, а также бронемашинами БА-27М, БА-21 И ПБ-4. К 1945 году Т-100Y стали называть СУ-100Y — именно под таким индексом эта машина проходит в послевоенной отечественной литературе. В 60-е годы СУ-14 сдали в металлолом, но СУ-14-1 выжила. При этом её называют то СУ-14-2, то СУ-14-БР-2, что не соответствует действительности. СУ-14-1 и Т-100Y заняли место на музейной площадке при полигоне, позже превратившейся в музей. В прошлом году из музея, который стал частью парка «Патриот», самоходки перевезли на музейную площадку №1.
...
Несмотря на то, что судьба СУ-14 и Т-100Y оказалась не очень удачной, не стоит называть их разработку провальной. Они стали первыми отечественными штурмовыми САУ, причём не самыми плохими. В ходе дальнейшей эволюции «истребители дотов» превратились в машины другого класса — речь идёт о СУ-152, принятой на вооружение Красной армии 14 февраля 1943 года и ставшей первой массовой советской тяжёлой САУ."
Вторая жизнь устаревших шасси | Warspot.ru

См. также:
Самоходная артиллерийская установка СУ-14-Бр-2. Военно-патриотический парк «Патриот»
Самоходная артиллерийская установка Т-100-Y. Военно-патриотический парк «Патриот»

Тупик послевоенного развития истребителей танков

"Идею создания истребителя танков среднего класса с кормовым расположением боевого отделения вынашивали многие, но реализовали только в Советском Союзе. Причем сама идея СУ-101 была правильной. Нагрузка на передние катки снизилась, а заодно удалось усилить лоб корпуса и рубки. Но наверху слишком увлеклись усилением броневой защиты, поэтому СУ-101 имела врожденный недостаток. Ей зачем-то решили сделать защиту от 8.8 cm Pak 43 по бортам. В результате мало того, что сильно нагрузили машину, так еще и боевое отделение стало более тесным, чем на СУ-100. Причем данная креативная идея не сработала - на испытаниях борта СУ-101 вполне пробивались. А еще машина, существенно потяжелевшая, перегревалась всю дорогу, и что бы на УЗТМ не делали, решить проблему не смогли. Казалось бы, уже был пример КВ-1, который перегрузили, вполне можно было признать ошибку и вернуться к конфигурации СУ-100М2, реальный предел массы находился на отметке 32-33 тонны. Но наверху решили просто прикрыть проект от слова совсем и передать его на завод №174. Так что на 5 лет тема средних САУ с противотанковой направленностью, попросту умерла. Ну а тяжелые САУ, после Объекта 704, более чем на 10 лет перешли в категорию "бумажных". Да и Объект 268 дальше опытного образца не продвинулся (да и то, это был больше "штурмовик", нежели истребитель)."
Взлет и падение охотников на танки | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Экспериментальная СУ-101 (100-мм Д-10С на базе Т-44), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Экспериментальная СУ-101 (100-мм Д-10С на базе Т-44)

100-мм противотанковая СУ-100П, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

100-мм противотанковая СУ-100П

СУ-85 (код ГАБТУ – объект 573, 85-мм пушка Д-70 на базе танка ПТ-76), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

СУ-85 (код ГАБТУ – объект 573, 85-мм пушка Д-70 на базе танка ПТ-76)

Экспериментальная СУ-152Г (152-мм гаубица Д-1 на базе СУ-100П), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Экспериментальная СУ-152Г (152-мм гаубица Д-1 на базе СУ-100П) — переосмысление концепции немецких самоходных противотанковых пушек Waffentrager.

"В общем и целом концепция "лучший истребитель танков - это танк" оказалась негласно принятой практически всеми странами. Нет, уже после окончания войны что-то даже пытались разрабатывать, и даже появлялись опытные образцы, но время ствольных истребителей танков ушло. Какой смысл в СУ-100 нового поколения, если есть условный Т-54? Позже, конечно, серийные истребители танков появились, но время, когда они являлись самыми многочисленными САУ, ушло безвозвратно. Особенно очевидно это стало после появления управляемого ракетного вооружения."
Взлет и падение охотников на танки | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен