Навигация по странице:
28-я армия встаёт на левый фланг Сталинградского фронта
Авиаторы
Водолазы
Волжские речники
Канонерская лодка «Альтфатер» («Советский Дагестан»)
Переносная коротковолновая радиостанция «Север»
Памятник морякам Волжско–Каспийской военной флотилии
Месторасположение: Астрахань, ул. Ахматовская, 7
Официальный сайт: Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
Дополнительно:
Астраханский краеведческий музей
Речной малый артиллерийский катер АК-202 пр.1204, Астрахань
7,62-мм станковый пулемёт Максима обр.1910 года со стальным гофрированным кожухом на станке Соколова
В 1941 году, в ходе последней модернизации, пулемёт получил широкую горловину на кожухе ствола, позволявшую охлаждать оружие снегом и льдом.
"30 июля в Астрахани был введен комендантский час. Появление на улице без пропуска с 23.00 до 05.00 было запрещено.
В 2.00 6 августа 1942 года в Военном Совете Сталинградского военного округа под председательством В.Ф.Герасименко состоялось совещание. Поскольку между Сталинградом и Нальчиком образовалась огромная дыра протяженностью в 500 километров, было принято решение о срочном формировании новых подразделений и переброске на астраханское направление частей из более северных мест.
Первым делом были задействованы ресурсы астраханских военных училищ. В Астрахани подготавливали военные кадры уже два с половиной года.
ОКВ также начало присматриваться к Астрахани. После захвата Сталинграда части 4-й ТА должны были пройти вдоль Волги на юг и занять Астрахань (операция «Серая цапля» — «Фишрейтер»). Таким образом, план предусматривал захват города не с запада, из Калмыкии, а с севера, после захвата Сталинграда.
...
6 августа в 08.00 курсанты 1-й пехотной школы полковника Ивана Ивановича Шапкина занял оборонительный рубеж северо-западнее Астрахани, в районе Стрелецкий-Дурное{14}-Джакуевка. Это положило начало 1-му сводному курсантскому полку, позднее переименованному в 899-й сп и переброшенному к Енотаевке. В общей сложности училище насчитывало 14 рот усиленного состава — по 160 человек в каждой. За вычетом заболевших и оставшихся в училище, на фронт вышло 1882 человека, в том числе 1743 курсанта. Их оснащение оставляло желать лучшего — 882 винтовки, 62 автомата, 18 ручных и 9 станковых пулеметов, всего шесть пушек (две 75-мм и четыре 45-мм), 38 минометов (из них два 120-мм, восемь 82-мм, остальные 50-мм), 14 ПТР. Из этих цифр видно, что на двух бойцов приходилась всего одна винтовка или автомат.
Полк шел пешком: на две тысячи человек он располагал шестью автомашинами и одним трактором. Обмундированием курсантов также не радовали, но зато снабдили фуражками с огромной тульей и красным пехотным околышем. Курсанты шли в степь с чувством гордости за шанс показать свои возможности. Собственно, курсантами их можно было назвать только условно. Как отмечал начштаба полка капитан Данилов, «полк укомплектован из молодых курсантов 1-го Астраханского пехотного училища, прошедших лишь 10-дневную программу обучения».
На следующий день, 7 августа, в 14.30 начал выдвижение из города 2-й сводный курсантский полк. Его образовали на базе 2-го пехотного училища полковника Михаила Семеновича Юргеласа и Астраханской авиатехнической школы механиков. Полк Юргеласа, позднее переименованный в 902-й сп, оседлал элистинскую дорогу в районе Янго-Аскера. В полку было 100 офицеров и 1637 рядовых."
Источник: Шеин О.В., «На астраханском направлении»
"К концу августа 1942 г. основные силы 16-й мотострелковой дивизии немцев начали движение в сторону Астрахани. Чтобы не дать немцам осуществить их планы и закрыть дыру, образовавшуюся в обороне, на дальние рубежи города были выдвинуты части Сталинградского военного округа, усиленные резервами Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК) — 34-я гвардейская стрелковая дивизия, 152-я отдельная бригада, некоторые другие части (на их основе начнется ускоренное формирование 28-й армии). Первые бои принял на себя третий батальон 107-го гвардейского стрелкового полка под командованием А.И. Овчинникова.
Понимая большое значение астраханского направления, Ставка Верховного Главнокомандования, несмотря на большие потери Сталинградского фронта, для обороны Астраханского направления спешно формирует 28-ю армию, которая встает на левый фланг Сталинградского фронта.
...
В августе-сентябре части вошедшие в армию остановили продвижение немецко-румынских войск к Астрахани в районе поселков Хулхута — Юста. Стоит отметить, что сплошной линии фронта здесь не существовало, с обеих сторон были опорные пункты в районах хотунов (сел), кошар (сараев для овец) и хундуков (колодцев). Фронтовую линию с обеих сторон охраняли подвижные группы и патрули.
В течение сентября — октября войска 28-й армии сорвали все попытки противника прорваться к устью Волги и перерезать железнодорожную магистраль Астрахань — Кизляр.
...
Тысячи астраханцев героически сражались в рядах 28-й армии, действовавшей в калмыцких степях на подступах к Астрахани. Тяжелые климатические условия, открытая, простреливаемая местность, недостаток воды создавали особые трудности для ведения боевых действий, зачастую за каждый овражек, балку, колодец приходилось платить жизнями."
Источник: Оборона Астрахани в 1942 году - История Астрахани
"20 ноября 1942 года в Астраханском направлении, на участке фронта Хулхуты — Сянцина — Утты ударные группы 28-й армии: 34-я дивизия под командованием генерал-майора Губаревича, 6-я танковая бригада под командованием гвардии полковника Кричмана, 152-я бригада под командованием майора Алексеенко, 248-я бригада под командованием полковника Галая перешли в наступление.
Вслед за этим на широком фронте развернулось наступление всей армии.
В декабре войска армии вели наступательные действия в направлении Элисты, 28 декабря 1942 года 248 дивизия, овладела хорошо укрепленным районом Яшкуль — Среднее село — Городок, затем, 31 декабря была освобождена Элиста."
Источник: Оборона Астрахани в 1942 году - История Астрахани
Копия комсомольского билета гвардии ефрейтора Мамутовой Марии Алексеевны (связист – телефонист телефонно–кабельного взвода).
Мина к миномёту периода Первой мировой войны Granatenwerfer M1916 (Gr.W.16) могла использоваться как небольшая осколочная авиабомба
В ходе поддержки наступления наших войск в районе Хулхуты штурмовые полки 289 смешанной авиационной дивизии теряли технику и лётчиков. В период контрнаступления советских войск, с 19 ноября по 31 декабря 1942 года, из 299 самолёто-вылетов потери 289 сад составили 10 самолётов. Это было связано с выполнением боевых заданий в районах сильного прикрытия огнём МЗА и ЗА, а также с низкой облачностью, из-за которой штурмовики действовали на предельно малых высотах. Кроме того, степной характер местности не позволял использовать скрытный подход к цели.
В отчёте о боевой деятельности 289 сад отмечается: в отсутствии истребительной авиации противника наши лётчики выполняли по 8-10 заходов на цель до полного израсходования боеприпасов. В том же документе можно встретить констатацию факта: как правило, после первого захода строй разваливался и дальнейшие атаки проходили одиночно, на значительных дистанциях между самолётами.
Вероятно имеются в виду периоды, когда войска противника находились в движении и были слабо прикрыты зенитной артиллерий.
Рассмотрим 232 штурмовой авиаполк в период поддержки наступления на Халхуту. 20 ноября 1942 года немецкая зенитная артилерия подбила Ил-2 мл.лейтенанта Сергея Вшивцева. Алексей Панкратов приземлился рядом с товарищем, взял его на борт, но после взлёта и этот штурмовик сбила зенитная артилерия. Оба лётчика погибли. В тот же день пропали без вести лётчики старшие сержанты Савельев и Милованов.
К вечеру в 232 штурмовом авиационном полку (по штату 18 машин) в строю находилось только шесть одноместных Ил-2. В 22:00 командир 289 сад подполковник Аввакумов издал боевой приказ. На завтрашний день штурмовикам ставилась задача: последовательными ударами групп из четырёх-пяти Ил-2 уничтожать живую силу и огневые средства в районе Халхута, а также не допускать подхода резервов противника из Яшкуль. План боевой работы на 21.11.1942 предусматривал по три вылета на самолёт.
21 ноября совершил огненный таран младший лейтенант Александр Прудников — направил горящий Ил-2 в колонну артиллерии и автомашин противника. Тогда же разбился старшина Борис Лысков — при выполнении боевого задания его самолёт подбил зенитная артиллерия. Лётчик не дотянул до аэродрома. В тот же день погиб при выполнении служебных обязанностей командир звена мл.лейтенант Михаил Андреевич Фролов. В поцессе поиска информации о Фролове, обнаружил что донесении о потерях стандартные записи: "разбился при возвращении с боевого задания", "погиб при выполнении боевого задания", "не вернулся с боевого задания". Только у Фролова расплывчатая формулировка: "погиб при выполнении служебных обязанностей". Причины пока непонятны. Разве что в «Справке о боевом составе и боевой работе 289 шад» встречается упоминание об одной аварии и одной катастрофе в ноябре-декабре 1942 года.
Отчет о боевой работе частей 289 шад: "В течение ноября сброшено 270 000 листовок немецким солдатам и калмыцкому населению".
Итоги боевой работы и личные вещи Героя Советского Союза гвардии майора Николая Городничева, уроженца города Омска, выпускника Астраханского автодорожного техникума.
Надо сказать, что осень 1942 года это период сильнейшего кризиса. Полно случаев, когда лётчики садились рядом со сбитыми товарищами и вывозили их на борту одноместных Ил-2 — никаких наград. Младший лейтенант Александр Прудников повторил подвиг Гастелло (такое сравнение в документе) совершив на горящем штурмовике огненный таран — никаких наград. Страна на краю пропасти, не до орденов.
Позже нашёл запись — капитану Всеволоду Ширяеву из 809 шап в феврале 1943 года посмертно присвоено звание ГСС за огненный таран 04.09.1942.
По ходу чтения отыскал в «Отчёте о боевой деятельности 289 сад» несколько занятных эпизодов, имевших место осенью 1942 года:
1. Миномётные мины в качестве замены авиационным бомбам.
2. Перевоспитание лётчиков по отношению к ЛАГГ-3.
3. Личный состав двух 232 и 806 ШАП плохо летает, тактику не знает - это объяснимо. Но вот незнание материальной части - странно. Для её изучения бензин и моточасы тратить же не приходилось.
4. В «Отчёте о боевой работе частей 289 шад» дословно: "В течение ноября сброшено 270 000 листовок немецким солдатам и калмыцкому населению".
Среди экспонатов музея особо выделяется водолазный костюм водолаза Фёдора Фёдоровича Кибeрова из экспедиционного отряда «Подвoдречстрoя». Этот отряд был сформирован в 1942 г. во время Сталинградской битвы и занимался подъемом затонувших судов. Только в 1943 г. им было поднято 144 судна.
Водолазный шлем из листовой красной меди в котором работал водолаз Фёдор Фёдорович Кибeров из экспедиционного отряда «Подвoдречстрoя»
Личные вещи водолаза астраханца Петра Георгиевича Щукина, в годы войны —командира отделения водолазов 19-го аварийно-спасательного отряда КБФ.
Нагрудный знак «Отличник ВМФ» командира отделения водолазов 19-го аварийно-спасательного отряда КБФ Петра Георгиевича Щукина
Из представления к медали «За боевые заслуги» командира отделения водолазов 19-го аварийно-спасательного отряда КБФ, "бывалого ЭПРОНовца" Петра Георгиевича Щукина: "Старший краснофлотец Щукин Пётр Георгиевич за время нахождения в 19-м АСО КБФ проявил себя дисциплинированным, исполнительным и добросовестным работником. Работая командиром отделения водолазов на подъёме затонувших судов сумел обеспечить поставленные задачи по обследованию и подъёму затонувших судов в районе Онежского озера, где работы производились в исключительно тяжёлых условиях. По прибытию в Германию водолазная станция руководимая Щукиным обеспечила подъём немецкой подводной лодки типа VII-С изучили их конструкцию и не жалея сил отдаёт все свои знания на выполнение поставленных задач."
"Немаловажное значение на Нижней Волге занимала Каменноярская переправа. Она находилась в 118 км ниже Сталинграда. Прямому поперечному переходу через реку способствовали глубины в этом районе. Здесь работали пароходы: «Сократ» (капитан А. И. Кривцов), «Реконструкция» (капитан А. И. Сметанин), «Дзержинский» (капитан Н. И. Мишин), теплоход «ТТ-17» (капитан И. Я. Белов)."
Источник: Речники в Сталинградской битве
Пропуск круглосуточного плавания по Волге выдан моторной лодке «Субдиво», принадлежащей управлению 28-й армии (сформирована в сентябре 1942 года на базе расформированного Сталинградского военного округа).
Теплоход «Дзержинский» до января 1943 г. (капитан Н. Мишин) совершал рейсы на переправе у Каменного Яра при постоянных налетах фашистской авиации. В этих тяжелых условиях героический экипаж обеспечивал бесперебойную связь с правым берегом Волги, а старший механик М. Подзоров, умело руководил машинной командой.
"Героический пароход Самарского пароходства, принимавший участие в Сталинградской битве. Пароход был построен на заводе У.Курбатова в 1891 г. - одном изкрупнейших судостроительных предприятий Волги. По своим техническим характеристикам«Сократ» не выделялся из ряда других волжских судов того времени. Два котла, паровая машинамощностью 720 лошадиных сил. Длина - почти 60 метров. Военная биография «Сократа» началась в Гражданскую войну, когда для ведения боевых действий на Волге потребовались суда с прочными корпусами, надежными паровыми машинами. Рабочие Нижнего Новгорода забронировали судно, установили на нем артиллерийские орудия, и оно вошло в состав Волжской военной флотилии как канонерская лодка «Буйный», экипаж которой не раз отличался в боевых операциях, особенно в боях под Царицыном.
С окончанием Гражданской войны с палубы были убраны орудия, на корме снова появились буксирные арки, и пароход, приняв свое прежнее название, стал работать наперевозках нефтегрузов. Но когда в 1942 г. нависла опасность над Волгой, «Сократ» вновь был вооружен, и экипаж его вписал новые славные страницы в героическую историю судна. Среди отличившихся - капитан судна А.И.Кривцов, третий штурман И.В.Вахрамов, зенитчик С.И.Цап и помощница наводчика орудия А.Светлякова. В период битвы пароход занимался снабжением советских войск нефтепродуктами на линии Астрахань – Владимировка. Здесь его зенитчики сбили пять самолетов противника - пять из двадцати, уничтоженных командами противовоздушной обороны всех волжских судов.
Члены команды парохода «Сократ» за разгром противника наберегах Волги были награждены медалями «За оборону Сталинграда». После войны пароход еще долго служил без единого с 1925 г. капитального ремонта, доставляя нефтепродукты в волжские города. В 1957 г. «Сократ» еще числился в списке транспортных судов «Волготанкера». Но в 1960-х гг. началась интенсивная замена паровых судов дизельными, «Сократ» был списан и выведен израбочего ядра Волжского флота."
Источник: Военная история СССР в фонодокументах РГАФД - запись 1950 года. Выступление В.Ф.Бочкарёва, бывшего старшего рулевого
Личные вещи Григория Ивановича Бугрова, который с 1939 года и до конца своей жизни возглавлял Астраханский эксплуатационный участок пароходства «Волготанкер», организовывал и лично проводил нефтекараваны по минированным плёсам.
"24 сентября немецкие самолеты атаковали различные цели в Южном Поволжье. Одиночный бомбардировщик сбросил 1000-кг бомбу на железнодорожную станцию Астрахань-2. В результате были разрушены несколько зданий, повреждены пути и опрокинут паровоз. Погибли и получили ранения восемь человек. В 12.15 стоящий во Владимировском затоне в Ахтубинске, между пристанью и нефтебазой, пароход «Сократ» с пикирования атаковали сразу четыре Ju-87. Сброшенные ими бомбы взорвались по правому борту. Капитан Кривцов сразу отдал приказ поднять якорь и идти на открытую воду. После этого пароход атаковали еще несколько бомбардировщиков, но опять не добились прямых попаданий. В 17.00, взяв на буксир три баржи, «Сократ» отправился в рейс к Сталинграду. На следующий день в 13.15 в районе поселка Цаца одиночный Не-111 на бреющем полете обстрелял караван из пулеметов. Впоследствии зенитчики с «Сократа» утверждали, что подбили «Хейнкель» и тот, задымив, ушел в сторону берега."
Источник: М. Зефиров Д. Дёгтев Н. Баженов, «Свастика над Волгой»
"В массовом сознании гражданская война в России ассоциируется с кавалерийскими рейдами, бронепоездами, крестьянскими восстаниями, в крайнем случае — с картинными атаками офицерских полков. Морская война в этом образном ряде отсутствует, тем более такая, которая подразумевала бы «шахматную партию» в борьбе за коммуникации и сеть опорных пунктов, разбросанных по побережью. Между тем именно такая война велась в 1918–1919 годах на Каспийском море. И участвовали в ней не две, а целых четыре противоборствующие стороны.
В 1918 году на Каспии сложилась весьма запутанная военно-политическая ситуация. Помимо красных и белых, существовал формально независимый Азербайджан, придерживавшийся нейтралитета в Гражданской войне. Однако азербайджанское государство, созданное турками во время оккупации Кавказа, оказалось в числе проигравших и было вынуждено подстраиваться под победителей. Баку был оккупирован англичанами, которые захватили здесь корабли русской Каспийской флотилии и часть судов торгового флота.
...
... де-факто англичане так и не признали правительство Азербайджана, так как это осложнило бы их отношения с русскими «белыми» властями. Вдобавок ко всему Азербайджан имел очень плохие отношения с Арменией: помимо всего прочего, армяне воевали на стороне Антанты, а азербайджанцы — на стороне Центральных держав.
В январе 1919 года в Баку было образовано Каспийско-Кавказское правительство атамана Бичерахова. Лазарь Бичерахов контролировал часть Дагестана, вёл борьбу с азербайджанскими и турецкими войсками и пользовался поддержкой местного русского населения. В то же время он был тесно связан с англичанами и некоторое время состоял у них на службе. Имея репутацию относительно «левого», он сначала признал власть Уфимской директории, а затем изъявил готовность подчиниться Деникину, но желал внутренней самостоятельности подконтрольных ему территорий. Однако в феврале 1919 года под давлением англичан войска Бичерахова были отведены из Баку в Дагестан, а в апреле в Баку было допущено правительство Азербайджана (при сохранении английской оккупации этого района).
Англичане также оставили под своим контролем железную дорогу и нефтепровод из Баку в Батуми — основной путь вывоза нефти по суше (вторым была железная дорога Баку — Петровск — Армавир, частично контролировавшаяся Бичераховым). Нефть являлась главным источником дохода Азербайджана, но основным путём её вывоза всегда оставалась Волга — при этом Астрахань находилась в руках большевиков, остро нуждавшихся в топливе.
Для белых коммуникации по Каспийскому морю были не менее важны, поскольку оно разделяло войска Колчака и Деникина — две главные военные группировки белого движения. Белые на востоке России имели достаточно войск, но им не хватало профессиональных офицерских кадров, которых у Деникина наблюдался едва ли не избыток. Кроме того, многие прибрежные пункты (включая Петровск) испытывали нехватку питьевой воды, которую приходилось доставлять морем.
Боевые действия на западном берегу Каспия (в Дагестане и Калмыкии) велись в основном у побережья, что делало крайне важной поддержку войск с моря — в особенности высадку морских десантов. В этих условиях борьба за господство в регионе неизбежно сводилась к контролю над крупнейшими прибрежными пунктами северной части Каспийского моря: Петровском, Астраханью (в устье Волги), Гурьевым (в устье реки Урал), а также Фортом-Александровским — единственным портом и крепостью на восточном берегу моря."
Источник: Владислав Гончаров «Морская война на Каспии: год 1918-й» | Warspot.ru
"Красные не имели крупных морских судов, и для действий в море им пришлось вооружать относительно небольшие речные пароходы, уступавшие кораблям противника и в размерах, и в мореходности. С другой стороны, у них имелось серьёзное преимущество: через Мариинскую систему и Волгу можно было перебрасывать с Балтики старые эсминцы — мелкосидящие, быстроходные и хорошо вооружённые. Летом 1918 года эти эсминцы показали себя в боях на Волге: в частности, на их счету захват под Сарапулом знаменитой «баржи смерти», на которой ижевские повстанцы содержали арестованных политических противников.
К концу 1918 года в составе красной Каспийской флотилии числились шесть минных крейсеров типа «Доброволец» («Туркменец-Ставропольский», «Украйна», «Войсковой», «Москвитянин», «Финн» и «Эмир Бухарский»), а также пять истребителей более старой постройки (эпохи русско-японской войны): «Дельный», «Деятельный», «Достойный», «Расторопный», «Сторожевой». Первые при нормальном водоизмещении в 650–730 т, скорости в 25–27 узлов и осадке до 3,3 м имели по два 102-мм орудия и по два-три 457-мм торпедных аппарата. Вторые при водоизмещении 380 т и скорости 25–26 узлов несли по два 75-мм орудия и два 457-мм торпедных аппарата, имея несколько меньшую осадку — 2,6 м. По меркам Каспийского театра военных действий это были весьма мощные корабли. Правда, до конца навигации 1918 года торпеды для них в Астрахань так и не прибыли."
Источник: Владислав Гончаров «Морская война на Каспии: год 1918-й» | Warspot.ru
"Самой же массовой (по своему серийному выпуску) и особо почитаемой радистами как спецслужб Красной Армии, HКВД, НКГБ, так и партизанских отрядов была радиостанция «Север» (или «Северок», как её любовно называли и боготворили радисты того времени). Радиостанция — симплексная, телеграфная, переносная, с батарейным питанием, собрана на трёх лампах. Рабочие диапазоны частот: на приём — 3,62…12,25 МГц, на передачу — 3,62…6,25 МГц, выходная мощность передатчика, собранного на лампе 2П4М, — 2,5 Вт.
История её создания такова. В 1939 г. в Московском электротехническом институте связи защищал дипломный проект Борис Михалин. Его научным руководителем был доктор технических наук, профессор Борис Павлович Асеев (1901—1965), который в это же время работал в должности заместителя по науке в HИИ связи Hаркомата обороны (HИИС HКО). Темой проекта была портативная радиостанция для геологов. После защиты дипломного проекта Б.П. Асеев привлёк Б. Михалина на работу в HИИС HКО, который находился в с. Воробьёво (ныне Воробьёвы горы).
…
Борис Михалин на основе своего дипломного проекта приступил к разработке для военной разведки радиостанции «Омега» (перед войной был изготовлен единственный опытный экземпляр).
…
С декабря 1941 г. на Ленинградском заводе им. Козицкого начался её серийный выпуск (под наименованием «Север» — до 300 ед. в месяц), а с 1942 г. (уже в блокадном городе) начался выпуск её модификации — «Север-бис» (до 2000 ед. в месяц). Радиостанция "Север-бис" отличалась от базовой модели работой на фиксированных частотах с применением сменных кварцевых резонаторов. "
Источник: Георгий Члиянц, «Коротковолновики — радисты-разведчики и их аппаратура» (Журнал «Радио» №2/2013)
К сожалению, не видно есть ли на правом боку радиостанции «Север» гнездо под красный цилиндр — сменный кварцевый резонатор. Если есть - перед нами модель «Север-бис».
Танковая радиостанция 10РТ-26Э (применено экранированное соединение между передатчиком и антенной). Трансивер этого типа устанавливался на послевоенных Т-34-85.
Шефское знамя астраханского Совета рабочих, крестьянских, ловецких и красноармейских депутатов с надписью «Стальным колоннам красной гвардии и красных партизан в знак 13-й годовщины победы астраханского пролетариата над буржуазией и белым казачеством»
"Приводим воспоминания Рэма Самуиловича Гаухмана (после войны — UA3CH, позже — U3CH) о радиостанции «Север»: "Прежде всего, почему с 1942 г. и до начала 1944 г. на ручках и передней панели «Северка» были английские надписи. Мне в результате поисков удалось выяснить из ряда литературных источников, а также из личных бесед с известным радистом H. H. Стромиловым, имевшим непосредственное отношение к производству и использованию разведчиками и партизанами легендарной радиостанции в годы Великой Отечественной войны, следующее. Эти надписи должны были ввести в заблуждение гитлеровскую агентуру. И цель была достигнута. Оказывается, гитлеровцы долгое время считали, что радисты и сам аппарат (по сути, трансивер) заброшены в СССР англичанами. Наша же разведка, получая необходимую информацию, организовала соответствующие контрмеры.
Теперь о лампах. Специальная советская лампа для "Севера" вообще не создавалась. Дело обстояло так. В связи с отсутствием запаса американских ламп "24" (военный аналог Т-28) пришлось искать замену. Один из специалистов предложил использовать низкочастотные пентоды СБ-244, имевшиеся на ленинградском заводе "Светлана" и уже применявшиеся в предвоенные годы в вещательных батарейных приёмниках "БИ-234", "РПК-9" и ряде других усилителей НЧ. Их цоколёвка и режим полностью соответствовали американским "24". В инструкции к радиостанции «Север» указывалось, что вместо американских ламп "24" «Север» укомплектован равноценными лампами СБ-244. Правда, их мощность не превышала 1,5…2 Вт, а срок службы, по сравнению с американскими, из-за малой эмиссии катода уменьшался с 750 до 200 часов. Поэтому с 1944 г. на вооружение поступили «Северки» с лампами СО-257, обеспечивающими мощность 3…3,5 Вт".
Источник: Георгий Члиянц, «Коротковолновики — радисты-разведчики и их аппаратура» (Журнал «Радио» №2/2013)
Представьте себе печальные события гражданской война. Деникин гонит советские войска на Юге вглубь страны. Карта РСФСР всё сильнее напоминает дерево. Его тонкий ствол — река Волга, по которой происходит снабжение центральных районов хлебом и сырьём. Перережь пути снабжения и кормить армию и население будет нечем, да и без нефти молодой республике придётся туго.
Астрахань прикрывает устье Волги. Именно поэтому здесь, в апреле 1918 года создаётся Военный флот Астраханского края. В мае - сентябре состав флота пополнили отряд балтийских матросов и моряки Каспийской военной флотилии. В октябре 1918 года местное военное формирование преобразовали в Астрахано-Каспийскую военную флотилию. Задачи остались прежними: подавление контрреволюционных выступлений, защита нефтепромыслов и судоходства. Моряки флотилии активно участвовала в укреплении советской власти на Каспии и в низовьях Волги.
В конце 1918 — начале 1919 года 11-ая армия красных терпит ряд поражений от деникинских войск. Остатки армии отступают в двух направлениях: через Кизляр к Астрахани и за реку Маныч к 10-й Красной Армии. К февралю из 120 тысяч бойцов в Астрахани собралось меньше половины. Население в городе значительно увеличивается, а продовольствия не прибавляется. 26 февраля 1919 года Реввоенсовет Каспийско-Кавказского фронта издает приказ об уменьшении хлебного пайка для красноармейцев с двух фунтов до одного. Сокращается и паёк для гражданского населения: первой категории — до одного фунта в день, второй категории — 1/2 фунта, третьей — 1/4 фунта. Одновременно Ревком обязывает продовольственные органы вдвое увеличить рыбный паёк и выдавать рыбу более высокого качества.
27 февраля, в день издания Ревкомом приказа о сокращении хлебного пайка, С. М. Киров выступает на происходившей в то время 2-й астраханской губернской партийной конференции. Отметив тяжелое положение страны, неудачи Красной Армии на Северном Кавказе, распространение в армии эпидемии тифа и тяжёлое положение с продовольствием, Киров говорит: «Едоков здесь увеличилось, но хлеба достаточно не поступило, что нас и заставило сократить хлебный паёк, потому теперь на нашей партии лежит большая обязанность удержать массы в этот переживаемый момент. Я надеюсь, что мы выйдем победителями из этого положения».
В Самару направляются специальные гонцы за хлебом. По распоряжению Кирова у местной буржуазии реквизируют дома, медикаменты, запасы продовольствия для обеспечения больных и раненых бойцов. Киров обращается к женщинам города с призывом оказать бойцам помощь: дежурить в госпиталях, шить обмундирование для красноармейцев. Обращаясь к врачам, медсестрам, он просит их отдать весь их опыт, знания для борьбы с тифом. В Астрахани создаются стационарные госпитали, четыре госпитальных корабля, четыре дезинфекционных отряда.
На ряде заводов («Кавказ и Меркурий», бывших заводах Нобеля, Норена и др.) проходят подпольные собрания. Местным органам советской власти предъявляют ультимативные требования — развернуть свободную торговлю, увеличить хлебный паёк и др. Была даже созвана конференция представителей некоторых заводов, на которой антисоветские элементы протащили резолюцию с угрозой забастовки.
Моряки Каспийской флотилии, слушатели курсов командного состава и гарнизон приведены в боевую готовность. Судам Астрахано-Каспийской военной флотилии дан приказ командам на берег не отлучаться, усилить вахтенную службу и быть готовыми к выступлению.
Ровно в 10 часов утра 10 марта раздаются гудки мастерских и причальных службы компании «Кавказ и Меркурий». Сигнал, скорее всего, подавал лидер местного фабзавкома анархист Зазнобин. Объявляют забастовку портные — это один из самых организованных астраханских профсоюзов, традиционно поддерживавший большевиков. Ладно, портные, их немного. Но чтобы не поднялась основная сила — речники и рабочие судоремонта, порт оцеплен матросами. На выручку блокированным транспортникам выдвинулись судостроители.
Цепочка моряков стоит, выставив винтовки с примкнутыми штыками. Один из решительных рабочих хватается за винтовку, стараясь ее вырвать. Матрос протыкает рабочего штыком, отчего в толпе возникает ожесточение. Оказавшему сопротивление разбивают голову камнем, отбирают винтовку. Матросы отбиваются от толпы выстрелами в воздух, но восставшие уже прорываются в порт.
На территории порта разъяренные рабочие встречают взвод мобилизованных солдат, который разоружают в течение двух минут. К восставшей саперной роте присоединяется часть 45-го стрелкового полка, расквартированная на Эллинге. В общей сложности расположение части покидает 674 солдата. Не все части гарнизона готовы участвовать в подавлении восстания. 1-му эскадрону Калмыцкого полка удаётся сохранить нейтралитет, но многие другие за отказ заплатили жизнью. В хронике того дня содержится очень жестокая и трагичная запись: «3-я легкая батарея отказалась выступать, за что и была переколота». Расчеты третьей батареи переколоты за отказ вести артиллерийский огонь по рабочим.
Восставшие горожане и солдаты 45 стрелкового полка занимают помещение Эллинго-Вакандинского райкома партии, район церкви Иоанна Златоуста. В распоряжении Ревкома только триста мусульман, коммунистический Железный полк и моряки.
«В 17.15 в небе появился самолет. Авиатор — бывший эсер Торосов обстрелял мятежников из пулемета, не добившись, разумеется, какого-то заметного результата. Заодно Торосов раскидал листовки, после чего пилот приземлился у железнодорожного вокзала.
В доме Розенблюма стали расстреливать пленных красноармейцев. Их спасла контратака матросов и мусульман. Атаке предшествовало событие, позже описанное в советской литературе как подавление пулеметной точки повстанцев на колокольне Иоанна Златоуста. На самом деле не было ни пулеметной точки, ни уничтожения артиллерией самой колокольни. Находившийся в плену у повстанцев Шилин описывает, что кто-то поднялся на колокольню, и оттуда раздался звон колоколов, что в создавшейся обстановке логично воспринималось исключительно в качестве военного сигнала. Через минуту грянул орудийный выстрел, и купол колокольни был сбит. По зданию разнесся крик: «Мусульманский полк наступает!» Это, по мнению Шилина, породило среди мятежников панику, и атакой они были выбиты из здания, успев буквально за четверть часа до бегства расстрелять еще двоих пленных. Дом Розенблюма действительно был занят Мусульманским полком, которому в усиление был придан бронеавтомобиль.
…
В 19.30 поступает приказ «наступать и покончить с восстанием во что бы то ни стало.
…
К 23.00 столкновения стихают. Мусульманский полк, сыгравший решающую роль в подавлении выступления, отчитывается о результатах дня. Три пулеметные команды, отработав весь день в секторе от Земляного моста до площади Вейнера, ушли на отдых. Восставшие были рассеяны, 6-й район взят под контроль, не считая его южных окраин, а попавший утром в засаду разъезд конной разведки освобожден.
За день мусульмане взяли в плен двести мятежников, захватили 150 винтовок и массу патронов. Факт взятия пленных свидетельствует о том, что расстрелы захваченных мятежников на поле бое если и практиковались, то не носили тотального характера.»
Источник: Олег Шеин, «К столетию мартовского восстания в Астрахани: часть 4 – "Городские бои 10-11 марта"»
11 марта бунт окончательно подавлен. После подавления мартовского мятежа Ревком проводит в городе ряд собратий, митингов. Рабочие завода «Нобель» на собрании 19 марта постановили: «Признавая свою жестокую ошибку, сделанную в дни 10-11 марта с. г., поддавшись в то время злостной затее белой сволочи, даём клятву впредь всеми силами и средствами защищать рабоче-крестьянскую власть - власть советов».
Точное число погибших неизвестно. При подавлении этих волнений погибли 35 моряков и солдат Железного и Мусульманского полков. Их похоронили 16 марта 1919 года в братской могиле в Морском саду.
Следующее событие, имеющее непосредственное отношение к памятнику погибшим морякам — "участие в боях с бандой Ваулина". 17 декабря 1920 года в Усть-Медведицком округе (ныне территория Волгоградской области) поднял восстание Кирилл Тимофеевич Вакулин, командир караульного батальона слободы Михайловка. Лидер восставших — член РКП(б) с 1918 года, кавалер Георгиевского креста 3-й степени и ордена Красного знамени. Руководители мятежа ставили глобальную цель: «побудить к поголовному восстанию население Дона, не останавливаясь перед распространением этих действий и за пределы Донской области. Лозунг восставших: «Долой комиссаров, да здравствует власть народная на принципах братства, равенства и свободы». Однако, красивая цель не исключала убийств, грабежей и реквизиций.
Разобравшись в ситуации, советская власть бросила на подавление мятежа крупные воинские формирования, в том числе бронелетучку, четыре бронепоезда, танк и три броневика. 16 февраля 1921 года, бывший комполка 2-й конной армии Миронова, а ныне лидер антисоветского восстания, Вакулин погиб в бою. Его сменил кавалер ордена Красного знамени Фёдор Попов — бывший комполка 1-й конной армии Буденного. Под его руководством численность повстанцев достигла 9000 бойцов. Впрочем, к середине 1921 года силы восставших были разгромлены.
Вот так и появился феномен «красного бандитизма». Повстанцы проявляли резко враждебный характер по отношению ко всему, что казалось им отступлением от истинных принципов Советской власти. Той самой власти, в установлении и укреплении которой бывшие красноармейские командиры принимали самое активное участие. В своей борьбе эти наивные, но искренние идеалисты выступали за воплощение в жизнь «истинных» принципов народовластия и социальной справедливости.
Участвовавший в боях с мятежниками сводный отряд моряков в начале 1921 года потерял 21 человека. Они также захоронены в Морском садике.
4 мая 1922 года на братских могилах в Морском садике был открыт памятник морякам Волжско-Каспийской флотилии. Монумент соорудили по проекту астраханского архитектора А.В.Николаева. Архитектурная доминанта — колонна маяка, символ пути к победе революции. Фигурное основание украшено барельефами с изображением раненного моряка, а также гидры империализма, которую пронзает штыком моряк.
Отдельно хочу остановиться на двух морских орудиях. В 1922 году красные военморы вряд ли отдали бы для памятника что-то кроме совершенно устаревших, либо непригодных к ремонту орудий. Ни стволы, ни станки не похожи на распространённые системы (47-мм пушки Гочкиса, 57-мм пушка Норденфельда, 75-мм орудия Канэ). На одном из орудий сохранилась часть примитивного прицельного приспособления – мушка в средней части ствола. Не самое передовое техническое решение даже для морского орудия начала XX века. Вопрос идентификации этих артиллерийских систем ещё ждёт своего настойчивого исследователя, либо продвинутого, незанятого основной работой, мастера поиска в интернете.
В 1958 году к 400-летию Астрахани памятник отреставрировали, но так, что он утратил практически весь архитектурно-лепной декор (звезды, венки, барельефы и т.д.). Тогда же на фигурное основание прикрепили мраморные доски с цитатой из речи С.М. Кирова, произнесённой им 16 марта 1919 года на похоронах моряков. А сказал он тогда следующее: «Спите спокойно славные сыны пролетарской революции. Дело, за которое вы честно сложили свои головы, несомненно, победит.»