Немецкая бронетехника. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1.
С 2015 года многое изменилось, в частности, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники стал одной из площадок парка «Патриот». Многие экспонаты, особенно относящиеся к периоду Великой отечественной войны перевезены в ангары парка. Изменился и официальный сайт: Технический центр парка «Патриот».
Проезд электричкой от Белорусского вокзала до станции Кубинка-1, далее – маршрутами №27 или №75 до остановки «Новый КПП». Возможен и другой вариант: доехать до станций Голицыно или Селятино, чтобы оттуда общественным транспортом добраться до парка «Патриот». По парку в выходные дни регулярно курсируют автобусы между площадкой №1 и тех.центром.

Внимание!
Практически все представители модельного ряда нацистского "бронетанкового зверинца" перемещены из Кубинки на площадку №1 подмосковного парка «Патриот». Ссылки:
Бронетехника нацистской Германии
Бронетехника стран нацистского блока и трофеи вермахта

600-мм самоходная осадная мортира Karl-Gerat 040 «Ziu»

"В 1933 году, с приходом к власти нацистов, в Германии активизировались работы по созданию новых вооружений. В первую очередь это касалось артиллерии. Для разрушения французской «Линии Мажино» и бельгийских фортов было принято решение создать мортиры особенно большого калибра. В 1934 году германское Управление вооружений сухопутных войск распространило среди соответствующих предприятий техническое задание на разработку орудия, способного одним снарядом вывести из строя объект с бетонными стенами толщиной до 9000 миллиметров.
В 1935 году фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала 600-мм мортиру, на основе которой и было принято решение вести дальнейшие разработки. Проекту было присвоено кодовое наименование «Проект 040», но более популярным стало название «Карл» — в честь генерала Карла Беккера, курировавшего проект и внесшего несколько ценных замечаний и предложений разработчикам."
Источник: Алексей Стаценко, "«Карл» на службе у Третьего рейха. Часть І"

600-мм самоходная осадная мортира Karl-Gerat 040 «Ziu» , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

600-мм самоходная осадная мортира Karl-Gerat 040 «Ziu». Во время реставрации экспоната, под слоем краски нашли надпись «Adam». Поэтому на корпусе оставили именно «Адам», а не «Циу»

600-мм самоходная осадная мортира Karl-Gerat 040 «Ziu» , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Установка «Циу» стала трофеем Красной армии, захватившей её 20 апреля 1945 года в районе городка Ютербог

600-мм самоходная осадная мортира Karl-Gerat 040 «Ziu» , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Юрий Пашолок: Орудийные части гуляли по разным шасси, по итогу орудийная часть шасси I оказалось на шасси VI, в таком виде она вела огонь по Варшаве. Шасси VI было самым целым, оно и стоит в музее

"Для того, чтобы лафет выдерживал 700-тонную нагрузку отдачи, внутренние концы торсионов подвески жёстко не закрепляли, что позволяло перед выстрелом опускать тягач «на брюхо» — этот процесс занимал около десяти минут. После окончания стрельб проводилась обратная операция — тягач поднимался, и установка могла начинать движение.
Для гашения отдачи орудия применялась система двухуровневого отката. На первом этапе откатывалось орудие в люльке, на втором – откатывалась сама люлька, подвижно закреплённая на тягаче.
Вес орудия вместе с тягачём-лафетом получился огромным — 97 тонн. Мощности двигателя хватало, чтобы перемещать артсистему только со скоростью 10 км/ч. К тому же, малая дальность стрельбы «Карла» повышала возможность его обстрела противником. Исходя из этого, было принято решение защитить расчёт орудия противоосколочной бронёй из катаных стальных листов толщиной 10 мм. Кроме того, для повышения грузоподъёмности количество опорных катков увеличили с 8-ми до 11-ти. В результате этого вес артсистемы увеличился до 126 тонн.
...
Скорострельность «Карла» составляла 1 выстрел за 10 минут. Боезапас – 8 снарядов. Для перевозки боезапаса и его перегрузки использовались два тягача-погрузчика на базе танка Pz.Kpwf. IV Ausf. E. Каждый из них мог везти по 4 снаряда и был снабжён 2,5-тонным краном для перегрузки их на лоток мортиры, где единовременно помещалось 3 снаряда. Заряжалась мортира раздельно (пороховой заряд подавался отдельно от снаряда), механизмы наведения орудия были ручными и позволяли устанавливать его ствол на углах наклона от 4° до 70°. Максимальная длительность полёта снаряда составляла 49 секунд.
...
В 1940 году началось производство первой серийной партии мортир «Проекта 040». Так как за всё время было выпущено всего 7 таких артсистем, включая прототип, то каждая мортира получила собственное название. Первые серийные экземпляры назвали по-библейски: «Адам» и «Ева». Однако потом идеологическая «установка» поменялась, и все последующие мортиры получили имена богов скандинавского пантеона: «Один», «Тор» «Локи» и «Циу» (или «Тюр»). Прототип же получил название «Фенрир» — в честь сказочного волка, убийцы бога Одина. Позже, «для порядка», мортирам «Адам» и «Ева» были присвоены новые имена — «Бальдр» и «Вотан»."
Источник: Алексей Стаценко, "«Карл» на службе у Третьего рейха. Часть І"

600-мм самоходная осадная мортира Karl-Gerat 040 «Ziu» , Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Окраска по состоянию на 2018 год

"В мае 1941 года из четырёх первых серийных мортир был создан 833-й дивизион, 1-я батарея которого (в составе мортир «Адам» и «Ева») была передана командованию Группы армий «Юг» для разрушения ДОТов и укреплений «Линии Молотова» в районе Перемышля. 2-я батарея в составе орудий «Тор» и «Один» была направлена в Группу армий «Центр» для обстрела Брестской крепости.
Все четыре установки открыли огонь 22 июня 1941 года, и у артиллеристов сразу же возникли проблемы. У «Одина» и «Тора» в первый же день снарядами заклинило стволы. У «Евы» при движении своим ходом от железнодорожной станции до позиции слетела гусеница, и в последующих боях она не участвовала. «Адам» выпустил только четыре снаряда, после чего в Группе армий «Юг» посчитали нецелесообразным дальнейшее использование этих мортир, и 1-ю батарею отправили обратно в Германию.
2-я батарея была удачливее. Несмотря на проблемы, «Тор» и «Один» выпустили по Брестской крепости 31 снаряд, из которых не взорвались только два. На месте разрывов снарядов образовывались воронки диаметром в 30 и глубиной в 5 метров, при взрыве на высоту до 170 метров поднималось облако дыма и пыли. Однако в бетонные укрепления крепости ни один из этих снарядов не попал."
...

"Второй известный эпизод применения мортир «Проекта 040» – борьба с севастопольской 30-й бронебашенной береговой батареей ЧФ. В мае 1942 года при подготовке третьего штурма Севастополя «Тор» и «Один» были доставлены к северному фасу линии обороны города, откуда 6 июня 1942 года начали обстрел батареи. Немецкие артиллеристы смогли вывести мортиру «Тор» на высоту, находившуюся всего в 1200 метрах от передовых позиций защитников Севастополя, откуда 30-я береговая батарея находилась в прямой видимости.
Уже на следующий день расчёту «Тора» удалось попасть бронебойным снарядом в двухорудийную башню №1. За ночь гарнизон батареи восстановил башню, но с этого момента она могла вести огонь только из одного орудия. Ещё один снаряд попал в железобетонный монолит орудийного блока батареи, от чего тот треснул, а также вышла из строя фильтр-вентиляционная установка. Несмотря на эти успехи, полностью вывести батарею из строя мортиры не смогли.
...
В 1944 году мортира «Циу» обстреливала Варшаву, жители которой подняли восстание. 28 августа один из снарядов мортиры попал в здание отеля «Прудентиаль» — по состоянию на 1934 год второе по высоте здание в Европе. Если бы снаряд разорвался внутри гостиницы, то она бы, наверняка, рухнула, но взрыв произошел снаружи, и здание устояло. После войны его перестроили и в 1954 году там открылась гостиница «Варшава», сохранившаяся до наших дней.
Мортиры «Локи», «Тор», «Один» и «Вотан» (бывшая «Ева») участвовали в обороне Нормандии, но перелома в ситуацию на фронте внести не смогли."
Источник: Алексей Стаценко, "«Карл» на службе у Третьего рейха. Часть ІІ"

"... к концу апреля 1945 года, когда Ютербог был захвачен частями Красной Армии, там находились бывший Adam (Nr.I), Thor (Nr.IV) и Ziu (Nr.VI). Забавно, что в переписке машины указываются то все с 600-мм мортирами, то всё же выделяют мортиру калибра 540 мм. При этом процесс ремонта был весьма специфичный, видимо, в какой-то момент часть орудийной системы Adam перекочевал на Ziu, благо что орудие состояло из 4 основных секций (ствол, основание и часть качающейся части, верхушка качающейся части и система досылания). Больше того, недавно проскочила фотография шасси Nr.I, у которого отсутствует... правильно, та самая верхушка качающейся части. Бывший Adam и Thor оказались брошены в лесу, при этом они находились в состоянии, исключающем возможность их восстановления. Наиболее целый образец, Ziu, бросили в разбитом эллинге, и вот его было решено направить на НИБТ Полигон. Вопрос подготовки к отправке возложили, в том числе, на личный состав 4-й артиллерийской бригады, которая тогда занимала территорию Ютербога.
Надо сказать, что какая-то активность в данном вопросе началась только осенью 1945 года. Прибыла машина на НИБТ Полигон в Кубинку в 1946 году, после чего подверглась тщательному изучению. В дальнейшем, для нужд НИИ-100, машину полностью разукомплектовали, так что сейчас в музее стоит пустое шасси с комплектной орудийной частью. Ну и с некоторыми хитростями с точки зрения компонентов орудийной части. В итоге, когда в начале 2000-х начали обдирать верх казенной части, нашли там, правильно, Adam. Хотя даже в 1944 году это уже был не Adam. Не говоря о том, что от Adam здесь только кусок орудийной части."
Источник: Не тот Карл | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Бронированный минный трал Minenraumer фирмы Alkett (заводское обозначение Vs.Kfz.617)

"В 1942 г. в Германии был разработан экспериментальный образец противоминного трала, который получил обозначение Alkett VsKfz 617/NK-101 Minenraumer. Машина была построена на заводе фирмы «Алкетт» и предназначалась для проделывания проходов в минных полях."
Ходовая часть имела два ведущих колеса в передней части и задний каток, с помощью которого осуществлялось управление. Для обороны экипажа немецкие инженеры установили башню серийного немецкого танка Panzer I с двумя пулеметами калибра 7,92 мм. Хотя вес каткового минного трала составлял немногим менее, чем 40 тонн, вскоре после начала испытаний была выявлена проблема избыточного удельного давления на грунт, не говоря о таких недостатках, как низкая скорость, отсутствие амортизации и сложность управления машиной. Из-за конструктивных недоработок на вооружении Вермахта трал не состоял и в боях никогда не использовался. Единственный выпущенный образец немецкого минного трала Alkett VsKfz 617/NK-101 Minenraumer находится в коллекции «Центрального музея бронетанкового вооружения и техники» в г. Кубинка.
Противоминный трал Alkett VsKfz 617/NK-101 Minenraumer

Бронированный минный трал фирмы Alkett (заводское обозначение Vs.Kfz.617), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Изначально половину танкового корпуса T-I дополняло утраченное моторно-трансмиссионное отделение с двигателем и третьим колесом (в 1947 году на испытаниях в Кубинке машина была комплектна)

Бронированный минный трал фирмы Alkett (заводское обозначение Vs.Kfz.617), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Чтобы после каждого подрыва мины не менять все колесо, на ободе размещены трапециевидные опорные платформы

Бронированный минный трал фирмы Alkett (заводское обозначение Vs.Kfz.617), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Минный трал был оснащен тремя колесами. Передние два были ведущими (на фото), а заднее управляемое (утрачено) было в два раза меньше

Бронированный минный трал фирмы Alkett (заводское обозначение Vs.Kfz.617), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

2021 год

Машина наблюдателя Kugelpanzer

Машина наблюдателя Kugelpanzer, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Kugelpanzer — предположительно это подвижный наблюдательный пункт для корректировки огня артиллерии. Разработан в 1930-ых годах. Точное назначение неизвестно

"С конструкторской точки зрения Kugelpanzer представляет собой шарообразную машину, двигатель которой вращает две полусферы, выступающие в роли колес. Предусмотрено одно место для водителя, а также смотровое отверстие и рулевое заднее колесо. По различным данным танк планировалось применять как легкую (5-мм броня) боевую машину для корректировки артиллерийского огня. Об этом говорят сами сотрудники музея в Кубинке. По другой версии танк мог использоваться для тарана пехотных частей корпусом (вес агрегата 1,8 тонны).
Существует также и третья версия, которая выглядит наиболее реалистично на фоне остальных. Для корректировки артогня использовались легкие танки классического исполнения, по внешнему виду которых невозможно было распознать в них корректировщиков, – это было тактической уловкой. Поэтому изобретение такой необычной конструкции для танка, выполняющего функции наводчика, было весьма неразумным и сомнительным решением. А вот если посмотреть для сравнения на прокладчиков телефонных кабелей, в качестве которых Германия применяла легкие мотоциклы и вездеходы, что нередко подвергались партизанскому обстрелу, то, в связи с этим, подвижный шар с 5-мм броней выглядит весьма удачным решением для выполнения именно этой функции.
Но это всего лишь предположение, основанное на анализе исторических фактов. На деле же никаких официальных документов или свидетельств, подтверждающих истинное предназначение Kugelpanzer’а, нет. Лишь скупая маркировка на его борту: «Экземпляр 37».
"
Kugelpanzer | Warspot.ru

Сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw. Maus

"Для начала, о количестве выпущенных Pz.Kpfw.Maus. Иногда ходят слухи про 3 выпущенных экземпляра, но на самом деле всё прозаично. После того, как в ночь с 25 на 26 июля 1943 года разбомбили заводы Krupp в Эссене, по программе Pz.Kpfw.Maus был нанесен непоправимый удар. 18 августа стало ясно, что в ближайшей перспективе возможна сборка не более 30 комплектов корпусов и башен. И это было еще крайне оптимистичным прогнозом. Krupp являлся одним из ключевых поставщиков вооружения и военной техники, включая и корпуса. По этой причине 27 октября 1944 года Управление Вооружений Сухопутных Войск дало указание полностью переключиться на выпуск StuG IV, а число выпускаемых Pz.Kpfw.Maus ограничили 2 образцами. Первый, Typ 205/I, строился с массогабаритным макетом башни, а второй, Typ 205/II, являлся единственным полноценным танком. Предварительная сборка обеих машин проходила силами завода Alktett на юго-востоке Берлина, дособирали их под Бёблингеном.
...
К началу 1945 года оба танка оказались на Куммерсдорфском полигоне. К тому моменту Typ 205/II получил дизельный мотор MB 517. Где-то в этот промежуток времени были проведены испытания обстрелом корпуса Typ 205/I, зачем и кто, история умалчивает. Что же касается Typ 205/II, то в марте 1945 года танк включили в состав сил, оборонявших Цоссен. В этом месте ставка располагалась ставка германского Генштаба, а южнее находится Вюнсдорф, один из главных тренировочных центров. Между ними находится Вальдштадт, относящийся к Цоссену (у нас это место в документах обозначили как Штамлагер). Вот там и занял боевую позицию немецкий сверхтяжелый танк.
Судя по тому, как разместили танк, он должен был перекрывать огнем пересечение улиц Цеппелинштрассе, Гетенергштрассе и Церенсдорфер штрассе. Предполагаемый бой должен был состояться в ночь с 21 на 22 апреля 1945 года, даже противник известен - 53-я гвардейская танковая бригада. Но боя не состоялось. У Pz.Kpfw.Maus стуканул мотор, после чего он намертво встал в секторе, который не позволял простреливать улицы. Оказавшись в западне, экипаж попросту подорвал танк. То есть участие в боевых действиях теоретически было, а вот именно с боем как-то не срослось. Вторая же машина так и оставалась на поле на Куммерсдорсфском полигоне, где ее и далее захватили. Танк находился в нерабочем состоянии, но не подорван.
...
Далее последовала команда демонтировать агрегаты с обоих захваченных танков, а башню Typ 205/II установить на шасси Typ 205/I. Собирали этот конструктор на Куммерсдорфском полигоне, куда, на тягачах, оттащили все запчасти. Агрегаты позже уехали в филиал НИИ-100, он же позже ВНИИ-100. Как раз в это самое время шли работы по электромеханической трансмиссии для тяжелого танка ИС-7. Немецкий сверхтяжелый танк, в этом плане, представлял большой интерес, поскольку на нем удачно реализовали данную схему. У нас электромеханическая трансмиссия создавалась с переменным успехом, так что немецкая разработка была очень кстати.
"
Источник: 190-тонная мышь, собранная из двух | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw. Maus, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Сверхтяжёлый танк Pz.Kpfw. Maus

"Отдельно стоит упомянуть о том, какое влияние трофейный немецкий сверхтяжёлый танк произвёл на развитие советского танкостроения. В отличие от англичан и американцев, которые почти никак не отреагировали на обнаруженные материалы по E-100 и Pz.Kpfw. Maus, реакция Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ КА) оказалась молниеносной.
Ничего удивительного в этом нет. 5 июня 1945 года был представлен эскизный проект тяжёлого танка «Объект 257», который обладал увеличенной броневой защитой и 122-мм пушкой БЛ-13. Предполагалось, что эта машина станет настоящим скачком вперёд для советского танкостроения. И тут совершенно неожиданно выяснилось, что в Германии обнаружен танк, который перспективной пушкой пробивался с трудом, а установленное на нём орудие вполне пробивало броню «Объекта 257».
11 июня 1945 года был разработан проект тактико-технических требований для нового тяжёлого танка. Его боевая масса утверждалась в пределах 60 тонн, экипаж увеличился до 5 человек. Броня должна была обеспечивать защиту танка от 128-мм немецкой пушки. Кроме того, в дополнении к пушке БЛ-13 появилось требование и на другое орудие, калибра 130 мм. Кроме как запуском программы по созданию «противомышиного» танка, эти тактико-технические объяснить сложно. Именно из них и родился танк, известный как ИС-7.
Обнаруженный немецкий танк спровоцировал вторую волну гонки вооружений, аналогичную той, что породила КВ-3, КВ-4 и КВ-5. Вместо того чтобы сконцентрироваться на совершенствовании уже имеющихся неплохих образцов, конструкторы начали работы по созданию стальных монстров. Даже ИС-4 теперь уже казался устаревшим: по планам на вторую пятилетку 40-х годов, с 1948 года предполагалось выпускать по 2760 тяжёлых танков нового типа (ИС-7) в год. К слову, «Объект 260» оказался далеко не самым тяжёлым и сильно вооружённым. В Челябинске работали над проектом тяжёлого танка «Объект 705», самая его тяжёлая версия должна была иметь пушку калибра 152 мм, а боевая масса составляла бы 100 тонн. Помимо танков, прорабатывались еще и самоходные установки на базе ИС-4 и ИС-7 с длинноствольными орудиями калибра 152 мм.
Вреда вся эта бурная деятельность нанесла ничуть не меньше, чем разработка стальных монстров весной-летом 1941 года. Дело дошло до изготовления опытных образцов ИС-7, хотя на запуск крупной серии правительство всё же не решилось. Безусловно, танк получился выдающийся, но слишком тяжёлый. 18 февраля 1949 года постановлением Совета Министров СССР № 701–270сс разработку и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекратили. Вместо них началась разработка тяжёлого танка, более известного как ИС-5. Позже его приняли на вооружение как Т-10.
Трагизм ситуации состоял в том, что четыре года для советского танкостроения прошли в значительной степени впустую. Единственный достойный противник для ИС-7 всё это время стоял на музейной площадке в Кубинке. Что же касается бывших союзников по Второй мировой войне, то они разработку своих бронированных монстров после войны свернули. Воевать перспективным советским тяжёлым танкам было попросту не с кем.
"
Источник: Юрий Пашолок «Сверхтяжёлый трофей» | Warspot.ru