Дополнительно:
Паровоз Эр743-64 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
Паровоз Эр743-62 у локомотивного депо Уфа
Паровоз Эр750-05 на на станции Астрахань-1
Паровоз Л5184 на Привокзальной площади Сызрани
Паровозы 11-022 и Dn2t JZ 99.4 в Белграде
Музей железных дорог России, Санкт-Петербург
Открытая площадка Центра исторического наследия Южно-Уральской железной дороги, Челябинск
Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги, Челябинск
Железнодорожная техника в музее Северо-Кавказской железной дороги, Ростов-на-Дону
Локомотивы в музее Северо-Кавказской железной дороги, Ростов-на-Дону
Музей Московской железной дороги
Паровоз Эр743-64
"О создании мемориального комплекса рассказал директор Народного музея волгоградских железнодорожников Владимир Бударин, который непосредственно занимался поиском экспонатов:
– Этот паровоз выпущен в 1935 году, мы его нашли в прошлом году на заводе "Красный Октябрь", где он подлежал переплавке. Взамен мы отдали другой паровоз, не подлежащий восстановлению, а этот отправили в Саратов на реконструкцию, которая заняла почти год, затем он прицепным способом был доставлен в Волгоград, так как сам, конечно, уже не может идти своим ходом – половина частей паровоза за долгие годы была утеряна. Данный паровоз работал во время войны на Рязано-Уральской и Сталинградской железной дороге."
Источник: Иванов А., "Спасённый от переплавки" («Вечерний Волгоград» от 26.06.2009)
Паровоз с регистрационным номером Эр743-64 (заводской № 4711) построен на Луганском паровозостроительном заводе в 1935 году. После вывода из эксплуатации локомотив долгое время находился на базе запаса станции Чир. В экспозиции в сцепке с ним установлен тендер от паровоза Эр743-31.
Относительно истории экспоната. В 1909 году, по заказу частной Владикавказской железной дороги, инженер Вацлав Лопушинский разработал проект паровоза с осевой формулой 0-50?0. То есть паровоза с пятью движущими осями в одной жёсткой раме, не имеющим бегунковых и поддерживающих осей. Машины этого типа выпускались с 1912 по 1957 год. Разумеется, базовый проект паровоза серии Э последовательно улучшался. Совершенствование удачного проекта не прекращалось ни в дореволюционное время, ни в советский период. В СССР выпускались три конструктивные разновидности: Эу (1926—1930 гг.); Эм (1931—1934 гг.); Эр (1934—1936 гг.). Применительно к волградскому экспонату, нас интересует именно последняя серия.