Морские артиллерийские установки в Техническом музее, г.Тольятти


Камеры Nikon D50, D80, D7000, D610. Объективы Nikkor 18-70mm f3.5-4.5G, Tamron 17-50mm f/2.8 Di II VC, Nikkor 18-135mm f/3.5-5.6 AF-S DX, Nikkor 50mm f/1.4D
10.12.2014, 04.07.2015, 08.09.2016

30-мм спаренная артиллерийская установка АК-230

К середине 1950-ых годов на смену крейсерам, эсминцам, СКР с классическим артиллерийским вооружением шли ракетные крейсера, большие противолодочные корабли и катера различного водоизмещения. Для их оснащения создавались универсальные корабельные артиллерийские установки малого калибра (30-, 57-, 76,2-мм) с радиолокационными системами управления стрельбой. В 1956 году было начато проектирование 30-мм спаренной автоматической установки КЛ-302 (КЛ - индекс ОКБ-43). После реформирования ОКБ-43 его работа и сотрудники были переданы ЦКБ-34, а автоматов - ОКБ-16. Главным конструктором установки был С.А.Харыкин. Автомат револьверного типа создали А.Э.Нудельман и В.Я.Неменов, от начальных букв их фамилий и было образовано название НН-30. Производство автоматов было поручено Тульскому машиностроительному заводе (№ 535), а приводы наведения выпускали на московском заводе № 710.

30-мм  автоматическая артиллерийская установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

Три установки АК-230 разной
степени разукомплектованности

30-мм установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

Обтекатель и его крепление. Козырьки вентиляторов - более поздней модификации

30-мм  автоматическая артиллерийская установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

АК-230, №74415

Государственные испытания КЛ-302 проводились на головном ракетном катере проекта 205. Кроме крылатых ракет П-15 он получил на вооружение две артиллерийские установки нового типа. В начале 1960-ых испытания катера и его систем шли в Рижском заливе и в районе Балтийска.
"Большая длительность этого этапа, по-видимому, определялась тем, что в это время на Черном море завершались испытания комплекса П-15. Их результаты желательно было учесть для доработки оборудования, поставляемого на большой катер. Образовавшийся «тайм-аут» можно было использовать для тщательного опробования и доводки традиционных для кораблестроения систем и агрегатов катера." Источник: В.Асанин "Ракеты отечественного флота" ("Техника и вооружение" №7/2009)
После завершения государственных испытаний артиллерийские установки под обозначением АК-230 были приняты на вооружение. Управление механизмами наведения - дистанционное, от РЛС управления стрельбой МР-104 «Рысь», используемой для обнаружения и автоматического сопровождения воздушных и надводных целей. В период серийного производства (с 1959 по 1983 годы) ВМФ было передано более 1000 этих установок. Это второй по распространённости советский корабельный артилерийский автомат. На первом месте - спаренная 37-мм В-11 (1872 единицы всех модификаций).

Кратое понятие об особенностях автоматов АК-230 даст цитата из книги А.Широкорада "Оружие отечественного флота": "Ствол охлаждается снаружи жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждается после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники казенника спереди и ее последующего там испарения. Наличие четырех патронников позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следую- щим образом: первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола, используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника, - для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата; третий и четвертый патронники - для досылки патрона в патронник. Такая схема дает возможность совместить во времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник и тем самым увеличить темп стрельбы.Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее - поддерживающим."

30-мм  автоматическая артиллерийская установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

Обтекатель отсутствует

30-мм  автоматическая артиллерийская установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

Видны остатки шлангов системы охлаждения

30-мм  автоматическая артиллерийская установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

Номера автоматов НН-30: 74691 и 74693

Попытка определить хотя бы тип корабля по шильдикам и найденными заводским номерам не увенчалась успехом. На трёх установках найдена единственная читаемая табличка, которая даёт минимум информации: АК-230, №74415. Не дал результата и поиск каких-либо особенностей в конструкции трёх выставленных в музее АК-230. Отличия-то есть: "Артустановки в зависимости от года выпуска имели некоторые внешние различия. Так, расположенные на обтекателе два козырька, прикрывающие вентиляторы, обеспечивающие отсос пороховых газов, образующихся под обтекателем во время стрельбы, имели, в зависимости от времени изготовления артустановки, различную форму (на схеме указан один из последних вариантов).
В передней части обтекателя сделана амбразура для прохождения стволов автоматов, закрываемая щитом уплотнения. Окно в щите уплотнения для прохода стволов автоматов закрывается чехлом. Первоначально ставился парусиновый чехол, который затягивался шнурком. Позднее стали применять брезентовые чехлы, а для затягивания чехла использовались ремни. На последних артустановках чехол изготавливался металлическим.
" Источник: В.В.Осинцев, "Артиллерийское вооружение современных российских кораблей"
В данном случае ничего полезного для идентификации конкретного корабля (или хотя бы его типа) найти не удалось. Отыскал лишь несколько примет. Первая: окно щита уплотнения закрывал матерчатый чехол (ныне утраченный), т.е. раннего типа. Позже стали ставить металлические. Вторая: отсутствие буквы "М" (маломагнитная) на уцелевшей табличке с названием, означает, что эти установки стояли не на тральщиках. Третья: на одной из установок козырьки вентиляторов пространства под обтекателем автоматов - раннего типа. Настолько раннего, что найти фотографию аналогичной установки можно только после длительного поиска в сети. Четвёртая: наличие в экспозиции музея антенной решётки РЛС "Рангоут". Отсюда, с большой натяжкой, можно предположить, что установки АК-230 могли стоять на ракетных катерах проекта 205.

30-мм  автоматическая артиллерийская установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

Откидывающаяся часть обтекателя отсутствует

30-мм установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

Ранняя форма козырьков, прикрывающих вентиляторы
отвода пороховых газов

30-мм установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

Козырёк - крупным планом

30-мм установка АК-230, Технический музей, г.Тольятти

Более поздний козырёк

Ну а раз уже зашла речь о сочетании проекта 205 и об АК-230, не удержусь от цитаты: "Основным недостатком РК пр.205 и его модификаций , выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов -76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр. 205У ПЗРК «Стрела-2» (впоследствии «Стрела-3»), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр. 206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр. 205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл." Источник: Ю.В.Апальков, "Корабли ВМФ СССР. Малые ракетные корабли"

130-мм установка подвижной береговой артиллерии СМ-4 (С-30)

Экземпляр №4 130-мм установки подвижной береговой артиллерии СМ-4 (С-30). Изготовление этого орудия начали на заводе №221 в 1947, а закончили в 1949 году. Орудие на фотоснимке - из состава 201-ой отдельной береговой подвижной батареи, проходившей гос.испытания под Ригой. В серию пошли уже СМ-4-1 с доработанными досылателем и гильзоотражателем.

130-мм установка подвижной береговой артиллерии СМ-4 (С-30), Технический музей, г.Тольятти

Общий вид установки СМ-4

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

Дульный тормоз

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

Под стволом - два цилиндра противооткатных устройств

Установка СМ-4-1 принята на вооружение в 1951 году и снята с производства в 1958 году (по другим данным - в 1955 году). Производство велось на заводе №221 «Баррикады» (г.Сталинград) и с 1952 по 1954 года на СКМЗ (г.Краматорск). Всего построено 140 таких артиллерийских установок. Часть из них хранится на базах, а часть до сих пор находится в войсках. Так, по данным А.Широкорада, на 01.01.1984 года имелось 32 орудия на батареях консервации и 108 на складах.

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

Вертикальный клиновой затвор

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

В правном нижнем углу - ручка для открытия затвора

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

СМ-4 образца 1948 года

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

Орудие №4

Итак, наследницу выставленного в музее опытного орудия - установку СМ-4-1 приняли на вооружение в 1951 году. Управление огнём этой установки осуществлялось с помощью ПУС «Москва-ЦН» и АРЛС «Залп-Б». Стрельба прямой наводкой производилась с помощью панорамы и прицельной трубки МВШ-М-1. Однако, скорости быстроходных морских целей возрастали и старая система управления огнём уже не отвечала требованиям по точности стрельбы. Неудивительно, что дальнейшее совершенствование системы велось в направлении совершенствования приборов управления стрельбой.

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

Принимающий прибор центральной наводки - установка полного угла горизонтальной наводки. Верхняя шкала - грубого отсчёта, нижняя - точного

В 1955 году после прохождения Государственных испытаний опытного образца системы ПУС «Бурея МТ-4» артиллерийские установки получили индекс СМ-4-1Б и начали комплектоваться ПУС «Бурея» и АРЛС «Бурун» сантиметрового диапазона. Интересно, что артилерийский радар был сопряжен со станцией опознавания "свой-чужой" «Никель-К». Дальность сопровождения цели возросла до 60 километров.
В том же 1955 году на вооружение принимается РЛС обнаружения надводных целей «Мыс» с дальностью действия до 183 км. На расстоянии до 90 км она работала на частоте 1240 Гц, а далее 604 Гц. РЛС «Мыс» также была сопряжена с аппаратурой опознавания "свой-чужой" «Никель-К». РЛС «Мыс» и АРЛС «Бурун» размещались на колесных прицепах АПМ-598 весом 14,8 тонны, которые перевозились тягачами АТ-С.

130-мм установка подвижной береговой артиллерии СМ-4 (С-30).

Ходовые части состоят из переднего и заднего двухскатных ходов. В боевом положении их навешивают на хребтовые станины и своим весом они увеличивают устойчивость при выстреле

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

Принимающий прибор центральной наводки - установка полного угла вертикальной наводки (угол между горизонтальной плоскостью и линией возвышения). Справа вверху - шкала грубого отсчёта. В центре - шкала точного отсчёта

130-мм установка подвижной береговой артиллерии СМ-4 (С-30)

Прибор 61 - указатель сигналов

Относительно применения 130-мм орудий береговой артиллерии СМ-4-1 известно очень немногое. Несколько египетских СМ-4-1 были захвачены израильтянами в ходе Шестидневной войны 1967 года в районе Шарм-эль-Шейха и сброшены в Красное море. Одна из захваченных установок выставлена в музее ВВС Израиля, где изображает крупнокалиберное зенитное орудие.
В береговой обороне Северной Кореи до сих пор служат частично модернизированные установки СМ-4-1. В прибрежных скалах для них выдолблены надёжные укрытия, проведен комплекс мер маскировки, в том числе устроены ложные позиции и т.д. В интернете легко отыскать репортажные фотоснимки, на которых с артиллеристами позирует их великий вождь и учитель. Фоном служит одна из северокорейских СМ-4-1, развёрнутая на огневой позиции. К сожалению, столь же легко найти в сети и сообщения о темпе огня северокорейских артиллеристов, демонстрирующих свои навыки во время "обмена любезностями" с южнокорейскими коллегами.

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

Рукоятка подачи питания от аккумуляторной батареи

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

Ревун

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

В конце станин вмонтированы домкраты, для горизонтирования установки, восприятия опрокидывающего момента при выстреле

130-мм установка СМ-4, Технический музей, г.Тольятти

Две боковые станины, правая и левая, связаны с корпусом шарнирно, а две другие (хребтовые) – жестко

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1

Очень интересный экспонат. Поиск по указанному на табличке названию "ТУ-2М-1" не даёт никаких результатов. Смотрим на советские 12,7-мм пулемётные установки во второй части книги Широкорада "Отечественные крупнокалиберные пулеметы" (публиковалась в журнале "Техника и вооружение", №3/1998). Цитата: "Для торпедных, сторожевых и других типов катеров были спроектированы турельные установки МТУ-2. МСТУ (ЦКБ-14) и 2-УК (ОКБ-43). Все они были открытого типа, механизмы наведения отсутствовали, а наводка производилась стрелком вручную. В конце войны на заводе № 2 изготовили опытную счетверенную установку ДШКМ-4, а в ОКБ-43 была создана опытная 12,7-мм шахтная установка П-2К. предназначенная для подводных лодок. В походном положении она убиралась внутрь лодки. В 1945 году на вооружение приняли 12,7-мм двухствольную палубную установку 2М-1 с кольцевым прицельным устройством."
Изделия МТУ-2, МСТУ, 2-УК не совпадают с обликом экспоната. Попробуем использовать тот факт, что установками 2М-1 вооружались первые советские послевоенные тральщики проекта 254. Фотографий этих кораблей сохранилось достаточно. На них отлично видны две пулемётные установки, расположенные побортно у дымовой трубы. На современных снимках МТЩ проекта 254, до сих пор находящихся в составе китайского и алабанского флотов, столь же чётко видно что 2М-1 - с горизонтальным расположением стволов. Зато на снимках и схемах тральщиков проекта 254М - расположение стволов уже вертикальное, т.е. как у экспоната в музее. При этом, в ТТХ тральщиков всё равно указываются 12.7-мм 2М-1.

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

На стволе ДШК вместо обычного дульного тормоза - пламягаситель

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Номер установки: 477Н

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Ограждение для сбора гильз

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Вырез вертикального броневого щита - место для прицела

Открываем книгу Александра Широкорад "Тайны русской артиллерии", читаем главу о разработках ОКБ-43: " В августе 1941 г. ОКБ-43 было эвакуировано из Ленинграда в Йошкар-Олу (Марийскую АССР). Там конструкторское бюро разместили в здании дворца пионеров площадью 540 м2 и в специально построенном здании площадью 53 м2. Механический цех разместился в здании электростанции. К 20 сентября 1941 г. было введено в строй 23 станка и продолжался монтаж остальных. В годы войны в работе ОКБ-43 большое место отводилось морской тематике. Как уже говорилось, по вине Тухачевского и K° производство зенитных автоматов в СССР началось лишь в 1939 г., а в армию и флот они начали поступать в конце 1940 г. При этом 37-мм морские автоматы 70К — единственные автоматы, состоявшие на вооружении нашего флота, — обладали рядом принципиальных недостатков,[83] да и их было очень мало. Из-за отсутствия зенитных автоматов советский флот нес большие потери.
...
Еще 14 марта 1946 г. руководство ВМФ утвердило тактико-техническое задание на проектирование трех двухпулеметных установок с 14,5-мм пулеметами Владимирова. Разработка всех трех установок была поручена ОКБ-43. Параллельная разработка трех установок была вызвана не желанием устроить конкурс, а конструкцией кораблей, для которых проектировались установки. Так, установка 2М-5 проектировалась для торпедных катеров, 2М-6 — для бронекатеров, а 2М-7 — для тральщиков.
...
Опытный образец тумбовой установки 2М-7 был изготовлен в ОКБ-43 в сентябре 1947 г. Качающаяся часть 2М-7 состояла из двух люлек (верхней и нижней), соединенных между собой параллелограммной тягой. Качающаяся часть со станком была смонтирована на неподвижной тумбе, прикрепленной к палубе корабля. Установка имела два бронированных щита толщиной 8 мм. Коллиматорный прицел КМТ-14,5 допускал стрельбу по целям, имеющим скорость до 200 м/с. Для стрельбы по целям, движущимся со скоростью от 200 до 300 м/с, применялся механический кольцевой прицел. При ведении интенсивного огня через каждые 100 выстрелов производилась замена стволов или охлаждение их.
Заводские испытания установки прошли в мае 1948 г. Государственные полигонные испытания 2М-7 проведены с 7 по 28 августа 1948 г. На них установка была представлена в двух вариантах: с высотой линии огня нижнего пулемета 650 и 850 мм. По результатам испытаний комиссия рекомендовала принять на вооружение более высокую установку. Корабельные испытания 2М-7 проводились в два этапа: с 22 ноября по 7 декабря 1948 г. на катере № 141 типа МО-4, а в 1950 г. — на катерах типа М-123бис и ТД-200бис.Установка 2М-7 была принята на вооружение постановлением Совмина № 1400–703сс от 28 июля 1951 г. и приказом военно-морского министра № 00 248 от 15 августа 1951 г. Стоимость одной установки — 157,3 тыс. рублей в ценах 1950 г. Подготовка к валовому производству всех трех установок началась в 1950 г. на Тульском машиностроительном заводе (№ 535). А уже в следующем году началась сдача серийных установок. В производстве установки находились около 10 лет.
В послевоенные годы крупнокалиберные пулеметы не устанавливались на крупные корабли. Это было связано, с одной стороны, с увеличением скоростей и живучести самолетов, а с другой — с появлением сравнительно эффективных зенитных автоматов 25-мм 2М-ЗМ, а затем 30-мм АК-230. Зато 14,5-мм пулеметы получили широкое распространение на катерах всех классов. Так, установки 2М-5 получили торпедные катера проектов 123бис и 184; 2М-6 — бронекатера проекта 191М и часть катеров проекта 1204; 2М-7 — патрульные катера типа «Гриф» проекта 1400 и проекта 368Т, тральщики проектов 151, 361Т и т. д.
"

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Трубка поршня отсутствует (должна быть под стволом)

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Маркировка верхнего пулемёта: 1950 Л27

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Таблица установок прицела

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Маркировка нижнего пулемёта: 1950 Л48

Получается, перед нами - щит и тумба 14.5-мм установки 2М-7 в сочетании с 12.7-мм стволами ДШК. От мысли, что перед нами самодельный мутант, меня отвели сканы чертежей из ГДР-овского журнала "Modelbau heute" от декабря 1984 года. Изображенное на немецких чертежах изделие соответствовало внешему виду экспоната из Тольятти. Подпись под иллюстрациями гласила: "WKN-12,7-mm-Fla-MG Typ MK-7". Попытки отыскать этот выпуск журнала и поиск по названию к к успеху не привели. Зато поиск по форумам привёл на guns.ru, в тему Модель зенитного автомата. В топике обсуждалась фотография 1970-ых годов, сделанная на приморском аэродроме в Балтийске. Изделие на снимке повторяло внешний вид "тольяттинской" пулемётной установки: форма броневого щита и вертикальное расположение 12.7-мм стволов с характерным газоотводом. Заключение было таково: "пулемёты ДШК на тумбе 2М-1". Предполагаю, что в музее - модификация пулемётной установки на основе унифицированной тумбы.

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Затыльник верхнего ДШК

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Затыльник нижнего ДШК

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Ограждение - для сбора гильз

12.7-мм спаренная пулемётная установка 2М-1, Технический музей, г.Тольятти

Общий вид установки

В 2016 году, будучи в Санкт-Петербурге, я наткнулся на полностью комплектный экземпляр пулемётной тумбовой установки. Выставлен он в филиале Центрального Военно-Морского Музея, точнее в пристройке к подводной лодке Д-2 «Народоволец».

45-мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-КМ

Открываем изданную в далёком 1995 году, оранжевую книжку "Советская корабельная артиллерия". Это была первая открытая публикация по теме, ценная ещё и потому, что представляла собой "творчески переработанный" ведомственный справочник, потыренный Широкорадом. Тем, кто не удовлеторён качеством сканов страниц, отпечатанных в 1995 году, рекомендую "Энциклопедию отечественной артиллерии" (издана в 2000 году). Материал в общем-то дублирован. Однако, вернёмся к экспонату: "Артиллерийская система 21-К, согласно проектной документации, представляла собой приспособление 45-мм противотанковой пушки обр. 1932 года к морскому станку. Тело орудия было целиком заимствовано от пушки 19-К и состояло из скреплённого ствола и кожуха. Серийное производство 45-мм пушек 21-К было начато на заводе № 8 в 1934 году. За отсутствием других зенитных орудий пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского флота — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей.
В 1944 году в производство была запущена модификация орудия 21-КМ. работы по модернизации орудия 21-К были начаты в ОКБ-172 в 1942 году под индексом ВМ-42. Головная серия из 25 стволов прошла успешные испытания в сентябре 1943 года, по окончании которых орудие 21-КМ было поставлено в массовое производство. Модернизация орудия выразилась в увеличении на 1010 мм нарезной части ствола, замене инерционной автоматики на копирную, упрочнении ствола и противооткатных устройств, установке щита (щитового прикрытия). Орудия 21-КМ вплоть до настоящего времени (2000-е годы) применяются на кораблях российского ВМФ в качестве салютных пушек.
"

45-мм универсальная морская пушка 21-КМ, Технический музей, г.Тольятти

Тело орудия 21-К заимствовано от пушки 19-К состоит из скреплённого ствола и кожуха. Позднее ввели ствол-моноблок

45-мм универсальная морская пушка 21-КМ, Технический музей, г.Тольятти

45-мм универсальная пушка 21-КМ в серии с 1944 по 1947 годы Год выпуска экспоната: 1945

45-мм универсальная морская пушка 21-КМ, Технический музей, г.Тольятти

Станок орудия является обычной тумбой. Щитовое прикрытие ввели на 21-КМ, но на этой пушке оно отсутствует

"Серьёзным недостатком орудия (в том числе его модификации 21-КМ) являлась низкая скорострельность (25 выстрелов в минуту) и отсутствие на снарядах дистанционного взрывателя, так что цель могла быть поражена только прямым попаданием (что из-за непрерывного возрастания скоростей самолётов в 1930-е годы стало делом почти невозможным). Следствием перечисленных недостатков орудия была его крайне низкая зенитная эффективность. По этой причине уже в ходе Великой Отечественной войны по мере поступления в войска 37-мм автоматов 70-К отечественного производства, а также орудий «Эрликон» (20-мм) и «Бофорс» (40-мм) — по ленд-лизу, — началась повсеместная замена на кораблях орудий 21-К."

45-мм универсальная морская пушка 21-КМ, Технический музей, г.Тольятти

Изначально пушки 21-К не имели полуавтоматического затвора. После 1935 года ввели полуавтоматику инерционного типа. С 1944 года на 21-КМ инерционную автоматику заменили на копирную

45-мм универсальная морская пушка 21-КМ, Технический музей, г.Тольятти

Зубчатый сектор механизма вертикального наведения

Если интересно взглянуть на 21-К в отличном состоянии - посмотрите фотоснимки из филиала Центрального Военно-Морского Музея подводная лодка Д-2 «Народоволец», г.Санкт-Петербург. Разумеется, ещё лучше просто посетить Д-2, и заодно, в пристройке к лодке, осмотреть "сорокапукалку".

37-мм автоматическая зенитная артиллерийская установка 70-К

Выставленная в музее 70-К - корабельная модификация широко распространённого советского автоматического зенитного орудия 61-К. Когда ищешь в интернет информацию по установке 70-К, обычно натыкаешься на заимствованные у Широкорада фрагменты текста, где высказывается уйма упрёков в адрес предков. Мол, в ГАУ ошиблись и перед Великой Отечественной войной приняли на вооружение 37-мм зенитное орудие вместо более действенного калибра 45 мм. На критика с недоумением взирают немецкие 37-мм Flak 37 и Flak 43, американская 37-mm M1A2 L/53.5, 40-мм английская QF 2 pdr AA ("пом-пом"), а также "мама" советской пушки - 40-мм Bofors L60 образца 1936 года. Кстати, последняя из перечисленных, по сию пору используется на ганшипах Lockheed AC-130 для стрельбы по наземным целям, а также на военных катерах некоторых стран.

Ещё одним обвинением Широкорада стал тезис о том, что в руководстве советского ВМФ, "постоянно копировали" решения ГАУ и вообще не уделяли внимания корабельной ПВО, а также крупнокалиберной зенитной артиллерии. Действительно, в довоенный период в ГАУ было предостаточно ошибок и "модных идей" - безоткатные пушки Курчевского, лёгкая гаубица калибра 107-мм, а также красивая тема универсального зенитно-дивизионного орудия. Понятно, что для корабельного орудия не так важны мобильность и вес боезапаса, как для армейской зенитки. Увы, но узкоспециализированных систем СССР 1930-ых годов, позволить себе не мог. Как ни крути, но это была довольно бедная страна с низким уровнем грамотности и очень юной промышленностью. Однако, по логике Широкорада, морякам надо было идти наперекор выбранному стандарту и разрабатывать свою зенитную установку, несовместимую по боеприпасам и запчастям с сухопутными системами. При этом обильно цитируемый историк артиллерии забывает про достаточно скромные возможности советской промышленности. Выпуск долгожданной 37-мм зенитки 61-К существенно отставал от плана и к началу войны РККА получила примерно четверть от их потребного количества: примерно 1200 штук в армии и 133 в ВМФ. Аналогичный дефицит случился и с 37-мм снарядами.
Более подробно с историей вопроса можно ознакомиться, перейдя по ссылке Зенитная артиллерия в Техническом музее, г.Тольятти.

Что же касается примеров боевого применения, то приведу два фрагмента из мемуаров командира лидера эсминцев "Ташкент" капитана 3 ранга Ерошенко Василия Николаевича. Надо сказать, что к началу войны на этом корабле зенитные полуавтоматы 21-К были заменены на 37-мм автоматические пушки 70-К. Всего на лидере было установлено шесть таких автоматов, позднее зенитное вооружение усилили, добавив 76-мм 39-К с недостроенного эсминца "Огневой". Прежде чем перейти к цитатам, напомню, что у 37-мм стволов 70-К было воздушное охлаждение, поэтому перегретый ствол нужно было либо менять (примерно 15 минут на операцию), либо охлаждать полтора часа. Были ли эти полтора часа у зенитчиков "Ташкента" - судите сами.

24 июня 1942 года: "— Перерыв окончен, идут опять... — объявляет полчаса спустя Орловский. Зоркий старпом, почти не отрывавшийся все это время от бинокля, первым заметил новую группу самолетов, опередив сигнальщиков. Это снова «хейнкели», быть может, те же самые, успевшие заправиться и подвесить бомбы. Опять разделяются на две группы. А высота теперь другая, не больше тысячи метров. Знают, что мы уже без прикрытия, и ведут себя нахальнее...
Бомбы ложатся ближе, чем в первый раз. Делая резкие повороты, «Ташкент» срезает бортом не успевшие осесть водяные столбы. Они рушатся на палубу, надстройки, мостик. Ослепленный хлынувшим и на меня «душем», я пропустил мгновение, когда в бомбардировщик попал зенитный снаряд. Отряхиваясь от воды, слышу крики восторга на палубе и лишь тогда замечаю падающий самолет. Молодец Макухин! Впрочем, вероятно, и автоматы Гиммельмана ему помогли.
Наступает передышка, но она короткая — впереди еще одна группа бомбардировщиков. Поворачиваю прямо на них, так выгоднее. Тем временем сигнальщики успевают связаться с «Безупречным». Там, как и у нас, ни потерь, ни повреждений нет.
Отбиваем новую атаку. Общий огонь корабельных и армейских зенитных средств сливается в оглушающий треск. Но огонь огнем, а не меньше значит и маневр. Стараюсь не пропустить момент, когда первые бомбардировщики подойдут к точке сбрасывания бомб, и круто поворачиваю корабль влево. Поворот выручает — бомбы ложатся в стороне. И еще один самолет задымил. Ну и день сегодня у наших зенитчиков! А до «Безупречного» эта группа бомбардировщиков не дошла — разрядилась по «Ташкенту», ничего не достигнув.
"

27 июня 1942 года, в последние дни обороны Севастополя, «Ташкент» вывозил эвакуированных в Новороссийск. Начиная с 5 часов утра вплоть до 9 часов, лидер подвергался непрерывным атакам самолетов противника (около 90 машин). На него было сброшено свыше 300 бомб. "С затопленными отсеками, с заклиненным рулем «Ташкент» продолжает бой. Это бой очень неравный. Ведь сила нашего корабля — в сочетании огня с маневром. А теперь для лидера уже невозможны резкие, стремительные повороты. Уклоняясь от бомб, корабль успевает отвернуть вправо или влево лишь градусов на двадцать — тридцать. Раз ограничен маневр, надо усиливать, как только можно, зенитный огонь. Но стволы автоматов раскалились уже так, что приходится поливать их водой. На подачу воды зенитчикам встала группа севастопольских женщин, вооружившихся кто боцманским брезентовым ведром, кто суповым бачком."

37-мм спаренная артиллерийская установка В-11

Проект создания 37-мм автоматической зенитной установки для советского ВМФ (в одной люльке устанавливаются два автомата 70-К) появился ещё в 1940 году. Не смотря на огромную потребность в корабельных средствах ПВО, работа над В-11 тянулась до 1944 года. Кратко эта история изложена всё в той же книге Широкорада: "Договор на изготовление опытного образца установки был заключен с заводом №4 30 мая 1941 года. Рабочие чертежи установки закончены в 1942 году. Опытный образец был изготовлен и отгружен заводом №4 2 марта 1944 года. Полигонные испытания В-11 состоялись на НИМАПе с 15 апреля по 18 мая 1944 года в объеме 1193 выстрелов. На полигонных испытаниях после непрерывной очереди в 83 выстрела вода в кожухе закипела, а после 166 – полностью обратилась в пар. По проекту механизм стабилизации должен был иметь электрический привод, а опытный и серийные образцы – оснащены только ручным. Государственные корабельные испытания установки В-11 прошли на большом охотнике «Штурман» на Северном флоте с 16 июля по 12 августа 1944 года. Артустановка В-11 была принята на вооружение Приказом Главкома ВМФ № 0155 от 25 июля 1946 года.
В общем, на В-11 впервые применили непрерывное водяное наружное охлаждение стволов в процессе стрельбы, что позволило в 2 раза увеличить длину непрерывной очереди. Заодно избавились от существенного ограничения: ствол с воздушным охлаждением после 100 выстрелов либо следовало менять (на что требовалось не менее 15 минут), либо ждать его охлаждения около полутора часов. Другая инновация - стабилизация оси цапф в плоскости горизонта и дополнительная стабилизация в плоскости стрельбы, на дала эффекта - сказывалось наличие ручных приводов наводки. Однако основной проблемой В-11 (также как и её предшественницы 70-К) было отсутствие автоматизации боевой работы, так как подача патронов от корабельных элеваторов, а также наведение артиллерийской установки производились вручную. Отсюда слабые возможности борьбы со скоростными воздушными целями и практическая скорострельность в 2-3 раза ниже технической.

37-мм спаренная автоматическая зенитная установка В-11 , Технический музей, г.Тольятти

Кожух ствола служит резервуаром для циркуляции забортной воды в системе охлаждения

37-мм спаренная автоматическая зенитная установка В-11 , Технический музей, г.Тольятти

Механизмы вертикального и горизонтального наведения только ручные, имеют две скорости

37-мм спаренная автоматическая зенитная установка В-11 , Технический музей, г.Тольятти

Два автомата с баллистикой пушки 70-К, смонтированные в одной люльке

37-мм спаренная автоматическая зенитная установка В-11 , Технический музей, г.Тольятти

Накатник пружинный, собран на кожухе водяного охлаждения

И снова Широкорад, "Оружие отечественного флота": "В послевоенное время установка В-11 была модернизирована и получила индекс В-11М. Установки В-11 и В-11М размещались на крейсерах проектов 26, 68, 68бис; эсминцах проектов 30К и 30бис, а также на тральщиках проекта 254. Установка В-11М имеет автоматический прицел АЗП-37–2М. К 1991 году в ВМФ СССР имелось свыше 1000 артустановок В-11 и В-11М. Производство установок В-11М было прекращено в начале 80-х годов. Установки В-11 и В-11М с 1944 по 1953 год изготавливались на заводе № 4, а с 1952 года – на заводе № 614. Столь длительное производство установок В-11 объясняется не какими-то их исключительными качествами, а, скорее, косностью мышления руководства флота. Как уже говорилось, автоматы типа 70-К имели много конструктивных недостатков и в целом были весьма посредственными орудиями. Тем не менее в годы войны они выступали основой ПВО сухопутных войск и флота, и на них приходилось большинство немецких самолётов, сбитых зенитной артиллерией.". Вот на этой, слегка завывательской ноте, мы закончим тему установки В-11.

25-мм спаренная артиллерийская установка 2М-3М

В 1945 году ОКБ-43 получило задачу разработать 25-мм двухорудийную палубную автоматическую установку 2М-3, предназначенную для вооружения тральщиков и катеров проектов 183, 201. Для этой установки в ОКБ-16 (главный конструктор Нудельман) разработали автомат 110-ПМ. Вертикальное и горизонтальное наведение осуществлялось при помощи двух гидромоторов, один из которых связан с редуктором ВН, а другой - с редуктором ГН. В качестве резервного средства имелось и ручное наведение, осуществляемое одним наводчиком. Перезарядка производилась при помощи двух силовых гидравлических цилиндров. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 секунд. Питание автомата 110-ПМ ленточное двухстороннее, но автоматы первых серий допускали и обойменное питание. Лента металлическая рассыпная.

25-мм спаренная артиллерийская установка 2М-3М , Технический музей, г.Тольятти

25-мм установка 2М-3М

25-мм спаренная артиллерийская установка 2М-3М , Технический музей, г.Тольятти

Казённая часть 25-мм автоматов

25-мм спаренная артиллерийская установка 2М-3М , Технический музей, г.Тольятти

Рабочее место наводчика

25-мм спаренная артиллерийская установка 2М-3М , Технический музей, г.Тольятти

Механический кольцевой визир

В 1949 году было изготовлено три опытных образца, которые не выдержали полигонные и корабельные (катер пр.183) испытания. В 1952 году 2М-3 со второго раза прошла государственные корабельные испытания и в следующем году была принята на вооружение. "Позже в ОКБ-43 модернизировали установку 2М-3. В частности, инженер Соколов К.И. переработал конструкцию автомата 110-ПМ, и в результате был получен автомат М-110 с темпом стрельбы 470-480 выстр/мин. (на испытаниях). В автомате 110-ПМ автоматика работает только за счет энергии отката при коротком ходе ствола, а в новом автомате М-110 дополнительно используется и энергия пороховых газов, отводимых из канала ствола. Эта энергия используется при работе газового буфера, предназначенного для увеличения скорости наката подвижных частей. Питание М-110 только правое и только ленточное. Лента, магазин и патроны те же, что и у 110-ПМ." Источник: А.Широкорад, "Оружие отечественного флота"

Новая установка получила индекс 2М-3М и с 1950 года обе версии артсистемы пошли в производство на тульском заводе №535. Установками этого типа вооружали торпедные катера пр. 183 и пр.206М, ракетные катера пр. 183-Р, тральщики проектов 254м, 264, 266м, 1258, 1265, а также БДК пр. 1171 и другие боевые корабли и вспомогательные суда ВМФ СССР.
Пару слов о боевом применении установок 2М-3. В морских боях Арабо-израильской войны 1973 года приняли участие торпедные катера пр. 183 и ракетные катера пр. 183-Р, поставлявшиеся Египту и Сирии. В этом, относительно краткосрочном конфликте, борьба на море носила второстепенный характер. Из значимых событий можно упомнять морской бой возле сирийского порта Латакии и боевые столкновения египтян с израильтянами, произошедшие 9 и 16 октября 1973 года.

.

Процитирую статью Арабо-израильский конфликт 1973 года опубликованную в 2010 году на сайте Ракетная техника: "Израильские ракетные катера в составе небольших ударных однородных и смешанных групп (три – пять ракетных и два-три торпедных или сторожевых катера) широко использовали тактику набеговых действий. Смешанный состав ударных групп повышал боевую устойчивость и усложнял противнику выявление истинного состава атакующей стороны. В основном бои велись ночью, что в сочетании с другими способами маскировки (прежде всего средствами РЭБ) способствовало организации нанесения внезапных ракетных ударов с одного или нескольких направлений. Исходная позиция для атаки выбиралась за пределами дальности действия береговых РЛС на дистанции 30-40 миль от объектов нападения. На позицию ракетной стрельбы группа выходила после тактического развертывания на максимальной скорости, чаще всего на догонном курсе. Как правило, наносился залповый ракетный удар по главным объектам противника. Стрельба велась с дальности 6-8 миль с пуском шести – восьми ракет «Габриэль» Мк1 каждым катером с минимально возможным межпусковым интервалом. После ракетного залпа группа шла на дальнейшее сближение с противником для нанесения артиллерийского удара с дистанции 2-6 миль." Поскольку из-за неудовлетворительного состояния матчасти даже самые быстроходные египетские катера развивали скорость не более 24 узлов, их отход после ракетного залпа часто был сопряжен с опасностью. Израильские катера, максимальная скорость которых достигала 30 узлов, имели возможность догнать противника и нанести по нему эффективный ракетно-артиллерийский удар. При этом выяснилась слабая эффективность 25-мм установки 2М-3 в качестве оружия самообороны против 40-мм/70 АУ "Breda-Bofors" Mod.58/11 и 76-мм АУ "OTO Melara" израильских катеров.

57-мм спаренная артиллерийская установка ЗИФ-31Б плавучей ракетно-технической базы пр.1798 «ПРТБ-33»

Перед нами - первое орудие с индексом "ЗИФ" (аббревиатура "Завод имени Фрунзе"). В послевоенный период этот завод стал основным поставщиком морского артиллерийского вооружения для советского ВМФ. Сделаем небольшой экскурс в историю КБ.
В 1942 году Василий Гаврилович Грабиным основал под Москвой Центральное артиллерийское КБ. Первым заместителем главного конструктора ЦАКБ В.Грабина был Илья Иванович Иванов, под руководством которого были созданы такие известные артиллерийские системы, как 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 и 100-мм противотанковая пушка БС-3. Надо сказать, что ещё до войны И.И.Иванов руководил ОКБ-221 на сталинградском заводе "Баррикады", где занимался, в том числе морской тематикой. В числе прочих установок под его руководством была создана 100-мм корабельная пушка образца 1940 года, впервые установленная на крейсере "Киров" и затем широко применявшаяся на советских боевых кораблях.

В июне 1944 года И.И.Иванова назначили начальником Ленинградского филиала ЦАКБ. В числе разработок - проект самоходной системы, которая должна была резко повысить мобильность дуплекса, состоявшего из 210-мм пушки Бр-17 и 305-мм гаубицы Бр-18. Основа системы - самоход из двух Т-34, соединенных друг с другом в носовой части, при этом в походном положении ствольная часть системы устанавливалась на заднем корпусе. Через год филиал преобразовали в самостоятельное Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро, а затем, в марте 1945 года - в ЦКБ-34, и Иванов вернулся к работе по созданию морской и береговой артиллерии. Одной из первых разработок ЦКБ-34 стала 57-мм двухорудийная автоматическая установка для вооружения подводных лодок.

57-мм спаренная артиллерийская установка ЗИФ-31Б, Технический музей, г.Тольятти

57-мм спаренная артиллерийская установка ЗИФ-31Б

57-мм артиллерийская установка ЗИФ-31Б, Технический музей, г.Тольятти

Стволы 57-мм автоматов

Тут надо сказать, что в 1945 году советские специалисты ознакомились с трофейными подводными лодками XXI серии, а также с их рабочими чертежами и процессом производства. Под сильным впечатлением от них было сформировано ТТЗ на среднюю ПЛ проекта 613. В том числе, под впечатлением от трофеев было определено и артиллерийское вооружение новых субмарин. Зенитное вооружение немецких лодок типа XXI - спаренные 20-мм автоматические пушки размещались в башенных установках, в оконечностях ограждения рубки, будучи вписаны в её обводы. В подводном положении башни автоматически убирались внутрь рубки. Управление башнями могло осуществляться как непосредственно, так и при помощи электромеханических приводов изнутри прочного корпуса. Вот для советских лодок проекта 613 в ЦКБ-34 и должны были создать 57-мм спаренную автоматическую установка СМ-24-ЗиФ.

В октябре 1949 года на заводе №4 прошли испытания опытного образца СМ-24. Он был передан на Завод имени Фрунзе (№7), на котором в это же время было образовано Центральное конструкторское бюро №7, впоследствии переименованное в КБ "Арсенал". Туда же передали из ЦКБ-34 и рабочую документацию к СМ-24. В 1953 году СМ-24-ЗИФ была принята на вооружение, а пока её создавали, испытывали и доводили, на лодки ставили только часть артиллерийского вооружения - 25-мм спаренную автоматическую пушку 2М-8. Впрочем, в 1956 году артиллерию с советских ПЛ убрали за явной неспособностью бороться с реактивной авиацией. В КБ "Арсенал" продолжили заниматься корабельными артустановками, поэтому в экспозиции Технического музея предостаточно орудий с индексом ЗИФ. Помимо работ над созданием механизированных башенных артиллерийских установок, в 1950-ых годах конструкторы КБ "Арсенал", начали переход на ракетную тематику. В КБ создали корабельные пусковые установки палубного типа ЗИФ-101 и ЗИФ-102 (ЗРК "Волна"), ЗИФ-122 (ЗРК "ОСА-М"), а также комплексы для постановки ложных целей: ПК-16, ПК-2М (ЗИФ-121). Отдельные составляющие этих систем представлены в экспозиции музея.

Что же касается ЦКБ №34 (современное название - Конструкторское бюро специального машиностроения), то его инженеры переключились на разработку стартовых систем и комплексов для РВСН, ВМФ и ПВО. Среди достижений числятся поезд и пусковая установка БЖРК (созданы под руководством главного конструктора В.Ф.Уткина).

ЦАКБ Грабина в 1946 году переименовывается в Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения (ЦНИИАВ). К этому времени в СССР был взят курс на приоритетное развитие ракетной техники. Неудивительно что на вооружение была принята лишь одна послевоенная разработка Грабина - зенитная С-60 (1950 год). В 1955 перед институтом ставится принципиально новая главная задача - создание атомных реакторов. Для руководства этими работами начальником назначили академика Анатолия Александрова (позднее - президент Академии наук СССР), а Грабин был переведен на должность начальника отделения. Василий Гаврилович предпринял огромные усилия по отстаиванию роли и задач института и в марте 1956 уже с названием ЦНИИ-58 институт возвратился в Министерство оборонной промышленности. Грабина вновь назначили директором и главным конструктором, а Александров вернулся в свой родной Институт атомной энергии. В июле 1959 ЦНИИ-58 вместе с опытным заводом, присоединили к расположенному поблизости ОКБ-1 С.П.Королева, требовавшему от правительства ресурсы для расширения работ над твердотопливными ракетами дальнего действия. Грабин получил назначение в консультативную группу при Министре обороны, а большинство его бывших сотрудников под руководством Сергея Павловича приступили к проектированию твердотопливных баллистических ракет стратегического назначения.
К сожалению, попытка решить все задачи с помощью ракет привела к тому, что отечественная артиллерия начала серьезно отставать от артиллерии США и других стран НАТО. Отставание наблюдалось практически везде - от корабельных до самоходных и танковых орудий.

Установку ЗИФ-31 разработали в ЦКБ-7, при этом качающуюся часть с небольшими изменениями взяли от уже известного нам зенитного орудия СМ-24-ЗИФ1 для подводных лодок 613-го проекта. С 1955 года многие советские корабли оснащались ЗИФ-31 качестве средства ПВО: морской тральщик проекта 264, средние десантные корабли проекта 188, большие десантные корабли проекта 1171 "Тапир" и др.
"На вооружении ВМФ состоят установки ЗИФ-31, ЗИФ-31С, ЗИФ-31 Б и ЗИФ-31 БС, которые в основном различаются наличием дистанционного управления и двигателями приводов вертикального и горизонтального наведения. Двигатели установок ЗИФ-31 и ЗИФ-31Б работают на переменном трехфазном токе 220 В или 380 В, а установки ЗИФ-31 С и ЗИФ-31БС – на постоянном токе 220 В. Установки ЗИФ-31 и ЗИФ-31 С имеют дистанционное управление от ПУС «Фут-Б». Установки ЗИФ-31Б и ЗИФ-31БС не имеют дистанционного управления, и огонь ведется только по прицелу АМЗ-57–2."
Источник: А.Широкорад, "Оружие отечественного флота"

57-мм артиллерийская установка ЗИФ-31Б, Технический музей, г.Тольятти

Орудие №07 FOR THE PROJECT 1798

57-мм артиллерийская установка ЗИФ-31Б, Технический музей, г.Тольятти

Ещё одна маркировка: PR.1798

57-мм артиллерийская установка ЗИФ-31Б, Технический музей, г.Тольятти

Следы несостоявшейся карьеры в ВМС Индонезии - предупреждающие надписи на английском языке

57-мм артиллерийская установка ЗИФ-31Б, Технический музей, г.Тольятти

Предупреждающие надписи есть и на русском языке/p>

В музее выставлена модификация ЗИФ-31Б с номером на шильдике: 07. Интересно, что тип установки выбит русскими буквами, а остальные надписи (ток, напряжение и т.д.) - на английском языке. Ещё интереснее, что на рукоятки управления фабричным способом нанесены англоязычные маркировки. Они снабжены кустарно выполненным русским переводом. Таблички с требованиями техники безопасности встречаются как на русском, так и на английском языках. Тем не менее, самая полезная найденная надпись это "FOR THE PROJECT 1798". Кроме того, при повторном осмотре экспоната удалось найти ещё один шильдик: "PR. №1798 POS. №1 СБ 10/2 1".
Дальнейшая идентификация не составляет особого труда, ведь по проекту 1798 был построен только один корабль, это плавучая ракетно-техническая база "ПРТБ-33". Его артиллерийское вооружение составляли две 57-мм установки (носовая и кормовая) и две 25-мм артустановки 2М-3М на крыльях надстройки. Вот одну из этих 57-мм спаренных артиллерийских установок ЗИФ-31Б мы и наблюдаем на фотографиях из музея. При этом остаётся открытым вопрос, о том, почему же у экспоната на шильдике указан порядковый "№7". Как говорится, этот вопрос ещё ждёт своего настойчивого исследователя.

57-мм артиллерийская установка ЗИФ-31Б, Технический музей, г.Тольятти

Заводская надпись GUY VOLLEY, ниже керном выбит перевод: ЗАЛП

57-мм артиллерийская установка ЗИФ-31Б, Технический музей, г.Тольятти

Маркировка СМ-24 - на память о разработке зенитной установки для подводных лодок

57-мм артиллерийская установка ЗИФ-31Б, Технический музей, г.Тольятти

Номера автоматов: 9195 и 14309

Замысел создания таких плавбаз, предполагал не только оперативную доставку боезапаса взамен истраченного в лихом морском бою. Эти корабли создавались скорее для рассредоточения арсеналов в угрожаемый период. Очевидно же, что места хранения боезапаса должны были войти в число целей для первых ударов противника. Поэтому по тревоге специальные транспорты вооружения должны были рассредоточиться по побережью, в своих территориальных водах. Желательно, скрывшись в укромных бухтах. Тем не менее, встречаются упоминания и о перегрузке ракет в открытом море. Например, советские подводные лодки, лёжа в дрейфе южнее острова Крит, успешно проводили погрузки боезапаса от наших ПРТБ. Таким образом отрабатывалось снабжение ракетным оружием советских боевых кораблей в пунктах рассредоточенного базирования.

Что же касается "ПРТБ-33", то эту плавбазу катеров-ракетоносцев относят то к проекту 1798, то к проекту 2001. Причину возникновения этой путаницы я отыскал на форумах Balancer.Ru - Ракетовозы-погрузчики. Корабли первой линии. (5_10). Цитата: "Приемный акт головной ПБ РКА пр.1798 (заводской №625) подписан 30 дек. 1965г, переоборудование ее по пр.2001 длилось на том же ЧСЗ в Николаеве с 18 марта 1971г по 29 мая 1972г (дата подписания второго Приемного акта). Были еще ПРТБ пр.323 и 323А, но это отдельная тема для разговора."

57-мм спаренная артиллерийская установка ЗИФ-31Б , Технический музей, г.Тольятти

Зубчатый сектор люльки - часть механизма вертикального наведения

Интересующая нас "ПРТБ-33" входила в состав в 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота, неодократно участвовала в боевых службах в Средиземном море. История её боевой службы может уместиться буквально в пару абзацев. Плавучая ракетно-техническая база была заложена в Николаеве на судостроительном заводе №444 им. И. Носенко по исходному пр.1798. Транспорт вооружения предназначался для перевозки, хранения и подготовки к выдаче на боевые корабли крылатых ракет П-15. Предполагалось, что корабль будет передан ВМС Индонезии в дополнение к 12 переданным ракетным катерам пр.183-Р. Этим и объясняется обилие англоязычных надписей на артиллерийской установке. Однако к моменту окончания строительства политическая обстановка изменилась и в 1965 году плавбаза досталась ВМФ СССР. Вот так у англоязычных обозначений появились наспех сделанные русские переводы.

Весной 1971 года всё на том же заводе №444 (г.Николаев) "ПРТБ-33" начали переоборудовать по проекту 2001. Модернизация заняла примерно год. Ракетная техника бурно развивалась и через некоторое время транспорт вооружения модернизировали по проекту 2001М в Кронштадте, на КМОЛЗ. Теперь плавбаза могла снабжать боевые единицы флота противокорабельными крылатыми ракетами «Малахит».

В декабре 1998 года вооружение было снято и плавбазу переклассифицировали в средние морские сухогрузные транспорты (ВТР-33) с переводом на гражданский штат. 01.01.2004 года судно было списано и исключено из состава КЧФ. Находилось на отстое на причале Угольном (Севастополь) до января 2007 года, когда "ВТР-33" отбуксировали в Инкерман для разделки на металл.

76.2-мм спаренная артиллерийская установка АК-726 (ЗИФ-67) учебного корабля пр.887 «Хасан»

В 1954 году было принято решение о разработке 76-мм двухорудийной установки. К этому времени на вооружении нашей армии и флота автоматических орудий калибром свыше 57-мм не состояло. Проектирование установки велось ЦКБ-7. В 1958 году опытный образец ЗИФ-67 был изготовлен заводом №7 и прошел заводские испытания. В 1961 году различные варианты установки с ПУС "ФУТ-Б" испытывались на Черном море и на Балтике. Для понимания контекста надо пояснить, что этот период характеризуется поиском в Советском Союзе асимметричных способов борьбы с ВМС стран НАТО, которые многократно превосходили силы советского ВМФ. Чтобы сравняться с вероятным противником в количественном отношении денег не имелось. Поэтому ставку сделали на использование атомных силовых установок и управляемое ракетное оружие. Ракеты должны были компенсировать отсутствие у нашего флота палубной авиации, что ограничивало его ударные возможности радиусом действия самолётов берегового базирования. Предполагалось, что эти корабли смогут в одиночку выходить против АУГ супостата и громить их ракетными залпами с предельных дистанций. При этом одноканальный ЗРК "Волна" (морской вариант ЗРК С-125) сможет обеспечить крейсеру эффективную ПВО. Так в СССР появился проект ракетных крейсеров, вооруженных противокорабельным ракетным комплексом П-35.

В 1962 году на испытания в Белом море, в районе Северодвинска, вышел "Грозный" - головной корабль проекта 58. На нём проходили испытания и две экспериментальные ЗИФ-67 с радиолокационной системой управления "Турель". Планировалось использовать их в целях борьбы с лёгкими надводными целями, а также для усиления ПВО. Интересно, что не только артиллерийские установки, но и основное вооружение - комплекс П-35 и ЗРК "Волна" на момент закладки крейсера ещё не существовали. Корабль и его оружие создавались и испытывались параллельно. Кстати говоря, планировалось построить 16 крейсеров проекта 58, но фактически построили только 4, по одному на каждый из флотов ВМФ СССР. Последний, четвёртый, крейсер этого типа вступил в строй в 1964 году. Заинтересовавшихся отсылаю к книге Кузина и Никольского "Военно-Морской флот СССР 1945-1991".

 76,2-мм спаренная корабельная артустановка АК-726 (ЗИФ-67), Технический музей, г.Тольятти

Стволы ведут огонь одновременно. Синхронность стрельбы автоматов обеспечивает механический синхронизатор в механизме спуска

76,2-мм спаренная корабельная артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Недостатком башни являлась слабая вентиляция, поэтому огонь вели при открытых люках

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Установка имеет бронирование толщиной 5 мм

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Вертикальный угол наведения составляет от -10° до +85°

В том же, 1962 году, на Черном море испытывали две установки ЗИФ-67 с ПУС "Турель" на БПК проекта 61 "Комсомолец Украины". Это был головной корабль серии, представителей которой за мелодичный свист газовых турбин на флоте прозвали "поющими фрегатами". Контекст его создания был таков: ядерные ракеты морского базирования имели небольшую дальность (сотни километров), что вынуждало подводные лодки вплотную приближаться к морским границам противника. В СССР понимали, что наш флот не обладает адекватными мерами противодействия современным американским штурмовикам и атомным подводным лодкам. Было решено создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проект 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней - небольшими ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стал корабль проекта 61. Кроме того, противолодочные корабли (это в отечественной терминологии, а фактически эсминцы) должны были обеспечить боевую устойчивость своих подводных лодок, развёрнутых у побережья противника (вопрос выполнимости этой задачи оставим за рамками).

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Подача выстрелов осуществляется элеваторами из подбашенного артиллерийского погреба отдельно для каждого автомата

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Заряжание стволов обойменное по 2 выстрела в каждой обойме, снаряжение обойм - в ручную

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Расчёт установки включает 9 человек (в том числе 4 номера на загрузке элеватора подачи)

76,2-мм спаренная корабельная артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Артиллерийская установка состоит из двух орудий калибра 76.2 мм, смонтированных на общем лафете

Возвращаясь к теме артиллерийского вооружения БПК проекта 61, отметим, что под действием "ракетной эйфории" его ограничили двумя спаренные 76-мм автоматами. "Отсутствие среднекалиберной артиллерии лишило корабль возможности оказывать огневую поддержку десанту и обстреливать различные береговые цели. В отечественном ВМФ возврат среднекалиберной артиллерии на корабли начался только в 70-х годах". Источник: В.Кузин, В.Никольский "Военно-Морской флот СССР 1945-1991". Однако вернёмся к экспонату. ЗИФ-67 была принята на вооружение в 1964 году под названием АК-726. В дальнейшем эту установку получили ракетные крейсера проекта 1143, сторожевые корабли проектов 1135, 1159, 35, 159, БДК проектов 1171 и 1174, а также некоторые румынские и югославские фрегаты. Серийное производство продолжалось почти четверть века, до 1988 года. Однако из-за низкой эффективности поражения морских целей, а также небольшого калибра с 1980-х годов на новых кораблях АК-726 были заменены на 100-мм одноствольную АК-100 (заводской индекс ЗИФ-91).

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

№ ИЗДЕЛИЯ А3214_

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

ПР.887 ПОЗИЦИЯ №1 СБ.10/2-15

Как видите артиллерийская установка выпускалась четверть века и применялась очень широко. Соответственно, я надеялся уточнить хотя бы тип корабля, с которого она попала в Тольятти. При осмотре башни на одной из деталей был найден шильдик: "№ ИЗДЕЛИЯ А3214_   ПОЗИЦИЯ 1   ТОК ПЕРЕМЕННЫЙ   380В". На месте прочерка - искалеченная цифра: "3" или "5". Увы, эти цифры никак не способствовали установлению происхождения интересовавшей меня АК-726. Зато буквально под ногами нашлась ещё пара табличек: "Заводской № 0015" и "ПР.887 ПОЗИЦИЯ №1 СБ.10/2-15". Итак, круг поиска существенно сузился. По проекту 887 было построено всего три корабля: головной «Смольный», а также его систершипы «Хасан» и «Перекоп». «Перекоп» и «Смольный» до сих пор находятся в строю и базируются в Кронштадте. Соответственно, перед нами артиллерийская установка АК-726 (ЗИФ-67) с учебного корабля пр.887 «Хасан».

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Автоматика пушки основана на принципе использования энергии отката подвижных частей от выстрела при коротком ходе ствола

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Выстрел происходит автоматически, непосредственно после полного закрывания затворов и полного наката обоих орудий. Первое заряжание - механизмом гидроперезарядки

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Охлаждение стволов забортной водой происходит в перерывах между стрельбой. Наконечник шланга, подключенного к судовой магистрали, вставляется в камору ствола

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Максимальная длина непрерывной очереди до охлаждения — 40-45 выстрелов, время охлаждения — 3 минуты

Корабли этого проекта предназначались для прохождения морской практики курсантами Военно-Морских училищ ВМФ СССР. Для этих целей на корабле пр.887 размещались хорошо оборудованные классы, каюты и кубрики для 30 преподавателей и 300 курсантов. Надо сказать что в то время в качестве учебных использовали устаревшие крейсера типа "Свердлов" (пр. 68-бис). Например, на крейсере «Дмитрий Пожарский» проходили морскую практику курсанты ТОВВВМУ им. С.О. Макарова. Примерно тем же занимался крейсер управления «Жданов» на КЧФ. «Хасан» стал последним в серии из трёх специализированных учебных кораблей. Относительно даты окончания его строительства на верфи «Сточня Щецинская им. Адольфа Варского» в городе Щецин Польской Народной республики - данные противоречивы. По одним источникам это 1978 год, Википедия же указывает спуск на воду в 1979 и подписание акта приёмки в 1980 году. Как бы то ни было, но «Хасан» вошёл в состав бригады учебных кораблей Ленинградской ВМБ Балтийского флота.
30.05.1987г -- 24.06.1987г. - плавание по маршруту Кронштадт – порт Оран (Алжир) - Кронштадт).
03.06.1988г. – 27.06.1988г. - плавание по маршруту Кронштадт – Севастополь с заходом в порт Свиноуйсце (Польша).
08.06.1992г. – 06.07.1992г. - плавание по маршруту Кронштадт – Севастополь.
06.04.1993г. – 06.05.1993г. - плавание по маршруту Кронштадт – Средиземное море - Кронштадт с заходом в порт Канн (Франция).
В 1994 году «Хасан» должен был пройти средний плановый ремонт, но в связи с отсутствием средств и развалом СССР простоял до 1998 года в отстое. Через пять лет, в 1999 году, он был исключен из состава ВМФ и разделан на металлолом.

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Ресурс ствола - 3000 выстрелов

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Маркировка одного из стволов

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Надпись указавает направление вращения при установке ствола

76,2-мм артустановка АК-726 (ЗИФ-67) , Технический музей, г.Тольятти

Ствол автомата — моноблок, на него надет пружинный накатник

Из относительно недолгой боевой службы учебного корабля широко известен только один эпизод: столкновение с турецким ракетным катером «Мелтем» (бортовой номер Р-325) типа «Картал». "Учебный корабль "Хасан" возвращался из Черного моря в Ленинград и проходил пролив Босфор утром 24 сентября 1985 года. В 9 часов утра "Хасан" следовал средним ходом (14 узлов), на корабле была объявлена "боевая готовность № 1". Видимость в проливе составляла 30 кабельтовых, волнение моря — 1 балл. Сигнальщики обнаружили впереди по курсу полосу тумана и в 9 часов 02 минуты скорость хода уменьшилась до 10 узлов. Через минуту "Хасан" начал входить в полосу тумана и командир корабля дал команду: "Обе машины — малый ход. Корабль к плаванию в малую видимость приготовить." Скорость хода учебного корабля уменьшилась до 6 узлов и была начата подача туманных сигналов. В 9 часов 04 минуты на ГКП получен доклад штурмана: "Через одну минуту — поворот вправо на курс 240°". Но на экране радиолокатора справа было обнаружено большое скопление судов на якоре и командир корабля для их обхода дал команду: "Лево руля, на курс 150°". Через 20 секунд последовал доклад сигнальщика: "Два длинных туманных сигнала справа по курсу". Командир Хасана" тут же отдал команду: "Стоп машины, лево руля на курс 138°". В 9 часов 05 минут последовала очередная команда: "Обе машины — малый ход назад". И через пять секунд — "Полный назад", так как сигнальщик доложил о появлении справа по курсу катера на дистанции 30 - 40 метров. Командир "Хасана" дал команду обеим машинам на "самый полный ход назад" и сразу же — на "аварийный реверс". Но резкий поворот катера на шестиузловом ходу прямо под нос "Хасана" не позволил избежать столкновения (произошло в 9 часов 06 минут). Острый форштевень "Хасана" разрубил корпус турецкого катера почти пополам и тот в считанные секунды затонул.". Источник: Костриченок В.В., Айзенберг Б.А, "Аварии и катастрофы (часть 3: ВМФ России и СССР)".
Если вас заинтересовали подробности столкновения - обращайтесь к статье М.А. Партала "Драма в проливе Босфор" (журнал «Гангут» №60/2010). В ней подробнейшим образом изложены все обстоятельства происшествия и последовавшие за ним события.

57-мм артиллерийская установка ЗИФ-71

К марту 1954 года ЦКБ-7 в инициативном порядке разработало проект 57-мм автомата ЗИФ-74. К декабрю на заводе №7 был изготовлен и прошёл отладку экспериментальный автомат ЗИФ-74 на полигонном станке. Автоматами ЗИФ-74 были оснащены 57-мм палубные установки - одноорудийная ЗИФ-71 и счетверенная ЗИФ-75. Государственные корабельные испытания ЗИФ-71 с ПУС "ФУТ-Б" были проведены на Черном море в 1960 году на головном эсминце проекта 31 "Бесшумный", причем испытания артиллерийской системы и эсминца проводились одновременно. ЗИФ-71 приняли на вооружение и с 1957 года запустили в серию на заводе №7. По состоянию на ноябрь 1960 года было изготовлено 50 таких установок для эсминцев проекта 31 и базовых тральщиков проекта 265А.

Относительно ЗИФ-71 мне сказать нечего. Табличка с государственным гербом СССР, установленная на артиллерийской установке была найдена и очищена от загрязнений. Вот только поле "ПРОЕКТ" оказалось пустым. Поиск маркировок на других частях ЗИФ-71 также не дал значимых результатов. Относительно же эсминцев, которые вооружались этой артиллерийской установкой, процитирую фрагмент монографии В.Заблоцкого, "Таинственные корабли адмирала Горшкова. Эскадренные миноносцы проекта 31".
"Созданию кораблей радиоразведки проекта 31 предшествовали разработки в ЦКБ-53 ряда вариантов модернизации серийных кораблей проекта 30бис, предусматривающих совершенствование их противовоздушной и противолодочной обороны. Тем не менее с каждым годом потребность советского Военно-морского флота в специализированных кораблях, оснащённых эффективными средствами ПВО и ПЛО, становилась всё актуальнее.
К 1955 – 1956 годам выяснилось, что на фоне динамичного развития у вероятных противников штурмовой авиации и атомных субмарин адекватными средствами для борьбы с ними ВМФ СССР фактически не располагает. Даже недавно построенные корабли не соответствовали новым требованиям к их оснащению средствами ПВО-ПЛО и, по сути, оказались устаревшими, не способными решать поставленные задачи в новых условиях. Главным образом, это касалось многочисленных эскадренных миноносцев проекта 30бис, составлявших тогда основу лёгких сил ВМФ СССР (всего было построено 70 единиц).

"К середине 1950-х годов эти относительно новые торпедно-артиллерийские корабли устарели морально и уже не отвечали изменившимся условиям войны на море. Такое положение создавало немало сложностей командованию ВМФ, не знавшему, как распорядиться с множеством «тридцаток», вынужденно отправленных на консервацию, что на фоне обострения международной обстановки странным образом уживалось с активно культивировавшийся в стране сверхбдительностью. Поэтому вопрос о модернизации «тридцаток» стоял на повестке дня достаточно остро. В качестве одной из первоочередных мер по усилению средств ПЛО, одновременно на нескольких заводах страны началась модернизация ранее построенных кораблей проектов 30бис и 56 в варианты проектов 31 и 56ПЛО.
...
В итоговом варианте сохранивший прежнее обозначение «технический проект 31» объединил две предыдущие разработки: ЦКБ-53 – в части усиления средств ПВО и ЦКБ-57 – по усилению противолодочного вооружения эсминцев проекта 30бис. Состав вооружения вновь был изменён: при сохранении 130-мм артиллерии прежние штатные для кораблей проекта 30бис зенитные артиллерийские установки заменялись тремя одноорудийными 57-мм АУ ЗИФ-71 и двумя спаренными АУ ЗИФ-З1. Средства ПЛО ограничивались двумя РБУ-2500 и двумя реактивными кормовыми установками. Позже зенитное вооружение унифицировали, ограничив его артиллерийскими установками одного типа – ЗИФ-71, которая выгодно отличалась от ЗИФ-31 меньшей массой, вдвое большей скорострельностью и лучшей баллистикой. В итоге, взамен прежних, штатных для эсминца проекта 30бис 85-мм и 37-мм АУ корабль проекта 31 получил пять новых 57-мм одноствольных автоматических АУ ЗИФ-71 с радиолокационной системой управления стрельбой «Фут-Б» и боекомплектом в 700 выстрелов на ствол. Унификация позволила сэкономить от 28 до 30 т массы нагрузки по статье «Вооружение».
"

"Несмотря на отдельные, отмеченные ещё на испытаниях конструктивные недостатки кораблей, они, тем не менее, выгодно отличались от своих немодернизированных собратьев по классу – эсминцев проекта 30бис – по составу вооружения и технических средств. Уже на учениях Северного флота «Печора», о чём уже упоминалось выше, благодаря наличию в составе советской корабельной поисково-ударной группы (КПУГ) эсминца «Огненный» проекта 31, в ходе поисковой противолодочной операции удалось своевременно обнаружить и после длительного преследования вынудить к всплытию британскую субмарину.
Вместе с тем, 57-мм автоматы ЗИФ-71, которыми вооружались эсминцы, не обеспечивали решения задач противовоздушной обороны от скоростных самолётов даже одиночного корабля, не говоря уже о ПВО соединения, и со временем этот недостаток только усиливался.
"

57-мм спаренная артиллерийская установка АК-725 (ЗИФ-72) учебного корабля пр.1886У («Бородино» или «Гангут»)

Сначала пространная цитата из Широкорада: "57-мм установки ЗИФ-31 и ЗИФ-75 имели ряд существенных недостатков. Они были открытыми, что сильно затрудняло их эксплуатацию, особенно на Севере и Дальнем Востоке. Кроме того, в открытой установке сложно организовать защиту от радиоактивного и химического заражения. Автоматы имели обойменное питание и заряжались вручную, что резко снижало боевую скорострельность установок. Охлаждение стволов было воздушное, ствол быстро нагревался. При непрерывной стрельбе автомат мог сделать лишь 50 выстрелов, а затем расчет поворачивал ствол перпендикулярно к борту, вставлял в затвор орудия шланг со специальным наконечником и в течение двух минут охлаждал ствол водой из судовой магистрали. Чтобы устранить все эти недостатки потребовалось создать принципиально новый тип установки. Тактико-техническое задание на новую установку было утверждено зам. Главкома ВМФ 30 ноября 1956 года. Проектирование установки велось в ЦКБ-7 под руководством А. И. Арефьева. Установка получила заводской индекс ЗИФ-72.
Установка АК-725 оснащалась двумя модернизированными 57-мм автоматами ЗИФ-74. Автоматы ЗИФ-74 стояли и на прежних открытых установках. В новых же автоматах модернизация заключалась во введении ленточного питания и системы непрерывного охлаждения стволов забортной водой, что более чем в двое увеличивало длину непрерывной очереди и в пять раз уменьшало время последующего охлаждения ствола по сравнению с 57-мм автоматами с воздушным охлаждением.
...
Обслуживалась артустановка постоянным расчетом из двух матросов, находившихся при стрельбе вне установки (кроме погрузки и разгрузки боеприпаса в бункера). Наведение автоматов на цель производилось с помощью электрического следящего привода (ЭСП-72) дистанционного управления. В свою очередь, ЭСП-72 управлялся от артиллерийской радиолокационной системы управления стрельбой МР-103 «Барс», разработанной под руководством Н.И.Ермолова. В случае выхода из строя системы МР-103 было возможно наведение установки от выносного пульта управления с кольцевым прицелом.
...
Данными о боевом применении корабельных установок АК-725 автор не располагает. В какой-то мере примером боевого применения могут служить обстоятельства гибели малого ракетного корабля «Муссон» 16 апреля 1987 года в ходе учений на Тихоокеанском флоте. На «Муссон» навелась крылатая ракета-мишень. По ней были выпущены 2 зенитные ракеты "Оса-М", кроме того, «Муссон» до последнего вёл огонь из установки АК-725, но так и не добился прямого попадания. Ракета врезалась в надстройку «Муссон». Корабль сгорел, вместе с ним погибли 39 моряков.
"
Источник: А.Широкорад "Оружие отечественного флота"

57-мм установка АК-725 (ЗИФ-72) , Технический музей, г.Тольятти

Автоматика ЗИФ-74 работала за счет энергии отката

57-мм установка АК-725 (ЗИФ-72) , Технический музей, г.Тольятти

Защита АК-725 выполнена из листов алюминиевого сплава толщиной 6 мм обеспечивает полную герметичность установки

57-мм двухорудийная автоматическая установка АК-725 (ЗИФ-72), Технический музей, г.Тольятти

В бункерах под АК-725 находился боекомплект (по одной ленте с 550 патронами на ствол). Стреляные гильзы и звенья ленты также хранились в бункерах под установкой

57-мм установка АК-725 (ЗИФ-72) , Технический музей, г.Тольятти

Лента загружалась в приемник вручную. При стрельбе подача ленты из бункера осуществлялась за счет энергии откатных частей

Теперь о конкретном экземпляре АК-725. Артиллерийская установка широко использовалась на множестве типов советских боевых кораблей, их получили: ракетные крейсера проекта 1134, противолодочные крейсера-вертолётоносцы проекта 1123, БДК проекта 1171 и 775, малые ракетные корабли проекта 1234, БПК проекта 1134А и т.д. В том числе АК-725 ставили и на плавбазах проекта 1886. В 1963-1972 годах для ВМФ СССР было построено девять кораблей этого типа. Каждый из них мог обслуживать две подводные лодки проекта 629 или проекта 651 или атомную подводную лодку 1-го поколения. Кроме того, на корабле могли храниться 44 торпеды калибра 533 и 400-мм.
Но нас интересуют две плавбазы: «Бородино» и «Гангут», которые были построены по изменённому проекту 1886У как учебные корабли, но с сохранением всего оборудования плавбазы. Дело в том, что АК-725, которая выставлена в Техническом музее, демонтирована с одного из них. Определить это достаточно просто - надо только заглянуть в установку и найти шильдик с гербом Советского Союза. Ниже и правее герба будет указан номер проекта: 1886У.

57-мм установка АК-725 (ЗИФ-72) , Технический музей, г.Тольятти

Для уменьшения отпотевания внутренняя поверхность башни покрыта теплозащитным материалом (пенополиуретаном)

57-мм установка АК-725 (ЗИФ-72) , Технический музей, г.Тольятти

№70457, проект 1886У

C 1970 года началась морская служба учебных кораблей проекта 1886У в составе бригады учебных кораблей Ленинградской ВМБ Балтийского флота. В 1978 году учебный корабль «Бородино» был перебазирован на Тихоокеанский флот и придан ТОВВМУ им. Макарова для прохождения морской практики курсантами этого училища. В 1995 году «Бородино» уже был заброшен и разворован, а в июле 1996 списан. «Гангут» передали ВМФ Федеральной погранслужбы для использования в качестве корабля управления в конце 1997 года. Выведен из состава ВМФ и разделан на металлолом в 1998 году. Источник информации: Топик: Учебные корабли ВМФ (8/14)
Таким образом, если удастся выяснить хотя бы общее направление, откуда привезли экспонат в музей - с Дальнего Востока или с Балтики, то вполне можно идентифицировать и корабль, с которого сняли эту установку.

57-мм двухорудийная автоматическая установка АК-725 (ЗИФ-72), Технический музей, г.Тольятти

Оба автомата размещались в одной люльке (стальная сварно-литая конструкция коробчатого сечения)

57-мм двухорудийная автоматическая установка АК-725 (ЗИФ-72), Технический музей, г.Тольятти

Люлька устанавливалась своими цапфами в подцапфенниках лодыг станка

57-мм установка АК-725 (ЗИФ-72) , Технический музей, г.Тольятти

Станок находился на шаровом основании, зубчатый обод которого закреплялся на уравнительном кольце

Отдельно хочу заметить, что на «Гангуте» и «Бородино» в качестве салютных пушек побортно стояли 2 одноствольных 45-мм универсальных полуавтомата 21-КМ (производство которых было прекращено в 1947 году). Эти установки не имеют противоосколочных щитов и механических приводов наводки. На мой взгляд, есть некоторые основания полагать, что установленная в музее 45-мм 21-КМ выпущенная в 1945 году, снята с того же учебного корабля.