Дополнительно:
ДЭПЛ Б-307 проекта 641Б, Тольятти
ДЭПЛ Б-396 проекта 641Б «Новосибирский комсомолец», Москва
ДЭПЛ С-189 проекта 613, Санкт-Петербург
ДЭПЛ Д-2 «Народоволец», Санкт-Петербург
ДЭПЛ Б-413 проекта 641 в Музее Мирового океана, Калининград
ДЭПЛ С-49 проекта 633 в сухом доке объекта 825 ГТС, Балаклавский подземный музейный комплекс
ДЭПЛ «Лембит» в Морском музее Эстонии. Таллин
На фотографиях мы видим советскую дизель-электрическую подводную лодку Б-307 проекта 641Б. Полные ТТХ лодки проекта 641Б можно посмотреть на сайте Deepstorm. Для понимания контекста поясню, что в эволюции отечественных послевоенных ДЭПЛ можно выделить три поколения. Первое - послевоенные лодки (пр.611), созданные под сильным влиянием немецких субмарин типа XXI. Второе поколение - длинные и узкие большие океанские лодки пр.641. Третье поколение - (проекты-близнецы 636 и 877) малошумные лодки с относительно небольшим веретёнообразным корпусом, оснащённые современным гидролокационным и радиотехническим оборудованием. Так вот, ПЛ пр.641Б служили как бы переходным этапом от второго к третьему поколению. По сути пр.641Б представлял собой существенную модернизацию ПЛ проекта 641, хорошо зарекомендовавших себя в процессе эксплуатации. Доработки были направлены на повышение боевой эффективности корабля за счет установки более совершенного навигационного комплекса, нового радиотехнического оборудования, а также повышения уровня автоматизации управления.
Первый отсек: торпедный. Четыре из шести ТА имеют специальную заднюю крышку (отсюда и различие форм) и могут использоваться для телеуправляемых торпед
Какие же инновации были реализованы в конструкции радикально улучшенного проекта 641? Во-первых, на пр.641Б (впервые на дизельных ПЛ в отечественном ВМФ) появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Узел» с автоматизированной системой управления стрельбой «Вольфрам». БИУС выдавала рекомендации по управлению оружием и маневрированию. Во-вторых, субмарины получили новый гидролокатор (ГАК) МГК-400 «Рубикон» для обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения. Ещё одним полезным усовершенствованием стали аккумуляторы (4 группы батарей по 112 штук 60СУ) более высокой ёмкости, чем на предшествующем "чистом" проекте 641. Очень важным стало улучшение обитаемости: экипаж (78 человек) получил постоянные спальные места. Старшины и офицеры размещались в каютах, матросы - в кубриках. Опыт плаваний в тропических морях воплотился в появлении систем кондиционирования, рефрижераторной и опреснительной установок. Небольшая деталь: развёртываемые перед Кубинским кризисом ПЛ пр.641 получали обычные холодильники и вентиляторы, да и то - их хватило не всем лодкам.
Кормовая переборка I отсека, хорошо виден люк с кремальерным замком. Проход по нижней палубе прорезан при музеефикации подлодки
Б-307 заложили на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Горьком за день до наступления 8 марта 1980 года, а уже через 7 месяцев спустили на воду. В предпоследний день 1980 года был подписан приемный акт. Дата навевает мысли о том, как заводчане старались успеть сдать объект, чтобы получить годовую премию. Затем началась боевая служба: Баренцево, Норвежское, Средиземное моря, Атлантика, снова Северный флот. Так до 1998 года, когда лодку вывели в отстой. В 2002 году её приобрел Технический музей АвтоВАЗа. Осенью 2003 года субмарину на понтонах через систему рек, озёр, каналов отбуксировали из Кронштадта в Тольятти. С этого момента подлодка, приобретенная для музея, стала обязательным пунктом практически всех публикаций о проблемах АвтоВАЗ. При передаче Б-307 военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как ЗИП для аналогичных субмарин: так исчезли перископы, ГАК, все РЛС и средства радиосвязи, пульты "Пирит", ПУТС "Ленинград" и так далее. Масштаб работ по демонтажу оборудования особенно хорошо виден когда входишь в центральный пост: в нём практически пусто.
Центральный пост. Здесь раньше стоял пульт системы «Вольфрам»: централизованное управление большим количеством механизмов, устройств и арматуры. На более ранних проектах они управлялись вручную по месту
Кресло боцмана перед демонтированным центральным пультом управления системы «Пирит» (автоматическое управление рулями одним оператором)
Равнодушная к шумихе, лодка перезимовала у берега, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в Жигулёвское море. Самовольная отлучка под действием штормового ветра и весны, а также принудительное возвращение ПЛ, стали еще одной темой для СМИ. К сожалению, после того как лодку вытащили на берег, она толком не охранялась. Соответственно, вандалы выломали весь цветной металл, до которого смогли дотянуться. Следы этого первичного накопления капитала хорошо заметны в отсеках лодки: резаные трубы, обрубки кабелей, снятая забортная арматура. Кстати, вход в боевую рубку и в её ограждение до сих пор закрыты по причине существенных разрушений. Это также одна из причин по которой доступ далее IV отсека закрыт. Впрочем, даже из IV хорошо видны вскрытые крышки дизельных двигателей, разлитое масло и прочие жидкости.
Следующий виток PR-активности случился после того, как зимой 2005 года, фотографии процесса транспортировки лодки в музей стали достоянием широких масс. Основная тема шуток: многочисленные варианты иллюстрации бородатого анекдота про "подводную лодку в степях Украины, погибшей в неравном воздушном бою". Впрочем, и после установки на постоянное место, снимки Б-307 неизменно служат украшением фотоотчетов о посещении музея.
Как я уже говорил, от своих предшественников ДЭПЛ пр.641Б отличается не только одной буквой в индексе, но и существеными изменениями, как во внутреннем устройстве, так и во внешнем облике. Носовые горизонтальные рули убираются в корпус, а корпус впервые покрыт противогидролокационным покрытием. Отказались и от кормовых торпедных аппаратов, частично компенсировав это введением системы быстрой перезарядки ТА. На субмаринах этого проекта форму лёгкого корпуса уже начали оптимизировать для подводного хода. Исчезли характерные для предшествующих проектов советских ДЭПЛ заостренные обводы в носу, штевни и другие признаки оптимизации для надводного хода. Однако тактика оставалсь прежней - крейсирование ПЛ в позиционном районе в надводном положении, выход на пересечение курса цели под дизелями, погружение, маневрирование и атака в подводном положении на электромоторах, затем манёвр уклонения и т.д. Если взглянуть на более современные ДЭПЛ (проекты 877 и 636), то мы увидим дальнейшую оптимизацию обводов для подводного плавания: форма лёгкого корпуса стала каплевидной, круглого сечения, приблизилась к идеальной гидродинамической.
Глушитель одного из трёх дизелей В надводном положении подлодки он должен находиться в 30-40 см под водой. Выхлоп двух других выведен на левый борт
Обратите внимание на фотографии ограждения рубки. Хорошо видна насадка-распылитель (окрашена суриком), через которую отводится выхлоп дизелей при работе в режиме РДП (работа дизеля под водой). Выпускное отверстие выхлопной трубы расположено таким образом, чтобы при движении под РДП оно находилось под водой на небольшой глубине.
Элементы набора лёгкого корпуса выполнены с отверстиями - для снижения веса конструкции и свободного перетекания воды
Б-307 - двухкорпусная лодка, как и все советские ДЭПЛ. Легкий корпус установлен на прочном с помощью набора, все соединения - сварные. В подводном положении в пространстве между лёгким и прочным корпусами находится вода. Так как внутри и снаружи лёгкого корпуса давление одинаково, то его обшивка выполнена из стали толщиной всего 4-8 мм. В то же время прочный корпус сварен из стали толщиной 22-35 мм. В легком корпусе ДЭПЛ располагают системы и устройства, не требующие изоляции от забортного давления: балластные и топливные цистерны, антенны ГАС, тяги рулевого устройства. Для придания жесткости, внутри лёгкого корпуса имеются стрингера и флоры, которые выполняются с отверстиями, что экономит вес и обеспечивает перетекание воды.
Решётки предотвращают попадание в кингстонные выгородки мусора, колотого льда, а также песка или гальки при покладке на грунт
Перед транспортировкой в музей по рекам и каналам, на Б-307 установили герметизирующие стальные заглушки на место кингстонных решеток
Посмотрите на фотографии - чтобы понять всю важность этих невзрачных отверстий, прорезанных в лёгком корпусе, придётся обратиться к теории. В надводном положении ПЛ обладает запасом плавучести, равным 20-30% надводного водоизмещения. Для погружения этот запас плавучести компенсируют приёмом воды в цистерны главного балласта (ЦГБ), расположены в легком корпусе ПЛ по всей его длине. Соответственно, для всплытия лодки, необходимо вытеснить принятую воду из цистерн. Вот для этого и предназначена система погружения - всплытия. На подлодках пр.641 эта система состояла из 10 цистерн главного балласта в междубортном пространстве, цистерну быстрого погружения, а также арматуру, трубопроводы и систему управления их осушением и заполнением.
Чтобы лучше контролировать всплытие или погружение, все ЦГБ разделены на три группы: носовую, среднюю и кормовую. При нормальном (не срочном) погружении сначала заполняются концевые группы, проверяется герметичность корпуса и посадка, затем заполняется средняя группа. При нормальном всплытии средняя группа продувается первой. Концевые и средняя группа ЦГБ заполняются и осушаются через кингстоны, а остальные - через шпигаты. Воздух из ЦГБ выпускается через клапаны вентиляции, размещенные в верхней части цистерн. Открытие и закрытие кингстонов и клапанов вентиляции производятся гидравлическими приводами. Совместным открытием и закрытием их достигается выпуск воздуха из цистерн или его удержание при погружении (всплытии).
Продувание ЦГБ средней группы осуществлялось воздухом высокого давления (ВВД), хранившимся в 36 баллонах, расположенных в надстройке и внутри прочного корпуса. После всплытия лодки в позиционное положение (над поверхностью воды выступает только ограждение рубки) ЦГБ продувались отработанными газами одного из бортовых дизелей или воздухом низкого давления при работе дизеля в режиме компрессора с приводом от главного электродвигателя. В аварийных ситуациях предусматривалось продувание всех ЦГБ воздухом высокого давления. Пополнение баллонов ВВД производилось двумя дизель-компрессорами ДК-2 и одним электрокомпрессором ЭК-15. В случае срочного погружения, когда заполнение ЦГБ происходит слишком медленно, используют цистерну быстрого погружения (ЦБП). Её объём не входит в расчётный запас плавучести, то есть, приняв в неё балласт, лодка становится тяжелее окружающей воды, что помогает "провалиться" на глубину. После этого, разумеется, цистерна быстрого погружения немедленно продувается.
На корме Б-307 мы видим три винта в кольцевых насадках. Их вращение обеспечивает трехвальная энергетическая установка. Каждая из линий валов приводится в движение либо дизелем (в надводном положении или под РДП), либо гребным электродвигателем. Бортовые валы вращаются электродвигателями подводного хода ПГ101 (1350 л.с.). Центральный вал приводился в движение электродвигателем ПГ102 (мощность 2700 л.с.).
Кроме того на средней линии вала находится электродвигатель экономического хода ПГ104 (140л.с.), который иногда называют электродвигатель подкрадывания. Через его полый якорь проходит гребной вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей муфты напрямую, без каких-либо передаточных устройств, что обеспечивает простоту конструкции и бесшумность работы вала в режиме экономического хода.
В заключение упомяну про то, что отсеки Б-307 вы могли видеть в фильме «Особенности национальной рыбалки», где она играла роль шпионской подлодки. Той самой, что употребляла водку вместо солярки. Снимать кино внутри реальной сверхмалой подводной лодки пр.865 «Пиранья» было бы очень сложно.
Дополнительно:
Подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» в музейно-парковом комплексе «Северное Тушино», Москва
Дизельная подводная лодка Б-413 проекта 641 в Музее Мирового океана, г.Калининград
Б-307 на Deepstorm