Месторасположение: Московская область, Красногорский район, п. Архангельское, 4-й километр Ильинского шоссе. Официальный сайт: http://www.tmuseum.ru
Навигация по странице:
Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-1
Экспериментальная САУ 2Т2 на базе тягача АТ-П
Полубронированный легкий артиллерийский тягач АТ-П
Бронетранспортёр БТР-40
Бронетранспортёр БТР-152С
Бронетранспортёр БТР-152
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1
Полугусеничный бронетранспортёр М3
Зенитная самоходная установка М16
Полугусеничный бронетранспортер М3A1 в варианте санитарной машины
Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка» (на базе БТР-60ПА)
Боевая машина ПТУР 9П137 ПТРК 9К8П «Флейта»
Лёгкий многоцелевой БТР Universal Carrier Mk.I (Великобритания) c 13,9-мм ПТР Boys
Бронетранспортёр Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия немецкого Sd.Kfz.251)
Бронетранспортёр Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия немецкого Sd.Kfz.251)
Бронетранспортёр БТР-50П
Бронетранспортёр БТР-50ПК
Бронетранспортёр БА-64Б
Корпус полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.A
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»
Бронетранспортёр БТР-60ПБ
Бронеавтомобиль БА-10
Боевая машина десанта БМД-1
Командирская боевая разведывательная машина БРМ-1К «Коршун»
Дополнительно:
Авиационная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Легкобронированная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Артиллерия, РСЗО, ОТР. Музей техники Вадима Задорожного
Инженерная и другая специальная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Автомобили. Музей техники Вадима Задорожного
ПВО. Музей техники Вадима Задорожного
Самоходные артиллерийские установки. Музей техники Вадима Задорожного
Танки. Музей техники Вадима Задорожного
Музей боевой техники Мемориального комплекса «Победа», Чебоксары
Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности
Выставочный комплекс «Салют, победа!», Оренбург
Мемориальный Парк Победы, Казань
Бронетехника стран-участников нацистского блока. Парк «Патриот»
Техника стран-участников антигитлеровской коалиции. Парк «Патриот»
Техника у окружного дома офицеров и штаба Центрального военного округа, Екатеринбург
БТР-40А ж.д. (обр.1969 года) — модификация для железнодорожных войск, оборудованная устройством (дополнительными подъёмными колёсами с ребордами) для передвижения по железнодорожным путям; переоборудовалась непосредственно в частях.
"При анализе итогов войны и составлении планов послевоенного перевооружения Советской Армии было уделено достаточное внимание и созданию отечественных бронетранспортеров — в первую очередь, легкого (разведывательного и штабного) и среднего (десантного — для перевозки двух отделений мотопехоты со станковым пулеметом). Последняя машина предполагалась многоцелевой для массового вооружения мотострелковых батальонов, механизированных и танковых соединений Советской Армии, а также как мобильный носитель спаренных и счетверенных тяжелопулеметных зенитных установок.
Основные требования к такой машине были навеяны полюбившимся в войсках надежным американским полугусеничным бронетранспортером М-2 с передним ведущим мостом, с полной массой до 8,9 т, вмещавшим экипаж из двух человек и десяти пехотинцев, и вооруженным, как минимум, одним тяжелым пулеметом на открытой турели. Если при выборе шасси для легкого БТР других вариантов, кроме ГАЗ-63 4x4 (успешно проходил испытания с ноября 1943 года), не было, то для среднего — основного БТР, такие варианты, пока, правда, теоретические, просматривались. Большинство из них основывалось на разрабатывавшемся с зимы 1945 года на ЗИСе трехосном (6x6) шасси ЗИС-121. В основу этой машины легли конструктивные принципы американских стандартных армейских 2,5-тонных трехосных грузовиков: "Студебекер" US6-62, "Интернационал" М-5-6-318, GMC CCKW-352.
Несколько позже попробовали использовать многоцелевое полугусеничное шасси ЗИС-153, созданное по типу немецких тягачей с шахматным расположением опорных катков, металлическими гусеницами с резиновыми башмаками и с шарнирами на игольчатых подшипниках, с передним ведущим мостом (вначале —неведущим). По своей грузоподъемности, полной массе, энерговооруженности, максимальной скорости движения и подвижности на бездорожье все три варианта могли стать основой для будущих БТР. При выборе одного из них в армейских верхах возникли споры. Выступавших за полугусеничный ход убежденно поддерживал маршал И.С.Конев, полюбивший за годы войны американские полугусеничные БТР, входившие в его охранение при поездках на фронте. Другие, нашедшие, как ни странно, сторонников среди "танкистов" — начальника ГБТУ генерала В.Г. Вершинина и маршала бронетанковых войск С.И.Богданова, склонялись к колесному ходу — более мобильному, бесшумному и менее дорогому, также неплохо проявившему себя на войне. С принятием определенных конструктивных мер полноприводное колесное шасси по проходимости вплотную приближалось к гусеничному и в большинстве случаев не уступало полугусеничному. Победили "колесники", еще и потому, что возможная основа будущей боевой машины — трехосный полноприводный грузовой автомобиль ЗИС-151-2 (шасси ЗИС-121) появился значительно раньше ЗИС-153 и уже с мая 1946 года проходил испытания. Одновременно велось изготовление ero более перспективного односкатного варианта — ЗИС-151-1, с лучшей проходимостью и более высокой средней скоростью по бездорожью (построен осенью 1946 года)."
Прочно Е. И., «Бронетранспортер БТР-152» («Бронеколлекция» №5/2001)
"В январе 1953 года построили опытные образцы ЗИС-152Б ("объект 140Б")— подвижного пункта управления артиллерией с бронекорпусом увеличенной высоты и без вооружения. Впоследствии изделие было трансформировано в подвижный командный пункт и машину связи с мощной рацией Р118, которая выпускалась под индексом БТР-152С в 1955—1959 годах (всего —272 машины), но уже на новом шасси "123В". Ее общая высота увеличилась до 2820 мм.
Осенью 1956-го на этом же шасси "123В" построили машину управления ЗИЛ-152И, корпус которой имел высокую надстройку с четырьмя боковыми фонарями (пулестойкими "триплексами"), закрытую бронекрышей. Внутри были оборудованы рабочие места операторов со средствами связи. Имелись системы вентиляции и обогрева на стоянке: две электропечи напряжением 220 В (питание — от постороннего источника) и печь с трубой, работавшая на твердом топливе. В 1957 году ЗИЛ-152И готовился к мелкосерийному производству; впоследствии оно было продолжено на Брянском автозаводе (БАЗ)."
Прочно Е. И., «Бронетранспортер БТР-152» («Бронеколлекция» №5/2001)
Корпус в основном состоит из 4 мм конструкционной стали (эквивалент 2 мм брони). Катанной 6,35 мм гомогенной бронёй защищены только самые важные части корпуса машины — решётка радиатора, двери, крышки капота двигателя, кузов.
Разработка фирмы W.L.Maxson Согp: компактная электрифицированная установка кругового вращения с 12,7-мм пулемётами «Браунинг» M2. В середине — место стрелка, управлявшего установкой при помощи с силовых электроприводов наводки и джойстика.
Кроме стрелка, пулемётную установку обслуживали два заряжающих, менявших короба с патронами, каждый из которых вмещал 200 штук
Отходящие от поперечной балки две направляющие — место крепления современного для 1940-ых рефлекторного прицела. Версия коллиматорного прицела с полупрозрачной линзой, проецирующей в поле зрения стрела световую прицельную марку.
Боевая машина 9П137 комплекса 9К8П «Флейта» (первоначально комплекс обозначался 2К8П «Фаланга-П»). Причиной создания стало изменение режима управления ракетой с проводного на радиокомандный
9П137 способна осуществлять запуски ракет со скоростью 2 выстрела в минуту. Время приведения в боевое положение — 20 секунд.
Стрельба днем и в сумерки ПТУР 9М17П осуществляется в составе ПТРК «Фаланга» с боевых машин 2П32М и 9П124 в режиме ручного наведения, а с боевой машины 9П137 — в режимах ручного и полуавтоматического наведения.
"С началом поставок по ленд-лизу среди прочего вооружения в СССР попали и английские противотанковые ружья. Пока нет ясности, шли они по отдельной статье или же их поставляли как часть комплектации бронетранспортёров Universal Carrier. В 1942 году британцы по дипломатическим каналам попытались узнать, как ведут себя их противотанковые ружья на советско-германском фронте. Ответ из Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА) был разочаровывающим:
«13,97-мм английское противотанковое ружьё системы «Бойс» по бронепробиваемости значительно уступает 14,5-мм противотанковым ружьям конструкции Симонова и Дегтярёва: ружьё «Бойс» на 500 м по нормали пробивает броню толщиной 10 мм, тогда как ПТРС и ПТРД на 1000 м под углом 20° пробивает броню 20 мм. Вследствие этого ружья «Бойс» в основном используются на импортных транспортёрах при переброске бойцов и различного имущества к линии фронта. По этой причине ГАУ КА до сих пор не имеет боевых отзывов об этом ружье, кроме сообщения о разрыве одного из них при учебной стрельбе»."
Андрей Уланов, «Британский вариант: «Бойс» и «Пиат»» | Warspot.ru
Послевоенный чехословацкий полугусеничный бронетранспортер Tatra OT-810 внешне отличается от Sd.Kfz.251 бойницами в бортах и складным бронепанелям крыши (защита от осколков и огня с верхних этажей домов при боях в городе). Основное отличие внутри – 122-сильный V8 дизельный двигатель TATRA T-928-3 воздушного охлаждения сменил рядный шестицилиндровый карбюраторный «Майбах» оригинальной немецкой машины.
Бойницы в бортах позволяют легко отличить чехословацкую копию от немецкого оригинала. У немцев на модификации Sd.Kfz.251 Ausf. А в бортах боевого отделения имелись смотровые щели, закрытые бронестеклом
Гусеничный движитель системы Кникампа с шахматным расположением однотипных опорных катков в три ряда
На Sd.Kfz.251 бочка глушителя крупнее. Она расположена в том же месте (между колесом и гусеницей), но вертикально
Дополнительно:
Sd.Kfz.250/1 – лёгкий полугусеничный бронетранспортёр, парк «Патриот»
Sd.Kfz.251/9 – самоходная установка с короткоствольной пушкой 7,5 cm K 37 (Sf), парк «Патриот»
Sd.Kfz.250/9 – лёгкая разведывательная бронемашина, парк «Патриот»
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), парк «Патриот»
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), Музей техники Вадима Задорожного
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), Музей техники Вадима Задорожного
Корпус полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.A, Музей техники Вадима Задорожного
БТР Sd.Kfz.250/1 с 50-мм орудием PaK 38 L60, Военный музей, Белград, Сербия
Лёгкий полугусеничный бронетранспортёр Sd.Kfz.250/1 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
"После завершения Второй мировой войны Чехословакия была снова восстановлена как независимое государство. Практически сразу же был обозначен вопрос о том, чем вооружать армию страны. На первое время огромным подспорьем стало вооружение и арсенал немецкой армии. Чехословацкая армия получила на вооружение средние танки Pz. IV, противотанковые самоходные установки Hetzer, бронетранспортеры Sd.kfz. 251 и немецкие полугусеничные тягачи. Если не считать танков, вся остальная техника в годы войны производилась на заводах Чехословакии, поэтому каких-либо проблем с эксплуатацией и ремонтом данных боевых машин просто не было.
По мере того, как Советский Союз вооружал ЧССР военной техникой собственного производства, танки и САУ, доставшиеся в наследство от гитлеровской Германии, списывались из армии, а грузовая техника заменялась на новые «Татры», но с бронетранспортерами вышла накладка. СССР производил недостаточное количество БТРов, для того чтобы свободно отправлять их еще и своим союзникам. Только появившиеся в стране БТР-40 и БТР-152 активно поставляли в Советскую Армию, в середине 1950 годов до насыщения советских частей подобной бронетехникой было еще достаточно далеко. Именно это стало причиной возобновления производства в Чехословакии серьезно модернизированного немецкого полугусеничного бронетранспортера."
Источник: Tatra OT-810: загримированный «Ганомаг»
Балка переднего моста бронетранспортера подвешена на поперечной рессоре и снабжена гидравлическими рычажными амортизаторами для более эффективного гашения колебаний.
Часть поворотного механизма. Колеса имели развитые грунтозацепы и были бескамерными, заполнялись пеной и были устойчивы к пулевым попаданиям.
Отличие чехословацкого БТР: полноценная бронированная крыша, которая защищала десант не только от пуль и осколков на поле боя, но и от осадков.
"Бронетранспортер Tatra OT-810 был глубоко модернизированной версией немецкого «Ганомага» и единственной в мире версией полугусеничного бронетранспортера, которая производилась после окончания Второй мировой войны. Разработанный в 1950-е годы бронетранспортер пошел в серийное производство в 1958 году и производился вплоть до 1963 года. За это время в Чехословакии успели выпустить около 1800 боевых машин – 1250 линейных бронетранспортеров, остальные – специальные машины на его базе. Производство БТР OT-810 осуществлялось на заводе «Подполянске строярне», расположенном в городе Детва (Словакия)."
Источник: Tatra OT-810: загримированный «Ганомаг»
Форма кормы OT-810 заимствована от варианта бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.C. У экспоната имитация задней двери – её створки явно заварены
"В годы войны немецкие полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.251 для нужд Вермахта производились, в том числе, и чешской компанией «Шкода» на предприятии в Пльзене. Уже после завершения войны на заводе «Tatra» в Копршивнице был создан новый бронетранспортер для нужд армии Чехословакии. Боевая машина, получившая обозначение OT-810, внешне сохранила сходство со своим немецким прародителем, заимствовав оригинальную компоновку бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.D. При этом машина была существенно видоизменена в плане некоторых конструкторских решений. Бронетранспортер получил новый дизельный двигатель воздушного охлаждения производства компании «Татра», полностью закрытый бронированный корпус и усовершенствованную ходовую часть."
Источник: Tatra OT-810: загримированный «Ганомаг»
Полугусеничное шасси бронетранспортёра обеспечивало 25% снаряжённой массы на передний мост и остальное на гусеничный движитель.
Такое расположение катков увеличивало живучесть машины и плавность хода, но ухудшало ремонтопригодность в полевых условиях
На Sd.Kfz.251 бочка глушителя крупнее. Она расположена в том же месте (между колесом и гусеницей), но вертикально.
"Именно корпус подвергся существенной модернизации. Боевое отделение было расширено, в бортах и в створке кормовой двери были расположены бойницы для стрельбы из личного стрелкового оружия десанта, форма кормы была заимствована от варианта бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.C. Сверху появилась полноценная бронированная крыша, которая защищала десант не только от пуль и осколков на поле боя, но и от осадков в виде дождя и снега. В крыше корпуса также был оборудован люк, который мог использоваться командиром боевой машины.
...
Корпус нового бронетранспортера сваривался из листов бронированной стали на стальной массивной раме прямоугольной формы. Компоновка корпуса осталась неизменной и имела капотную схему. Двигатель располагался впереди. Под бронированным капотом бронетранспортера ОТ-810 разместился 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения производства компании Татра. Это был двигатель модели Tatra Т-928-3 рабочим объемом почти 10 литров. При 2000 об/мин этот двигатель развивал максимальную мощность около 122 л.с. На серийных немецких «Ганомагах» ставились бензиновые двигатели «Майбах», мощность которых не превышала 100 л.с. Помимо двигателя на ОТ-810 была изменена и форма глушителя. Бензобак был расположен в полу."
Источник: Tatra OT-810: загримированный «Ганомаг»
Командир и мехвод наблюдали через смотровые окна в лобовом листе и по бокам корпуса. Окна прикрывались бронированными крышками со смотровыми щелями, а также пуленепробиваемыми триплексами.
Восьмицилиндровый чехословацкий 122-сильный дизельный двигатель сменил рядную карбюраторную шестёрку «Майбах» оригинального немецкого БТР
"В таком виде чехословацкие бронетранспортеры активно эксплуатировались вплоть до середины 1960-х годов, когда им на смену начали поступать новые БТР ОТ-62 и ОТ-64. С середины 1960-х годов бронетранспортеры ОТ-810 стали передавать во вспомогательные подразделения или переделывать в противотанковые, вооруженные 82-мм безоткатным орудием. Также данная модель продолжала эксплуатироваться в качестве обычного тягача, в том числе для различных артиллерийских систем. В противотанковых соединения ОТ-810 оставались на вооружении до середины 1980-х годов. Тогда же в 1980-х годах ОТ-810 начали массово снимать с вооружения армии ЧССР, а в 1995 году последние из сохранившихся экземпляров были сняты с хранения."
Источник: Tatra OT-810: загримированный «Ганомаг»
Дополнительно:
Sd.Kfz.250/1 – лёгкий полугусеничный бронетранспортёр, парк «Патриот»
Sd.Kfz.251/9 – самоходная установка с короткоствольной пушкой 7,5 cm K 37 (Sf), парк «Патриот»
Sd.Kfz.250/9 – лёгкая разведывательная бронемашина, парк «Патриот»
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), парк «Патриот»
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), Музей техники Вадима Задорожного
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), Музей техники Вадима Задорожного
Корпус полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.A, Музей техники Вадима Задорожного
БТР Sd.Kfz.250/1 с 50-мм орудием PaK 38 L60, Военный музей, Белград, Сербия
Лёгкий полугусеничный бронетранспортёр Sd.Kfz.250/1 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
БТР-50П (объект 750) – базовый серийный вариант. Нижняя и кормовая часть корпуса, ходовая часть, силовая установка и трансмиссия – идентичны танку ПТ- 76
У бронетранспортера БТР-50П, в отличие от БТР-50ПК, нет крыши над десантным отделением, что позволяет транспортировать на нем артиллерийские системы или автомобили
. Бронетранспортер обеспечивает перевозку и переправу двадцати десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг грузов
В передней части корпуса расположена открытая сверху бронерубка, в которой размещаются экипаж и десант
Люк механика-водителя с крышкой, в которой находится призменный прибор наблюдения ТНП-Б, используемый при движении на плаву с поднятым волноотражательным щитом.
БТР-50ПК (объект 750ПК, 1958 г.) – бронированная крыша над десантным отделением с тремя люками для посадки и высадки десанта
Люк и приборы наблюдения механика-водителя. С целью защиты экипажа от свинцовых брызг, отлетающих от пуль, люк имеет ограждение, приваренное снаружи по его периметру.
На задней стенке десантного отделения приварен броневой кожух вытяжного вентилятора, предназначенный для отсоса загрязненного воздуха из десантного отделения
Экспонат восстановлен из отдельных фрагментов разбитых БА-64, найденных поисковыми отрядами на местах боёв. Фотографии интерьера сделаны 02.12.2018 во время лекции Юрия Пашолок.
Дополнительно по БА-64:
Бронеавтомобиль БА-64. Выставка «Моторы Войны»
Бронеавтомобиль БА-64Б на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б. Музей отечественной военной истории в Падиково
Бронеавтомобиль БА-64Б. Музей техники Вадима Задорожного
Бронеавтомобиль БА-64Б образца 1942 года в музее «Боевая слава Урала»
Макет легкого бронеавтомобиля БА-64Б у музея-панорамы «Сталинградская битва»
Дополнительно:
Sd.Kfz.250/1 – лёгкий полугусеничный бронетранспортёр, парк «Патриот»
Sd.Kfz.251/9 – самоходная установка с короткоствольной пушкой 7,5 cm K 37 (Sf), парк «Патриот»
Sd.Kfz.250/9 – лёгкая разведывательная бронемашина, парк «Патриот»
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), парк «Патриот»
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), Музей техники Вадима Задорожного
БТР Tatra OT-810 (послевоенная чехословацкая копия Sd.Kfz.251), Музей техники Вадима Задорожного
Корпус полугусеничного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.A, Музей техники Вадима Задорожного
БТР Sd.Kfz.250/1 с 50-мм орудием PaK 38 L60, Военный музей, Белград, Сербия
Лёгкий полугусеничный бронетранспортёр Sd.Kfz.250/1 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
"К концу 30-х годов в Красной Армии сформировалось четыре основных класса артиллерийских тягачей. Это тягачи противотанковой артиллерии, тягачи дивизионной артиллерии, тягачи корпусной артиллерии и тягачи артиллерии особой мощности, которые также могли применяться как танковые эвакуаторы. Реально беда была только с тягачами корпусной артиллерии, а по остальным классам работы продвинулись очень далеко. Касается это и гусеничных тягачей противотанковой артиллерии, тут Красная Армия была впереди планеты всей. С 1937 года на московском заводе №37 выпускались полубронированные тягачи "Комсомолец". Они стали самыми массовыми в классе, да и не будет сильным преувеличением говорить о том, что это была лучшая машина в классе."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"В первой половине 30-х годов едва ли не главными ориентирами для Красной Армии при создании ряда образцов военной техники были английские образцы. Какие-то из них, вроде Vickers Mk.E или Carden-Loyd Mk.VI, пошли в серию с минимальными изменениями. Некоторые, например, плавающий танк-разведчик A4E11, стали идейной основой для создания отечественных аналогов. Но были и случаи, когда английский прародитель становился катализатором создания совершенно иной боевой машины, в которой прототип угадывался с трудом. Так случилось с Vickers Utility Tractor, многоцелевой машиной, созданной в 1932 году. Она разрабатывалась в нескольких вариантах - легкий артиллерийский тягач, пулеметовоз, транспортер пехоты. Крошечная машина могла быть либо 1-местной, либо 7-местной, в последнем случае по бокам ставились раскладные секции для пехоты. Vickers Utility Tractor имел ограниченный успех, хотя послужил и в английской армии, и в других странах.
Советский аналог Vickers Utility Tractor к 1935 году был разработан силами НАТИ (Научный Автотракторный Институт) под руководством А.С. Щеглова. Указывается, что базой послужил трактор Marmon-Herrington, но по факту в машине легко угадывается именно англичанин. Компоновочно трактор, получивший обозначение "Пионер", во многом повторял английского прародителя. Механик-водитель спереди по центру, мотор позади него, по бокам откидные секции для расчета, блокированная подвеска от танка Т-37А со всего одной тележкой. От Т-37А частично брались и другие агрегаты. "Пионер" приняли на вооружение Красной Армии и даже запустили в серию на заводе №37 в Москве. Но век "Пионера" был недолог. Машина оказалась слишком маленькой, обладала такой же продольной раскачкой, как Vickers Utility Tractor, да и отсутствие броневой защиты для тягача противотанковой артиллерии было совсем не плюсом."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Астров точно видел "Пионер А" и "Пионер Б", что не только отражено в его мемуарах, но и хорошо читается в ряде решений по "Комсомольцу". Вместе с тем, слова Николая Александровича "понял, как не надо делать", в полной мере отражают реальную картину. НАТИ, занимавший ведущую роль в разработке гусеничных тягачей, так и не избавился от ряда принципиальных недостатков Vickers Utility Tractor. Требовалась другая машина, более крупная. Так на свет появился проект трактора-транспортера "Комсомолец", на заводе его именовали Т-20. Ключевые роли в разработке машины сыграли А.В. Богачев и Е.П. Орданович. Вышедший на испытания в январе 1937 года трактор стал настоящим прорывом. На нем удалось частично устранить наиболее характерные недостатки Vickers Utility Tractor, а расчет орудия перестал себя чувствовать бедными родственниками. Боевая масса выросла до почти 3 тонн, но как тягач противотанковой артиллерии "Комсомолец" был явно лучше предшественников.
Для Астрова это был первый принципиально новый образец, созданный в ходе работы на заводе №37. Если Т-38 всё же был стал развитием танка-амфибии Т-37А, то "Комсомолец" оказался совершенно новой машиной. Не без недостатков, но в сложившейся ситуации лучшего решения у Красной Армии не имелось. В 1937 году Т-20 приняли на вооружение Красной Армии и тогда же началось его серийное производство. Как указывалось в задании, разрабатывался "Комсомолец" как тягач полевой, либо противотанковой артиллерии. Также он должен был возить "поезд" (прицеп) массой до 3 тонн. По факту же основной задачей тягача стала перевозка 45-мм противотанковых орудий. Также он перевозил и 76-мм полковые пушки обр.1927 года, позже "Комсомольцы" привлекали для таскания 120-мм минометов, но типовой нагрузкой всё равно оставалась 45-ка, а также ее передок."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
"Всего до конца июля 1941 года было сдано 7780 тракторов всех серий. Из них на 1 января 1941 года числилась 4401 штука. Далее выпуск тракторов прекратился, причем дело не только в форсировании производства танков. Вместо 45-мм пушки началось производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2 массой около тонны, которые "Космомолец" мог таскать с трудом. Сам Астров сетовал на то, что требования использования мотора от "полуторки" было неправильным. Под боком находился Завод им. Сталина, чей грузовой мотор ЗИС-5 больше подходил для подобных целей. Но по непонятным причинам взяли другой агрегат.
...
"Комсомолец" в нашей истории танкостроения занимает не самое видное место. Но это, мягко говоря, слегка несправедливо, потому что по уровню нововведений он был покруче большинства наших предвоенных танков. Для начала, у машины имелось, внимание, сдвоенное управление. В случае чего командир, он же пулеметчик, мог увести машину самостоятельно. Для него имелась отдельная приборная панель. Также у машины имелась стационарная система пожаротушения, которая запускалась из отделения управления. Попробуйте найти танк 30-х годов, где есть такое.
Фактически единственным минусом машины стало то, что ее мотор был слишком слабым для перевозки более мощных систем. А так "Комсомолец" вполне устраивал военных. Больше того, уже во время войны появился проект очень похожей машины - АТП-1. Дальнейшее развитие темы привело к тому, что на свет появился АТ-П, полубронированный тягач, который также создавался под руководством Астрова. Правда, уже не на заводе №37, а на заводе №40 в Мытищах. Конечно, АТ-П был во многом другой машиной, но концептуально прародитель угадывался безошибочно. Больше того, и вся предвоенная система гусеничных тягачей Красной Армии осталась на месте. Вместо СТЗ-5 стали выпускать АТ-Л, место тягача С-2 занял АТ-С, а вместо "Ворошиловца" появился АТ-Т."
Источник: Vickers Utility Tractor здорового человека | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
Дополнительно:
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» образца 1937 года в музее «Боевая слава Урала»
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Выставка «Моторы Войны»
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Музей артиллерийских, инженерных войск и частей связи Финляндии
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Музей отечественной военной истории в Падиково
Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Музей техники Вадима Задорожного