Иностранная бронетехника. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Местоположение: Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1.
С 2015 года многое изменилось, в частности, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники стал одной из площадок парка «Патриот». Многие экспонаты, особенно относящиеся к периоду Великой отечественной войны перевезены в ангары парка. Изменился и официальный сайт: Технический центр парка «Патриот».
Проезд электричкой от Белорусского вокзала до станции Кубинка-1, далее – маршрутами №27 или №75 до остановки «Новый КПП». Возможен и другой вариант: доехать до станций Голицыно или Селятино, чтобы оттуда общественным транспортом добраться до парка «Патриот». По парку в выходные дни регулярно курсируют автобусы между площадкой №1 и тех.центром.

Лёгкий танк AMX-13, Франция

Лёгкий танк AMX-13, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк AMX-13 получен из Алжира

Лёгкий танк AMX-13, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк AMX-13

Основной танк Strv-103B, Швеция

"Визитная карточка шведской танковой промышленности — Strv 103, он же S-Tank. Вот лишь небольшая часть особенностей этой машины: отсутствие башни, жёстко закреплённое в корпусе орудие с автоматом заряжания, регулируемая подвеска, три места управления (по одному на каждого танкиста в экипаже). В общем, шведские конструкторы смогли удивить мир. Strv 103 не появился сам по себе, по наитию. Значительная часть компонентов, из которых потом «сложили» этот танк, ранее были составными частями прошлых экспериментальных боевых машин."
Удивительный танк Strv 103 | Warspot.ru

"История появления этого танка в Кубинке довольно туманна. То ли его, вместе с Strv 74, подарили, то ли поменяли. Так или иначе, в музей попала редкая машина. Дело в том, что это Strv 103 нулевой серии, причем попавший в Кубинку танк оказался самым ранним из сохранившихся. Поскольку на танках нулевой серии отрабатывали различные технические элементы, сейчас машина заметно отличается от танка оригинальной конфигурации."
Strv 103 0-serie из Кубинки: yuripasholok

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Шведский основной танк Strv-103B отличается низким силуэтом с акцентом на выживаемость танка и повышенный уровень защиты экипажа

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Основным орудием является лицензионная нарезная 105-мм пушка L74 оснащённая механизмом автоматического заряжания

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Надстройка в которой размещаются два дистанционно управляемых пулемета

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Модификация Strv-103В оснащена газотурбинным двигателем мощностью 490 л.с., инфракрасными приборами и лазерным дальномером

"Свен Берге, который курировал разработку KRV со стороны KATF, прекрасно понимал глубину кризиса, в котором оказалась программа перспективного танка. Поэтому параллельно с разработкой «Кранвагна» он стал прорабатывать новую концепцию боевой машины. Во многом она соответствовала исходным тактико-техническим требованиям начала 50-х годов. Согласно им, машина должна была иметь боевую массу 30 тонн, 105-мм пушку в качестве основного вооружения, автомат заряжания, а также обладать высокой подвижностью и защищённостью. Проблема была в том, что к середине 50-х годов соблюсти эти требования и не выйти за пределы 30 тонн боевой массы не представлялось возможным.
Берге нашёл весьма неординарный выход: убрать из конструкции танка башню. Прорабатывать это направление инженер стал в конце августа 1956 года. Причём он предложил не только убрать башню, а в принципе лишить орудие подвижности. Роль башни должен был выполнять весь танк. Для этого использовалась регулируемая подвеска, позволявшая не только наводить орудие по вертикали, но и «приседать». В исходной концепции Свен Берге предлагал использовать подвеску системы Хорстмана, модифицированную таким образом, чтобы она могла «ходить» вверх-вниз. Между тележками предполагалось использовать специальный штырь, который при опускании играл роль опоры.
"
Удивительный танк Strv 103 | Warspot.ru

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Пушка жёстко закреплена в лобовом бронелисте корпуса машины, стрельба ведётся только с места

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Наведение орудия — поворотом корпуса танка вокруг оси вращения, а в вертикальной плоскости — опусканием или поднятием носовой или кормовой части корпуса с помощью электрогидравлической системы, связанной с подвеской танка

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Опорные катки двойные, зубцы траков проходят между двумя половинами катка

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Кожух глушителя

"9 февраля 1962 года Bofors представил эскизный проект танка установочной партии. Машина вновь получила ограждение орудия и дульный тормоз, но эти изменения отнюдь не были главными. По нескольким причинам конструкторы были вынуждены переделать корпус танка. Его высота по крышу выросла до 1900 мм, а главное — изменилась сама форма корпуса. Не в последнюю очередь это произошло ввиду того, что на танк решили ставить водоходное оборудование.
Идею с ОПВТ (оборудованием подводного вождения танка), которую испытывали на Strv m/40 и Strv m/42, признали неудачной. Вместо неё шведы разработали систему, очень похожую на ту, которую Николас (Миклош) Штраусслер создал в годы Второй мировой войны. Танк получил раскладную коробчатую конструкцию, обеспечивавшую ему плавучесть. Вместо двух люков для механика-водителя и его помощника сделали единую конструкцию. Стоит отметить, что управлять танком могли все три члена экипажа, а наводить и стрелять — двое (командир и механик-водитель).
"
Удивительный танк Strv 103 | Warspot.ru

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Strv-103B — первый в мире танк, на котором кроме дизельного был установлен газотурбинный двигатель

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Третий член экипажа — радист, расположенный лицом к корме, имеет полноценные дублирующие органы управления движением

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Радист может брать управление на себя, поэтому скорость танка при движении задним ходом в сравнимых условиях равна скорости движения вперёд

Шведский основной танк Strv-103B, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Снаружи траки имеют резиновые накладки

" В марте 1966 года работы над улучшением Strv S наконец-то закончились. Через год, 7 сентября 1967 года, танк был принят на вооружение шведской армии. Он получил обозначение Strv 103, хотя в документах Bofors ещё некоторое время продолжал обозначаться как Strv S. Десять лет разработки не прошли даром: шведские военные получили крайне необычную, но при этом технически совершенную машину, идеально подходящую для условий Скандинавии.
...
По итогам эксплуатации Strv 103A был составлен список изменений, который реализовали в более поздней машине — Strv 103B. Этот танк стал основным в серии, всего их изготовили 220 штук. Поставки начались в 1970 году, примерно в это же время до уровня Strv 103B стали доводить ранее выпущенные Strv 103A. Окончательно шведская армия была укомплектована Strv 103 к концу 1971 года.
Помимо всего прочего, Strv 103B стал гораздо более подвижным. Вместо 300-сильного Boeing 502–10 на него установили газотурбинный двигатель Caterpillar 553 мощностью 490 л. с. Масса танка выросла до 39,7 тонны, зато удельная мощность поднялась до 18,4 л. с. на тонну. Также танк получил полный комплект оборудования для преодоления водных преград. Конструкция траков изменилась: они вернулись к концепции KRV, также предусматривались съёмные резиновые подушки. Чуть позже появилась дополнительная бронезащита кормового листа.
О том, насколько удачной машиной получился Strv 103, свидетельствует срок его службы. С вооружения эти танки стали снимать только в 1997 году, то есть прослужили они 30 лет. Безусловно, машину не раз модернизировали, но факт в том, что плохой танк столько времени в армии не продержится.
"
Удивительный танк Strv 103 | Warspot.ru

Плавающий танк Vickers-Carden-Loyd mod.1931, Великобритания

"В конце 1930 года на английской фирме Vickers Armstrong разработали проект легкого плавающего танка. Его прототип, изготовленный к началу апреля следующего года, прошел успешные испытания на реке Темза близ Челси. Первоначально новая машина именовалась в документах как «Vickers-Carden-Loyd amphibious tank».
Танк имел клепаный корытообразный корпус и башню с пулеметом, заимствованную у 6-тонного Vickers Model А. Плавучесть машины обеспечивалась за счет водоизмещения корпуса и установленных вдоль его бортов массивных поплавков из бальзы. Танк имел блокированную подвеску, состоящую из двух двухкатковых тележек (на борт). В качестве упругого элемента использовались четвертьэллиптические листовые рессоры.
Ведущие колеса располагались впереди, а в качестве направляющих колес использовались вторые катки задних тележек (следует отметить, что конструкция ходовой части во многом была заимствована у легкого 3-тонного трактора, разработанного фирмой Vickers в 1929 году). На танке устанавливался карбюраторный 90-сильный двигатель Maedows EST, позволявший 2,75-тонной машине развивать скорость до 50 км/ч на суше и до 9 км/ч на плаву. Движение на плаву осуществлялось при помощи гребного винта и кольцевого руля. Двигатель с радиатором и четырехскоростной коробкой перемены передач были размещены в корпусе справа, а слева находилась рубка механика-водителя и башня.
После окончания испытаний опытного образца в конструкцию амфибии был внесен ряд изменений, и в сентябре 1931 года фирма Vickers Armstrong по заказу британской армии изготовила два танка, получивших обозначения А4Е11 и А4Е12, различавшиеся между собой конструкцией гребных винтов и рулей. Однако английское военное министерство не проявило большого интереса к плавающим машинам, ограничившись закупкой двух вышеупомянутых образцов. Поэтому фирма Vickers проводила активную рекламу своей плавающей машины, фото которой часто мелькали в военных журналах и газетах того времени. Как и в случае с 6-тонным танком Vickers Model А, фирма рассчитывала на зарубежные заказы из стран «второго мира». Надежды руководителей фирмы Vickers Armstrong оправдались, правда, объем закупок был значительно меньше, чем в случае с 6-тонным танком Vickers. 29 амфибий закупил Китай, по два танка приобрели Голландия и Сиам (Таиланд). Один плавающий Vickers-Carden-Loyd был отправлен для испытаний в Финляндию, военные которой проявили интерес к танку-амфибии. Но после всесторонних испытаний финны отказались от закупки машины и ее вернули в Великобританию.
"
Источник: Максим Коломиец, «Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40»

Плавающий танк Vickers-Carden-Loyd mod.1931, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Плавающий танк Vickers-Carden-Loyd mod.1931

"Среди стран, заинтересовавшихся амфибией Vickers-Carden-Loyd, был и Советский Союз. Получив информацию об испытаниях нового английского плавающего танка, руководство Управления механизации и моторизации РККА 5 февраля 1932 года заказало фирме Vickers через представителей советской внешнеторговой фирмы Arcos Ltd. (All Russian Cooperative Society Limited) восемь амфибий Vickers-Carden-Loyd. В июне 1932 года были отправлены в СССР первые из заказанных танков, а последние машины прибыли 22 октября того же года.
Прибывшие амфибии прошли испытания на НИБТ полигоне под Москвой, а также были отправлены на заводы и в танковые части для изучения. Следует отметить, что первые амфибии Vickers-Carden-Loyd прибыли в Советский Союз уже тогда, когда были изготовлены и проходили испытания опытные образцы советских плавающих танков Т-33, Т-41 и Т-37. Поэтому утверждение о том, что большинство технических решений первых образцов отечественных амфибий (в особенности Т-33) было скопировано у английской машины, является некорректным.
"
Источник: Максим Коломиец, «Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40»

Лёгкий танк Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания

"С начала 30-х годов Vickers-Carden-Loyd начала продвигать концепцию "патрульного" танка. Это было прямое развитие идеи танкетки, но на качественно ином уровне. Если танкетка была скорее пулеметовозкой, то "патрульный" танк обладал куда большими возможностями. Толщина брони достигла "нормальных" значений, имелась вращающаяся башня, боевая масса выросла до 4 тонн, а скорость выросла до 50-55 км/ч. Эти танки более известны как Vickers 4-tonner. Развитие танка пошло по трем направлениям. Первое, в виде плавающего танка-разведчика, имело ограниченный успех, но породило советские Т-37/Т-38. Второе, для английской армии, позже эволюционировало в Light Tank Mk.VI, самый массовый английский танк на начало войны. Наконец, экспортный Vickers 4-tonner имел не меньший, чем Vickers Mk.E, коммерческий успех. Такие танки, в том числе, закупали прибалтийские государства. В их числе оказался и Vickers M1937, обладавший наиболее мощным вооружением."
Источник: Латвийский "Виккерс" с длинной рукой | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Лёгкий танк  Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Лёгкий танк Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания

Лёгкий танк  Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Танк в своей родной камуфляжной схеме и с родным номером 204

Лёгкий танк  Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Для снижения нагрузки при стрельбе 40-мм танковая пушка Q.F.S 40 mm Mk.K получила щелевой дульный тормоз.

Лёгкий танк  Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Для спаренного пулемета в башне места не нашлось.

"Еще в ходе заказа партии из 18 танков оговаривалось, что 6 машин будут изготовлены в необычной конфигурации. Если у Vickers 4-tonner обычным вооружением был станковой пулемет Vickers с водяным охлаждением, то на указанные машины ставилось чего помощнее. В то время "модной" являлась установка 20-мм автоматической пушки, ее вполне хватало для поражения танков с противопульной броней. Но латвийская армия пошла по совсем другому пути. Там заказали установку полноценной пушки. Получался полноценный танк-истребитель, только маленький. Эти машины предполагалось использовать как средство усиления пулеметных M1936. Пушечная версия машины получила индекс Vickers-Carden-Loyd M1937, причем латышские военные оказались единственными получателями таких танков.
...
Задача установки столь немаленького орудия оказалась нетривиальной, особенно с учетом общих габаритов боевого отделения. На Vickers пришлось изрядно повозиться, чтобы запихнуть пушку в башню "патрульного" танка. Часто пишут, что ставилась 2-фунтовая пушка, но формально это не так. Она именовалась 40-мм пушкой Q.F.S 40 mm Mk.K, причем это не то же самое, что знаменитая танковая 2-фунтовка. Для компенсации чрезмерной нагрузки при стрельбе орудие получило щелевой дульный тормоз. Также несколько отличается и сам ствол, и откатные механизмы. Для спаренного пулемета места уже не нашлось. Одним словом, чистый истребитель."
Источник: Латвийский "Виккерс" с длинной рукой | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Лёгкий танк  Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Инженерам пришлось помучаться, чтоб вписать модификацию двухфунтовой английской пушки в башню «патрульного» танка

Лёгкий танк  Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Фара закрытая кожухом — уникальная особенность латвийских танков

Лёгкий танк  Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Рубка механика-водителя

Лёгкий танк  Vickers-Carden-Loyd M1937, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Башня пушечного варианта длиннее, чем у базового танка M1936, вооружённого только пулемётом

"Что же касается M1937, то они своим заказчикам почти никак не пригодились. Спустя 2 года после того, как танки поступили на вооружение латышской армии, произошло присоединение Прибалтики к СССР. Латышские танки стали советскими, причем, судя по фотографиям, они так и сохранили "экспортный" камуфляж, который получали на заводе Vickers.
...
К началу 1941 года подавляющее большинство прибалтийских "Виккерсов" было в 12-м механизированном корпусе. Он отчитался о наличии 42 "Виккерсов" на начало войны. Еще 8 "Виккерсов" было в составе 29 стрелкового корпуса (литовского). Итого 50 штук, именно столько 4-тонников закупили суммарно Латвия и Литва..."
Источник: Латвийский "Виккерс" с длинной рукой | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

"23-я танковая дивизия сама по себе была весьма занятной. Помимо 17 "Виккерсов", в ее составе было 2 танкетки TK-S, вероятнее всего бывшие польские. Боевые действия дивизии, размещавшейся в Либаве (Лиепая), начались еще до 22 июня 1941 года. 18 июня был получен приказ готовиться к выходу с зимних квартир. И вот тут выяснилось, что изношенная прибалтийская матчасть попросту не едет. Из парков смогли выехать всего 5 латвийских "Виккерсов". Для сравнения, из 215 потерянных 23-м ТД танков Т-26 было оставлено всего 18 штук. И это при том, что в дивизии числилось 344 танка Т-26.
Из этих 5 танков далее 1 сломался, 2 уничтожено огнем противника, 1 ушел в ремонт и 1 передан в другую часть (из 144 танкового полка в 10-й стрелковый корпус). В конце 1941 года силами московского метрополитена был отремонтирован бывший прибалтийский "Виккерс". Его дальнейшая судьба неизвестна, а вот танк №204 войну пережил. Правда, где его носило с 1941 по 1945 годы, неизвестно. В ведомостях 1943 года машина не проходит. Снова она появляется в 1945 году.
Потом, конечно, машина стала веселая-зеленая, как и все полигонные. Было это до сентября 2006 года, пока наша малярная бригада не решила восстановить историческую справедливость. На базовый защитный цвет ХВ-518 мы нанесли 3-цветный экспортный камуфляж с черной обводкой пятен. Такой практиковался Vickers в 30-е годы. Заодно на машину вернулся и ее номер 204."
Источник: Латвийский "Виккерс" с длинной рукой | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Великобритания

"История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине была вполне объяснима. Разгоралась Вторая мировая война, британские войска вновь отправились на континент и на их пути вновь вставали ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы понять, что страх перед позиционной войной с Германией был у английского военного руководства уже генетическим.

Итак, предполагалось, что новая боевая машина будет иметь лобовую броню не менее 60 мм, что обеспечит ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и будет развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение — две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa — планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец. для более эффективного преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины. По совокупности всех этих характеристик получился танк... периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком (все-таки 20 лет прошло!) техническом уровне. Справедливости ради, надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром,так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики техзадания видели только в установке одного орудия в башне, а другого — в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка В1 bis)."
Источник: М. Барятинский, "Пехотный танк «Черчилль»" («Бронеколлекция» №06/2003)

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Влияние танковой «моды» времён ПМВ сказалось и на корпусе танка – он значительно короче гусениц. Это повышало проходимость танка, позволяя ему преодолевать глубокие траншеи, высокие валы и стенки, но ограничивало сектор обзора механика-водителя и возможности ведения огня из вооружений, размещённых в лобовой части корпуса.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

К бортам корпуса на уровне моторного отделения болтами крепятся короба воздухопритока к радиаторам системы охлаждения. В регистрационном номере T.252468/K дробь с буквой K означала, что танк огнемётный.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Огнемёт размещается в лобовой части корпуса танка на месте курсового пулемёта. На этой модификации смотровой люк механика-водителя имеет круглую форму.

"Из-за ожидания скорого немецкого вторжения военные требовали разработать новый танк и запустить его в серию в течение одного года, что для британской промышленности было очень коротким сроком. Тем не менее, специалисты «Воуксхолл Моторс» с поставленной задачей справились. Проектные работы завершились к июлю 1940 года, а уже в мае 1941 года из цеха вышел первый изготовленный прототип. В июне того же года первые серийные машины начали поступать на вооружение британской армии. Однако сокращение испытательного периода машины привело к тому, что танк оказался «сырым», недоработанным и практически все последующие годы проводились работы по устранению его недостатков и совершенствованию конструкции. Новый танк получил название «Черчилль», в честь Джона Черчилля – 1-го герцога Мальборо, выдающегося британского полководца времён Войны за Испанское наследство 1701-1714 годов. Однако если учесть тот факт, что тогдашний премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль был прямым потомком прославленного генерала, несложно догадаться, что кто-то в военном ведомстве таким образом хотел сникать себе расположение главы правительства."
Источник: Алексей Стаценко, "Однофамилец" британского премьера | Warspot.ru

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

У «Черчиллей» Mark VII (выпуск которых начался в 1943 году), лобовая броня – до 152 мм, бортовая – до 102 мм, бронирование днища – до 25 мм.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

C каждого борта находилось по одиннадцать сдвоенных опорных катков диаметров 10 дюймов с индивидуальной пружинной подвеской, из которых первый и последний касались грунта только при преодолении препятствий.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Хорошо видны опорные катки и элементы подвески.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Поддерживающих роликов у «Черчилля» не было – в верхней части гусеницы скользили вдоль корпуса по специальным направляющим полозьям. Благодаря этому в бортах танка возникло пространство для монтажа люков, использовавшихся для доступа внутрь корпуса.

"Единственной иностранной армией (не считая Канады — страны Содружества), получившей во время Второй мировой войны танки «Черчилль», стала Красная Армия. В Советский Союз в рамках программы ленд-лиза были отправлены 344 боевых машины модификаций III и IV, из которых до места назначения добрались только 253 единицы. Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года. «Черчилли», также как и тяжелые танки советского производства, поступали в отдельные гвардейские танковые полки прорыва. В каждом полку по штату № 010/267 полагалось иметь 21 танк и 214 человек личного состава. Звание «гвардейский» присваивалось сразу после приказа о формировании полка. Кроме полков прорыва, в 1944 году стали создаваться отдельные танковые полки армейского или фронтового подчинения. В их состав нередко включали и иностранные танки. Следует отметить, что в советских документах тех лет эти машины обычно имели обозначение MK.IV или MK-IV.

Боевой дебют «Черчиллей» на советско-германском фронте состоялся в ходе Сталинградской битвы. В разгроме окруженной немецкой группировки приняли участие 47-й и 48-й отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Впоследствии 48 отд.гв.тпп был выведен в тыл, пополнен материальной частью и передан в оперативное подчинение 38-й армии, в составе которой участвовал в освобождении Киева 6 ноября 1943 года.
На Ленинградском фронте в апреле 1943 года находился 49 отд.гв.тпп, имевший на вооружении 21 танк «Черчилль» и три бронетранспортера «Универсал». Этот полк, совместно с прибывшим на Ленинградский фронт 36 отд.гв.тпп, вел бои до полного снятия блокады Ленинграда. В составе Волховского фронта в оперативном подчинении 8-й армии с 17 марта 1943 года сражался 50-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва. Редкий случай — этой части во взаимодействии с другими подразделениями предстояло действовать в соответствии с тактическим предназначением — прорывать долговременную полосу обороны противника. В процессе эксплуатации танков «Черчилль» в лесисто-болотистой местности наши танкисты отмечали их недостаточную проходимость и неприспособленность к условиям русской зимы. В частности, все штатные каталитические обогреватели через несколько дней эксплуатации по просьбе танкистов были заменены печками отечественного производства."
Источник: М. Барятинский, "Пехотный танк «Черчилль»" («Бронеколлекция» №06/2003)

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile — состояние на 2018 год

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

В полуприцепе размещалось два бака общим объемом 1600 литров и 5 газовых баллонов для пневматического огнемёта.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Основным недостатком «Крокодила» было быстрое падение давления газа, вытеснявшего огнесмесь из прицепа, поэтому экипажам приходилось закачивать газ непосредственно перед боем

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ёмкость прицепа с огнесмесью позволяла произвести до 80 выстрелов. За один пуск выпускался 21 литр огнесмеси, происходило это за 2-3 секунды.

"Уже после того, как MK-IV вывели с первой линии фронта, до Советского Союза доехало еще три таких танка. Их даже в графе поставок выделяют отдельно. Именовались они "танк Крокодил", под таким обозначением в документах ГБТУ КА проходил огнеметный танк Churchill VII Crocodile. Это был самый массовый огнеметный танк военного периода, активно использовавшийся как во время Второй мировой войны, так и после нее.
Надо сказать, что огнеметные английские танки советских военных мало интересовали. Да и в целом интерес к танкам семейства Churchill был крайне низким. Не стоит удивляться на этом фоне тому факту, что впервые о Churchill VII Crocodile наши военные узнали в конце февраля 1945 года. 6 марта того же года, по сообщению наркомата внешней торговли, в Советский Союз отправились образцы английской военной техники. "
Источник: Приключения английского крокодила в Подмосковье | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

В случае необходимости полуприцеп можно было отсоединить при помощи пиропатронов, не выходя из танка

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Прицеп весил шесть тонн, но был неплохо сбалансирован — многие действия с ним можно выполнять вручную.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Толщина брони — 13 мм по периметру

"Концепция "Крокодила" разительно отличалась от того, что строилось в Советском Союзе, Германии и США. При этом нельзя сказать, что англичане создали что-то совсем оригинальное. Поначалу англичане были как все, то есть баллоны с огнесмесью размещались на корме корпуса. Таким был Churchill Oke, первый английский огнеметный танк, примененный в бою. Но далее концепция поменялась. Фактически английские военные взяли на вооружение концепцию итальянской огнеметной танкетки CV-35 (L 3). У нее в корпусе размещался только огнемет, а огнесмесь перевозилась в специальном одноосном полуприцепе. И если итальянцы были попросту вынуждены возить так огнесмесь, поскольку внутри корпуса баки не помещались, то англичане пошли на такое размещение боезапаса сознательно. Это позволяло изолировать экипаж от огнесмеси, заодно упрощалась и перезарядка.
Не менее важным моментом стало то, что Churchill Crocodile не требовал существенной переделке базового танка. Все изменения состояли в замене курсового пулемета BESA на огнемет, прокладке трубопроводов и установке в кормовом листе шарнирного устройства для крепления прицепа. В случае необходимости огнеметный танк можно было оперативно переделать обратно в линейный. Такая система позволила очень быстро организовать выпуск Churchill VII Crocodile, а главное, в очень больших объемах."
Источник: Приключения английского крокодила в Подмосковье | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Узел соединения трубопроводов на корме танка

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Благодаря подвижной системе с шарнирами англичанам удалось во многом избавиться от одного из ключевых недостатков химических прицепов - плохой маневренности.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Характерное для английского танкостроения тех лет широкое применение болтовых соединений

"Немалый объем материала был посвящен полуприцепу. Общая его масса составляла около 6 тонн. Объяснялось это не только большим объемом огнесмеси, но и тем, что прицеп был полностью защищен броней. Ее толщина составляла 13 мм по периметру. На полигоне посчитали, что этого мало, но не всё так просто. Главным врагом прицепа было стрелковое оружие, а 13 мм брони как раз хватало для защиты от пуль винтовочного калибра. Если прилетело что-то больше, значит, танк оказался один на один с противником.
...
В полуприцепе размещалось 2 бака общим объемом 1600 литров. Также там размешалось 5 газовых баллонов для огнемета. В отличие от Красной Армии, которая выбрала пороховые огнеметы, англичане выбрали традиционную пневматическую систему. Давление в системе составило 210 кг/см2, что и позволило довести дальность огнеметания до столь впечатляющей дистанции. За один пуск выпускался 21 литр огнесмеси, происходило это за 2-3 секунды. В случае необходимости полуприцеп можно было отсоединить при помощи пиропатронов, не выходя из танка. Вполне достаточной оказалась и маневренность огня - по 15 градусов влево/вправо, и 30 градусов вверх. Несмотря на большую массу, обслуживание полуприцепа не представляло больших проблем. Он был неплохо сбалансирован, многие действия оказалось вполне по силам выполнять вручную.

Для чистоты эксперимента проводились сравнительные испытания "Крокодила" и Т-О34, вооруженного огнеметом АТО-42. Условия испытания - безветренная дождливая погода, температура воздуха +10 градусов. При угле возвышения 15 градусов максимальная дальность стрельбы АТО-42 отечественной огнесмесью составила 126 метров. При нормальной эксплуатации дистанция снижалась до 100-110 метров, накрывалась площадь 3-5 на 35-40 метров. При использовании английской огнесмеси дальность выросла до 145 метров (нормальная дистанция - 120-130 метров), накрывался участок 5-6 на 55-60 метров. Английская огнесмесь удостоилась похвалы, как по кучности, так и времени горения."
Источник: Приключения английского крокодила в Подмосковье | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

За счёт охвата корпуса гусеницами английским конструкторам удалось сделать корпус максимально широким, а значит удобным для размещения оборудования и работы экипажа.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

В отделении управления — места механика-водителя и пулеметчика. Для их посадки в танк служат два прямоугольных люка с двухстворчатыми крышками.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Три перископа производства компании «Виккерс» монтировались в крыше корпуса. Два из них – для механика-водителя.

Огнемётный танк Mk.IV Churchill-Сrocodile, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Под крышей МТО — 12-цилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный жидкостного охлаждения Bedford «Twin- Six» мощностью 350 л.с. при 2200 об/мин.

"... английский огнемет давал очень приличную, для пневматической системы, дистанцию пуска, а также накрывал большую площадь. То, что АТО-42 давал более высокую дальность пуска, не являлось чем-то удивительным. Пороховой огнемет на испытаниях еще до войны показал существенное преимущество над пневматическими системами. Скорее сюрпризом стало то, что отечественная огнесмесь имела такое отставание.

Английский танк специально гоняли в хвост и гриву, проверяя, насколько удачной является идея с полуприцепом. Результаты, скажем так, не особо впечатлили. Если Churchill III мог развернуться на месте, то "Крокодил" этого сделать не мог. Минимальный радиус разворота составил 10 метров, в тех же условиях у Churchill III он составлял 3,4 метра. Также выяснилось, что двигаться назад танк может только на очень короткие дистанции - 2-3 метра. Дальше начинался наезд на полуприцеп с понятными итогами.
Сказать, что всё было очень плохо, нельзя. Churchill VII Crocodile вполне уверенно преодолевал довольно сложные участки местности, проходил глубоки броды. Но пару раз складывалась ситуация, когда имелся высокий риск сломать полуприцеп. Такой случалось в ходе преодоления подъемов. Если танк откатывался назад, понятно, чем это грозило. Дело доходило до того, что полуприцеп приходилось отсоединять.

В таких условиях общий вердикт НИБТ Полигона был ожидаемым. Недостатки, указанные в выводах, оказались справедливыми. Это и снижение проходимости, и снижение маневренности, и усложнение общей системы. Не говоря уже о том, что сам танк оказался устаревшим. Поругали и сам огнемет, причем это тоже было справедливо. Пороховой огнемет имел более высокую дальность пуска, что наглядно показали и испытания. Не говоря уже о том, что такое огнемет не требовал кучи баллонов. Вместе с тем, ряд технических решений Churchill VII Crocodile вызвал интерес. Касалось это и огнеметной установки, и огнесмеси. Так или иначе, но английского крокодила забраковали, и обвинить полигон в пристрастности вряд ли получится."
Источник: Приключения английского крокодила в Подмосковье | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Мостоукладчик Valentine Bridgelayer, Великобритания

"Впервые с английскими мостовыми танками советские специалисты познакомились 28 сентября 1943 года в Фарнборо. На наших военных эти машины произвели большое впечатление. Во-первых, No.1 Scissors Bridge имел конструкцию, при которой в походном положении мост складывался пополам, тем самым сокращалась длина машины. Во-вторых, при установке моста не требовалось выбираться из машины, а сам он ставился за 2,5 минуты. Обратно мост убирался, естественно, дольше, но главным была его установка. Кроме того, наши специалисты получили информацию об организационной структуре. Согласно ей, мостоукладчики сводились в отдельные роты, куда попадало по 10 машин. Одна рота полагалась на бронетанковую дивизию. На самом деле летом 1944 года на дивизию приходилось по 3 мостоукладчика, но у нас этого не знали. Результатом показа стало то, что советская сторона заказала 25 таких танков-мостоукладчиков. "
Источник: Английские мостоукладчики в Красной Армии | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Мостоукладчик Valentine Bridgelayer, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Мостоукладчик на базе пехотного танка Valentine III

Мостоукладчик Valentine Bridgelayer, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Всего в Советский Союз отправили 25 таких машин, из них 21 штука попала в войска и использовалась в августе 1945 года.

Мостоукладчик Valentine Bridgelayer, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Мостоукладчик рассчитывался на массу танка 30 тонн, а реально он выдержал неоднократный проход ИС-2.

"Сильно на ходовых испытаниях специалисты НИБТ Полигона внимание не заостряли, поскольку машина показала себя примерно так же, как обычный Valentine. То есть как машина неспешная, но уверенно идущая по тяжелой, с точки зрения проходимости, местности.
Куда более важными стали специальные испытания, связанные непосредственно с мостовым оборудованием. Проводились они в куда более сложных условиях, нежели те, на которых присутствовали наши специалисты. Причины прозаичны: требовалось понять, как зарубежная машина поведет себя в наших условиях, особенно если учитывать, насколько специфично иногда вели себя с техникой наши военные. Не стоит удивляться тому, какие именно машины при этом проводились через колейный мост. Про лимит грузоподъвемности попросту "забыли", как сделали бы на фронте.
...
Впрочем, самым веселым этапом испытаний стал проход по наведенной переправе техники. Согласно официальным данным, грузоподъемность No.1 Scissors Bridge составляла 24 тонн, но сами англичане, закрыв на это глаза, незаметно перекрестились и подняли планку до 30 тонн. Они явно не знали, что с No.1 Scissors Bridge будут делать в Советском Союзе. Даже 30 тонн было уже маловато, поскольку на дворе стоял май 1944 года. Посему даже базовой нагрузкой стал танк, явно превышающий официальный лимит. Им стал Т-34-85 с орудием Д-5Т. По наведенному мосту он проехал 250 раз, проводилось это в разных условиях.
Т-34-85 был только разминкой. Следующим по мосту начали катать танк, который почти в 2 раза превышал по массе нормальную грузоподъемность No.1 Scissors Bridge. Речь идет о тяжелом танке ИС-2. Стоит напомнить, что лимит по грузоподъемности заставил англичан создавать мостоукладчик на базе Churchill. Между тем, ИС-2 прокатился по мосту, который его не должен был выдержать, 125 раз. Делал он это на 5-й передаче, при этом повреждения моста оказались незначительными. Гофрированные листы настила получили небольшие вмятины, основная же конструкция моста осталась целой. Комиссия признала мост годящимся для дальнейшей эксплоуатации.
По результатам испытаний НИБТ Полигон выдал положительный вердикт, признав английский мостоукладчик пригодным для обеспечения прохода танков и САУ, включая и машины тяжелого класса. Предлагалось формировать из полученных машин инженерно-танковые роты, в каждую из которых входило бы по 5 машин данного типа. Их рекомендовали включать в состав механизированных и танковых корпусов. "
Источник: Английские мостоукладчики в Красной Армии | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

"В июле 1944 года 20 машин, до того находившихся в Кубинке, направили в Наро-Фоминск, где началось формирование 15-й и 16-й танкомостовых рот. В каждой из них находилось по 10 танков, то есть было решено повторить опыт англичан. Как раз в это время английские Valentine Bridgelayer воевали в Нормандии, но совсем в другом составе - по 3 штуки на дивизию. А вот что происходило далее с советскими мостоукладчиками, вопрос открытый. По состоянию на 1 декабря 1944 года официально 21 танк находился в действующей армии, еще 4 в округах.
Ровно такая же ситуация была и в первой половине 1945 года. В дальнейшем английские мостоукладчики "всплыли" на 1-м Дальневосточном фронте. Как и ранее, числилось 2 роты по 10 машин в каждой. Использовались ли они в бою, вопрос открытый. Поскольку официально эти роты входили в инженерные войска, их "танкисты" не выделяют, что затрудняет поиск. Одно можно говорить точно - в войска машины попали.
До наших дней сохранился один образец, который, после ремонта, вернули на НИБТ Полигон в июле 1944 года. Им стал Valentine Bridgelayer с WD-номером T.121883, изготовленный в 1943 году на BRC&W. Машина прибыла в СССР на борту транспорта Ocean Strength, после испытаний мостоукладчик оставили как экспонат музея. Ныне машину можно увидеть в павильоне №5 Технического центра, как теперь называется территория бывшего танкового музея в Кубинке. Мостоукладчик несет такие же маркировки, как и остальные образцы по прибытии в Советский Союз. Восстановили их по материалам, представленных автором данной статьи."
Источник: Английские мостоукладчики в Красной Армии | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Лёгкий танк Mk.VII «Tetrarch», Великобритания

"Пара из этих образцов даже почти повоевала в Красной Армии, а один так и вовсе успел послужить. Речь идет о легком танке "Тетрарх", в Красной Армии он носил индекс MK-VII. Данная машина попала в 151-ю танковую бригаду, откуда, летом 1942 года, ее направили в Кубинку. Можно сказать, что это ее спасло, ибо она оказалась единственным советским "Тетрархом", дожившим до наших дней."
Источник: Первый из семейства Т-54 | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Тяжёлый танк Conqueror Mk.II, Великобритания

"Большинство образцов послевоенных зарубежных танков, САУ и бронемашин попало в Кубинку не по своей воле. То есть являются трофеями. Вместе с тем, есть и экспонаты, попавшие сюда в рамках обмена. Одна из таких акций прошла в 1988 году. В СССР отравился тяжелый танк Conqueror Mk.II. На обмен был передан ИС-2М, который ныне находится в экспозиции Имперского Военного Музея, что в Даксфорде. Conqueror Mk.II находился в неплохом техническом состоянии, ему вернули все его маркировки, в которых он пришел."
Источник: Кубинка, которую мы не потеряли | Юрий Пашолок | Яндекс Дзен

Тяжёлый танк Conqueror Mk.II, Великобритания, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

В 1988 году Имперский военный музеей (IWM) в Великобритании передал этот танк Советскому Союзу в обмен на ИС-2

Средний танк Centurion Mk.X, Великобритания

"Шило утаить в мешке тяжело. Особенно, когда это шило весит больше 45 тонн и принято на вооружение 14 государствами. Таким был британский «Центурион», впервые попавший в СССР в 1952 году в числе трофеев Корейской войны. Это была новейшая модификация Mk-3, оснащённая 83,8-мм пушкой. Надо отдать должное, «Центурион» живым неприятелю не сдался, основательно выгорел изнутри и лишился боекомплекта. Подарок от северокорейцев отправили в Кубинку для визуального исследования. Как оказалось, в живых у танка осталась только броня, приборы наблюдения и частично двигатель.
В следующий раз «Центурион» попал в плен только в 1971 году.
Во время конфликта Израиля с Сирией сразу два танка в исправном состоянии были захвачены сирийцами и переправлены в Москву. Это были танки модификации Mk-9 и Mk-10. Спустя два года в СССР с Ближнего Востока отправились еще две бронемашины в исполнении Mk-3 и Mk-7, прошедшие модернизацию в Израиле. К слову, в этой же партии сирийцы отправили в Советский Союз американский танк М60А1, также в дальнейшем ставший объектом для изучения в Кубинке."
Источник: Евгений Федоров «Пленные "Центурионы": британская броня в Кубинке»

"Исследование трофейных британских «Центурионов» для советской военной промышленности и науки в 70-х годах имело чисто спортивный интерес. Танки уже были сняты с производства и устарели.
К тому времени англичане уже имели на вооружении «Чифтены», а в СССР – Т-64 и Т-72. Тем не менее в Кубинке очень внимательно отнеслись к изучению танка. Все дело в том, что «Центурионы» наряду с советскими Т-55 и Т-62 были машинами второй линии и часто воевали друг с другом в локальных конфликтах. Союзники СССР сражались с союзниками блока НАТО. И изучение вражеской техники могло дать толчок для модернизации отечественных танков в третьих странах. Или подобрать ключики к слабым местами британской машины.
Английские танки не произвели на отечественных инженеров особого впечатления. Танк тяжелый, броня – посредственная. А о вооружении и говорить было нечего. В первой же стычке аналогичный по массе ИС-3 разделал бы своего оппонента под орех 122-мм орудием еще в начале пятидесятых годов."
Источник: Евгений Федоров «Пленные "Центурионы": британская броня в Кубинке»

Основной танк Chieftain Mk.V, Великобритания

"Послевоенные тенденции мирового танкостроения и развитие тактики использования танков убедительно свидетельствовали о том, что «двухтанковая теория» устарела. В Англии к разработке основного боевого танка (проект F.V.4201), способного заменить и средний «Центурион», и тяжелый «Конкерор», приступили в 1957 г. (техническое задание на танк, предназначенный для замены «Центуриона» и «Конкерора» было сформулировано в 1956 г.), практически одновременно с началом работ по танку «Леопард-1» в ФРГ и АМХ-30 во Франции.
Подход к проектированию британского основного боевого танка резко отличался от такового в других странах Европы. Конец 1950-х гг. совпал по времени со всеобщим увлечением ракетным оружием. Считалось, что от ракеты не защитит никакая броня, а значит приоритет следует отдать скоростным качествам в ущерб защищенности. По такому пути пошли танкостроители с континента. Англичане, как и положено консерваторам, справедливо полагали, что появление ракет вовсе не отменяет обычную ствольную артиллерию и мины. На британцев большое впечатление произвел опыт, полученный при использовании танков «Центурион» в Корее, когда толстая броня не раз спасала танкистам жизнь. Опираясь на опыт войны в Корее, британцы сделали основной вывод: бронезащита перспективного танка ни в коем случае не должна приноситься в жертву подвижности и огневой мощи, а толщина брони — не уступать таковой у «Центуриона». При этом англичане хотели получить те же маневренные характеристики, что и их коллеги из Франции и ФРГ, а по огневой мощи превзойти их. Но сочетание толстой брони и мощной пушки вело к резкому росту массы танка, что, в свою очередь, заставило бы конструкторов искать такие технические решения, которые бы способствовали при данных требованиях к боевой машине повышению ее подвижности.
Основной танк «Чифтен» («Полководец»), так же как и «Центурион», проектировался специалистами государственного научно-исследовательского института боевых машин — FVRDE (Fighting Vehicle Research & Development Establishment) в кооперации с инженерами фирм «Лейланд» и «Виккерс». Последняя отвечала за разработку башни. Спустя два года после начала проектирования, в 1959 г., на государственном танковом заводе (Royal Ordnance Factory) в Лидсе был построен опытный образец танка, испытания которого начались в 1960 г. В 1962 г. закончились войсковые испытания шести прототипов, а в мае 1963 г. «Чифтен» был принят на вооружение британской армии. Его производство осуществлялось на двух заводах — государственном в Лидсе и фирмы «Виккерс-Армстронг» в Ньюкастле. С 1966 по 1978 г. для британской армии было изготовлено 770 таких танков."
Источник: Никольский М., "Основные боевые танки «Чифтен» и «Виккерс»" («Бронеколлекция» №1/2006)

"Наиболее активно танки «Чифтен» использовались иранской армией в ходе ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. Крупные танковые сражения имели место в ходе иранского контрнаступления в январе 1981 г. Основной удар наносился силами 16-й танковой дивизии (до 300 танков «Чифтен» и М60А1). Целями наступления являлись снятие иракской осады с города Абадан и очистка от противника дороги на Ахфаз. Разведка Ирака вскрыла планы иранской стороны. Для отражения контрнаступления иракцы сосредоточили также одну танковую дивизию (до 300 танков Т-62). 6 января иранские танки вышли к передовым иракским позициям. Не зная о переброске сюда крупных танковых сил противника, иранцы атаковали с ходу. Иракцы, согласно плану боя, отошли, заманив «чифтены» и М60 в огневой мешок. В бою 6 января одна иранская танковая бригада была полностью уничтожена, еще две были разгромлены в боях 7 — 8 января. Это сражение примечательно тем, что представляло собой танковый бой в чистом виде: танки противников сблизились вплотную настолько, что авиационная или артиллерийская поддержка без риска поразить свои войска полностью исключалась. По данным Ирака, в трехдневных боях иранцы потеряли 214 танков, Иран же признал потерю только 88 машин.
Тяжелейшие потери понесли иранские бронетанковые части во время боев за Ахваз в марте 1986 г. Разведка Ирака опять вовремя узнала о сосредоточении шахской бронетехники. На сей раз для борьбы с ней привлекли авиацию. В результате налета 56 истребителей-бомбардировщиков (главным образом МиГ-23БН) было повреждено и уничтожено до 500 танков «Чифтен», М60 и БТР М113. Освобождению нефтеносного острова Маджнун, лежащего недалеко от г. Басра, в июне 1988 г. придавалось огромное значение — это была единственная иракская территория, все еще остававшаяся в руках исламистов-фундаменталистов (остров был захвачен в результате напряженных боев 1984 — 1986 гг.). Ирак сосредоточил примерно 2000 танков и 600 стволов артиллерии. Иранцы имели всего 60 танков, в основном «чифтены» и «скорпионы».
Успех армии Саддама Хусейна оказался абсолютным — остров был освобожден, все иранские танки уничтожены или захвачены в качестве трофеев.
Реальным свидетельством потерь Ирана в танках стала передача Ираком в 1989 г. Иордании примерно 120 трофейных танков «Чифтен». Большая часть их имела боевые повреждения и нуждалась в серьезном ремонте, но около 30 машин находились в боеспособном состоянии. Ирак принял решение о продаже захваченных машин из-за сложностей с техническим обслуживанием танков английской конструкции, поскольку весь танковый парк этого арабского государства состоял из машин советского или китайского производства. Последним случаем боевого применения «чифтенов» стало их участие в боевых действиях на территории Кувейта в 1990 — 1991 гг. Практически все кувейтские танки были или захвачены, или уничтожены войсками Саддама Хусейна в 1990 г., в ходе оккупации Кувейта. Несколько уцелевших боевых единиц вошли в Эль-Кувейт вместе с частями многонациональных сил."
Источник: Никольский М., "Основные боевые танки «Чифтен» и «Виккерс»" («Бронеколлекция» №1/2006)

"В вариант Mk.5 в 1971 г. модернизировали 97 танков Mk.3. На них были установлены более мощные дизели L60 Mk.7 (мощность 750 л.с.), бесподсветочные приборы ночного видения, в систему управления огнем введен электронный баллистический вычислитель, а в передней части корпуса смонтированы узлы для навески бульдозерного отвала и его электрогидравлических приводов (установка бульдозерного отвала возможна на любой танк варианта Mk.5 и занимает в полевых условиях 6 ч). В боекомплект введены стреловидные оперенные бронебойные подкалиберные снаряды L23A1 и дымовые снаряды; число выстрелов увеличено до 64. На конце ствола усовершенствованного 120-мм орудия L11A5 смонтирован прикрытый броневым чехлом коллиматор, предназначенный для юстировки ствола и линии визирования оптического прицела стрелка в процессе стрельбы. Установлена командирская башенка № 21 новой конструкции. Люк башенки фиксируется в трех положениях: откинутым на 90° или 180° или приоткрытым с максимальным зазором в 5 см. Угол возвышения зенитного пулемета увеличен до 90°. На танке установлены более совершенное радиооборудование и улучшенная система защиты от ОМП, воздушный фильтр системы перенесен с кормовой стенки башни внутрь танка."
Источник: Никольский М., "Основные боевые танки «Чифтен» и «Виккерс»" («Бронеколлекция» №1/2006)

Средний танк M4A2 «Sherman», США

"Самым массовым зарубежным танком, который использовался Красной Армией, стал Medium Tank M4A2. Впрочем, таковым он стал только под самый конец войны. По-настоящему массовое применение M4A2, как этот танк обозначали в Красной Армии, началось с конца 1943 года. Осенью 1944 года начали прибывать первые Medium Tank M4A2(76)W. Благодаря установке новой башни по типу Medium Tank T23 c 76-мм орудием M1A1 американская боевая машина сравнилась по эффективности противотанкового огня с Т-34-85 (а по факту бронепробитие оказалось даже чуть выше). Вместе с тем, рост массы стал негативно влиять на проходимость танка. Американские военные были в курсе проблемы. В результате появилась новая ходовая часть с подвеской HVSS. Получавшие ее M4A2(76)W стали обозначаться как M4A2E8. Такие танки стали поступать в Советский Союз с марта 1945 года, но на Великую Отечественную войну не успели. Зато успели поучаствовать в советско-японской войне. А танк данного типа, который испытывался на НИБТ Полигоне в 1945 году, ныне находится в коллекции парка "Патриот".
С точки зрения конфигурации танка M4A2E8 повторял самые последние M4A2(76)W, разница была в ходовой части. Еще в 1942 году Танко-автомобильный центр (Детройт) начал эксперименты по установки так называемой горизонтальной подвески на Medium Tank M4. За разработкой подвески HVSS стоял Гарри Нокс, тот самый человек, который создал общую концепцию шасси типового американского танка.
...
По большому счету, ничего нового Нокс не изобрел. Во многом его система оказалась калькой с подвески Сидни Хостманна, созданной еще в 20-е годы. Увидеть ее вариации можно было на целом ряде машин, как английского, так и французского производства. Изюминкой подвески HVSS стало то, что вместо пары опорных катков, как это было ранее на VVSS, использовались двойные опорные катки. Их диаметр снизился до 510 мм, зато площадь контакта выросла. Вместо двух гребней, которые ставились на соединителях траков, ввели один, по центру трака. Таким образом, за счет новой системы пятно контакта увеличилось, одновременно снизилось удельное давление на грунт."
Источник: Модернизированный средний американец с больными лапками : Юрий Пашолок : Яндекс Дзен

"Производились M4A2E8 в рамках контракта T-13901, подразумевавший выпуск 1510 танков. Исполнять контракт начали с ноября 1944 года, а ввели подвеску HVSS с первой январской машины, имевшей серийный номер 64469 и регистрационный номер U.S.A. 30122448. Таким образом, в общей сложности изготовили 1299 M4A2E8 силами Fisher и еще 21 силами Pressed Steel. Изначально почти все из них (кроме 5 танков, отправленных в Англию) предназначались Советскому Союзу. Первые 34 танка с новой ходовой частью прибыли с конвоем JW-65 в марте 1945 года. Вместе с ним шел и транспорт SS Thomas Donaldson, на котором отправили одни из последних M4A2(76)W. До порт назначения транспорт не дошел: 20 марта 1945 года его торпедировала подводная лодка U-968, после чего он затонул у западной оконечности острова Кильдин. Ныне поднятые с этого транспорта танки являются единственными сохранившимися M4A2(76)W. А вот M4A2E8 повезло - они портов достигли.
...
Среди прибывших конвоем JW-65 оказался танк с серийным номером 64471 и регистрационным номером U.S.A. 30122430. Он оказался в числе 8 танков обоих типов, прибывших 21 марта 1945 года на борту транспорта SS Eleazar Lord. Этот танк выбрали как объект для испытаний на НИБТ Полигоне. В Кубинку он прибыл 25 марта, после чего составили стандартную программу испытаний. Она предусматривала 1000 км пробега, кроме того, изучалась подвеска. Последнему моменту испытатели уделили много внимания. Сам же танк отличался от M4A2(76)W, ранее испытывавшемся в Кубинке, незначительно. Был изменен люк заряжающего, орудие получило дульный тормоз, а также изменился командирский привод управления поворотом башни. Благодаря новой системе привода командир мог поворачивать башню на любой скорости, а не только на максимальной. ...
С июня 1945 года M4A2E8, наконец, пошли в строевые части. Среди них оказался и 9-й гвардейский механизированный корпус. Из его ЖБД следует, что в корпус поступило 100 танков "с широкой гусеницей". Они пошли на оснащение 46-й гвардейской танковой бригады (укомплектована ими полностью), плюс эти танки попадали и в другие части корпуса. Об этих танках в ЖБД пишут положительно, поскольку они хорошо показали себя во время последующих боевых действий. А вот о чем не написали, так это о 42 M4A2E8 с разрушенными бандажами опорных катков. Правда, дефектные бандажи были и на M4A2(76), таковых набралось 49 штук. В ЖБД указывалось, что за время операции заменили 300 опорных катков.
Так или иначе, но M4A2E8 всё же повоевали. Из 183 танков 9-го Гв.МК. больше половины были именно M4A2E8, корпус прошел на них в крайне трудных условиях. Об этом говорит запас хода - 90-100 километров против обычных 150. При этом M4A2E8 применяли и как эвакуаторы. В общей сложности танки прошли 1000 километров. Каких-то эпических боев корпус не вел, но сама по себе столь внушительная дистанция впечатляет. Ныне из "советских" M4A2E8 известно 3 танка. Первый стоит в парке "Патриот", точнее, на территории Технического центра. Это тот самый танк, что испытывали на НИБТ Полигоне. Второй, с серийным номером 64643 (выпуска февраля 1945 года), находится на территории Ленино-Снегиревского военно-исторического музея. Третий, с серийным номером 64669, находится в Сафоново. Машина после войны была переделана в тягач. Недавно она стала донором ходовой части для того M4A2(76)W, который ныне стоит в парке "Патриот"."
Источник: Модернизированный средний американец с больными лапками : Юрий Пашолок : Яндекс Дзен

Лёгкий танк M3A1 Stuart, США

"История лёгкого танка M3A1 началась с пушки. Дело в том, что вооружение Light Tank M2A4 и Light Tank M3 имело одну нехорошую особенность – очень высокое рассеивание при стрельбе на ходу. При ведении огня в движении в цель попадало всего 4% выпущенных снарядов. Подобные результаты не были чем-то экстраординарным для того времени, и особенно для лёгких танков. Но, в любом случае, особо стабильной для стрельбы базой Light Tank M3 и тем более Light Tank M2A4 явно не отличались. Ведь в их конструкции сравнительно небольшая масса сочеталась с высоким центром тяжести.
Решением проблемы стала разработка гироскопического стабилизатора Westinghouse, который был установлен в орудийную установку M23. Ещё одним нововведением стала переработанная танковая пушка M5E1, стандартизированная 14 ноября 1940 года как M6. Её конструкция заметно отличалась от противотанковой пушки M3, которая в своё время послужила базой для танковой пушки M5. Объединённые вместе, пушка M6 и установка M23 на испытаниях показали заметно лучшие показатели при стрельбе с ходу. Благодаря стабилизатору количество попаданий выросло до 40 процентов, что является очень приличным результатом. Правда, при этом появились другие проблемы. Дело в том, что у предыдущей установки, M22, имелась система точной доводки по горизонтали, а из-за появления стабилизатора её убрали. В результате возникла огромная проблема с наведением орудия по горизонтали, поскольку механизм горизонтальной наводки находился не у наводчика, а у командира (он же заряжающий). Эта проблема была решена путём введения гидравлического привода башни.
Испытания, проведённые на Абердинском полигоне, показали успешность идеи с гидравлическим приводом башни, но здесь же возникла ещё одна проблема. Дело в том, что расчёт башни не сидел в ней, а стоял. Под ногами членов экипажа находились укладки боеприпасов, а главное, высоко расположенный вал от двигателя к трансмиссии, прикрытый кожухом. Во время вращения башни командиру и наводчику приходилось по всему этому великолепию прыгать. Теперь же предстояло прыгать ещё быстрее, потому что гидравлический привод вращал башню быстрее ручного. Эта проблема была решена радикально: башня получила полик, на котором были размещены агрегаты гидравлического привода башни. Одновременно наводчик и командир получили сиденья.
Впрочем, появление в танке полика стало выбором весьма спорным, поскольку привело не только к решению старых проблем, но и к появлению новых. Прежде всего, внутреннее пространство в боевом отделении резко уменьшилось. Высоко торчащий вал никуда не исчез, потому полик оказался небольшим по высоте.
Одной только переделкой орудийной установки дело не обошлось. Для модернизированного танка была разработана башня D58101, которая лишилась командирской башенки, зато приобрела два люка. Командирская башенка оказалась мало востребованной, потому что командир располагался с другой стороны, а вот сменившие люки были очень полезными, особенно при эвакуации. Командир получил перископический смотровой прибор в крыше башни, а наводчик разжился перископическим прицелом. Установка зенитного пулемёта переместилась в заднюю правую часть башни, а её лобовой лист стал несъёмным. ...
Модернизированный подобным образом Light Tank M3 был стандартизирован под обозначением Light Tank M3A1. Машина, производство которой началось в мае 1942 года, по корпусу была очень похожа на предшественника, но некоторые изменения имели место. Прежде всего, военные отказались от двух дополнительных пулемётов, которые занимали место в надгусеничных полках и оказались малоэффективными. Их амбразуры закрыли заглушками, а благодаря высвободившемуся месту удалось разместить в танке рацию без сокращения боекомплекта. "
Источник: Юрий Пашолок, «Корзина с моторчиком» | Warspot.ru

Лёгкий танк M3A1 Stuart, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Танк с регистрационным номером U.S.A. W-3011743 испытывавшийся в НИИБТ Полигон в декабре 1942 года.

Лёгкий танк M3A1 Stuart, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Люки и приборы наблюдения механика-водителя и помощника мехвода

Лёгкий танк M3A1 Stuart, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ходовая часть: опорные тележки и поддерживающие катки. Тележки симметричны и взаимозаменяемы.

Лёгкий танк M3A1 Stuart, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Ленивец

"Впрочем, главными отличиями «М-3 Лёгкого выпуска 1942 года» была новая башня и переделанное боевое отделение. Вот на этом месте у испытателей возник целый ряд вопросов. В своё время автору статьи довелось побывать внутри башни Light Tank M3A1, и впечатление осталось не из приятных. Возникло подозрение, что башню спроектировали для карликов с очень длинной и подвижной шеей, поскольку другому человеку с другой комплекцией работать с телескопическим прицелом невозможно. Конечно, при росте 192 см жаловаться на слишком низкое боевое отделение танка не очень корректно, но, как выяснилось, выводы автора о боевом отделении американского лёгкого танка во многом совпали с вердиктом, вынесенным испытателями НИИБТ Полигона.
Расположение телескопического прицела советские специалисты признали крайне неудачным, потому как он находился слишком низко и далеко. Кругового обзора с места наводчика не обеспечивалось. Масса претензий возникла и к механизмам поворота башни. С одной стороны, время полного оборота башни уменьшилось с 52 до 16 секунд. Но помимо скорости, важным для наводки параметром является и точность. А вот с этим у гидравлического привода башни имелись проблемы. Что же касается ручного поворота башни, то неудобное расположение механизмов поворота, наличие люфта и неудобная поза быстро утомляла наводчика.
Не лучше обстояли дела и у заряжающего. Доступ к боекомплекту оказался затруднён, согласно отчёту, заряжающему для выполнения его обязанностей требовалась помощь остального экипажа. Разнесённые по разным бортам блоки радиостанции тоже особого энтузиазма не вызвали.
Единственное, что вызвало неподдельный интерес у специалистов НИИБТ – это стабилизатор. Испытания показали, что он обеспечивает прицельную стрельбу с хода со скорострельностью 5–7 выстрелов в минуту. Стоит отметить, что стабилизатор с американского лёгкого танка стал основой для разработки советских стабилизаторов."
Источник: Юрий Пашолок, «Корзина с моторчиком» | Warspot.ru

Лёгкий танк M3A1 Stuart, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Крыша МТО, на переднем плане — ящик ЗИП

Лёгкий танк M3A1 Stuart, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Бронированные крышки заливных горловин и частично видны воздушные фильтры

Лёгкий танк M3A1 Stuart, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

На переднем плане — крепление зенитного пулемёта. Хорошо виден один из трёх наблюдательных люков.

"Условия работы экипажа были признаны ухудшившимися, критике подверглись и маленькие по размеру люки башни. Хотя в отчёте этого не указано, не самыми удачными были и рукоятки открывания боковых смотровых приборов. Длинные и торчащие в районе головы, они вполне могли стать причинами травмы командира и заряжающего. В целом боевые качества новой модификации американского лёгкого танка были признаны худшими, чем у предшествующего М3л.
Несмотря на столь нелестную оценку, танки новой версии оказались долгожителями. Дебютировав на Северном Кавказе в конце 1942 года, Light Tank M3A1 продолжали исправно служить до 1945 года. Участвовали эти легкие танки и в печально известном десанте у Южной Озерейки 4 февраля 1943 года, где была потеряна матчасть 563-го отдельного танкового батальона. Воевали они как в танковых бригадах, так и в танковых полках, прикреплённых к кавалерийским дивизиям. В отдельных частях они прослужили до самого конца войны."
Источник: Юрий Пашолок, «Корзина с моторчиком» | Warspot.ru

Armoured Personnel Carrier M113, США

Armoured Personnel Carrier M113, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Armoured Personnel Carrier M113

Основной танк M60A1, США

Чехословацкая бронетехника

Средний полугусеничный бронетранспортёр OT-810 (послевоенная модернизация немецкого Sd.Kfz.251), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Средний полугусеничный бронетранспортёр OT-810 (послевоенная модернизация немецкого Sd.Kfz.251)

Бронетранспортер-амфибия OT-62 / TOPAS (Transporter obrneny pasovy), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Бронетранспортер-амфибия OT-62 / TOPAS (Transporter obrneny pasovy)

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Ч на базе БМП-1 чехословацкого производства, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Ч на базе БМП-1 чехословацкого производства

Средний танк «Super-Sherman» M51HV — израильская модернизация американского танка Sherman

"Вряд ли американский Департамент Департамент Вооружений, запуская летом 1940 года программу Medium Tank M4, предполагал, какой путь развития пройдет этот танк. Первый "полноценный" американский средний танк военного периода создавался с учетом вылезавших ранее проблем. Поэтому диаметр башенного погона в свету сделали аж 1750 мм, рекорд в классе. Так сказать, с запасом.
Такой погон продержался на американских танках довольно долго - вплоть до M46 Patton. Он позволил постепенно втыкать в танки всё более мощные орудия. В 1944 году на Medium Tank M4 прописалась 76-мм пушка M1 и 105-мм гаубица M4. На соседних шасси воткнули 90-мм пушку M3, но "Шерман" решили не загружать. Хотя встало бы. Так вот, после войны развитие продолжилось. Тут подсуетились французы, воткнув сначала 75-мм орудие по типу AMX 13 (на самом деле "пантерья" пушка), а затем французское 105-мм орудие CN-105-F1. Сами французы такое делать для себя не стали, это чисто экспортные разработки. Ими воспользовался Израиль. Так на свет появился танк M51, иногда именующийся Isherman. На самом деле просто M51. Всего в эту версию переделали 180 машин, которые применялись в боях 1967 и 1973 годов. Один из этих танков, оказавшихся трофеями, ныне находится в Техническом центре парка "Патриот". Ныне на нем нанесены оригинальные маркировки, делали по фото."
Источник: Высшая ступень эволюция "Шермана": yuripasholok — ЖЖ

Средний танк «Sho't Kal» — израильская модернизация английского танка Centurion

Средний танк «Магах-5» — израильская модернизация американского танка M48A5 оснащенного ДЗ «Блейзер»

"До конца семидесятых годов Израиль не располагал танками собственной разработки. До появления бронемашин семейства Merkava израильским военным приходилось эксплуатировать технику зарубежного производства. К примеру, в начале шестидесятых годов Израиль получил от ФРГ некоторое количество американских танков M48. В израильской армии зарубежные танки получили новое обозначение – Magach. В дальнейшем это название использовалось для обозначения иных танков зарубежного производства.
...
Передача 110 танков M48 была лишь первым шагом. В середине 1970 года официальный Иерусалим заказал 100 танков M48A1 и 150 машин M60 в нескольких модификациях. В самом начале 1971 года Конгресс США одобрил такую сделку и до конца того же года израильские военные получили две с половиной сотни новых бронемашин. До конца семидесятых годов Израиль и США подписали еще несколько контрактов на поставку американских танков. Все эти машины, несмотря на принадлежность к разным моделям и модификациям, были отнесены к семейству Magach."
Источник: Кирилл Рябов «Израильские танки семейства Magach»

Средний танк «Магах-5» (израильская модернизация M48A5), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Магах (Magach — «удар тарана») — наименование американских танков M48 и M60, состоявших на вооружении армии Израиля

Средний танк «Магах-5» (израильская модернизация M48A5), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

«Магах-5» — модернизация американского танка M48A5 для армии Израиля

"Обозначение Magach 5 получили средние танки M48A5 в базовой конфигурации. Интересно, что израильский проект обновления танков «Магах» первых версий в определенной мере совпал с американскими идеями. Из-за этого танки Magach 3 и Magach 5 имели массу общих черт, хотя и отличались друг от друга. Главное отличие касалось силовой установки. Magach 5/M48A5 оснащались дизельными двигателями Continental AVDS-1790-2D и трансмиссией Allison CD-850-6A.
...
Точное количество танков той или иной модификации неизвестно. Тем не менее, имеются сведения, согласно которым до версии Magach 5 были доведены около 200 танков."
Источник: Кирилл Рябов «Израильские танки семейства Magach»

Средний танк «Магах-5» (израильская модернизация M48A5), Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Средний танк «Магах-5» номер 819406

"Обычно то, что приводится в Кубинку из-за рубежа, остается там, либо уходит уже на гвозди. Тем не менее, был в истории один случай, когда трофей, прибывший из-за рубежа, спустя долгое время вернулся на историческую родину. Речь идет о вот этом танке - "Магах-3" с навесной динамической защитой Blazer. Данная машина была затрофеена сирийцами в Ливане во время боев 1982 года. Считалось, что экипаж данного танка пропал без вести, но в ходе раскрутки истории выяснилось, что это не так. Данный танк принадлежал замкомбату-362 Миха Ливне. Точнее дело было так: выяснилось, что в его танке забарахлила рация, поэтому он пересел со своего танка на этот. И пошел в бой, который проходил в районе Султан-Яакуб, умудрился найти место, где танк засел, после чего с экипажем сделал ноги (подробнее тут). Ну а танк поехал в Советский Союз. Считается, что динамическая защита с этого танка стала база для советской ДЗ, но и это немного не так. Просто лишнее доказательство, что динамическая защита нужна. После изучения танк ушел в музей, откуда его периодически доставали, и на нем катали генералов. За дикую прожорливость его прозвали "истребителем бензина". "
Источник: Трофей с Голан: yuripasholok — ЖЖ

Средний танк «Магах-5» — израильская модернизация американского танка M48A5, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

Этот танк получили из Израиля в 2016 году в обмен на «Магах-3» номер 817581, захваченный сирийцами в бою у Султан-Якуба в 1982 году

"Да, этот самый Magach 5, который поменяли на затрофеенный в 1982 году танк. Может быть, прозвучит это немного забавно, но в целом Кубинка в этой сделке выиграла больше. Во-первых, новый экспонат, точнее, в обмен на старый. Во-вторых, что немаловажно, ходовой. В-третьих, поменяли машину замкомбата, который ее пролюбил военно-морским способом, на отремонтированный танк комбата."
Источник: Magach 5 в Кубинке: yuripasholok

Средний танк «Магах-6» — израильская модернизация американского танка M60A1

Средний танк «Магах-6» — израильская модернизация американского танка M60A1, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники

«Магах-6» был подбит и захвачен в ходе очередной арабо-израильской войны, в 1973 году.

"В семидесятых годах Соединенные Штаты начали поставлять Израилю танки M60 разных модификаций. В израильской армии эта техника получила обозначение Magach 6. Примечательно, что именно «Магах-6» подвергся наибольшему числу модернизаций. Кроме того, доработанные M60 стали самой массовой боевой машиной семейства Magach.
...
Принятые на вооружение в начале шестидесятых годов танки Magach активно использовались в различных вооруженных конфликтах, начиная с Шестидневной войны. В этом конфликте Израиль потерял несколько танков Magah 1 (M48). После этого бронемашины «Магах» с переменным успехом использовались во всех войнах с участием Израиля, пока не были выведены в резерв. Вооруженные конфликты помогали израильской оборонной промышленности собирать информацию о реальных боевых возможностях техники и учитывать ее при разработке новых модификаций. К примеру, последние модификации танков «Магах» с усиленным навесным бронированием создавались с учетом особенностей обстановки в Южном Ливане.
...
Танки семейства Magach оказали большое влияние на израильскую оборонную промышленность. Регулярно обновляя и совершенствуя бронетехнику американского производства, Израиль получил большой опыт в деле создания танков. В итоге это позволило ему разработать и построить большой серией танки Merkava нескольких модификаций."
Источник: Кирилл Рябов «Израильские танки семейства Magach»

Основной танк М-84, Югославия