Навигация по странице:
Подвижной радиовысотомер ПРВ-9 (1РЛ19) «Наклон-2»
Подвижный радиовысотомер ПРВ-13 (1РЛ130) «Надежность»
Подвижный радиовысотомер ПРВ-17 (1РЛ141) «Линейка»
Мобильная двухкоординатная РЛС дальнего обнаружения П-14 (5Н84А) «Оборона»
Радиолокационный запросчик 73Е6
Мобильная двухкоординатная РЛС метрового диапазона волн П-18 (1РЛ-131) «Терек»
Мобильная маловысотная двухкоординатная РЛС дециметрового диапазона волн П-19 (1РЛ134) «Дунай»
Приемо-передающая кабина двухкоординатной РЛС кругового обзора (дальномер) П-35 (1РЛ110) «Сатурн»
Приемо-передающая кабина РЛС кругового обзора из состава РЛК П-80 «Алтай»
Наземный радиолокационный запросчик 1Л22 «Пароль-4»
Антенная машина станции тропосферной радиорелейной связи Р-410М-7,5 «Диагноз-2»
Антенная машина станции тропосферной радиорелейной связи Р-412Ф «Торф-2»
Радиолокационная станция орудийной наводки СОН-9 (сантиметровый диапазон)
Камеры Nikon D50, Nikon D7000, объективы Nikkor 18-70mm f/3.5-5.6 DX, Tamron 17-50mm f/2.8
26.09.2010, 1.04.2012, 1.08.2012, 26.09.2012, 16.07.2013, 18.07.2013, 24.08.2013, 24.04.2014.
Необходимым предисловием для страницы с фотографиями радиотехнических средств ПВО, представленных в Техническом музее АвтоВАЗ является некоторое подобие технического ликбеза, основанного на статье Вячеслава Козлова Проблема третьей координаты. В статье четко и просто объясняются истоки специализации РЛС в период после окончания Второй мировой войны, когда средства воздушного нападения интенсивно расширяли диапазоны высот и скоростей их применения. В указанный промежуток времени радиолокационные системы строились по принципу сочетания двух специализированных РЛС: дальномер — высотомер. Если радиовысотомеры выполняли более-менее сходные задачи, то задачи стоящие перед дальномерными РЛС (измеряющими азимут и дальность до цели) были куда более разнообразны.
Дежурные РЛС метрового диапазона формировали дежурное радиолокационное поле, при этом от них не требовалось высокой точности определения координат.
Мощные РЛС боевого режима в коротковолновом (дециметровом и сантиметровом) диапазоне волн решали задачи радиолокационного обеспечения на дальностях до 200 км с обеспечением высокой точности определения координат (азимута, дальности).
Маловысотные РЛС в коротковолновом диапазоне решали задачу обнаружения низколетящих целей в диапазоне высот от 100 до 6000 м и на дальностях до 100 км.
В 1960-ых годах наука и промышленность отошли от от принципа дальномер — высотомер и перешли к созданию высокопроизводительных трехкоординатных РЛС. В результате в войсках появились трехкоординатные РЛС малых высот 19Ж6 (СТ-68У), дециметрового диапазона 5Н69 (СТ-67), позднее РЛС средних и больших высот сантиметрового диапазона 22Ж6М "Десна-М" и метрового диапазона 55Ж6 "Небо". Возросшая эффективность боевого применения новых РЛС предопределила окончание "эпохи высотомеров". В настоящее время радиовысотомеры типа ПРВ-13, ПРВ-16, ПРВ-17 продолжают эксплуатироваться с двухкоординатными РЛС устаревших типов, но количество их ежегодно снижается.
ПРВ-9 обеспечивал требуемые рубежи обнаружения по низколетящим целям и применялся для совместной работы с маловысотной РЛС дециметрового диапазона П-15 "Тропа" и РЛС метрового диапазона П-12 "Енисей", как на стационарных позициях, так и в составе подвижных формирований РТВ. Слово "подвижных" тут ключевое. Дело в том, что в 1950-ых годах радиовысотомеры, используемые в ПВО, имели большое число транспортных единиц и большое время развертывания, что не удовлетворяло требованиям ПВО Сухопутных войск, которым требовался мобильный радиовысотомер. Ответом на эту задачу стала разработка ПРВ-9 начатая в 1958 году ОКБ Лианозовского электромеханического завода. Через 2 года коллектив главного конструктора Льва Шульмана представил ПРВ-9 на государственные испытания по окончании которых высотомер был принят на вооружение.
В том же году была начата разработка автомобильного варианта высотомера — ПРВ-9А, как составной части мобильной РЛС обнаружения (дальномера) П-40Д (1РЛ128Д) "Броня". Высотомер ПРВ-9А в 1962 году проходил государственные испытания в составе РЛС "Броня" на Донгузском полигоне (Оренбургская область) и был принят на вооружение. Производился на Лианозовском электромеханическом заводе.
Аппаратура радиовысотомера была построена на элементной базе первого поколения (на пальчиковых радиолампах с использованием навесного монтажа; в стабилизаторах блоков питания использовались транзисторы). Тем не менее, конструктив радиовысотомера очень компактен: вся аппаратура размещалась в прицепе очень небольших габаритов. Перегородками этот небольшой прицеп был раделен на три отсека. В первом (вход через дверь сбоку кабины) размещалось основание антенной колонки, часть антенно-волноводного тракта, электромашинный усилитель (ЭМУ) системы вращения антенны. Во втором, среднем отсеке, по правому борту размещались шкафы модулятора, генератора СВЧ и системы управления, конторля и защиты. По левому борту в типовых блоках рамещались вся остальная аппаратура, кроме шкафа индикатора высоты. Шкаф индикатора высоты размещался в третьем отсеке. Индикатор высоты мог выноситься из кабины на пункт управления подразделения на расстояние до 300 метров.
Дополнительно:
ПРВ-9 (1РЛ19) «Наклон-2» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
ПРВ-13 (1РЛ130) «Надёжность» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
ПРВ-17 (1РЛ141) «Линейка» в Техническом музее АвтоВАЗ. Тольятти.
ПРВ-9. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
ПРВ-10. Музей Войск ПВО страны, Балашиха
Последним в ряду высотомеров отечественного производства стал ПРВ-17 "Линейка" (1973 год). В нем имелся надежный электромеханический привод вращения, при этом удалось реализовать достаточно широкие возможности по реализации программного кругового обзора. Высотомер был выполнен на перспективной элементной базе 3-го поколения с использованием плат навесного монтажа, имел новый передатчик на базе нового же генераторного прибора — платинотрона (в отличие от предшественников, генератором у которых был магнетрон, обладающий менее стабильными характеристиками), новую систему селекции движущихся целей в твердотельном исполнении. Это позволило существенно улучшить показатели защищенности от пассивных помех. Для значительного повышения характеристик по защите от активных помех впервые была реализована возможность работы с круговой поляризацией сигнала. Высотомер обнаруживал цели летящие на высоте до 85 км, при этом цель на высоте 10 км обнаруживалась на дальности 310 км (воздушая цель летящая на высоте 100 метров обнаруживалась на рубеже 45 км).
В 1959 году на вооружение ВС СССР была принята мобильная двухкоординатная радиолокационная станция дальнего обнаружения П-14 (5Н84А) "Оборона". РЛС дежурного режима разработали в СКБ Горьковского телевизионного завода для решения задач дальнего обнаружения, а также измерения дальности и азимута воздушных целей при работе в составе АСУ или автономно. Главный конструктор — Василий Иванович Овсяников. СКБ ГТЗ к тому времени имело богатый и уникальный опыт создания и сопровождения производства РЛС метрового диапазона волн П-3, П-8, П-10, П-12.
Один опытный образец РЛС был направлен на государственные испытания на Донгузский полигон ГРАУ (Оренбургская область). Испытания станции проходили успешно. Однако не обошлось без ЧП, в результате которого госиспытания были прерваны. Расчет станции своевременно не включил систему обогрева для снятия обледенения с панелей антенного зеркала. Это привело к разрушению панелей и самой системы обогрева. Госкомиссия, тем не менее, претензий не предъявила, т.к. было решение о специальной проверке прочности антенны в экстремальных условиях. Экспериментальный цех в течение 10 дней изготовил усиленные панели, которые спецрейсом были доставлены на полигон. За три дня антенна была восстановлена.
В начале 1959 года три из первых четырех РЛС были отправлены железнодорожным транспортом в войска. Одна из них — на мыс Фиолент в 20-ти км от Севастополя, другая — в район озера Хасан на Дальнем Востоке, третья — в Азербайджан. Пятый комплект был направлен на периодические контрольные испытания. Всего с 1959 по 1976 года на Горьковском телевизионном заводе имени Ленина был выпущен 731 комплект из которых 24 — на экспорт.
Антенно-мачтовое устройство, полуприцеп АнП-1 РЛС 5Н84А П-14 «Оборона»
Первые образцы РЛС поставлялись в войска с двумя комплектами антенн, одна из которых устанавливалась на основной позиции, другая — на запасной. Впоследствии запасные антенны довольно широко использовались для подключения к РЛС П-12, серьезно увеличивая ее зону обзора. Аппаратура была построена на элементной базе первого поколения, всего использовалось около 360 радиоламп.
Позже была создана помехозащищенная модификация "Лена". Также существовал экспортный вариант 5Н84АЭ, с кондиционером охлаждения воздуха.
В центре фотоснимка хорошо видна параболическая антенна РЛС метрового диапазона волн с размахом зеркала 32 метра при высоте 11 метров. Трудно назвать такое сооружение мобильным. Скорее это транспортируемая РЛС, размещаемая на шести транспортных единицах (два полуприцепа с аппаратурой, два — с антенно-мачтовым устройством и два прицепа с системой энергоснабжения). На отдельном полуприцепе имеется выносной пост с двумя индикаторами, который может быть удален от станции на расстояние до 1 километра.
Интересную оценку РЛС П-14 я встретил в <мемуарах Бена Рича одного из конструкторов Lockheed Corporation : "... наши русские друзья разработали новый радар Tall King, который, судя по всему, сможет обнаруживать цель примерно в три раза менее заметную, чем Blackbird. При этом мы добились заметных успехов в снижении ЭПР, и наши эксперты говорят, что существует лишь один шанс из ста, что нас заметят и практически нет шансов того, что нас отследят”. Наш главный химик Мел Джордж помог нам разработать специальное антирадарное ферритовое покрытие с добавлением асбеста (задолго до того, как это слово стало ругательным), чтобы оно могло выдержать жестокий жар от трения передних кромок самолёта о воздух. Это покрытие эффективно снижало ЭПР и составляло около 18 процентов от всех материалов самолёта. Фактически, Blackbird стал первым малозаметным самолётом; его ЭПР была значительно ниже, чем у более позднего бомбардировщика B-1B."
Радиолокационный запросчик 73Е6 предназначен для опознавания воздушных объектов в составе радиолокационной станции 5Н84А (также может использоваться с РЛС 5Н87, 64Ж6, 5Н69). Принят на вооружение в 1977 году.
Под занавес — снимки одной из составных частей РЛС П-14. Это не антенна наземного радиолокационного запросчика, как её иногда идентифицируют на форумах, а дополнительная антенна А5 (прицеп АнП-2).
В конце 1950-х годов в СССР была разработана и принята на вооружение двухкоординатная дециметровая РЛС кругового обзора П-35 с повышенными энергетическими характеристиками и повышенной точностью определения. Станция использовалась в ПВО Сухопутных войск, ПВО страны, ПВО ВМФ и обнаруживала цели на дальности 350 км. Двухкоординатной РЛС называлась потому что измерялись азимут и дальность цели, высоту же полета определяли отдельные устройства — радиовысотомеры.
В состав комплекса в зависимости от комплектации входило 6-8 единиц техники. В музее выставлена приемо-передающая кабина (кстати, смонтирована на лафете 100-мм зенитного орудия). Нормативное время развертывания РЛС тренированным расчетом (8 человек) — 12 часов. О трудоёмкости этого процесса можно судить по одной из операций: штатный гусеничный тягач сборным крановым устройством навешивал 800-кг зеркала антенных систем.
Радиолокационный комплекс П-80 "Алтай" — трехкоординатный ламповый помехозащищенный радиолокационный комплекс боевого режима с передатчиком магнетронного типа. Предназначен для обнаружения и сопровождения воздушных целей на средних, больших и малых высотах и наведения на них авиации ПВО. Обладает высокими тактическими возможностями по обнаружению практически всех типов самолетов, в том числе и крылатых ракет, в условиях интенсивных активных помех на фоне отражений от земли. Применялся автономно или в составе автоматизированного радиолокационного узла, оснащенного системой АСУ 5Н93М "Межа". Производился в СССР с 1962 года, выведен из эксплуатации в 1980-ых годах. Комплекс принимал участие в отражении атак авиации НАТО в 1999 году в составе сил ПВО Югославии.
Радиолокационный комплекс имел в своём составе 2 приемо-передающие кабины, 2 модуляторные кабины, кабину техпоста и кабина с индикаторами, а также 2 (или 4) радиовысотомера. Наличие в РЛК 4-х радиовысотомеров обеспечивало относительно высокую производительность комплекса по всем трем координатам (10-12 целей за 10 секунд).
Дополнительно: П-80 "Алтай" — радиолокационный комплекс
Начиная с 1969 года в войска поступали каналообразующие станции дециметрового диапазона типа Р-410 “Атлет”. Станции широко использовались для создания мобильных и стационарных линий тропосферной связи в оперативно-тактическом звене управления Вооруженными Силами. Они имели несколько модификаций и отличались, в основном, диаметром применяемых антенн (5.5, 7.5 и 10 метров). Соответственно размеру антенного зеркала, интервалы линии составляли от 130 до 160 км. Станции типа “Атлет” могли формировать тропосферную линию протяженностью до 10 интервалов. В такой линии обеспечивалась дуплексная передача до 12 телефонных каналов. В музее выставлен улучшенный вариант станции "Атлет" — антенная машина станции тропосферной радиорелейной связи Р-410М-7,5 "Диагноз-2". Число 7,5 в названии означает диаметр зеркала параболы 7,5 м.
Подвижная радиолокационная станция орудийной наводки СОН-9 разрабатывалась по заданию ГАУ в 1948–1950 годах под руководством М.Н.Полозова. СОН-9 и её помехозащищённая модификация СОН-9А совместно с прибором управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-6 (или ПУАЗО-5) создавались для обслуживания войсковой зенитной артиллерии. Станции позволяли обнаруживать воздушные цели на дальностях не менее 55 км независимо от видимости и состояния погоды, определять непрерывно текущие координаты цели (азимут, угол места, наклонную дальность) и передавать их на ПУАЗО и прожектор. Использовались режимы автоматического кругового, автоматического секторного или ручного поиска, а также обнаружения целей по данным целеуказания, полученным от от РЛС кругового обзора и дистанционное управление положением антенны от визирной колонки ПУАЗО.
"Существенным недостатком СОН-9 было отсутствие в ней аппаратуры для защиты от помех, что вынуждало текущие координаты целей в условиях помех определять оптическими визирами ПУАЗО и оптическим дальномером, которые в свою очередь были зависимы от погодных условий и времени суток. В 1950 г. станция проходила полигонные испытания (инженер-испытатель Г. М. Струнский), где показала характеристики, соответствовавшие заданным, и была принята на вооружение Сухопутных войск. К началу 50-х годов, благодаря проведенным в ряде НИИ промышленности и Военного министерства исследованиям по защите РЛС от активных (радиотехнических) помех, ГАУ поставило перед разработчиками станции СОН-9 задачу создания второго варианта станции, обеспечивавшего стрельбу ЗА в условиях применения противником помех.
Поскольку СОН-9 получила высокую оценку Сухопутных войск ПВО, она явилась конструктивно-технологической основой новой разработки, с той лишь разницей, что ее передающая и приемная системы при наличии активных помех шумового типа могли перестраиваться для работы на другие частоты.
Основные тактико-технические данные станции СОН-9А были идентичны РЛС СОН-9. При наличии помех станция автоматически или вручную переходила на другую рабочую частоту. Для этого в приемной системе были устройства автоматической перестройки станции (АПС), обеспечивавшие управление механизмами перестройки магнетрона, гетеродина, работавшего на клистроне, и антенного переключателя. Работа АПС была основана на принципе быстрого, скачкообразного перехода станции на новую фиксированную частоту, свободную от помех.
Государственные испытания СОН-9А, проведенные на полигоне в 1955–1956 гг., подтвердили соответствие ее параметров заданным требованиям. Вскоре станция была принята на вооружение и поставлена на серийное производство. Как и СОН-9, станция нашла широкое применение и получила высокую оценку войск."
Источник: М.М.Лобанов. "Развитие советской радиолокационной техники"
В августе 1953 года Днепровскому машиностроительному заводу было поручено организовать выпуск изделий "Гром-2" ("СОН-9" или "Заказ 40"). Для завода это был первый опыт постановки в производство функционально законченного радиолокатора. С этого момента на заводе началось освоение производства антенно-фидерных устройств, антенных колонок, волноводовных трактов и прочих компонентов РЛС. Был создан головной цех по выпуску РЛС, а в заводском КБ — 5 специализированных лабораторий. Сокращению сроков запуска в производство нового изделия способствовало ознакомление с опытом Свердловского и Ульяновского заводов (технологии пайки, сварки, механической обработки, шаблонной вязки жгутов). В результате уже в октябре 1954 года заказчику было сдано первые два комплекта РЛС СОН-9. После принятия на вооружение СОН-9А завод начал выпускать "Заказ 40А" (несекретное наименование "Глобус"). Всего за период с 1954 по 1959 годы Днепровский завод поставил в войска более 600 РЛС модификаций СОН-9 и СОН-9А.
Интересный факт из жизни студентов, изучавших СОН-9 на военной кафедре в Горном институте: "Практиковался на кафедре еще один способ сдачи экзаменов. Тому, кто со второй попытки все-таки не смог сдать, предлагалось пересчитать количество дырок в антенне, и экзамен считался сданным, если ошибка не превышала 1 дырки. А дырок в антенне несколько тысяч. Сколько их точно, думаю, не знает никто." Источник: Валерий Бузо
Речь идёт о задаче пересчитать отверстия в параболическом отражателе диаметром 1,5 метра с несимметричным вибратором, в рабочем режиме вращавшимся на крыше станции.