Навигация по странице:
Самоходная пусковая установка 2П16 оперативно-тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна»
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М»
Транспортная машина 9Т29 с ракетами 9М21 комплекса 9К52 «Луна-М»
Самоходная пусковая установка 9П113 комплекса 9К52 «Луна-М»
Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (Р-17)
Самоходная пусковая установка 2П19 комплекса 9К72 «Эльбрус»
Пусковая установка 9П117М комплекса 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (Р-17)
Грунтовая тележка 2Т3М1 на базе седельного тягача ЗиЛ-131В с макетом ракеты 8К14 (Р-17) комплекса 9К72 «Эльбрус»
Макет РСЗО БМ-13
РСЗО БМ-31-12
РСЗО БМ-21
Баллистическая установка на лафете пушки-гаубицы МЛ-20 для пуска одиночного 300-мм реактивного снаряда 9М55, применяемого в РСЗО «Смерч»
Пусковая установка 9А52 системы залпового огня БМ-30 «Смерч» 9К58 на шасси МАЗ-543М
ЗАЦ-1 (агрегат 15Г95) - подвижная заправочная автоцистерна "О"
Гостиница-общежитие (агрегат 15Т118) на шасси МАЗ-543А
Агрегат сопровождения 15Т316 подвижного грунтового ракетного комплекса
Агрегат сопровождения 15Т382 подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь»
Дизельная электростанция (агрегат 15Н1061М) на шасси МАЗ-543А
Столовая (агрегат 15Т117) на шасси МАЗ-543А
Корпусное шасси БАЗ-6944 для ракетного комплекса «Ока»
Прежде чем говорить о ракетах, необходимо упомянуть о системе наименований. Цитата из книги П.Н.Сергеева, «Советские мобильные комплексы баллистических ракет»: "В Советском Союзе использовалось несколько систем обозначения ракетного оружия. Часто ракету называли по собственному имени «Точка» (западное название SS-21 Scarab). Существовали наименования ракет, которые разрешалось использовать в несекретной документации, например Р-17 (западное наименование SS-1c Scud-B). Обозначение Р-... обычно использовалось в конструкторских бюро и промышленности, после принятия изделия на вооружение Главное управление ракетного вооружения министерства обороны СССР присваивало собственное обозначение, которое представляло собой цифро-буквенный код. Первая цифра и буква обозначения «9М» соответствовало собственнно ракете, «9К» - комплексу в целом, «9П» - пусковой установке, «9Т» - транспортировщику, «Девятка» в начале обозначения обычно присваивалась жидкостным ракетам, твердотопливные имели перед буквой число «15». Обозначение ракетных комплексов военно-морского флота начиналось с аббревиатуры «3М». Система обозначений неоднократно менялась, к примеру, наименование старых комплексов жидкостных ракет стратегического назначения начиналось с «8М», а ракеты FROG обозначалось 3Р."
В первые послевоенные десятилеятия имевшиеся в распоряжении США и СССР технологии создания ядерного оружия не позволяли создать достаточно компактный боеприпас, поэтому возникла идея: вместо громоздкой атомной артиллерии использовать неуправляемые тактические ракеты. Тем более что систем самонаведения тогда еще не было создано, а точность неуправляемых ракет на максимальной дальности была сопоставима с крупнокалиберным артиллерйским снарядом.
Оперативно-тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна» с ракетой 3Р9 или 3Р10. Главный конструктор — Н. П. Мазуров. Дальность стрельбы — 45 км (ракета 3Р9, осколочно-фугасная БЧ), 32 км (ракета 3Р10 c ядерной БЧ 3Н14). В музее представлена одна из серийных пусковых установок 2П16.
Еще по одной пусковой установке выставлено в Московском Центральном музе Вооруженных Сил и в Санкт-Петербурге (Музей Инженерных войск и Артиллерии).
Ракеты 3Р9 и 3Р10 - твердотопливные одноступенчатые с неотделяемой БЧ. Ракета неуправляемая, наведение осуществлялось пусковой установкой (на базе танка ПТ-76). Боевая часть - надкалиберная. При транспортировке на самоходной пусковой установке ядерная БЧ покрывалась специальным чехлом для поддержания температурного режима с питанием от электрогенератора на пусковой.
Интересный факт: Во время Карибского кризиса 1962 года 12 ракетных комплексов «Луна» находилось на Кубе, причем об этом не знали развед.службы США.
Дополнительно:
Самоходная пусковая установка 2П16, Центральный музей Вооруженных Сил
Пусковая установка 2П16 с ракетой 3Р9, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Еще до поступления на вооружение комплекса «Луна» начинаются работы по разработке его варианта с увеличенной дальностью стрельбы. Работы завершились созданием фактически нового тактического комплекса, получившего обозначение 9К52 «Луна-М». Для этого комплекса была создана ракета 9М21, новая пусковая установка и транспортная машина на колесном шасси ЗИЛ-135ЛМ. На вооружение комплекс 9K52 «Луна-М» поступил в 1964 году, серийное производство велось на заводе "Баррикады". Существенным недостатком комплекса «Луна-М» являлась малая точность стрельбы, даже применение ядерной БЧ не обеспечивало гарантированное поражение точечных хорошо защищенных целей типа командный пункт и т.д.
В СССР комплекс начали снимать с вооружения с 1986 года.
Выставленные в музее две транспортные машины комплекса 9К52 «Луна-М» отличаются только окраской и размещенными на них изделиями. На машине окрашенной в серый цвет размещено две ракеты 9М21. Уточнить модификацию ракет не удалось - маркировка надежно закрашена. Стоит отметить, что штатно 9Т29 (шасси ЗИЛ-135ЛМ) перевозила три ракеты с пристыкованными боевыми частями. Впрочем, предположим, что одну ракету уже использовали для заряжания пусковой установки и перейдём к такой же машине, но окрашенной в зеленый цвет. Вот тут с нагрузкой всё гораздо забавнее: вместо ОТР - изделие напоминающее стартовый ускоритель ПВО-шного вида. Маркировки на нём также закрашена, поэтому идентифицировать пока не удалось.
Дополнительно о комплексе "Луна-М" читайте по ссылке: 9К52 Луна-М - FROG-7
Разработанный в 1968 году вариант комплекса 9К52ТС, предназначенный для стрельбы ракетами с фугасной боевой частью, широко поставлялся на экспорт. Его покупателями стали армии примерно 15 стран, включая вооруженные силы государств Варшавского договора, Кубы, Египета, Ирака, Кувейта, КНДР. Боевой дебют комплекса состоялся в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Комплекс "Луна-М" применялся в ряде региональных конфликтов, в том числе, в Афганистане, ирано-иракской войне 1980-88гг., войне в Заливе 1991 года.
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 (по классификации НАТО: SS-1B, SCUD-B) был разработан в СКБ-385 (главный конструктор - В.П. Макеев). Комплекс 9к72 с ракетой 8к14 на стратовом агрегате 2П19 был принят на вооружение 24 марта 1962 года.
Дополнительно: Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» на сайте Ракетная техника.
На снимках - гусеничная самоходная пусковая установка 2П19 ("объект 810") созданная на Кировском заводе (г.Ленинград) с использованием базы САУ ИСУ-152К. Установка серийно выпускалась Кировским заводом. Выводится из состава ВС СССР с заменой на колесную модификацию 9П117 с 1967 по 1976 годы. В двух ракетных бригадах оставалась на вооружении до 1989 года (ракетная бригада на Кавказе и в п.ПинОзеро с ПТРБ в Кандалакше), т.е. там, где гусеничная техника более предпочтительна.
При ведении боевых действий в республике Афганистан, дивизион 9К72 успешно произвел свыше тысячи боевых пусков. В горах для получения максимального эффекта нередко производились пуски ракет 8к14 с фугасной головной частью на минимальную дальность. При этом на момент выключения двигателя в баках ракеты оставалось полтонны основного горючего и не менее двух тонн окислителя, эффект от взрыва этих компонентов и последующего пожара на склонах гор значительно превышал эффект от взрыва фугасной головной части.
Комплекс 9к72 принимал активное боевое участие в многих локальных войнах:
В 1973 году египетские ракетные части выпустили несколько ракет 8к14 по израильским целям в Синае.
В 1980-1988 годы, во время ирано-иракской войны, Р-17 и ее варианты использовались с обеих сторон в «войне городов» — ударах по крупным населенным пунктам.
Во время операции "Буря в пустыне" Ирак неоднократно применял свои ракетные комплексы против американских войск и гражданских объектов в Кувейте, Израиле и Саудовской Аравии.
Пусковая установка 9П117 на четырехосном колесном шасси тягача МАЗ-543А была принята на вооружение в 1967 году. Стартовый агрегат является самоходной пусковой установкой, обеспечивающей проведение комплекса работ по подготовке и проведению пуска ракет. Перед пуском ракета устанавливается в вертикальное положение при помощи стрелы и остается стоять в вертикальном положении на пусковом столе, закреплённая ветровыми болтами, а стрела опускается в походное положение.
Двигатель расположен в передней части машины. По сторонам от него находятся две двухместные кабины, изготовленные из полиэфирной смолы, армированной стеклотканью. Сиденья в кабинах размещены тандемом. Все колеса шасси ведущие, с системой регулирования давления воздуха в шинах. Первая и вторая пара колес — управляемые. Все колеса имеют независимую подвеску.
Рубка представляет собой кабину и предназначена для размещения источников электроэнергии, пультовой аппаратуры и экипажа стартового агрегата. На боковых стенках правого и левого отсеков рубки имеются по одной двери. В дверях имеются по одному окну, снабженному светомаскировочной шторкой, закрепленной застежками.
Для недопущения несанкционированного применения ядерного оружия стартовые агрегаты, оснащались кодо-блокирующим устройством 9В362М1, которое храниться отдельно от стартовых агрегатов. Установка 9В362М1 на штатное место производится только при приведении ракетной бригады в высшие степени боевой готовности по особой команде. Без разблокирования КБУ запуск ракеты не происходит. Для разблокировки переключатель переводится в положение «Н» (набор), при этом загораются транспаранты К1 и К2. Затем производится введение шестизначного числа при помощи узлов набора шифра. После чего переключатель Н-О переводится в положение «О» (огонь), при этом гаснут транспаранты К1 и К2, загораются транспаранты Ц1 и Ц2. Если код введен неправильно, то переключатель Н-О в положение «О» не переводится.
При разработке колёсного стартового агрегата 9П117 была сделана попытка отказаться от использования крана при перегрузке ракет на стартовый агрегат. Для этого была предусмотрена возможность бескрановой погрузки. Стрела стартового агрегата 9П117 имела сложную составную конструкцию. При перегрузке тележка 2Т3 с ракетой устанавливалась сзади стартового агрегата. Стрела стартового агрегата переводилась в заднее положение, верхняя ее часть откидывалась назад и ложилась на ракету. После этого производилось крепление ракеты на стреле, раскрепление ракеты от тележки и стрела с ракетой укладывалась на стартовый агрегат. В дальнейшем от бескрановой погрузки отказались, а для перегрузки ракет на стартовый агрегат стали использовать специальный автомобильный кран 9Т31М1. В связи с тем, что бескрановая погрузка на стартовых агрегатах больше не применялась, то от сложной конструкции стрелы также отказались. Модификация стартового агрегата, получившая наименование 9П117М, имела монолитную сварную стрелу, что упрощало и удешевляло конструкцию.
Грунтовая тележка 2Т3М1 представляет собой полуприцеп специальной конструкции, работающий в сцепе со специально оборудованным тягачом ЗиЛ-131В (ЗиЛ-157КВ для 2Т3, 2Т3М). Седельный тягач ЗИЛ-131В повышенной проходимости с тремя ведущими осями оборудован системой обогрева специальной головной части на постоянном токе. При транспортировании на тележке 2Т3М1 одной заправленной ракеты 8К14 или 8К11 состыкованной со специальной головной частью предусмотрен электрообогрев ГЧ с соблюдением необходимого терморежима. На тележках перевозится термочехол 2Ш2, предназначенный для поддержания температурного режима и защиты головной части ракеты 8К14 или 8К11 от метеорологических воздействий и солнечной радиации. Максимально допустимая скорость движения с ракетой по шоссе с усовершенствованным покрытием в хорошем состоянии – 40км/час, по улучшенным грунтовым, булыжным, щебеночным и гравийным дорогам – 20км/час.
Ракета 8К14 - баллистическая ракета с жидкостным реактивным двигателем, автономной инерциальной системой управления, системой аварийного подрыва и неотделяемой боевой частью. ЖРД обеспечивает максимальную дальность стрельбы 300 км (минимальная дальность - 50 км). Обеспечиваемое системой управления среднее вероятное круговое отклонение составляет в длину от 180 до 610м и в ширину от 100 до 350м. Органы управления - газодинамические рули, установленные в выходном сечении сопла. Вес головных частей - 987кг.
8к14 оснащается ядерными боеголовками мощность до 10 кт (заряд типа РДС-4), фугасной 8Ф44, химической 8Ф44Г1 (масса V-газа 555кг). Аппаратура управления ядерной боевой части позволяет устанавливать вид взрыва: наземный, воздушный низкий или воздушный высотный. Фугасная боевая часть 8Ф44 подрывается при ударе о землю.
Дополнительно:
Одноступенчатая баллистическая ракета Р-17. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-17 комплекса 9К72 «Эльбрус». Музей техники Вадима Задорожного
Таких макетов БМ-13, как в Тольяттинскому музее, настрогали великое множество. Выставлены эти странные самоделки, в Оренбурге, Казани и др.
Хотите посмотреть на настоящие легендарные "катюши"? Так пожалуйста:
БМ-13 на ЗИС-151 в Центральном музее Вооруженных Сил, г.Москва
БМ-13Н образца 1943 года и БМ-13НМ образца 1958 года в музее «Боевая слава Урала», город Верхняя Пышма
БМ-13Н на шасси Зис-151 в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности
РСЗО БМ-13Н в экспозиции историко-культурного комплекса «Линия Сталина», г.Минск
Артиллерийская часть БМ-13Н в музее форта №5 «Фридрих Вильгельм III», г.Калининград
РСЗО БМ-21 «Град» принята на вооружение в 1963 году. Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих трубчатого типа, образующих «пакет», калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Старт всех 40 снарядов происходит за 20 секунд. Реактивный снаряд 9М22 имеет полный вес 66 кг, из которого на боевую часть приходится 6,4 кг взрывчатого вещества. Дальность стрельбы 20 400 м, минимальная 5000 м.
Реактивные системы залпового огня имели ряд технических особенностей, которые накладывали отпечаток на тактику применения в горах.
Маленькая боевая часть реактивного снаряда не давала такого разрушительного эффекта при стрельбе по крепостям, как 152-мм артиллерийский снаряд. Однако значительная осколочная эффективность при стрельбе по незащищенным целям и внезапность поражения давала уникальную возможность в использовании РСЗО, уничтожая моджахедов при выдвижении в районы дислокации отряда либо на выходе из укрепленного района в горы. Возможность накрытия большой площади осколками батарей БМ-21 способствовала осуществлению внезапного артиллерийского налета без предварительной пристрелки. Огневой удар состоял из двух-трех коротких огневых налетов. Как и ствольные артиллерийские системы, РСЗО входили в систему огневой защиты режимных зон. Основной задачей действий артиллерии в режимной зоне было своевременное вскрытие и уничтожение вооруженных отрядов, диверсионно-разведывательных групп противника, реактивных пусковых установок, минометов, безоткатных орудий на подступах к охраняемым объектам. Основу охранения составляли сторожевые заставы в составе мотострелковых взводов, усиленные 2-3 орудиями, 1 – 2 реактивными установками, минометами и АГС-ами.
Широкое использование БМ-21 «Град» состоялось в операции «Магистраль» в 1987 году по деблокированию гарнизона г. Хост на юго-востоке страны с восстановлением снабжения войск. Четкое взаимодействие между артиллерией, авиацией и мотострелками обеспечило реакцию артиллерии на угрозу обстрела практически в реальном масштабе времени. Результатом стало уничтожение нескольких крупных отрядов душманов.
Источник: В.В.Белогруд, "Применение артиллерии в Афганистане" (Альманах «ВоенКом: Военный комментатор» №1(5)/2003)
Относительно опыта боевого применения установок "Град" информации в открытых источниках предостаточно. Это и события на острове Даманский и боевые действия в Демократической Республике Афганистан. Вот одно из свидетельств участника войны в Афганистане -С.И.Чеботарёв, "Бог войны на поле брани": "122-мм реактивные системы залпового огня БМ-21 "Град", Град-1", Град-В". Все эти системы использовали для стрельбы осколочно-фугасные реактивные снаряды и различались между собой только ходовой частью и количеством стволов. БМ-21 "Град" была на базе карбюраторного Урала-375, имела пакет из 40 стволов и являлась основной и самой массовой системой РСЗО.
БМ-21 "Град-1" отличалась тем, что имела всего 36 стволов и перемещалась на базе автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131. БМ-21 "Град-В" имела ходовую часть ГАЗ-66 и предназначалась для укомплектования воздушно-десантных и десантно-штурмовых подразделений. Страшное для басмачей оружие. И не столько разрушительной силой своих снарядов, сколько производимым при стрельбе шумом и мощностью залпа с кратчайший промежуток времени. Чисто для справки, боевая машина выпускала два снаряда в секунду, что обеспечивало сход всех 40 снарядов с направляющих всего за 20 секунд. За этот промежуток времени батарея выпускала 240 снарядов, а дивизион - 720. Естественно, что как каждая артиллерийская система, эти боевые машины способны были стрелять не только залпами, но и одиночными пусками. Да и стрельба прямой и полупрямой наводкой была им доступна. Так что, себя они оправдывали полностью.
Конечно, ходовые части всех трёх установок обещали желать лучшего. Мощный Урал-375 расходовал литр бензина АИ-95 на один километр пробега. Да и жаркий климат его двигатель не любил. ЗиЛ-131 и вообще при совершении маршей начинал кипеть двигателем в самые неподходящие моменты. Газ-66 всем был хорош, но из-за узости своей базы и высокого размещения двигателя имел не менее высокий центр тяжести и мог перевернуться на бок при любом более-менее серьёзном наклоне. "
"На январь-февраль 1971 года с целью проверки мероприятий, связанных с работами по увеличению дальности стрельбы, должны были быть запланированы стрельбы снарядами системы "Ураган" из баллистической установки на лафете МЛ-20 в количестве 30 штук."
Источник: Реактивная система залпового огня 9К57 Ураган на сайте Ракетная техника
По всей видимости, когда появилась потребность отстреливать снаряды системы "Смерч", то в Перми на Мотовилихинских заводах сделали одноствольную артиллерийскую установку с наложением на МЛ-20 одноствольной пусковой установки. Следы этих экспериментов найти пока не удалось, а в музее стоит установка для пуска одиночного 300-мм реактивного снаряда 9М55. Включает она в себя трубу из пакета БМ "Смерч" на лафете пушки-гаубицы МЛ-20 образца 1938 года, а также прицельные приспособления (обыкновенная оптическая панорама).
По словам одного из отставных офицеров с Донгузского полигона, такие специфические изделия обычно приходили с заводов, когда, система залпового огня и снаряд к ней, еще только находились в разработке. Использовались они только для предварительных испытаний реактивных снарядов или для запуска снарядов РСЗО как мишеней для ПВО. Причина появления: дешевле чем БМ, но для отработки многих параметров годится.
Цитирую по книге Евгения Кочнева "Секретные автомобили Советской Армии": В начале 1980-х годов РСЗО «Смерч» разработало тульское ГНПП «Сплав». После государственных испытаний она была принята на вооружение 19 ноября 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и одновременно поступила на Пермский машзавод для серийного производства. Ее основой являлась пусковая установка 9А52 или боевая машина БМ-30 на шасси МАЗ-543М с оригинальным П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился одиночный или групповой пуск нескольких типов реактивных снарядов серии 9М55 длиной 7200 мм и массой 800 – 810 кг, разработанных в институте МИТ. Они снабжались твердотопливными двигателями, системой управления, раскрывающимся стабилизатором, фугасными, кассетными осколочными, противотанковыми зарядами и самонаводящимися боевыми частями. С внутренней стороны направляющие имели П-образные винтовые пазы для предварительной раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало стабилизацию их полета, повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы от 20 до 70 км.
Артиллерийская часть монтировалась в задней части шасси на поворотной платформе с системой электроприводов, подъемными, поворотными и уравновешивающими устройствами, прицельными приспособлениями и вспомогательным оборудованием. Базовое шасси оснащалось гидронасосом, дополнительным электрогенератором и двумя гидравлическими опорами между колесами третьего и четвертого мостов, позволявшими вывешивать заднюю часть машины при стрельбе. За моторным отсеком находилась закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, в распоряжении которых имелись средства радиосвязи, аппаратура ведения огня и дистанционный пульт управления. Масса машины без вооружения – 33,7 т, полная боевая – 43,7 т. Габаритные размеры в транспортном положении – 12 370x3100x3100 мм. Максимальная скорость соответствовала базовому шасси (60 км/ч), запас хода – 850 км.
С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми снарядами серии 9М525/531 повышенной точности массой по 815 кг с разными головными частями, автоматизированными системами наведения и управления огнем, аппаратурой боевого управления и связи. Они обеспечивали автоматическую топопривязку через спутниковые системы связи, навигацию и ориентирование боевой машины на местности, а также наведение пакета направляющих без выхода экипажа из кабины управления. По заказу ее оборудовали кондиционером воздуха, бронированной защитой и радиационными экранами. Модернизации позволили сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь – до 67,2 гектаров. Время перевода машины из транспортного положения в боевое не превышало 20 минут, подготовки к пуску – три минуты, одного залпа – 38 с.
В процессе дальнейшей модернизации, проведенной в ОАО «Мотовилихинские заводы», в комплекс «Смерч-М» были введены системы автоматизированного высокоскоростного приема и передачи информации с защитой от несанкционированного доступа, хранение и визуальное отображение информации на экране ЭВМ, обмен телекодовой информацией с машиной управления, автоматизированное ориентирование пакета направляющих по координатам на местности и отображение маршрута движения боевой машины на электронной карте. Системы «Смерч» и «Смерч-М» были приспособлены также к запуску беспилотных летательных аппаратов Р-90 с телевизионными и навигационными системами, способных летать на скорости 145 км/ч и передавать собранную информацию на расстояние 70 км.
Дополнительно: Боевая машина 9А52 РСЗО 9К58 «Смерч». Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Это темно-зеленое изделие появлялось на фотоснимках посетителей музея, то с тягачом, то без него. То же и с вариантами названий - встречались самые разнообразные. Долгое время и на моем сайте его фотографии были подписаны "Неопознанное". Наконец, в феврале 2013 года, благодаря помощи Сапаловой Людмилы, сотрудника Технического музея в г.Тольятти, я смог идентифицировать ЗАЦ-1. Постараюсь коротко рассказать об этом интересном агрегате.
Для перевозки агрессивных химических веществ: топлива (несимметричный диметилгидразин, он же гептил) и окислителя (тетраоксид азота, он же амил), на которых летали отечественные жидкотопливные стратегические ракеты, использовались два типа автоцистерн:
ЗАЦ-1 (15Г95) Агрегат - подвижная заправочная автоцистерна "О"
ЗАЦ-2 (15Г96) Агрегат - подвижная заправочная автоцистерна "Г"
Эти агрегаты были унифицированы для работы с ракетными комплексами 15П014, 15П015, 15П016, 15П018, 15П018М, 15П030, 15П035. Основным их назначением были: перевозка окислителя и ракетного топлива для заправки блоков 1-й и 2-й ступеней отечественных межконтинентальных баллистических ракет третьего поколения.
Полагаю, будет уместно процитировать книгу "Отечественные стратегические ракетные комплексы" созданную коллективом авторов Карпенко, Уткин, Попов:
"Первая заправочная автоцистерна ЗАЦ-1 (15Г95) доставляла 39 т ядовитого амила (окислителя ракетного топлива) и снабжалась собственной перекачивающей станцией, системами поддержания постоянной температуры и перемешивания топлива в пути, тремя боковыми шкафами с аппаратурой контроля и управления, емкостями для шлангов и вспомогательного оборудования и рабочими площадками. На стоянке и во время движения максимальное внутреннее давление в цистерне регулировалось в пределах от 2,7 до 4,0 кгс/см2 при помощи пневматической системы из шести баллонов емкостью по 130 л каждый. Вторая аналогичная цистерна ЗАЦ-2 (15Г96) перевозила 31 т гептила для заправки ракетных систем и по общей конструкции не отличалась от модели ЗАЦ-1."
Интересно, что ЗАЦ-1 и ЗАЦ-2 только доставляли топливо и окислитель, а непосредственно заправку ракеты осуществляла другая спец.машина. Вообще, судя по документам, процедура заправки МБР на жидком топливе - сложное и опасное мероприятие, в котором было задействовано большое количество техники и личного состава.
ЗАЦ-1 (15Г95) состоит из тягача и полуприцепа и, фактически, является специальной теплоизолированной цистерной для перевозки окислителя со средствами его очистки, раздачи, перемешивания, подогрева и охлаждения. Аналогичным образом транспортировался и гептил в ЗАЦ-2 (15Г96). Отличаются агрегаты перевозки окислителя и топлива только количеством теплообменников на торце цистерны: один у ЗАЦ-1, два у ЗАЦ-2. Не правда ли, легко запомнить? :)
Есть ещё один забавный момент в этих машинах, экипажи которых делали серьезную и опасную работу. Посмотрите на фотографию: мы видим цистерну странной формы, которая придает агрегату причудливый вид. Не удивительно, что в войсках эти изделия метко прозвали "кузнечиками".
В качестве тягача ЗАЦ изначально использовался автомобиль МАЗ-537, но в Тольяттинской музейной экспозиции представлен вариант с более современной моделью - тягачом на шасси МАЗ-543А. Учитывая, что в 2010 году эта специальная автоцистерна экспонировалась без тягача, "возможны варианты". :)
Рассматривая снимок тягача на шасси МАЗ-543, обратите внимание на его отличительную особенность - две узкие закрытые боковые кабины, впервые появившиеся на этой модели и ставшие "визитной карточкой" мощных минских тягачей. Вот что пишет о них Е.Кочнев в книге "Секретные автомобили Советской Армии":
"Их основой являлся типовой 2-дверный 2-местный звуко– и теплоизолированный кабинный модуль с обратным наклоном лобового стекла, оборудованный вентиляцией, отоплением, переговорным устройством и фарой-искателем на крыше. Он был выполнен из полиэфирной смолы, армированной жгутовой стеклотканью (стеклопластика) и имел высокую надежность и ремонтопригодность. Его прочность оказалась столь высокой, что во время проверки на ударную нагрузку развалился стенд, на котором была закреплена кабина, оставшаяся невредимой.
Максимальный уровень внутри нее не превышал 85 дБ (А), а для дополнительной защиты экипажа снаружи планировалось устанавливать навесные бронированные плиты и радиационные экраны. Такие модули имели правое и левое исполнения для установки вдоль разных бортов машины, причем два члена боевого расчета располагались по оригинальной схеме «тандем» – на собственных сиденьях друг за другом. В «стационарной» левой кабине находились водитель и командир экипажа, в правой, откидывавшейся вперед, – боевой расчет надстройки или буксируемой системы. Свободное пространство между ними обычно служило для монтажа вспомогательного оборудования, поперечного радиатора, размещения передней части ракеты или пускового контейнера. Пониженное расположение надстройки позволило уменьшить габаритную высоту всей ракетной системы, которая могла передвигаться по дорогам общего пользования, проходить под мостами и низкими линиями электропередач, а также соответствовала габаритным нормативам советских железных дорог."
Машина-Общежитие (МО543.1), агрегат 15Т118, предназначена для обеспечения жизнедеятельности и отдыха личного состава при несении дежурства в полевых условиях. Рассчитана на размещение 24 человек (6 купе по 4 человека) с личными вещами и оружием. В агрегате предусмотрены системы электроснабжения, оповещения, связи, микроклимата, отопления, вентиляции, водоснабжения, а так же имеются сушилки для обуви и обмундирования.
На передней стенке кузова смонтированы кондиционер 1К25-1М4-01 и фильтровентиляционная установка ФВУА-100В-24.
На правой стенке кузова имеются две наружные одностворчатые двери и семь окон.
На левой стенке кузова имеются шесть окон.
Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.
На задней стенке кузова установлен электрокалорифер для обогрева помещений агрегата в полевых условиях.
Под задним свесом кузова, в ящиках, находятся три катушки с кабелями связи и питания.
Применялся в составе колонны технического замыкания подвижных комплексов 15П642 «Темп-2С», 15П645 «Пионер», 15П645К «Пионер-К», 15П653 «Пионер-УТТХ», 15П656 «Горн». Изначально проектировался топливозаправщик для вывоза максимально возможного количества топлива в полевой район для обеспечения топливом агрегатов в высших степенях боевой готовности. Основное применение 15Т316 в войсках - учебный МАЗ для подготовки водителей пусковых установок. В качестве полногабаритных иммитаторов пусковых установок (заправленных под завязку водой) их использовали при отработке вопроса переправы и проверки проходимости мостов, при этом чтобы вес заправленного агрегата был точно равен весу пусковой установки - по бокам навешивались грузы.
Агрегат сопровождения ракетных комплексов 15П645, 15П645К, 15П653, агрегат 15Т316, на шасси МАЗ-547А, имелся практически во всех полках. В войсках машина сопровождения использовалась для проведения практического вождения механиков-водителей, а также для проверки состояния дорог, мостов, путепроводов на маршрутах движения агрегатов ПГРК «Пионер».
При совершении марша в масштабе полка, возглавляла колонну технического замыкания в составе ПКП (подвижный командный пункт) полка. При выходе на ТСУ (тактико-специальные учения) дивизиона, выполняла те же функции, что и в составе полка. При возникновении неисправности агрегатов комплекса эта машина использовалась для буксировки. Для этого в передней и задней части агрегата 15Т316 имелись стыковочные узлы для соединения пневмогидравлических систем ходовой части двух агрегатов в единое целое. Комплект стыковочных шлангов должен находится в возимом ЗИП пусковой установки.
Для достижения необходимой массы в ёмкость машины сопровождения заливалась вода и на боковые кронштейны навешивались железобетонные грузы. В дальнейшем машина сопровождения 15Т316 была модернизирована – переведена на шасси нового МАЗ-7916 и получила индекс 15Т381.
Дополнительно:
Тема: 15Т316 - агрегат сопровождения колонны технического замыкания РК "Пионер"
15Т316 - боевая машина сопровождения РК "Пионер"
Машина сопровождения ракетного комплеса 15П158 "Тополь" на шасси МАЗ-7917. При совершении марша в составе полка, возглавляет колонну технического замыкания в составе подвижного командного пункта полка. При выходе на тактико-специальные учения дивизиона, выполняет те же функции, что и в составе полка - возит на себе примерно 50 тонн дизельного топлива. Из-за своих технических характеристик, абсолютно сходных с характеристиками пусковых установок, может использоваться в учебных подразделениях для начальной подготовки водителей (школа прапорщиков) или подготовки специалистов расчета (отработка вопросов, связанных с подготовкой площадок для установки АПУ, свертывание-развертывание АПУ, маскировка).
В 1971 году по заданию Центрального автотракторного управления Минобороны на Брянском автозаводе под руководством главного конструктора И.Л. Юрина были развернуты работы по созданию нового унифицированного семейства специальных колесных шасси под общим кодовым названием "Основа-1". В него входили плавающие машины с несущим корпусом ("корпусные") БАЗ 6944 (8х8) и БАЗ 5947 (6х6), а также неплавающее рамное шасси БАЗ 6950 (8х8). Планировалось, что это даст возможность от разнородных шасси перейти на единую базу, что снимало бы множество проблем как обучения личного состава, так и ремонта и эксплуатации техники в войсках.
Цитирую по книге Евгения Кочнева "Секретные автомобили Советской Армии": "Первая же машина семейства «Основа» оказалась наиболее востребованной и самой известной во всем новом брянском поколении: с самого начала она была рассчитана на установку совершенно секретного ракетного комплекса «Ока», впоследствии неожиданно получившего широкую огласку. Прототипы оригинального плавающего четырехосного автомобиля-шасси БАЗ-6944 с полезной нагрузкой 12 т были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным и собраны в 1979 году. На следующий год машину приняли на вооружение и приступили к ее мелкосерийному изготовлению.
Машины предназначалась для перевозки крупногабаритного армейского снаряжения. Для увеличения кузова стеклопластиковую четырехместную кабину максимально сместили вперед, в передний свес. Главной особенностью амфибии являлся несущий герметизированный цельнометаллический корпус с открытыми надколесными нишами, обладавший высокой технологичностью и собиравшийся на специальном производстве БАЗа. В нем имелись три отсека – переднее отделение управления для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше и тремя лобовыми окнами, задний грузовой (монтажный) отсек с открытым верхом и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. В нем помещался четырехтактный безнаддувный дизельный двигатель УТД-25 V8 (21,2 л, 400 л.с.) с углом развала цилиндров 120 градусов, выпускавшийся заводом «Барнаултрансмаш». Он снабжался непосредственным впрыском топлива, закрытой циркуляционной системой смазки с сухим картером, двухступенчатым инерционным воздушным фильтром, принудительной системой жидкостного охлаждения с одним радиатором, предпусковым подогревателем и системой запуска от электростартера или от баллонов со сжатым воздухом.
В начальной стадии разработки и изготовления базовые шасси БАЗ-6944 успешно прошли полный цикл заводских и государственных испытаний, в том числе в составе нового оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока», который стал их единственным предназначением. Военная служба уникальной амфибии БАЗ-6944 и системы «Ока» оказалась слишком короткой: в конце 1980-х годов по Договору о ликвидации РСМД обе были уничтожены."