Авиационная, инженерная и прочая техника. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области

 

Официальный сайт: Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области Военно-технический музей
Адрес: Московская область, Ногинский район, городской округ Черноголовка, село Ивановское

Макет зенитной прожекторной станции 3-15-4Б (фактически АПМ-90М на шасси ЗиС-5)

Зенитная прожекторная станция типа З-15-4 — самый массовый советский прожектор военного времени. По сути это копия американского прожектора фирмы «Sperry Gyroscope» образца 1932 года, появившаяся в результате тесного сотрудничества советской стороны и «Сперри джайроскоп». Прожекторная установка предназначалась для обнаружения и освещения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их огнем истребительной авиации и зенитной артиллерии.
Основной единицей применения З-15-4 был отдельный зенитно-прожекторный батальон. В батальоне были три роты, в каждой роте — по три взвода. Взвод состоял из четырех прожекторных станций. Назначение двух станций-искателей, было в том, чтобы с помощью прожекторов и звукоулавливателя нащупать лучом самолет противника. Расчеты этих двух станций 3-15-4 должен быть захватить и затем непрерывно освещать самолет противника.
Луч мог сорваться с самолета, поэтому две другие станции — «сопроводители» подхватывали самолет в перекрестке лучей, высвечивали его, затем в дело вступала зенитная артиллерия. Если же зенитчики открывали заградительный огонь, не дождавшись попадания цели в перекрестье лучей, то звукоулавливатели уже не могли запеленговать самолеты. В местах сосредоточения большого количества прожекторов, например на подступах к Москве, предусматривалось создание целых световых прожекторных полей, около тридцати километров шириной и до пятнадцати глубиной. В центре этих полей несли дежурство ночные истребители.

Индекс "З-15-4" расшифровывается так: 3 - зенитный, 15 - размер лизнзы 150 см, 2 или 4 - мощность в киловаттах. Источником света выступала электрическая дуга высокоинтенсивного горения между двумя угольными электродами, время работы которых составляло 75 минут, после чего их требовалось заменить. Питание осуществлялось от генератора мощностью 20 кВт. В зависимости от модификации станции световой поток мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте от 9 до 12 километров.
Станция З-15-4 производилась в 1938-1942 годах на Московском Прожекторном заводе (объём выпуска 15 529 штук). Завод был основан в 1932 году, и с 1934 года специализировался на выпуске гражданских прожекторов и станций, крупных прожекторов заливающего света, зенитных прожекторных станций и корабельных прожекторов. Прекращение производства зенитных прожекторов в 1942 году связано с тем, что в войска пошли эффективные РЛС. Сохранившиеся экземпляры можно увидеть в Музее военной техники «Боевая слава Урала» (г.Верхняя Пышма), в Музее войск ПВО (г.Балашиха, Московская обл), возле Музея-диорамы "Штурм Сапун-горы" (Севастополь) и на открытой площадке экспозиции военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны (Поклонная гора, Москва). В 2019 году, после длительного ремонта и борьбы с плесенью, в главном Артиллерийском музее нашей страны открылся зал довоенных экспонатов. Среди прочих раритетов каждый желающий может осмотреть подлинный прожектор З-15–4Б образца 1939 года.

Экспонат не имеет никакого отношения к периоду Великой Отечественной войны. Перед вами прожекторно-маячная станция АПМ-90, разработанная в 1950-х годах для освещения взлётно-посадочных полос в тёмное время суток, для привода самолётов в район аэродрома или обозначения нужного пункта местности. Относительно небольшой вес установки позволял монтировать её на шасси грузового автомобиля ЗИС-150 (подобие американского грузовика International Harvester K-7, в серии 1944-1958 гг). Невысокая световая мощность установки позволяет питать прожектор электроэнергией, снимаемой с генератора, подключенного к автомобильному двигателю через коробку отбора мощности.
Впрочем, это не первый случай выставления послевоенной АПМ-90 за прожекторную установку военных лет. Аналогичным образом собран макет в оренбургском комплексе «Салют, победа!». Более того, военно-патриотический парк «Патриот» демонстрирует АПМ-90 с закрашенными шильдиками среди манекенов в военной форме, между 37-мм пушкой 61-К и репликой кабины передатчика радиообнаружителя самолётов РУС-1.

150-cm прожектор Flakscheinwerfer 40/43

Мотоцикл BMW R75

Полугусеничный мотоцикл NSU HK 101 Kettenkrad

"Создателем Кеттенкрада был Генрих Книпкамп, сын прославленного И.Кошкиным Эрнста Книпкампа. Первоначально полугусеничная машина на базе мотоциклетных агрегатов позиционировалась как «легкий сельскохозяйственный тягач». Но в 1938 г. интереса не вызвала и отнеслись к ней как к курьезу. Книпкамп-младший предложил гусеничный мотоцикл военным, но понимания не встретил. Ситуация изменилась с развитием воздушно-десантных войск Третьего Рейха. На вооружение десантников стали поступать легкие зенитки, противотанковые пушки, на горизонте замаячили безоткатные орудия. Доставить все это счастье самолетами было еще реально(посадочным способом разумеется). Но ни о каком маневре не могло быть и речи. Да и самим десантникам предстояло тащить боеприпасы, взрывчатку и др. припасы на своем горбу. Тут-то и вспомнили о легком тягаче Книпкампа-младшего. Производство было поручено фирме NSU Werke AG, занимавшейся производством мотоциклов. Именно тогда тягач получил наименование Кеттенкрад(Kettenkrad) т.е. гусеничный мотоцикл. После нескольких опытных машин в июле 1940 г. началось производство Кеттенкрадов нуль-серии. До начала операции по захвату Крита в мае 1941 г. было выпущено 500 Кеттенкрадов, в войска попали 200, а непосредственно в боевых действиях приняли участие всего около полусотни.
С парашюта Кеттенкрады сбрасывать не собирались - его масса в 1200 кг превосходила возможности «тетушки Ю» по перемещению грузов на внешней подвеске (800 кг). Однако помимо посадочных десантов на Ю-52 Кеттенкрады могли высаживаться с первой волной десанта на планерах. Кроме десантников Кеттенкрадом заинтересовались горные части Вермахта. Им также был нужен транспорт, способный пробираться по горным тропам с пушкой на буксире."
Источник: Кеттенкрад: не "панцер", но определенно "шуш-": dr_guillotin — ЖЖ

Полугусеничный  мотоцикл NSU HK 101, Военно-технический музей в селе Ивановское

Машина интересна тем, что обута в "восточные" гусеницы

Полугусеничный  мотоцикл NSU HK 101, Военно-технический музей в селе Ивановское

В наследство от мотоцикла Кеттенкрад получил не только руль с передним колесом, но и сиденье водителя. Пробки справа и слева от водителя это горловины топливных баков.

Полугусеничный  мотоцикл NSU HK 101, Военно-технический музей в селе Ивановское

В тяжелых дорожных условиях переднее колесо рекомендовалось вообще снимать и Кеттенкрад управлялся по-танковому, включением/выключением фрикционов гусениц

"Так бы и остался гусеничный мотоцикл экзотическим транспортным средством десантников и горных егерей, но осень 1941 г. и столкновение с Rasputsitza на территории СССР заставили расширить область применения Кеттенкрадов. Немногие попавшие на Восточный фронт осенью 1941 г. Кеттенкрады(судя по имеющимся фото, они попали в части связи) получили восторженные отзывы. В итоге NSU получила новый заказ на 1000 Кеттенкрадов, из которых до конца 1942 г. было сдано 985 машин. Они попали в штаты подвижных соединений Вермахта и использовались не только на Восточном фронте. Так бригады Пантер(изобретение Гитлера лета 1944 г.) должны были иметь по штату 69 Кеттенкрадов. Осенью 1943 г. был введен штат разведывательной роты на Кеттенкрадах(227 человек, 61 Кеттенкрад, 7 обычных мотоциклов и 15 грузовиков и тягачей). В случае с разведротой Кеттенкрады заменяли дефицитные БТРы. Они были дешевле и обладали сравнимой с Ганомагами проходимостью.

Что же собой представлял гусеничный мотоцикл? Было бы странно, если бы творение Книпкампа-младшего не несло в себе благородного безумия. В каждом траке гусеницы был игольчатый подшипник. Соответственно в каждой отливке трака сверлился канал для смазки этого подшипника, а обслуживание машины предусматривало шпринцевание всех траков обоих гусеничных цепей. Помимо подшипника конструкция трака включала привинчивавшуюся четырьмя винтами резиновую подушку. Эта деталь вообще было характерна для траков немецких полугусеничников. "
Источник: Кеттенкрад: не "панцер", но определенно "шуш-": dr_guillotin — ЖЖ

См. также:
Полугусеничный мотоцикл NSU HK 101 Kettenkrad. Военно-технический музей в селе Ивановское Московской области
Лёгкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK 101. Музей техники Вадима Задорожного
Полугусеничный мотоцикл высокой проходимости Kettenkrad HK 101. Военно-патриотический парк «Патриот»
Полугусеничный тягач Kettenkrad HK 101. Выставка «Моторы Войны»

Volkswagen Typ 82 (Kubelwagen)

Гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2

Трактор №979806 сейчас находится на выставке «Моторы Войны» по адресу Москва, ул. Рогожский Вал, дом 9, строение 2.

Гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2, Военно-технический музей в селе Ивановское

Американский аэродромный тягач до самого списания служил в английских ВВС

Гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2, Военно-технический музей в селе Ивановское

Трактор оснащён лебедкой на 10 000 фунтов (4500 кг) с тросом длиной 300 футов (91 м) и толщиной 3/8 дюйма (9,5 мм)

"В годы Второй мировой войны американская автомобильная промышленность произвела рекордное количество военной техники. На фоне сотен тысяч колесных машин в тени оказались американские гусеничные тягачи. Между тем, и на этом поприще американская промышленность смогла отличиться. К началу Второй мировой войны на вооружении американской армии находились Heavy Tractor M1, военная версия гусеничного трактора Caerpillar D7. Подвижностью он не отличался, а со стороны командования американской артиллерией высказывалось требование получить скоростной гусеничный тягач. В результате на свет появилось семейство скоростных гусеничных тягачей. Наиболее известными среди них стали M4 и M6 High-Speed Tractor.
Помимо специализированных артиллерийских тягачей, американская армия испытывала необходимость и в других гусеничных машинах. Одним из подрядчиков американской армии была Cleveland Tractor Company (Cletrac), в 1940 создавшая необычный тягач. Вместо привычных цельнометаллических гусеничных лент их машина получила резинтканевые ленты. Это позволило создать гусеничную машину, имевшую высокую подвижность.
Первоначально Cletrac занималась истребителем танков, но в 1941 году на свет появился скоростной трактор Cletrac MG-1. Его разработка оказалась связана с необходимостью иметь на вооружении специализированный аэродромный тягач. На вооружение его приняли как High Speed Tractor, 7-ton, M2. При помощи быстроходного трактора M2 таскали тележки с бомбами, а также самолеты. Первые тягачи данного типа сдали в 1941 году, а пик производства пришелся на 1942-43 годы. Всего же их изготовили 6320 штук. Ныне M2 HST является большой редкостью.
...
Подобные тягачи использовались на всех театрах военных действиях, где находились американские аэродромы. Небольшое число таких тягачей использовалось на аэродроме под Полтавой в 1944 году. Представленный на выставке экземпляр сохранен в оригинальной конфигурации."
Источник: Динамический показ HST M2 (Cletrac MG-1): yuripasholok — ЖЖ

Гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2, Военно-технический музей в селе Ивановское

Подвеска на спиральных пружинах и резинотканевые гусеничные ленты обеспечивали высокую (до 35 км/ч) скорость передвижения этого трактора

Гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2, Военно-технический музей в селе Ивановское

Тягач оснащён вспомогательным генератором (3 кВт при 110 вольтах постоянного тока) и воздушным компрессором (3 ступени, 2 000 PSI)

Гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2, Военно-технический музей в селе Ивановское

Бензиновый 6-цилиндровый двигатель Hercules WXLC3 мощностью 150 л.с.

Эвакуационная машина Scammel Pioneer SV2S

См. также фотографии танкового эвакуатора Scammell Pioneer SV/2S в период нахождения в экспозиции выставки «Моторы Войны».

Шестицилиндровый дизельный двигатель MAN M6V 40/46

Экранолёт ЭКИП



Дополнительно:

Центральный музей Великой Отечественной войны
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
Выставочная площадка. Музей отечественной военной истории в Падиково
Великая Отечественная война. Часть 1. Музей отечественной военной истории в Падиково
Великая Отечественная война. Часть 2. Музей отечественной военной истории в Падиково Легкобронированные машины. Центральный музей бронетанкового вооружения и техники
Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Внешняя экспозиция
Легкая бронетехника в музее «Боевая слава Урала»
Инженерная и другая специальная техника. Музей техники Вадима Задорожного
Современная отечественная бронетехника. Военно-патриотический парк «Патриот»
Инженерная и другая спец.техника в Техническом музее. г.Тольятти
Легкая бронетехника в Техническом музее. г.Тольятти
Оренбург. Выставочный комплекс «Салют, победа!» в парке имени Фрунзе