Техника и снаряжение воздушно-десантных войск в Техническом музее. г.Тольятти


120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-С»

120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-С» принято на вооружение Воздушно-десантных войск в 1981 году. Шасси выполнено на базе плавающего гусеничного бронетранспортёра БТР-Д. Силовая установка состоит из дизельного двигателя 5Д20 мощностью 240 л.с.
В сварной башне из стальных броневых листов установлено нарезное казёнозарядное артиллерийское орудие 2А51, способное вести стрельбу прямой наводкой и с закрытых огневых позиций как минами, так и артиллерийскими снарядами. Заряжание ручное. Может десантироваться парашютно-реактивным способом с самолётов типа Ан-12, Ан-22 и Ил-76.

Боевая машина десанта БМД-2 «Будка» (Объект 916)

БМД-2 «Будка» создана на базе БМД-1, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с самолётов военно-транспортного авиации. Принята на вооружение в 1985 году.

БМД-2 оснащена 30-мм орудием 2А42, спаренным и курсовым 7,62-мм пулеметами ПКТ, а также противотанковым ракетным комплексом 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс».

Бронетранспортёр десантный БТР-Д

Бронетранспортёр десантный БТР-Д — советский авиадесантный бронетранспортёр. Создан Волгоградским тракторным заводом на базе боевой машины десанта БМД-1 и, как и она, предназначался для вооружения Воздушно-десантных войск и мог десантироваться парашютным способом. Серийно производился с 1974 года, в отличие от практически всей другой лёгкой советской бронетехники, на экспорт не поставлялся и поступал на вооружение только СССР. Использовался советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР применялся Россией в Чеченской войне.

Появление БТР-Д было вызвано малой вместимостью БМД-1, затруднявшей полное перевооружение на него воздушно-десантных войск. БТР-Д на 800 кг тяжелее базовой машины и конструктивно отличается от неё прежде всего удлинённым на 483 мм корпусом с дополнительной парой опорных катков, отсутствием башни и увеличенной высотой среднего отделения, в котором в дополнение к троим членам экипажа располагаются девять десантников. Штатное вооружение БТР-Д состоит из двух курсовых пулемётных установок, аналогичных БМД-1, десант может также вести стрельбу через амбразуры из личного оружия. На базе БТР-Д, в свою очередь, был создан ряд специализированных вариантов, таких как носитель ПТУР, машина для перевозки расчётов ПЗРК, командно-штабная машина и ряд других.

Боевая машина десанта БМД-1 и парашютно-реактивная система ПРСМ-915

Работы по созданию боевой машины пехоты для вооружения Воздушно-десантных войск СССР была начата по инициативе командующего ВДВ В.Маргелова. Необходимость создания бронированной транспортно-боевой машины усиливалась и изменениями в военной доктрине, прежде всего широким распространением тактического ядерного оружия. Для обеспечения действий десантых войск требовалась машина, схожая по концепции с разрабатывавшейся для Сухопутных войск БМП-1 и обеспечивающая как транспортировку десантников и ведение ими боя из-под брони машины на радиоактивно заражённой местности, так и борьбу с бронетехникой противника и его танкоопасными средствами. Сама БМП-1, хоть и была авиатранспортабельной, не удовлетворяла ВДВ из-за того, что основным советским военно-транспортным самолётом того периода Ан-12 могла перевозиться только одна 13-тонная БМП, к которой вдобавок не существовало систем парашютного десантирования.

Основное вооружение БМД-1 составляет 73-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка 2А28 «Гром». 2А28 имеет ствол-моноблок, вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа и гидравлический концентрический откатник. 2А28 использует унитарные выстрелы с активно-реактивными снарядами (гранатами), боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов, размещённых в механизированной боеукладке. Выстрелы расположены по периметру башни в транспортёре механизированной укладки, который обеспечивает выведение выстрела к точке заряжания, после чего наводчик-оператор вручную осуществляет заряжание орудия. Боевая скорострельность орудия составляет 6—7 выстрелов в минуту. В боекомплект орудия первоначально входили лишь выстрелы ПГ-15В с кумулятивными гранатами, имеющими бронепробиваемость 300 мм по нормали, позднее в него были введены модернизированные гранаты с увеличенной до 400 мм бронепробиваемостью, а также осколочные гранаты.

Отделение управления БМД-1

Отделение управления БМД-1

Транспортёр механизированной укладки орудия 2А28 БМД-1

Транспортёр механизированной укладки орудия 2А28 БМД-1

Для поражения бронированных целей на дальностях, недоступных для пушечного вооружения, БМД-1 оснащена противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) 9К11 «Малютка». В состав комплекса входят: открытая пусковая установка рельсового типа, размещённая на крыше башни над стволом пушки, управляемые ракеты 9М14 или 9М14М и аппаратура управления 9С428. Штатный боекомплект БМД-1 состоит из трёх ракет, перевозящихся в укладках в башне, заряжание пусковой установки производится наводчиком-оператором вручную.

КСД и 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2 в парашютно-грузовой системе

4 кресла на переднем плане - опытный экземпляр КСД (комплекса совместного десантирования). Позволял не тратить время после приземления на поиск своей техники, но распространения так и не получил. Разрабатывался также комплекс группового десантирования КГД на 16 мест, но он также не пошел в серию.

КСД и 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2 в парашютно-грузовой системе

Подготовленная к десантированию зенитная установка ЗУ-23-2

КСД и 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2 в парашютно-грузовой системе

КСД (комплекс совместного десантирования)

Удлиненный парашютно-десантный мягкий мешок УПДММ-65 (127кг груза)

Удлиненный парашютно-десантный мягкий мешок УПДММ-65

122-мм гаубица Д-30 в парашютно-грузовой системе

В музее выставлена 122-мм гаубица Д-30 (2А18) №В2030 1974 года выпуска.

В ВДВ ВС СССР ГАЗ-66Б применялись для перевозки личного состава, а так же в качестве тягача различных орудий. Когда на вооружение ВДВ стали поступать 122-мм гаубица Д-30 в качестве тягача для нее был только ГАЗ-66. Вот только вес гаубицы составлял 3200 кг (вместе с принадлежностью), а тягач рассчитан на буксировку прицепа весом не более 2 тонн. Проблема замены ГАЗ-66 в качестве тягача не решена до сих пор. Поэтому ГАЗ-66 обычно стоят зашвартованными в боксах, а на занятия гаубицы таскают Урал-375 из РМО или бронетранспортеры БТР-Д.

57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 в парашютно-грузовой системе

Появление этого типа орудий в ВДВ началось с 57-мм противотанковой пушки Ч-26 которая была спроектирована в 1947 году коллективом конструктора Чарнко под влиянием знакомства с германской 75/55-мм ПТП Рak.41. У немцев была заимствована идея нижнего лафета в роли несущего щита, на котором были смонтированы все агрегаты орудия. Несущий щит - экранированный, состоял из двух листов толщиной 3 и 4 мм.

57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 в парашютно-грузовой системе

Самодвижущаяся пушка СД-57

Двухкамерный дульный тормоз 57-мм пушки СД-57

Двухкамерный дульный тормоз

57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 в парашютно-грузовой системе

Ящик с боекомплектом за сиденьем водителя

57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 в парашютно-грузовой системе

Дата ремонта - 1989 год

57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 в парашютно-грузовой системе. Ведущее колесо

Ведущее колесо

57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 в парашютно-грузовой системе. Мотоциклетный двигатель М-72

Мотоциклетный двигатель М-72

Инженерами Беляевским и Комиссариком на базе 57-мм противотанковой пушки Ч-26 была создана самодвижущаяся пушка СД-57. Такая пушка в походном положении буксировалась за тягачом, а по полю боя передвигалась сама с небольшой скоростью. К щиту орудия был прикреплен мотоциклетный двигатель М-72. Баллистика и ствол СД-57 были полностью заимствованы с Ч-26, однако был применён новый двухкамерный дульный тормоз. Причиной замены стал опыт эксплуатации пушки Ч-26, результатом которого было скалывание щелевых кромок окон.
Оригинальная подвеска также была заменена. На левой станине монтировалось колесо с сиденьем и рулевым управлением. Колесо заимствовалось от автомобиля «Москвич» с использованием усиленной шины. Ведущие колёса заимствовались от ГАЗ-69 и также комплектовались усиленными шинами и приварными дисками. В средней части станин крепился ящик с боекомплектом из 20 выстрелов, выполнявший роль сидения для двух человек расчёта при самодвижении пушки. В передней нижней части станин приваривались топливные бачки и объединялись с внутренними полостями станин. Суммарный объём возимого топлива составлял 35 литров.
При самостоятельном передвижении СД-57 развивала на шоссе скорость до 25 км/ч и преодолевала броды глубиной до 0,5 м. По конструкции она была гораздо дешевле САУ и не столь заметна на огневой позиции. На вооружение СД-57 была принята в 1957 году, при этом в самодвижущиеся была переделана часть пушек Ч-26. Стоит отметить, что выставленный в музее экземпляр прошел ремонт в 1974 году.

ГАЗ-66 в парашютно-грузовой системе

ГАЗ-66 —наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в СССР в 1960-1990-е годы. Существовал авиадесантный вариант ГАЗ-66Б - это обозначение спецкомплектации для частей ВДВ. Основным отличием данной комплектации было применение складной кабины с брезентовым верхом,съемными боковинами дверей, съемной рамкой ветрового стекла и разъемной рулевой колонкой, были и еще мелкие вещи, облегчающие эксплуатацию в ВДВ. Применение складной кабины было продиктовано размерами грузовой кабины самолета АН-12Б, поступишего на вооружение в 1959году, т.к. машина с металлической кабиной, на парашютной платформе не помещалась. В 1976 году на вооружение поступил Ил-76 и проблема габаритов была решена, ГАЗ-66 в комплектации для ВДВ стал оснащаться обычными цельнометаллическими кабинами. С этого времени исчезает обозначение ГАЗ-66Б.

Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались смертельно опасными для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане.
ГАЗ-66 характеризуется неординарным расположением органов управления, в частности рычаг коробки перемены передач расположен справа-сзади от водителя.