Военно-морская техника в Техническом музее, г.Тольятти


Навигация по странице:
Пусковая установка КЛ-101 комплекса ПК-16
Антенна РЛС «Рангоут»
Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 «Раструб-Б»
Зенитная управляемая ракета В-600 комплекса М-1 «Волна»
Ракета 9М33 ЗРК «Оса-М»
Якорная контактная мина КПМ
Придонная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г
Универсальная донная мина УДМ-2
Глубоководный минный защитник ГМ3
Авиационная малопарашютная плавающая мина АПМ
Глубинная бомба БПС
Торпедный аппарат ОТА-53-206
Торпедный аппарат ОТА-40
Пятитрубный торпедный аппарат ПТА-40-159 сторожевого корабля пр.35
Противокорабельная торпеда 53-57
Противолодочная торпеда СЭТ-53
Унифицированный имитатор торпеды УИТ
Быстроходный акустический трал БАТ-2
Буй-носитель вибратора быстроходного глубоководного акустического трала БГАТ
Бесшточный бомбомёт БМБ-2
Реактивная бомбометная установка РБУ-1200
Бесшточный бомбомёт БМБ-1
Габаритно-весовой макет зенитной управляемой ракеты 9М38

Камеры Nikon D50, D80, D610. Объективы Nikkor 18-70mm f3.5-4.5G, Tamron 17-50mm f/2.8 Di II VC, Nikkor 18-135mm f/3.5-5.6 ED-IF AF-S DX, Nikkor 50mm f/1.4D
10.12.2014, 04.07.2015, 08.09.2016.

Пусковая установка КЛ-101 комплекса ПК-16

Пусковая установка КЛ-101 комплекса постановки ложных целей ПК-16 - разработка ЦКБ-34 и завода №7, принятая на вооружение в 1962 году. Основное предназначение - защита корабля от ракет с головками самонаведения радиолокационного, теплового и оптико-электронного типа. КЛ-101 представляет собой два пакета с 16 направляющими трубами, расположенными побортно на вертикальных поверхностях. В направляющих находятся 82-мм реактивные снаряды РУПП-82. Установка имеет электрический и ручной приводы открывания передней крышки, а также привод вертикального наведения.

Чтобы создать ложные цели, по команде со специального пульта из пусковой установки запускаются 82-мм реактивные снаряды. Для постановки ложных радиолокационных целей используются снаряды, содержащие контейнер с металлизированными дипольными отражателями. С их помощью на дальностях от 0,5 до 3,5 километра образовываются облака диполей, эффективно действующие в течение 5-10 минут (в зависимости от метеоусловий). Если же надо создать ложные тепловые цели, то применяют снаряды, которых содержат факел-парашют. Дальность стрельбы такими ИК-помехами - 2000-3500 метров, время горения - 50-80 секунд.
Комплекс помех ПК-16 устанавливали на отечественные надводные корабли малого размера, например, на тральщики пр.254, МПК пр.201Т. С его помощью можно организовать эффективное прикрытие ложными целями и более крупных кораблей, таких как СКР пр.1135, БПК пр.61, МРК пр.1239.

Антенна РЛС «Рангоут»

В конце 1950-ых годов в СССР создали первый отечественный ракетный катер (проект 183Р). В качестве прототипа был выбран торпедный катер проекта 183, у которого вместо однотрубных торпедных аппаратов появились ангары с двумя пусковыми установками крылатых ракет П-15. Также на катер установили ПУС «Клен», который получал данные для стрельбы от РЛС обнаружения надводных целей «Рангоут». Из двух 25-мм артиллерийских установок 2М-ЗМ сохранили только носовую. В музее представлена антенная решётка корабельной РЛС целеуказания МР-331 «Рангоут». Для своего времени это был настоящий технический прорыв - в конструкции системы впервые были использованы стабилизированная антенна параболического типа и специализированные счетно-решающие устройства.
"Использование ракет обеспечивалось корабельной аппаратурой комплекса, прежде всего разработанной в НИИ-49 (в настоящее время ЦНИИ «Гранит») коллективом конструкторов во главе с Виктором Андреевичем Кучеровым РЛС «Рангоут», работавшей, согласно справочнику «Джейн», в диапазоне 8—12 ГГц на четырех фиксированных частотах, разнесенных в диапазоне шириной ±10 МГц. Станция «Рангоут» имела два уровня мощности (20 и 100 Вт) и могла осуществлять круговой обзор с частотой 4 или 12 об/мин. Исходя из элементарных геометрических расчетов при размещении антенны РЛС на мачте катера примерно в 10 м от водной поверхности надстройки корабля противника высотой 20—30 м могли быть обнаружены на удалении 25—28 км. При обычных показателях рефракции дальность обнаружения должна была увеличиться до 30—35 км.
Однако разработчиков РЛС ожидал приятный сюрприз: тот самый редчайший случай, когда показатели системы не только не ухудшаются, но и возрастают в процессе отработки. При проведении экспериментальных работ выяснилось, что при функционировании РЛС данного диапазона частот с расположенной на малой высоте антенной образуется своего рода канал распространения излучения вдоль водной поверхности на дальности, намного превышающей удаление геометрического горизонта. При благоприятных условиях крупная цель фиксировалась на дальности до 60 морских миль (112 км). Как правило, крейсер пр.68бис катерная РЛС обнаруживала на расстоянии 60—80 км. В свою очередь, ракетный катер засекался РЛС крейсера на дальности 20—30 км. Тем не менее считалось удовлетворительным и гарантированное обнаружение эсминца катерной РЛС на удалении 24 км. В качестве резервного оптического средства прицеливания использовался визир ПМК-453.
...
После обнаружения цели подключался корабельный прибор управления стрельбой «Клен», разработанный под руководством главного конструктора Алексея Алексеевича Мошкова в Морском НИИ-1. Для выработки выдаваемого на борт ракеты полетного задания наряду с данными о координатах, скорости и курсе цели, поступающими в аппаратуру «Клен» от РЛС «Рангоут», в нее вводились величины собственной скорости и курса стреляющего катера, текущие параметры килевой и бортовой качки. В ходе предстартовой подготовки катеру нужно было на скорости не менее 15 узлов на протяжении нескольких минут выдерживать с точностью до ±10—15° постоянный курс, совпадающий с направлением на точку встречи ракеты с целью.
"

Логическим продолжением серии проекта 183Р «Комар» стали ракетные катера проекта 205, появившиеся в начале 1960-ых. Они отличались стальным корпусом (унифицированный с торпедными катерами проекта 206), повышенной мореходностью и вооружением: четыре ракеты П-15 в закрытых пусковых ангарного типа.
В 1965 году ВМФ получил первый катер проекта 205У. Громоздкие ангары заменили 4 герметичными контейнерами КТ-97М, в каждом из которых находилась ракета П-15У (на флоте произносилась как «Пэ пятнадцать ухо»), крыло которой стало автоматически раскрываться через полсекунды после вылета из контейнера (успевала миновать надстройки). Вооружение также включало два спаренных 30-мм автомата АК-230 с РЛС управления огнём «Рысь». Очевидно, что эти носители крылатых ракет получили очень слабую артиллерию. Слабенькая ПВО и минимум шансов отбиться от ракетных катеров вероятного противника, вооружённых более серьёзными артсистемами.
В 1972 году появился катер проекта 205М, вооружённый П-15М «Термит». Модернизированный вариант крылатой ракеты, имел вдвое большую дальность (80 км), увеличенную массу и боевую часть весом 480 кг. За счёт применения радиовысотометра РВ-МБ высоту полёта на маршевом участке удалось снизить до 25 метров.
"Прошли модернизацию и корабельные системы — аппаратура подготовки пуска «Клен» и РЛС «Рангоут», которую дополнили средствами, обеспечивающими пуск по целеуказанию от внешнего источника информации, без которого нельзя было реализовать достигнутое удвоение дальности пуска. Несколько позже вместо усовершенствованных модификаций ранее применявшегося оборудования в ленинградском НИИ-49 (после 1966 г. — ЦНИИПА, затем ЦНИИ «Гранит») была создана активно-пассивная система «Гравий» с активной радиолокационной станцией «Гарпун» (главный конструктор — В.А. Кучеров), пассивной станцией «Галс» (главный конструктор — Н.Л. Коган) и прибором управления стрельбой «Коралл».
По длине (6,665 м) ракета П-15М всего на 245 мм превышала П-15М, а доработанная пусковая установка КТ-97 отличалась от ранее созданной КТ-67 в основном более мощным приводом, обеспечивающим надежное открывание крышки даже при ее обледенении. Под комплекс с ракетой П-15М в 1968 г был построен и в следующем году выполнил 12 пусков катер пр. 205М с РЛС «Рангоут».
"
Источник: В.Асанин "Ракеты отечественного флота" ("Техника и вооружение", №7/2009)

Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 «Раструб-Б»

Крылатая ракета 85РУ. Комплекс УРК-5, разработан МКБ "Радуга", им вооружены надводные корабли проектов 1155, 1134 и 1135. Собирая материал об этом экспонате, я понял что не могу сформулировать свои мысли лучше, чем это сделал безымянный автор на сайте Ракетная техника. Пришлось позаимствовать у него чёткое и лаконичное описание изделия:

"Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 несет на пилоне боевую часть - малогабаритную (калибр 400мм) противолодочную самонаводящуюся торпеду УМГТ-1. Применение в противолодочном ракетном комплексе управляемой крылатой ракеты обеспечивает существенное повышение эффективности комплекса по сравнению с применением баллистической ракеты аналогичного назначения. Для поражения надводных кораблей ракета 85РУ имеет тепловую головку самонаведения и дополнительный заряд взрывчатого вещества (вес 185кг), расположенный в гондоле ракеты. Стартовый двигатель ракеты - твердотопливный 85РСД, маршевый - также твердотопливный 85РМД. Маршевый полёт в район цели осуществлялся на постоянной высоте, обеспечиваемой автопилотом по сигналам от корректора высоты. Система управления - радиокомандная. Планер - цельнометаллический, свободно несущий моноплан со среднерасположенным крылом. Цилиндрическая часть фюзеляжа плавно переходит в специально спрофилированную хвостовую часть, заканчивающуюся рулём направления. С целью уменьшения длины ракеты боевая часть - торпеда - размещена под корпусом ракеты, а минимальный поперечный габарит достигается за счёт складывания консолей крыла и киля (см.вид сзади)."

"Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами по данным собственных ГАС и внешних источников целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 55 км. Система управления стрельбой комплекса УРК-5 аналогична системе "Муссон" комплекса УРПК-4, однако введен дополнительный режим управления при стрельбе по надводным целям - ракета в этом случае летит на высоте 15м, а не 400, как это имеет место при стрельбе по подводным целям. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель. Максимальная дальность стрельбы может быть полностью реализована только при наличии внешнего целеуказания.
По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Скорость торпеды УМГТ-1 (разработчик - НИИ "Гидроприбор") - 41 узел, дальность хода 8 км, глубина хода 500 м, радиус реагирования системы самонаведения 1,5 км. УМГТ-1 отделяется от ракеты в расчетной точке маршевой траектории, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель и поражает её.
"

Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 Раструб-Б, Технический музей, г.Тольятти

Снизу на пилоне подвешивается 400-мм торпеда УМГТ-1

Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 Раструб-Б, Технический музей, г.Тольятти

Под обтекателем тепловая ГСН для работы УРК-5 в режиме стрельбы по надводным кораблям

Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 Раструб-Б, Технический музей, г.Тольятти

Отсутствуют стартовые двигатели ракеты - твердотопливные 85РСД

Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 Раструб-Б, Технический музей, г.Тольятти

Аппаратура радиокомандной системы

А теперь очень кратко об одной интересной особенности этого универсального ракетного комплекса. В движение УМГТ-1 приводит слабонагруженный водометный комплекс, источником энергии для которого служит водно-химически источник тока на серебряно-магниевой батарее (разработка ВНИАИ) активируемой морской водой. Используется открытая проточная схема обеспечения батарей электролитом. Из-за особенностей электросиловой установки - активация электролитом-морской водой - применение торпеды в пресных водоемах, а так же в Балтийском море невозможно. Корни этого "know how" растут аж из начала 1960-ых годов. Цитата: "Образцом для её батареи послужила выловленная американская торпеда Mk-44 с батареей, активируемой морской водой, – водно-химический источник тока (ВХИТ)". Источник: Максим Климов, "Морское подводное оружие: проблемы и возможности"
Ну и ещё один интересный факт. В связи с нехваткой современных образцов, а также продлением срока службы старых боевых кораблей, Главкомат ВМФ принял решение модернизировать в 2014 году старые противолодочные комплексы. В первую очередь речь идёт о 39 ракетах 85РУ ракетного комплекса "Раструб-Б". В частности, предполагается замена электроники, отвечающей за целеуказание.

Зенитная управляемая ракета В-600 комплекса М-1 «Волна»

ЗРК корабельного базирования М-1 «Волна» (1962) — аналог сухопутного комплекса С-125 «Нева». Оба комплекса использовали одни и те же ракеты, в том числе В-600, которая представлена на морской площадке Технического музея. Об армейской версии С-125 и его боевом применении было сказано много. Заинтересовавшимся предлагаю перейти вот по этим ссылкам: С-125 в Техническом музее, С-125 «Нева» в Музее Войск ПВО страны, Балашиха. Что же касается выставленной в музее ракеты, скажу несколько слов о её богатом внутреннем мире.
Унифицированная зенитная управляемая ракета В-600 (4К-90) разработана конструкторским бюро "Факел" (ранее ОКБ-2) под руководством Генерального конструктора ракеты П.Д. Грушина. Первая ступень ракеты В-600 явлется пороховой реактивный двигатель ПРД-36, снаряженный 14 одноканальными цилиндрическими пороховыми шашками общим весом 280 кг. На корпусе первой ступени были закреплены четыре раскрывающихся после старта стабилизатора. Вторая ступень представляет собой ракету, выполненную по аэродинамической схеме "утка" с крестообразными крыльями и рулями. Двигатель второй ступени был также пороховой, но снаряженный только одной шашкой весом 125 кг. Боевая часть ракеты - осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами.
Пусковая установка ЗИФ-101 (узнаёте индекс "Завода имени Фрунзе"?) представляет собой спаренную стабилизированную установку. Нижняя подвеска ракет на пусковых - принципиальное отличие корабельных ЗУР от сухопутных, которые помещены над направляющими. Каждая ЗИФ-101 имеет два вертикальных барабана по 8 зенитных ракет в каждом. Барабаны размещаются в погребе пусковой установке.

С нелёгкой руки историка-популяризатора А.Широкорада ЗРК М-1 «Волна» часто упоминается в связи с пожаром и последующей гибелью БПК проекта 61 «Отважный». Он же озвучил версии о диверсии на корабле и о влиянии индукционного тока, наведенного РЛС соседних кораблей. К этой же куче им прилеплены катастрофы линкоров "Новороссийск" и "Императрица Мария".
Если излагать кратко, то 30 августа 1974 года «Отважный» вышел в учебный полигон Черноморского флота. Одним из элементов учений должны были стать стрельбы ЗРК М-1 «Волна» в условиях радиолокационных помех. Ещё до начала стрельб на БПК произошёл самопроизвольный запуск двигателя одной из ракет В-601 кормовой установки ЗИФ-101, которая даже не должна была участвовать в учениях. Это привело к взрыву и пожару в погребе боезапаса №8. Помощь в борьбе с огнём с других кораблей была организована своевременно. Позже, из Севастополя подошли спасательные суда. Буксировка горящего корабля к берегу была начата буквально через час после начала пожара, но производилась неумело.
БПК проекта 61 должны сохранять плавучесть и положительную остойчивость даже после затопления трех смежных отсеков корпуса. На «Отважном» было затоплено четыре смежных отсека, но он держался на плаву. Прошло уже 5 часов с начала пожара и тут на корме взорвались авиационные бомбы и керосин для противолодочного вертолёта Ка-25. После этого вода затопила ещё два отсека, «Отважный» потерял остойчивость и затонул. Ниже приведены некоторые подробности этого печального события, имеющие отношение к интересующей нас ракете.

"После объявления учебной боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных барабанах хранились 15 ракет В-601 в боевом снаряжении ракетного противовоздушного комплекса "Волна", как положено по инструкции старшему по вахте в погребе, приказал по внутренней связи дежурившим в посту матросам подключить внешнее электропитание. Затем мичман с помощью тумблеров на пульте подал напряжение на механизмы поворота пусковой установки - 380 вольт и в цепь стрельбы (110 вольт). Сразу же после щелчка последнего тумблера он увидел через иллюминатор сильный сноп пламени на левом барабане. Не включив средства пожаротушения, мичман покинул пост и побежал по коридору в носовую часть корабля. В это время произошел сильный взрыв, ударной волной которого его отбросило в сторону...

Комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины гибели БПК "Отважный", в своем заключении предложила провести огневые натурные испытания средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного ракетного комплекса (ЗРК) "Волна" с ракетами В-601 на опытовом натурном отсеке корабля проекта 61.

В результате проведенных натурных испытаний опытового отсека в "Отчете междуведомственной Комиссии по проведению комплексных огневых натурных испытаний средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба ЗРК "Волна" с ракетами В-601 на опытовом отсеке корабля проекта 61", подписанном в начале 1980 года, был сделан следующий основной вывод: "Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК "Волна" и "Волна-М" обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью. В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя ракет они предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для корабля в целом, и обеспечивают локализацию аварийного процесса в пределах погреба без нанесения существенных повреждений оборудованию". Штатные выхлопные устройства погребов, - констатировала комиссия, - обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течение 1-2 секунд.
Как следует из заключения междуведомственной комиссии по испытанию опытового отсека, при выполнении предусмотренных инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса "Волна" мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения развитие аварии на БПК "Отважный" удалось бы предотвратить. Однако роковые восемнадцать секунд, упущенные незадачливым мичманом, решили трагическую участь корабля.
"
Источник: Гибель БПК Отважный в 1974 году

Ракета 9М33 ЗРК «Оса-М»

Ещё один экспонат с интересной историей - зенитная ракета, подписанная "РЗ-13". Рассказ о ней начнём с необычного упражнения: представим, что на дворе - 1960-ый год. На основе эксплуатации первых ЗРК и осмысления опыта локальных военных конфликтов, в СССР начинается разработка автономного самоходного армейского комплекса «Оса». К его созданию подталкивало три момента. Во-первых, появившиеся ЗРК загоняли авиацию на предельно малые высоты. Во-вторых, эти комплексы не были мобильными, т.е. не могли перемещаться вместе с войсками. Конструкторам и промышленности предстояло решить вопросы, характерные для армейской ПВО, но сильно отличавшиеся от задач прикрытия объектов. В-третьих, ВВС получили сверхзвуковые машины, например, Су-7, бороться с которыми армии было нечем.

Примерьте на себя ситуацию: в 1957 году в войсковую ПВО пошёл первый ЗРК СА-75 «Двина» с ЗУР В-750. Его огневой дивизион - это десятки единиц техники (кабины управления, антенные посты РЛС, пусковые установки и т.д.). Одна только аппаратура станции наведения ракет перевозится на пяти автомобилях ЗИЛ-157. А ведь всё это хозяйство надо состыковать кабелями, запитать от возимых дизельных электростанций, настроить и связать с остальными элементами комплекса. Нормативное время на перевод СА-75 из походного положения в боевое составляло 6 часов. Только значительно позже, по мере освоения ЗРК норматив на развёртывание сократили до 4, а затем и до 2 часов.

И вот три года спустя, в 1960 году, вам дают интересную инженерную задачу. Все боевые средства нового комплекса «Оса-М» нужно совместить на одной боевой машине. Соберите вместе РЛС разведки и наведения, пусковую установку, четыре ракеты, средства связи и топопривязки. Да, и чтоб не было слишком легко - источники электропитания нельзя выносить на прицеп, а РЛС СОЦ должна продолжать работать в движении. Массо-габаритные требования - жесточайшие, иначе шасси просто не увезёт всё это хозяйство. Кстати, шасси пока не существует. А ещё заказчики хотят, чтобы получившаяся у вас боевая машина было плавающей, умещалась в самолёт военно-транспортной авиации и не отставала на марше от прикрываемой танковой дивизии. Про всякие мелочи, типа размеров зоны поражения воздушных целей и говорить не стоит. Время развёртывания - менее 5 минут, а время реакции комплекса - не более 30 секунд. Срок исполнения - три года. И раз уж вы всё равно будете решать эту задачку, то заодно сделайте и морской вариант. Всё тоже самое, отличие только в одной букве: «Оса-М». Но чтоб он работал, заливаемый солёной водой, на качающейся палубе движущегося корабля. Нет, на морской модификации, в отличии от армейской, вариант пуска ракет с коротких остановок корабля не возможен.

Прошло три года. За это время с темы создания колёсного шасси ЗРК последовательно соскочили сначала Горьковский, затем Кутаисский автомобильные заводы, а КБ Тушинского машиностроительного завода №82 завалило создание ракеты 9М33. Комплекс не получался, более того, начались проблемы согласования основных элементов ракеты и комплекса, создаваемых разными подрядчиками. Не помогали даже нестандартные меры. Например, в 1962 году в НИИ-20 (основной разработчик ЗРК) объявили конкурс, по условиям которого за снижение массы комплекса на 1 кг полагалась премия в 200 рублей, а в случае выявления резервов в бортовой аппаратуре ракеты за каждые 100 грамм полагалось 100 рублей. Эта "мотивационная программа" действовала до 1968 года. Сколько было выплачено премиальных денег - не известно. Однако к концу 1963 года только-только начались испытательные пуски, естественно, по большей части неудачные.

Ракета 9М33 ЗРК «Оса-М», Технический музей, г.Тольятти

Ракета 9М33 ЗРК «Оса-М»

Ракета 9М33 ЗРК «Оса-М», Технический музей, г.Тольятти

Боевой разъём

Ракета 9М33 ЗРК «Оса-М» , Технический музей, г.Тольятти

Надпись РЗ-13 (эта ракета
предназначалась для экспорта)

Дело дошло до Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. Серьёзные люди подумали и всё решили: назначили нового главного конструктора Вениамина Павловича Ефремова (начинал с ЗРК С-25), разработку ракеты забрали у КБ завода №82 и передали ОКБ №2 Петра Григорьевича Грушина (создатель ракет для С-75, а в будущем - и других отечественных ЗРК), а заодно умерили требования военных к характеристикам ракеты. Колёсное шасси доверили Брянскому автомобильному заводу.
Весной 1970 года начались заводские испытания ЗРК, которые плавно переросли в государственные. Осенью 1971 году комплекс был принят на вооружение. Одновременно флот получил ЗРК «Оса-М». Общего у них остались только ракета и, в значительной степени, системы управления. Морской вариант также отличает возможность приёма целеуказания от корабельной РЛС обнаружения воздушных целей. ЗРК был установлен на СКР пр.1135, БПК пр.1134Б, авианесущие крейсера проекта 1143, тяжелые атомные ракетные крейсера 1144, 1234 и других. В ходе модернизации крейсеров проекта 68-бис комплекс «Оса-М» получили «Жданов» и «Сенявин». В 1975 году создали модификацию «Оса-МА», у которой нижняя граница зоны поражения опустилась с 60 до 25 метров. В 1980-ых появилась «Оса-МА-2», которая могла защитить от противокорабельных ракет, летящих в 5 метрах от поверхности моря.

Относительно боевого применения ЗРК «Оса-МА» можно вспомнить странный морской бой между группой кораблей Черноморского флота и кораблями ВМС Грузии, произошедший 10 августа 2008 года около побережья Абхазии в ходе войны в Южной Осетии. С грузинской стороны участвовали: гидрографическое судно «Гантиади» в сопровождении группы катеров. С российской стороны: большие десантные корабли «Цезарь Куников» и «Саратов» в охранении МРК проекта 1234.1 «Мираж» и МПК пр.1124М «Суздалец». Чуть в стороне шёл сухогруз под молдавским флагом, который чудом не попал под раздачу. Что точно произошло той ночью толком никто не рассказывает. Официальная версия говорит об удачно выпущенных с «Миража» ПКР П-120 и ЗУР 9М33, но изобилует уймой нестыковок.

Итак, мы в экспозиции Технического музея где "очень близко к земле" выставлена зенитная управляемая ракета 9М33. Как вы уже знаете, она унифицирована и применяется в составе всех модификаций ЗРК «Оса». Не удивляйтесь прочитав на её серебристом боку надпись: "РЗ-13". В переводе на русский язык это означает "Ракета Зенитная - РЗ, 13-й образец". Такой псевдоним отечественная 9М33 использовала при выезде на ПМЖ за границу (при поставках на экспорт в страны, не входящие в ОВД). Предположить, что эта ракета использовалась в ВМФ, с корабельным комплексом «Оса-М» меня заставляет только факт её помещения на площадку с морским вооружением. Полагаю, что эту ЗУР доставили в музей вместе с военно-морскими изделиями.
Пара слов относительно устройства ракеты. В носовой части располагаются: аппаратура радиоуправления и литерный ответчик, автопилот, радиовзрыватель, бортовой источник электропитания, боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом. В хвостовой части ракеты расположены: двигатель, антенны командного радиоблока и бортового ответчика, а также трассеры для сопровождения ракеты с помощью телевизионно-оптического визира «Карат». ЗУР не требует предстартовой подготовки, исключая установку литера бортовой радиоаппаратуры в процессе заряжения ПУ. Серийное производство ракеты было развёрнуто на Кировском машиностроительном заводе имени ХХ партсъезда.

Якорная контактная мина КПМ

В 1957 году на вооружение была принята якорная контактная с цепным минрепом мина КПМ. Это первый образец отечественной противодесантной мины. Проектирование ее началось в НИИ-3 ВМФ, а дальнейшие работы велись на заводе им. Куйбышева. Мина ставилась с надводных кораблей на малых глубинах (до 20 м) и предназначалась для поражения десантных судов. Мина имела 3 контактных взрывателя той же конструкции, что и в минах АПМ и «Лира». В ней предусматривалось 2 ступени предохранения: обычный гидростатический прибор и ртутный креповый замыкатель, обеспечивавший замыкание контактов в электрической цепи запала только при вертикальном положении корпуса мины. Якорь мины не имел воздушного ящика, а в качестве минрепа использовалась стальная цепь, которая по замыслу разработчиков должна была затруднять вытраливание мины контактным тралом.Габариты мины: длина 1,4 м, ширина 0,7 м, высота 0,8 м. Вес мины 350 кг, вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5) — 30 кг. Углубление ее 0,5–2 м.

Придонная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г

Придонная якорная реактивная всплывающая мина РМ-2Г с неконтактной глубоководной аппаратурой. Разработана НИИ «Гидроприбор» (главный конструктор А.Д.Ботов). РМ-2Г принята на вооружение в 1965 году. Конструкция: последовательное расположение функциональных блоков (система наведения, заряд взрывчатого вещества с запальным устройством, реактивный двигатель и якорь). Диаметр мины 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Серийно производилась на машиностроительном заводе им.В.В.Куйбышева.
Мины этого семейства (РМ-2 и РМ-2Г) интересны тем, что после срабатывания неконтактного гидролокационного отделителя, определяющего глубину нахождения цели, двигались к ней с помощью собственного реактивного двигателя. Точнее, боевая часть мины по прямолинейной траектории шла к объекту атаки. Взрыв мин производился в непосредственной близости от цели с помощью контактного или гидростатического взрывателя.

"Под руководством главного конструктора Л.П. Матвеева в 1960 г. разрабатывается и принимается на вооружение авиационная малопарашютная реактивно-всплывающая мина РМ-1. Эта мина была изготовлена большой серией и до настоящего времени составляет один из основных образцов мин авиации ВМФ. В 1963 г. на вооружение поступает реактивно-всплывающая мина для постановки из торпедных аппаратов подводных лодок — мина РМ-2. В дальнейшем (в 1965 г.) ее заменила глубоководная модификация, получившая наименование РМ-2Г. В отличие от КРМ новые реактивно-всплывающие мины могли применяться в районах с большими глубинами. Мина РМ-1 допускала постановку при глубине места от 40 до 300 м. Она устанавливалась в придонном положении, если глубина не превышала 150 м. В районах с глубинами, превышающими 150 м, постановка РМ-1 производилась как обычной якорной мины с углублением в 150 м. Глубоководная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г применялась в районах с глубинами до 600 м. При этом она могла устанавливаться в два яруса на глубине 150 м (верхний ярус) и на углубление 300 м (нижний ярус). Зона реагирования новых реактивно-всплывающих мин представляла собой усеченный конус, опрокинутый вершиной вниз. Высота конуса составляла 140 м, а диаметр основания равнялся 20 м."
Источник: Е.Литвиненко, В.Сидоренков, "Морское минное оружие" ( журнал ДВО РАН "Россия и АТР", №1/2004)

Универсальная донная мина УДМ-2

В 1961 году ВМФ СССР получили на вооружение большую авиационную донную мину УДМ, а несколько позже, в 1965 году - малую донную мину УДМ-500. Характерная черта УДМ, устанавливаемых авиационными носителями, - отсутствие традиционной парашютной системы, что дает очевидные тактические преимущества (скрытность и возможность постановки мин с малых высот). Современные донные мины имеют многоканальные взрыватели с датчиками, реагирующими на различные физические поля кораблей: акустическое, магнитное (индукционное), гидродинамическое (давление), электрическое и т.п. Принцип действия высокочувствительного неконтактного взрывателя с радиусом действия до 50-60 м обеспечивает локальность его отработки под кораблем и в сочетании с приборами срочности, кратности, комбинации каналов, телеуправления придает мине высокую противотральную стойкость. А расположение на грунте и заиливание делают мину малозаметной, что затрудняет ее обнаружение. Она может иметь также системы реагирования и уничтожения подводных противоминных аппаратов, действующих впереди по курсу тральщиков. Сроки хранения донных мин составляют не менее 20 лет, а источников питания - 10 лет. Мины сохраняют свою боеспособность на позиции в течение года и более, после чего могут ликвидироваться.

В 1970-1980-х годах на вооружение была принята авиационная донная мина УДМ-2, допускающая постановку с предельно малых высот. По документам, имеющимся в музее, им была передана именно УДМ-2.

Глубоководный минный защитник ГМ3

Морских мин мы насмотрелись достаточно. Теперь обратимся к теме их защиты от вытраливания. В военную и послевоенную пору главный враг заграждений из морских мин - контактные тралы. Основным направлением борьбы с такими тралами моряки выбрали установку минных защитников. Название требует пояснения: это вовсе не мина против тральщиков, а устройство для разрушения контактных тралов. Чаще всего такие минные защитники ставили в 1-2 ряда перед минными заграждениями.

"В развитии минного оружия наряду с совершенствованием боевых качеств мин придавалось существенное значение защите их от вытраливания контактными тралами. Основным направлением обеспечения такой защиты в то время считалось создание средств разрушения контактных тралов в виде минных защитников, выставляемых перед минным заграждением на пути тральных кораблей. В 1926 г. на вооружение флота поступил автономный минный защитник многократного действия МЗ-26, прототипом которого являлся образец 1912 г. Новый защитник действовал по схеме функционирования якорной мины.
После постановки в море магазин с 4 буйками отделялся от якоря и устанавливался на заданное углубление, затем один из буйков отделялся от магазина и, всплывая на длину буйрепа, создавал в вертикальной плоскости опасную зону для контактного трала. При касании тросом контактного трала буйрепа защитника последний скользил по тросу до ближайшего подрывного патрона и приводил его в действие. Взрыв патрона разрушал трос контактного трала, вынуждая противника приостановить тральные работы для ремонта или замены тралящей части. Оборванный буйреп приводил в действие механизм отделения второго буйка на магазине минного защитника, который всплывал и восстанавливал опасную зону для контактного трала. Таким образом, минный защитник действовал 4 раза (до израсходования всех буйков на магазине).
К недостаткам этого минного защитника можно отнести малую длину минрепа; недостаточное углубление магазина от поверхности воды; малую защитную зону — около 12 м. В то же время применение подобного минного защитника вынудило противника создавать уже в ходе войны глубоководные тралы, обеспечивающие движение тралящей части на глубине свыше 50 м.
"
Источник: А.Платонов, "Энциклопедия советских надводных кораблей"

Глубоководный минный защитник (ГМ3), Технический музей, г.Тольятти

Три буйка на магазине минного защитника ГМЗ

Итак, с увеличением глубин постановки якорных мин потребовались и соответствующие этим глубинам минные защитники. В 1943 году на вооружение флота был принят глубоководный минный защитник 3-кратного действия под шифром ГМЗ. Постановка защитника допускалась на глубинах до 395 метров плюс углубление магазина — от 56 до 100 метров. ГМЗ состоит из якоря (якорь от мины КБ), магазина с тремя буйками, тросов с патронами для перебивания тральной части. Принцип действия аналогичен описанному выше защитнику МЗ-26. В общих чертах: при встрече трала с буйрепом трос трала скользит по нему, вызывая взрыв патрона, который разрушает трал. Оборванный буйреп приводит в действие механизм отделения второго буйка на магазине минного защитника, который всплывает и восстанавливает опасную зону для контактного трала. Таким образом, минный защитник ГМЗ действовал 3 раза. Сами понимаете - тральщик, повредивший контактный трал, будет вынужден прервать боевое траление.

Авиационная малопарашютная плавающая мина АПМ

Самостоятельно идентифицировать изделия я не смог, но по информации, полученной от сотрудников музея, это контактная мина АПМ (1955 год, главный конструктор Ф.М.Миляков). История её создания берёт начало в 1939 году, когда слушатель Военно-морской академии Ф.М. Миляков изобрел прибор плавания, обеспечивающий надежное автоматическое плавание мины в зоне плавания в течение 10 суток и удовлетворяющий требованиям скрытности постановки мины с подводных лодок с глубины до 60 м без появления ее на поверхности воды. Цитирую по публикации Анатолия Артемьева "Авиационные морские мины" (журнал "Техника и вооружение", №8/2000):
"В 1955 году на вооружение поступила авиационная малопарашютная плавающая мина АПМ, выполненная в габаритах бомбы ФАБ-1500. Мина является усовершенствованным вариантом противолодочной плавающей мины ПЛТ-2. Это контактная электроударная мина, автоматически удерживающая заданное углубление с помощью пневматического прибора плавания, предназначенная для применения в районах моря с глубинами свыше 15м. Мина снабжена четырьмя взрывателями контактного действия, обеспечивающими ее взрыв при встрече с кораблем, имеющим ход не менее 0,5 узла. И если хотя бы один из взрывателей ломался, то происходил подрыв мины. Мина приводилась в боевое положение через 3,5-4,0 с после отделения от самолета и допускала установку на углубления от 2 до 7 м через один метр. В случае оборудования мины гидростатом "взрыв-потопление" минимальная глубина устанавливалась не менее 3 м. В случае падения на нетвердое препятствие, мелководье или при всплытии на поверхность моря на 30-90 с, следовал подрыв мины. Безопасность обращения с миной обеспечивалась тремя предохранительными приборами: инерционным, временным и гидростатическим. Парашютная система состояла из двух парашютов: стабилизирующего и основного.

"Принцип действия мины состоял в следующем. Через 3,5-4 с после отделения от самолета мина приводилась в состояние боевой готовности. Прибор срочности разарретировался, и часовой механизм приступал к отработке установленного времени. Инерционные предохранители подготавливались к срабатыванию от удара мины о воду в момент приводнения. Одновременно вытягивался стабилизирующий парашют, на котором мина снижалась до 1000 м над уровнем моря. На этой высоте срабатывал КАП-3, отделялся стабилизирующий парашют и вводился в действие основной, обеспечивающий снижение со скоростью 70-80 м/с. Если высота постановки оказывалась менее 1000 м, то основной парашют вводился в действие через 5 с после отделения от самолета.
При ударе мины о воду отделялся и тонул носовой обтекатель, срабатывал инерционный замок парашютного кожуха и тонул вместе с парашютом, от блока батарей подавалось питание на прибор плавания. Мина, за счет срезанной под углом 30° носовой части, независимо от высоты сбрасывания уходила под воду на глубину до 15 м. С погружением на глубину 2,5-4 м срабатывал гидростатический включатель и подключал запальное устройство к электросхеме мины. Удержание мины на заданном углублении обеспечивалось прибором плавания, работающим на сжатом воздухе и электроэнергии. Для силового воздействия использовался сжатый воздух, а для управления механизмами, обеспечивающими плавание, - электроэнергия блока батарей. Запасы сжатого воздуха и источников электроэнергии обеспечивали возможность плавания мины на заданном углублении не менее 10 суток. По истечении срока плавания, установленного прибором срочности, мина самоуничтожалась (в зависимости от установки затапливалась или подрывалась)
".

Глубинная бомба БПС

Советская глубинная бомба Х-57К. На заднем плане в "хаотичном порядке" реактивно-глубинные бомбы РГБ-60 и РГБ-25 для бомбомётов. Лично мне конструкция отечественной Х-57К почему-то сильно напоминает об американском изделии времён Второй Мировой войны - глубинной бомбе Mark IX. Впрочем, это может быть исключительно моим личным заблуждением.
Для меня остался непонятным ещё один момент: в Музее Балтийского флота, г.Балтийск на первом этаже, в зале подплава, стоит такая же глубинная бомба. Судя по фотографиям она была раньше снабжена табличкой "Глубинная бомба Х-57К", а в этом году я увидел на табличке надпись "Глубинная бомба БПС". Относительно последней процитирую А.Платонова: "В конце сороковых годов была создана глубинная бомба БПС, отличавшаяся от ББ-1 большей скоростью погружения. Бомба весом 138 кг несла 96 кг взрывчатого вещества. Корпус бомбы имел обтекаемую форму и оснащался стабилизаторами. Новая форма корпуса позволяла бомба БПС погружаться со скоростью до 4,2 м/с."
Так я и не разобрался, какой из вариантов названия советской глубинной бомбы считать правильным: Х-57К или БПС?

Глубинная бомба БПС и мина АПМ , Технический музей, г.Тольятти

Глубинная бомба БПС и мина АПМ

Глубинная бомба БПС, Технический музей, г.Тольятти

Глубинная бомба БПС

Торпедный аппарат ОТА-53-206

Предположительно, это ОТА-53-206 - торпедный аппарат ТК проекта 206 (шильдиков и иных маркировок не нашёл). В таком случае было бы интересно выяснить - не его ли 30-мм АУ АК-230 стоит в музее?

Несколько слов об эволюции торпедных аппаратов в ВМФ СССР. Первые серийные советские глиссирующие торпедные катера «Г-5» имели кормовые желобные торпедные аппараты. Торпеды располагались в открытых сверху желобах, носом по ходу катера и удерживались в них специальным стопором. Для производства выстрела торпеда выталкивалась из желоба, при этом специальное приспособление запускало двигатель. В момент выброса включался двигатель торпеды, которая падала в воду и начинала нагонять катер. Катер, который в момент залпа должен был идти со скоростью около 20 узлов (37 км/ч), но не меньше 17 узлов (31,5 км/ч), резко отворачивал в сторону. Торпеда же двигалась, сохраняя исходное направление, одновременно принимая заданную глубину и увеличивая ход до полного.
На катерах типа «Д-3» использовались уже бугельные торпедные аппараты БС-7. На палубе по бортам устанавливались конструкции с двумя бугелями каждая, в которых крепились торпеды калибра 533 мм образца 1939 года. При стрельбе бугели вываливались за борт, их клещи раскрывались, торпеда падала в воду и начинала движение. Выстрел производился с мостика катера при поджигании гальванического запального патрона. Недостатком таких аппаратов было открытое хранение торпед, которое могло привести к их повреждению.
На катерах проекта 123 (тип «Комсомолец») появились трубчатые ненаводящиеся аппараты, которые обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся торпед.
Послевоенные большие торпедные катера дальнего действия проекта 206 «Шторм» предназначались для ведения торпедных атак в прибрежных районах и в ближней морской зоне. Для этого на катерах были установлены 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ОТА-53-206, расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. ПУТС «Онега-4» получал информацию о надводных целях от РЛС кругового обзора МР-102 «Баклан». Торпедный автомат стрельбы на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление и решал торпедный треугольник, а также вводил данные в головки самонаведения торпед. «Онега-4» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по надводной цели одиночно и залпом дистанционно.

Теперь, относительно процесса торпедометания. Рассказывать о том, в чём слабо разбираешься - только людей смешить. Поэтому я приведу цитату из конференции на Форумах Авиабазы в теме Торпедные аппараты ВМФ СССР -фото-схемы-описания. Посмотрите как доходчиво, буквально на пальцах, описан процесс: "На самом деле это - довольно сложная задача. Калибр аппарата не просто большой - огромный. Масса торпеды - тоже. С другой стороны требуется начальная скорость порядка 15 м/с и давление, которое выдержит, по сути, жестянка. Поэтому у ТА самая прочная часть - это направляющие. По ним не только скользит торпеда, они придают жесткость всей конструкции. А лист АМГ, из которого свернут ствол, держит давление всего лишь в пару-тройку десятков атмосфер. Порох-то при таком давлении и не сгорит толком.
Вышли из положения довольно хитрым образом. Пороховой заряд горит в камере высокого давления, порядка 300 атмосфер. Для обеспечения этого давления камера высокого давления отделена от трубы соплом. Раз есть сопло и достигнуты критические параметры истечения, то горение порохового заряда никак не зависит от внешных условий. Далее поток расширяется в изогнутом расширяющемся газоводе и входит в казенную часть аппарата.
"

"Газогенератор крепится к усилению фланцем. Пороховой заряд размещается в гильзе от 76 миллиметрового патрона и состоит из 14 одноканальных шашек, размещенных в два яруса по 7 штук. Марка пороха - Н-870 (Н-886). Время горения - порядка полсекунды. Массу забыл, но порядка пару кило будет. У зарядов к 450 миллиметровых ТА - пять шашек, одна, центральная, циллиндрическая, а остальные - двухканальные, восмеркообразного сечения. Марка пороха - РСИ-12М. Гильза - та же, но обрезана. Масса заряда - порядка килограмма.
Воспламенение - стандартной гальваноударной втулкой ГУВ-5. Штатный способ - электрический, в случае отказа механический, рукояткой. Некоторые ТА оборудованы и пневмосистемой выстреливания торпед.
"

Торпедный аппарат ОТА-40

По хорошему, полное название должно включать номер проекта, на котором стоит ОТА-40. Т.е. что-то типа ОТА-40-204, где "204" это номер проекта малого противолодочного корабля. На МПК этой серии ставили четыре таких однотрубных 400-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами СЭТ-40. Аналогичные однотрубные ненаводящиеся торпедные аппараты устанавливали на ПСКР пр.133 (12 единиц за 1979-1993гг), МПК пр.204 (66 единиц с 1960 года), ПСКР пр.205П (137 единиц в 1967-1989гг), ПСКР пр.10410 (28 единиц с 1988г). Поэтому у меня нет никаких идей относительно типа корабля, с которого поступил в музей этот торпедный аппарат. Косвенно в пользу проекта 204 говорит тот факт, что МПК был вооружен 57-мм АК-725 (она же ЗиФ-31Б), т.е. той же артиллерийской установкой, которая также представлена на морской площадке Технического музея.

Пара слов относительно малогабаритных электрических самонаводящихся торпед СЭТ-40, которыми стреляли из таких вот 400-мм торпедных аппаратов. Освоение электрических торпед шло достаточно сложно, моряки не имели раньше дела с батареями одноразового действия. Цитирую по книге "Торпедная жизнь Лариона Бозина".
"В начале 70-х годов флот встревожила полоса протечек электролита из батарей МЗ-2 в торпедах СЭТ-40, содержавшихся в торпедных аппаратах надводных кораблей. Картина впечатляющая: электролит насквозь проедал корпус аккумуляторной батареи и алюминиевый корпус аккумуляторного отделения и "пузо" торпеды напоминало решето. Торпедисты управления всерьез полагали, что дело не только в конструкции батареи, но и в режиме обогрева. Случалось даже так, что обогрев торпед на кораблях приводил к расплавлению взрывчатого вещества."
...
"В 3 часа 40 минут по Владивостокскому времени на СКР-136 КВФ в средней трубе кормового торпедного аппарата произошел взрыв. В результате взрыва боевое зарядное отделение торпеды СЭТ-40 упало по трапу вниз, внутрь корабля в коридор кают, где и сгорело. Кормовая часть торпеды выбила заднюю крышку торпедного аппарата и улетела за борт. Жертв и пострадавших нет. "
...
Матрос-торпедист включил грелки торпедного аппарата и пошел себе спать. Так и проспал до самого взрыва. Грелки так нагрели аппараты, что электролит в батарее средней торпеды закипел и поступил в активную массу батареи. А дальше все по науке: возгорание батареи и взрыв.
"

Ну или вот такая точка зрения: "Нельзя сказать, что неприятностей с торпедами МГТ-1, САЭТ-60, СЭТ-40 с батареями одноразового действия на флотах не было. Были, и довольно серьезные. Были протечки электролита в аккумуляторные отделения торпед, были самозаливки, были пожары. Батареи одноразового действия на первых порах оказались весьма чувствительными к "человеческому фактору" и создавали аварийные ситуации на корабле даже при незначительных ошибках в действиях обслуживающего персонала. Там плохо поджали горловины торпеды - и при проверке подводной лодки на герметичность вакуумированием, разряжение проникло и в торпеду -получили самозалив. Там перегрели торпеду в торпедном аппарате электрогрелками - получили возгорание и т.д. Но сам по себе показатель, что в семидесятые годы процент содержания электрических торпед на кораблях достиг 75 процентов говорит сам за себя."
Источник: Гусев, "Такова торпедная жизнь"

Общая же оценка торпеды, которую она получила после устранения всех огрехов конструкции и производства - более чем положительная. Обойдёмся без формулировки доморощенных шапкозакидателей "изделие не имеет аналогов в мировой практике", а просто сравним с зарубежными одноклассниками: "В середине 1970-х гг., с передачей инозаказчикам кораблей, оснащенных 400-мм торпедными аппаратами, был разработан экспортный вариант 400-мм торпеды СЭТ-40УЭ , оснащенный экспортной модификацией активно-пассивной ССН "Сапфир". К этому времени первоначальные "детские болезни" торпеды СЭТ-40 были устранены, а простая и надежная ССН "Сапфир" стала итогом развития отечественных высокочастотных ССН с равносигнальным методом пеленгования. Несмотря на то, что по своим ТТХ она формально уступала новым зарубежным образцам, сохранение в ней высокочастотного диапазона позволило обеспечить хорошую работоспособность на малых глубинах (что было проблемой для новых низкочастотных ССН) . Входившая в состав многих отечественных торпед, эта ССН до сих пор стоит на вооружении многих стран. Последний раз торпеда с ССН "Сапфир" представлялась на Международном военно-морском салоне МВМС-2005 (ТЭСТ-71МЭ). "
Максим Климов, "Отечественное торпедное оружие на мировом рынке"

Пятитрубный торпедный аппарат ПТА-40-159 сторожевого корабля пр.35

Фактически, ПТА-40-159 это пакет из пяти уже знакомых вам однотрубных ОТА-40. Торпедный аппарат предназначен для пуска уже знакомых нам малогабаритных противолодочных торпед СЭТ-40. Идентификация экспоната вроде бы достаточно проста - на станине ТА сохранился шильдик. Отсюда и должна проистекать уверенность в типе торпедного аппарата, а также в проекте корабля, на котором он был установлен. Цифры "159" означают, что ТА стоял на сторожевом корабле проекта 159 типа СКР-1.

Вот только чуть ниже интересная надпись: ПР35. Это очень кстати! В справочной литературе читаем о том, как Зеленодольским ПКБ разрабатывались малые сторожевые корабли проекта 35. Они предназначались для борьбы с подводными лодками и являли собой дальнейшее развитие СКР проекта 159. В числе прочего вооружения они получили 2 пятитрубных 400-мм торпедных аппаратов ПТА-40-159, который комплектовался прибором для управления стрельбой по данным полученным от ГАС управления МГ-311 «Вычегда». Так что по носителю этого пятитрубного торпедного аппарата можно сказать достаточно точно: это СКР проекта 35. Возможен ещё вариант с СКР проекта 35М, но во-первых это не новые корабли, а доработка восьми единиц, проведённая после 1970 года. А во-вторых, давайте всё-таки доверять надписи на шильдике. На всякий случай, упомяну об отличиях по вооружению: на пр.35 (1 ПТА и 4 РБУ), а на пр.35М (2 ПТА и 2 РБУ).

В любом случае, корабли проекта 35 выпускались достаточно крупной серией (18 сторожевиков) и вряд ли мы сможем установить с какого именно был снят этот экспонат. Разве что случайно поможет год выпуска (1965-ый) и номер ТА (14383). Головной корабль под номером СКР-7 был заложен 26 января 1964 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Корабль был спущен на воду 23 марта 1962 года, вступил в строй 25 декабря 1964 года. Вся серия из 18 кораблей была построена на этом же заводе, последний корабль был сдан флоту в 1967 году.

Кстати, СКР-6, проекта 35 стал широко известен после того, как 12 февраля 1988 совершил навал на американский эсминец «Кэрон». Одновременно, СКР проекта 1135 «Беззаветный» осуществил навал на крейсер УРО ВМС США «Йорктаун». Цель действий советских кораблей - вытеснении американских боевых кораблей из односторонне заявленной 12-мильной зоны СССР.
СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца «Кэрон», повредив ему ему шлюпку и шлюпбалку (на самом сторожевике был смят фальшборт и погнуты леерные стойки). После навала на «Йорктаун» у американского корабля были согнуты леера, повреждена пусковая установка ракет «Гарпун», начался пожар. На «Беззаветном» тоже были согнуты леера, на базе обнаружилась пробоина в акустической «бульбе». После инцидента оба американских корабля вернулись в нейтральные воды и больше не заходили в советские территориальные воды.

Противокорабельная торпеда 53-57

Вообще, в минно-торпедном оружии мои познания очень скромны, поэтому я не проверял достоверность музейной таблички, поясняющей что это за экспонат. В связи с этим ограничусь цитированием: "Противокорабельная прямоидущая дальноходная бесследная торпеда. Торпеда разработана на базе трофейных немецких материалов по недоведенной до серии инголиновой торпеде с неконтактным взрывателем. Разработка дальноходной бесследной торпеды ДБТ с турбинным двигателем начата в 1949 г., разработчик - Ломоносовский филиал НИИ-400 (позже - НИИ "Мортеплотехника"), главный конструктор - Кокряков Д.А. Испытания торпеды проводились на полигоне №232 около Феодосии в 1954-1955 г.г. с надводного опытового корабля. Государственные испытания торпеды завершены в 1957 г. и торпеда принята на вооружение в декабре 1957 г. Серийное производство торпед 53-57 велось на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). Торпеда стала последней отечественной прямоидущей торпедой с обычной БЧ."
Источник: MilitaryRussia.Ru

Отдельно хочу сказать, что фотография торпеды на MilitaryRussia.Ru сделана как раз в Тольяттинском техническом музее. Но интересен не этот факт, а красноречивая подпись под снимком: "Торпеда 53-57 в Музее ОАО "АвтоВАЗ", 2010 г. Достоверность идентификации торпеды под вопросом."

Противолодочная торпеда СЭТ-53

За время перехода от предыдущего экспоната к этой торпеде, мои познания в торпедной технике особо-то не расширились. Начну с цитирования статьи с MilitaryRussia.Ru: "Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда. Создание первой отечественной самонаводящейся в двух плоскостях противолодочной торпеды велось на базе торпеды САЭТ-50 в НИМТИ (Минно-Торпедный Институт) ВМФ с 1950 г. Испытания опытного образца торпеды проходили на Ладожском озере в 1954 г. по оригинальной методике подледных испытаний, предложенной НИМТИ. Руководитель испытаний и главный конструктор - В.М.Шахнович. С 1955 г. работы по созданию торпеды переданы СКБ завода "Двигатель" и НИИ-400 (позже переименовано в ЦНИИ "Гидроприбор"), главным конструктором назначен первоначально В.А.Голубков, а затем - В.А.Поликарпов. В 1956 г. на заводе "Двигатель" по чертежам приготовленным в НИИ-400 изготовлены первые 8 экспериментальных торпед. Испытания опытной партии велись в том же году на Ладожском озере и на Черном море. В 1957 г. торпеда предъявлена на Государственные испытания в ходе которых произведено 54 выстрела торпед (проводились на Ладоге). Торпеда принята на вооружение в 1958 г. Модернизированный вариант СЭТ-53М разработан под руководством Г.А.Каплунова и принят на вооружение в 1964 г."

Фраза про "испытания опытной партии на Ладожском озере" - ничего особенного. Ну испытывали перед запуском в серию, всё правильно. А мы заглянем поглубже - откроем книгу "Торпедная жизнь Лариона Бозина":
"Промышленники те еще зубры и не раз ставили военных - и даже крупных начальников и адмиралов - деликатно скажем, в аховое положение. Первый образец противолодочной торпеды СЭТ-53 был разработан в военном институте. Аппаратура самонаведения частично повторяла технические решения аппаратуры торпеды САЭТ-50 (а та в свою очередь немецкой торпеды Т-5) Способность аппаратуры самонаведения (АСН) наводиться в двух плоскостях была доказана. Идет совещание о порядке передачи торпеды в серийное производство. И вдруг вопрос промышленников:
- А как же неконтактный взрыватель? (НВ). Ведь теперь цель может оказаться с любой стороны от торпеды, а не только сверху, как у САЭТ-50.
- Совещание закрывается! Перерыв на два месяца!
И капитан 3-го ранга Носов Андрей Иванович (впоследствии капитан 1-го ранга, преподаватель в Академии) срочно ставит два НВ торпеды САЭТ-50 в параллель и четыре огромных приемных катушки (немецкое наследство от торпеды Т-5) со всех сторон зарядного отделения, подтверждает стрельбой на Ладожском озере работоспособность взрывателя, замерами - приблизительно круговую характеристику радиуса реагирования НВ и, таким образом, "закрывает вопрос". Старые торпедисты помнят боевые и практические зарядные отделения с четырьмя огромными катушками. Так что такое техническое решение не плод изобретательской мысли, а результат срочной ликвидации прохлопа, допущенного еще на стадии разработки ТЗ.
"

Ну и ещё пара слов об оценке торпеды, получившейся у наших конструкторов: "Шедевром этого периода безусловно является противолодочная электрическая самонаводящаяся торпеда СЭТ-53, принятая на вооружение в 1958 г., и вскоре модернизированная - СЭТ-53М. Именно эта торпеда в условиях возрастающей угрозы атомных подводных лодок открыла новое направление в деятельности Минно-торпедного управления ВМФ, которое вскоре стало Управлением Противолодочного Вооружения ВМФ. Особенно удачной была торпеда СЭТ-53МЭ для поставки на экспорт.
Торпеда имела боевой успех: во время индо-пакистанского конфликта ею была потоплена пакистанская подводная лодка. Бурное развитие этого направления позволило оградить "фирму" от хрущевских покушений на ликвидацию минно-торпедного оружия в период "ракетизации" флота. Танкисты поднимают на пьедесталы танки, летчики - самолеты, водители - автомобили. Нам, торпедистам, следовало бы разместить именно эту торпеду и памятную доску с именами создателей СЭТ-53, хотя бы на некоторых торпедно-технических базах и на территории завода "Двигатель", где рождалась эта торпеда, с указанием фамилий тех, кто открыл новое направление в развитии торпед.
Теперь торпеды разделились на две основные группы: противолодочные и противокорабельные. Такое разделение просуществует всего 15 лет, и родится принципиально новая торпеда - универсальная по целям.
"
Источник: Гусев, "Такова торпедная жизнь"

В завершении кое-что относительно сравнения СЭТ-53 с ровесницами в условиях острой конкуренции на мировом рынке: "В середине 1960-х гг. была разработана экспортная модификация противолодочной торпеды СЭТ-53М с пассивной акустической ССН. В рамках своих ТТХ эта торпеда была вполне эффективной, как при применении с надводного корабля, так и подводных лодок. Дистанции обнаружения подводных лодок для гидроакустических станций (ГАС) 1960-х гг. ("Титан", "Вычегда", "Геркулес"), составляли несколько километров - то есть находились в зоне эффективного применения как реактивных бомбометных установок (РБУ), так и торпед СЭТ-53МЭ. Причем возможность уклонения цели от торпеды с пассивной ССН путем уменьшения скорости, парировалась возрастанием эффективности РБУ по малоскоростным целям, увеличение же скорости цели для "ухода от РБУ" - приводило к повышению эффективности торпед СЭТ-53МЭ - то есть торпеды являлись составной частью вполне эффективного (в тех условиях) и сбалансированного комплекса противолодочного вооружения экспортных надводных кораблей проектов 159АЭ, 61МЭ и других.
Для подводных лодок (например проекта И641) со среднечастотной ГАС МГ-10Э, обнаружение подводных лодок - целей также происходило на дистанциях эффективных для СЭТ-53МЭ, а наличие контакта ГАС в режиме шумопеленгования в этом случае гарантировало надежное обнаружение и захват шумов подводной лодки цели торпедой. Необходимо отметить, что пассивный режим работы ССН СЭТ-53МЭ обеспечивал ее эффективное применение и на малых глубинах.
"
Источник: Максим Климов, "Отечественное торпедное оружие на мировом рынке"

Унифицированный имитатор торпеды УИТ

Вынужден довериться музейной табличке. Будем считать что это унифицированный имитатор торпеды (УИТ). Принят на вооружение в 1969 году. Калибр 533 мм. Больше никакой информации по экспонату не имею. Поиск в интернет ничего не дал.

Быстроходный акустический трал БАТ-2

В тралах я разбираюсь ещё меньше чем в минно-торпедном вооружении, поэтому применительно к этим экспонатам у меня только цитаты. "Впервые столкнувшись с германскими акустическими минами, специалисты-минеры попытались использовать опыт англичан, которые рекомендовали стрелять в воду из пулеметов, подрывать в воде малые заряды или применять ударный трал, представляющий собой электрический отбойный молоток, помещенный в металлический корпус с мембраной. На Черноморском флоте все это пробовали, в том числе испытывали и первый образец акустического ударного трала на базе пневматического молотка. Однако этот трал, установленный на одном из кораблей, оказался неудачным — случаев подрыва им мин не было. Для траления акустических мин приходилось использовать быстроходные катера МО, которые при движении большими ходами создавали в воде шумы достаточной интенсивности для подрыва мин. Для экстренного удовлетворения потребностей флота пришлось в августе 1941 г. заказать в Великобритании акустические (29 комплектов) и петлевые электромагнитные тралы типа ЛЛ, которые вскоре доставили в СССР и стали немедленно применять на боевом тралении.
После разоружения одной из немецких мин с акустическим взрывателем определили его резонансную частоту, которая составляла 90—100 Гц. Для траления таких мин сотрудники акустической лаборатории Физического института Академии наук СССР предложили два варианта акустических тралов: шпиронный и днищевой. Излучатель шпиронного трала по форме напоминал кабельную катушку с двумя излучающими диафрагмами, между которыми помещался электроотбойный молоток. Первые электроотбойные молотки, изготовленные на Томском электромеханическом заводе, появились на флотах в июле 1942 г. Излучателем днищевого акустического трала являлся участок стальной наружной обшивки корабля, по которой стучал отбойный электрический молоток. Такие тралы устанавливались на баржевых электромагнитных тралах.

"Опыт боевого траления шпиронными и днищевыми акустическими тралами показал их низкую живучесть — взрывами мин на расстоянии 25—30 м от трала часто повреждались и диафрагма, и электромолоток. В 1942—1943 гг. электромолоток вмонтировали в корпус ведущего буя змейкового трала. После ряда конструктивных доработок этот трал в 1944 г. приняли на вооружение как поверхностный буксируемый акустический трал БАТ-2. Новый трал имел радиус действия до 120—150 м.
Разоружение и исследование конструкции немецких мин показало, что они имеют комбинированные неконтактные взрыватели (магнитно-акустические) и поэтому могут вытраливаться только одновременным воздействием магнитного и акустического полей, причем звуковое давление должно нарастать постепенно. Первоначально такие мины тралили с помощью электромагнитной трал-баржи, сопровождаемой катером МО в расстоянии 50—70 м. Позже для имитации акустического поля корабля стали применяться специальные пульсаторы, которые позволяли периодически изменять мощность акустического сигнала, создаваемого излучателем трала БАТ-2. Пульсатор обеспечивал совместную работу акустического и петлевого электромагнитного тралов.
"
Источник: А.Платонов, "Энциклопедия советских надводных кораблей"

Буй-носитель вибратора быстроходного глубоководного акустического трала БГАТ

"Впервые необходимость борьбы с гидроакустическими средствами и устройствами возникла после применения в ходе Второй Мировой войны немцами AHB мин, требующих для своего срабатывания воздействия гидроакустического поля ПЛ или НК. Такое воздействие оказалось возможным воспроизвести посредством акустического трала (AT). Первый отечественный шпиронный ударно-механический AT с пневматическим молотком КЕ-22 создан в ЦКБ-36 М.Г.Григорьевым в 1941 г., а в 1943 г. принят на вооружение AT БАТ-2 с электромолотком МПТ-2, который имел вероятность обеспечения траления мин с AHB 0,6-0,7.
В 1943 г. по инициативе Н.И.Шибаева электромолоток МПТ-2 (позже MПТ-5) вмонтировали в корпус ведущего буя змейкового трала. После конструктивных доработок он в 1944 г. поступил на вооружение ВМФ под шифром БАТ-2Г, который был эффективней AT БАТ-2Г на 10-15%. Для траления мин AHB которые срабатывали лишь при постепенном, нарастании акустического звукового давления, использовался пульсатор МУПФ-1/a, позволяющий периодически изменять звуковое давление, создаваемое AT БАТ-2 и его модификациями БАТ-2Г и БАТ-2П.
"

"В 1953 г. в НИИ-400 под руководством И.И.Сысоева был разработан и принят на вооружение более мощный быстроходный гидроакустический трал (БГАТ). Он допускал работу на скоростях хода до 14 узлов, мог тралить мины с AHB, реагирующими, как на абсолютное значение гидроакустического давления, так и на изменение его во времени и был эффективней предыдущих AT на 16-20%.
В 1958 г. на вооружение ВМФ поступили низкочастотные AT - АТ-1 и АТ-2, механизм излучения которых приводился в действие электродвигателем, а в 1960 г. - мощный широкополосный AT - АТ-3, заменивший тралы типа БГАТ. Эффективность траления мин с AHB была повышена на 10-12%.
"
Источник: Корж Иван Григорьевич, автореферат "Зарождение и развитие отечественного гидроакустического противодействия и подавления (40-е - 60-е годы XX века)"

Бесшточный бомбомёт БМБ-2

БМБ-2 («большой морской бомбомёт 2») — советский бесшточный бомбомёт поступивший на вооружение флота в 1951 году. Разработан в СКБ-101 (КБМ, ныне ФГУП «КБ машиностроения») под руководством Б.И.Шавырина. БМБ-2 должен был стрелять глубинными бомбами, имеющимися на вооружении ВМФ: ББ-1 и БПС. Этим требованием определялся калибр: 433 мм. Получилась относительно простая конструкция: на стационарной опорной платформе - ствол сравнительно малой длины. Бесштоковая система позволила упростить эксплуатацию оружия в сравнении с предыдущим БМБ-1. Поворотные механизмы отсутствуют, поэтому огонь можно вести только по траверзу корабля. Забрасывать глубинные бомбы ББ-1 или БПС можно на одну из расчетных дистанций: 40, 80 или 110 метров. Этим обеспечивалось увеличение площади бомбометания.
БМБ-2 получили ЭМ проектов 30бис и 56, тральщики проектов 254 и 265, СКР поектов 42 и 50. "Однако за время пути, собака могла подрасти..." Т.е. к моменту принятия на вооружение бомбомёт уже морально устарел. Всё-таки в 1951 году надо уже не VII серию гонять, а наследников XXI серии. Поэтому БМБ-2 постепенно был заменены на РБУ-1200 (1955 год) и РБУ-2500 (1957 год).

Бесшточный бомбомёт БМБ-2, Технический музей, г.Тольятти

РБУ-1200 и БМБ-2

Бесшточный бомбомёт БМБ-2, Технический музей, г.Тольятти

Слева виден фрагмент БМБ-1

Бесшточный бомбомёт БМБ-2, Технический музей, г.Тольятти

433-мм ствол БМБ-2

Реактивная бомбометная установка РБУ-1200

По первым советским бомбомётам и по их наследникам РБУ на военной-патриотическом сайте «Отвага» есть отличная статья Леонида Карякин, опубликованная ранее в журнале «Арсенал» №1 за 2012 год. Называется она "Эволюция противолодочных систем отечественных кораблей". Позволю себе процитировать небольшой фрагмент, в котором излагается вся необходимая информация для поверхностного знакомства с парой РБУ-1200, выставленных в Техническом музее:
"Первая отечественная установка РБУ с реактивной глубинной бомбой РБМ была разработана инженерами В.А.Артемьевым и С.Ф.Фонаревым под руководством генерал-майора С.Я.Бодрова еще в 1945 году. Ее принципиальная конструкция повторяла американский бомбомет «Mousetrap» и представляла собой пусковую установку рельсового типа с четырьмя направляющими с постоянным углом возвышения (аналогичную реактивным минометам М-13). Две таких установки размещались в носовой части корабля параллельно диаметральной плоскости, так что их наведение осуществлялось изменением курса. Залп из восьми глубинных бомб осуществлялся на дальность 260 м прямо по курсу и укладывался в эллипс размером 40х85 м. Глубинная бомба РБМ имела массу ВВ 25 кг, глубину применения до 210 м, скорость погружения 3,2 м/с. Она представляла собой глубинную бомбу БМ-1 с гидростатическим взрывателем К-3, к которой пристыковывалась хвостовая часть с пороховым зарядом и стабилизаторами.
В 1953 году для установок РБУ и РБУ-1200 была принята на вооружение новая реактивная глубинная бомба РГБ-12 (масса ВВ 32 кг) с дальностью стрельбы 1200-1470 м и скоростью погружения 6…8 м/с. Она комплектовалась гидростатическим взрывателем К-3 (К-3М), а с 1954 года – контактно-дистанционным КДВ, который обеспечивал подрыв на глубинах до 330 м, или при ударе о корпус ПЛ. Эллипс рассеивания составлял 70х120 м. РБУ устанавливалась на охотниках за подводными лодками пр.122А и сторожевых кораблях пр.42, а также некоторых кораблях военной постройки после их капитального ремонта и перевооружения.
"

"В 1955 г. на вооружение ВМФ СССР была принята первая послевоенная реактивная бомбометная установка РБУ-1200, разработки НИИ-1, входящая в систему «Ураган». Пятиствольная ПУ с дистанционным вертикальным наведением имела стабилизацию по качке и обеспечивала дальность стрельбы реактивных глубинных бомб РГБ-12 от 400 до 1450 м с эллипсом рассеивания 70 x 120 м. Для новых реактивных бомб РГБ-25 (масса ВВ 25,8 кг, скорость погружения до 11 м/с, глубина применения до 350 м) дальность стрельбы достигала 2500 м. Принципиальным отличием системы являлась возможность автоматического ввода данных о дальности до цели, ее курсе и глубине, полученные от гидролокационной станции, которые обрабатывались посредством приборов управления ПУСРБ «Ураган», а момент стрельбы определялся и производился в автоматическом режиме. Залп одной установки из пяти бомб происходил за 2 секунды. И хотя количества стволов одной РБУ было мало для полноценного залпа, это компенсировалось наличием на корабле сразу нескольких ПУ.
Несмотря на то, что наведение РБУ-1200 в горизонтальной плоскости могло производиться только поворотом корабля, а заряжание пусковой установки было ручное, благодаря своим малым размерам она стала основным противолодочным вооружением советских охотников за подводными лодками пр.122-бис послевоенной постройки, пограничных кораблей и тральщиков пр.266М. Позднее эти установки практически без доработок получили современные отечественные малые противолодочные корабли пр.12412 и пограничные пр.12412П (строились с 1977 по 1994 гг.). РБУ-1200 также поставлялась на экспорт в Китай, Северную Корею, Вьетнам, Румынию, Индию и на Кубу. Кроме того, китайцы, на базе этой установки разработали и серийно производили реактивные бомбометы Тип 62 и Тип 81 (5-ствольные), Тип 3200 (6-ствольные), FQF-2500 (12-ствольные), которыми вооружали корабли собственной постройки.
"

"Первые отечественные РБУ можно сравнить с английским 3-ствольным бомбометом Mk10 «Limbo», который был создан по такому же принципу в 1950 году. Его стабилизированная по качке пусковая установка имела наведение по азимуту и фиксированный вертикальный угол стрельбы. Стрельба велась на дальность от 360 до 910 м по целеуказанию гидроакустической станции Тип 170, при этом система управления автоматически вырабатывала данные по наведению на цель и определяла момент выстрела. Боезапас составлял 51 глубинную бомбу калибра 300 мм и массой 180 кг. В отличие от советской РБУ-1200, английский бомбомет «Limbo» имел механизированную систему заряжания и более мощный боеприпас, а также более совершенную систему управления. Меньшее количество направляющих пусковой установки компенсировалось относительно высокой точностью стрельбы. Бомбомет состоял на вооружении ВМС Великобритании и Канады вплоть до 1980-х годов, когда был окончательно заменен самонаводящейся противолодочной торпедой Мк 44."

Бесшточный бомбомёт БМБ-1

Габаритно-весовой макет зенитной управляемой ракеты 9М38

Зенитная управляемая ракета 9М38 использовалась в составе ЗРК 2К12М4 «Куб», 9К37 «Бук» и корабельного М-22 «Ураган». Перед нами габаритно-весовой макет в транспортном контейнере. Он используется для тренировки личного состава операциям по транспортировке и перегрузке ракет. Судя по расколотому макету тренировка была не слишком удачной и 9М38ГВМ передали в музей.