Авиационная и космическая техника в Саратовском музее боевой и трудовой славы


Ракетоносец Ту-22КД

Ракетоносец Ту-22КД (заводской номер 5598021, серийный номер 59-02), произведён на КАПО в 1969 году. Самолет служил в 1-й авиаэскадрилье 121-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного Севастопольского Краснознамённого полка (аэродром Мачулищи, Белоруссия) 22 тбад, а в 1994 году его перегнали для утилизации в Энгельс. 3 ноября 1999 года установлен в Парке Победы как памятник коллективам Саратовского авиазавода и 9 ЦАРЗ.

Ракетоносец Ту-22КД, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Эмблема 121 тбап

Ракетоносец Ту-22КД, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Ниша носовой стойки

Ракетоносец Ту-22КД, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Входные отверстия двигателей закрыты заглушками

Фугасная авиационная бомба ФАБ-5000, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Фугасная авиационная бомба ФАБ-5000

Фугасная авиационная бомба ФАБ-5000, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Фугасная авиационная бомба ФАБ-5000

Фугасная авиационная бомба ФАБ-5000, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Фугасная авиационная бомба ФАБ-5000

Гермоконтейнер ГК-120, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Гермоконтейнер ГК-120 предназначен для хранения и транспортировки крылатых ракет Х-55

Крылатая ракета Х-22, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Крылатая ракета Х-22

Крылатая ракета Х-22, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Крылатая ракета Х-22

Крылатая ракета Х-22, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Крылатая ракета Х-22

Учебно-тренировочный самолёт Ту-134УБЛ

Учебно-тренировочный самолёт Ту-134УБЛ создан на базе пассажирского Ту-134 и предназначен для обучения экипажей лётчиков стратегической и морской авиации, а также курсантов авиационных училищ. Тренажёр позволяет осваивать пилотирование по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождение, заходы на посадку. На самолете установлена носовая часть фюзеляжа, подобная Ту-22М3. Он обеспечивает одновременное обучение и тренировку до 12 курсантов. Для обучения бомбометанию Ту-134УБЛ оснащен 4-мя многозамковыми бомбодержателями с типовым вариантом загрузки 8 бомб ПБ-50-70 или ПБ-120. Первая машина этого типа построена в 1981 году.
Ту-134УБЛ (заводской номер: 03564182) выпущен 2 сентября 1981 года Харьковским государственным авиационным производственным предприятием. Самолёт эксплуатировался в 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии, где применялся для поддержания навыков строевых пилотов, без увеличения налёта бомбардировщиков.

Заводской номер 64182. Учебно-тренировочный самолёт Ту-134УБЛ, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Заводской номер 64182

Палубный штурмовик Як-38

Як-38 (Заводской номер 7977861706107, серийный номер 05-03) построен 13 июля 1977 года на Саратовском авиационном заводе. Самолёт использовался для испытаний на ЛИС САЗ, вероятно в то время не имел бортового номера. Как минимум с 1991 года на хранении. Списан 24 февраля 1999 года, затем установлен как памятник в Парке Победы в Саратове.

Палубный штурмовик Як-38, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

НУР УВ-16-57

Учебно-тренировочный самолёт Аэро Л-29 «Дельфин»

Учебно-боевой самолёт Аэро Л-39 «Альбатрос»

Ударный вертолёт Ми-24В

Спускаемый аппарат КА «Ресурс-Ф2»

Спускаемый аппарат КА «Союз-25»

В сети можно найти единственное упоминание с привязкой этого музейного экспоната к неудачному полёту в октябре 1977 года: "На этом спускаемом аппарате в 1977 году совершил посадку уроженец Саратова В. В. Ковалёнок.". Источник: Спускаемый аппарат космического корабля «Союз» - Саратов
Насколько достоверно это утверждение — пока неясно.

С 9 по 11 октября 1977 года Владимир Васильевич Ковалёнок совершил свой первый полёт в космос в качестве командира корабля «Союз-25». В состав экипажа также входил бортинженер Валерий Викторович Рюмин. По программе полёта «Союз-25» должен был состыковаться со станцией «Салют-6». Из-за нештатного режима работы системы сближения три попытки стыковки постигла неудача, и полёт был досрочно прекращён, после 32 витков вокруг Земли. Топливо в основных баках было израсходовано в ходе трёх попыток стыковки, поэтому для ТДУ впервые взято топливо из резервного бака. Общая продолжительность полёта составила 2 суток 44 минуты и 45 секунд.

Истребитель Миг-17

Истребитель Миг-21СМТ

Модификация: МиГ-21СМТ Самолет имеет еще внешнезаводской номер 50019062. С 1972 года в связи с усилением завесы секретности пошла ничего не значащая заводская нумерация, в которой серийный номер оказался скрыт.

Истребитель Миг-23МЛД

Заводской номер 0390323408

Наиболее совершенная модификация Миг-23МЛД в серии с 1984 года. Самолёт получил доработки аэродинамики, обеспечивающие существенное улучшение манёвренности при минимальной модификации планера, а также систему ограничительной сигнализации СОС-3-4. РЛС «Аметист» (Н008, «Сапфир-23МЛА») способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК-ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения. В вариант «МЛД» поэтапно переоборудовались самолёты «М» и «МЛ» при плановых ремонтах на АРЗ.

Истребитель-бомбардировщик Миг-27М

Заводской номер 83712508006

Истребитель-перехватчик Миг-31

МиГ-31 заводской номер 69700112811 выпущен 3 июля 1981 года.

Сверхзвуковой воздухозаборник с горбатой верхней панелью. Истребитель-перехватчик Миг-31, «Музей боевой и трудовой славы» в Парке Победы, Саратов

Сверхзвуковой воздухозаборник с "горбатой" верхней панелью