Навигация по странице:
Истребитель-бомбардировщик Су-17М
Истребитель-бомбардировщик Су-17М4Р
Истребитель-бомбардировщик Су-24
Су-17 — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов.
У этой машины есть одна странность - разные серийные номера на шильдиках в правой и левой нишах основных стоек шасси. Более того, один номер четырёхзначный: "19 04", т.е. 4-ая машина в 19-ой производственной серии. Второй же, как видите, пятизначный: "19302". Как такое может быть?
Ответ помог найти Андрей Цымбал - участник Форумов Авиабазы. Цитата:
"Есть каталог серийных номеров, автор - Lindr. В нём значится:
19?02 М4Р №126 19 02 1983 СССР
19?04 М4Р №126 19 04 1983 СССР
То есть это Су-17М4Р, серия 19, номер в серии 02 и 04. Вместо знака вопроса в серийном номере присутствует какая-то цифра. Она ничего не значит. В номере 19-04 её пропустили (маркировщик устал :). Эти два борта были в одной части, следует понимать, и крылья перед передачей в музей состыковали от разных бортов. Такое явление у памятников и музейных экспонатов частенько наблюдается".
Таким образом, перед нами разведчик на базе истребителя-бомбардировщика Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т или ККР-1/2.
Воздухозаборник с осесимметричным конусом, который повернут относительно нормального положения на 30 градусов влево
Су-17М4 — последний серийный вариант. Значительно изменен состав БРЭО, воздухозаборник сделан нерегулируемым, установлен характерный дополнительный воздухозаборник в основании киля.
" Первый самолет с изменяемой стреловидностью крыла, получивший известность, был американский F-111. Он подтолкнул (как это часто бывало) нашу авиационную науку в этом направлении.
...
В 1973 году на испытаниях появился тяжелый двухместный штурмовик П.О. Сухого — Су-24 или, вернее, фронтовой бомбардировщик. Идея была навеяна американским самолетом F-111. Так же, как и тот самолет, Су-24 имеет крыло изменяемой стреловидности, которое отклоняется назад на большой угол, благодаря чему Су-24 способен летать на сверхзвуке, в том числе и у земли. Су-24 может нести как ракеты, так и бомбы. Установлены также и две 30-мм пушки. Его радиолокатор обзора земной поверхности имеет два диапазона, один из которых с высокой разрешающей способностью, позволяющей ночью и через облака обнаруживать такие цели, как танки. Установлен и электронно-оптический визир, увеличивающий дальность визуального обнаружения целей, особенно в условиях дымки. Имеется также система облета земных препятствий при полете на малой высоте.
...
На американском F-111 применена уникальная система спасения. Два летчика, размещенные, как и на Су-24, рядом, сидят на обычных сиденьях, без парашютов, а при необходимости катапультируется целиком кабина (капсула) и затем опускается на большом парашюте. Однажды, кажется в 1973 году, такая кабина, в которой катапультировались американские летчики во Вьетнаме, была передана в Советский Союз и привезена в ЛИИ МАП, где ее детально изучили специалисты промышленности и нашего Института. Я тоже провел там несколько часов, осматривая ее. Мне понравилась компоновка и ряд продуманных мелочей, повышающих удобство работы летчика. Однако обеспечение отделения кабины для спасения летчиков связано с увеличением веса и большой сложностью системы разделения капсулы с конструкцией самолета и с его системами. На штурмовике Су-24 применены индивидуальные катапультируемые кресла летчиков К-36, конструкции Г.И. Северина, хорошо себя в дальнейшем проявившие. Они действовали практически безотказно и спасли немало людей."
Источник: Степан Анастасович Микоян. «Воспоминания военного летчика-испытателя»
Су-24 — фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Самолет считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 машин. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. На 1998 год Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.
Экспонат представляет собой Су-24 (Т-6), заводской № 0615304, серийный № 06-04 (четвёртая машина шестой серии), выпуска 1974 года. Домузейную судьбу машины мне пока установить не удалось.
Серийный № 06-04 на агрегатах самолёта. Обратите внимание на код Т-6. При проектировании для самолета было зарезервировано "открытое" название по предприятиям МАП Т-6 и секретное обозначение для ВВС Су-24
На кронштейне под корпусом хвостового отсека - трассер для наведения лётчиком Х-23 на цель (масса трассера чуть больше килограмма, светимость около миллиона свечей)
Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны). Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны. Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.
В Афганской войне советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.
Наиболее интенсивное боевое применение было у российских Су-24 в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины. Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии (2008г), но в официальных российских сводках потерь не упоминаются.