Местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1.
С 2015 года многое изменилось, в частности, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники стал одной из площадок парка «Патриот». Многие экспонаты, особенно относящиеся к периоду Великой отечественной войны перевезены в ангары парка. Изменился и официальный сайт: Технический центр парка «Патриот».
Проезд электричкой от Белорусского вокзала до станции Кубинка-1, далее – маршрутами №27 или №75 до остановки «Новый КПП». Возможен и другой вариант: доехать до станций Голицыно или Селятино, чтобы оттуда общественным транспортом добраться до парка «Патриот». По парку в выходные дни регулярно курсируют автобусы между площадкой №1 и тех.центром.
Навигация по странице:
Тяжёлая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152К
Экспериментальная ИСУ-152 обр. 1945 года, «Объект 704»
Опытная противотанковая 85-мм самоходная пушка 2С14 «Жало-С»
57-мм лёгкая противотанковая авиадесантируемая САУ АСУ-57
57-мм самоходная плавающая установка САУ К-73 (АСУ-57П)
Штурмовое орудие СУ-122-54, «Объект 600»
Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-11
Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2
Колёсная самоходная пушка КСП-76
Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-85
Опытная самоходная артиллерийская установка СУ-101
Опытная самоходная артиллерийская установка СУ-100П «Объект 105»
Опытная самоходная артиллерийская установка СУ-100М «Объект 416»
Опытная самоходная артиллерийская установка СУ-152Г «Объект 108»
Опытная самоходная прожекторная установка «Объект 117»
Дополнительно:
Иностранная бронетехника. ЦМБВиТ
Немецкая бронетехника. ЦМБВиТ
Легкобронированные машины. ЦМБВиТ
Советские танки. ЦМБВиТ
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
Мемориальный Парк Победы, Казань
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
"В истории танкостроения нередки случаи, когда вполне удачный образец бронетанковой техники появлялся слишком поздно, чтобы стать серийным. Особенно часто такое происходило на заключительном этапе Второй мировой войны, когда часть военных программ урезали ввиду окончания боевых действий. Таким «неудачником» стала и советская самоходная установка Объект 704, которая разрабатывалась под заводским индексом «Кировец-2». Эта машина была существенным шагом вперёд по сравнению с ИСУ-152, но окончание войны и пересмотр военными требований к тяжёлым САУ не оставил Объекту 704 шансов на попадание в серию."
Источник: Юрий Пашолок, "Опоздавший сменщик"
"Это самоходная артиллерийская установка была разработана на базе ИС-3, пойди она в серию, могла оказаться самой лучшей среди тяжелых САУ своего времени. В отличие от ИС-3, который первое время имел проблемы с перегревом системы охлаждения, конструкция Объекта 704 была улучшена, и на испытаниях температура была на уровне ИС-2. Да и сама по себе машина была очень неплоха. Вот только пока самоход испытывали, военные снова навернули универсальный губозататыватель, и самоходка стала "устаревшей"."
Источник: Не попавшая в амплитуду: yuripasholok — ЖЖ
"Оценка боевого отделения «Кировца-2» оказалась такой же, как у испытателей НИБТ Полигона. Удобство работы механика-водителя признали более высоким, чем на СУ-152 и ИСУ-152, причём это касалось не только вождения, но и доступа. Ещё более высокой оценки удостоилось место командира. В отличие от СУ-152 и ИСУ-152, он сидел по ходу движения машины, а не боком. Существенно выше оказалась обзорность, похвалили и люк, вращавшийся вокруг своей оси. Наводчик также получил более удобное рабочее место.
Хуже была ситуация с заряжающими. Комиссия признала, что из 20 снарядов удобно заряжать 12, находящихся на левом борту. До остальных было добираться сложнее, впрочем, аналогичные проблемы имелись и у ИСУ-152. С точки зрения заряжающего наклонные борта рубки признали плохой идеей, поскольку уменьшался боекомплект. Комиссия предлагала от рациональных углов наклона отказаться. Наименее удобными оказались условия работы замкового (впрочем, стоит отметить, что у ИСУ-152 наблюдались похожие трудности).
Самоходную установку «Кировец-2» и орудие МЛ-20см признали выдержавшими испытания. В планах НИБТ Полигона появился пункт о проведении ходовых испытаний, но драгоценное время было потеряно. К концу 1945 года в ГБТУ КА и ГАУ изменились требования как к тяжёлым САУ, так и к орудиям, которые требовалось на них ставить: военные, что называется, спали и видели тяжёлую самоходку на базе Объекта 701. На ИС-3 в ГБТУ КА смотрели косо ещё весной 1945 года, считая этот танк вчерашним днём. Лишь проблемы с доводкой Объекта 701 привели к благоразумному решению запустить ИС-3 в серию. Весной-летом 1945 года, на фоне военной ситуации, «Кировец-2» ещё имел шансы пойти в серию, но к концу года ситуация изменилась.
Выпуск тяжёлых САУ сворачивался, советские танкостроители начали думать на перспективу. Этой перспективой являлось шасси Объекта 701, который в апреле 1946 года приняли на вооружение как ИС-4. В таких условиях «Кировец-2» потерял какие-либо шансы на запуск в серию. Позже стало понятно, что ИС-4 не получился, а мечты о САУ на его базе не пошли дальше проектов и масштабных макетов. В результате следующей тяжёлой САУ стал Объект 268, который отчасти повторил судьбу «Кировца-2»: проволочки привели к тому, что и у этой машины не оказалось ни единого шанса на серийный выпуск."
Источник: Юрий Пашолок, "Опоздавший сменщик"
См. также:
Единственная сохранившаяся в РФ самоходка СУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Военно-патриотический парк «Патриот», Кубинка
ИСУ-152М, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2»), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка
ИСУ-152, Музей техники Вадима Задорожного
ИСУ-152, Музей отечественной военной истории в Падиково
ИСУ-152, Технический музей, г.Тольятти
ИСУ-152, Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
ИСУ-152К, музей «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма
ИСУ-152К, Открытая площадка Центрального музея Великой Отечественной войны
ИСУ-152, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей
ИСУ-152, музей «Panssarimuseo», Парола
ИСУ-152, Музей истории «Мотовилихинских заводов», Пермь
ИСУ-152, Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Минск
ИСУ-152, Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
ИСУ-152, Мемориальный Парк Победы, Казань
ИСУ-152 в Саратовском музее боевой и трудовой славы
ИСУ-152 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
"В 1955 году было развернуто серийное производство новой самоходки. Малыми партиями СУ-122-54 поступал в войска, пока в 1956 году их выпуск не прекратили. К тому моменту завод №221 успел выпустить более 90 орудий Д-49. По данным завода №174, из них было создано лишь 77 машин.
...
Самоходка СУ-122-54 стала последней советской САУ на танковом шасси и последним представителем семейства самоходных истребителей танков. Сконструированная по канонам Второй Мировой войны, СУ-122-54 оказалась лишним образцом бронетехники. Не имея решительных преимуществ в защищенности или огневой мощи перед тяжелыми танками, эта САУ могла рассматриваться больше как штурмовое орудие. Более того, огневая мощь и скорострельность заслуженного, но устаревшего 122-мм орудия, уже не была аргументом против современных и перспективных танков противника. Все это смещало акценты на внедрение ПТРК."
СУ-122-54: советская САУ, построенная по канонам ВОВ | Издательство "Шестерёнка" | Яндекс Дзен
"Уже к концу 1960-х, большинство СУ-122-54 были разоружены и переоборудованы в инженерные машины, судьба которых была более разнообразной.
Так, во время Афганской войны советские войска столкнулись с недостатком специальных минных тральщиков. И в 1980 году на основе СУ-122-54 была создана БМР-1 (Боевая машина разминирования). Машину отличало отсутствие 122-мм орудия и пулеметов КПВТ, которые заменяла орудийная башня от БТР-60. Бронирование машины усилили в днище, а перед БМР-1 установили два минных трала КМТ-5М. Использование машины траления позволило существенно сократить потери от подрыва на минах, и повысить скорость передвижения колонн.
В 1986 году как минимум одна БМР-1 использовалась при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Машина, дополнительно экранированная свинцовыми листами, использовалась в качестве защищенного транспорта.
Помимо ИМР, база СУ-122-54 использовалась для создания целого ряда специализированных машин. В 1955 году был создан опытный АПБНП «Буйвол» - машина передовых артиллерийских наблюдателей. В ней отсутствовало основное орудие, а освободившееся место использовалось для аппаратуры наблюдения. Но производство «Буйвола» не пошло дальше двух опытных образцов. Чего не скажешь об МТП-3 (Машина технической помощи), в которой орудие уступило место буксировочному оборудованию и подъемному крану.
Но самая необычная машина семейства СУ-122-54 – это бесспорно ТОП-1. Тягач обеспечения парадов, единственная задача которого исходила из названия. Семь изготовленных образцов представляли собой САУ с демонтированным вооружением и двумя сидениями на крыше МТО – для техников. ТОП-1 распределялись по маршруту движения парадного строя, будучи готовыми принять заглохшую боевую единицу. Машины применялись до середины 1990-х, пока на смену им не пришли линейные БРЭМ."
СУ-122-54: советская САУ, построенная по канонам ВОВ | Издательство "Шестерёнка" | Яндекс Дзен
"История СУ-11 началась 16 октября 1942 года. В этот день были подписаны тактико-технические требования на "37-мм зенитную самоходную установку". Из этих требований четко видно, что заказчик хотел ту же СУ-31, но уже на шасси Т-70Б. При этом боекомплект составлял не менее 320 унитарных патронов, которые размещались в удобном для расчета месте. Экипаж составлял 6 человек, включая механика-водителя, а боевая масса ожидалась в районе 10 тонн.
...
Программа испытаний СУ-11 была подписана еще 29 октября 1942 года, то есть еще до постройки. На испытания машина поступила 5 декабря, а провели их в период с 7 по 17 декабря. За это время машина прошла 500 километров, плюс еще 100 километров преодолела на заводских испытаниях. С точки зрения удобства работы расчета 37-мм зенитной автоматической пушки 61-К машина не отличалась от СУ-31, по этому показателю испытания признали успешными. Главная проблема заключалась в ходовых испытаниях. Параллельная схема расположения моторов, разработанная по концепции С.А. Гинзбурга, имела врожденную проблему, которая проявлялась на определенных режимах работы. Сам Гинзбург указывал, что проблема в низкой надежности коробок передач ГАЗ-АА, что не являлось истиной. В случае с испытаниями СУ-11 на 15-м из 350-м километрах погнуло вилки управления задней скоростью. Отмечались и нередкие случаи проблем с переключением коробки передач. Да и сама система с мега-рычагом, которым переключали КПП, выглядела так себе."
Полузабытая советская ЗСУ | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
Два лючка доступа к элементам трансмиссии и два отверстия под заводные рукоятки — признак параллельного расположение двух двигателей
"Главная проблема заключалась в том, что СУ-12, приоритетная машина в паре СУ-11/СУ-12, уже была принята на вооружение Красной Армии. Все силы оказались брошены на доработку 76-мм штурмовой САУ, которую уже в декабре 1942 года требовалось сдать в объеме 25 экземпляров. Сложилась трагикомичная ситуация, когда вместе с водой вылили и ребенка. С точки зрения надежности СУ-11 была ничуть не хуже СУ-12, потенциально и эту машину могли довести до ума (на самом деле нет, как показали дальнейшие события) и запустить в серию. Но на это не оказалось ни времени, ни ресурсов. Завод №38, по уши загруженный темой СУ-12, просто физически не мог заниматься менее приоритетной машиной. Поэтому когда вы читаете про СУ-11 "испытания не выдержала", знайте - вам нагло врут. Итоги испытаний оказались примерно такими же, как и в случае СУ-12. Указывалось, что "установка пушки не имеет существенных недостатков и легко устранима". А причина прекращения работ указана вполне определенная - "работа по зенитным самоходам законсервирована". Занавес."
Полузабытая советская ЗСУ | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Некоторое время на заводе №38 еще занимались доводкой СУ-11, но после заморозки темы в ней более нужды не имелось. В июле 1943 года опытный образец машины отправили на НИБТ Полигон в Кубинку. Идиотизм происходящего заключался в том, что летом 1943 года все работы по советским зенитным самоходным артиллерийским установкам зашли в тупик. А в июле 1943 года случилась Курская Дуга, и ждуны из ГАБТУ и других организаций дождались таки тех самых немецких противотанковых штурмовиков, о которых писалось еще в конце июня 1943 года. После того, как от огня с воздуха советские танковые соединения стали понести существенные потери, наверху внезапно стали о чем-то догадываться. 6 августа 1943 года были подписаны тактико-технические требования на новую ЗСУ. Ну как новую... Если посмотреть на эти ТТТ, можно сказать "...и снова здравствуй, СУ-31!". То же самое, но уже на шасси СУ-15. Эта трагикомедия продолжалась еще два года, закончившись созданием ЗСУ-37. Той самой, которую приняли на вооружение, поставили на производство, затем быстро сняли с производства, а затем, в полном соответствии с анекдотом, стюардессу раскопали. То есть снова поставили на производство. Единственная у нас боевая машина, которую на производство, без изменений, ставили дважды."
Полузабытая советская ЗСУ | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Окончание Второй мировой войны сопровождалось ничуть не меньшими вопросами о дальнейшем развитии танкостроения, чем после Первой мировой войны. По ряду направлений развитие зашло в тупик, потому как дошли до предела. Это касалось и самоходной артиллерии. Сложилась ситуация, когда танк и САУ имели одинаковое орудие. Это привело к тому, что в некоторых странах от классических истребителей танков отказались. Лучшим истребителем танков стал сам танк. Такое можно наблюдать, например, в США.
В СССР к лету 1945 года стали сильно интересоваться немецкими "Ваффентрагерами". Сама идея самоходной пушки была интересной, но у немцев была беда с ее реализацией. Тк что советский ваффентрагер получился совсем другим. Создавать его начали в Свердловске, так на свет появилась СУ-100П, она же Объект СУ-100. В ней совместили идею Вафентрагера и подвижность GMC T70."
Источник: Ваффентрагер по-русски: yuripasholok — ЖЖ
Номер на ВЛД Я513004 подсказывает, что опытная самоходка выпущена в 1951 году. Идеальная самоходная пушка - низкая, быстрая, с внушительным боекомплектом и большими углами наводки, способная работать с закрытых позиций.
СУ-100П («Объект 105») предназначалась для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких самоходных установок СУ-76М
Для удобства загрузки боезапаса и увеличения углов наведения в горизонтальной плоскости (155 градусов) борта боевого отделения выполнены откидными.
"Руководство работами по теме Объекта 105 (СУ-100П) осуществлял Л.И. Горлицкий, а ведущим инженером машины стал Г.В. Соколов. Советский "оруженосец" оказался заметно более удачной машиной, чем немецкий аналог. В отличие от немцев, советские инженеры отказались от кругового вращения орудия, а шасси получилось совсем не простым. Собственно говоря, именно шасси стало самым главным достижением ОКБ-3 УЗТМ. Его спроектировали с нуля, используя отдельные серийные агрегаты (двигатель, например), которые всё равно подвергались доработке. При этом сравнивать СУ-100П стоит даже не с семейством Waffentrager, а с "полноценными" немецкими САУ, вроде Nashorn.
Первый образец "полузакрытого артсамохода СУ-100П", как его именовали, был готов осенью 1948 года. "
Источник: "Оруженосец" в советском исполнении | Юрий Пашолок | Дзен.html
Форма кормы определяется основной боеукладкой - унитары размещались в ней вертикально. Полный боекомплект - пятьдесят 100-мм снарядов. Возле буксирного крюка - лючок доступа к механизму натяжения.
100-мм орудие Д-50 (модификация пушки Д-10С) ставилось на тумбе и прикрывалось сварным щитом. В походном положении боевое отделение прикрывал брезентовый тент.
В конструкции ходовой части заметно влияние Т-54, но катки меньше в диаметре, а траки заметно уже. За счет снижения диаметра опорных катков удалось уместить их по 6 штук на борт, что улучшило плавность хода.
"Шасси СУ-100П предполагалось использовать для целого семейства машин - СУ-122П, СУ-152Г, СУ-152П, ЗСУ-85, эта же база планировалась для тягача и бронетранспортера. Впрочем, часть из них осталась проектами, часть построили в виде опытных образцов. Иначе складывалась судьба СУ-100П. По итогам испытаний машину доработали. Высоту линии огня снизили, экипаж увеличили до 5 человек, переделали орудийный щит, теперь он был полностью сварным. В таком виде изготовили 3 САУ, далее последовало 10 СУ-100П установочной партии. 26 февраля 1955 года СУ-100П официально приняли на вооружение Советской Армии.
В 1956-58 годах на УЗТМ изготовили партию из 14 САУ, но на этом выпуск остановился. Связано это оказалось с рядом причин, не имеющих отношения к боевым качествам машины. Менялась сама концепция боевых машин, с постепенным уклоном в ракетную тематику. СУ-100П выглядела, в этом свете, ненужной. Но удачное шасси продолжало жить. Его использовали как базу для зенитной ракетной системы 2П42 "Круг" и ряда других боевых машин. А потом история совершила круг. Выяснилось, что пушечные САУ всё же нужны, в результате на свет появились машины "цветочной" серии - 2С3 "Акация", 2С4 "Тюльпан" и 2С5 "Гиацинт". В основе их шасси находится всё тот же Объект 105.
Находящаяся в Техническом центре парка "Патриот" машина относится к опытным образцам, разработанным уже после первых испытаний. Это одна из трех машин 1951 года выпуска, которые проходили войсковые испытания в 1952-53 годах (судя по номеру, это третий изготовленный образец). После их прохождения САУ отправились в Свердловск для прохождения капитального ремонта. В дальнейшем их использовали как учебные, а музейная машина проходила дополнительные ходовые испытания, успешно преодолев 3100 километров."
Источник: "Оруженосец" в советском исполнении | Юрий Пашолок | Дзен.html
"В 1945 году советские военные познакомились с 8,8 cm Krupp-Ardelt Waffentrager. Сама идея "оруженосца" заинтересовала, но с точки зрения подвижного "самоходного лафета". Ни примитивность шасси, ни идея съемного орудия наших военных ни устроила. Вместо этого было решено создать скоростное гусеничное шасси. Для этого в Свердловск отправили GMC T70, американскую легкую САУ. По итогам получилась СУ-100П, очень подвижная боевая машина, не такая маленькая, как GMC T70, и не такая примитивная, как 8,8 cm Krupp-Ardelt Waffentrager. При этом шасси создавалось под несколько орудий. В их числе оказалась и 152-мм гаубица Д-1. Так на свет появилась СУ-152Г, она же Объект 108. В отличие от СУ-100П, на вооружение она не попала, но 2С3 - это по сути ее прямой потомок, причем даже шасси схожее. "
Источник: Предок "Акации": yuripasholok — ЖЖ
В средней части корпуса, рядом с передней стенкой боевого отделения, размещалась универсальная тумба для монтажа орудийной установки
Казенная часть 152-мм модернизированной гаубицы Д-50/Д-1 — вертикальный полуавтоматический клиновой затвор и плавающий выбрасыватель.
Снаряды и гильзы раздельного заряжания находились в ящиках, размещенных на задней стенке боевого отделения. Ящики закрывались несколькими крышками.
Ходовая часть СУ-152Г представляла собой шасси СУ-100П. Первая отечественная гусеница с резинометаллическим шарниром.
При использовании инфракрасных светофильтров «Объект 117» мог обеспечить работу существующих танковых прицелов на дистанциях до 800 метров.
Прожектор мог использовать дуговую лампу или лампу накаливания. В задней части корпуса находился отражатель-параболоид диаметром 1,5 м. Осевая сила света достигала 700 мегакандел.
В состав прожектора входил управляемый светофильтр. В зависимости от задачи, прожектор мог работать в видимом или инфракрасном диапазоне.