Навигация по странице:
Артиллеристы
Связисты
Городские бои 13-й и 39-й гвардейских стрелковых дивизий
Волжская военная флотилия и Нижне-Волжское речное пароходство
Бронекатера
Спаренная установка 12,7-мм пулемётов ДШК-М
Пожарно-спасательный катер «Гаситель»
Пароход «Ласточка»
Канонерская лодка «Усыкин»
Водолазы
ПВО Сталинграда
Ствол 76-мм зенитной пушки обр.1939 года
85-мм зенитная пушка 52-К №12926, выпуск 1943 года
Зенитный прожектор З-15–4Б образца 1939 года
Снайперское движение в период Сталинградской битвы
Авиаторы
Механизированные части
Тяжелый мотоцикл М-72
Донское казачество в Сталинградской битве
Месторасположение: Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47
Официальный сайт: Музей-панорама «Сталинградская битва»
Дополнительно:
Паровоз Эр743-64 у музея-панорамы «Сталинградская битва»
Экспозиция военной техники музея-панорамы «Сталинградская битва»
Экспозиция военной техники на центральной набережной Волгограда
Корабли-памятники на центральной набережной Волгограда
Музей-панорама «Сталинградская битва»
Музей обороны Царицына
Т-34 на площади у бывшего Сталинградского тракторного завода
Мемориальный комплекс «Остров Людникова» в посёлке Нижние Баррикады города Волгограда
Слева: комбат 820-го ап 284-й сд Герой Советского Союза ст.лейтенант И.З. Шуклин. Справа: комбат 499 иптап 62-й армии ст. лейтенант А.А. Ефимов.
Командующий артиллерией 62-й армии Николай Митрофанович Пожарский и Семён Тихонович Дорофеев (в период Сталинградской битвы — командир 80-го гвардейского миномётного полка)
Награды Семёна Тихоновича Дорофеева (в период Сталинградской битвы — командир 80-го гвардейского миномётного полка, после 8.05.1943 — НШ 5 ГМД)
Пункт связи 138-й стрелковой дивизии на берегу Волги в поселке Нижние Баррикады («Остров Людникова»).
На пункте связи (позывной «Ролик») четыре героя-связиста Ветошкин, Кузьминский, Харазия и Колосовский в течение 6 недель удерживая позицию, обеспечивали связь дивизии с командованием 62-й Армии.
См. также: Мемориальный комплекс «Остров Людникова» в посёлке Нижние Баррикады города Волгограда
Командир 138-й стрелковой дивизии полковник И.И. Людников. Бойцы 138-й сд в районе завода «Баррикады»
В октябре 1942 года 308-я стрелковая дивизия вела бои в районе сталинградского завода «Баррикады». 25 октября произошёл обрыв связи с группой бойцов, удерживавших один из окружённых немцами домов. Две попытки исправить повреждение окончились гибелью связистов. Тогда начальник штаба 339-го сп приказал восстановить связь командиру отделения связи сержанту Матвею Путилову. Получил ранение в плечо, но дополз до места обрыва провода, где был вторично ранен: ему раздробило руку. Теряя сознание, и не имея возможности действовать рукой, сжал концы проводов зубами, и по его телу прошёл ток. Связь была восстановлена. Умер с зажатыми в зубах концами телефонных проводов.
Листовку «Отомстим за Матвея» нарисовал цветными карандашами участник событий - политрук Михаил Ингор. Затем политотдел 308-й сд издал листовку в чёрно-белом варианте. Катушка с телефонным проводом, принадлежавшая героически погибшему связисту хранится в Центральном музее Вооруженных Сил.
На переднем плане: слева «Дом Заболотного» (в конце сентября 1942 года немецкая артиллерия разрушила этот дом), справа «Дом Павлова» (оборона дома продолжалась 58 дней)
Пулемётчик П.Д. Демченко (42 гв.сп, 13 гв.сд) погиб в бою 20 сентября 1942 г. Командование 39 гв.сп 13-й гв.сд.: Тимошенко, Долгов, Смагин.
Пулемёт системы Максима в феврале 1943 года извлечён из развалин вместе с красноармейской книжкой гв.сержанта П.Д. Демченко (42-й гв.сп 13-й гв.сд)
Образцы вооружения. Пулемёт извлечён из развалин вместе с красноармейской книжкой П.Д. Демченко в феврале 1943 года.
Позиции 13-й гв.стрелковой дивизии к концу сентября 1942 года проходили в районе Площади 9 января, выгодное положение на которой занимали два четырехэтажных дома. Дом, занятый Павловым и тремя бойцами, уцелел под обстрелами и вклинивался в немецкую оборону.
"В декабре 1942 г. бои шли не только на западном фасе котла, но и в городе конечно же. Немцы часть сил двинули на периметр окружения и в городе стало полегче.
13-я гв. сд особых успехов не добилась. Намного более успешными были действия 39-й гв. сд в районе завода «Красный Октябрь». Ядром обороны противника был листопрокатный цех — каменное Г-образное здание высотой 10 м, длиной около 200 м и шириной 70 м. «Ключиком» к этому цеху стала проведенная 13 декабря результативная разведка боем, выявившая систему огня противника. По ее итогам в ночь на 15 декабря штурмовые группы успешно проникли в цех, но бои за него продолжались еще почти неделю. Особенно жестокие схватки происходили в подвале, где в ход шли не только штыки и гранаты, но и ножи.
Соседний среднесортовой цех атаковали со стороны глухой северной стены, в которой подтянутой 76-мм пушкой с 30-40 м пробили несколько проломов, через которые штурмовые группы проникли в цех. Калибровочный цех был взят штурмом с использованием одного из подземных тоннелей на территории завода, через который штурмовая группа неожиданно ворвалась в цех."
Источник: Telegram: Contact @iron_wind
Пистолет-пулемёт ППШ, ранцевый огнемёт РОКС-3 (Изготовлен в 1942-1943 гг, на прикладе имеются клейма «СП» и «М-5898»), гранаты Ф-1.
Снаряжение советских штурмовых групп: бутылка с зажигательной смесью, нож, малая сапёрная лопатка, маскировочная накидка
"К 24-25 декабря территория завода «Красный Октябрь» была полностью очищена от немцев. После этого на территории завода снимали мины (свыше 200 штук мин и сюрпризов) и собирали трофеи. Дальше пошли двигаться уже по улицам города при поддержке танков и огнеметов. С другого берега Волги поддержку оказывали орудия 19-й артдивизии: 152-мм и 203-мм. Т.е. процесс пошел в обратную сторону. Обошлись эти бои 39-й гв. сд за весь декабрь в 400 убитых и 1400 раненых.
Волга замерзла и это позволило организовать снабжение частей в городе по льду. Скользко? Дорожку в 1,5 км через Волгу посыпали шлаком из отвалов «Красного октября»."
Источник: Telegram: Contact @iron_wind
"В битве за Сталинград переправы через Волгу являлись основными артериями, по которым защитники города получали из тыла пополнение людьми, технику, боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Моряки, речники и понтонеры инженерных войск, обеспечивавшие бесперебойную работу сталинградских переправ, проявили массовый героизм. Находясь под постоянными ударами вражеской авиации и артиллерии, они ни на один день не прерывали связь частей Сталинградского фронта с тылом страны. Рука об руку вместе с военными на переправах самоотверженно работали отважные речники. Те, кого посылали обслуживать сталинградские переправы, шли, можно сказать, в огонь и в воду. Их мужеством и героизмом восхищались защитники города.
Стремление врага блокировать движение по Волге объяснялось возросшей ролью главной магистрали нашей страны в перевозках грузов, эвакуированного скота, оборудования предприятий и населения. Достаточно сказать, что волжские речники в трудном для них 1942 году перевезли в безопасные места 200 тысяч человек гражданского населения, эвакуировали 1 миллион 874 тысячи голов скота, свыше 3500 тракторов и комбайнов, около 5 тысяч автомашин, 8 тысяч подвод и много другого народнохозяйственного оборудования, Нижне-Волжский речной флот доставил в пункты назначения свыше 3 миллионов 800 тысяч тонн нефтепродуктов, сотни тысяч тонн других важных народнохозяйственных грузов. Волга была гигантской артерией, питающей фронт и страну."
М.Н. Грязнов «Моряки в битве за Сталинград»
Дмитрий Дмитриевич Рогачёв с февраля 1942 года — командующий Волжской военной флотилией. За потери нефтеналивных судов на минных постановках немцев, Рогачёва отстранили от командования флотилией и с июля 1943 года назначили командовать отрядом строящихся кораблей в Горьком. Рядом — награды зам.начальника штаба флотилии Колчина Евгения Семёновича.
С января по декабрь 1942 года С.М. Воробьев командовал 1-й бригадой речных кораблей Волжской военной флотилии. В условиях ледохода Воробьев организовал поддержку действий войск в Сталинграде, решал задачи переправы всех видов питания 62-й армии через Волгу.
"Начиная с 23 августа и до ледостава корабли Волжской военной флотилии являлись важным, а порой и единственным средством командования фронта, с помощью которого обеспечивалось бесперебойное снабжение войск, оборонявших город. За время боевых действий на переправах 62-й армии наши речные корабли совершили более 35 тысяч рейсов. На каждый корабль приходилось по нескольку рейсов за ночь. Это говорит об исключительно напряженной работе экипажей бронекатеров и катеров-тральщиков. В отдельные сутки моряки отдыхали не более одного-трех часов.
Хотя потери в кораблях были невелики, число серьезных повреждений, полученных бронекатерами и тральщиками от артиллерийского, минометного и ружейно-пулеметного огня, бывало очень большим. Достаточно сказать, что некоторые тральщики насчитывали до 670 самых различных пробоин, редкие бронекатера имели меньше 60—70 пробоин в корпусе. Действуя в сложной обстановке, моряки переправили в город в общей сложности около 65 тысяч солдат и офицеров, 2393 тонны боеприпасов, продовольствия и других военных грузов, а из осажденного города — более 35 тысяч раненых воинов и 15 тысяч человек гражданского населения.
«Если бы не ваши «бычки» (бронекатера), — признался однажды командующий 62-й армией генерал В. И. Чуйков, — нам бы не удержать позиций. Благодаря катерам мы смогли доставить десятидневный запас вооружения, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и с успехом отстояли Сталинград, нанося удар за ударом»."
Источник: М.Н. Грязнов «Моряки в битве за Сталинград»
Командир БКА №13 (Тип 1125. Зав.№ 348) лейтенант Ващенко Степан Зиновьевич (тяжело ранен 23.11.1942)
Награды лейтенанта Ващенко Степана Зиновьевича и вещи старшины 1-й статьи В.Г. Ус (орден Красного знамени за Сталинград, Герой Советского Союза за Керченский пролив).
Машинный телеграф парохода «Сократ» (пароходство «Волготанкер») на фоне штурвального колеса буксира «Донбасс»
"Авиация противника, пользуясь численным превосходством в воздухе, буквально осаждала Волгу. В связи с этим Государственный Комитет Обороны принял постановление о вооружении речных судов зенитными орудиями и пулеметами, а для защиты портов и мест скоплений судов были сформированы подразделения противовоздушной обороны (ПВО) по командованием полковника И. В. Желтякова. Эти меры не замедлили сказаться. К ноябрю 1942 года в бассейне Нижней Волги было сбито 20 самолетов противника. Особенно отличился в те дни буксирный пароход «Сократ» пароходства «Волготанкер» (капитан А. И. Кривцов). Он многократно был атакован группами от шести до девяти «юнкерсов». Его зенитное орудие, которым командовал С. И. Цап, каждый налет встречало прицельным огнем, нарушало их боевой строй. Орудийный расчет сбил три самолета. Помощником капитана «Сократа» по военным вопросам был выпускник Военно-морского артиллерийского училища имени ЛКСМУ лейтенант Леонид Яковлевич Муравский."
Источник: М.Н. Грязнов «Моряки в битве за Сталинград»
Спаренная установка 12,7-мм пулемётов ДШК-М (в дни Сталинградской битвы находилась на бронекатере БК-13)
Вахтенный журнал пожарно-спасательного катера «Гаситель» открыт на страницах с событиями сентября 1942 года.
Сигнальный фонарь с парохода «Советская конституция»; свисток с парохода «Аткарск»; фонарь бортовой отличительный пожарно-спасательного парохода «Гаситель» (передал бывший помощник капитана Нестеров)
"23 и 24 августа Сталинградский речной порт, как и весь город, подвергся жесточайшей бомбардировке. Были разрушены причалы, сожжены все портовые строения. Но, несмотря ни на что, порт продолжал работать. В минуты затишья тушили пожары, ремонтировали оборудование, причалы. И все это делали не военные, а самые простые рабочие люди. В эти напряженные дни самоотверженно действовала команда пожарного парохода «Гаситель». Ей поручали самое трудное и опасное дело — спасение нефтеналивных караванов.
У парохода «Гаситель» славные революционные и боевые традиции. Построенный в 1903 году рабочими Сормовского завода, он в годы революции и гражданской войны верно служил волжскому пролетариату в борьбе с врагами советской власти. Ветерану речного флота выпала честь участвовать и в Сталинградской битве. Экипаж «Гасителя» переправлял через Волгу раненых и грузы, спасал горящие пристани. Капитаном «Гасителя» был 59-летний Петр Васильевич Воробьев. В годы Гражданской войны он был старшим лоцманом Волжской военной флотилии, участвовал в обороне Царицына, будучи капитаном ледокола «Каспий».
28 июля в районе Ерзовки гитлеровская авиация на Волге подожгла баржу «Обь». В ее отсеках находилось 10 тысяч тонн горючего. Рядом шли загруженные нефтью еще две баржи — «Рутка» и «Медянка». На ликвидацию пожара прибыл «Гаситель». «Обь» уже взорвалась, и пламя накалило борта соседних барж, которые могли каждую минуту также взорваться. Капитан «Гасителя» П. В. Воробьев и парторг команды механик Я. Д. Ерохин смело и расчетливо ввели пароход в разбушевавшуюся стихию. Под их руководством экипаж сумел взять на буксир сразу две баржи и вывести их из зоны огня.
8 августа в затоне Красноармейский вражеская авиация подожгла баржу с боеприпасами фронтового резерва. В зоне пожара оказалось несколько вагонов артиллерийских снарядов. На ликвидацию пожара в затон прибыли «Гаситель» и «Самара». Капитан парохода «Гаситель» П. В. Воробьев позже рассказал: «Когда мы пришли в затон, кругом все пылало и сильные взрывы чуть было не сбросили меня с капитанского мостика. На «Гасителе» полопались все стекла. Часы и барометр сорвало. Мы подошли к берегу, протянули три линии рукавов, начали тушить баржу и вагоны с боеприпасами. Осколки взрывавшихся снарядов летели через нас. Лишь поздней ночью погасили пожар...»
В дни обороны Сталинграда команда парохода «Гаситель» проявила подлинный героизм. В августе 1942 года три дня подряд она боролась с разбушевавшейся стихией. Отважные пожарные и члены команды этого парохода потушили загоревшиеся дома на пятом лесоучастке, спасли вокзал местного речного флота, городской причал, предотвратили катастрофу железнодорожного эшелона, груженного боеприпасами.
Самолеты противника постоянно охотились за «Гасителем». 29 сентября 1942 года они настигли его в Сталинградском затоне и потопили. Пароход за боевую кампанию 1942 года получил 3452 пробоины.
Спустя 32 года ветераны речного флота, в том числе бывший капитан «Гасителя» П. В. Воробьев, прослуживший на нем четверть века, и старший помощник И. Я. Елагин, отдавший судну 20 лет жизни, выступили с инициативой поднять корабль со дна Волги. Их поддержали комсомольцы города. В настоящее время славный «Гаситель» реставрирован и поднят на каменный постамент на берегу Волги, в устье реки Царицы. "
М.Н. Грязнов «Моряки в битве за Сталинград»
Механик парохода «Ласточка» В.Д. Григорьев, капитан парохода «Иосиф Сталин» И.С. Рачков. Удостоверение начальника охраны переправы 62-й Армии Н.А. Величко
"Мужественные команды судов Нижне-Волжского речного пароходства стояли в одном ряду с защитниками Сталинграда. Только за одни сутки буксир «Ласточка» перевез из Сталинграда около тысячи ребят дошкольного возраста. Речным судам, не приспособленным к боевым действиям, приходилось туго. Снарядами и минами сносило на них капитанские рубки, дымовые трубы, пробивало насквозь борта. На своих постах падали сраженные насмерть или тяжелораненые матросы. Врагу казалось, что все суда уже находятся на дне Волги. Однако, несмотря ни на что, их рейсы в этом море огня не прекращались. Над Волгой раздавалось спокойное пыхтение: то ветеран Нижней Волги, маленький буксирный пароходик «Ласточка» постройки 1884 года, пробирался к правому берегу реки с боеприпасами и вооружением. Он ходил без какой-либо маскировки, творил буквально чудеса и заслужил всеобщую славу и уважение. Команда его состояла из пяти человек, из них трое — семья Григорьевых. Капитаном «Ласточки» был И. И. Блохин, а после его гибели командование взял на себя механик Василий Дмитриевич Григорьев. В состав команды, кроме В. Д. Григорьева, входили его сын Н. В. Григорьев и сноха. Несколько рейсов совершили жена В. Д. Григорьева Марфа Дмитриевна и двенадцатилетняя дочь Зоя.
В сентябре «Ласточка» участвовала в переправе через Волгу воинов 13-й гвардейской дивизии, а в октябре обеспечивала понтонную переправу.
Н. В. Григорьев рассказывал, как однажды у экипажа и у бойцов из гвардейской дивизии А. И. Родимцева кончился хлеб. Решили «позаимствовать» его у противника. С группой автоматчиков пошли на «Ласточке» в район переправы «Красного Октября». Атаковали там немецкую пекарню, забросали солдат гранатами. Забрали хлеб и ушли. На обратном пути увидели, как на идущий им навстречу катер Волжской военной флотилии налетели вражеские самолеты.
От прямого попадания бомб катер на глазах у них пошел ко дну. Команда «Ласточки» успела подобрать раненых моряков и доставить их в Красную Слободу. От мин, бомб и снарядов «Ласточка» получила 84 пробоины. Но каждый раз команда быстро заделывала их и продолжала нести боевую службу на переправах. За время Сталинградской битвы «Ласточка» доставила в город 13 тысяч бойцов и офицеров и эвакуировала из города 14 тысяч жителей и раненых бойцов.
Благодарные эвакуированные родители и дети писали: «Милая «Ласточка», очень тебя благодарим, что ты спасла нам жизнь»."
Источник: М.Н. Грязнов «Моряки в битве за Сталинград»
Листовка посвящённая погибшему командиру дивизиона бронекатеров капитану III ранга Степану Петровичу Лысенко; курительная трубка главстаршины канлодки «Усыскин» Станислава Иванович Дружинского; орден Красного Знамени — награда канонерской лодки «Усыкин»
Начальник Нижне-Волжского речного пароходства Ф.Г. Коченин, член оперативной группы Наркомречфлота СССР.
Барометр с канонерской лодки «Щорс», ключ и наушники с узла связи Нижне-Волжского речного пароходства
"В сентябре канлодка «Усыскин» по приказанию командования фронтом была радиоприемно-передающим центром. Через нее велась связь между 62-й и 66-й армиями. Кроме этого, ее экипаж выполнял и другие задания: обеспечивал переправу через Волгу, помогал 138-й стрелковой дивизии огнем артиллерии сдерживать натиск превосходящих сил противника.
...
Спустя много лет после окончания Великой Отечественной войны бывший командир канонерской лодки «Усыскин» капитан 1-го ранга в отставке Иван Александрович Кузнецов рассказал:
«В конце июля 1942 года канлодка «Усыскин» встала на огневую позицию в районе Светлого Яра. 23 августа канлодка вышла к Сталинграду в затон Красная Слобода. Но не дойдя до затона, она была поставлена на размагничивание корпуса у острова Крит. В этот день меня вызвали в штаб Волжской военной флотилии, где я получил боевой приказ идти в район Сталинградского тракторного завода, занять там огневую позицию и действовать в соответствии с обстановкой. В ночь на 24 августа канлодка «Усыскин» встала на огневую позицию у берега напротив Верхней Ахтубы, у села Безродное. На этой огневой позиции канлодка простояла 68 суток.
Ранним утром 24 августа корректировочный пост под командованием А. Н. Телепаева высадили в район тракторного завода. Канонерская лодка приготовилась к бою, но не было ясности, где находится противник, а где наши войска. В восемь часов утра к берегу Волги в районе Латошинки вышли танки и пехота с лозунгами на красном фоне. Вскоре там четыре тяжелых орудия открыли огонь. Тогда все стало ясно: враг выдал себя. Корабль открыл огонь прямой наводкой по противнику, подбил три танка и четыре автомашины. В это время в атаку пошел батальон моряков Волжской военной флотилии. Мы поддерживали его огнем корабельной артиллерии.
Три месяца без смены пробыл на корректировочном посту на передовой линии матрос москвич Дмитрий Катков. Он погиб 3 мая 1943 года во время подрыва канлодки «Усыскин» на вражеской мине на Волге. Похоронен на берегу Волги в районе Александровского переката возле Горного Балыклея. Корректировочный пост канонерской лодки почти в полном составе дошел с боями до Берлина...
...
19 ноября канонерская лодка «Усыскин» высадила свой наблюдательный пост на левый берег Волги, напротив завода «Баррикады». За время с 19 ноября по 1 декабря канонерская лодка провела 21 боевую стрельбу по поддержке частей 138-й стрелковой дивизии. Только за 28 и 29 ноября ее огнем уничтожено около 70 автоматчиков, подавлены огневые точки в трех цехах завода «Баррикады», уничтожено два миномета, подавлена тяжелая артиллерийская батарея противника в районе аэропорта. В эти дни канонерская лодка «Чапаев» продолжала вести артиллерийский огонь по поддержке частей 124-й отдельной стрелковой бригады. В связи с успешным наступлением с севера 99-й Краснознаменной стрелковой дивизии и соединением ее 21 ноября с частями 124-й отдельной стрелковой бригады канонерская лодка «Чапаев» перебросила свой наблюдательный пост в район тракторного завода.
В первой половине декабря обе канонерские лодки вели сосредоточенный огонь по поддержке наступающих наших частей в районе тракторного завода и завода «Баррикады».
В декабре канонерская лодка «Усыскин» высадила свой наблюдательный пост в район завода «Красный Октябрь». Весь декабрь 1942 года и январь 1943 года канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» вели артиллерийский огонь по поддержке перешедших в наступление частей 62-й армии."
М.Н. Грязнов «Моряки в битве за Сталинград»
"В 1942 году судоподъемные группы командиров Г. П. Чуба, Ф. Г. Зелинского, К. Горгураки, А. Г. Храмова и А. И. Веретехина в условиях бомбежки и артиллерийских обстрелов подняли 10 затопленных судов, спасли 19666 тонн ценных грузов, оказали подводную помощь 22 судам и кораблям Волжской военной флотилии.
В ноябре—декабре 1942 года судоподъемная группа Григория Порфирьсвича Чуба с водолазами А. А. Слышаловым, Н. А. Ерохиным и Ниной Гуляевой обеспечивала у села Тумак переправу войск, техники, боеприпасов с левого берега Волги на правый». В то время речные суда и бронекатера выполняли боевые задания в сложных ледовых условиях и помощь водолазов была необходима. Водолазы этой группы подняли 300 сварочных трансформаторов с баржи, затонувшей у заводского причала Красноармейской судоверфи. В феврале 1943 года водолазы группы Г. П. Чуба работали на Краснооктябрьской переправе через Волгу, где подняли со дна реки пароходы «Капитан Иванищев» и «Стахановец», а также легендарный пожарно-спасательный пароход «Гаситель» и шесть барж.
В годы войны водолазы работали по зову сердца, самоотверженно, в жару и холод, без отдыха. Водолаз Дина Гусева бесстрашно уходила под воду при налетах вражеской авиации, доставала оружие, погибших бойцов и командиров с подорвавшихся у Каменноярского переката на вражеских минах самоходных барж «Татария», «Осетия» и с пассажирского парохода «Виктор Хользунов» — у Мышкиных Хуторов.
За семь месяцев 1943 года сталинградскими водолазами спасено из воды: пять самолетов, один танк, 34 автомашины, 10960 штук автоматов ППШ, 3780 тонн боеприпасов, 2595 тонн оружия, 393 тонны продовольствия, 40390 тонн нефтепродуктов и много другого имущества и материалов. Спасенные водолазами боевая техника и имущество немедленно передавались в действующие воинские части и применялись в боях.
...
Водолаз капитан 2-го ранга Никольский Павел Николаевич вспоминает:
«Осенью 1942 года немецкие самолеты гонялись за каждым пароходом и плашкоутом. Однажды ночью буксир буксировал по Ахтубс деревянную баржу с оружием. С рассветом баржу поставили к берегу и замаскировали кустарником. Ее обнаружил фашистский бомбардировщик и сбросил на баржу бомбы. Фашист промахнулся. Бомбы упали невдалеке от баржи. От взрыва их в корпусе баржи разошлись швы, выскочила из них пакля и вода поступила внутрь. Баржа затонула. Из штаба 62-й армии поступило приказание: «Достать оружие!» Водолазы Мельник, Сычев, Котляров, Пономаренко, Крючков быстро оценили обстановку. Маскируясь на берегу кустами, приступили к делу.
Они без отдыха ходили под воду днем и ночью подряд трое суток, извлекли наверх все до единого 1202 ящика с автоматами. В каждом ящике их оказалось по 12 штук. Водолазы попробовали стрелять из них. Автоматы стреляли исправно. Их сразу же увезли в действующие стрелковые части 62-й армии. В награду за эту работу водолазам разрешили взять 10 автоматов для собственных нужд.
Эта группа водолазов в таких же условиях подняла из затонувшей баржи ниже села Соленое Займище реактивные снаряды для пусковых установок «катюш»."
М.Н. Грязнов «Моряки в битве за Сталинград»
Трехболтовое вентилируемое водолазное снаряжение. К манишке крепятся плечевые ремни, на которые для уменьшения плавучести водолаза подвешивают две свинцовые или чугунные отливки массой 16 кг каждая.
Под костюм надевают утепляющее белье из шерсти с хлопком. В комплект входит свитер, рейтузы, феска, чулки, носки и варежки.
Немецкий десантный контейнер Mischlastabwurfbehalter 250 предназначался для сброса с самолетов грузов необходимых для окруженных частей или в случаях невозможной доставки грузов наземным способом. Нижняя хвостовая часть полая, внутрь которой укладывался парашют. Верхняя часть имеет дверку на защелках, непосредственно через которую загружается необходимый груз.
В такое снаряжении дыхание водолаза под водой обеспечивается непрерывной подачей с поверхности сжатого воздуха по шлангу в подшлемное пространство. В шлеме воздух смешивается с продуктами дыхания водолаза и периодически вытравливается в воду. Котелок шлема с помощью трёх болтов соединяется с медной манишкой (отсюда и прозвище — «трёхболтовка»). Между котелком и манишкой герметично зажимается ворот многослойной водолазной рубахи. Есть у манишки ещё одна важная задача — она придаёт устойчивое положение тяжёлому шлему на плечах, не позволяет ему опрокидываться.
На «затылке» шлема есть ввод воздушного шланга для нагнетания воздуха и ввод кабеля для телефонной связи. Воздушный ввод оборудован невозвратным предохранительным клапаном на случай, если шланг повредится.
Взглянув на музейный экспонат легко увидеть, что шлем крепится к манишке тремя болтами. Такое снаряжение применяется в морских условиях, преимущественно на средних глубинах, для выполнения аварийно-спасательных и судоподъемных работ. Однако, существует модификация с двенадцатью болтами. Двенадцатиболтовое снаряжение широко применяется на реках и озерах, в портах и гаванях на малых глубинах преимущественно для выполнения подводно-технических водолазных работ. Это снаряжение легко надевается с помощью одного человека. Соединение шлема с манишкой в нем по сравнению с трехболтовым снаряжением имеет меньшую герметическую прочность, что ограничивает глубину погружения, но зато позволяет быстро надевать и снимать шлем, а это очень важно при работах на малых глубинах, когда водолазу по характеру работы часто приходится выходить на поверхность.
18-килограммовый шлем состоит из котелка и манишки. На котелке смонтированы два боковых иллюминатора и один передний, головной клапан и воздушно-телефонный ввод. К шлему прикреплен воздушный шланг и переговорный провод. У центрального иллюминатора есть резьба и две ручки: его можно снять на время отдыха. Боковые иллюминаторы глухие. Толщина стекол иллюминаторов — ?12 мм. К манишке крепятся плечевые ремни, на которые сзади и спереди подвешивают две свинцовые или чугунные отливки массой 16 кг каждая. Весь костюм весит около 80 килограмм. Дополнительный груз нужен, чтобы уменьшить плавучесть водолаза. Иначе он будет всплывать, ведь в результате нагнетания воздуха костюм увеличивается в объёме. Кстати, чтобы аварийно поднять водолаза, его костюм надувают, как воздушный шар.
В таком снаряжении водолаз может находиться под водой достаточно долго, но обычно работают около двух часов, дольше — тяжело.
Герой Советского Союза снайпер Виктор Иванович Медведев за пять месяцев боёв в Сталинграде уничтожил 232 вражеских солдата и офицера.
Гимнастёрка снайпера 13-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии Анатолия Ивановича Чехова (265 подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров противника)
Василий Григорьевич Зайцев (242 убитых немца). Организатор снайперского движения. Автор двух учебников по снайперскому делу.
В период ранения В.Зайцева и пребывания его в госпитале эта винтовка передавалась лучшим снайперам в части. В 1945 г. в Берлине она была торжественно вручена Зайцеву по случаю победоносного завершения Великой Отечественной войны.
На прикладе снайперской винтовки металлическая пластина с надписью: "Герою Советского Союза, гвардии капитану Зайцеву Василию. Похоронил в Сталинграде более 300 фашистов".
Снайпер 1381 сп 96 сд Семён Евгеньевич Тур (за период Сталинградской битвы — 176 убитых солдат и офицеров противника)
Трофейный пистолет старшего лейтенанта Микояна Владимира Анастасовича, 434-й истребительный авиационный полк (Донской фронт)
Лётчики — Герои Советского Союза, уроженцы Волгоградской области. Награды генерал-майора авиации Владимира Илларионовича Шевченко. Пропуск Виктора Степановича Хользунова (погиб в 1939 году при испытании новых бомб).
"26 июля 1942 г. пять самолётов 275-го бомбардировочного авиаполка, поразив скопление вражеской техники и пехоты у х. Сухановский (в 35-ти километрах северо-западнее г. Калач-на-Дону, ныне Суровикинский район), подверглись атаке пятнадцати немецких истребителей. Самолёт ведущего группы Пе-2 командира 2-й авиаэскадрильи 275-го бомбардировочного авиаполка майора Константина Герасимовича Гаряги был атакован истребителями противника Ме-109 и подожжён. Приняв бой в горящем самолёте, штурман ст. лейтенант Михаил Васильевич Березин сбил один мессершмит. Когда самолёт стал терять управление, командир экипажа майор К.Г. Гаряга и стрелок-радист старшина И.И. Витринский покинули его с парашютами, а штурман М.В. Березин остался в самолёте и погиб вместе с ним. Ранее, среди личного состава авиаполка М.В. Березин говорил, что если его самолёт будет подбит над занятой противником территорией, то с парашютом он прыгать не будет. Если погибнет, то с самолётом. Другая, не менее драматичная, развязка произошла на земле.
После приземления, К.Г. Гаряга вступил в бой с гитлеровцами, пытавшимися захватить его в плен. Был ранен в ногу. Поняв, что уйти от погони не сможет, застрелился. Это произошло в 500 м восточнее х. Сухановский. Жители хутора похоронили лётчика. Стрелок-радист попал в плен, но бежал. Воевал до конца войны."
Источник: Участник ВОВ - Березин Михаил Васильевич, дата рождения 10.07.1913
Командир 2-й авиаэскадрильи 275-го бомбардировочного авиаполка майор Константин Герасимович Гаряга и штурман ст. лейтенант Михаил Васильевич Березин
Отличия двигателя М-105РА: усиленная конструкция картера и шатунов; беспоплавковые карбюраторы, которые обеспечивали перевернутый полет в течение 5 мин и ввод в пикирование с отрицательной перегрузкой и т.д.
Начальник штаба 16-й воздушной армии М.М. Косых. Николай Александрович Козлов в 1941-1942 гг. дважды совершал воздушные тараны вражеских бомбардировщиков Ю-88.
"В начале 1980-х гг. поисковики установили место гибели самолёта Пе-2. В кабине самолёта были найдены останки человека. Им оказался штурман 2-й авиаэскадрильи 275-го бап 270-й бад ст. лейтенант Михаил Васильевич Березин. В июле 1983 г. при раскопках на месте падения Пе-2, на 2-метровой глубине, был найден один из авиамоторов этой машины М-105 РА авиационный поршневой четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения конструкции В.Я. Климова. Этот двигатель глубокая модернизация М-100, лицензионного французского двигателя "Hispano-Suiza 12Y". М-105 РА выпускался для бомбардировщиков. В январе 1985 г. этот мотор передали музею-панораме "Сталинградская битва"."
Источник: Участник ВОВ - Березин Михаил Васильевич, дата рождения 10.07.1913
Павел Павлович Полубояров с августа 1942 года — командир 17-го танкового корпуса (после войны стал 4-й гвардейской Кантемировской дивизией).
Баданов Василий Михайлович - генерал-лейтенант, командир 24 танкового корпуса. В ходе советского контрнаступления под Сталинградом корпус во главе с В.М. Бадановым вышел в глубокий тыл противника, чем способствовал успеху всей операции Юго-Западного фронта.
Мотоцикл М-72 – подарок музею от Героя Советского Союза, генерала армии П. А. Белика - в 1942 г. командира 8-го отдельного мотоциклетного полка, совершавшего рейды по тылам врага под Сталинградом. Экспонат выпущен в 1946 году московским мотоциклетным заводом «Искра» и представляет собой нелицензионную копию тяжёлого армейского мотоцикла BMW R 71. В СССР немецкую модель копировали очень точно. Копия отличалась лишь топливным баком, чей объем вырос с 14 литров до 22, и рамой, которую перекроили, потому что промышленность не смогла освоить выпуск эллипсовидных труб переменного сечения.
Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу.
Нижнеклапанный оппозитный двигатель мотоцикла М-72. Характерная головка цилиндра с развитым оребрением. Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла.
С августа 1940 года Пётр Алексеевич Белик — командир 8-го отдельного мотоциклетного полка Забайкальского военного округа. В первый день советского наступления под Сталинградом 8-й отдельный мотоциклетный полк был введён в прорыв, имея приказ уничтожать штабы, связь, обозы и подходящие резервы противника. Для выполнения этой задачи полк был усилен ротой танков Т-34 и истребительно-противотанковым полком. В течение 8 суток (с 19 по 28 ноября 1942 года) полк находился в глубоких тылах врага, в полном отрыве от основных частей фронта. С августа 1966 года по декабрь 1978 года Пётр Алексеевич Белик был командующим войсками Забайкальского военного округа. Именно в этот период, а точнее, 12 марта 1973 из в/ч 26380 (танко-ремонтный завод, г. Улан-Удэ) в музей-панораму «Сталинградская битва» передан мотоцикл М-72.
Колесо коляски жёстко крепится к раме. Привода на колесо бокового прицепа нет. Люлька в задней части подрессорена на двух четверть-эллиптических рессорах.
В фару встроен замок зажигания, пара сигнальных ламп и спидометр с одометром. Советская копия BMW R 71 не имеет информационной таблички на топливном баке (комплектность мотоцикла и технические характеристики).
"Полотнище знамени двустороннее прямоугольной формы, изготовлено из сатина красного цвета, с трех сторон по краям обшито бахромой желтого цвета. На одной стороне полотнища, в центре, выполнен цветной аппликацией из бархата герб Советского Союза, по обе стороны от него аббревиатура «СССР», разделенная гербом на две части. В верней части полотнища слова: «Смерть немецким оккупантам!». В нижней части надпись: «4-му эскадрону 25-го казачьего полка от трудящихся Добринского района». На оборотной стороне знамени белой краской казаки после войны написали: «Родина, мы перед тобой долг выполнили и возвращаемся домой с победой». За период август-сентябрь 1941 г. сотни казаков-ополченцев Добринского района Сталинградской области добровольно влились в казачью сотню, которая была переименована в 4-й эскадрон. В сентябре 1941 г. 4-му эскадрону было вручено Красное Знамя от трудящихся Добринского района, которое казаки эскадрона хранили как свою святыню. На базе 4-го казачьего эскадрона в октябре 1941 г. был сформирован 25-й казачий кавалерийский полк, который сохранил знамя 4-го эскадрона и пронес его от Волги до австрийских Альп."
Источник: «Знамя шефское трудящихся Добринского района, врученное 4-му эскадрону 25-го полка 11-й казачьей дивизии»
Шефское знамя трудящихся Добринского района, врученное 4-му эскадрону 25-го полка 11-й казачьей дивизии. В 1947 году его передал в музей гвардии подполковник Козик В.Г. из в/ч 69647.
Награды Героя Советского Союза, полного Георгиевского кавалера, гвардии капитан Константина Иосифовича Недорубова – инициатора создания казачьей сотни народного ополчения Берёзовского района Сталинградской области, вошедшей в состав 3 Михайловского кавалерийского полка сводной Донской казачьей кавалерийской дивизии народного ополчения.
Револьвер системы Нагана вручён Недорубову К.И. в 1948 году в городе Каменске Ростовской области командованием части, в составе которой воевал командир эскадрона народного ополчения 41 гв.кав.полка. («Офицерский» — с самовзводным ударно-спусковым механизмом, год выпуска: 1943. Заводской №: дв2322)
Токарный станок ДИП-200 в период Сталинградской битвы использовался в паровозном депо станции Сарепта для выполнения военных заказов.
Бронированная кабина для укрытия от бомбардировок и артобстрелов находилась на центральном пульте Сталинградской ГРЭС
Начальник УНКВД-УНКГБ Сталинградской области с 29 декабря 1938 по 9 октября 1944 года, Александр Иванович Воронин
Экспонат поступил в музей от Государственной районной электрической станции г. Сталинграда (СталГРЭС) по акту от 23.11.1949 г. "Бронированная кабина имеет форму цилиндра с конусообразной крышей. В основании кабины имеются 6 отверстий для крепления ее к полу и 12 ребер жесткости, посредством которых основание кабины соединено с корпусом. Кабина имеет дверь размером 116,5 х 76 см, которая вращается на двух накладных петлях. На высоте 160 см от основания имеется смотровая щель, размером 5 х 13 см. Стены бронированной кабины полые, из двух слоев брони, расстояние между которыми 8-10 см заполнялось песком. В период Сталинградской битвы таких кабин было изготовлено шесть штук. Все они были установлены в цехах и во дворе Стал ГРЭС, которая с осени 1942 г. оказалась фактически на передовой. На ее территорию во время октябрьских-ноябрьских 1942 года артобстрелов упало около тысячи снарядов, порядка двухсот из которых угодили в производственные цеха. Несмотря на разрушительные авиационные налёты и артиллерийские обстрелы, коллектив СталГРЭС ни на минуту не прекращал работу, снабжая энергией в первую очередь промышленные предприятия, выпускавшие продукцию для фронта. Единственной возможностью укрыться становились бронированные кабины, которые устанавливались непосредственно у рабочего места."
Бронированная кабина
Командир 35-й стрелковой дивизии генерал-майор Василий Андреевич Глазков — единственный офицер из высшего командного состава Красной Армии, погибший непосредственно в Сталинграде.
Шинель генерал-майора Василия Андреевича Глазкова пробита осколками 8 сентября 1942, в районе Верхней Ельшанки, во время неудачной эвакуации дважды раненного комдива.
В период Сталинградской битвы Яков Григорьевич Крейзер — заместитель командующего 2-й гвардейской армией
Наградной меч The Sword of Stalingrad изготовлен на заводе компании Wilkinson Sword по указу короля Великобритании Георга VI в знак восхищения британского народа мужеством, проявленным советскими защитниками Сталинграда.
Телеграмма мэра г.Ковентри (Великобритания) председателю Сталинградского городского совета с выражением глубокого восхищения героическим сопротивлением защитников Сталинграда
17 мая 1919 года Президиум ВЦИК постановил: «За стойкое и успешное сопротивление врагам революции вручить Царицынскому Совету для города Царицына боевое революционное знамя от ВЦИК с надписью «Красному Царицыну от Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета». По поручению ВЦИК знамя доставил С. К. Минин, в то время член Реввоенсовета 10-й армии.
Личные вещи военного корреспондента газеты 64-й армии «За Родину» Лузгина Михаила Васильевича (погиб в сентябре 1942 года)
Макет специального номера бельгийской газеты La Legia от 16.09.1942 с материалами о взятии Сталинграда немецкими войсками
Немецкий бакелитовый карбидный фонарь. Круглое и щелевидное отверстия - для подачи сигналов азбукой Морзе. Оснащен двумя баками: один для воды, другой внизу для карбидного камня.
«Сталинградский крест» на погоны, введённый для военнослужащих восстановленной после разгрома в Сталинграде 44. Infanterie-Division вермахта (комплектовалась преимущественно австрийцами).
Первый директор обороны Царицына Владимир Николаевич Алексеев (фото из личного дела заключённого, 1938 год)