Навигация по странице:
76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года № 4940
122-мм корпусная пушка Д-74 образца 1952 года
Опытная 406-мм самоходная пушка 2А3 «Конденсатор»
152-мм пушка Бр-2 образца 1935 года
203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года
Ствольная повозка Бр-10
210-мм пушка особой мощности БР-17 образца 1939 года
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года
57-мм противотанковая пушка Ч-26
57-мм противотанковая пушка Ordnance Quick Firing 6-pounder 7cwt, Великобритания
Месторасположение: г.Москва, ул.Советской Армии, дом 2, строение 1
Официальный сайт: Центральный музей Вооруженных Сил
Дополнительно по музею Вооружённых Сил:
Военные конфликты начала XX века
Период между мировыми войнами
Великая Отечественная война
Немецко-фашистская оккупация территории СССР и остальной Европы в 1939—1945 годах
Армия и флот в период после окончания Великой Отечественной войны и до наших дней
Открытая площадка экспозиции военной техники
Авиационная техника на открытой площадке
Артиллерийские системы на открытой площадке
Ракетная техника на открытой площадке
Техника ПВО на открытой площадке
Бронетехника на открытой площадке
Пушка № 4940 находилась на вооружении 783-го артиллерийского полка 260-й стрелковой дивизии. Командир расчёта — старший сержант Гавриил Иванович Гусев.
См. также: 420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока», Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Формальная история создания самоходных 406-мм пушки и 420-мм миномёта хорошо известны. Пересказ общеизвестного материала — занятие скучное и бесцельное. Вместо этого предлагаю ознакомиться с неформальным рассказом инженера Юрия Мироненко «Инженерно-бронетанковые приключения, или комические моменты драматических ситуаций». В период создания этих монструозных артиллерийских систем он трудился инженером в Особом конструкторском бюро по танкостроению на производственном объединении «Кировский завод». Цитата:
"Среди преобладающего большинства, как говорится, конструкторов от Бога, в ОКБТ было немалое количество лентяев, халтурщиков и деятелей, которые, случайно вспотев, спешили показаться начальству. По моему мнению, наиболее слабым звеном до прихода туда Альберта Казимировича Дзявго, ранее работавшего в Коломенском КБМ у знаменитого Б.И. Шавырина, был расчётный отдел. Я расскажу только о двух случаях, в которых мне пришлось не по своей воле принимать участие в качестве оппонента, чтобы лично убедиться в своей полной технической безграмотности.
Первый случай был ярким примером безалаберности в работе расчётчиков, которые «не достаточно» учли длину и огромную динамическую силу отката, действующую на гусеничное шасси при выстреле из 406 мм нарезного орудия. Это без всяких расчётов было видно при взгляде на объект 271, но расчётчики, видимо, в то время глазели в другую сторону.
Первый и последний свой выстрел объект 271 (САУ «Конденсатор-2П») делал на Ржевском артиллерийском полигоне в паре километрах от кольца трамвая № 10. Трамвай останавливался рядом с большим продуктовым магазином, и его посетители отчётливо слышали выстрелы всего, что испытывалось на полигоне. Существовал и определённый порядок поведения гражданских лиц при первых испытаниях новых образцов крупнокалиберных орудий – граждан принудительно «по частому звону» загоняли в специальные укрытия, расположенные рядом с магазином.
Итак, самоходное орудие на стрельбовой позиции. Экипаж, конструктора, испытатели и военные в бетонном укрытии метрах в 40 от орудия. Выстрел! Впечатление, как говорил Аркадий Райкин, специфическое, и даже чересчур. Видимость нулевая. Всё, что покрывало землю в радиусе 50 метров – в воздухе. А 64-тонного самоходного монстра, выстрелившего 570-килограмовый снаряд, не видно. Нервы ведущего инженера этого объекта не выдерживают напряжения, и он бросается к месту, где должна стоять машина.
Человека четыре, и я в их числе, следуем туда же. По мере нашего продвижения, пыль понемногу рассеивается и мы, невольно замедляя ход, останавливаемся в глубокой задумчивости при виде того, что осталось от грозной самоходки. Чтобы окончательно не расстраивать «ведущего», принимаю решение убраться «с глаз долой». Ему и без меня – «оппонента», было не сладко.
Конструктивно исправлять «ошибки», допущенные в процессе создания объекта 271 было бесполезно, хотя они и предпринимались. В конце концов, работа была завершена сделанным выстрелом и этапом «причёсывания» опытных образцов для участия в парадах на Красной площади. В 1960 - 1963 годах на военных парадах в Москве они прошли рядом с трибунами для «приглашённых» и произвели на «некоторых лиц» неизгладимое впечатление (см. фото). Это было ответом США на информацию о создании ими 280 мм атомной пушки.
Была холодная война, и оба противоборствующих лагеря дезинформировали друг друга, как только могли. В данном конкретном случае была одержана безоговорочная победа не только над вероятным противником, а над историческим, злобным и коварным врагом. Жалко только, что многолетний труд талантливых тружеников Волгоградского завода «Баррикады» и Ленинградского «Кировского завода» окончился безрезультатно.
Но, как говорится, отрицательный результат – это тоже результат. Благодаря опыту, полученному по результатам этой работы, теми же заводами и КБ в рекордно короткие сроки была создана принятая на вооружение уникальная 203мм самоходная артиллерийская установка «Пион» (2С7)".
"Орудийная повозка Бр-10 состояла из корпуса повозки, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Повозка снабжена листовыми рессорами. Скорость возки Бр-10 со стволом до 25 км/час.
...
Триплекс в составе 203 мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр 2 и 280-мм мортиры Бр-5 формально был принят на вооружение. Но фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную "войну" с его ходовой частью. Так, при эксплуатации ствольных повозок Б 29. изготовленных заводом "Большевик", постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б 29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр-10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два "Коминтерна" цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки БР-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.д.
...
В 1939 году заводом "Баррикады" была создана колесная ствольная повозка Бр-15. Заводские испытания Бр-15 прошла с 28 апреля по 7 мая 1940 года. Вес Бр- 15 без ствола составлял 5650 кг (с укладкой 6090 кг). По сравнению с Бр-10 у Бр-15 была увеличена ширина шин задних колес, а у передних колес диаметр увеличен с 900 до 1250 мм, клиренс увеличен с 310 до 410 мм.
На заводских и полигонных испытаниях повозка Бр-15 показала лучшую проходимость, чем Бр 10 и была рекомендована к принятию на вооружение при условии переделки тормозов.
Но на вооружение Бр 15 принята не была. Да и вообще, имея буксируемый триплекс на гусеничном ходу, существенных улучшений в маневренности и скорости возки добиться было нельзя. И что толку, если колесная ствольная повозка сможет двигаться в 2 раза быстрее, чем лафет на гусеничном ходу? Кардинальным решением вопроса мог стать только переход триплекса на новый колесный лафет."
Источник: Широкорад А., «Из истории отечественной артиллерии» («Техника и вооружение» №2/1999)
"Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Skoda, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон).
На поставки опытных образцов орудий и технической документации не повлиял захват Чехословакии немцами. Фирма Skoda исправно выполняла все пункты договора с СССР. Фирма Skoda предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня (как было запланировано) в октябре 1939 г. Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.
Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем проходили с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке на территории, оккупированной немцами.
В отчете фирмы Skoda сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0 до +50 градусов, а полным зарядом – от +16 до +50 градусов. Стоит отметить, что неустойчивость пушки при малых углах возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, Бр-17 можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы забетонировать основание орудия.
По окончании испытаний в соответствии с условиями договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний."
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»
"Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом №221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 г. После заводских испытаний этот образец 9 сентября прибыл на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (АНИОП) для проведения полигонных испытаний. Стрельбы проводились с 21 сентября по 11 декабря 1940 г. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником» из разборных штанг банника, а головка «досыльника» была изготовлена в мастерских АНИОПа. «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.
Первая 305-мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе №221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода №221, другой – Skoda) и один с углубленной нарезкой.
Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр-17 были не полигонными, а полигонно-войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал.
Как известно, на базе чешских орудий на заводе «Баррикады» в Сталинграде в 1940-1941 гг. было изготовлено девять 210-мм пушек Бр-17 и три 305-мм гаубицы Бр-18.
Всего в РККА имелось девять 210-мм пушек Бр-17. В боеготовность их привели лишь в 1944 г. Тогда впервые были изданы для них Таблицы стрельбы и произведено 4,2 тысячи снарядов.
В декабре 1944 г. на базе четырех отдельных дивизионов 152-мм пушек Бр-2 и четырех отдельных батарей 210-мм пушек Бр-17 были сформированы три отдельных полка особой мощности (18-й гвардейский, 1-й и 2-й). В их составе имелись три двухорудийные батареи Бр-2 и одна двухорудийная батарея 210-мм пушек. К концу 1944 г. эти три полка убыли на фронт, а формирование четвертого (№20) началось лишь в 1945 г., и на фронт он не попал.
В 1945 г. 1-й пушечный полк особой мощности входил в 8-ю гвардейскую армию 1-го Белорусского фронта. В ходе сражения за Зееловские высоты и в битве за Берлин было израсходовано 930 210-мм снарядов, изготовленных в 1944 г.
305-мм гаубиц обр. 1939 г. (Бр-18) было изготовлено всего три штуки. Они пошли на формирование 233-го отдельного артдивизиона особой мощности, находившегося в конце войны в Московском военном округе. Судя по всему, гаубицы были небоеспособными.
Ну а фирма Skoda в течение войны исправно поставляла сверхмощные пушки калибром 210-мм Вермахту: 21 cm K.52, 21 cm K.39/40. Любопытно, что на второй модернизации 21 cm K.39/41 был удлинен ствол и поставлен дульный тормоз."
Источник: Широкорад А., «Чешские суперпушки»
"Противотанковая артиллерия появилась еще в последний год Первой мировой войны, но по факту ее более-менее серьёзное развитие началось в конце 20-х годов. По вполне понятным причинам в первых рядах были немецкие конструкторы, их 3,7 cm Tak (позже 3,7 cm Pak) стала "классической" противотанковой пушкой. В ряде стран, включая и Советский Союз, за основу взяли концепцию именно этого орудия. Вторым законодателем мод в этом направлении стала Франция, где поставили на пушки калибра 25 мм. Отчасти французскую школу можно наблюдать и в Чехословакии. Несмотря на то, что чехословацкая армия поставила на калибр 37 мм, партнерство Skoda со Schneider-Creusot видно очень хорошо. Вплоть до того, что более поздние 47-мм противотанковые пушки Schneider и Skoda нередко путают. Наконец, ко второй половине 30-х годов активизировались англичане. У них была своя дорога, и свой калибр. Причем англичане использовали старую систему, по которой давался не калибр, а масса снаряда.
...
К 1940 году завершилась разработка нового английского противотанкового орудия. Традиционно для англичан калибр указывался по массе снаряда (Ordnance QF 6-pounder). По факту был выбран еще один традиционный для англичан калибр - 57 мм. Тот же калибр имела первая в мире танковая пушка, но между этими 2-фунтовками была настоящая пропасть. Поначалу с новым орудием наблюдались проблемы, что привело к созданию OQF 6-pdr Mk.II, с укороченным до 43 калибров стволом. "Полноценная", с длиной ствола 50 калибров, пушка появилась позже. Те же метаморфозы шли и с танковыми версиями орудия. В бой эти пушки пошли с 1942 года. Тогда же эти орудия появились и в Советском Союзе. Официально в Советский Союз отправили 400 таких пушек.
...
Помимо стрельб, проводилось и изучение орудия. И вот тут выяснились крайне интересные моменты. Если и есть у 6-фунтовой пушки преимущество, то только в низком силуэте. С учетом того, что у ЗИС-2 был чрезмерно высокий, для противотанкового орудия, щит, неудивительно. Но и тут имелся нюанс. Клиренс OQF 6-pdr Mk.II составлял 218 мм, это даже ниже, чем у 45-мм противотанковой пушки. У ЗИС-2 он составлял 350 мм, на пересеченной местности это уже важный показатель. У английской пушки был существенно больше сектор горизонтального обстрела, но заметно меньше вертикальные углы наводки. Наконец, приземистая и, вроде бы, более легкая пушка оказалась тяжелее ЗИС-2."
Источник: Английская 6-фунтовка под советским надзором | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен
Ранние образцы 6-фунтовки частично не имели противовеса. Музейный экземпляр этого недостатка лишён — ствол уравновешен.
"Причиной проблем полуавтоматики признали низкую температуру, жидкость замерзала, а по ходу стрельбы температура увеличивалась. Для проверки этой особенности позже провели еще этап стрельб. 26 выстрелов произвели, предварительно подогрев жидкость до температуры +25 градусов. После этого стрельба проходила в штатном режиме. Хватало, впрочем, и дополнительных замечаний по системе отката.
...
Испытания показали, что преимуществ OQF 6-pdr Mk.II перед отечественными орудиями не имеет. Этот вердикт вполне справедлив, правда, с одним нюансом. На бронепробиваемость орудие не испытывали. Решили оставить на потом, а это самое "потом" не случилось. Вместо буксируемой пушки стреляла танковая, установленная в Churchill III. Стреляла она в апреле 1943 по Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, показав себя примерно на уровне ЗИС-2. В общем-то, орудие неплохое, но какого-то большого смысла в нем не имелось. Нет, оно даже повоевало, но в виде танковых пушек Churchill и Valentine. А также в виде орудий M1, установленных на полугусеничных истребителях танков GMC T48 (у нас СУ-57)."
Источник: Английская 6-фунтовка под советским надзором | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен